• Лента публикаций
  • Последние публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
Искусство
Подписаться Войти / РЕГИСТРАЦИЯ
  • Небольшие технические трудности. В ближайшее время мы появимся в сети и сайт станет чуточку лучше

О чём говорит письмо Татьяны, сколько ей было лет, и кого убил Пушкин в лице Ленского

07 апреля 2018
  • 33
  • 98
  • 24
  • 4
Показать публикацию

Пушкин издал свой роман в стихах почти двести лет назад, но он до сих пор становится предметом горячих обсуждений, размышлений, интерпретаций. Взволновать блогеров предположением, что Татьяне было 13 лет, так же легко, как новостями из личной жизни какой-нибудь кинозвезды. Письмо Татьяны — образец пошлости или трепетности? Кем мог быть муж Татьяны? Онегин — бессердечный тип или приличный человек? Эти вопросы мучают не искусствоведов — простых людей, которые и роман-то с облегчением отложили ещё в школе. А потом выросли — и вдруг задумались.

Возраст Татьяны


Уже несколько лет по социальным сетям ходит текст, доказывающий, что на момент влюблённости в Онегина Татьяне было 13 лет. Ход рассуждений автора интересен, но опровергается двумя обстоятельствами. Во-первых, Татьяну и её младшую сестру Ольгу начали выводить в свет. И не просто выводить — с ними разрешено танцевать взрослым мужчинам. Во времена Пушкина девушки начинали «по-взрослому» посещать балы лет в 16-17, хотя ещё не слишком зазорно считалось влюбиться и в девочку младше возрастом — но видеться на балах и танцевать с ней влюблённый мужчина не мог. Вспомните, что и первый бал Наташи Ростовой — тоже начало XIX века — приходится на её 16 лет!

Многие спорят о возрасте Татьяны Лариной. Иллюстрация Лидии Тимошенко

Многие спорят о возрасте Татьяны Лариной. Иллюстрация Лидии Тимошенко



Во-вторых, сам Пушкин в письме к Вяземскому упоминает, что Татьяне 17. А с автором не поспоришь. То есть голос своего бессознательного поэт, конечно, может в каких-то моментах не отслеживать, но замысел есть замысел. Татьяна задумана девушкой старшего подросткового возраста и ведёт себя, надо сказать, вполне по годам.

Кстати, сам Пушкин осуждал охоту ловеласов предыдущего поколения на девочек 13-14 лет. В этом отношении он был в прогрессивной части русского общества.

Ум у Татьяны, в любом случае, был ещё совсем детский. Иллюстрация Лидии Тимошенко.

Ум у Татьяны, в любом случае, был ещё совсем детский. Иллюстрация Лидии Тимошенко.

Письмо Татьяны


На школьных уроках принято интерпретировать первое любовное письмо Татьяны как образец чистого, трепетного, высокого признания. Без сомнения, за ним стоит и чистое, и трепетное чувство. Но само письмо автором задумано как образец безвкусицы, оно напичкано шаблонами из французских романов. Возможно, Татьяна и сама не осознаёт, о чём говорят выбранные ею формулировки — а они, собственно говоря, не просто о свидании и признании в чувствах, а о готовности «пасть», отдать свою девственность.

Иллюстрация Лидии Тимошенко к сцене объяснения между Онегиным и Лариной, к слову, в англоязычном интернете часто публикуется как иллюстрация к роману «Гордость и предубеждение» Джейн Остин.

Иллюстрация Лидии Тимошенко к сцене объяснения между Онегиным и Лариной, к слову, в англоязычном интернете часто публикуется как иллюстрация к роману «Гордость и предубеждение» Джейн Остин.



По счастью, Онегин отлично понимает разницу между романическими формулировками письма и истинными намерениями Тани, он читает ей (обидную, надо думать, в таком возрасте) лекцию о безопасности, и… Предоставляет после этого девушке доступ к своей обширной библиотеке. Если поначалу девушка читает книги только потому, что возлюбленный читал их же, то в конце концов чтение помогает ей серьёзно вырасти над собой. Пушкин наглядно показывает, что поступок Тани, пошлость её письма — вовсе не следствие пошлости натуры. Обычный недостаток впечатлений, пищи для ума, образования.

Кроме того, письмо Татьяны помогает оценить, насколько она выросла как личность к концу романа. От клишированной речи — до простых, свободных фраз, за которыми — самостоятельность мышления.

Татьяна к концу романа как персонаж вырастает. Иллюстрация Лидии Тимошенко.

Татьяна к концу романа как персонаж вырастает. Иллюстрация Лидии Тимошенко.

Прототипы персонажей


Хотя Пушкин славится как бабник и в духе своего времени выбирал при разговоре о женщинах с другими мужчинами пренебрежительные формулировки, в общении с живыми женщинами он проявлял искреннее дружелюбие. Волновался за знакомую, которая чуть не умерла — роды длились несколько суток. Считал свою жену не только красивой, но и нравственной, и умной женщиной (в отличие от большинства поклонников Пушкина, среди которых оскорбления Натальи Пушкиной стали с какого-то момента нормой). Высоко ценил героичность кавалер-девицы Надежды Дуровой и защищал её от нападок ханжей. Среди отвратительных черт помещика Троекурова прописал изнасилования крестьянок — цензура не пропустила. Хотя, даже пропусти она такое, многие помещики вообще бы не поняли, почему такое обращение с крепостной женщиной, девушкой чем-то дурно. Хотя на момент написания «Онегина» поэт был ещё полон предубеждений, позже, прочтя записки Екатерины Дашковой, он стал отстаивать право женщины на самый обычный, нормальный, человеческий ум.

