Венера Урбинская — один из шедевров Тициана. 

Поэтому так интересно узнать, кто же позировал художнику?

А знаете ли вы, что она является прототипом Махи обнаженной Гойи и скандальной Олимпии Эдуарда Мане?

Более того, это не единственная Венера Тициана. 

Теперь подробнее.

Тициан. Венера Урбинская. 1538 г. Галерея Уффици, Флоренция.

Венера Урбинская — один из шедевров Тициана. Поэтому так интересно узнать, кто же позировал художнику?

А знаете ли вы, что она является прототипом Махи обнаженной Гойи и скандальной Олимпии Эдуарда Мане?

Более того, это не единственная Венера Тициана. Теперь подробнее.

1. Венера Урбинская вовсе не богиня?
Венера Урбинская лежит на постели расслабленная. Красивая. Уверенная. Ее Тициан написал по заказу герцога Урбинского. В качестве подарка молодой жене.

Многое говорит о земном происхождении героини. Она лежит в обстановке богатого дома. Две служанки подбирают наряд для своей госпожи.

Раз такая земная обстановка, то может изображена реальная женщина? Кто же позировал Тициану?

Посмотрите, насколько Венера похожа на дочь Тициана. Неужели моделью была Лавиния?

Тициан. Портрет девушки (Лавиния). Фрагмент. 1545 г. Национальный музей Каподимонте в Неаполе, Италия.

Но вряд ли любящий отец стал бы просить дочь позировать обнаженной. Он слишком берег ее репутацию. 6 лет выбирал ей жениха. Пока не выдал за богатого дворянина.

Сходство мы можем найти и с матерью заказчика. С Элеонорой Гонзага. Тем более, что рядом с Венерой — точно такая же собачка

Тициан. Элеонора Гонзага. 1538 г. Галерея Уфицци, Флоренция, Италия

Нет, вряд ли аристократка согласилась позировать обнаженной.

Есть ещё одна претендентка на роль Венеры.

Незадолго до создания Венеры Урбинской жизнь художника изменилась. Он долгое время жил затворником. Но вот каждый вечер к Тициану стала приезжать некая особа. Ее образ стал появляться на его картинах. В том числе мы видим ее на полотне из Эрмитажа.

Тициан. Портрет молодой женщины. 1536 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт Петербург. Hermitagemuseum.org

Вряд ли для Венеры художнику позировала конкретная женщина. Скорее Тициан создал собирательный образ. И наделил этот образ чертами идеальной для него женщины.

Поэтому похожие черты проскальзывают у многих дам. И у дочери. И у заказчицы. И у возлюбленной.

2. У Венеры Урбинской была предшественница

За 30 лет до создания Венеры Урбинской, Джорджоне начал писать свою обнаженную богиню. Но не успел ее закончить. Он умер от чумы.

Тициан, его друг, дописал несколько картин Джорджоне. В том числе его Венеру.

Джорджоне. Венера спящая. 1510 г. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Очевидно, что Тициан воспользовался образом, когда-то созданным. Что это? Плагиат?

Вряд ли. Тициан был слишком великим художником, чтобы заимствовать чужие сюжеты и образы. Его фантазии и смелости хватило бы на нескольких художников.

Может, это дань уважения к своему гениальному другу? Возможно. Причём Тициан не боялся затмить шедевр Джорджоне.

Они похожи лишь позами. В остальном они такие же разные, как день и ночь. Как зима и лето. Венера Тициана более реальная, земная. Венера Джорджоне — более невесомая, невинная.

3. Венера Тициана, как вдохновительница Гойи и Мане
Венера Урбинская — истинное создание Эпохи Возрождения. Именно в эту эпоху появляется этическая нагота.

Вроде как женщина голая. Но она не обычная женщина. Она богиня.

А богине можно представать перед зрителями без одежды. Никто ее за это не осудит.

После Тициана таких красавиц, которым было позволено быть обнаженными, создавалось великое множество.

Эту традицию прервал Гойя. Он написал обнаженную красавицу. Но богиней она не являлась.

Она была махой. Гордой и страстной горожанкой из бедного квартала.

Франсиско Гойя. Маха обнаженная. 1795-1800 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Но во времена Гойи работу широкая публика не видела.

Изображение наготы было под запретом.

Маха была создана под заказ влиятельного министра. Он демонстрировал ее лишь избранным.

А вот Эдуард Мане пошёл дальше. Он первым написал обнаженную женщину земного происхождения.

И выставил ее на всеобщее обозрение. Публика была в шоке.

Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Мало того, что это была не богиня. Это была проститутка. Реальная. Не идеализированная. Да ещё эта чернокожая служанка с цветами от клиента. И чёрный кот.

Скандал был невероятный. И то, что Мане вдохновился Венерой Тициана, ему не помогло. Его Олимпию поливали грязью и осмеивали.

4. Венера Тициана — воплощение идеальной красоты Ренессанса
Красавицы Эпохи Возрождения — почти все обладательницы светлых волос. Хотя это итальянки. От природы темноволосые.

Однако они шли на хитрость. Смазывали волосы специальным раствором с лимоном. Несколько часов держали голову на открытом солнце. 

Волосы выгорали и приобретали светлый оттенок.

Тициан. Любовь земная и любовь небесная. 1514 г. Галерея Боргезе, Рим

Светлые волосы и у Венеры Урбинской. До сих пор есть такой оттенок волос под названием «Тициановский».

Венера Урбинская — идеал женской красоты Эпохи Возрождения. Нам он тоже близок. Так как мода на высокий лоб осталась позади. В 15 веке. Когда женщины выбривали себе волосы поверх лба, чтобы зрительно его увеличить. Если бы мода сохранилась, вряд ли бы Венера Урбинская нам понравилась.

портрет Агнессы Сорель кисти Франсуа Клуэ

Посмотрите на Агнессу Сорель, фаворитку короля.

( кстати,Именно Агнесса Сорель установила моду на платья с открытой грудью)

Она была женщиной красивой...

По моде того времени выбрита верхняя часть головы.Сейчас это кажется уродливым.

Маленькая упругая грудь, пышные бёдра тоже были признаками особой красоты.

Коими Венера Урбинская обладает.

Большую грудь вы не увидите у Тициана. Да и у других художников 16-19 веков.

Ни у Рубенса, ни у Энгра. Мода на большую грудь появится лишь в 20 веке.

5. Ещё одна Венера Тициана

Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Национальная галерея Вашингтона, США

Почти через 20 лет Тициан создаст другую Венеру. Венеру перед зеркалом. Пышнотелая блондинка. Пухленькие ангелочки. Роскошные ткани. Ничего вам это не напоминает? Конечно, это стиль барокко. Манера Рубенса и Джентилески.

Тициан умудрился за одну свою жизнь поработать в разных эпохах. Но это неудивительно. Он был слишком талантлив. Да ещё и прожил почти 100 лет.

С «Венерой перед зеркалом» Тициан никогда не расставался. Она служила образцом для копий его учениками. Эта Венера когда-то хранилась в Эрмитаже. В 1920-е годы была продана советским правительством. Увы…

источник