Юрий Алексеевич Сергеев родился 1 апреля 1961 года в Ярославле. Обучался живописи в мастерской портрета и исторической живописи профессора И. Глазунова, Московского государственного художественного института имени Сурикова. Также обучался в Академии художеств (мастерская профессора Манзена) в Штутгарте, Германия. С 1993 года является преподавателем ВАЖВиЗ. Участвовал в нескольких Всесоюзных и зональных выставках. Стиль живописи Юрия Сергеева — это русская реалистическая школа живописи.

Сам автор является настоящим знатоком истории и этнографии. И, пожалуй, главной ценностью этих картин является попытка воссоздать традиции Древней Руси..

"Кого назовет петух"

"Волхв. Русь языческая"

Древнерусское слово «волхв» (вълхвъ) означает «кудесник, волшебник, гадатель». Ближайшие родственные ему слова — старославянское влъснути — «непонятно говорить, бормотать» и влъшьба — «волшебство, колдовство».

Волхвов не следует путать со жрецами. Для восточнославянского язычества было характерно именно отсутствие жреческой касты. Разница между жрецами и волхвами достаточно велика. Если волхв — это всего лишь гадатель, знающий и предрекающий будущее, ближе обычных смертных стоящий к таинственным силам природы, то жрец — избранник Бога, который и дарует своему служителю духовное могущество. Кроме того, статус волхва должен постоянно поддерживаться соответствующими действиями — предсказаниями, успешным излечением болезней и т. д., поскольку волхвом человек называет себя сам и стремится убедить в этом окружающих. Жрецом же может стать только тот, кого изберет и признает в этом статусе особая группа людей, монополизировавшая право на сношения с божеством.

Исторический опыт показывает, что только жреческое сословие способно действенно поддерживать религию, разъяснять ее идеи и давать более отчетливое представление о сложившихся образах, систематизировать и создавать мифологию, — короче, развивать и укреплять в обществе религиозные верования. Там же, где священническая каста представлена одними волхвами, религиозные понятия и представления бывают туманны и непрочны.

Существовал и женский род от слова волхв — «волхва». По всей вероятности, женщины-волхвы проявляли свои сакральные способности в домашнем обиходе, в гаданиях о личной судьбе, в лекарском знахарстве, тогда как мужчины-волхвы производили общественные магические действия.

Сергей Цветков   "Князь Владимир - создатель единой Руси"

"Праздник урожая. Русь языческая"

Осенины – это обобщенное название целой вереницы мероприятий, близких по времени. Своими корнями праздник сбора урожая на Руси уходит к языческим временам, когда за богатый урожай и семейное благополучие славяне благодарили своих богов. В дальнейшем, с приходом Православия, появились новые названия праздников, которые приобрели несколько другой смысл, но многие традиции, заложенные в древности, сохранились и по сей день.

Первые Осенины

Русский православный праздник, символизирующий начало сбора урожая, относится к первым Осенинам и состоит из трех Великих Спасов – медового, яблочного, орехового, которые отмечаются 14, 19 и 29 августа соответственно. С этих дат разрешается пользоваться дарами Природы: пробовать мед, а также собирать яблоки и орехи.

По традиции, сложившейся в этот праздник, сбор урожая начинается с освящения этих продуктов. Из меда, яблок, орехов готовят праздничное угощение, которым следует обязательно делиться с бедными и угощать соседей.

После Орехового Спаса начиналось «бабье лето» и Страда – пора сбора зерновых культур и посева озимых. Обычно в страду работали сообща, стараясь собрать хлеба и засеять поля до наступления холодов.

Вторые Осенины

Страда продолжалась до Дня Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября (день осеннего равноденствия).

В этот день, когда заканчивали сбор урожая, праздник приобретал особенный смысл. Люди прощались с летним теплом, чествовали Солнце, благодарили матушку-Осенину (прообраз Богородицы) за богатый урожай и семейное благополучие, навещали родителей и поминали предков.

После тяжелого совместного труда, на Осенины устраивались ярмарочные гуляния с обменом избытков урожая, а заканчивался праздник общим пиром, где принято было за большим столом мириться, решать сложные вопросы, а также поесть вдоволь, без оглядки на запасы.

