• Древний Египет

В Древнем Египте фараон надевал под корону большой платок из полосатой ткани, который называли клафт или немес. Остальные египтяне, кроме рабов, носили парики из растительного волокна. Чем выше было социальное положение обладателя, тем пышнее и больше был парик.

• Античность

В Древней Греции мужчины и женщины ходили с непокрытой головой, но во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями — петасос. Если не было ветра и дождя, подвешенный на ремне или ленте петасос отбрасывали за спину. В таком головном уборе на фресках и в скульптуре изображался посланец богов Гермес. Петасос стал прообразом большинства фасонов современных шляп.

Посмертная маска Тутанхамона. На голове фараона - немес Статуя Гермеса в петасосе

• XIV — XV век

Прототипом современных шляп ученые также считают средневековый геннин. Согласно самой распространенной версии, высокую коническую шляпу придумала королева Франции Изабелла Баварская в 1395 году. Так как на рубеже XIV и XV веков господствовала французская мода, головные уборы бургундских придворных дам распространились по всей территории Европы.

Каркас для геннина делали из бумаги или накрахмаленной ткани, а затем обтягивали дорогим материалом. Высота геннина принцесс достигала 1 м, придворных дам – около 60 см. С тыльной стороны головного убора располагалась прозрачная вуаль, иногда закрывающая лицо. Выбившиеся из-под геннина волосы выбривали, оставляя маленький треугольник посреди лба. Из-за моды на высокие геннины в замках приходилось прорубать специальные дверные проемы.

Изабелла Баварская в геннине Ханс Мемлинг. Портрет Марии Барончелли в геннине, XV век Петрус Кристус. Портрет коленопреклонной донаторки в геннине. XV век

Этот головной убор носили до XVI века.

В XV-XVI столетиях в Германии и Франции были популярны соломенные шляпы. По словам августинца Готшалка Холлена, головной убор модницы XV века выглядел следующим образом:

«То тщеславная горожанка надевает мужской капюшон, то присборенную дорогую вуаль, то шелковую сетку в три-четыре слоя, то украшает голову золотыми и серебряными шпильками, то использует украшение на лоб. Все это необходимо женщине для украшения головы. Сотни золотых едва ли здесь хватит».

Крестьяне в соломенных шляпах. Фрагмент иллюстрации из "Великолепного часослова герцога Беррийского", XV век Английские костюмы XV века Бургундские костюмы XV века

В Средневековье, еще во времена Карла Великого, появились особые обычаи в ношении головных уборов: достойные люди носили на тулье перья фазана и петуха, а проштрафившиеся – ощипанные тушки лесных птичек. Зеленые и желтые шляпы должны были надевать банкроты.

«По недоступным мне причинам
Во всех краях, во все года
Значимость денег, власти, чина
По шляпе лишь была видна…»
поэт Кристиан Гентер об эпохе Средневековья

• XVI век

В XVI веке появились широкополые шляпы из фетра, сменив популярные до этого капюшоны с длинными хвостами — шапероны. Предположительно, широкополые шляпы появились вследствие антисанитарии в европейских городах и, в частности, из-за традиции выливать нечистоты из окон практически на головы прохожим. Тогда же в обиход вошел реверанс – поклон со сниманием шляпы и описыванием ею полукруга в воздухе. Дамы также носили шляпы с широкими полями, украшая их плюмажем, мехом, лентами и драгоценностями.

Мужская шляпа на гравюре XVI века, Италия Женская шляпа на гравюре XVI века, Италия Мария Стюарт в чепце

В XVI веке знатные дамы в Европе стали носить персидские тюрбаны. Также популярными стали чепцы, которые прежде использовали как головной убор для купания и сна. Мужчины носили их достаточно короткое время, а в женской моде они продержались до конца XIX века. Во второй половине ХVI века европейскую моду диктовала Испания. Популярными стали берет, ток и жесткая высокая шляпа с цилиндрической тульей – прообраз цилиндра.

Елизавета Тюдор

Анна Болейн

• XVII век

Шляпы в XVII веке шили из различных материалов всевозможных цветов и оттенков, декорировали драгоценностями и перьями. Украшения крепили не только к тулье, ими обшивали и края полей. Шляпы использовались преимущественно в декоративных целях, так как из-за моды на сложные и пышные парики головные уборы обычно носили подмышкой.

