Город основан в 1255 году. Так что архитектуры тут не современной достаточно. Всё это придаёт ему особый колорит.

В 1264 году после восстания пруссов 1263 года

Тевтонским орденом была построена кирха св. Николая. В1523 году в церкви монахом Амандусом была прочитана первая лютеранская (не католическая) проповедь в Восточной Пруссии. В 1763 году в кирхе был установлен орган работы мастера Адама Каспарини. Кирха 1264 года просуществовала до 1826 года, когда была снесена, так как мешала движению в центре города (по другим данным стены кирхи сильно просели и в них появились трещины). Позднее на её месте был разбит сквер Императора Вильгельма (нем.Kaiser-Wilhelm-platz).

В центре города было достаточно церквей, и строительство ещё одной не было необходимостью, но новая кирха служила «исторической памятью», местом хранения убранства старой Альтштадтской кирхи — одной из первых построенных в городе. 22 июня 1838 по проекту Карла Фридриха Шинкеля на месте старой была заложена новая кирха. Строительство продолжалось до 15 октября 1845 года, когда она была освящена. Выполнена в неоготическом английском стиле. Здание имело нетрадиционную форму ступенчатого ромба с множеством контрфорсов по бокам. Обычно церкви строились строго ориентировано по сторонам света: алтарем на восток, башней на запад. Новое здание Альтштадтской кирхи являлось исключением: башня находилась на юго-востоке, а алтарь — на северо-западе. Из старой кирхи был перенесён богатый 13-метровый алтарь 1606 года работы мастера Терлецки из Кенигсберга вместе с органом Каспарини, 3 старых колокола, отлитых в 1469, 1622 и 1711 годах.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Дома № 53-57 по улице Фрунзе (в разговорной речи известны как «Кройц-аптека», по сохранившейся на одном из домов немецкой надписи нем. Kreuz-Apotek) — дома немецкой постройки в Калининграде, единственный в центре города пример домов постройки после 1900 года .

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Комплекс состоит из трёх четырёхэтажных смежных домов, имеющих в общей сложности пять подъездов (по принятой в Калининграде системе нумерации каждый подъезд имеет собственный номер дома). Первыми были построены дома № 73 и 74. Комплекс был построен в 1900—1905 годах.

После войны дома использовались под жильё, однако в 1987 году дома были расселены для проведения капитального ремонта, который так и не был проведён. В результате дома стали разрушаться, постепенно превратившись в руины.

18 мая 2009 года на пресс-конференции председатель комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Калининграда Александр Зуев сообщил, что до конца 2009 года будет составлен проект восстановления домов.

Католическая кирха Святого семейства (нем. Kirche "Zur heiligen Familie"). Построена в 1907 году по проекту архитектора Фридриха Хайтманна. В 1980 году подверглась реконструкции (архитектор — Павел Горбач). 22 августа 1980 года в здании торжественно открыта Калининградская областная филармония.

Здание католической кирхи в Хаберберге является самым известным и значительным творением Фридриха Хайтманна. По первоначальному проекту здание кирхи должно было располагаться параллельно дороге своей продольной осью, при этом хоры должны были быть ориентированы на восток. Но стройплощадка была расширена и церковь была построена симметричной, что не характерно для творчества Хайтманна. Многие элементы здания, его планировка заимствованы уорденских церквей, долго изучаемых архитектором. В качестве основного материала использовался красный кирпич. Строительство проходило в 1904—1907 годах. Хайтманн полагал, что Кирха Святого Семейства должна быть семейным домом, в котором царил бы дух Христа и его земных родителей. В кирхе никогда не проводились панихиды, только обряды крещения и венчания. Иногда кирху называли Катеринен Кирхе, по названию располагавшегося рядом госпиталя Святой Катерины.

Снаружи очень легко видеть все части здания: высокий церковный неф, хоры, громоздкая башня с её двумя фронтонами и четырьмя пристройками по впадающим углам (для ризниц и других помещений). Для оформления этих кубических форм Хайтманн использовал готический ступенчатый фронтон. Они была сделаны в качестве боковых завершений двухскатных крыш продольного нефа и в уменьшенной форме перед двухскатными крышами башни. Кроме того, такие же декоративные фронтоны возникли по четырём углам односкатных крыш. Многочисленные лестничные фронтоны, украшенные маленькими фиалами, вносят движение в строгость кубических форм; вверху на башне движение усиливается, там фиалы встречаются попарно. Карнизы под крышами и у башни выполнены достаточно неброско, в пилястрах фронтона и декоративных аркадах башни преобладают вертикальные элементы.

Типично готические формы декорации, как, например, ажурный орнамент, искать в этом здании бесполезно. В общем, и целом, это совместное сочетание основных простых объёмов и также простых и стремящихся последовательно вверх форм украшения и создают сооружение в стиле новой готики, которое как раз и не могло возникнуть в средние века, а соответствовало ощущению формы завершающегося XIX-го века.

