В тени Рембрандта.Художник Ян Ливенс

Блестяще одаренный, амбициозный, самоуверенный Ян Ливенс был одним из наиболее значительных художников своего времени.

Ян Ливенс родился где в 1607 году в Лейдене.

 Город был известен не только как центр текстильного производства, но и первым в стране университетом.
В 12 лет Ян уехал учиться, теперь уже в Утрехт, известный центр голландской "итальянской" живописной традиции.
Его работы высоко ценились, несмотря на юный возраст, он был восходящей звездой, вундеркиндом, поражающим современников своей одаренностью.

1 Автопортрет, ок. 1629-1630. В отличие от Рембрандта Ян Ливенс был еще и красив. (523x700, 141Kb)

Автопортрет,ок.1629-1630 В отличие от Рембрандта Ян Ливенс был еще и красив.

В его таланте были уверены не только меценаты, но и он сам – это видно по выбору сюжетов.
Он с одинаковым энтузиазмом писал портреты, исторические сцены, пейзажи, бытовые сцены и, как апофеоз – большие аллегории и картины на библейские сюжеты.

С 1624 года 17-летний художник начинает независимую карьеру.
В этом же году в Лейден после обучения в Амстердаме возвращается Рембрандт.

2 Пир Эсфири, 1625 г. Художнику было всего 18 лет, поэтому здесь сильное влияние Питера Ластмана, как и ранних работах Рембрандта. (700x561, 203Kb)

Пир Эсфири, 1625 г. Художнику было всего 18 лет, поэтому здесь сильное влияние Питера Ластмана, как и ранних работах Рембрандта.

Он устраивает мастерскую на чердаке в доме своего отца-мельника, и приглашает Ливенса туда работать.
Ливенс, имевший в активе 6 лет обучения живописи, был далеко впереди, а потому уверен в себе.
Он привнес в мастерскую сочетание харлемской и антверпенской виртуозности.
Ян свободен, общителен, склонен к авантюрам.

3 Мальчик в мастерской художника, ок. 1630  (400x519, 192Kb)

Мальчик в мастерской художника, ок.1630

Рембрандт замкнут, он боится потерять идеал величия, который взлелеял.
Ян нарушает правила искусства своими многофигурными композициями, но он использует то, чем владеет, а не тратит время, как Рембрандт, на то, что ему не дается.
Ян ведет себя как вундеркинд, желающий возвыситься до уровня старших.

4 Пилат, умывающий руки. Очевидно, 1620-е (700x557, 174Kb)

Пилат, умывающий руки.Очевидно,1620-е

Художники часто позируют друг для друга, пишут картины на одни и те же сюжеты.
Их дружба сыграла очень своеобразную роль для Ливенса.

Они работали в схожей манере, часто повторяя сюжеты, или писали картины вместе.

5 Самсон и далила, ок. 1630-16350 (596x700, 107Kb)

Самсон и Далила,ок.1630-1635

Позднее все эти работы были приписаны одному Рембрандту. Более того, сам Ливенс был определен в ученики Рембрандта на том простом основании, что был младше его на год.
Но к тому времени, когда Рембрандт начал свое обучение, Ливенс был уже вполне сложившимся и весьма известным художником, так что вопрос о влиянии Рембрандта на творчество Ливенса представляется как минимум спорным.

Значительно уступая Рембрандту в отношении богатства фантазии, силы и блеска красок, Ливенс был ровнее в исполнении, больше, чем Рембрандт обращал внимание на выработку форм.

6 Натюрморт с книгами, ок. 1630 (700x525, 68Kb)

Натюрморт с книгами ок.1630

Ливенс был холоднее Рембрандта в светотени, впадающей у него в зеленовато-серый тон.
Особенно искусным мастером он был в портретах, особенно в этюдах голов стариков.

7 Иов (535x640, 41Kb)

Иов

Константин Хайгенс – секретарь принца Оранского, поэт, писатель и интеллектуал - был одним из наиболее известных знатоков и ценителей живописи. После посещения студии Ливенса в 1628 году он писал, что Ливенс чудесным образом передает выражение человеческого лица.

8 Молодой человек в берете, 1629 (488x700, 65Kb)

Молодой человек в берете,1629

Хайгенс останется покровителем Ливенса все его жизнь.
Константин Хайгенс, который покровительствовал не только Ливенсу, но и Рембрандту, даже заказывал им картины на одну и ту же тему, сознательно вызывая художников на творческое состязание.

9 Девушка и старая служанка, 1629. (536x700, 53Kb)

Девушка и старая служанка,1629.

Оба художника почти одновременно написали «Распятие», «Воскрешение Лазаря», «Самсон и Далила».
Они оба любили писать портреты стариков, на лицах которых время и жизненный опыт оставили свои отпечатки, или портреты людей в экзотических нарядах.

