Мой ответ Виктору Танюкевичу в контексте непримиримой дискуссии о постмодернизме в изобразительном искусстве, идее его и сути и новом постмодернистском сознании.

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!

Ф.И. Тютчев. День и ночь

.

В отношении к глобализации как новой системе мироустройства, новому миросостоянию, принципиально новому ракурсу человеческого миро- и самоосознания и кардинально иной традиции взаимоотношений в обществе, мир разделился на две части: на тех, кто продолжает непреклонно следовать взятому более двух столетий назад курсу на глобализацию и приверженцев смены вектора движения человечества на пути его цивилизационного развития.
Одновременно с отказом части мира от глобалистского пути постмодернизм, проявляющий себя не только и не столько, как направление в искусстве, а уже как своеобразная социальная философия, идеология Нового времени и даже «новое религиозное сознание», стал утрачивать свой агрессивный напор и культовость. 
За этим триумфальным «маршем в будущее» наблюдаю давно и полагаю, ту роль, которая отведена в этом шествии постмодернистскому искусству, вряд ли возможно переоценить. 

Художник нео-сюрреалист Джорж Грие (Georg Grie). Поцелуй Эроса, или Ангелы и Демоны (ирреальные пейзажи и образы пропитаны философскими мотивами и рассуждениями о силе разрушения и жизни)

Джорж Грие (Georg Grie). Поток безумных мыслей, или слетевший с катушек

Искусство способно оказывать неоспоримо очень сильное влияние и на мироощущение наше, и на психоэмоциональное состояние, и на подсознание. В ведущих факторах, вызывающих у современного человека глубокую депрессию и серьезные нарушения (расстройства) психики, искусство, по убеждению психиатров, далеко не на последнем месте.

Алекса Мид. Замкнутый круг (создает инсталляции с участием людей и предметов, покрытых акриловой краской, добиваясь иллюзии обычной двухмерной живописи)

Работы французского фотохудожника Томаса Дево (Thomas Devaux)

Томас Дево (Thomas Devaux). Каждый снимок несёт в себе некое скрытое послание и смысл. Мрачно-таинственные образы, рождённые воображением фотографа, настораживают и, как пишут, интригуют.

Фотохудожник Пэтти Майер (Patty Maher). Она проложила дорогу особому жанру фотографии — безликому портрету. Главным источником вдохновения, по собственному признанию Майер, являются детские сказки и фантастические истории.

Сюрреализм Натали Шау (Natalie Shau)

Сюрреализм Натали Шау (Natalie Shau)

Белый клоун. Проект Wounderland (бельгийская пара создает эпатирующие своей уродливостью образы. Чучела диких животных аккомпанируют безликим одиноким монстрам) 

Художник нео-сюрреалист Джорж Грие (Georg Grie). Паранойя и причудливые заблуждения

Джорж Грие (Georg Grie). Вездесущность или трансцендентное перевоплощение

.

Никак не оспаривая тезис-закон о том, что бытие определяет сознание, давно пришла к ясному убеждению, что существует сознание высшего порядка (экстраординарное, эзотерическое .. сверхчеловеческое, гениальное), активно и направленно организующее, обустраивающее и изменяющее наше бытие с целью переформатирования нашего сознания и выработки для нас определенной системы мотивации, поведенческого алгоритма и шкалы полезных для нового этапа человеческой «эволюции» ценностей. Чтобы «обновить» общество (через перестройку общественного сознания) в нем культивируется и поощряется определенный тип мышления, жизненно необходимый для «нового формата» современности человеческий психотип: кляузник и подхалим … или эгоцентрик и потребитель … Человек в футляре или кукла Барби ... Инфантильный эльф или др. какой герой виртуальной игры в состоянии беспробудного анабиоза.

.

Фотохудожница Ноэль С.Освальд (Noell Oszvald). Создает сюрреалистичные автопортреты.

Автор фото: Ромина Рессиа (Romina Ressia)

Кукольные образы в работах фотографа Армана Ливанова

.

Автор: фотохудожница Ноэль С.Освальд (Noell Oszvald) 

Вы написали, что я склонна воспринимать реальность в черно-белых тонах, не замечая всей жизнеутверждающей прелести богатого спектра оттенков. Вы убеждаете меня, что постмодернизм, – в моем представлении несущий сознанию человеческому «религию» антимирья, антижизни, философию саморазрушения, самоумерщвления, оказывающий тлетворное воздействие на неокрепшие умы и души, обесценивая для них жизнь и самые светлые, самые главные ее смыслы, смысл самого человеческого рождения, – наполняет энергиями, вдохновением Ваш творческий разум, животворными ветрами – Вашу широко открытую навстречу всему Новому душу.

