Золотное шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитьё относятся ко II веку до н.э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитьё золотой нитью.

 Выделывали металлическую нить особым способом – волочением, получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спрядённую нить, которую так и называли прядёной. Позже стали изготавливать прядёную нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название «скань».
      На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI в., но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV в. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.
       Золотошвейные работы выполнялись в те далекие времена в монастырях. В XV в. золотое шитьё стали применять и для украшения одежды богатого люда. На вышитых изделиях часто встречаются имена владельцев мастерских, которые свидетельствуют, что и при дворах князей, бояр, богатых торговцев уже существовали свои мастерские – «светлицы», где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Ведущее положение с конца XV в. занимали московские великокняжеские «светлицы», которые в конце XVI в. получили название «царицыных светличных палат».

Золотное шитье, возникшее на Руси с принятием христианства (988 г.), сформировалось, как и иконопись,
под непосредственным влиянием Византии. «Золотошвейка» А.Шилов.


     К ХVIII в. в России сложилось несколько центров, где процветало и развивалось искусство шитья золотными нитями. На севере это Олонец и Каргополь, на северо-западе – Торопец, Псков и Торжок, в центральной части страны – Арзамас, Лысково и Городец, представляющие одну из самых ярких и малоизвестных страниц традиционной народной художественной культуры Нижегородской земли. Время ее возникновения теряется в веках, а бытовала она вплоть до начала ХХ в.
       В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов ХVIII–XIX вв., вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.

ГОРОДЕЦКАЯ ЗОЛОТНАЯ ВЫШИВКА 

    Городецкая золотная вышивка традиционно отличается необыкновенным многообразием технических приёмов. Изначально вышивка пришла в нижегородский край вместе со старообрядцами и продолжила традиции древнерусского шитья. Во второй половине XIX в. пышные узоры, напоминающие золотошвейные мотивы XVI – XVII вв., сменили натуралистические рисунки с изображением роз, лилий, шиповника, заимствованные из печатных изданий. В отличие от торжокской вышивки, нижегородское золотное шитье не имело сложной фактурной разработки поверхности. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем. Подобной вышивкой украшали праздничные женские сарафаны, головные уборы, платки и косынки.

     Излюбленные мотивы золотного шитья – цветы-розетки, раскрытые розы, листья, грозди винограда. Особенно часто в строчевых узорах встречаются изображения птицы-павы, барса. Освоить технологию этого вида вышивки могла далеко не каждая мастерица. Орнаменты золотного шитья вышивались по вырезанному из бересты шаблону – «карте». После того как «карту» зашивали металлическими (золотыми или серебряными) нитями узор приобретал четкие очертания и рельефные формы.

     Мастерицы Городца славились своим умением украшать золотным шитьём платки, сарафаны, душегреи, предметы культового обихода. Ткани – шёлковые, шерстяные, бархатные – отбирались особенных тонов – лиловые, сиреневые, чёрные, вишнёвые, реже – белые, что придавало изделиям особенную изысканность. В орнаменте городецких вышивальщиц нередко присутствовала виноградная гроздь – символ благополучия.

     Следует отметить, что золото применялось для изготовления нитей лишь в глубокой древности. Со временем оно заменялось либо тонкой позолотой металлической основы, либо материалами, имитирующими золото. Потому вышивка называется «золотная», то есть изображающая драгоценный металл.

Душегрея

Платок головной. Первая половина XIX в.

Головной убор с золотным шитьём

Головной убор с золотным шитьём

Русский головной убор. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью
с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем.

Панно: Сказки Александра Сергеевича Пушкина

Панно: Герб Москвы

Архангел Михаил, святые Варвара и Ульяна

Благовещение. XVIII - XIX вв.

Плащаница Успения Божией Матери

«Малый» саккос. Атлас, камка, тафта, шелковые, серебряные и золотные волочёные нити, жемчуг. XIV в.

«Большой» саккос. Атлас, тафта, шёлковые, серебряные и золотные волочёные нити, жемчуг, серебро. XV в. 
Принадлежал митрополиту Фотию.

Деисус. XVII в. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

(Продолжение во второй части "Золотная вышивка") 

 Источник