Празднуется в Православной церкви 21 ноября по юлианскому календарю (4 декабря по новому стилю) и принадлежит к числу двунадесятых праздников. Впервые праздник упоминается в некоторых месяцесловах VIII века. 

Первые гомилии, посвящённые этому празднику были написаны константинопольским патриархом Германом († 733 год), а немного позднее и патриархом Тарасием († 806 год). 

Широкое распространение праздник получил с IX века, появляются первые два канона праздника: Георгия Никомидийского и Иосифа Песнописца. 

В число двунадесятых праздник вошел в 14 веке.

…когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении.

Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Введение Пресвятой Богородицы во храм

Тициан, Введение во Храм Пресвятой .Богородицы 1534 -1538

Тинторетто. «Введение Марии во храм» 1553-1555 гг. Церковь Санта Мария дель Орто, Венеция

Введение во храм. Фреска Джотто капелла Скровеньи.

Иконорафия.

На иконах "Введение во храм Богородицы" изображается Дева Мария, ее родители, отдающие дочь в руки старцу Захарии, сопровождают Марию юные девы с горящими свечами. Фигура Марии, обычно изображается значительно меньше других фигур, но при этом она одета в мафорий, являющийся традиционной одеждой замужних женщин. Это длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Храм символически изображается в виде кивория - навеса над престолом, поддерживаемого четырьмя колоннами. 

Иногда за фигурой первосвященника изображены открытые врата в Святая святых Иерусалимского храма, где архангел Гавриил, "Ей от детства служитель и в Святая святых питатель" подлетает с хлебом небесным.

Введение во храм. Миниатюра Часослова герцога Беррийского. 15 век.

Действие на иконах развернуто по времени, Богородица изображена дважды: и пред ступенями храма, и в храме. Иногда в композицию иконы в верхней ее части вводят пурпурный велум, покров Божий, перекинутый между строениями или строением и деревом и символизирующий с одной стороны благословение происходящих событий, а с другой - происхождение изображаемых событий в Храме. 

15 век.

Paolo Uccello. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Проспер Пьятти, 


Картина «Введение Марии во храм» французского художника Эсташа Лесюера 1616-1655 гг. 

из собрания Государственного Эрмитажа

Неизвестный художник. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 15 век.

В Католической церкви праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы празднуется 21 ноября по григорианскому календарю, в Коптской церкви 29 ноября.

Икона "Премудрость созда Себе Дом" также называется "Киевская икона Софии Премудрости Божией". Поздняя иконография основывается на тексте из книги Притчей Соломоновых, но в ней можно увидеть и особый акцент на образе Божией Матери как предсказанного пророками "пречистого Храма Спасова, многоценного Чертога и Девы" (кондак Введения Богородицы во храм )

Фреска в Оптиной Пустыни

икона

«Введение во храм Пресвятой Богородицы; XVII в.; Греция. Репродукция www.ruicon.com

* * *
Вводится Девица в храм по ступеням,
Сверстницы-девушки идут за Ней.
Зыблется свет от лампадных огней.
Вводится Девица в храм по ступеням.

В митре рогатой седой иерей
Деву встречает, подняв свои руки,
Бренный свидетель нетленной поруки,
В митре рогатой седой иерей.

Лестницу поступью легкой проходит
Дева Мария, смиренно спеша.
Белой одеждой тихонько шурша,
Лестницу поступью легкой проходит.

17 в.


Старец, послушный совету небес,
Вводит Ее во святилище храма.
Он не боится упреков и срама,
Старец, послушный совету небес.

Белой голубкою скрылась внутри,
Плотно закрылась святая завеса.
Чуждая злым искушениям беса,
Белой голубкою скрылась внутри.

Что вы, подружки, глядите вослед?
Та, что исчезла белей голубицы,
Снова придет к вам в одежде Царицы.
Что вы, подружки, глядите вослед?

Михаил Кузмин, 1909

икона

Репродукция таблетки (иконы, написанной с двух сторон холста)

«Введение во храм Пресвятой Богородицы» (XVI в.) из собрания музея города Суздаля. 

«Введение во храм Пресвятой Богородицы». Мозаика. 

Монастырь Хора в Константинополе (Кахрие Джами) Фрагмент, XIV в. Репродукция www.ruicon.com

Коптская  икона(?)

Введение во храм Пресвятой Богородицы 29х24

Современная икона праздника

ИСТОЧНИК

и отсюда

и сама добавила 10 изображений