Вполне возможно, что Татьяна Ларина была не просто неким воплощённым идеалом, и её прототип стоит искать среди знакомых Александра Сергеевича. Но сделать это не так-то просто. Ведь Таня — это не только определённая внешность (бледная, темноволосая, не очень красивая) и биография (родилась и выросла в деревне, вышла замуж за генерала). Обращает на себя внимание её замкнутый, откровенно странный для окружающих характер. Возможно, она просто слишком не вписывается в своё общество, но наш современник может предложить и аутические черты характера. Дичилась людей, не понимала совсем простых вещей, тяготела к книгам больше, чем к любым другим забавам.

В любом случае, многих девушек видят прототипами героини. В том числе — сестру Пушкина Ольгу! Выглядела она в точности так, как поэт описывает Таню. Но, кроме того, брат и сестра очень крепко дружили. Даже когда Ольга тайно вышла замуж, первый, кому она сказала об этом — и попросила передать родителям — был брат Александр. Кстати, Ольга также была писательницей, и её сын высоко оценивал как минимум историческую ценность её записок, но увлеклась однажды спиритизмом и, будто бы наученная духом погибшего брата, сожгла почти все свои сочинения.

Прототипом Ленского называют Кюхельбекера. Иллюстрация Лидии Тимошенко.

Прототипом Ленского называют Кюхельбекера. Иллюстрация Лидии Тимошенко.



Онегин, без сомнения, во многом похож на своего создателя и на его товарища Петра Чаадаева. Прототипом Ленского называют друга юности поэта Кюхельбекера. А муж Татьяны Лариной — скорее всего, один из молодых генералов 1812 года. И, хотя Татьяна находит его «толстым», он вряд ли намного старше неё. Судя по черновикам, муж Татьяны вообще ровесник Онегина. Тем не менее, начиная с Достоевского, многие читатели видят в нём старика — это очень популярное заблуждение.
Источник

+182
  • 33
  • 98
  • 24
  • 4
Кристина
созерцатель
  • Активность: 90k
Кристина созерцатель
Публикации месяца
Впечатляющие фотографии-победители фотоконкурса BigPicture Natural World 2022
Впечатляющие фотографии-победители фо...
2403 7
Славянские красавицы Альфонса Мухи - шедевры в стиле ар-нуво
Славянские красавицы Альфонса Мухи - ...
2811 34
Неизвестный Морзе: непризнанный художник, изобретатель телеграфа или великий авантюрист?
Неизвестный Морзе: непризнанный худож...
1797 6
Футуристические архитектурные фантазии Хавьера Валеро
Футуристические архитектурные фантази...
1740 13
Деревенские пейзажи одного из лучших и богатейших художников «золотого века» датской живописи: Педер Мёрк Мёнстед
Деревенские пейзажи одного из лучших ...
2025 11
8 гениальных скульпторов, которые превратили камень в шелк
8 гениальных скульпторов, которые пре...
1965 8
Поль Синьяк – художник, который рисовал картины, увидеть которые можно только с определённого расстояния
Поль Синьяк – художник, который рисов...
2392 16
Цифровая живопись - новая страница в истории искусства: детские портреты Ричарда Рэмси
Цифровая живопись - новая страница в ...
2206 15
Как прекрасен этот мир: необыкновенной красоты пейзажи Кшиштофа Бровко
Как прекрасен этот мир: необыкновенно...
1794 3
Фотограф запечатлел красоту дневного и ночного неба
Фотограф запечатлел красоту дневного ...
1083 6

Показать комментарий

[[comment.formatted_mark_curval]]
[[comment.formatted_mark_curval]]
Наталья Волкова
мыслитель
  • Активность: 51k
  • Репутация: 3926
  • Пол: Женщина
Наталья Волкова мыслитель
4 года назад

Кристина, иллюстрации к роману мне понравились - спасибо.
Что касается литературной части, то она предельно слабая. Вот только несколько замечаний.

Татьяне 13 лет?
Это определил какой-то неуч, не читавший роман, или читавший только его сокращённые пересказы, так распространённые сейчас. СпутатьТатьяну с её няней - уму непостижимо!
Далее цитирую:
"Ум у Татьяны, в любом случае, был ещё совсем детский" - из чего это резюме?
У Пушкина это девушка, любящая книги: "Ей рано нравились романы, Они ей заменяли всё. Она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо", - отношение к персонажам романов не детское, а девичье, женское!
Далее:
"Возможно, Татьяна и сама не осознаёт, о чём говорят выбранные ею формулировки — а они, собственно говоря, не просто о свидании и признании в чувствах, а о готовности «пасть», отдать свою девственность", -
что это? Современная пошлая интерптетация чувств девушки 19 века?
Вот Онегин не усомнился, что Татьяна хочет видеть его в роли СУПРУГА, а не тайного любовника: "Я прочел Души доверчивой признанья, Любви невинной излиянья;"
И далее: "Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел; Когда б мне быть отцом, супругом Приятный жребий повелел; Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единый, - То, верно б, кроме вас одной Невесты не искал иной".
Онегину в голову не приходит, что Татьяна спешит "отдать свою девственность", это интерпретация современных развращённых умников, которые другого просто не представляют.
Онегин хранил это письмо как свидетельство ЧИСТОЙ любви:
"Та, от которой он хранит Письмо, где сердце говорит..." - СЕРДЦЕ! А не тело, не страсть!
"Об нем она во мраке ночи, Пока Морфей не прилетит, Бывало, девственно грустит, К луне подъемлет томны очи,
Мечтая с ним когда-нибудь Свершить смиренный жизни путь!"