Вы в искреннем недоумении, – как проникновение в тайны Жизни и Смерти, постижение магической мистерии действа и взаимопроникновения Света и Тени могут навредить человеку, когда, наоборот, дарят ему глубину миро- и самопостижения, открывают перед ним путь к познанию мироздания и Вышнего замысла, священных Законов бытия?! Как без крещения постмодернизмом, без причащения Новой идеи, замысла его и свободы человечеству продолжить путь к развитию, к раскрытию своих потенциалов: духовных, интеллектуальных, творческих?!

Джорж Грие (Georg Grie). Экзистенциальное пробуждение

Арон Вайзенфелд (Aron Wiesenfeld). США

Арон Вайзенфелд (Aron Wiesenfeld). США. Все полотна дышат какой-то внутренней трагедией, неизбежностью.

Фотограф Эоло Перфидо (Eolo Perfidо)

Ромина Рессиа (Romina Ressia)

Ромина Рессиа (Romina Ressia)

Японский художник и фотограф Юичи Икехата (Yuichi Ikehata). Амбивалентность: сюрреалистические композиции «распадающихся» частей тела 

Юичи Икехата (Yuichi Ikehata)

Фотограф Эоло Перфидо (Eolo Perfidо)

В триумфально-ритуальном «марше в будущее» постмодернизм – Черный хоругвь, развивающийся над головами адептов Нового мира, мира беспросветности и безысходности, мертвенного безмыслия и хладного бездушия, огульного безбожничества и, в итоге, неминуемо, – глобального масштаба бесчеловечности.

Автор фото: Дэннис Рамос (Dennis Ramos). Центр города Атланта, Джорджия.

Автор фото: Дэннис Рамос (Dennis Ramos). Центр города Атланта, Джорджия, США

Автор фото: Дэннис Рамос (Dennis Ramos). Церковь в центре города Лейкленд, штат Флорида

Ромина Рессиа (Romina Ressia)

Не представляющий жизни своей без театра, не мыслящий души своей вне нескончаемого, напряженного Действа, как видите себе будущее театра с человеком такого (!) будущего, когда на пути его встанут обстоятельства непреодолимой силы: новое состояние сознания – отстраненное безжизненно-бесстрастное созерцание, либо жажда новых, острых (запретных) зрелищ, где переживания души – архаично, безынтересно, главное – взрывные ощущения, электризующие мозг, способствующие мощному выбросу адреналина. Как возможно будет тогда великое действо Духотворчества, предполагающее, как минимум, наличие живой души и ее экстраординарное восприятие? Новый человек предстанет чем-то инопланетным по эмоционально-психическому складу, по своей нулевой вовлеченности в стихии жизни, сердца .. искусства. Так,.. полуробот из капсулы, в котором будет гореть огонь не Прометея, – Нарцисса.

Кристофер Уокен. Фото: Мартин Шоллер (Martin Schoeller) 

Удо Кир. Фотограф Мартин Шоллер (Martin Schoeller) и его видение

Майкл Дуглас. Фотограф Мартин Шоллер (Martin Schoeller) и его видение

.

Гиперреализм, кстати, очень показательное проявление Новой формы сознания и мышления. Нет никакого анализа, нет никаких переживаний, нет никакого творческого осмысления, переосмысления и воплощения – человек-ксерокс. Тем, кто говорит о вторичности в традиционной живописи, подражании, копированию мэтров высоких штилей .. – именно гиперреализм вторичен по природе своей. Это попиксельное копирование произведений, созданных чужим чувством, чужой страстью души, чужим талантом, с преломлением в образ и сюжет чужого внутреннего мира, чужого глубинного переживания, чужого смысла. Талант есть Духоозарение и Духотворение, тогда как высочайшее нечеловеческое мастерство гиперреалистов предполагает состояние души в диапазоне от комы поверхностной до комы глубокой. В ней вообще надобности нет. Необходимо острое зрение, твердая рука и титаническое терпение. – Роботы daVinci.

Шведский художник гиперреалист Юрьё Эдельман (Yrjö Edelmann)

Роберто Бернарди. Автомат со сладостями. Гиперреализм

Гиперреалист Джен Манн

.

