По иконографическим канонам средневековой Европы, сцена Сретения изображалось художниками под каменной Алтарной Сенью Храма, слева от Алтря- Мария с младенцем на руках и за ней Иосиф с двумя голубками, символическое приношение храму.
    Справа от Алтаря Симеон Богоприимец устремляющийся к младенцу за ним Анна Проротцица с длинным свитком в руке.

Сретение Dzhotto-di-Bondone.-Prinesenie-vo-hram-1-e1455444072166 (700x374, 86Kb)

Dzhotto-di-Bondone "Принесение во Храм"

Праздник Сретения Господня стал одним из излюбленных сюжетов для европейских художников, о чем свидетельствует наша подборка картин.

Ян ван Скорел. Принесение Христа во храм

«Ныне отпущаеши…»

Переступив порог храмового двора, путники увидели величественного старца, шествовавшего им навстречу. Звали его Симеон. Этому таинственному мужу «было обещано Духом Святым», что он не умрет, пока не встретит Мессию (Христа). 

Согласно средневековому преданию, Симеон был одним из переводчиков Библии на греческий язык. Переводя Книгу пророка Исайи, он усомнился в пророчестве о рождении Мессии-Эммануила от Девы (7 глава), был наказан за это томительным ожиданием и жил неимоверно долго – более трех столетий!
Ученый старец стал олицетворением всего Ветхого Завета, смысл истории которого воплощался в многовековом ожидании Спасителя мира. Симеон одряхлел и устал, его близкие давно ушли в мир иной, и он чувствовал себя чужим на этой земле.

Франческо Бассано-младший. Сретение Господне

Франческо Бассано-младший. Сретение Господне

Но наступил день, замкнувший череду нескончаемых лет, и мудрец, пресыщенный днями, направился в Храм. В Сыне бедного плотника из Назарета Симеон сразу узнал всю жизнь ожидаемого Мессию. «Наконец-то! – вырывается вздох из его груди. – Совершилось! Я дождался Тебя, и теперь могу уйти, чтоб приложиться к праотцам».

Франческо Бассано-младший. Сретение Господне

Франческо Бассано-младший. Сретение Господне

Приняв Богомладенца на руки (и получив за это прозвище Богоприимец), стоя на пороге Нового Завета, переступить который ему не дано, произносит он от лица ветхозаветного человечества свои знаменательные слова, ставшие молитвой и повторяющиеся за каждой Вечерней:

«Ныне отпускаешь Ты с миром слугу Твоего,исполнив слово Твое, Владыка,ибо видели очи мои спасение Твое,уготованное Тобою для всех народов –свет для просвещения язычникови славу народа Твоего Израиля»
(пер. С. Аверинцева)

Фра Бартоломео. Сретение

Фра Бартоломео. Сретение

Символика встречи бесконечно перерастает буквальное значение этого евангельского события, и оно становится встречей Ветхого и Нового Завета, оправданием и исполнением в Иисусе Христе древних мессианских чаяний. Для иудеев Он – слава, для идолопоклонников-язычников – свет.

Фра Анжелико. Принесение во храм. 1432.

Фра Анжелико. Принесение во храм. 143

Прозревая ту борьбу, которая развернется вокруг личности явившегося в мир Христа (ибо Его учение станет камнем преткновения для многих), старец Симеон прибавил, обратившись к юной Марии: «И Тебе Самой душу рассечет меч…». Эти слова будут сопровождать весь крестный путь Богоматери: от обагрившихся кровью невинных младенцев ночных улиц Вифлеема до страшного холма со зловещим названием Голгофа («Череп»).

Таково основное содержание и смысл праздника Встречи-Сретения, завершающего собой цикл рождественских торжеств и воспоминаний, посвященных прославлению явившегося в мир Богочеловека Иисуса Христа.

Филипп де Шампань. Принесение во храм

Филипп де Шампань. Принесение во храм

«Отдание» Рождества

История рождественского цикла и его литургического становления весьма сложна и выяснена лишь в своих общих чертах. Исторически несомненным является то, что из некоего синтетического праздника Тэофании (Богоявления), включавшего в себя целый ряд смысловых аспектов, вырастает постепенно цикл исторических воспоминаний: Рождество в Вифлееме, Крещение на Иордане, Сретение в Храме Иерусалимском. В него включены и менее торжественные праздники, являющиеся как бы производными от этих основных: Неделя святых праотец и др.

Тинторетто. Принесение во храм

Тинторетто. Принесение во храм

Историческая цель и догматический смысл праздников рождественского цикла состоит не только в том, чтобы вспомнить во всех подробностях знаменательные факты земной жизни Иисуса Христа, но, прежде всего, в том, «чтобы выявить, понять и, насколько возможно, пережить тайну Слова, ставшего плотью». 

Стефан Лохнер. Принесение Христа во храм

Стефан Лохнер. Принесение Христа во храм

А поэтому «и не ошибется тот, кто признает его [Сретение] праздником праздников, субботой суббот, назовет [его] святая святых. Ибо здесь сосредотачивается все таинство воплощения Христова, объясняется таинство воплощения Единородного Господа: в нем [воплощении] Младенец Христос был возвеличен и Богом был исповедан, и, сидящий на руках, как на престоле, был явлен Он, Творец нашего естества».