Как можно так опошлить образ Татьяны в современном восприятии ?!
Жаль, дуэли отменены! Впрочем, автор давно почил в Бозе, увы...
Пишу для тех, кто любит роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Прочих прошу не беспокоиться.

+57
Апполинария Иванова
профессионал
  • Активность: 12k
  • Репутация: 979
  • Пол: Женщина
Апполинария Иванова профессионал
4 года назад

Интересный взгляд на такое "старое", из детства, произведение. Мне кажется зря его изучают в школе так рано. Дети просто "проскакивают" его по школьной программе не запоминая, не оценивая, не анализируя.

+22
TinaFirs
знаток
  • Активность: 26k
  • Репутация: 345
  • Пол: Женщина
TinaFirs знаток
4 года назад

Я бы не стала называть письмо Татьяны к Онегину пошлостью, это скорее письмо наивной и неопытной девочки, впервые влюбившейся.
А вот нынешние желтая пресса, ТВ-шоу, в которых личная жизнь героев вытряхивается наизнанку, и что самое интересное - героям это по нраву - вот пошлейшая пошлость современной жизни.

+22

53 комментария

Иван Владимирович
знаток
  • Активность: 9223
  • Репутация: 318
  • Пол: Мужчина
Иван Владимирович знаток
4 года назад

None

Показать комментарий

Иногда подсознательно застрявшая в памяти фраза создаёт момент ложной памяти. Вероятноя такая загвоздка возникла из беседы Татьяны с няней. Как там, не заглядывая в текст?
- Я, знаешь, няня, влюблена...
-...Тогда мой Ваня моложе был меня, мой свет. А было мне 13 лет...
Кому-то то там же было 13 лет, ну, наверное, мне - это Татьяне!

+10
Балашова Наталия
ученик
  • Активность: 354
  • Репутация: 8
  • Пол: Женщина
Балашова Наталия ученик Иван Владимирович
4 года назад

None

Показать комментарий

Иван, в Театре на Таганке Любимов поставил Онегина, где главные персонажи были ненамного старше главных героев.Они были настоящие, живые и это было откровение.Раньше я слушала оперу, где герои были престарелы и толсты. И поэтому казалось, что "Онегин"-скука смертная. Почему-то в школе о возрасте не говорили.

+9
вольфганг
мыслитель
  • Активность: 79k
  • Репутация: 3409
  • Пол: Мужчина
вольфганг мыслитель Балашова Наталия
4 года назад

None

Показать комментарий

Балашова, особенности советского преподавания литературы )))

+10
Nina
ученик
  • Активность: 319
  • Репутация: 6
  • Пол: Женщина
Nina ученик Иван Владимирович
4 года назад

None

Показать комментарий

Иван, да это же слова няни, её воспоминания о влюбленности. Ей было тогда 13 лет, а её Ваня был её моложе. И причем здесь Татьяна?

+9
Иван Владимирович
знаток
  • Активность: 9223
  • Репутация: 318
  • Пол: Мужчина
Иван Владимирович знаток Nina
4 года назад

None

Показать комментарий

Nina, я говорю о ложной памяти, которая возникает из смешения цитат в подсознании. Иначе вообще откуда взяться этой цифре? Не иначе, как из ошибки памяти. Да, словаиняни

+9
Nina
ученик
  • Активность: 319
  • Репутация: 6
  • Пол: Женщина
Nina ученик Иван Владимирович
4 года назад

None

Показать комментарий

Иван,

+8
Апполинария Иванова
профессионал
  • Активность: 12k
  • Репутация: 979
  • Пол: Женщина
Апполинария Иванова профессионал
4 года назад

None

Показать комментарий

Интересный взгляд на такое "старое", из детства, произведение. Мне кажется зря его изучают в школе так рано. Дети просто "проскакивают" его по школьной программе не запоминая, не оценивая, не анализируя.

+22
вольфганг
мыслитель
  • Активность: 79k
  • Репутация: 3409
  • Пол: Мужчина
вольфганг мыслитель Апполинария Иванова
4 года назад

None

Показать комментарий

Апполинария, Вы правы совершенно...
В школьные годы приобщаться имеет смысл ко многому - но только не к большей части литературной классики российской. ИМХО.

+8
Балашова Наталия
ученик
  • Активность: 354
  • Репутация: 8
  • Пол: Женщина
Балашова Наталия ученик Апполинария Иванова
4 года назад

None

Показать комментарий

Апполинария, дети 5 лет из детского сада читали "Онегина"напамять...И говорили, что Татьяна сама придумала себе любовь и героя...мне не показалось, что Пушкин для них "рано".Из своего опыта: прочитала "Ромео и Джульетта" в 14 лет.Ах, Боже мой, я только в 27 поняла зачем Ромео ночевал с Джульеттой на балконе.И хорошо.Самое трудное-научить сопереживанию-для этого надо читать хорошую литературу рано.Чтобы не было поздно.