Калининградская областная филармония — областная филармония, расположена в здании бывшей Кирхи Святого Семейства. Открыта 22 августа 1980 года. В настоящее время — место проведения различных международных музыкальных фестивалей.

Директор филармонии - народный артист России Виктор Васильевич Бобков.

Инициатива превращения этого и других памятников истории и архитектуры города в учреждения культуры принадлежит Виктору Васильевичу Денисову.

Основная нагрузка по восстановлению здания кирхи легла на ремонтные подразделения треста «Горремстрой». Большой вклад в дело восстановления внесли также промышленные предприятия города (Судоремонтный завод, завод Западного речного пароходства, «Торгмаш», Мебельная фабрика и другие).

Архитектурно-художественные проработки проекта велись Е.Поповым, А.Гараниной, Н.и Ю.Смирнягиными. Руководитель реконструкции — архитектор Павел Горбач. Реконструкция здания была окончена в 1980 году.

Первые два года зал филармонии функционировал как обычная концертная площадка, поэтому для удобства зрителей сцена была оборудована в алтарной части бывшего культового помещения, а наверху, где надлежало быть органу, устроен был зрительский балкон.

В 1982, вновь благодаря энергии В.Денисова и при поддержке со стороны тогдашнего заместителя министра культуры СССР В. Кухарского, в зале филармонии был установлен орган чешской фирмы «Ригер-Клосс»

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Простой, сделанный из простого формовочного камня, чуть вдающийся вглубь портал ведет через небольшое помещение перед входом в собственно вестибюль. Отсюда и был вход в высокую зальную церковь с её пятью пролётами. Стройные, восьмиугольные колонны делят пространство на средний неф и два одинаковых по высоте боковых нефа. Над ними начинаются красивые звёздчатые своды с нервюрами. Рёбра состоят из формовочного красного кирпича. Подпятные камни свода начинаются над пятами колонн, у стен над маленькими консолями. Поверхности стен покрыты штукатуркой, углы стен и триумфальная арка оформлены красным кирпичом. На чуть приподнятых хорах эти формы повторяются. Справа и слева от хоров раньше находились помещения ризниц.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Накануне войны, в 39-м, при церкви, хотели набрать класс юных органистов. Наподобие воскресной школы. Никто из восьми записавшихся мальчишек не стал музыкантом, все погибли на службе Третьему Рейху.

В 1945 году церковь была повреждена и долгое время была заброшена, постепенно разрушалась. Но в 1980 году после продолжительной реконструкции под руководством архитектораПавла Горбача в ней была открыта Калининградская областная филармония В 1982 году в концертном зале установлен орган чешского производства с 5 мануалами, 3600 трубами (44 регистра).

Кирха Розенау (нем. Rosenaukirche), сейчас — Храм Покрова Пресвятой Богородицы — евангелическая церковь в Калининграде ( ранее в Кёнигсберге), расположена на ул. Клавы Назаровой. Строилась с 1914 по 1926 г — необычайно длительное строительство в Кёнигсберге начала XX века.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Здание в готическом стиле. В северо-западном углу — квадратная четырёхэтажная башня с часами, которые были безвозмездно предоставлены магистратом в лице обер-бургомистра. Под часами проходит выполненный из песчанника фриз с резьбой. Притвор находится с запада и имеет портал из белого песчаника, три двери которого символизируют Святую Троицу. Все окна кирхи — стрельчатые. На востоке находится алтарная часть, к которой была пристроена конфирмационная зала. Фундамент кирхи покоится на гранитных камнях от старой крепостной постройки Кёнигсберга.

В 1908 предместье Розенау было включено в городскую черту. В 1914 г. рядом со школой было начато строительство новой кирхи. Однако первая мировая война и её последствия приостановили это строительство. И только в 1926—1928-гг. стало улучшаться финансово-экономическое положение прусского «свободного государства» («Веймарская республика»).

Постепенно нараставшие прибыли от прямой и посреднической торговли с Востоком (прежде всего, СССР), стабильные инвестиции (в том числе — и беспроцентные сельскохозяйственные кредиты), получаемые от центрального правительства, способствовали выходу провинции из кризисной ситуации. Поэтому Розенау быстро росло, здесь строились промышленные предприятия, появлялись новые жилые кварталы. В 1926 году для жителей Розенау была возведена кирха в готическом стиле по проекту А.Пфлаума.

Отличительная особенность кирхи в Розенау — долгое для того времени строительство. Закладка фундамента состоялась 23 июля 1914г, а спустя неделю началась Первая мировая война и строительство кирхи было отложено на неопределённый срок.

После войны строительство было возобновлено только 2 апреля 1925г. Однако отпущенные казенные деньги моментально исчезли из-за быстрой инфляции. Тем не менее полтора года спустя здание было достроено.

Наступающие советские войска так стремительно ворвались в Кёнигсберг с этого направления, что кирха почти не пострадала в ходе боев, даже подвергшись артобстрелу. В советский период здание использовалось в качестве складских помещений.

