Часть 1

Беру в руки затрепанный, изрезанный и зачитанный путеводитель по музею Пикассо на английском языке: на русском в то время ничего и нигде не было. Это сейчас, говорят, есть путеводители во всех музеях Парижа на русском.

Вспоминаю это поразительное место с поразительными картинами, которые долго не оставляли меня не только после похода в музей, но и по возвращения в Россию, став символом того, что со мной случилось в Париже.

muzej-pikasso. Avtoportret_1917

Моя квартира тогда тоже превратилась в музей Пикассо, где репродукции любимых картин, вырезанных, за неимением лучшего, из путеводителя, нашли свой приют, долго сохраняя аромат той французской весны.

И я снова окунулась в атмосферу любви и обаяния великого Пикассо и незабываемого Парижа.
В мир, в котором любовь, измена, смерть, слезы, мечты и мудрость переплелись так тесно, что их невозможно отделить друг от друга. Любовь и вечная женственность... Даже через двадцать лет, прикасаясь к картинам Пикассо, чувствую аромат той любви с горечью пополам.

Музей Пикассо в Париже – музей в квадрате. Само здание является уникальным историческим памятником архитектуры эпохи Людовика XIV. Особняк построен в середине 17 века для одного из предпринимателей, который нажил свои капиталы на налоге на соль. Поэтому замок получил название «Сале», что означает соляной. Потом хозяин разорился и здание стало переходить из рук в руки, пока не было выкуплено муниципалитетом Парижа.

Музей Пикассо

После решения об организации здесь музея Пикассо, был объявлен конкурс на лучший проект музея, который бы одновременно сохранил исторический облик особняка. В 1985 году музей был открыт. Уникальна сама экспозиция музея, организованная по кругу со спуском в подвальное помещение,

настолько же витиеватая и сюрреалистичная, как искусство самого мастера. Художник хоть и имел скандальную репутацию, но после смерти уже нельзя было не увековечить его имя во Франции, с которой была связана вся жизнь художника. Даже ударение в фамилии стали ставить на французский, а не испанский, манер.

Музей, усилиями правительства и мэрии Парижа, стал лучшим музеем из числа посвященных гениальному Пабло Пикассо. Отличается музей от других тем, что в нем собраны картины, рисунки, скульптуры, письма и дневники, хранившиеся в доме художника, фактически – весь его личный архив.

Часть своей коллекции Пикассо передал в дар музею в Барселоне, остальная часть, которую пополнял художник до конца своей жизни, скупая собственные картины, была передана музею в счет уплаты налога на наследство наследниками.

Один из залов музея Пикассо

После смерти Жаклин Рок, последней жены Пикассо, в соответствии с ее завещанием, музею была передана еще часть наследия художника, а позднее ему передано еще часть уже родственниками художника.

Так постепенно музей стал не только центром, хранящим несколько тысяч его картин, картин любимых им художников, скульптур, графических работ и рисунков, но и писем, книг, заметок и библиотеки, что сделало музей центром изучения и исследования наследия художника.

Я не знаю, какие чувства испытывает тот или иной посетитель музея, но меня потрясло то, как менялся стиль художника в зависимости от женщины, с которой в тот период он был близок, пусть даже на небольшое время.

Он менялся изнутри, пытаясь стилем передать то, что чувствовал. Не внешнее сходство только, хотя оно все-таки присутствовало, но то, что Пикассо ощущал и видел внутренним взором, прикасаясь к миру каждой из своих муз.

Музей Пикассо

Поэтому я не могу не построить свой образ музея, не выстраивая путь художника по периодам, каждый из которых олицетворял конкретную женщину. Женщина, расщепляемая на мелкие составные части, собираемые художником по своему лекалу, женщина-классицизм; женщина-сон; женщина-слезы; женщина-гордость.

Каждая женщина входила в жизнь Пикассо под своим кодовым названием, меняя его стиль и становясь новым воплощением мастера. Менее всего задевает «голубой период» художника, в котором царит смерть, депрессия, боль от самоубийства лучшего друга, переживаемая долгое время, окрасившая его картины в мрачные темно-синие тона. Фигуры статичны и словно застыли в своей боли и страданиях.