Праздник сбора урожая в России и сейчас популярен не меньше, чем в древние времена. Наши современники так же, как и в старину, всем миром работают в полях, а затем, когда закрома заполнены и окончены полевые работы, устраивают традиционные народные гуляния, ярмарки и застолья.

http://holiday.web-3.ru/holidayarticles/?act=full&id_article=34521

"Крестины"

Крещение, по-гречески «баптисма», означает – «погружение в воду». Сам по себе обычай водных погружений очень древний – гораздо древнее христианского крещения.

Одна из древних православных традиций обычай крестить людей в младенческом возрасте. Благодаря Крещению человек вступает в абсолютно иные, чем прежде, глубокие и личные отношения с Богом – отношения верности, послушания и любви. Все это, безусловно, требует от человека его свободного усилия. Бог никогда не спасает человека без свободного изволения самого человека. При этом человек имеет право даже на страшный и ответственный выбор: жить ему с Богом или вне Бога.

«Таинство Крещения»

Александр Савельев

"Крещение"

Крещение – это приобщение через преображенную воду к Богу, к общей истине, к назначению планеты и твоему собственному, как частице ее. Кажется, как просто – хлебнул крещеной водички, окунулся в нее, и ты – в Боге, в его пространстве. Но, как говорится в Библии, «Не наливают в старые мехи новое вино», для истины нужен чистый лист бумаги. Поэтому перед Крещением соблюдали пост, про который говорят: «Пост готовит путь Господу».

Крещенский мороз предваряет крещение водой. Может быть, в этом и состоит таинственная роль мороза в природе – выморозить все ненужное, отмирающее, подготовить место для чего-то нового?

Герман Арутюнов

"Суженый-ряженый, где ты"

"Чур меня"

"Гадальные забавы"

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Показать полностью…
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое“».

.............

Василий Жуковский« Светлана»

"Карты скажут, но не всё"

"Святочные сновидения"

"Святочный вечерок"

"Зимний вечер. Святки"

Начиная с Рождественского Сочельника и до Крещения Господня (19 января), проходят Святки. Это 12 праздничных дней веселья и торжества, посвященные Рождеству Христову.

До принятия Христианства древние славяне в этот период времени праздновали свой зимний праздник – святки. Они устраивали праздничные пиршества и колядование, хождение ряженых и различного рода увеселения. Это был самый веселый праздник зимой, посвященный языческому богу Святовиту.

После принятия славянами Христианства, многие святочные обычаи и традиции древних сохранились и прочно вошли в жизнь православных.

Святки еще называют «святыми вечерами» в память о событиях Рождества и Крещения Христовых. По традициям христиан в это время никто не работал. Православные ходили друг к другу в гости, дарили подарки, оказывали помощь людям преклонного возраста, и обязательно давали подаяние нуждающимся.

В старину, в первый день Святок, разжигался костер, который поддерживался 12 праздничных дней, а с возвышенности пускали горящее колесо. Оно символизировало уход старого года со всеми невзгодами.

Традиционно молодежь в праздничные дни Святок обычно наряжались в праздничные наряды, рядились в различные костюмы. Они танцевали, пели и веселились.

Один из популярных старинных обрядов – это колядование. Коляда – так называли православный обряд, который прославлял праздник Рождества Христова. Собираясь шумной компанией, молодежь переодевалась в тулупы в вывернутые наизнанку, надевали маски, наряжались, брали изображение Вифлеемской звезды и ходили по селу от дома к дому колядовать.

Колядки - это праздничные песни, которые исполнялись юношами и девушками, подходя на порог дома. Они желали благополучие и процветание семье, а также исполняли молитвенные песнопения, прославляя Иисуса Христа. В свою очередь каждый хозяин или хозяйка дома одаривали их подарками и различными угощениями.

Среди молодежи очень популярны были святочные гадания. Обычно гадали девушки. Они уединялись в помещениях, распускали волосы, снимали все обереги, крестик и приступали к таинству ворожбы. Были известны различные способы гадания – это гадание по воску свечи, по травам и цветам, по звукам, использовали зеркало, чтобы увидеть своего суженного. Темы гадания была различны – об урожае, об удаче, о дальнейшей жизни, обо всем, что волновало человека.