Литература:

Рубан Ю. И. Сретение Господне. (Опыт историко-литургического исследования). СПб., 1994. – 213 с., илл. 

(Приведены подробные библиографические указания.) 

Рубан Ю. Христианский литургический календарь: История и источниковедение (На примере праздника Сретения).

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: РГГУ, 1997.

Себастьян Бурдон (1616 Монпелье - 1671 Париж) - Принесение во храм

Себастьян Бурдон (1616 Монпелье — 1671 Париж) — Принесение во храм

Сретенье – Иосиф БродскийАнне Ахматовой

Когда Она в Церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке Храма.

Тот Храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

Рембрандт. Симеон и Анна узнают Господа в Иисусе. 1627

Рембрандт. Симеон и Анна узнают Господа в Иисусе. 1627

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил:

«Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это

Дитя: Он – Твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем». – Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.

Принесение Христа во храм. Миниатюра кармелитской рукописи. Лондон. 1375

Принесение Христа во храм. Миниатюра кармелитской рукописи. Лондон. 1375

Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами Храма, как некая птица,

что в силах взлететь, но не в силах
спуститься.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,

Питер Кук ван Альст. Принесение во храм

Питер Кук ван Альст. Принесение во храм

Мария молчала. «Слова-то какие ...»
И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,

предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия

даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет

согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле
для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он

шагал по застывшему Храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда

раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела

уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами Храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,

но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг

пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Март, 1972 г.

Пальма иль Джоване. Принесение Христа во храм

Пальма иль Джоване. Принесение Христа во храм

Матиас де Торрес. Принесение во храм

Матиас де Торрес. Принесение во храм

Игорь Онуфриенко. Сретение

Есть Бог и я, есть я и Бог —
Две неразрывных единицы…
Исканий искренних итог
Позволил нам соединиться.

Из всех дорог — дорога в храм!..
Остановлюсь на перепутье —
В благодаренье тем слезам,
В благодаренье той минуте,

Когда в безмолвии греха
Уста открылись покаянью,
Внимая пламенным стихам
В лучах надмирного сиянья.

Через людей — к людским сердцам.
Через людей — к попытке верить.
Открыта всем дорога в храм —
Лишь отвори молитвой двери.

Навстречу чуду, человек!
В счастливом, радостном прозренье
Вольемся в благостный завет
Души и Духа единенья!

***

Мастер Сан-Северино из Кельна. Принесение Христа во храм

Мастер Сан-Северино из Кельна. Принесение Христа во храм

Александр Бехтин. Сретенье

В беззвучной тишине услышать,
И в шуме городском узнать.
Не обмануться,
И не разминуться.
Увидеть,
Полюбить,
Понять.
Не заслониться
И не отвернуться.
И слепнувшей душой прозреть!
И разглядеть.
И, умалив себя, суметь
Открыться,
В преклонении склоняясь.
Расплакаться,
Омыться,
И принять!
И возвратиться,
Чтоб себя узнать.
А в будущем, чему бы не случиться,
Всегда надеяться,
Держаться
И молиться.
И больше не терять.

14 февраля 2012 года

Лоренцо Лотто. Принесение во храм

Лоренцо Лотто. Принесение во храм

Дуччо ди Буонисенья. Принесение во храм. 1308-1311

Дуччо ди Буонисенья. Принесение во храм. 1308-1311

Джотто. Принесение во храм

Джотто. Принесение во Храм - 1305 Капелла Скровеньи, Падуя

Джотто ди Бондоне. Принесение во храм

Джотто ди Бондоне. Принесение во храм

Джованни ди Паоло. Принесение во храм. 1440

Джованни ди Паоло. Принесение во храм. 1440

Джеймс Тиссо. Сретение.

Джеймс Тиссо. Сретение.

Гербранд ван ден Экхоут. Принесение во храм

Гербранд ван ден Экхоут. Принесение во храм

Ганс Гольбейн Старший. Принесение Христа во храм. 1500–01

Ганс Гольбейн Старший. Принесение Христа во храм. 1500–01

Витторе Карпаччо. Принесение во храм

Витторе Карпаччо. Принесение во храм

Арент де Гелдер - Гимн Симеона, ок 1700-1710.

Арент де Гелдер — Гимн Симеона, ок 1700-1710.

Андреа Мантенья. Принесение во храм. Ок. 1460.

Андреа Мантенья. Принесение во храм. Ок. 1460.

Амброджо Лоренцетти. Принесение во храм. 1342

Амброджо Лоренцетти. Принесение во храм. 134

Сретение Стефан Лохнер (437x700, 130Kb)

Стефан Лохнер "Сретение", 1445. 35,5 × 22,5. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон.Сретение ок 1200 г. Алтарь в церкви Св.Марии Авия Масолл Барселона музей искусств Каталонии1200_sreten (470x450, 140Kb)

Сретение Джон Свенсон 2002  (207x700, 40Kb)

автор подборки Орлова Анна

 Источник