+11
Иван Владимирович
знаток
  • Активность: 9223
  • Репутация: 318
  • Пол: Мужчина
Иван Владимирович знаток Балашова Наталия
4 года назад

None

Показать комментарий

Балашова, Аркадий Гайдар, несправедливо опрошенный своим потомком, говорил, что для детей надо писать как для взрослых, только ещё лучше. А Пушкин - умри, Денис, лучше не напишешь!
Поэтому, и для детей тоже написан "Евгений Онегин".
Речь идёт о замужестве между благородными дворянами. Да или нет. Без маменек и папенек. По-взрослому. И дети любого возраста знают, что взрослые женятся, чтобы были дети, а иначе зачем ещё?
Вот этого "иначе" им как раз и знать не надо, они прекрасно без этого обходятся, потому что малы ещё. Без греха.
Мой сын участовал в 5 лет в инсценировке "Сказки о мертвой царевне и 7-ми богатырях". Его друг на полном серьёзе без стеснения играл королевича Елисея: - Послушай, не видал ты здесь царевны молодой? Я жених ей! - А, постой, в пещере дальней гроб качается хрустальный!"
То есть, если меня за дружбу с дочерью соседа дразнили "женихом", то нынешние дети этой глупости не приемлют, они социально старше нас, бывших в их возрасте! Тут дело надо делать, человек пропал, не до дразнилок! Игра по-взрослому, без дураков, как в театре.

+8
Иван Владимирович
знаток
  • Активность: 9223
  • Репутация: 318
  • Пол: Мужчина
Иван Владимирович знаток
4 года назад

None

Показать комментарий

Извиняюсь, "несправедливо опошленный"...

+7
Александр Рудницкий
ученик
  • Активность: 255
  • Репутация: 4
Александр Рудницкий ученик Апполинария Иванова
4 года назад

None

Показать комментарий

Я не смог прочесть Евгения Онегина, когда в 8 классе надо было писать сочинения. Правда, Герой нашего времени меня покорил сразу и навсегда. Но после этого я вдруг зачитался Евгением Онегиным и с тех пор с упоением его могу читать с любого места, хотя мне уже 77 лет.

+10
Борис Попов
ученик
  • Активность: 330
  • Репутация: 4
  • Пол: Мужчина
Борис Попов ученик
4 года назад

None

Показать комментарий

Спасибо, Кристина!

+7
TinaFirs
знаток
  • Активность: 26k
  • Репутация: 345
  • Пол: Женщина
TinaFirs знаток
4 года назад

None

Показать комментарий

Я бы не стала называть письмо Татьяны к Онегину пошлостью, это скорее письмо наивной и неопытной девочки, впервые влюбившейся.
А вот нынешние желтая пресса, ТВ-шоу, в которых личная жизнь героев вытряхивается наизнанку, и что самое интересное - героям это по нраву - вот пошлейшая пошлость современной жизни.

+22
Наталья Волкова
мыслитель
  • Активность: 51k
  • Репутация: 3926
  • Пол: Женщина
Наталья Волкова мыслитель
4 года назад

None

Показать комментарий

Кристина, иллюстрации к роману мне понравились - спасибо.
Что касается литературной части, то она предельно слабая. Вот только несколько замечаний.

Татьяне 13 лет?
Это определил какой-то неуч, не читавший роман, или читавший только его сокращённые пересказы, так распространённые сейчас. СпутатьТатьяну с её няней - уму непостижимо!
Далее цитирую:
"Ум у Татьяны, в любом случае, был ещё совсем детский" - из чего это резюме?
У Пушкина это девушка, любящая книги: "Ей рано нравились романы, Они ей заменяли всё. Она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо", - отношение к персонажам романов не детское, а девичье, женское!
Далее:
"Возможно, Татьяна и сама не осознаёт, о чём говорят выбранные ею формулировки — а они, собственно говоря, не просто о свидании и признании в чувствах, а о готовности «пасть», отдать свою девственность", -
что это? Современная пошлая интерптетация чувств девушки 19 века?
Вот Онегин не усомнился, что Татьяна хочет видеть его в роли СУПРУГА, а не тайного любовника: "Я прочел Души доверчивой признанья, Любви невинной излиянья;"
И далее: "Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел; Когда б мне быть отцом, супругом Приятный жребий повелел; Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единый, - То, верно б, кроме вас одной Невесты не искал иной".
Онегину в голову не приходит, что Татьяна спешит "отдать свою девственность", это интерпретация современных развращённых умников, которые другого просто не представляют.
Онегин хранил это письмо как свидетельство ЧИСТОЙ любви:
"Та, от которой он хранит Письмо, где сердце говорит..." - СЕРДЦЕ! А не тело, не страсть!
"Об нем она во мраке ночи, Пока Морфей не прилетит, Бывало, девственно грустит, К луне подъемлет томны очи,
Мечтая с ним когда-нибудь Свершить смиренный жизни путь!"

Как можно так опошлить образ Татьяны в современном восприятии ?!
Жаль, дуэли отменены! Впрочем, автор давно почил в Бозе, увы...
Пишу для тех, кто любит роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Прочих прошу не беспокоиться.