Для человека это совершенно противоестественное состояние. Если, конечно ... (??!) искусственно не выведен новый вид человека, который интегрируется в наше общество под видом художника. Или, уже совсем постмодернистски склонна предположить, что мозг человека подвергается некоему искусственному «облучению» неведомым широко непросвещенной общественности (сознание которой определяет матрица-бытие) мегагениальным суперисточником, задающим нужную Программу мозгу с целью активации одних его опций и подавления других. Человечество моделируют, как некий механизм, а сам Человек на грани открытого признания Кем-то, от него скрытым, своей непригодности для целей и задач Будущего в своей человечности, способности к духотворчеству, своем человеко- , жизне- и боголюбии? .. А зачем человеку будущее, совершенно несоизмеримое с его природой и божественным предназначением, категорически не совместимое с его культурой и духовными ценностями? Разве постмодернизму как идеологии новой реальности нет альтернативы, позволяющей выстроить Новый мир, но не постчеловеческий?! 

1. Как направление в изобразительном искусстве постмодернизм нового, как раз, ничего не создает, а без всяких тонкостей «перевода» и глубин осмысления, рассчитывая исключительно на эффект эпатажа и провокации, все, что создано в искусстве прежде, перетрактовывает, интерпретирует, нередко на грани вандализма и за гранью разума. Как червь, проникший в богатейшую сокровищницу Искусства, он перерабатывает созданное человеческим чувством, вдохновением, озарением в отвратительную однородную массу, в токсичный компост.

Титти Гарелл (Titti Garelli). Маленькая царица. Плохие девочки («Le Bambine Cattive») 

Автор фото: Ромина Рессиа (Romina Ressia)

Валери Хегарти (Valerie Hegarty). Женщина в белом. Методов в ее арсенале – огромное множество: одни произведения искусства она безжалостно сжигает, другие – рвет на части, третьи – собирает в причудливые коллажи.

Валери Хегарти (Valerie Hegarty). Цветочное безумие. Сочетая традиционные формы живописи с грубыми элементами эпатажных инсталляций, художница добивается осознания быстротечности бытия и тленности всего сущего на земле. 

Скульптура японского мастера Yuichi Ikehata

Скульптура японского мастера Yuichi Ikehata

2. Любому стилю постмодернистское искусство предпочитает эклектику, насаждающую принципиально несерьезное, игровое и язвительно ироничное отношение к духовным и культурным ценностям, демонстрируя неверие в взаправдашность святости, красоты и морали и провозглашая полную эмансипацию личности от всех Божьих заповедей. Человек постмодернистского сознания со всеми его «правами» претендует на то, чтобы стать сверхчеловеком и воссесть на месте Бога, которого он убил. Его «я» во всех модуляциях есть единственное мерило этого мира, религии и культуры, в которых оно, это «я», как в супермаркете, выискивает «свое» или приспосабливает нечто для себя.

Скульптор Джонатан Оуэн (Jonathan Owen). Трактовка классики

Скульптор Джонатан Оуэн (Jonathan Owen). Трактовка классики

Молись. Автор рисунка: Марко Маццони (Marco Mazzoni)

Титти Гарелл (Titti Garelli). Всевидящее око. Плохие девочки («Le Bambine Cattive») 

Титти Гарелл (Titti Garelli). Девочка с синим попугаем. Плохие девочки («Le Bambine Cattive») 

Сюрреализм Натали Шау (Natalie Shau)

Своеобразные работы Томаса Дево (Thomas Devaux)

Билл Мюррей. Фото: Мартин Шоллер (Martin Schoeller)

.

3. Критерии становятся уделом субъективизма: «нравится - не нравится». Оппозиции добра и зла, «хорошего» и «плохого», «художественного» и «бездарного» снимаются; на их месте водворяется новая пара: «интересное - неинтересное». Злое, плохое и бездарное, таким образом, получают шанс состояться в качестве «интересного».

Мишель Брак (Michael Brack). В свете фонарей

Мишель Брак (Michael Brack). Один на один с собой и собственными мыслями

Сюрреализм Натали Шау (Natalie Shau)

Сюрреализм Натали Шау (Natalie Shau)

Сюрреализм Натали Шау (Natalie Shau)

Куклы нового поколения

Куклы нового поколения

Куклы нового поколения

4. Наблюдаю откровенно враждебное отношение постмодернизма к детству. В его пространстве безмятежно счастливому состоянию детства нет места. Нет места и подлинному творчеству, что есть теургия, духодейство, богосотворчество. Оно, как и служение истине, уступает место откровенному, циничному манипулированию, которое провозглашается как реально осуществляемая свобода.