Автопортрет. 1901 г -muzej-pikasso

Автопортрет. 1901 год.

Смерть Касахемоса. 1901 г -muzej-pikasso

Смерть Касахемоса. 1901 год.

Новый период, названный «розовым», знаменует возрождение Пикассо к новой жизни. И во многом благодаря ПЕРВОЙ женщине-музе Фернандо Оливье, вместе с которой он будет почти десять лет.

Фернандо Оливье

Фернандо Оливье

Любовь вдохновляла и влияла на колорит его картин. Они стали светлее, жизнерадостнее, постепенно переходя от мрачного темно-синего цвета к теплому розовому, охристому, красному. В это время Пикассо увлечен цирком: он часто и подолгу смотрит на артистов цирка Медрано, который располагаются у подножия Монмартрского холма. Главными его героями становятся, актеры, Арлекин, акробаты.

muzej-pikasso. Актер.1904

Актер.1904

muzej-pikasso-Арлекин с бокалом. 1905

Арлекин с бокалом. 1905

muzej-pikasso-Девочка на шаре. 1905 год

Девочка на шаре. 1905 год

Он увлекается африканским искусством с его масками, яркими красками, магией и примитивизмом. В этот же период он начинает искать новый стиль, используя сезанновские мотивы. Так появились угловатые фигуры в розовых теплых тонах, выполненные в манере великого Сезанна, - «Авиньонские девицы». Монументальное и амбициозное полотно, шокировавшее всех, включая Матисса, который пришел в бешенство, увидев картину.

muzej-pikasso-Авиньонские девицы. 1907

Авиньонские девицы. 1907

Но она стала конечной точкой в поисках Пикассо и началом нового периода, получившим название «кубизма». Его работы в то время мало понятны, но быстро раскупаются, время нищеты кончилось.

muzej-pikasso-Пять купальщиц в лесу

Пять купальщиц в лесу

muzej-pikasso-Три женщины. 1908

Три женщины. 1908

Вскоре в его жизни появляется новая муза – Марсель Умбер. Хрупкая, легкая, артистичная, музыкальная Ева.

Марсель Умбер

Марсель Умбер

Молодая женщина пленила его, став символом изящества и нового периода в жизни Пикассо. Он пишет ее портреты в основном в виде музыкальных инструментов в стиле синтетического кубизма, в который вступает художник под влиянием новой музы.

muzej-pikasso-Скрипка. Я люблю Еву

Скрипка. Я люблю Еву

Но в его картинах неискушенному сложно найти реальный образ женщины, однако они проникнуты такой нежностью и любовью, что словно оживают от прикосновения глаз влюбленного Пикассо.

muzej-pikasso-Скрипка. Я люблю Еву. 1912

Скрипка. Я люблю Еву. 1912 год.

Счастливы они были недолго. В 1915 г. Ева умирает от чахотки. А кубизм, раскрепостив мастера, дал ему свободу: теперь он понял, что только искусство его может интересовать по-настоящему, от которого он не устанет никогда.

А женщины, которые потом в его жизни периодически появлялись и исчезали, были только до того момента, пока вдохновляли мастера на новые шедевры. Третья женщина-муза – Ольга Хохлова, русская балерина из труппы Сергея Дягилева. Она появляется в жизни Пикассо в 1917 г.

muzej-pikasso-Портрет Ольги в кресле. 1917

Портрет Ольги в кресле. 1917

Влюбленный в нее, он решается на брак, который, как думал, будет вечным, о чем говорит брачный контракт. В нем зафиксировано, что картины художника будут делиться между супругами поровну. Потом это стало причиной отказа Пикассо от развода: он был просто физически расстаться со своими картинами, которые требовала Ольга. Так ее тень преследовала его еще 20 лет вплоть до ее смерти в 1955 г..

muzej-pikasso-Ольга Хохлова. Первая жена 1923

Ольга Хохлова. Первая жена 1923

Начинается новый период творчества художника – классический и неоклассицизм, который был очень созвучен классической русской балерине. Утонченная Ольга была умна, имела хороший вкус, была склонна к буржуазному образу жизни и роскоши.