+57
Апполинария Иванова
профессионал
  • Активность: 12k
  • Репутация: 979
  • Пол: Женщина
Апполинария Иванова профессионал Наталья Волкова
4 года назад

None

Показать комментарий

Наталья, согласна. Я тоже как-то не увидела желания пасть и отдать свою девственность. Была безмерно удивлена! Но списала это на то, что читала "Онегина" в глубоком детстве и даже когда дети в школе проходили не перечитывала.

+11
Наталья Волкова
мыслитель
  • Активность: 51k
  • Репутация: 3926
  • Пол: Женщина
Наталья Волкова мыслитель Апполинария Иванова
4 года назад

None

Показать комментарий

Апполинария, к сожалению, сейчас немало совершенно извращённых подходов к классике, и я виню в этом школу, выпустившую в свет не только неучей, а и бездушных потребителей маскультуры и книжной макулатуры.
Но...надеюсь, как Костик из "Покровских ворот" : грядут перемены!

+21
Апполинария Иванова
профессионал
  • Активность: 12k
  • Репутация: 979
  • Пол: Женщина
Апполинария Иванова профессионал Наталья Волкова
4 года назад

None

Показать комментарий

Наталья, всю жизнь была убеждена, что именно школа убивает не только любовь к литературе, но и вообще желание читать. Сама я читала школьную программу задолго до того, как ее начинали проходить на уроках. Моя дочь прочитала "Мастер и Маргарита" в 14 лет и просто влюбилась в Булгакова. Сейчас она заканчивает 9 класс и когда на уроке литер. приводит примеры из его произведений, ей снижают оценки, говорят: "Ты бы еще "Войну и мир" цитировала. Читай сказки или несложные детские книжки как все." Вот как-то так.

+18
Наталья Волкова
мыслитель
  • Активность: 51k
  • Репутация: 3926
  • Пол: Женщина
Наталья Волкова мыслитель Апполинария Иванова
4 года назад

None

Показать комментарий

Апполинария, таких учителей надо гнать из школы поганой метлой, если они есть. Но проблема гораздо глубже: надо менять подход к образованию в целом. Фурсенко уверенно заявлял, что нам после школы нужны не учёные, а потребители. Его нет, а подход не меняется пока, увы!

+19
Popova100 Попова
ученик
  • Активность: 76
  • Репутация: 4
  • Пол: Мужчина
Popova100 Попова ученик Наталья Волкова
4 года назад

None

Показать комментарий

Наталья, К сожалению, теперь, судя по оставшемуся руководству ещё на один срок, а там и на пожизненный пойдёт, поменяв Конституцию, хорошего ожидать не приходится. Потому что прозападная политика в образовании, ни к чему хорошему не приведёт!(

+7
Апполинария Иванова
профессионал
  • Активность: 12k
  • Репутация: 979
  • Пол: Женщина
Апполинария Иванова профессионал Наталья Волкова
4 года назад

None

Показать комментарий

Наталья, до сего момента не знала кто такой г-н Фурсенко. Посмотрела в Википедии: был и министром промышленности, и министром образования, и членом комиссии по экономическому развитию и интеграции. Ну-у-у ОЧЕНЬ разносторонний человек. Ну прям на все руки мастер.
А вот действующий министр Васильева окончила школу в 15 лет, начинала как учитель пения. Впоследствии прошла достаточно серьезный путь в науке. И потом... она женщина. Как знать, может что-то и поменяется...

+9
Наталья Волкова
мыслитель
  • Активность: 51k
  • Репутация: 3926
  • Пол: Женщина
Наталья Волкова мыслитель Апполинария Иванова
4 года назад

None

Показать комментарий

Апполинария, поживём - увидим... Надежда умирает... сами знаете...

+8
janner
мастер
  • Активность: 1712
  • Репутация: 83
janner мастер Апполинария Иванова
4 года назад

None

Показать комментарий

Апполинария, Вы правы, и, увы, нас учили, за редчайшим исключением точно так же ! Хочу добавить одно жуткое воспоминание: когда все (все ли?!) читали и с восторгом перечитывали наконец изданного " Мастера и Маргариту", я в разговоре с о-оочень важной столичной дамой-филологом, курирующей преподавание литературе в старших классах , что-то процитировала из романа с упоминанием персонажей. В ответ - недоуменный взгляд:"О чем речь?!" - Как, неужели Вы еще не читали? - спросила я. - Прочтите обязательно! - А зачем? - спросила сия дама - ведь это не входит в школьную программу!...
Я даже не нашлась, что ей ответить...

+11
вольфганг
мыслитель
  • Активность: 79k
  • Репутация: 3409
  • Пол: Мужчина
вольфганг мыслитель janner
4 года назад

None

Показать комментарий

janner, а ведь помянутая дама - плоть от плоти именно советского преподавания русского и лит-ры ))))

+10
Иван Владимирович
знаток
  • Активность: 9223
  • Репутация: 318
  • Пол: Мужчина
Иван Владимирович знаток вольфганг
4 года назад

None

Показать комментарий

вольфганг, моя сестра смогла любить литературу и закончить филфак КГУ, не благодаря, а вопреки школьной преподавателке русского, диктовавшей:
-Дети ехали на телеге СВИСНУВ ноги..." За что была заслуженно поменована "Клячей". Навечно.

+9
Иван Владимирович
знаток
  • Активность: 9223
  • Репутация: 318
  • Пол: Мужчина
Иван Владимирович знаток
4 года назад

None

Показать комментарий

Училка, естественно, Клячей.