В 1990 г было принято решение о передаче кирхи РПЦ. После ремонта в1990—1992 годах и освящения кирха (новое название — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы) находится в ведении Калининградской Епархии Русской православной церкви.

Кирха Понарт — евангелическая кирха Кёнигсберга, построенная в 1897 году, немецкое название нем. Ponarth Kircheбыло дано из-за расположения кирхи в одном из самых старейших пригородов Кёнигсберга — Понарте.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Кирха была построена благодаря усилиям председателя евангелической общины района Понарт Роберта Хофмана, директора пивзавода «Понарт» Шиффердекера и семьи Груббер, а также жителей Понарта и государственной субсидии. Кирха была освящена 23 июля 1897 года

Кирпичная постройка в готическом стиле имела четырёхэтажную башню на северо-западе и фронтоны на востоке и западе. С двух сторон постройки располагались узкие контрфорсы. С юга находилась алтарная часть с ризницей, к алтарной постройке примыкал фамильный склеп Шиффердекеров. На северной стороне кирхи размещался красивый фронтон с пятью слепыми окнами, там же был расположен притвор, объединённый пристройкой с башней. С восточной стороны здания окна были высокие, стрельчатые, с запада в стрельчатых нишах находились двойные окна сэмпорами. На двускатной крыше был установлен фонарь с высоким острым шпилем (до наших дней не сохранился).

Первый церковный орган в христианский храм перевезли из городской синагоги. Инструмент простоял до 1929 года, а затем был заменён новым, имеющим 278 регистров, работы известной ганноверской фирмы «Фуртвенглер и Хаммер» (предприятие успешно работает и сейчас). Сводов, ровно как и плоского потолка в церкви не было, и находясь в нефе можно было видеть деревянные конструкции крыши.

Незначительные повреждения кирхи во время апрельского штурма в 1945 году не помешали продолжить вести в ней церковные службы остававшихся немецких жителей. После их выселения кирха использовалась сначала под склад, а затем в ней действовал спортивный зал «Шторм».

Передача кирхи Русской Православной Церкви состоялась в 1991 году. Здание было отреставрировано и 21 сентября1992 года церковь была освящена как Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Кирха памяти королевы Луизы — историческое здание в Калининграде, одна из достопримечательностей города. В прошлом — лютеранская церковь, ныне в здании кирхи расположен Калининградский театр кукол.

Кирха строилась в память о королеве Пруссии Луизе (1776—1810). Автор проекта — архитектор Фридрих Хайтманн.

Церковь была построена в 1899—1901 годах. С южной стороны к церкви были пристроены дом священника и домик для конфирмирующихся, по стилю похожие на саму церковь (не сохранились).

Здание церкви было повреждено в ходе войны и долгое время простояло в руинах без применения. В шестидесятых годах планировался её снос, но церковь была спасена архитектором государственного проектного института гражданского строительства Юрием Вагановым, который разработал проект переоборудования здания бывшей кирхи в здание театра кукол. В соответствии с этим проектом кирха была восстановлена и начала действовать в новом качестве в 1976 году.

Внешний облик восстановленого здания большей частью соответствует её предвоенному виду, в то время как интерьер был полностью изменён, чтобы лучше соответствовать новой функции здания. Остатки сводов были снесены, а помещение церкви было разделено на два этажа современными перекрытиями. Первый этаж используется как выставочный зал, на втором размещён зал для представлений.

Архитектуру церкви нельзя однозначно отнести к определённому стилю. Первоначально здание замышлялось как неоренессансное, но потом проект был изменён. Построенное здание имеет черты романского стиля, но стиль здания скорее является не подражанием исторической архитектуре, а романтической интерпретацией прошлого. Также имеются элементы модерна.

Размеры здания следующие: 47 м в длину (по внешним обмерам), 22 метра в ширину, средний неф имеет высоту на просвет 16,5 м. Церковь трёхнефная, асимметрическая. Ширина среднего нефа — 12 м, северного — 6, южного — всего 2. Последний пролёт среднего нефа и весь северный боковой неф были перекрыты эмпорой. Южный неф был ниже, достигая только высоты эмпор. Благодаря этому с южной стороны была возможность доступа света.

Углы и дверные и оконные проёмы церкви были отделаны гидропесчаником фирмы «Зайер» из Берлина, все остальные поверхности были оштукатурены. Церковь имеет две неодинаковые башни. На главной башне расположены часы.

Кирха Святого Адальберта (сейчас Западное отделение ИЗМИРАН) в Калининграде — бывшая католическая часовня св. Адольберта (нем. St.Adalbertkirche). Построена в 1904 году под руководством архитетор Фридрих Хайтман. Архитекторы утраченной пристройки: Йоханнес Лауфер и Георг Шёнвайлер.