Она обставляет дом красивой мебелью, становится вхожа с мужем в салоны и светское общество, любит красиво одеваться и одевает со вкусом мужа. Стиль его живописи становится реалистическим, уже нет непонятных кубических картин, его картины с античными утрированными формами, понятны зрителю.

muzej-pikasso-Купальщицы 1918

Купальщицы 1918

muzej-pikasso-Купальщики 1921

Купальщики 1921

muzej-pikasso-Женщины, бегущие по пляжу. 1922 г.

Женщины, бегущие по пляжу. 1922 г.

Вскоре Ольга рожает сына, отец счастлив.

muzej-pikasso-Поль в костюме Арлекино. 1924

Поль в костюме Арлекино. 1924

Но постепенно Пикассо надоедает роль салонного художника и роскошь, которой его обставляет Ольга. Он чувствует, что задыхается в этой атмосфере. Его друзья по прежней богемной жизни, знавшие Пикассо как новатора, перестают его узнавать, для них он превращался в мертвого художника. Да он и сам это чувствовал, теряя себя. Постепенно Пабло отходит от жены. Скандалы, которая все чаще стала устраивать ему Ольга, делали разрыв неизбежным.

Голова женщины

Голова женщины

Он наступил, когда Ольга почувствовала, что муж окончательно охладел к ней как к женщине. Она ушла из его дома только когда узнала о любовнице - Марии Терезе и их общем ребенке.

Отдых-_1932.jpg

Но разрыв стоил дорого им обоим. Пикассо на какое время вообще не мог приступить к работе, перестал писать, а Ольга стала в своем поведении неадекватной: преследовала его на улице и выкрикивала ругательства в его адрес.

Голова женщины_1935 год

Голова женщины_1935 год

От переживаний она заболела раком и скончалась в больнице г. Канны. Пикассо ни разу не посетил ее в больнице и не пришел к ней на похороны. Узнав о смерти Ольги, он вздохнул с облегчением: наконец-то она мертва окончательно. И, видя последние портреты Ольги, никто в них не узнает ту Ольгу, которую он когда-то встретил в Риме и влюбился без памяти.

Знаковой и поворотной для Пикассо стала встреча в 1927 году с юной Мари-Терез Вальтер. Ей 17, ему - 45. Он в самом расцвете сил. Теперь его девизом становится формула:

"Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней"

Расчетливая и довольно жесткая жена художника считала, что она привязала мужа "арканом жизни преуспевающего буржуа". Но Ольга так и не поняла, что именно этого меньше всего хотелось художнику.

Для творчества Пикассо необходима была свобода, которую Ольга ему дать не могла. Правды ради, надо сказать, что непонимание между супругами возникло еще до встречи с Мари-Терез, а встреча юной мадемуазель сделала разрыв неизбежным.

Мари-Терез стала четвертой женщиной-музой, вдохновившей художника на новые поиски, на возврат к себе-прежнему – новатору и свободному художнику. Период, связанный с Мари-Терез Вальтер, стал совершенно особенным, как по стилю, так и по колориту, в сравнении с прежде создаваемыми картинами.

Мария-Тереза Вальтер

Мари-Терез Вальтер

Шедевры периода Мари Вальтер, особенно до рождения ребенка, являются вершиной его творчества. Когда ходила по залам, наполненным картинами с ее образами, физически чувствовала, как в меня вливалась энергия любви, свободы, радости и счастья.

Нежность, округлость форм модели, свежесть красок, пастельные тона, словно парящие в воздухе лепестки цветов, фруктов, столов, стульев, фигуры самой Марии-Терезы – роскошество ласки, мягкости, любви и благоухающей юности - невозможно забыть!

Фигуры на пляже. 1931

Фигуры на пляже. 1931

До сих пор эти картины у меня перед глазами. Вдохновляясь легкостью, женственностью, естественностью и простотой Мари-Терез, Пикассо вновь обрел новый стиль - сюрреализм. Он позволил ему выражать внутреннее ощущение и личное восприятие модели, всматриваться в нее. Субъективное ощущение стало неотъемлемой чертой искусства Пикассо.

