Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите»: Офорты Виктора Ефименко

Виктор Ефименко

Эти офорты – одни из лучших, на мой взгляд, иллюстраций к роману. Их автор – Виктор Ефименко (10.02.1933 – 12.07.1994), украинский художник-график, посвятивший пятнадцать лет своей жизни этой работе (иллюстрации создавались с 1978 по 1992 год).

Вся серия включает 64 картины!

И тому, что сейчас мы имеем возможность увидеть эти офорты, мы обязаны Владимиру Ефименко, сыну художника, стараниями которого в 2007 году был издан альбом с репродукциями. 

Правда, альбома этого сейчас нельзя найти днем с огнем, и никто не знает, когда бы мы смогли увидеть эти прекрасные иллюстрации, если бы не Людмила Данишевская, которая сделала мне такой прекрасный подарок. 

Пользуясь случаем, хочу сказать ей огромное спасибо!

Впечатление от оригиналов на порядок сильнее, чем от репродукций.

 Два героя
«Я – часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо»

 

Тридцатые годы 

Никогда не разговаривайте с неизвестными 

Бродячий проповедник

 

Человек добр, злых людей на свете не бывает.

Диалог об истине

«Правду говорить легко и приятно»

 

 Догматизм
(Левий Матвей) 

 

Наказание идол
(из триптиха «Триумф Вар-Равана») 

 

Триумф Вар-Равана
(из триптиха «Триумф Вар-Равана»)
Разбойник и убийца Вар-Раван прочно восседает на плечах двух безликих функционеров. Левый одет в облачение, какое носил первосвященник Каифа. Правый в современном костюме.

 

Трусость
(из триптиха «Триумф Вар-Равана») 

 

Бессмертие за трусость


Голова Берлиоза
(Из диптиха «Седьмое доказательство бытия Божия») 

 

Нечистая сила
(Из диптиха «Седьмое доказательство бытия») 

 

Дело было в Грибоедове
Обратите внимание на литератора слева

 

Диалог профессора и поэта
(Крест и шпага)

 

Деньги
(Из триптиха «Черная магия и ее разоблачение»)

 

Сеанс черной магии
(Из триптиха «Черная магия и ее разоблачение») 

 

Дамочки
(Из триптиха «Черная магия и ее разоблачение»)

 

Явление героя 


Явление Маргариты
(Отражение в стекле) 

 

Маргарита

Мастер
(Из диптиха «Мастер и Маргарита») 

 

Свежесть бывает только первой


Умомоканье
(Из триптиха «Мытарства Мастера»)

 

 Тридцать серебреников
(Из триптиха «Мытарства Мастера»).

 В конверте, видимо, донос Алоизия Могарыча на Мастера: на листке можно разобрать слова «Будучи честным... настоящим доношу... что он хранит... нелегальную литературу

 »">

Спрут
(Из триптиха «Мытарства Мастера»)
«Стоило мне перед сном потушить лампу в маленькой комнате, как мне казалось, что через оконце, хотя оно и было закрыто, влезает какой-то спрут с очень длинными и холодными щупальцами» 

 «Стоило мне перед сном потушить лампу в маленькой комнате, как мне казалось, что через оконце, хотя оно и было закрыто, влезает какой-то спрут с очень длинными и холодными щупальцами»">

Сожжение рукописи

Через карнавал без пуговиц
«Ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами, я жался от холода в моем дворике»

Иуда из Кириафа


Левий Матвей
(из триптиха «Голгофа»)

 

Человечество увидит сквозь магический кристалл незамутненную воду реки жизни
(на самом деле в романе это звучит так: «Мы увидим чистую реку воды жизни… 

 Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл…») 

 

Ай да горничная у иностранца! Тьфу ты, пакость какая!
(Гелла, кстати, рисовалась с Аллы Пугачевой) 

 

Бумс! Бумс! Бумс! Или конец земного пути товарища Берлиоза, Михаила Александровича

Невидима и свободна!

 

Маргарита и козлоногий 


Маргарита и атланты в штатском
«Третий, точная копия второго, а стало быть, и первого, дежурил на площадке третьего этажа»

Маргарита и Коровьев
(из триптиха «При свечах»)

 

Воланд
(из триптиха «При свечах»)

 

Бегемот и Азазелло
(из триптиха «При свечах»)
«Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке»

Мы в восхищении!

 

Фантасмагория №1
(«Факт – самая упрямая в мире вещь»)

 

Всеслышащее ухо или наказание барона Майгеля 

Фантасмагория №2 или крик петуха


Возвращение мастера
(«Да, его хорошо отделали!»)
На мясорубке выштампованы четыре буквы

 

Изгнание нечисти
«Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства… поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись – Бегемот.»

После бала. Разъезд гостей 


Кот и люди в штатском

 

Маргарита перед зеркалом

 

Диалектика
«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? 

Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. 

Но бывают тени от деревьев и от живых существ. 

Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?»

Безвыходность
(Участь Мастера и Маргариты решена) 

 

Смерть
«Лицо отравленной менялось. Даже в наступавших грозовых сумерках видно было, как исчезало ее временное ведьмино косоглазие и жестокость и буйность черт. Лицо покойной посветлело и, наконец, смягчилось, и оскал ее стал не хищным, а просто женственным страдальческим оскалом.»

Мастер и Маргарита

 

Воланд и свита
(из диптиха «Кавалькада»)

 

Двенадцать тысяч лун


Прощание (лунная дорожка)
«Протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. 

Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. 

Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.»

Прощание с Воландом 


Вечный покой

 

Ученик Мастера – профессор истории Иван Николаевич Понырев

 

Рукописи не горят

 

Памяти Мастера
Изображены три героя с именами на «М», и один с именем на «W»

 


И это далеко не всё!

Источник