+10
вольфганг
мыслитель
  • Активность: 79k
  • Репутация: 3409
  • Пол: Мужчина
вольфганг мыслитель Иван Владимирович
4 года назад

None

Показать комментарий

Иван, я не только и не столько о подобном.

+8
Иван Владимирович
знаток
  • Активность: 9223
  • Репутация: 318
  • Пол: Мужчина
Иван Владимирович знаток вольфганг
4 года назад

None

Показать комментарий

вольфганг, ну, не всем же так уж не везло, слава Всевышнему, и ладно.

+7
Апполинария Иванова
профессионал
  • Активность: 12k
  • Репутация: 979
  • Пол: Женщина
Апполинария Иванова профессионал janner
4 года назад

None

Показать комментарий

janner, и я не знала бы...

+7
Popova100 Попова
ученик
  • Активность: 76
  • Репутация: 4
  • Пол: Мужчина
Popova100 Попова ученик Апполинария Иванова
4 года назад

None

Показать комментарий

Апполинария, К сожалению, сейчас, преподавателями становятся не по призванию, но по необходимости. Пусть меня простят настоящие педагоги, но у нас одно время бытовала такая поговорка"- "Деньги есть,- иди в Мед., ума нет,- иди в Пед!" Поэтому, в школах сейчас преподают неграмотные учителя, которые сами пишут с ошибками. А что можно тогда спрашивать с обучаемых ими школьников?

+8
Апполинария Иванова
профессионал
  • Активность: 12k
  • Репутация: 979
  • Пол: Женщина
Апполинария Иванова профессионал Popova100 Попова
4 года назад

None

Показать комментарий

Popova100, в мое время тоже была такая поговорка. Но вот я, например,живу в достаточно большом городе и школы хорошие у нас есть, только вот попасть туда сложно. А учителя хорошие есть! Это я точно знаю! Только на всех детей их не хватит! А жаль.

+9
Александр Рудницкий
ученик
  • Активность: 255
  • Репутация: 4
Александр Рудницкий ученик Апполинария Иванова
4 года назад

None

Показать комментарий

Апполинария, по-видимому, Вам и Вашей дочери крупно не повезло с учительницей литературы! Но не надо обобщать.

+10
Апполинария Иванова
профессионал
  • Активность: 12k
  • Репутация: 979
  • Пол: Женщина
Апполинария Иванова профессионал Александр Рудницкий
4 года назад

None

Показать комментарий

Александр Рудницкий, ни в коем случае! В нашем городе есть замечательные школы с отличным педагогическим (или правильно говорить учительским?) составом. Я сама когда-то училась у таких учителей и до сих пор, а мне уже 43 года заложенные знания никуда не делись. В свое время я и старшего сына из школы "по месту жительства" перевела в отличнейшую (кадетскую) школу, которую он хорошо закончил. А в этом году перевожу младшую дочь тоже в хорошую (надеюсь) школу. Я говорю о том, что выбор школы - это не так просто. Мы все, на 90% ведем своих первоклассников в соседнее учебное заведение. А это всегда лотерея. И перевести ребенка, например в 6-7 классе, когда становится ясно, что учителя не дают необходимого объема знаний, уже непросто. А в другой район - практически невозможно.
И еще: один глупый учитель в школе - это еще не беда. Но когда 70% учителей приходят в классы удовлетворять собственные амбиции, позволяют иметь "любимчиков", когда дети перестают уважать таких учителей (они ведь все видят и все понимают), а администрация школы смотрит на это сквозь пальцы ("Ну, где я возьму вам другого учителя?!) - вот это беда!

+7
Балашова Наталия
ученик
  • Активность: 354
  • Репутация: 8
  • Пол: Женщина
Балашова Наталия ученик Апполинария Иванова
4 года назад

None

Показать комментарий

Апполинария, не школа убивает, а плохой учитель.

+7
Stanley Shiel
ученик
  • Активность: 2926
  • Репутация: 26
  • Пол: Мужчина
Stanley Shiel ученик Наталья Волкова
4 года назад

None

Показать комментарий

Наталья, Я читал этот стих-роман только в переводе на английский язык и много раз слушал оперу Чайковского "Евгений Онегин". Но я не знала, что Татьяна Ларина так молода..

Dear Natalia, I have read this verse-novel only in English translation, and I have listened to Tchaikovsky's opera 'Yevgeny Onegin' many many times. But I did not know that Tatiana Larina was so young..

+8
Наталья Волкова
мыслитель
  • Активность: 51k
  • Репутация: 3926
  • Пол: Женщина
Наталья Волкова мыслитель Stanley Shiel
4 года назад

None

Показать комментарий

Stanley, если Вы имеете в виду возраст 13 лет, то об этих годах няня Татьяны рассказывала ей - это её (няню!)замуж выдали в тринадцать, а муж её был ещё моложе. Так что о Татьяне Вы всё понимали правильно.

+7
Stanley Shiel
ученик
  • Активность: 2926
  • Репутация: 26
  • Пол: Мужчина
Stanley Shiel ученик Наталья Волкова
4 года назад

None

Показать комментарий

Спасибо, дорогая Наталья, за ваш ответ, очень любезно с вашей стороны.

Thank you dear Natalia for your reply; it is kind of you to reply.

+7
егор потапов
мастер
  • Активность: 5717
  • Репутация: 152
  • Пол: Мужчина
егор потапов мастер
4 года назад

None

Показать комментарий

Пустая статья, только для бла-бла.

