Анри Матисс (Heni Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. 

Он выставляет ряд работ.Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.

 В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.

В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
"Автопортрет" 1918 года, Музей Матисса, Ле Кате-Камбре, Франция

В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. 

Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов.

 В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. 

В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

Посуда и фрукты. 1901  Эрмитаж (700x575, 189Kb)
"Посуда и фрукты" 1901 Эрмитаж
Женщина в шляпе. 1905. (510x700, 168Kb)
"Женщина в шляпе" (Портрет жены) 1904 - Представлена в Салоне 1905 года.

Натюрморт с вазой, бутылкой и фруктами  1903-6  Эрмитаж (700x573, 214Kb)
"Натюрморт с вазой, бутылкой и фруктами" 1903-1906 Эрмитаж

Площадь в Сен-Тропе. 1904. Музей искусств, Копенгаген (425x600, 122Kb)
"Площадь в Сен-Тропе" 1904 Музей искусств, Копенгаген

Окно 1916  Детройский институт искусств (470x600, 95Kb)
"Окно" 1916 Институт искусства, Детройт

Поднятое колено  1922 Ч.к. (583x700, 125Kb)
"Поднятое колено" 1922, Частное собрание

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно — танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.

Ранние натюрморты Матисса

085 (700x585, 183Kb)
1890 (700x560, 155Kb)
"Натюрморт" 189
090 (700x597, 189Kb)
Читающая женщина 1894 (547x700, 177Kb)

"Читающая женщина" 1894

Служанка 1896 (576x700, 155Kb)
"Служанка" 1896

Голубой горшок и лимон. c. 1897. Холст, масло. Эрмитаж (700x576, 145Kb)
"Голубой горшок и лимон" 1897. Холст, масло. Эрмитаж

Обеденный стол  1897 (700x545, 224Kb)
"Обеденный стол" 1897

096 (700x567, 261Kb)

097 (700x586, 200Kb)

098 (563x700, 208Kb)

101 (476x700, 153Kb)

"Автопортрет"

103 (564x700, 174Kb)

122 (700x577, 290Kb)
Натюрморт с апельсинами 1899 (700x537, 232Kb)
"Натюрморт с апельсинами 1899

Мастерская на чердаке. 1903. Холст, масло. Фитцвильямский музей, Кэмбридж, Великобритания (574x700, 94Kb)
"Мастерская на чердаке" 1903. Холст, масло. Фитцвильямский музей, Кэмбридж, Великобритания

Счастье существования (Радость жизни). 1905-06 Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания (700x511, 33Kb)
"Счастье существования (Радость жизни)" 1905-06 Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания

233 (551x700, 160Kb)

Матрос 1906 (558x700, 241Kb)
"Матрос" 1906

Натюрморт с апельсинами_1899 (700x593, 179Kb)
231 (486x700, 122Kb)
529 (562x700, 208Kb)
015 (566x700, 229Kb)
225 (541x700, 198Kb)
49 (457x700, 93Kb)

Необычные портреты Матисса

480 (700x569, 89Kb)
568 (700x559, 190Kb)
Анри Матисс Автопортрет 1900 г. Музей Центра им. Жоржа Помпиду (572x700, 156Kb)
"Автопортрет" 1900 Цента им. Жоржа Помпиду
473 (486x700, 121Kb)
606 (476x700, 164Kb)
592 (579x700, 184Kb)
Огюст Пеллерен II 1916 (443x700, 106Kb)
"Огюст Пеллерен" (II) 1916
Грета Молл. 1908 Национальная галерея, Лондон (557x699, 71Kb)
"Грета Молл" 1908, Национальная галерея, Лондон
Автопортрет в полосатой майке. 1906  ГМИ  Копенгагена (583x700, 167Kb)
"Автопортрет в полосатой майке" 1906 ГМИ Копенгагена
Портрет жены художника. 1912-13   Эрмитаж (453x700, 114Kb)
"Портрет жены художника" 1912-13 Эрмитаж
Итальянка 1916 (525x700, 130Kb)
"Итальянка" 1916
Айша и Лоурет (Aicha and Lorette)  1917 (700x564, 136Kb)
"Айша и Лоурет" (Aicha and Lorette) 1917
Белое Перо  1919 (563x700, 130Kb)
"Белое Перо" 1919
Портрет Солы Стейн  1916 (539x700, 115Kb)
"Портрет Сары Стайн" 1916