Безмолвие. Автор рисунка: Марко Маццони (Marco Mazzoni)

Джехард Демец (Gehard Demetz). Я люблю яблочный джем

Джехард Демец (Gehard Demetz). Вы этого хотели? 

Титти Гарелл (Titti Garelli). Волшебный дым. Плохие девочки («Le Bambine Cattive») 

Фотохудожник Пэтти Майер (Patty Maher)

5. Постмодернистское мироощущение и мироотношение выводит на авансцену человечества особый психотип – человека-«некрофила» с его стремлением к мертвому или искусственному миру. Его влечет к себе все, что не рождается, не растет, не развивается, не цветет, не плодоносит. В нем ищет выхода дух разрушения, не приемлющий ничего сотворенного Богом, жизнеспособного, спонтанного, меняющегося, чреватого новым рождением. Страсть к распаду, разрыву, гибели, смерти, небытию здесь дополняется сугубым интересом ко всякого рода искусственным моделям, конструкциям, приспособлениям, техническим усовершенствованиям. Отсутствие любви к ближнему компенсируется пристрастием к вещам, машинам, электронике, компьютерам.
"Некрофил - запоздалое дитя рассудочной эпохи. Отпрыск абстрактной логики, отвергающий полнокровие жизни. Чадо мертвящих цивилизационных структур. Плод технического сумасшествия... Следствие длительных культурных мутаций, явивших раковую опухоль, омертвение жизненных тканей. Он - неожиданный итог незавершенности, открытости человека, одна из альтернатив человеческой эволюции" (Гуревич П.С. Разрушительное в человеке как тайна // В кн: Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: "Республика", 1994. С. 12. )

Украшение на голову. Проект Wounderland (бельгийская пара создает эпатирующие своей уродливостью образы. Чучела диких животных аккомпанируют безликим одиноким монстрам) 

Ян Фабр (Jan Fabre). Бельгийский художник, скульптор, театральный режиссёр, драматург, сценарист, хореограф. Создает инсталляции с мертвыми животными.

Британская художница Клер Морган (Claire Morgan) стала известна всему миру благодаря созданию инсталляций с мертвыми насекомыми, чучелами животных и птиц (или мертвыми животными, птицами), зависшими в воздухе. 

Австралийский фотограф Клаус Питчер (Klaus Pitcher). Объект творчества – гниющая еда

Мишель Брак (Michael Brack). Тени прошлого

.

Искусственному миру цивилизации противостоит новая психоделическая культура, романтически-нигилистически и тотально все отвергающая. Личная свобода новых "граждан мира" выражается в полете утопичных психоделических фантазий, выводящих человеческий дух за грани посюстороннего бытия - вплоть до самоубийства. Суицидные мотивы новых молодежных движений: фальшивая жизнь, смерть как протест против дольней лжи, освобождение и новое рождение. 

Арон Вайзенфелд (Aron Wiesenfeld). США

Арон Вайзенфелд (Aron Wiesenfeld). США

Но в постмодернистской культуре смерть перестает быть Таинством, становясь самой пикантной частью «интересного»: стекленеющие глаза, последние судороги, предсмертные агонии, развороченные черепа, вытекшие мозги и пр. Смерть становится постепенно будничным эпизодом, а почти анатомическое знакомство с ее механизмом, убивающим всякий намек на существование души, превращает ее в заурядное зрелище, в необходимое явление, кое-как продвигающее дальнейший сюжет. И если она еще задевает в зрителе какой-то пласт чувственности, трогает какой-то нерв, очевидно, при общей эмоциональной выхолощенности и анемии подлинных глубоких чувств, это свидетельствует человеку о том, что он сам еще жив.

.

Из истории возникновения и становления постмодернизма

Термин «постмодерн» одним из первых употребил немецкий поэт и философ Р. Паннвитц, который этим понятием обозначил кризисные явления в европейской культуре начала XX в. Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 1950-х гг. Чуть позже они появляются также в архитектуре США, других европейских стран и в Японии. К концу 60-х гг. они распространяются на другие области культуры и становятся все более устойчивыми. 

Применительно к искусству английский архитектор Ч. Дженкс называет дату 15 июня 1972 г., являющуюся одновременно днем смерти авангарда и днем рождения постмодернизма в архитектуре, поскольку в этот день в американском городе Сент-Луисе была взорвана часть квартала, считавшаяся самым подлинным воплощением идей авангардистского градостроительства.

