Ко Дню Светлого Христова Воскресения с самым теплым, сердечным поздравлением и добрыми пожеланиями!

Чу! Крыльев шум... и слуги сатаны

Рассеялись пред ангелами Власти.
И в нас самих, как бурей, сметены
Виденья зла, виденья темной страсти.
Шум крыльев, клик... Летят они, трубя,
Могучие, багряно-огневые.
Стремясь, гремят их песни грозовые.
Летят они, все грешное губя.
Спускаются, неправых строго судят,
И перед ними падаем мы ниц.
Они блестят, как множество зарниц,
Они трубят и души сонных будят.
Открыло им закон свой Божество,
Царь над царями грозно-величавый,
И в отблеске Его безмерной славы,
Шумя, кружатся ангелы Его.

Владимир Набоков


Искушение Иисуса Христа диаволом. Адеянов С.Я. Палех

     Палех — всемирно известный центр лаковой миниатюры, имеет глубокую прочную связь с традициями средневековой религиозной живописи. На протяжении нескольких столетий местные мастера стремились к тому, чтобы сохранить древние технические приёмы, знание материалов и стилистических особенностей различных иконописных школ.
     В начале XVII века опыты палехских крестьян в иконописном деле были единичны и осуществлялись под влиянием возникших ранее соседних иконописных центров: Холуя и Шуи. В XVIII веке уже большинство палехских семей, а также жителей окрестных деревень, было вовлечено в процесс создания икон. 

Никола с житием (в 38 клеймах). XVI в.

Богоматерь Казанская. XVII в.

Николай Можайский. XVII в.

Николай Чудотворец. XVII в.

     Палешане всегда считались лучшими исполнителями больших храмовых икон, а в XIX веке и стенных росписей. О местных иконописцах ходила слава как о больших знатоках древних или редких иконографических изводов. При этом палешане никогда не были педантичными переводчиками иконографических схем. Не нарушая их основы, в деталях они предпочитали следовать своим вкусам и пристрастиям, обогащая эмоциональное содержание образа. Подобная творческая инициатива позволяла палешанам создавать удивительно поэтичные и вместе с тем строгие, немногословные и возвышенные образы.

     В XVIII в. палехские иконописцы развили собственную стилистику, иконопись вышла за рамки простого копирования и художественного ремесленничества. XVIII столетие — время становления палехского искусства. Сохранились толковые подлинники, много лицевых, различные документы того времени. Судя по ним, Палех был далеко не тем селом, каким его представляли в литературе: «замкнутым в себе, в круге своей традиции, своего бытового уклада». (А. В. Бакушинский. Искусство Палеха. Л., 1978, с 18—21.) Палехские иконы стараниями местных офеней расходились во все концы России, а также за границу, в Сербию и Болгарию, в турецкие и австрийские владения. Роль офенства в развитии палехского искусства, несомненно, была очень велика. Офенство способствовало самому широкому знакомству палешан с иконописными традициями Москвы, Поволжья, Украины, Молдавии, Сербии, Болгарии.

      

Илья Пророк с житием и огненным Восхождением. Начало XVIII в.

Вход в Иерусалим. Первая половина XVIII в.

Распятие. Первая половина XIX в.

Не рыдай Мене, Мати. Балякин Илья. 1769 г.

Икона Воскресение Христово. XVIII в.

Воскресение - Сошествие во ад. Первая половина XVIII в.

Икона Богородицы "Всех скорбящих радость". Начало XVIII в.

Чудо Георгия о змие. Середина XVIII в.

Иоанн Предтеча в пустыне. Вторая половина XVIII в.

Акафист Спасителю. Иван Балякин, Никита Буторин. Середина XVIII в.

   «Акафист Спасителю» середины XVIII в. – вершина палехского иконописания. Рисунок иконы отличается изяществом и утончённостью. Все пропорции удлинённых форм. Колорит иконы тёплый, золотисто-коричневый с использованием тёмной зелени и киновари. Одежды Христа и Богоматери расписаны золотом. Один из характерных признаков палехского иконописания – сложная многоклеймовая композиция.

      Вторая половина XVIII — начало (первая четверть) XIX столетия — время расцвета палехского иконописания. Его иcкусство становится все более отточенным и виртуозным. Главное средство выразительности рисунков — линия. Ее проводили тончайшей (в несколько волосков) кисточкой. Линии настолько ровные и неизменно тонкие по всей длине, что кажутся прочерченными пером. Некоторые рисунки выполнены сажей и киноварью. Сочетание черного и красного цветов усиливает их декоративность. Несмотря на лёгкость и грациозность фигур, они отличаются материальностью, весомостью форм. Лики святых выразительны и эмоциональны. Но это не земная чувственность персонажей барочных картин, а едва уловимые переживания представителей горнего мира.