Строительство началось 16 июля 1902 года. В новом районе города — Амалиенау. Местоположение кирхи находилось в том месте, где Лавскер аллее делает изгиб. Завершая тем самым аллею, начинающуюся от Луизенкирхе. Хуфен и Амалиенау воспринимались застройщиками как самостоятельная часть города; и если евангелическая община обрела в1901 году в качестве достойного храма церковь памяти королевы Луизы, то католическая община получила в 1904 году, по меньшей мере, капеллу.

Кирха была построена «Кёнигсбергским обществом недвижимости и строительства». Стоимость строительства составила около 60 тыс. марок, внутренняя отделка, алтарь и колокол — ещё 40 тысяч.

14 ноября 1904 года кирха была освящена. Первоначально это была небольшая капелла в готическом стиле с узкой башней с севера и небольшими контрфорсами с трёх сторон. В дальнейшем планировалось расширение кирхи до 250 сидячих мест. На восточной стороне в оконной нише был изображён Святой Адальберт на золотом фоне.

В 1921г на территории церковного кладбища был похоронен архитектор кирхи — Фридрих Хайтман.

Строительное описание: Вход находится в стороне, что типично для большинства церквей Хайтманна; фундамент башни становится сенями; а сама башня расположена асимметрично по отношению к нефу. С точки зрения градостроительства он занимает превосходное положение: крыша башни была видна издалека. Членение с наружной стороны происходит с помощью контрфорсов; они придают часовне готический характер. При ближайшем рассмотрении замечаешь, что Хайтманн сознательно играл с готическими элементами: каждое узкое готическое окно окружается оконным полем, завершающимся очень плоской стрельчатой аркой (почти похожим на полуциркульную арку), а вверху оканчивающимся крутой стрельчатой крышей. На нём — в качестве готической добавки — установлена фиала. Своим высоким нефом и стройной башней часовня производит впечатление большего размера, чем она на самом деле есть. У неё четыре нормальных пролёта, а длина составляет вместе с апсидой всего 13,80 м, при ширине в 6,60 м. Однако, полная высота свода в 10,40 м изумляет. Это «готическое» пространственное соотношение можно лучше всего ощутить в разрезе. Внутреннее помещение производило впечатление большего размера с помощью хитрого хода: изначально окна не доходили до нынешнего размера понизу, внизу стены были закрыты, казалось, что свет падает с большой высоты.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

В 1932 к капелле было пристроено дополнительное сооружение со стрельчатыми окнами с севера и юга и современный портал. По его бокам находились большие круглые окна. В этом же году капелла получила статус кирхи Святого Адальберта — покровителя Пруссии.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Форт № 2а Барнеков — один из небольших фортов (промежуточное укрепление) Кёнигсберга, названный в честь Альберта фон Барнекова, прусского генерала, участника войны с Францией 1870-71 Отличительной особенностью форта является цвет кирпича используемого при отделке. Единственный форт, отделанный не красным кирпичом.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Форт № 3 — Король Фридрих-Вильгельм I. Кёнигсберг

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Форт № 3 Король Фридрих Вильгельм I

Форт № 3 — Король Фридрих-Вильгельм III (Friedrich Wilhelm III), прикрывал железнодорожные линии на Тильзит и Кранц, шоссейную дорогу на Кранц Название король Фридрих III (1831—1888 г.г.), сторонник демократических преобразований, неизлечимо больной, был королем только три месяца 1888 г. Другое название — Friedrich III или Кведнау Форт № 3 — на сегодняшний день один из самых сохранившихся фортов. Этот крупнейший и прекрасно сохранившийся форт Кёнигсберга расположен на возвышенности, называвшейся ранее Кведнау (сейчас Северная Гора). Он был построен первым в системе опоясывающего фронта Кёнигсберга. Наверно, это и сказалось на его размерах (площадь 350х180 метров, глубина 3-5 метров), также боевые валы, два двора, на трех этажах сотни казематов. Форт № 3 имеет свои особенности, которых нет в других фортах: сухой ров, что позволило казармы для солдат и офицеров разместить в два этажа. Центральная потерна (закрытый проход, сообщение в виде галереи) заканчивается объёмным кофром (закрытый каменный ход в крепостном рву) за внешней стеной рва. Вход в кофр осуществляется из рва и из центральной потерны по подземному ходу, который идёт под рвом. Амбразуры кофра позволяли обстреливать передние фасы сухого рва. Над ними свисали металлические сетки, не позволявшие противнику спускать к амбразурам взрывные заряды и бросать отвесно гранаты.

Так как форт являлся средоточием большого количества боеприпасов и крепостным складом взрывчатых веществ, по всей его территории в шахматном порядке с интервалами и дистанциями в 15-20 метров были установлены вертикально в грунт оцинкованные трубы диаметром 10 сантиметров, соединённые медными тросами под слоем грунта, а по верху — проводами. Вся эта система создавала так называемый замкнутый контур, защищавший снаряды и взрывчатое вещество от молний и блуждающих токов.