У художника словно открывается второе дыхание, и он вновь, как тогда, в юности, купается в обретенной свободе. Художник пишет серию шедевров с новой моделью, наслаждаясь, втайне от жены, вновь обретенным чувством любви, творческого вдохновения и счастья.

Женщина, сидящая в красном кресле. 1932

Женщина, сидящая в красном кресле. 1932

Пикассо вынужден скрывать свою пассию, потому что она еще не достигла возраста совершеннолетия, за что мог быть привлечен к суду, а также потому что был женат и не хотел придавать огласке связь с Мари-Терез. Но семейные скандалы стали повседневной реальностью: в последние семь лет из 17, прожитых с Ольгой, они не прекращались. Уже ничто не могло спасти брак, можно было только на какое-то время оттянуть этот разрыв.

Пикассо покупает замок в Буажелу в Нормандии, где устраивает себе мастерскую, а Мари - дом. Серия картин со спящей Мари-Терез 1932 года считается одной из самых дорогих в настоящее время. Например, картина "Обнажённая, зелёные листья и бюст" продана в 2010 г. за $106 млн. Картина "Сон" продана еще дороже.

Обнажённая, зелёные листья и бюст_1932

Сон_1932

Сон_1932

Серия спящей Мари-Терезы - гимн женщине, любви и желаниям. Мари-Терез изображена так, словно она заснула под завораживающие звуки колыбельной музыки, и спит безмятежным сном богини. Художник словно расчленяет свою модель и вновь собирает, но уже по-своему. К Мари он относится не как к живой женщине, жене или матери, а как к игрушке, которую интересно разбирать и узнавать, что там внутри. Мари это понимала, но принимала.

Отдых Мария Тереза 1932

Отдых Мария Тереза 1932

Обнаженная в саду 1934

Обнаженная в саду. 1934

Лежащая обнажённая_1932

Лежащая обнажённая. 1932

В 1935 году Мария становится матерью общего с Пикассо ребенка - Майи. Художник рисует теперь портреты матери и дочери вместе и по отдельности, подчеркивая сходство Марии-Терезы и Майи. Здесь же Пикассо начинает экспериментировать со скульптурой. Он делает скульптуру "Голова женщины" (Мари-Терез), которая стала символом этого периода. А один из ее вариантов установлен на могиле художника.

Голова женщины

Голова женщины

Девушка надеялась, что Пикассо женится на ней. Но когда ее надежды не оправдались, она решила прийти в дом жены и, показывая дочь, сказала: "Это тоже произведение Пикассо". После этого сомнений у Ольги относительно любовницы не осталось. Она уходит из дома.

Майя с куклой. 1938

Майя с куклой. 1938

Пикассо тоже тяжело переживает разрыв: его покидает вдохновение, он перестает писать, его краски, такие яркие и радостные, тускнеют. Художник охладевает и к Мари-Терез, виновнице, как он считает, этой трагедии. И расстается с ней.

Мари Тереза - анфас и профиль. 1931 г..jpg

Мари Тереза - анфас и профиль. 1931 г..jpg

После расставания с художником, Мари-Терез сильно страдала, ждала, что он вернется. Они переписывались, он ей помогал материально до конца жизни, но уже никогда они не были вместе. Когда Пикассо умер, через четыре года Мари-Терез повесилась.

*****

Пятая женщина-муза Пикассо – Дора Маар. Это был совсем другой тип женщины: умная, тонкая, нервная, неуравновешенная. Она вошла в творчество художника как плачущая женщина. Это была известная в богемных кругах фотограф-сюрреалист, поэт и художник, работавшая в рекламе. Вместе они были почти 10 лет.

Дора Маар

Познакомился художник с Дорой в 1936 году, когда еще не порвал окончательно с Мари-Терез. Пикассо рассказывал, что однажды две любовницы встретились в мастерской и стали требовать от него выбрать одну из них. Он ответил, что они сами должны за него бороться. Эта сцена была одной из самых сильных, запомнившихся ему на всю жизнь

Дора разговорилась с художником в кафе, куда Пикассо зашел со своим псом. Пес стал попрошайничать у других столиков. Художник окликнул его по-испански, на что и отреагировала Дора, знавшая испанский с детства.