Первая половина. В первой половине XVII века костюмы разных европейских стран развивались по-разному, хотя имели множество общих черт. Начало столетия было ознаменовано несколькими войнами, поэтому мода во многом заимствовала элементы униформы. Мужчины во Франции носили фетровые шляпы с широкими полями и круглым верхом, напоминавшие головные уборы военных. Края полей приподнимали и прикалывали к тулье, украшенной лентами, страусовыми перьями, пряжками из драгоценных металлов и камней. В частности, такие шляпы носили французские мушкетеры.

Шляпы в костюме первой половины XVII века Мушкетер в широкополой шляпе, XVII век Шляпы в костюмах времен Людовика XIII

На торжественные мероприятия мужчины надевали низкую шляпу, свалянную из меха бобра, обвитую длинным пером. Ее называли «Шляпа Людовика XIII», т.к. французский король особенно любил этот фасон.

Французские женщины в домашней обстановке носили чепцы. Для выхода на улицу дамы надевали широкополые шляпы, украшенные драгоценностями и плюмажем.

В Англии мужчины или женщины с помощью головных уборов стремились показать свою оригинальность. Мужские шляпы различались шириной полей, высотой тульи, украшениями, материалом (фетр, сукно, замша, кожа, велюр, шерсть и пр.). В первой половине XVII века англичане выбирали желтые, коричневые, белые и черные шляпы.Женщины в Англии носили чепцы, капюшоны, капоры, платки, маленькие бархатные шапочки с вышивкой. При выходе на улицу поверх этих шапочек дамы надевали крупные «пуританские» шляпы. С 1630-х годов началась история шляп в России.

Британка в шляпе, XVII век Европейский мужской костюм, 1674 год

Вторая половина. Во второй половине XVII века мода резко поменялась. Благодаря королю Людовику XIV Франция стала законодательницей моды, а все европейские государства попали под так называемый «версальский диктат». В то время во Франции были популярны мягкие широкополые шляпы из фетра с пером или лисьим хвостом наверху. Из-за неудобства использования во время военных действий и охоты головных уборов, ограничивающих обзор, их поля стали подкалывать – сначала с правой стороны, а позднее так, чтобы образовалось три угла. Эта манера ношения видоизменилась в новый вид шляп – треуголки. В эпоху правления Людовика XIV они стали элементом военной формы, а затем распространились по всей Европе.

• XVIII векФонтаж

Первая половина. В XVIII веке шляпы считались второстепенным дополнением популярных в то время париков, которые определяли манеру ношения головных уборов. Шляпы надевали прямо, либо под углом или с сильным наклоном вперед. В Европе в эпоху барокко дамы носили фонтанж – чепец из кружева. Из моды он вышел в 1713 году также благодаря Людовику. На церемониальном приеме в Версале герцогиня Шрусбери появилась без чепца с простой прической, украшенной шнурком и цветами. Французскому королю ее вид очень понравился, что и поставило точку на ношении фонтанжа.

  

Фонтаж. 

Герцогиня Шрусберн

Аристократки стали сочетать аккуратные прически и простые чепцы, небольшие кружевные заколки, круглые шляпки-токи. Под влиянием изящной эпохи рококо европейский костюм снова стал меняться. Количество популярных женских головных уборов увеличивалось: летом дамы носили соломенные шляпы, а осенью и весной – фетровые. Классическими соломенными моделями стали флорентийская шляпа, панама и канотье. На торжественные приемы надевались сетки из тонких нитей, роскошные заколки, легкие чалмы и тюрбаны. Для путешествий и прогулок были предназначены треуголки и теплые шляпки. Чепцы остались в качестве домашнего или ночного элемента одежды. Все головные уборы того времени отличались простотой исполнения и минимальным декором. Мужчины в эпоху рококо, наряду с треуголками, стали носить фетровые шляпы и маленькие шапочки «жокей».

Вторая половина. В 1770-х годах фасоны головных уборов резко поменялись. Моду того времени задавала французская королева Мария Антуанетта. Женские прически стали высокими и сложными: для их создания использовали накладные волосы и специальные валики. Дамские шляпки также выросли в размерах. Некоторые модели того времени достигали метра в диаметре. 

Портрет Марии Антуанеты

Их украшали лентами, искусственными цветами, перьями, кружевами. В шляпки даже монтировались специальные механизмы, которые заставляли двигаться фигурки птиц или бабочек. На головных уборах размещались модели парусников, многобашенных замков, блюд с фруктами, лебедей, мельниц, мостов и пр. Дамы носили на шляпах живые цветы, помещенные в вазочки с водой, а также целые композиции, например, «изгнание Адама и Евы из рая».