Святки сопровождались народными гуляниями, устраивались ярмарки и балаганы, где проходили театрализованные представления. На ярмарках можно было отведать различные угощения, купить подарки и повеселиться от души. Люди собирались шумной компанией устраивали катание на санях, строили снежные крепости и веселились под искрометный юмор скоморохов.

Заканчивались Святки 19 января. В этот день по преданию крестили Иисуса Христа, поэтому Православные Христиане приходили к водоему, чтобы окунуться в ледяной воде. Для этого специально проделывали прорубь на водной поверхности в виде креста. Вокруг проруба все украшалось цветными лентами, узорами из дерева и освещалось Священником. Только после этого православные могли искупаться в прорубе.

Вот так заканчивались святочные гуляния христиан.

«Традиции празднования Святок на Руси»

Людмила Варнава


"Ворожея"


"Невеста"

Девичник (плаканье, подвенёха) назывались обрядовые действия, при которых невеста прощалась с девичеством. Этот обряд проводился в доме невесты, на него созывались все ее подружки. Прощание невесты с девичеством, как правило, начиналось сразу же после сговора и продолжалось до венчания. Девичник символизировал переход девушки в категорию замужних женщин. Прощание невесты с «белым светом» во многих деревнях Европейской России и Сибири происходило на утренней и вечерней заре за околицей деревни, куда она приходила с подругами. В Псковской губернии невеста с девушками под пение грустных песен торжественно шла по деревне, неся в руках маленькую елочку, украшенную ленточками, тряпочками, бумажными цветами, либо букет бумажных цветов.

В деревнях Владимирской губернии невеста причитала о своей вольной жизни, сидя вместе с девушками на лавочке у своего дома. На ее причитания сбегались все женщины деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома ее родственников, у избы, где проходили посиделки. Финалом девичника было так называемое прощание с «девьей красотой», проводимое накануне венчания в доме невесты в присутствии родителей, сестер, братьев и подруг. Практически по всей России символом девичества была «коса - девичья краса». Проводился ритуал прощания невесты с косой: вначале косу заплетали, продавали невесту, а потом вновь расплетали. Заплетали ее так, чтобы ее потом было, как можно труднее расплести: вплетали ленты, шнуры, тесьму, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось печальными песнями девушек и причитаниями невесты. После заплетения косы, подруги или брат невесты торговались с дружкой жениха, прося выкуп за невесту. После получения выкупа девушки расплетали косу под пение песен.

Распущенные волосы демонстрировали готовность невесты к браку, символизировали первый шаг к замужней жизни. Ленты из косы подруги делили между собой. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае в качестве прощания с «девьей красотой» невеста в компании подруг посещала баню. Топили баню рано утром подружки невесты, сопровождая этот процесс специальными песнями. Затем они брали за руку, сидящую в переднем углу избы, невесту и вели в баню. Во главе этого шествия шел дружка жениха, который читал заклятия от нечистой силы, махал кнутом и обсыпал невесту зерном. Процесс мытья в бане был довольно длительным, невесту парили березовым веником, с ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном. Все это сопровождалось пением и причитаниями.

«Традиции русской свадьбы, обычаи, обряды, ритуалы»

Алевтина Перова

"Одевание невесты"

"Рождественский гусь. Сочельник"

"Рождество"

Рождество Христово— один из главных годовых христианских праздников.

Традиции и обычаи отмечать этот великий день передаются из поколения в поколение и являются неотъемлемой частью самобытной культуры каждой страны. Рождество на Руси стали отмечать в Xвеке. День и ночь перед Рождеством, рождественский Сочельник, справляли скромно и спокойно, а следующие дни были по-русски веселыми и задорными.

В Сочельник надо было как следует приготовиться к празднику. Ранним утром жители деревень отправлялись за водой, которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь. Перед Рождеством это делалось по-особенному. По обычаям предков, огонь добывался высеканием искры, причем кремень и кресало в течение 12 дней перед этим лежали под образами. Хозяйка трижды крестилась и, повернувшись к восходящему солнцу, высекала огонь, поджигала от него прут и только после этого растапливала печь, в которой лежало 12 специально выбранных поленьев.