+8
Magzum
знаток
  • Активность: 11k
  • Репутация: 305
  • Пол: Мужчина
Magzum знаток
4 года назад

None

Показать комментарий

Причем здесь возраст? Главное, персонажи, созданные Великим поэтом , и провинциальная русская среда, в которой они живут, и крестьяне, и местные, и столичные аристократы. Недавно перечитал это замечательное произведение и понял, что читать его нужно не в школе, а с жизненным опытом ( или в старших классах хотя бы). Вот тогда будет наука для всех. А иллюстрации замечательные! Спасибо.

+17
Евгений Казмировский
ученик
  • Активность: 335
  • Репутация: 26
  • Пол: Мужчина
Евгений Казмировский ученик
4 года назад

None

Показать комментарий

Интересная публикация!

+7
Светлана Михайловна
мастер
  • Активность: 10k
  • Репутация: 208
  • Пол: Женщина
Светлана Михайловна мастер
4 года назад

None

Показать комментарий

А меня давно мучает вопрос, сколько лет мужу Анны Карениной.... Может кто-то читал в дневниках писателя о его возрасте? Буду БлагоДарна!

+9
Егория
гуру
  • Активность: 39k
  • Репутация: 2492
  • Пол: Женщина
Егория гуру Светлана Михайловна
4 года назад

None

Показать комментарий

Светлана, Карен Шахназаров, когда о своей новой постановке "Анна Каренина" рассказывал, говорил, что Каренину не было и 50-ти. Это было удивительно для меня, например, - думала, что тому под 60.

+8
Татьяна
ученик
  • Активность: 1305
  • Репутация: 29
  • Пол: Женщина
Татьяна ученик Светлана Михайловна
4 года назад

None

Показать комментарий

Светлана, Анне на момент встречи с Вронским было 28 лет, Вронскому 32, Стиве, если не ошибаюсь 33, Каренину не более 45...
Я как-то задалась целью и стала искать описание внешности героев в тексте романа, к большому удивлению узнала, что Вронский был невысок, достаточно плотный, ловкий и с намечающейся лысиной, часто не очень учтив и вполне рационален; Анна описана пунктирно, - статная, с полными покатыми плечами брюнетка, тем не менее грациозно и легко двигающаяся

+11
Виктор Герасимов
ученик
  • Активность: 96
  • Репутация: 2
  • Пол: Мужчина
Виктор Герасимов ученик Татьяна
4 года назад

None

Показать комментарий

Татьяна, совершенно верно, Вронский был очень грузным человеком, иначе он не смог бы переломить хребет лошади. Я в своей жизни встречал много грузных людей, но ни один из них не переломил хребет ни одной лошади...

+9
вольфганг
мыслитель
  • Активность: 79k
  • Репутация: 3409
  • Пол: Мужчина
вольфганг мыслитель Виктор Герасимов
4 года назад

None

Показать комментарий

Виктор, абсолютно не в вече человеческом дело...
И рассуждать об этом, забыв практически всё, с лошадиным делом связанное, смысла не имеет.
Но всё же, всё же...
Итак, цитирую: "Канавку она перелетела, как бы не замечая. Она перелетела ее, как птица; но в это самое время Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что, не поспев за движением лошади, он, сам не понимая как, сделал скверное, непростительное движение, опустившись на седло".
В современной конноспортивной субкультуре подобная ошибка хорошо известна и называется - "просидел" или "отстал". Но... сделав эту ошибку уж очень отчетливо и грубо, всадник может "посадить" лошадь брюхом на барьер или перевернуть ее через голову на приземлении, иногда - сломать ей шею вследствие падения через голову, но чтоб сломать именно спину...
Более того, есть тут еще одна очень интересная деталь-загадка: дело в том, что во времена Вронского прыгали вовсе не так, как сейчас! Тогда прыгали - глубоко сидя в седле весь прыжок от самого начала до самого конца. И еще более того, армейская кавалерийская среда всегда была куда более консервативна, чем конноспортивная или скачечная, - и поэтому именно кавалеристы еще долго продолжали прыгать, сидя в седле архиплотно - и после того, как вошла в моду современная прыжковая посадка с освобождением седла.
И вот в свете всего этого весь эпизод выглядит еще более странно, а писательский замысел - еще более туманно...

+10
вольфганг
мыслитель
  • Активность: 79k
  • Репутация: 3409
  • Пол: Мужчина
вольфганг мыслитель Виктор Герасимов
4 года назад

None

Показать комментарий

Виктор, само собой, первая строка ответа моего читаться должна так: "Абсолютно не в весе человеческом дело..."

+9
вольфганг
мыслитель
  • Активность: 79k
  • Репутация: 3409
  • Пол: Мужчина
вольфганг мыслитель Светлана Михайловна
4 года назад

None

Показать комментарий

Светлана, ну вроде как, по мнению уже любопытствовавших, на начало романа мужу Анны было 42 года...
Отчего же тогда старик?
Да вот почему, цитирую: "Варенька говорила, что только в России люди в пятьдесят лет считают себя стариками, а что во Франции пятидесятилетний человек считает себя dans la force de l'age, а сорокалетний - un jeune homme [т.е. молодым человеком].