Мария Антуанета высота причёски 70 см

Дама в шляпке примеряет обувь, иллюстрация XVIII века Джошуа Рейнольдс. Портрет Нелли О'Брайен, 1763 год Революционер с копьем, гравюра 1793 года. Мужчина изображен во фрикийском колпаке

В 1789 году во Франции началась революция. В качестве головных уборов стали использоваться фригийский колпак или лента с цветами национального флага. В XVIII и XIX веке мужчины носили касторовую шляпу из высококачественного сукна очень тонкой выработки. Для изготовления этого головного убора применялся бобровый или козий пух.

• XIX век

Первая половина. В XIX веке шляпа стала одним из главных предметов мужского и женского гардероба. В конце XVIII века появилась двуугольная шляпа, постепенно вытеснившая треуголку в повседневном гардеробе. В первые годы столетия солдаты Наполеона, вернувшиеся из египетского похода, на кончиках своих штыков принесли тюрбаны поверженных мамелюков. Лорд Байрон воспел восточную экзотику и появился на публике в тюрбане. Эти головные уборы снова стали популярны.

Двууголка в журнале мод XIX века Лорд Байрон в тюрбане Цилиндр в журнале мод XIX века

В 1797 году англичанин Джон Геттерингтон изобрел шляпу-цилиндр. В мужскую моду головной убор вошел в начале XIX века.

С 1820 года популярным стал боливар – цилиндр с широкими полями. В 1835 году появился складной цилиндр — шапокляк. Этот вид шляп был популярен в течение столетия и вышел из моды только к Первой мировой войне.

Дамы в первой половине XIX века продолжали носить шляпки-токи, пышно украшенные перьями, пряжками и аграфами с драгоценными камнями. В первой половине XIX века в моду вошла шуте (schute) — женская соломенная шляпа, подобная чепцу, с широкими полями, обрамляющими лицо. Массовую популярность она приобрела благодаря театру, где стала появляться в качестве реквизита примерно с 1800 года.

Женские шляпки XIX века Шляпка-ток XIX века

Шляпа Наполеона. Знаменитая шляпа Наполеона не соответствовала униформе частей французской армии и являлась личной разработкой императора. Похожий головной убор носил юный Бонапарт, будучи воспитанником Бриенской военной школы в конце XVIII века. Модель головного убора Наполеона с годами практически не изменялась, только становилась выше и уже. Шляпа изготавливалась из черного фетра и украшалась только трехцветной кокардой, закрепленной на галуне из черного шелка.

Император впервые изображен в ней на портрете художника Изабе 1802 года. Шляпником Наполеона в период империи был господин Пупар. Он поставлял императору головные уборы по цене 48 франков за штуку. В порыве гнева Наполеон иногда бросал свою шляпу на пол и топтал ее ногами (например, в 1813 году во время встречи с австрийским посланником Меттернихом). За период с марта по декабрь 1807 года у Наполеона было 12 шляп, из которых 8 были новыми, а 4 — отремонтированными старыми. Во время кампаний или на маршах Наполеон носил бархатный колпак, прообраз современной пилотки.

Шляпа Наполеона Шляпы Наполеона на картине Шарля де Стёйбена Наполеон в шляпе на картине В. В. Верещагина "Наполеон и маршал Лористон", 1899-1900

В 1812 году Наполеон был в своей знаменитой «маленькой шляпе» по пути из Парижа в Москву. По настоянию главного хирурга великой армии Жана-Доминика Ларрея шляпа императора была утеплена изнутри шерстяной тканью. Головной убор в настоящее время находится в личной коллекции канадского историка Бена Вейдера. В этой шляпе император был на Бородинском поле, в ней он вступил в российскую столицу и в ней же покинул Москву 19 октября 1812 года. Художник Шарль де Стёйбен отобразил всю жизнь Наполеона, по-разному расположив его шляпы. Первые три шляпы сверху символизируют две итальянcкиe и египетскую кампании. Три шляпы в среднем ряду — рождение, рассвет и закат империи. Две последние — Ватерлоо и ссылку на остров Св. Елены.

Вторая половина. Ко второй половине столетия женские головные уборы почти утратили свои практические функции. Фасоны шляп сменялись стремительно. Журналы мод предлагали до 30 моделей ежесезонно. Поводом для появления нового фасона могли стать политические события, забавные происшествия, новые литературные произведения или театральные постановки.