Когда они познакомились, она, так гласит легенда, играла ножом, вставляя его между пальцев. Один раз она промахнулась и ранила палец. Может быть, поэтому ее портреты можно узнать по ярко красным острым ногтям, Ее окровавленные перчатки, в которых Дора была в тот вечер, художник хранил в специальной витрине. Ей было 29, ему - 54.

Женщина в слезах 1937

Женщина в слезах. 1937

Пабло всегда изображал Дору с огромными глазами, грустными, задумчивыми или плачущими. Он подчеркивал ее тонкую нервную систему, чистый овал лица и длинный красные ногти. Портрет Доры "Плачущая женщина" стал символом горя, боли и страданий. Все в картине подчинено этой идее.

Плачущая женщина_1937

Плачущая женщина. 1937

Дора, как художник делала много фотографий Пикассо. Их объединяла не только страсть, но и интеллектуальное общение. Сойдясь с Дорой, Пикассо начал экспериментировать с гравюрой, фотографией и живописью, соединяя их вместе.

Дора Маар 1937

Дора Маар. 1937

В 1937 г. произошло нападение на Гернику. Это был первый случай массового военного убийства. Пикассо стал работать над замыслом и картиной. Дора сразу оценила, что разворачивается перед ее глазами. Ее заслугой стало то, что она, как фотограф, запечатлела все этапы работы над "Герникой", оставив хронологию создания шедевра.

Картина, выполненная в черно-серо-белых тонах, занимает в музее огромное пространство. Я долго стояла перед ней, но понять ее до конца так и не смогла. Картина впечатляет размерами, страхом и ужасом, исходящими от нее, даже если не понимаешь до конца смысла изображенного. Рассказывают, что образ плачущей Доры сыграл в изображении немалую роль.

Герника 1937

Герника. 1937

Весной 1945 г. приступы Доры участились. Нервные припадки стали повторятся все чаще и чаще. Опасаясь, что Дора может покончить жизнь самоубийством, Пикассо помещает Дору на лечение в психиатрическую больницу Ж. Лакана, где лечили психоанализом и электрошоком. Выйдя из лечебницы, Дора уже не вернулась.

Дора Маар 1936

Дора Маар 1936

Кошка схватившая птицу 1938

Кошка схватившая птицу. 1938

Связь Доры и Пикассо стало легендой. О их любви созданы фильмы и написаны книги.

Шестой женщиной, вдохновлявшей Пикассо, была Франсуаза Жило. Когда они познакомились, ей было 21, ему – 62. Отношения Пикассо с Дорой Маар зашли в тупик. А Франсуаза - молода, красива, умна, независима и совершенно очарована гением Пикассо.

Молодая художница была полна амбиций и надеялась, что знакомство с Пикассо поможет ей стать настоящим художником.

Франсуаза решила в тот момент, что ей представился шанс покорить очередную вершину: так ее с детства учил отец, жестко и даже жестоко воспитывая в ней мужской характер победителя.

Она действительно оказалась единственной женщиной, которая не была разрушена Пикассо. И во многом потому что смогла выстоять в борьбе с ним, пусть, ценой бегства.

Голова женщины (Франсуаза Жило). 1946

В творчество художника она вошла как женщина, привнесшая радость и тепло семейного очага, радость материнства. Пикассо пишет ее портреты в виде цветка или как счастливую мать.

Франсуаза Жило_ Женщина-цветок

Мать и дитя с апельсином 1951

Мать и дитя с апельсином 1951

Когда они сошлись, первое время жили в Париже, потом он увозит ее на юг, в дом, где жил с Дорой Маар. Поэтому в картинах того периода много морских мотивов. Но, честно говоря, рядом с образами Мари-Терез Вальтер картины с Франсуазой не производят впечатления. Видимо, во Франсуазе Жило не было столько женственности и нежности, теплоты и ласки, которые исходили от Мари-Терез.