На этом огне готовились 12 постных блюд, среди которых обязательными были узвар— напиток из сушеных фруктов и медом и кутья— каша из пшеницы и ячменя. Кутья с медом называлась «сочивом», отсюда и произошел «сочельник». Кстати, золу от рождественского огня использовали в разных магических обрядах. Сначала взрослые угощали кутьей и узваром домашних животных, дети при этом издавали звуки, напоминающие их голоса, чтобы в новом году с ними не случилось ничего плохого.

Дома обязательно надо было соорудить символ урожая— своеобразный алтарь из снопа ржи и крестьянских орудий. Внося в дом сноп, хозяин снимал шапку и приветствовал хозяйку, словно видел ее впервые: «Дай, Боже, здоровья!». А хозяйка должна была ответить: «Бог в помощь! А что несешь?». Тут мужчина говорил: «Злато, чтоб весь год мы жили богато», останавливался посреди избы, крестился и желал семье счастья, здоровья и долголетия. После этого сноп ставили под иконы, перевязывали его железной цепью, укладывали рядом лемех от плуга и хомут. Хозяйка доставала чистую белую скатерть и накрывала ею все это сооружение.

Не забывали наши далекие родственники и об обряде укрепления здоровья. Глава семьи раскидывал по полу солому, на стол бросал сено, и делал из сена маленький сноп, который ставил под стол. На верхушку копны ставился черепок, в котором курился ладан. Вокруг него раскладывали железные инструменты. Все присутствующие должны были по очереди коснуться их босыми ногами, чтобы здоровье было крепкое, как железо.

А для того чтобы отпугнуть нечистую силу, супруги обходили дом и двор со свежеиспеченным хлебом, медом и маком. Мак разбрасывали в хлеву, а чеснок раскладывали по всем углам.

Вечером во дворе зажигали большой костер, чтобы умершим родственникам на том свете тоже было тепло. Домочадцы стояли около костра в глубоком молчании, поминая ушедших и молясь за них.

Затем ребенок до семи лет, душа которого считалась невинной и безгрешной, клал на сено, лежащее на столе, три испеченных калача, щепотку соли и ставил большую восковую свечу. Только после всех этих обрядов можно было подавать на стол. Все нарядно одевались, и теперь, когда уже все в доме прибрано и готово к празднику, осталось только дождаться появления в ночном морозном небе первой звезды. Вскоре, когда звонкие детские голоса возвещали о появлении звезды, можно было начинать ужинать.

Первым за стол садился отец, за ним— мать, и дети по старшинству. Хозяин, взяв ложку кутьи, читал молитву за покойных родственников. Считалось, что их души в этот день прилетают на землю и все видят. Поэтому специально для них тоже ставили тарелки с угощением. Во время ужина никому, кроме хозяйки, вставать не разрешалось, а разговаривать надо было тихо и спокойно.

Но вскоре уже слышны веселые голоса молодежи, просящих «коляду просказать»:
Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества:
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем дворам,
По всем проулочкам…

В заключение своей песни колядующие, которые ходят славить Христа, поздравляют хозяев с наступлением праздника, и желают всех благ. Радушные хозяева немедленно выносят певцам, у которых один человек специально ходит с мешком, какие-нибудь угощения. Так колядовщики, в сопровождении шумных ребятишек, путешествовали по всей деревне.

С первым утренним ударом колокола все спешили в церковь на праздничное богослужение. После заутрени молодежь устраивала лихие катания с гор на лыжах и санях, сопровождающиеся веселым смехом и песнями.

Теперь праздничный стол изобиловал всякими вкусностями: традиционно готовили студень, молочного поросенка, жареную курицу, свиную голову с хреном, колбасу и медовые пряники.

«Как на Руси отмечали Рождество?»

Екатерина Елизарова

"Бабушкины наряды"

Очевидно, что невеста в традиционной культуре по определению не могла ассоциироваться с «сухим, бесплодным деревом».

Обилие шишек было важным сигналом: «много уродилось еловых шишек - к урожаю ярового, сосновых - ячменя».

Женщины, всегда стремящиеся выглядеть красиво (а в старину красивой считалась плодовитая женщина), в прошлом носили головные уборы, кокошники – шишаки, имитирующие верх ели, усыпанный шишками. А в Сербии невеста несла к венчанию за пазухой реальные шишки (А.В. Гура «Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика», М2012, С.463).