В 1914 году лучшие работы Матисса, которые принадлежали Майклу и Саре Стайн, исчезли в Германии, когда принимали участие в выставке в Берлине незадолго до начала Первой мировой войны. Два года спустя Матисс осуществил парные портреты Майкла и Сары Стайн, своих самых преданных ранних коллекционеров, компенсируя потерянные ими произведения в Берлине.

Портрет (524x700, 81Kb)
"Портрет Майкла Стайна" 1916

Чай, 1919 (652x439, 134Kb)
"Чаепитие в саду" 1919

220 (493x700, 129Kb)
582 (538x700, 169Kb)

583 (700x510, 181Kb)
Lorette with Cup of Coffee, 1917 (480x700, 131Kb)
"Lorette with Cup of Coffee" 1917

608 (511x700, 182Kb)
"Фигура на фоне орнамента" 1925-26. Центр Помпиду, Париж
Лауретт в белом тюрбане. 1916  Ч.к. (525x700, 123Kb)
"Лауретт в белом тюрбане" 1916 Ч.к
Балерина, гармония в зелёном. 1927. Ч.к. (472x700, 160Kb)
"Балерина, гармония в зелёном" 1927. Ч.к
Грета Прозор  1916 (459x700, 139Kb)
"Грета Прозор" 1916
Андре Дерен  Портрет Анри Матисса 1905 (518x700, 160Kb)
Андре Дерен "Портрет Анри Матисса" 1905

Мадам Матисс  1907 (572x700, 162Kb)
"Мадам Матисс" 1907
Сон 1935 (554x700, 195Kb)
"Сон" 1935

Ещё натюрморты Матисса
pic170 (700x574, 250Kb)
Голубая скатерть. 1909 (700x534, 133Kb)
"Голубая скатерть" 1909

pic182 (610x700, 187Kb)
Греческий торс с цветами 1919 (528x700, 145Kb)
"Греческий торс с цветами" 1919
Ваза с апельсинами. 1916. Ч.к. (684x577, 84Kb)
"Ваза с апельсинами" 1916. Ч.к.
pic541 (561x700, 151Kb)
Натюрморт с зеркалом  (552x700, 142Kb)
"Натюрморт с зеркалом"

Интерьер со скрипкой. 1917-18  ГМИ Копенгагена (538x700, 109Kb)
"Интерьер со скрипкой" 1917-18 ГМИ Копенгагена
613 (700x577, 185Kb)
pic579 (700x583, 210Kb)
Натюрморт (700x560, 173Kb)

И снова портреты

Женщина в шляпке с цветами   1919 (582x700, 215Kb)
"Женщина в шляпке с цветами" 1919

Балерина.1927  Коллекция Отто Кребса, Холцдорф. Сейчас в Эрмитаже (538x700, 110Kb)
"Балерина" 1927 Коллекция Отто Кребса, Холцдорф. Сейчас в Эрмитаже

Девушка в голубой блузке (Портрет Лидии Делекторской, помошницы художника). 1939  Эрмитаж (524x700, 113Kb)
"Девушка в голубой блузке" (Портрет Лидии Делекторской, помошницы художника). 1939 Эрмитаж

Девушка в розовом 1942 (398x700, 129Kb)
"Девушка в розовом" 1942

Девушка в зелёном с гвоздикой. 1909. Эрмитаж (579x699, 87Kb)
"Девушка в зелёном с гвоздикой" 1909. Эрмитаж