+11
Светлана Михайловна
мастер
  • Активность: 10k
  • Репутация: 208
  • Пол: Женщина
Светлана Михайловна мастер вольфганг
4 года назад

None

Показать комментарий

вольфганг, БлагоДарю!... утолили...

+10
вольфганг
мыслитель
  • Активность: 79k
  • Репутация: 3409
  • Пол: Мужчина
вольфганг мыслитель Светлана Михайловна
4 года назад

None

Показать комментарий

Светлана, чем мог, чем мог )))
Но такие вопросы действительно очень интересны.

+10
Балашова Наталия
ученик
  • Активность: 354
  • Репутация: 8
  • Пол: Женщина
Балашова Наталия ученик Светлана Михайловна
4 года назад

None

Показать комментарий

Светлана, 47.По тем меркам-старик.У Окуджавы в "Путешествии дилетантов" "Это был старик 40 лет."

+8
Светлана Михайловна
мастер
  • Активность: 10k
  • Репутация: 208
  • Пол: Женщина
Светлана Михайловна мастер Балашова Наталия
4 года назад

None

Показать комментарий

Балашова, БлагоДарю...

+7
Валери Ландерс
знаток
  • Активность: 42k
  • Репутация: 408
  • Пол: Женщина
Валери Ландерс знаток
4 года назад

None

Показать комментарий
+7
Вадим
профессионал
  • Активность: 55k
  • Репутация: 877
  • Пол: Мужчина
Вадим профессионал
4 года назад

None

Показать комментарий

Прекрасный пост, спасибо

+7

Показать комментарий

[[comment.formatted_mark_curval]]
[[comment.formatted_mark_curval]]
< >
[[post.title]]

22 стильные и практичные вещи, которые несложно сделать из бутылок
611 0

22 стильные и практичные вещи, которые несложно сделать из бутылок

10 фактов о древнем Риме, о которых не рассказывают в школе
588 1

10 фактов о древнем Риме, о которых не рассказывают в школе

Есть женщины в русских селеньях (мечта Некрасова)
599 8

Есть женщины в русских селеньях (мечта Некрасова)

20 классных анекдотов, шуток и историй, которые заставят Вас хохотать
756 0

20 классных анекдотов, шуток и историй, которые заставят Вас хохотать

Почта Банк, банк не дает информации, где можно получить карту "Пятярочка"
385 1

Почта Банк, банк не дает информации, где можно получить карту "Пятярочка"

Как выглядит школьная еда в разных странах
466 4

Как выглядит школьная еда в разных странах

Удивительное противовоспалительное средство, которое на вкус как конфета
806 0

Удивительное противовоспалительное средство, которое на вкус как конфета

Скандинавская квартира в благородной гамме
466 1

Скандинавская квартира в благородной гамме

Глина от целлюлита, ее разновидности и способы применения
652 0

Глина от целлюлита, ее разновидности и способы применения

Каким образом укачивание усыпляет детей
323 0

Каким образом укачивание усыпляет детей

[[post.title]]

Последние публикации

Читать далее
1 июля 2022 года — 85 лет со дня рождения  Олега Михайловича Дмитриева (1 июля 1937 — 9 декабря 1993)

1 июля 2022 года — 85 лет со дня рождения Олега Михайловича Дмитриева (1 июля 1937 — 9 декабря 1993)

81 0
Елена Васильева
Иллюстрации с использованием негативного пространства

Иллюстрации с использованием негативного пространства

264 1
Кристина
Впечатляющие фотографии победителей конкурса на лучшего пейзажного фотографа 2021 года

Впечатляющие фотографии победителей конкурса на лучшего пейзажного фотографа 2021 года

537 2
Кристина
Фотограф запечатлел красоту дневного и ночного неба

Фотограф запечатлел красоту дневного и ночного неба

1083 6
Кристина
Величественные земные ландшафты в фотографиях Вадима Щербакова

Величественные земные ландшафты в фотографиях Вадима Щербакова

953 1
Кристина
28 июня 2022 года — день памяти (100 лет)  Велемира Хлебникова (9 ноября 1885 — 28 июня 1922)

28 июня 2022 года — день памяти (100 лет) Велемира Хлебникова (9 ноября 1885 — 28 июня 1922)

299 0
Елена Васильева
Шедевры мировой музыки... "Кольцо нибелунга ". Вагнер Вильгельм Рихард

Шедевры мировой музыки... "Кольцо нибелунга ". Вагнер Вильгельм Рихард

1545 38
Егор Веснушкин

Читать далее

Рекомендуем

Читать далее
17 жизненных объявлений с русской душой и искрометным юмором

17 жизненных объявлений с русской душой и искрометным юмором

659 0
Марина
Чем подкормить розы весной и летом для пышного цветения

Чем подкормить розы весной и летом для пышного цветения

458 0
Роман
Города Балтийского побережья, в которых стоит побывать

Города Балтийского побережья, в которых стоит побывать

625 3
Назар
О чем говорят ногти: 10 признаков заболеваний

О чем говорят ногти: 10 признаков заболеваний

1006 2
Карина Рой
Самые смешные ответы, которые прозвучали на собеседованиях

Самые смешные ответы, которые прозвучали на собеседованиях

649 1
Марина

Читать далее
  • Помощь
  • Реклама
  • Пользовательское соглашение
  • Правообладателям

Использование материалов сайта возможно только при указании гиперссылки на источник

Обратная связь
  • vk
© 2022, Искусство
[[plusRating]]
[[minusRating]]