Женский костюм второй половины XIX века Шляпки в женской моде второй половины XIX века

Существовали шляпки «Ромео» и «Франсиск».

«…женский выездной головной убор, которого вид и названия меняются ежедень».
В. И. Даль, определение шляпы

Головные уборы украшали атласными и газовыми лентами, цветами из шелка, перьями страуса и цапли, букетами с высокой вертикальной веткой, гирляндами листьев из той же ткани, что и головной убор. Модные издания регулярно публиковали рекомендации по изготовлению цветов на шляпку для женщин среднего класса. Появилась профессия «флеристка» — модистка, занимавшаяся только украшениями для головных уборов. Отделка шляпок того времени включала мантоньерки — ленты, удерживавшие шляпу, и баволетку — пришитую изнутри оборку над затылком. В середине ХIХ века баволетки имели значительные размеры:

«Баволетки делаются так же, как и прежде — огромных размеров и падают на шею в виде фишю».
(«Мода», 1856).

Женская мода второй половины XIX века Женская мода 1870-х Джеймс Тиссо. Портрет Кэтлин Ньютон, 1880 год

В театре дамы, сидящие в ложах, могли носить головные уборы с перьями любой величины, в отличие от женщин в партере. Шляпка стала символом того, что дама образована и знает правила светского этикета. В то время установились правила, позволяющие женщине не снимать головной убор в помещении, потому что некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.

В 1849 году в Англии появилась мужская шляпа-котелок, более удобная по сравнению с громоздкими цилиндрами. Она стала популярной во всей Европе и не выходила из моды до Первой мировой войны. С 1851 по 1867 год, в эпоху популярности кринолинов, женские головные уборы уменьшились в размерах. Дамы носили кружевные чепцы, тюрбаны с перьями и драгоценностями, девушки ходили в маленьких шляпках «биби» из шелка или соломки, украшенных цветами и лентами. Головные уборы обычно завязывали лентами у подбородка. Летом носили шляпы из флорентийской соломки. Во время загородных прогулок их допускалось использовать в качестве корзинки для цветов. В 1850-е годы женщины также носили капот — небольшую, высоко надетую шляпу. К концу XIX века она превратилась в головной убор для пожилых дам.

Котелок Капот Шляпка-памела

Во второй половине XVIII века появилась шляпка-памела, по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона «Памела, или вознагражденная добродетель». Эта модель украшалась полевыми цветами и колосьями. В издании «Мода» от 1856 года сообщалось:

«К этому можно прибавить, что фасон Памела опять считается самым модным».

В 60-е годы популярными стали женские треуголки, украшенные перьями. В 1863 году в моду вошла шляпка «ветреница», которой прочили недолгую жизнь из-за того, что она не защищала лицо от солнца:

«Это очень маленькая шляпа, едва прикрывающая щеки; но такой фасон не выдержит первых жаров».
(«Модный магазин», 1863).

С середины XIX столетия дамы также начали осваивать мужской гардероб: появились женские шелковые цилиндры, соломенные канотье, ковбойские шляпы.

Женщина и мужчина в канотье, конец XIX века Дама в шляпке, конец XIX века Дама в шляпке-кибитке, конец XIX века Дама в широкополой шляпе, конец XIX века

Во второй половине XIX века были популярны женские шляпки фасона «кибитка» с круглыми полями. Изнутри и по нижним краям тульи они декорировались цветами из ткани, перьями, лентами, оборками из кружева, воздушных тканей, тесьмы. Несколько лет было модно украшать свои шляпки чучелами земноводных. Дамский журнал «Ревю де ла мод» писал:

«Украшением летних дамских шляп в Париже служат теперь лягушки, особенно эффектные на белом фоне».

Затем в качестве украшения шляпок стали использовать птиц. Тогда же шляпки декорировались вуалями.

Ю. Я. Леман, "Дама под вуалью", 1887 год Шляпа, украшенная птицами. Конец XIX века Дамы в шляпах, конец XIX века

• ХХ век

«Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Э.М.Ремарк

1900 – 1910. В начале ХХ века, в эпоху модерна, головные уборы пышно украшались цветами. В моду вновь вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях пармские фиалки, камелии, розовые букетики. В декоре использовали птичьи чучела.

Великий реформатор моды Поль Пуаре в 1900-е годы предложил дамам яркие тюрбаны, эгретки и скромные ленты. Летом дамы носили канотье, украшенные незабудками, розовыми бутонами, полевыми цветами. Зимой женщины надевали капоры, завязывающиеся под подбородком, также актуальны были меховые шляпы.

