В начале XVI века Рафаэль Санти создал картину «Дама с единорогом», вошедшую в «золотой фонд» живописного искусства Высокого Возрождения. Автор и представить себе не мог, что через несколько столетий его полотно изменят до неузнаваемости, а искусствоведы будут спорить, чьему авторству оно принадлежит.

Слева: Дама с единорогом. Рафаэль, ок. 1506 г. Справа: Рентгеновский снимок картины.


Дама с единорогом. Рафаэль, ок. 1506 г. | Фото: hyperallergic.com.

Дама с единорогом. Рафаэль, ок. 1506 г. 



«Дама с единорогом» имеет увлекательную историю. Искусствоведы сходятся во мнении, что эту картину юный Рафаэль написал под впечатлением от увиденного им полотна Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Художник изобразил девушку в том же ракурсе, что и великий мастер, и использовал те же технические приемы. Одна из зарисовок Рафаэля, чудом сохранившаяся в Лувре, косвенно подтверждает эту догадку.

Рисунок из Лувра. | Фото: fb.ru.

Рисунок из Лувра.


Святая Екатерина Александрийская. Картина Рафаэля до реставрации. | Фото: hyperallergic.com.

Святая Екатерина Александрийская. Картина Рафаэля до реставрации.


Рафаэль написал «Даму с единорогом» в 1506 году, а вначале ХХ века ее знали уже как Святую Екатерину Александрийскую. Исследователи спорили, чьей кисти принадлежала картина – Перуджино, Гирландайо, Граначчи?

Разногласиям пришел конец после просвечивания полотна рентгеновскими лучами. Как оказалось, картина имела несколько дописок. В XVII веке девушке дорисовали плащ, целомудренно прикрывавший плечи, а на месте единорога неизвестный художник изобразил разбитое мученическое колесо Святой Екатерины и пальмовую ветвь мученичества.

Рентгеновский снимок картины Рафаэля. | Фото: onlygossip.net.


Рентгеновский снимок картины Рафаэля.



Дальнейшие исследования раскрыли еще одну тайну. Оказывается, первоначально дама держала на руках не единорога, а собачку. Некоторые считают, что животное переписал сам Рафаэль.

Bestiaire d’Amour. Иллюстрация. | Фото: hyperallergic.com.


Bestiaire d’Amour. Иллюстрация.



В те времена собака считалась символом верности, и ее появление на картине свидетельствовало о скором замужестве. Единорог же олицетворяет чистоту. Согласно древним убеждениям, единорога может поймать только девственница. Итак, автор сам изменил символы, вместо преданности он акцентировал внимание на целомудрии.

Женщина с единорогом. Фреска Studiolo of Giulia Farnese, Италия. | Фото: hyperallergic.com.

Женщина с единорогом. Фреска Studiolo of Giulia Farnese, Италия. 



В 1959 году картина находилась в ужасном состоянии, и было принято решение о ее реставрации. Специалисты решили снять дорисованные слои. Таким образом, был убран плащ и колесо с пальмовой ветвью. Реставраторы попытались восстановить собачку, но потом отказались от этой мысли. Слишком велик был риск порчи картины.
Источник