Штурм форта: 8 апреля воины 557-го стрелкового полка из 50-й армии выдвинулись на ближайшие подступы к форту. Разведчики наносили на планшеты цели. Сапёры старшего лейтенанта Беликова провели разминирование подходов. Команда старшего лейтенанта Пряничникова расставила дымовые шашки. В то же время формировался штурмовой отряд. Около полуночи артиллерия полка нанесла огневой удар. Бойцы приблизились ко рву. С рассветом снова ударила артиллерия. В это время штурмовой отряд преодолел ров и завязал бой внутри форта. К 9 часам утра 9 апреля гарнизон прекратил сопротивление. Примерно 120 немецких солдат вместе с комендантом форта сдались в плен. После войны на территории форта обосновались склады артиллерии и РХБЗ. Химики базировались в левой части горжевых казарм, справа жили (охраняли то добро солдатики), а артиллеристы были за автомобильным выездом во внутренние дворики и в кофре

В 1998 году форт расформировали и он стал доступен всем желающим. Тренировались там юные спецназовцы, пейнтбольщики и просто место отдыха. Время от времени форт берётся под охрану, но так же благополучно охрана снимается. А тем временем на черном рынке регулярно появлялись любопытные экземпляры археологических редкостей. Когда военные в 1998-м покидают третий форт, раритеты начинают продаваться особенно интенсивно. Год спустя, поисковая группа обнаруживает в подвале форта остатки каких-то странных предметов. Экспертиза показывает, что исследователям повезло наткнуться на следы от экспонатов музея «Пруссия», который был расформирован перед штурмом Кёнигсберга. Коллекция музея была распределена по трём точкам: одну часть вывезли в Польшу (она сохранилась и сейчас там же и экспонируется), вторая была спрятана в подземельях Орденского замка. Замок был взорван и от этой части сохранилось немного. Оставшиеся целыми предметы сейчас представлены в Историко-художественном музее. Судьба третьей части была неясной до конца 90-х. После того, как на форте № 3 обнаружились некоторые предметы из нее, начались раскопки, продлившиеся 3 года. В приличном состоянии найдено более 10 тысяч предметов! Историко-художественный музей пополнился еще одной экспозицией.

В горджевом благаусте — караульное помещение в тылу для защиты ворот. Стояли скорострельные пулемёты МГ. Левая и правая части форта практически идентичны. Подземный ход делали во время модернизации форта в конце 19 века, и ведёт он в весьма большой кофр

В 80-х снимали фильм «Приказ: перейти границу», а форт, точнее кофры, где не было складов, был живой декорацией как бы японского (китайского) форта

На бетонных площадках вокруг рва находились армейские склады типа бараков.

До 1996 года Форт 2а — склад артиллерийских снарядов. Форт свободен для осмотра.

Форт №4 Гнейзенау. Кёнигсберг

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.Форт № 4 Гнейзенау

Название Август фон Гнейзенау (1760-1831 г.г.), прусский генерал-фельдмаршал, комендант крепости Кольберг в 1807 году, участник битвы при Ватерлоо, с 1830 года, командующий прусской армией. Другое название - Klein Beidritten Форты №4 «Гнайзенау» и №5 «Король Фридрих Вильгельм III», расположенные в районах Байдриттена и Шарлоттенбурга, находились на переднем крае обороны и пали в боях 7 апреля. Форт №5а «Лендорф» также стоял на направлении главного удара противника и тоже упорно сопротивлялся"... Форт №4 находился в полосе удара 43 армии а точнее 124 ск. практически все форты в полосе наступления 43 армии (4, 5, 5а, 6 за исключением 7 точных данных нет) были блокированны и уничтоженны как форт №4, 5 и 6 так и сдачей гарнизона №5а. Точно известно что штурмовали форт №5 с применением тяжелой артиллерии, насчет 4 информации нет. Форт 4 был правым флангом 548 дивизии примыкавшей справа к 367 пехотной дивизиии. 548 дивизия заняла оборону за три дня до штурма Кёнигсберга, сменив части 61 пех.дивизии и 75 охр.полка. Ось обороны проходила по Советскому проспекту, справа железнодорожное полотно - линия разграничения с 367 пех. дивизией. Итак, в настоящее время центральная горжевая часть полностью разрушенна и с 2-х сторон проделаны дороги. После войны на форту был полигон сапёров, те шла отработка наиболее эффективного уничтожения фортификационных сооружений и поиск уязвимостей. В 80-х годах в форту было хранилище ГСМ близлежайщей ВЧ. До 2011 года пара помещений было занято неизвестным предпренимателем.

В настоящий момент заброшен.