10 Девушка в профиль (595x700, 96Kb)

Девушка в профиль

В то время очень модным был турецкий костюм – связи между Европой и Азией только налаживались, и основная торговля велась через Турцию.

21 Султан Сулейман, 1625. очень напоминает Славянина Рембрандта. (523x700, 112Kb)

Султан Сулейман,1625.очень напоминает Славянина Рембрандта.

Ливенс и Ребрандт написали несколько мужских портретов в подобных костюмах, настолько похожих друг на друга, что эти картины позже опять таки приписали кисти Рембрандта, как наиболее известного в настоящее время художника.
Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, одну из его картин даже повесив у себя дома над камином, неоднократно копировал его произведения.

St. Anthony

St. Anthony /Святой Антоний

Оба они работали как графики, Ливенс вообще пробовал себя, и весьма успешно, во всех видах изобразительного искусства. Его портреты, в отличие от работ Рембрандта, более светлые, на лицах изображенных им людей скорее печать мудрости, чем страданий, как у Рембрандта

The Second Oriental Head

Young Girl with Long Hair

Молодая девушка с длинными волосами

Bearded Man Facing Left

Bearded Man Facing Left / Бюст бородатого старика ок.1630

Bearded Man in Turban, in Profile Facing Left

Бородатый человек в тюрбане

Bust of a Man

Бюст мужчины

Jean Boot (Jan Both)

Jean Boot (Jan Both) Ян Бот

Пути художников разошлись в 1631 году, когда Рембрандт уехал из Лейдена в Амстердам, а Ливенс – в Лондон.

В 1640 году в Антверпене Ливенс женился на девушке католического вероисповедания.
Обилие заказов позволяло не только жить безбедно, но и помогать другим, талантивым но менее успешным художникам.
В 1644 году финансовые трудности заставили Ливенса вернуться в Нидерланды.
Он поселился в Амстердаме и быстро завоевал там популярность как одаренный живописец.
Большинство работ этого периода – лучшие за всю его карьеру.

11 Портрет Рембрандта, 1629 (543x700, 66Kb)

Портрет Рембрандта, 1629

Несмотря на обилие хорошо оплачиваемых заказов, финансовое положение художника пошатнулось, с 1666 года оплата заказов уже не покрывала расходов.
Постепенно разоряясь, Ливенс умер 4 июня 1674 года практически нищим, оставив детям настолько многочисленные доги, что они отказались от наследства.
Десятилетия спустя известность его постепенно тускнеет в тени его друга и коллеги Рембрандта.

12 Мать Рембрандта в профиль, ок. 1630 (543x700, 157Kb)

Мать Рембрандта в профиль,ок.1630

За более чем 60 лет своей карьеры Ливенс работал для королевских дворов Англии и Голландии, получал заказы от муниципалитетов.

Его картины, гравюры и рисунки собирали меценаты и копировали другие живописцы.

13 Портрет старика, ок. 1625-1626 (590x700, 87Kb)

Портрет старика, ок.1625-1626

Десятилетия спустя после его смерти творчество художника ценилось очень высоко.

14 Апостол Павел, ок. 1627-1629 (620x700, 121Kb)

Апостол Павел, ок. 1627-1629

Но в последующие века имя Ливенса поблекло.

Большинство его работ, выполненное для публичных зданий до сих пор находятся там, редко выставляются, а слабое освещение и недостаток информации не позволяют оценить их по достоинству.

15 Голова старика, 1630-е (505x700, 60Kb)

Голова старика, 1630-е

За 4 столетия многие картины были утрачены или приписаны другим художникам (особенно много – Рембрандту).

16 Портрет Карла Людвига Пфальцского с наставником, 1631 (652x700, 112Kb)

Портрет Карла Людвига Пфальцского с наставником, 1631

17 Голова старика (517x700, 76Kb)

Голова старика

17 Портрет юноши, 1628 (540x700, 41Kb)

Портрет юноши, 1628

18 Святой Павел, пишущий послание фессалоникийцам, 1629 (665x700, 157Kb)

Святой Павел, пишущий послание фессалоникийцам, 1629

20 Голова старика (507x700, 68Kb)

Голова старика

19 Скрипач, ок. 1625. Моделью, вероятно, послужил юный Рембрандт (549x700, 155Kb)

Скрипач, ок. 1625. Моделью, вероятно, послужил юный Рембрандт

Портрет девушки,ок. 1630-1635

Роберт Карр,1-й граф Анкрам, до 1654

Читающая старая женщина 1626

Бородатый мужчина в берете.Ок.1630

Конный портрет Дирка Декера Амстердамского.1671

Источник