Франсуаза Жило и Пикассо были соперниками, а это уже совсем другие отношения. Франсуаза, поняв, что ей не сладить с Пикассо, схватив в охапку двоих детей, бежит от него. На это Жило решилась, застав его в постели с бывшей любовницей Дорой Маар. Знала она и то, что Пикассо постоянно встречался с Мари-Терез Вальтер, помогал ей, они переписывались, а он читал Франсуазе ее письма.

Франсуаза с сыном Клодом и дочерью Паломой

Франсуаза с сыном Клодом и дочерью Паломой

Франсуаза, Клод и Паоло. 1954

Уход Франсуазы для Пикассо стал ударом. До нее ни одна из женщин не бросала его, всегда он уходил первым. Художник уговаривал Франсуазу остаться, но она была неприступна. После ее ухода он почувствовал свой возраст, неминуемо приближающуюся смерть и одиночество. Позже она напишет книгу про жизнь с Пикассо, в которой он выглядит совсем не таким, каким хотел бы выглядеть в глазах публики.

Портрет Франсуазы. 1946

Портрет Франсуазы. 1946

Художник умолял ее не издавать книгу при его жизни. Когда она ослушалась, он перестал принимать у себя в доме не только ее, но и своих детей. После ухода от Пикассо Франсуаза училась в Сорбонне, была замужем еще два раза, стала художником, пусть и не таким как ей хотелось бы.

Дети ее унаследовали фамилию Пикассо и часть огромного состояния. Клод стал фотохудожником, Паола - модельером и дизайнером со своим брендом. Франсуаза Жило и сейчас жива. Ей 91 год.

*****

Наконец, седьмая женщина – Жаклин Рок. Они познакомились в тот год, когда от Пикассо сбежала Франсуаза. И фактически Жаклин спасла его от одиночества и старости.

Когда познакомились, ей было 26, ему – за 70. Она была разведенной молодой женщиной с маленькой дочкой Кэтрин.

Сначала они жили в Каннах, потом художник купил для Жаклин замок Вовенарг в небольшой деревне с несколькими сотнями жителей. Тихое и очень удобное для работы место. Потом, когда здоровье его стало требовать врачей, они поселились в Мужене.

Вскоре Пикассо стал свободен: умерла Ольга, с которой он так и не развелся. С Жаклин художник сочетался вторым браком, прожив в нем двадцать счастливых лет. Для нее он был всем: господином, мужем, ребенком, за которым она не уставала ухаживать.

Жаклин со скрещенными руками 1954

Жаклин со скрещенными руками 1954

Семнадцать лет Жаклин была единственной моделью Пикассо. На старости лет, когда художник уже ничего не видел и не слышал, она заменила ему все: мать, подругу, модель, любовницу.

Жаклин в турецком костюме 1955

Жаклин в турецком костюме 1955

Когда Пикассо умер, она не смогла без него жить: в 1986 году (спустя 13 лет) Жаклин застрелилась. На портретах Жаклин всегда с большими умными глазами, все понимающая мудрая женщина.

Бюст женщины (Жаклин) 1962

Бюст женщины (Жаклин) 1962

Жаклин вдохновляла мастера, и Пикассо продолжал с ее помощью работать до конца жизни. Он написал картин с ее образом больше, чем картин других женщин.

Жаклин в студии 1956

Жаклин в студии 1956

Но всю жизнь Жаклин ревновала мужа к Франсуазе Жило и даже, когда художник умер, она не пустила на похороны детей Клода и Паолу.

Поцелуй. 1969

Поцелуй. 1969

Умер Пикассо в 92 года, оставив своим детям и родным в наследство 260 миллионов долларов. Вышла из музея как пьяная. Это было потрясение! И как ушат холодной воды – слова руководителя: «Сон разума рождает чудовищ - вот что можно сказать про музей», и выговор мне - за задержку группы.

Так закончилась эта экскурсия в удивительный музей – музей Пикассо. Хотела рассказать про музей, а получилось – про Пикассо и женщин его жизни. Велика магия великих художников, что тогда, двадцать лет назад, что сейчас…

Источник