Форт № 5а Лендорф. — одноэтажный форт в Кёнигсберге, названный в честь Карла фон Лендорфа, прусского генерала, участника освободительной войны с Наполеоном. Как промежуточное укрепление форт Лендорф отличается от прочих фортов размерами в плане и меньшим количеством казематов. При этом боевые казематы отсутствуют. В настоящее время пустует. Свободный доступ. Так же как и 5-й форт, находился на линии основного наступления Советских войск, сильно разрушен.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Форт № 7 — Герцог фон Хольштайн. Кёнигсберг

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Форт № 7 — Герцог фон Хольштайн (Herzog von Holstein), Назван обобщенным именем многочисленных государственных и военных деятелей Пруссии – Хольштайнов (Гольштейнов). Форт № 7 — Герцог фон Хольштайн (Herzog von Holstein), прикрывал Кёнигсбергский канал и реку Прегель с запада. У Яковлева в "Истории крепостей" / "Эволюции долговременной фортификации" есть русская карта-схема начала века расположения фортов Кенигсберга. Так вот там под номером 7 значится аж 3 форта: 7, 7а и 7б. Два из них расположены на левом берегу Преголи - 7 и 7b, один - на правом - 7a. Ко второй мировой войне остался только один форт с седьмым номером - 7а. Именно его сейчас и называют фортом № 7 и считают полноценным фортом. Но ведь судя по тому, что он носил номер 7а получается, что это всего лишь малый форт, аналогичный 1а, 2а и 5а...

Кёнигсберг был основан как замок и оставался городом-крепостью вплоть до конца Второй мировой войны.

Кёнигсберг в военной науке считался «двойным тет-де-понтом», что означает «береговая крепость на обеих сторонах реки».

Город начался с замка в 1255 г, и почти всю свою историю развивал в себе фортификационно-оборонительную мускулатуру. Крепость-замок Кёнигсберг, городские стены и оборонительные валы, городские ворота, форты… И развил настолько, что, не считая Второй мировой войны, она ему никогда с XIII века и не понадобилась. Тем не менее, на каждое движение военно-инженерной мысли Европы Кёнигсберг реагировал оперативно, строя или перестраивая ту или иную, крепость или редюит , или обводное кольцо фортов, или систему дотов. Если мысленно разложить все эти сооружения в фортификационную цепочку, то мы увидим следующую картину эволюции города-крепости.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Средневековое кольцо городских стен было сооружено в 1355—1370, причём каждый из трёх городов (Альтштад, Кнайпхоф и Лёбенихт) был окружён своей цепью стен. Первый вальный оборонительный обвод

Следующий пояс укреплений построен в 1626—1634 годах, окружая Кёнигсберг со всеми общинами в окружности двух миль с валами (тогда же был насыпан Литовский вал), 32 ротондами и равелинами, двумя воротами на юг и с семью на Прегель. Укрепление города было дополнено в 1657 году сооружением крепости Фридрихсбург, на речном входе в Кёнигсберг со стороны моря. Приехав в Кёнигсберг в первый раз с Великим посольством (в 1697), молодой Пётр I активно брал на заметку немецкие военно-градостроительные решения. В частности, по примеру расположения перед речным входом в город крепости Фридрихсбург, впоследствии Пётр I заложил Кронштад перед новой российской столицей.

Строительство укреплений XIX века началось в 1843 году на герцогском пахотном поле и завершено в 1859 году на северо-восточном участке строительством восьми городских ворот. Первым объектом кольца оборонительных сооружений стала оборонительная казарма «Кронпринц», строительство которой началось 15 октября 1843 года. Периметр второго обвода частично совпадал с периметром первого.

В рамках создания оборонительного обвода были построены многочисленные бастионы и земляная насыпь на севере для защиты города. Форт Фридрихсбург вместо редутов был ограждён каменной стеной, сооружены ворота и четыре мощные башни. (Впоследствии крепость-форт Фридрихсбург была снесена немцами в начале XX века при строительстве городской железнодорожной сети; сохранились лишь одноимённые ворота на Левой набережной между эстакадным и двухъярусным мостами). На юго-востоке и юго-западе Верхнего озера стояли оборонительные башни Дона и Врангель (обе сохранились до сих пор).

Второй вальный обвод города утратил военное значение и был продан городу военным ведомством в начале XX века. Часть сооружений обвода была срыта для обеспечения развития города. Например на месте снесённых Трагхаймских и Штайндаммских ворот была устроена площадь Ханза-Плац, нынешняя Площадь Победы. Однако значительная часть сооружений Второго вального обвода сохранилась до сих пор. Прежде всего это семь городских ворот, оборонительная казарма «Кронпринц», оборонительные башни «Врангель» и «Дона», Астрономический бастион (назван так из-за близости к бывшей обсерватории Бесселя) и несколько менее значительных сооружений — бастионов.

Оборонительная башня Дона. Сейчас там музей Янтаря.

Бранденбу́ргские воро́та (нем. Brandenburger Tor) — одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены у окончания улицы Багратиона, переходящей далее в улицу Суворова (бывшая Берлинская), на границе исторического городского района Хаберберг.