"Иконописец"

"Золотошвейки"

"Деревенская идиллия"

"Простая еда"

"Мысли о вечном",

"Мысли о вечном"

"Пир Ивана Грозного в Александровской слободе"


Пир. “Князь Сереб­ря­ный”

А.К. Тол­стой

Вот как описывает парад­ный цар­ский обед, кото­рый дал Иван Гроз­ный для 700 оприч­ни­ков граф Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич Тол­стой.

«… Множество слуг, в бархатных кафтанах фиялкового цвета, с золотым шитьем, стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах.

Этим начался обед.

Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи.

Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами: вишневым, можжевеловым и черемховым. Другие подавали разные иностранные вина: романею, рейнское и мушкатель. ….

…Слуги, бывшие в бархатной одежде, явились теперь все в парчовых доломанах. Эта перемена платья составляла одну из роскошей царских обедов. На столы поставили сперва разные студени, потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с имбирем, бескостных кур и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подали рябчиков со сливами, гусей с пшеном и тетерок с шафраном

…Уже более четырех часов продолжалось веселье, а стол был только во полустоле.

Отличились в этот день царские повара.

Никогда так не удавались им лимонные кальи, верченые почки и караси с бараниной. Особенное удивление возбуждали исполинские рыбы, пойманные в Студеном море и присланные в Слободу из Соловецкого монастыря. Их привезли живых, в огромных бочках; путешествие продолжалось несколько недель. Рыбы эти едва умещались на серебряных и золотых тазах, которые вносили в столовую несколько человек разом. Затейливое искусство поваров выказалось тут в полном блеске. Осетры и шевриги были так надрезаны, что походили на петухов с простертыми крыльями, на крылатых змиев с разверстыми пастями.

Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости, как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном

… Но вот, по зна­ку столь­ни­ков, убра­ли со сто­лов соль, перец и уксус и сня­ли все мяс­ные и рыб­ные яст­ва.

Слу­ги вышли по два в ряд и воз­вра­ти­лись в новом убран­стве….

Убран­ные таким обра­зом, они внес­ли в пала­ту сахар­ный крем­ль, в пять пудов весу, и поста­ви­ли его на цар­ский стол. Крем­ль этот был вылит очень искус­но. Зуб­ча­тые сте­ны и баш­ни, и даже пешие и кон­ные люди были тща­тель­но отде­ла­ны. Подоб­ные крем­ли, но толь­ко помень­ше, пуда в три, не более, укра­си­ли дру­гие сто­лы.

Вслед за крем­ля­ми внес­ли око­ло сот­ни золо­че­ных и кра­ше­ных дере­вьев, на кото­рых, вме­сто пло­дов, висе­ли пря­ни­ки, ков­риж­ки и слад­кие пирож­ки. В то же вре­мя яви­лись на сто­лах львы, орлы и вся­кие пти­цы, литые из саха­ра.

Меж­ду горо­да­ми и пти­ца­ми воз­вы­ша­лись гру­ды ябло­ков, ягод и волош­ских оре­хов. Но пло­дов ник­то уже не тро­гал, все были сыты. … “

В допол­не­ние — пара любо­пыт­ных фак­тов. Ока­зы­ва­ет­ся сам госу­дарь Иван Гроз­ный на сво­их пыш­ных, цар­ских обе­дах почти ниче­го не ел. По двум баналь­ным при­чи­нам: ока­зы­ва­ет­ся с моло­до­сти он стра­дал коли­том.

Но еще боль­ше он боял­ся быть отрав­лен­ным сотра­пез­ни­ка­ми, что весь­ма широ­ко прак­ти­ко­ва­лось в то вре­мя. Имен­но так была отрав­ле­на его мать — Еле­на Глин­ская. Поэтому, для самого царя блюда ставились на отдельный стол.

Перед тем, как блюдо попадало на царский стол, оно проходило многоступенчатую проверку: сначала его в присутствии дворецкого пробовал повар, затем пробовали слуги, переносившие его в комнату рядом с пиршественной палатой, из которой оно уже подавалось к столу. Последним «снимал пробу» стольник или чашник, непосредственно подававший его на стол.



Русский художник Юрий Сергеев