Тюрбан, созданный Полем Пуаре, конец 1910-х Дама и мальчик в шляпах-канотье, 1905 год Дамы в шляпках, Нью-Джерси, 1907 год Дама в шляпке, 1910 год

В конце 1900-х годов распространилась мода на маленькие шляпки, похожие на куриную головку с гребешком из фазаньих перьев. Их именовали «шантеклер» по названию пьесы Эдмона Ростана. В начале XX века в США, а затем и в Европе модным стал танец американских негров «кэк – уок» cakewalk. Появились и одноименные женские шляпки.

К концу 1900-х годов снова стали модными шляпы значительных размеров. Их даже называли «бельевыми корзинами». Ширина и величина головных уборов часто мешала даме передвигаться. Де Дион, первый производитель автомобилей во Франции, чтобы угодить куртизанке Отеро, высчитал высоту кузова, в котором могла поместиться ее шляпа. Знаменитая Габриэль Шанель начала свою карьеру кутюрье в 1909 году с открытия ателье по изготовлению шляпок.

Шляпка-шантеклер Габриель Шанель в шляпке, 1912 год Шляпные булавки

В то время важной деталью была шляпная булавка — заостренный стержень длиной около 20 см с головкой из золота, драгоценных камней и т. п. Булавками головные уборы прикреплялись к прическе. Сохранились судебные хроники 1900-х годов, где рассматривались дела об убийствах женщинами своих спящих любовников шляпными булавками. Булавки в толпе или общественном транспорте могли стать причиной получения тяжелых травм.

«…в 1912 году в Петербурге и Москве городское управление во избежание травм населения запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте».
«Дамский журнал», 1912

В начале XX века шляпные булавки изготавливали из металлов, кости, перламутра, дерева, черепахового панциря. Их украшали стразами, драгоценными камнями, эмалью. Булавки хранили на специальных подставках.

Шляпные булавки Карикатура на шляпные булавки, начало XX века

1910-е. В 1910 году «Дамский листок» писал, что последним писком сезона стали перья на шляпах значительной длины:

«Дамы украсили свои шляпы длинными перьями, рвущимися к небу, составляя продолжение всей фигуры. Как наши дамы с подобными украшениями будут садиться под кожух пролетки во время дождя? Вопрос весьма любопытный».

Но к 1911 году поля дамских шляпок стали более узкими и загнутыми вверх, что стало одним из символов перехода к новой, «комфортной» моде. Богато украшенные цветами головные уборы вышли из моды, актуальной осталась только вуаль. Широкие поля сохранились на женских шляпах исключительно в мягких летних моделях.

В 1913 году платье нового силуэта – узкое по всей длине — теперь завершали чалма, ток или шотландский беретик. Тогда были актуальны токи из бархата, фетра или кожи, украшенные пером или бантом. Зимой дамы надевали маленькие круглые меховые или фетровые токи с вуалью или без нее. Вуаль к середине десятилетия уже начала выходить из моды.

Дама в шляпе, 1911 год Женские шляпы в журнале La Modiste Parisienne за 1913-й год Женские шляпы в журнале La Modiste Parisienne за 1913-й год

В 1913 году «Журнал для хозяек» в статье о хорошем вкусе предлагал сочетать ток с утренним прогулочным туалетом, а вечером автор предлагал надевать «большую шляпу с блестящей гарнитурой». В следующем году, с началом войны, появились дамские шляпки-каски и шляпки-пилотки по мотивам войсковых головных уборов. Женские модели шляпок теперь украшались только скромными лентами и перышками.

В середине 1910-х годов летом дамы продолжали носить соломенные канотье. Вечерние головные уборы часто имели экстравагантный дизайн, актуальны были эгретки и эспри. Шляпу Матильды Кшесинской журналы описывали так:

«На голове – венецианская сетка из искусственных жемчугов, опускавшихся на лоб с прикреплённым сзади пучком белых перьев «паради».

Матильда Кшесинская в шляпе, начало XX века Пирл Уайт в шляпе, начало XX века Франческа Бертини

Моде на отдельные модели шляп способствовал стремительно развивающийся в то время кинематограф. В 1912 году Мэри Пикфорд снялась в мелодраме «Нью-Йоркская шляпка» («The New York Hat») о бедной девушке, мечтающей о широкополой шляпе, украшенной перьями и бантами, выставленной в недоступной витрине. Пирл Уайт (Pearl White), снимаясь в динамичных приключенческих фильмах, часто носила шляпы мужского покроя. В подражание Франческе Бертини (Francesca Bertini), многие дамы носили простые широкие шляпы без декора. Иногда героини фильмов были одеты в фантастические наряды и шляпы, не имеющие никакого отношения к действительности.