Бранденбургские ворота — единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Бранденбургские ворота были выстроены в Кёнигсберге в 1657г на юго-западном участке Первого вального укрепления при пересечении его с дорогой, ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково). Из-за отсутствия денежных средств и соответствующего проекта устроители ограничились возведением деревянных ворот, поставленных под крышу и упирающихся в земляной вал. Для надёжного прикрытия впереди вырыли ров и заполнили водой.

Через сто лет по распоряжению прусского короля Фридриха II обветшалое строение было сломано, и на его месте сооружена массивная кирпичная постройка с двумя просторными проездами, имеющими стрельчатое завершение. Новые прочные ворота полностью перекрыли дорогу на юг (ныне улица Суворова) и служили надежной защитой города. Толстые стены хорошо укрывали небольшой гарнизон караульных, которые размещались во внутренних казематах. Здесь также имелись служебные, подсобные, складские помещения и подъемники. Во время реставрационных работ 1843 года ворота были значительно перестроены (почти что построены заново на том же месте) и украшены остроконечными декоративными фронтонами, крестообразными цветами из песчаника, стилизованными листьями на навершиях, гербами и медальонами. На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771—1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии; справа — генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778—1855 г), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления.

Бранденбургские ворота — единственные из всех сохранившихся до наших дней кёнигсбергских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение отреставрировано и охраняется государством как архитектурный памятник, украшающий улицу Багратиона в Калининграде.

Железнодорожные ворота (нем. Eisenbahnhof Tor) — одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Ворота расположены под проезжей частью Гвардейского проспекта, рядом с памятником 1200 гвардейцам. Через ворота проходит пешеходная дорожка, ведущая в расположенный за памятником парк.

На воротах сохранилась надпись с датой их постройки — 1866—1869 годы. Она расположена на замковом камне ворот. Проектировал Железнодорожные ворота архитектор Людвиг фон Астер (он же является автором проекта Аусфальских ворот).

Через эти ворота проходила железная дорога, ведущая в Пиллау (ныне — Балтийск). После того, как оборонительные сооружения центра города были убраны, по бывшему валу была проложена улица Дойчорденринг (ныне — Гвардейский проспект). Таким образом с тех пор ворота малозаметны, и скорее напоминают тоннель через дорожную насыпь.

После Второй мировой войны движение по проходящей через ворота железной дороге прекратилось, так как была построена новая железнодорожная ветка. Тем не менее рельсы от старой дороги сохранялись вплоть до конца девяностых годов. Позднее по трассе бывшей железной дороги была проложена пешеходная дорожка, которая ведёт от от Московского проспекта через Железнодорожные ворота в парк за памятником 1200 гвардейцам.

Весной 2007 года Железнодорожные и Аусфальские ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций военно-исторической тематики. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Нынешнее здание Закхаймских ворот было построено в середине XIX века. Однако первые ворота на этом месте были построены ещё в ходе сооружения первого вального укрепления Кёнигсберга в начале XVIIвека.. До конца XIX века, пока существовали валовые укрепления, ворота выполняли функцию контрольно-пропускного пункта при въезде в город. После того, как валы были срыты, они утратили оборонную функцию и стали своего рода аналогом триумфальной арки. В начале XX века ворота были проданы военным ведомством городу. После этого часть казематов была снесена и к воротам были пристроены жилые дома.

После Второй мировой войны ворота стали использоваться под склад, каковую функцию они и выполняли до 2006 года. При этом ворота имеют статус памятника истории федерального значения.

В 2006 началась реставрация ворот. После реставрации ворота будут переданы федеральному государственному учреждению «Центр стандартизации и метрологии». Здесь будут размещены лаборатории и небольшой музей, где можно будет увидеть весы и другие старинные измерительные приборы.

Закхаймские ворота имеют один проезд в виде арки. В прошлом по бокам имелись также меньшие арки, которые, возможно, были пешеходными проходами, однако до наших дней они не сохранились. На углах ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и восьмигранные с внешней стороны. Со стороны города ворота были украшены горельефами Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, с внешней стороны — изображением чёрного орла (Орден Чёрного орла был высшей наградой Пруссии).

Короле́вские воро́та (нем. Königstor) — одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении ул. Фрунзе и Литовского вала. В 2005 г. Королевские ворота были символом празднования 750-летия Калининграда. С того же года в воротах размещается Историко-культурный центр «Великое посольство», являющийся филиалом Музея Мирового Океана. В воротах расположены экспозиции, посвящённые возникновению и развитию города-крепости Кёнигсберг, посещению Кёнигсберга выдающимися людьми и дипломатической истории Кёнигсберга-Калининграда (в частности, посещению Петра Великого.

Ворота выстроены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок.

Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (ныне Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse). Название же улицы связано с тем, что по ней следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые смотры в предместье Девау.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Росгартенские ворота (нем. Rossgärter Tor) — одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении улиц Черняховского и Александра Невского, рядом с площадью Василевского и музеем янтаря.