      Воздушность, живописность является характерной особенностью лучших произведений палехской иконописи. Также свободно, верными ударами кисти палехские мастера наносили детали орнамента, пробела, движки. Подобный артистизм, виртуозность освобождали работы палешан от налёта провинциального примитивизма. В палехских иконах, в отличие от икон других провинциальных центров, не было наивности и простодушия, как не было и стремления к украшательству. Эволюция палехского стиля на протяжении XVIII-XIX веков обусловлена влиянием на провинциальную иконопись приёмов светской живописи. В иконопись Палеха активно проникали элементы стилей, господствовавших в светском искусстве: сначала барокко и рококо, позднее – классицизма и академизма. В своём творчестве палехские иконописцы нередко опирались на источники западноевропейского происхождения, следуя вкусам заказчиков, среди которых было немало представителей дворянской аристократии и нового духовенства.

     Начиная с последней трети XVIII столетия в профессиональном искусстве появляется сознательный интерес к старым национальным традициям. Он отчетливо проявился в музыке, литературе, архитектуре, изобразительном искусстве. Для конца XVIII — начала XIX в. характерно пристальное внимание к лубку. Постепенно пробуждалась мысль, «что носителем национального своеобразия искусства является не образованный лишь слой общества, а народ в целом и что органичность художественного развития можно обрести, только осознав свою связь с народными и национальными традициями». Палех был живым носителем древних традиций.

   Иконописные подлинники первой половины XIX в. под влиянием классического академического искусства освобождаются от налета барочности; рисунок и орнамент обретают пластическую ясность и строгость, отточенную изысканность. Во второй половине XIX в. Палех известен как «гнездо» исконно русского национального искусства.

Богоматерь Боголюбская. Начало XIX в.

Святитель Николай Чудотворец. Первая треть XIX в.

Шестоднев. Мастерская Василия Ивановича Хохлова. Первая четверть XIX в.

Богоматерь Владимирская. Первая половина XIX в.

Тайная Вечеря. Середина XIX в.

Воскресение Христово - Сошествие во ад. Вторая половина XIX в.

Иоанн Предтеча. Середина XIX в.

Георгий Победоносец. Карпенков Василий. Вторая половина XIX в.

Богородица "Державная". Волков Илья, Ноговицин Петр. 1854, С-Петербург. Палехская школа

Спас на престоле. Волков Илья, Ноговицин Петр. 1854. С-Петербург. Палехская школа

Отечество. Волков Илья, Ноговицин Петр. 1855 г.

Икона Божией Матери "Споручница грешных". Вторая половина XIX в.

Богоматерь «Утоли моя печали», с четырьмя святыми на полях, 1893 г.

Воскресение Христово. Александр Кузнецов,  1898 г.

Богоматерь "Всех скорбящих радость". Карпычев Сергей. Начало XX в.

Богоматерь Царьградская. Илья Фигурин, Александр Персин, Дмитрий Солонин, 1914 г.

Вседержитель. Жегалов Василий, 1912 г.

   Богатейшие традиции древнего иконописного промысла живы и сегодня. Современные палехские художники активно участвуют в деле возрождения русской иконописи. Палеху, как наиболее последовательному хранителю стилистических особенностей древнерусской живописи, в этом процессе отводится особая роль.

Николай угодник с житием. Мастерская ЛИК. Палех

Троица Ветхозаветная. Мастерская ЛИК. Палех

Святая Троица. Мастерская ЛИК. Палех

Деисус. Мастерская ЛИК. Палех.

Архангел Гавриил. Мастерская ЛИК. Палех

Богородица Владимирская. Мастерская ЛИК. Палех

Образ Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших". Мастерская ЛИК. Палех

Образ Богородицы "Державная". Мастерская ЛИК. Палех

Cвятой благоверный царь Федор Иоаннович. Мастерская ЛИК. Палех

Богородица Феодоровская. Мастерская Лопатина и Кузьменко

Образ Богородицы "Неувядаемый Цвет". Мастерская Лопатина и Кузьменко

Святой Николай Чудотворец. Мастерская Лопатина и Кузьменко

Святой Николай Чудотворец. Мастерская Лопатина и Кузьменко

Святой Николай Чудотворец. Мастерская Лопатина и Кузьменко.

Святой преподобный Сергий Радонежский. Мастерская Лопатина и Кузьменко

Святой Алексий человек Божий. Мастерская Лопатина и Кузьменко

Святой Артемий Антиохийский. Мастерская Лопатина и Кузьменко

Святой Александр Невский. Мастерская Лопатина и Кузьменко.

Святой Александр Невский. Мастерская Лопатина и Кузьменко

Святой мученик Трифон. Мастерская Лопатина и Кузьменко

Источник