В 1910-е годы по-прежнему были актуальны тюрбаны из шелка, атласа или тафты с эгретками. Но это была «мода не для всех». Князь Феликс Юсупов в своих воспоминаниях писал:

«однажды, собираясь в Ковент–Гарден, кузины по совету моему обмотали волосы, как чалмой, тюлевой лентой, закрепив её узлом на затылке. Тюль дивно оттенял лицо. Весь театр смотрел на них».

Дамская шляпка седерины 1910-х Дамская шляпка седерины 1910-х Дамская шляпка седерины 1910-х

1920-е. Мировая война и революция в России повлекли изменения в обществе, в том числе и в моде. Женщины теперь были более самостоятельны: многие продолжали работать и после окончания войны, девушки учились в университетах наряду с мужчинами, а также получили право голосовать. В то время популярностью пользовались занятия спортом. Красивой стала считаться подтянутая женская фигура. Короткие стрижки, которые начали появляться в предыдущее десятилетие, теперь закрепились в моде. В то время актуальной считалась шляпка-клош с узкими полями, которая отлично подходила под стрижку. Ее сначала носили эмансипированные девушки-флэпперы, а затем она стала популярна среди всех женщин.

Шляпка-клош 1922 года Дама в шляпке-клош Женская мода 1920-х

1930-е. Развитие общественного транспорта и финансовый кризис 30-х окончательно вывели из дамского гардероба громоздкие головные уборы. При массовой безработице наиболее доступными деталями гардероба стали аксессуары, составляющие ансамбль: обувь, перчатки, сумочки и головные уборы можно было носить с любым нарядом. Первая половина десятилетия стала расцветом моды на шляпки-токи. Их носили с вуалетками, украшали аксессуарами из бисера, небольшими искусственными цветами, цветными перышками. В 1933 году итальянский дизайнер надел на женскую голову шерстяной носок, после чего в моду вошли вязаные и плетеные шляпки. Особенно модными были головные уборы из конского волоса. Также популярными вновь стали женские канотье, но слегка измененной формы. Из украшений для головных уборов использовались помпоны, вуали, шнурки.

Дама в шляпе, 1934 год Женская мода 1930-х Дамская шляпка с вуалью, 1939 год

С середины 30-х годов женщины постепенно вновь стали отращивать волосы. В моду вошли тирольские шляпы. Грета Гарбо надела шляпку-таблетку, после чего этот головной убор также стал актуален среди дам. Таблетки закрепляли на голове булавками или сажали на резинку. Появилась плоская шляпка – «десертная тарелка».

В конце 30-х годов бывшая манекенщица Полин Адам стала лидером в производстве дамских шляп и задавала тон вплоть до 1960-х. Моду 30-х годов формировали также Коко Шанель и Эльза Скиапарелли. Основываясь на идеях Сальвадора Дали, Эльза создала эпатажные шляпки «Стоптанная туфелька», «Наседка в гнезде» и «Осьминог».

В 30-х годах по-прежнему было неприлично появляться на людях без головного убора. В 1939 году на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке была заложена капсула времени, которая в числе других предметов содержала и женскую шляпку.

Гала, муза Сальвадора Дали, в шляпке от Эльзы Скиапарелли Нью-Йоркская капсула времени 1939 года

1940-е. В 40-е и 50-е годы XX века дизайнеры восполняли нехватку материалов для производства шляп собственной изобретательностью. Маленькие шляпки с вуалетками и без них сооружали из портьер, соломки, обрезков тканей, бумаги. В военные годы в зимнее время женщины носили маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, сверху повязанные платком или шарфом, либо глубокие шляпы из мягкого фетра с опущенными полями. Был популярен «лохматый» фетр с длинным ворсом.

Появившийся в конце 40-х годов стиль New Look принес моду на головные уборы с широкими полями, в частности на шляпы-колесо.

В 1942 году в Англии мужские шляпы разрешали продавать только лысым клиентам, так как из-за войны поставки головных уборов в страну сильно сократились. В конце 1940 — начале 1950-х годов модным был ток под названием «тамбурин».