Нынешнее здание ворот расположено на том месте, где располагались одноимённые ворота, относившиеся к первому вальному укреплению города (начало XVII века).

Сохранившееся до наших дней здание ворот было построено в 1852—1855 годах по проекту Инженера-гауптманна и директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля в Кёнигсберге. Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Автор скульптурных украшений — Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Первый проект ворот был разработан в 1852 году ведомством крепостей в Кёнигсберге. Этот проект был значительно переработан тайным советником Штюлером. Штюлер сам проработал проект фасада, придав ему ярковыраженные готические формы.

После войны ворота были восстановлены и стали использоваться как кафе-ресторан «Солнечный камень».

Ворота имеют всего один проезд шириной четыре метра. С обеих сторон по бокам от проезда расположено по три каземата. Таким образом фасад ворот состоит из семи проёмов. Со стороны города казематы имеют окна, с внешней стороны — амбразуры.

Сверху над фасадом ворот расположен ряд зубцов, разделённый на две половины возвышенной центральной частью. По бокам центральная часть обрамлена двумя высокими восьмигранными башенками, которые завершаются декоративными машикулями. Между башенками расположена высокая арка, предворяющая собственно въезд в ворота. Над аркой расположена наблюдательная площадка, ограждённая зубцами. Справа и слева от арки проходят аркады, состоящие из арок, опирающихся на колонны.

По бокам от главной арки расположены два медальона-портрета, изображающие прусских генералов Шарнхорста и Гнейзенау.

В то время как городская сторона ворот отличается красивым декоративным оформлением, внешняя сторона не имеет декоративных украшений. С внешней стороны проезд прикрыт блокгаузом, из которого можно вести круговой ружейный и артиллерийской огонь и кордегардией, из амбразур которой можно было вести фронтальный и фланговый огонь. Кордегардия имела распашные ворота. Перед кордегардией располагался ров, через который был перекинут подъёмный мост. в 1972 году постепенно реконструированные Росгартенские

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Фридландские ворота (нем. Friedländer Tor) — одни из семи сохранившихся городских ворот Калининграда. Расположены на перекрёстке пр-та Калинина и улицы Дзержинского, примыкают кпарку Южный (бывший парк имени 40-летия ВЛКСМ). В воротах расположен музей.

Название ворот связано с городом Фридландом, нынешним Правдинском. Первые Фридландские ворота были построены в XVII веке, однако они располагались не на месте нынешних.

Ныне сохранившиеся Фридландские ворота стали последними воротами Кёнигсберга (то есть были построены последними). Точная дата их строительства неизвестна, приблизительные даты — 1857—1862 годы. Также неизвестно, кто был их архитектором. В начале XX века устаревшие и утратившие военное значение ворота вместе со всем вторым вальным обводом были проданы военным министерством городу. Тогда движение транспорта через них было прекращено, так как часть ставшего ненужным оборонительного вала была срыта, и дорога на Фридланд (нынешняя улица Дзержинского) стала проходить сбоку от ворот.

После войны ворота пустовали в течение долгого времени, потом в них располагался склад. В конце 1980-х годов в Южном парке проводились работы по расчистке территории и очистке дна многочисленных прудов парка. В ходе этих работ было найдено много старых предметов. Вскоре в воротах был организован музей, основой коллекции которого и стали найденные в парке предметы.

Как и все ворота Кёнигсберга, Фридландские ворота были выстроены в стиле неоготики. Имя автора проекта неизвестно, иногда авторство приписывается Фридриху Штюлеру.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

вид через амбразуру ворот на ров и мост

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

скульптура рыцаря на фасаде ворот

Архитектура Калининграда - Кёнигсберга.

Фасад ворот со стороны города разделён на пятью контрфорсами на шесть частей. Контрфорсы завершаются остроконечными двухскатными декоративными башенками, которые выступают над декоративным парапетом с зубцами. Все внешние отверстия ворот (проезды, окна, двери) выполнены в виде стрельчатых арок и украшены перспективными порталами.

Две центральные части ворот заняты проездами. Размеры проездов — 4,39 м в ширину и 4,24 м в высоту. Части по краям заняты казематами.

Поверхность фасада ворот украшена как бы сеткой, представляющей собой ромбический орнамент. «Нити» этой сетки выложены из кирпичей другого цвета.

Фасад ворот был украшен статуей великого комтура Фридриха фон Цоллерна, которая не сохранилась (исчезла после войны). Другая статуя, изображающая великого магистра Зигфрида фон Фойхтвангена — основателя Среднего замка в Мариенбурге (ныне г. Мальборк, Польша), расположена на внешней стороне ворот. Автор скульптур Вильгельм Людвиг Штюрмер. В настоящее время скульптуры восстановлены (скульптура Фойхтвангена — в 2005 году[1], Цоллерна — в 2008 году).

С внешней стороны ворот расположена кордегардия.