Портрет Маргариты   1906-1907 (590x700, 172Kb)
"Портрет Маргариты" 1906-1907

Девочка с зелеными глазами, 1908 (531x700, 159Kb)
"Девочка с зелеными глазами" 1908

Три сестры  1916 (537x700, 185Kb)
"Три сестры" 1916

Урок музыки. 1917  Фонд Барнса, Линкольнский у-т (590x700, 175Kb)
"Урок музыки" 1917 Фонд Барнса, Линкольнский университет

Лоурет в красном платье  1917 (564x700, 152Kb)
"Лоурет в красном платье" 1917

Ивонна Ландсберг. 1914. Офорт Филадельфийский музей искусства (453x700, 169Kb)
"Ивонна Ландсберг" 1914. Офорт Филадельфийский музей искусства

Лоретт в зеленом платье, на черном фоне 1916 (511x700, 124Kb)
"Лоретт в зеленом платье, на черном фоне" 1916

612 (547x700, 182Kb)

Восточные темы в живописи Матисса

Гармония в красных тонах. 1908. Х, м. Эрмитаж (700x570, 185Kb)
"Гармония в красных тонах" 1908. Х, м. Эрмитаж

Жительница  Цоры на террасе. 1912   ГМИИ им. А.С.Пушкина (600x700, 164Kb)
"Жительница Цоры на террасе" 1912 ГМИИ им. А.С.Пушкина

Мавританская  комната 1923 The Moorish Floor (541x700, 211Kb)
"Мавританская комната" 1923

Одалиска в красных шароварах, 1917 (650x530, 77Kb)
"Одалиска в красных шароварах" 1917

Марокканский сад  1912 (481x700, 169Kb)
"Марокканский сад" 1912

Марокканец в Грециии. 1912-13.  Эрмитаж (465x700, 100Kb)
"Марокканец в Грециии" 1912-13. Эрмитаж

602 (700x528, 173Kb)
"Одалиска с магнолией" 1924

Разговор. 1909 (590x480, 96Kb)
"Разговор" 1909

Азия  1946 (488x700, 154Kb)
"Азия" 1946

020 (700x541, 63Kb)

Синяя обнаженная с волосами на ветру   1952  Blue_Nude_with_Hair_in_the_Wind (530x700, 71Kb)
"Синяя обнаженная с волосами на ветру" 1952

Голубая обнаженная 1907 (700x450, 82Kb)
"Голубая обнаженная. Воспоминание о Бискре" 1907

Данная картина была написана после визита в Алжир. В своем непонятном исполнении, жестокой конфигурации и закрученной позе эта картина является одной из ключевых работ в его карьере и в западном искусстве в целом.

Женщина с зонтиком  1905 (534x700, 203Kb)
"Женщина с зонтиком" 1905

Две девушки 1941 (554x700, 180Kb)
"Две девушки" 1941

Проблеск Нотр Дама  Glimpse_of_Notre_Dame (509x700, 87Kb)

"Очертания Нотр-Дам ночью" 1902

pic590 (547x700, 201Kb)
Роскошь, покой и наслаждение. 1904 Центр Жоржа Помпиду, Париж (700x593, 281Kb)
"Роскошь, покой и наслаждение" 1904 Центр Жоржа Помпиду, Париж

Рисунки Матисса

Женский портрет 1945 (468x640, 74Kb)
"Женский портрет" 1945

Портрет Ильи Эренбурга (502x640, 115Kb)
"Портрет Ильи Эренбурга"

Портрет женщины с распущенными волосами (391x640, 75Kb)
"Портрет женщины с распущенными волосами"

Портрет Маргариты. 1906 - 1907. Тушь (364x480, 51Kb)


Woman in Profile (Turned to the Left), 1935 (700x548, 70Kb)
"Женщина в профиль"

Анри Матисс (Henri Matisse) (298x389, 37Kb)

Henri Matisse