Шляпка 1940-го года Дама в шляпке-таблетке, 1943 год Уинстон Черчилль в хомбурге

Обладателем большой коллекции шляп был Уинстон Черчилль. Помимо классических котелков, в ней было представлено множество смелых и оригинальных моделей.

1950-е. Характерной чертой моды 50-х годов стало отсутствие гротескных, вычурных форм. Дамы носили соломенные шляпки, которые с помощью современных технологий теперь окрашивались в различные цвета. Представительницы прекрасного пола, уставшие от сухих нарядов военных лет, стремились к женственности. Популярными были миниатюрные шляпки, которые носили во все сезоны. Среди мужчин наиболее актуальными были шляпы-федоры.

Мужчина в шляпе-федоре, 1950-е Женская мода 1950-х Модные тенденции 1950-х

1960-е. Благодаря Жаклин Кеннеди, в 60-х годах модными стали шляпки-таблетки. Также актуальными были небольшие шляпки с косыми полями, украшенные брошками, массивными булавками с камнями или мягкими бантами из той же материи, что и головной убор. Дамские головные уборы часто украшались вуалью. Моду на шляпы в то время во многом задавала актриса Одри Хепберн.

1970-е. В конце 60-х годов в связи с распространением личных автомобилей и четких стрижек, укладываемых феном, шляпы стали выходить из обязательного гардероба женщин и мужчин. Однако в Советском Союзе шляпы были наиболее популярны именно в 70-е годы.

Жаклин Кеннеди в шляпке-таблетке Одри Хепберн в широкополой шляпе Евгений Александрович Евстигнеев в шляпе-федоре

1980-е. С 1980 года стали актуальны токи из велюра, бархата, фетра, хотя шляпы уже не были популярны в это десятилетие. Некоторый интерес к ним возродила принцесса Диана.

1990-е. В последнее десятилетие ХХ века знаменитыми стали оригинальные дизайнерские шляпки Филипа Трейси, который позднее трижды был отмечен премией Британского совета моды как лучший дизайнер аксессуаров.

Принцесса Диана в шляпке с вуалью Филип Трейси

«Дело не в том, чтобы полностью изменить вашу внешность, шляпы должны помочь вам стать привлекательнее».
Филип Трейси

• XXI век

Осень-зима 2011-2012. В этом сезоне трендом стали разные модели классических головных уборов английских джентльменов: трилби, федоры, хомбурги. Комплекты одежды в коллекциях Lanvin и Dior Homme были дополнены широкополыми шляпами. Доминико Дольче и Стефано Габбана предложили новую модель котелка. Также шляпы были представлены в коллекциях Etro, Dsquared2, Burberry, Gucci, Givenchy, Hermes, Rochas, Giorgio Armani, John Galliano. Самыми популярными расцветками стали черные, белые, коричневые, а также модели, выполненные в технике color blocking.

Широкополая шляпа в осенне-зимней коллекции Lanvin 2011-2012 Широкополая шляпа в осенне-зимней коллекции Gucci 2011-2012 Трилби в осенне-зимней коллекции Etro 2011-2012 Шляпа в осенне-зимней коллекции Givenchy 2011-2012

Осень-зима 2012-2013. Бренд Giorgio Armani представил асимметричные бархатные шляпы простого дизайна с широкими и узкими полями. Марка Louis Vuitton предложила эксцентричные объемные шляпы, украшенные мехом и перьями. У Marc Jacobs в коллекции появились огромные широкополые модели из меха. Ralph Lauren предложил традиционные лаконичные котелки и цилиндры. Alexandre Herchcovitch также представил английские котелки, но уже в ярких расцветках. Douglas Hannant предложил широкополые шляпы, скрывающие половину лица. Rachel Zoe включила в свою коллекцию несколько фасонов: федоры, хомбурги, широкополые шляпы, канотье. Victoria Beckham украсила моделей шляпками-клош. Norisol Ferrari предложил шляпы, напоминающие ковбойские, но с опущенными полями. Модель гаучо появилась у Zoe Jordan и Carlos Miele. У Zoe Jordan разноцветные шляпы гаучо сочетались с пончо и одеждой с капюшоном.

