Материал подготовила: Юлия Сидимянцева

Минимальный набор предметов, игра с зеркальными поверхностями, яркие краски и любопытная личность художника – вот что делало натюрморты Петрова-Водкина уникальными.

Кузьма Петров-Водкин родился 24 октября 1878-го года в городке Хвалынск где-то между Самарой и Саратовом, на берегу полноводной Волги, в семье сапожника. С детства мальчик много времени проводил на природе, исследовал окружающие городок холмы и яблоневые сады, а также познакомился с двумя местными иконописцами, которые и приоткрыли ему завесу мира искусства. После окончания четырёхклассного городского училища Петров-Водкин он совершил неудачную попытку поступить в железнодорожное училище в Самаре он всё-таки осознал, что его дорога ведёт в искусство.

Некоторое время Петров-Водкин занимался у художника-вывесочника Бурова, а после его смерти создал с приятелями артель живописцев-вывесочников. Но главной удачей в его жизни стала демонстрация своих работ придворному архитектору Р. Мальцеру, приехавшему проектировать дачу петербургской даме И. Казариной, сестре хозяйки, у которой работала в то время мать Петрова-Водкина. 

Работы юного художника поразили и Мальцера, и Казарину. Заручившись их поддержкой, Петров-Водкин отправился в Петербург и сдал экзамен в Центральное училище технического образования барона Штиглица. Проучившись там два году, Петров-Водкин отправляется в Москву, где в то время работал авангард русского искусства – Серов, Левитан, Трубецкой, Коровин. Там он учится вместе с будущими выдающимися художниками – Машковым и Сарьяном. С последним у него завязывается дружба на всю жизнь.

Острый ум Петрова-Водкина не ограничивается живописью. 

Он также изучает космогонию и психологию, химию и физику, музыку и литературу, что помогает ему постигнуть сложные закономерности живого и неживого мира. Особенно ярко эти поиски отобразились на знаменитых натюрмортах Петрова-Водкина.

Впрочем, само понятие «натюрморт» («мёртвая природа») некорректно использовать относительно ярких, радостных и таких живых предметных композиций Петрова-Водкина. Натюрморты Петров-Водкин начал писать уже в зрелом возрасте, когда его сверстники уже давно прошли этот этап. Расцвет этого жанра в творчестве художника припадает на 1918-1920-е годы. 

Особое мироощущение художника совершенно преобразило этот статичный жанр.

По набору предметов натюрморты Петрова-Водкина – это документальная летопись эпохи. 

Тощая селёдка, две картофелины и кусок хлеба – это и типовой скромный паёк того времени, и работа «Селёдка» Петрова-Водкина 1918-го года, хранящаяся ныне в Государственном русском музее.

Петров-Водкин. "Селёдка". 1918

Петров-Водкин. "Селёдка". 1918

В свои натюрморты Петров-Водкин любил включать зеркальные и стеклянные предметы – стаканы, самовар, чайник или просто зеркала – играя с рефлексиями. Также во многих натюрмортах появляются изображения других работ художника, что порождает их новую интерпретацию.

В целом, натюрморты Петрова-Водкина очень светлые, лёгкие и радостные, в них – непосредственность художественного восприятия мира и натуры.

Петров-Водкин. "Утренний натюрморт". 1918

Петров-Водкин. "Утренний натюрморт". 1918

Петров-Водкин. "Розовый натюрморт". 1918

Петров-Водкин. "Розовый натюрморт". 1918

Петров-Водкин. "Натюрморт с самоваром". 1920

Петров-Водкин. "Натюрморт с самоваром". 1920

Петров-Водкин. "Натюрморт с розами". 1922

Петров-Водкин. "Натюрморт с розами". 1922

Петров-Водкин. "Натюрморт с зеркалом". 1922

Петров-Водкин. "Натюрморт с зеркалом". 1922

Петров-Водкин. "Натюрморт с письмами". 1925

Петров-Водкин. "Натюрморт с письмами". 1925

Петров-Водкин. "Черёмуха в стакане". 1932

Петров-Водкин. "Черёмуха в стакане". 1932

Петров-Водкин."Натюрморт с чернильницей". 1934

Петров-Водкин."Натюрморт с чернильницей". 1934

Петров-Водкин. "Виноград". 1938

Петров-Водкин. "Виноград". 1938

  Источник