Шляпа в осенне-зимней коллекции Giorgio Armani 2012-2013 Шляпа в осенне-зимней коллекции Louis Vuitton 2012-2013 Шляпа-котелок в осенне-зимней коллекции Ralph Lauren 2012-2013

Весна-лето 2013. В этом сезоне бренды Vivienne Westwood и Vena Cava предложили шляпы порк-пай. Ральф Лорен представил модели гаучо. У Chanel были представлены широкополые шляпы с прозрачными полями. A.F. Vandevorst предложил полупрозрачные головные уборы, сдвинутые набок. Бренд Alexander McQueen украсил широкополые шляпы свисающей с полей крупной жесткой сеткой. Chalayan представил надвинутые низко на глаза широкополые шляпы с полями необычной формы.

Широкополая шляпа в весенне-летней коллекции Chanel 2013 Широкополая шляпа в весенне-летней коллекции Alexander McQueen 2013 Широкополая шляпа в весенне-летней коллекции Chalayan 2013

Осень-зима 2013-2014. В этом сезоне бренд Issa представил строгие широкополые шляпы с широкими лентами. Бренд Giulietta предложил однотонные модели с мягкими широкими полями. Felder Felder продемонстрировали круглые шляпы, сдвинутые на затылок. У John Rocha были представлены сложные объемные модели черного цвета, украшенные пышным присборенным тюлем. В коллекции KTZ шляпы с прямыми полями были надвинуты низко на глаза. Марка Kate Spade предложила изящные женственные шляпки с округлой тульей. У Lyn Devon наряды были дополнены классическими федорами. Oscar de la Renta представил оригинальные шляпки простого кроя с очень высокой тульей и узкими опущенными полями.

Широкополая шляпа в осенне-зимней коллекции Issa 2013-2014 Шляпа в осенне-зимней коллекции Felder Felder 2013-2014 Шляпа в осенне-зимней коллекции John Rocha 2013-2014 Шляпа в осенне-зимней коллекции Oscar de la Renta 2013-2014

Эксклюзивные шляпы

Французский дизайнер Луи Мариетт, занимающийся изготовлением эксклюзивных головных уборов для знаменитостей, изготовил шляпу из платины, инкрустированную бриллиантами. На ее создание модельера вдохновили колокольчики и плющ, поэтому головной убор имеет извилистые «стебли». Стоимость составила $2,7 млн, но головной убор не предназначен для продажи.

Австралийский дизайнер Энн Мари Виллет в соавторстве с мастерами обработки драгоценных камней Вики и Питером Дрэкеттами создала головной убор «Глубокое голубое море», украшенный яркими павлиньими перьями и 26-ю разноцветными опалами общим весом 1 447 карат, добытыми на знаменитом месторождении Лайтнинг-Ридж. Даниэла Л’Аббат и Кристин Руссель вырезали из опалов изящные микроскульптуры, после чего они были помещены в раствор чистого серебра и 18-каратного золота ювелирным мастером Гердом Герольдом Шульцем. По предварительным оценкам, головной убор стоил от 150 до 200 тысяч долларов.

Шляпа, созданная Луи Мариеттом. Стоимость головного убора 2,7 млн долларов Шляпа «Глубокое голубое море»

Шляпы на скачках Royal Ascot

Королевские скачки Royal Ascot являются символом старой Британии, а также считаются главной международной выставкой оригинальных дамских шляпок. В каждый из пяти дней скаковой недели дамам положено надевать новую шляпку. Самая экстравагантная из них должна быть представлена в четверг, в так называемый Ladies’ Day. Средняя стоимость шляпок, которые леди надевают на скачки, составляет 3000 фунтов стерлингов.

Royal Ascot Ladies’ Day Royal Ascot Ladies’ Day Royal Ascot Ladies’ Day

Интересные факты о шляпах

Мексика. В Мехико полицейские, патрулирующие исторический центр города, выходят на дежурство в традиционных сомбреро, дополняющих национальные мексиканские костюмы. Представители органов правопорядка передвигаются по городу верхом на лошадях. Нововведение было предложено представителями туристического бизнеса, которые посчитали, что костюмы полицейских привлекут в город новых туристов.

США. В интернете существует американский сайт «Шляпы из мяса». На фотографиях ресурса представлены шляпы из грудинки, говядины, нарезанной ветчины, шапки с завязками из сосисок и пр. Поклонники подобного увлечения устраивают показы и собираются на вечеринки. Создатели сайта утверждают, что мясо носили на голове еще ацтеки.

Полиция Мехико Елизавета II

Великобритания. Английская королева-мать не выходит на люди без шляпы. В Великобритании существует музей, посвященный шляпкам британской королевы. Там каждый экспонат дополнен надписью, где и по какому поводу королева появилась в данном головном уборе, и фотографиями монаршей особы в нем.