В целом 70-е гг. стали временем самоутверждения постмодернизма. Большой резонанс вызвало появление в 1979 г. книги французского философа Ж.-Ф. Лиотара «Постмодерное состояние», в которой многие черты постмодернизма впервые предстали в наиболее радикальном и рельефном виде. Книга вызвала оживленные споры и дискуссии, которые помогли постмодернизму получить окончательное признание, придали ему философское и глобальное измерение и сделали из него своеобразную сенсацию.
Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Вместе с тем, хотя постмодернизм и стал международным явлением, более всего он применим к Западной Европе.

Одни представляют постмодернизм как особое состояние духа, которое может возникнуть и реально возникало в самые различные эпохи на их завершающей стадии. Постмодернизм в этом смысле выступает трансисторическим явлением, он проходит через все или многие исторические эпохи, и его нельзя выделять в какую-то отдельную или особую эпоху.

Другие же, наоборот, определяют постмодернизм как особую эпоху, которая началась вместе с возникновением постиндустриальной цивилизации. Думается, что эти точки зрения можно примирить. Действительно, постмодернизм является прежде всего состоянием духа. Однако это состояние длится уже довольно долго, что позволяет говорить об эпохе.

Жорж де Ла Тур. Кающаяся Мария Магдалина, (ок. 1640)

Юриан ван Стрек, ок. 1670. Vanitas

Антонио де Переда (1608-1678). Джентльмен и смерть. Больница де ла Каридад, Севилья

Констанс Мари Шарпантье. Меланхолия, 1801

Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана, 1818

Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Зимний пейзаж с церковью

Каспар Давид Фридрих. Крест в горах (Теченский алтарь). 1808

Каспар Давид Фридрих. Зимний пейзаж, 1811

Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Монастырское кладбище под снегом

Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Прогулка в сумерках

Каспар Давид Фридрих. Мужчина и женщина, созерцающие луну

Каспар Давид Фридрих. Двое мужчин у моря, 1817

Постмодернизм соотносит себя с современностью и противопоставляет себя ей, поэтому ключ к его пониманию находится в ней.

Чаще всего современность рассматривается в двух смыслах. В первом она охватывает примерно два столетия и именуется эпохой разума. Она начинается в конце XVIII в., вместе с Великой французской революцией, и означает практическую реализацию капиталистического, индустриального общества. Во втором смысле начало современности отодвигается еще на одно столетие назад, до середины XVII в., когда шла разработка проекта будущего общества. Именно в середине XVII в., как бы открывая Новое время. Ф. Бэкон и Р. Декарт ставят перед человечеством грандиозную цель: с помощью науки сделать человека «господином и повелителем природы». Декарт разрабатывает концепцию рационализма, в русле которого будут формироваться главные идеалы и ценности западного мира. Он также выдвигает идею о культуре, фундаментом которой должны стать разум и наука, а не религия.

Караваджо (1571-1610). Св. Иероним, 1605-1606.

Варфоломея Гопфер (1628-1698). Меланхолия (после 1643)

Хуан Вальдес Леаль. In ictu oculi (В мгновение ока),1672

Хуан Вальдес Леаль (1622 - 1690). Finis Mundi Gloriae (Конец мира)

Происходит первая научная революция и зарождается научно-технический прогресс, роль и значение которых окажутся поистине судьбоносными. Возникшие тенденции получили дальнейшее развитие и усиление в XVIII в. — веке Просвещения. Философы-просветители, в особенности французские, еще больше возвысили авторитет и значение разума и науки. Помимо этого они сделали исключительно актуальным гуманизм эпохи Возрождения. Просветители разработали концепцию нового общества, ядро которой составляли универсальные общечеловеческие принципы, ценности и идеалы: свобода, равенство, справедливость, разум, прогресс и т.д. 

Уже в начале XIX века становилось все более ясным, что складывающееся буржуазно-капиталистическое общество выглядит весьма далеким от тех идеалов, исходя из которых оно задумывалось. В нем нет желаемых свободы, братства и справедливости. В XIX и XX вв. человечество шло от одного разочарования к другому, тщетно пытаясь приблизиться к светлому будущему. В ходе эволюции многие идеалы и ценности Просвещения оказались либо не реализованными, либо существенно искаженными. Так, в XIX в. экспансия ценностей западного мира на другие континенты осуществлялась не через просвещение и воспитание, но с помощью грубого навязывания и насилия. Действительной движущей силой при этом выступала не цивилизационная миссия, а экономический и политический интерес. В результате сложилась система колониального рабства.  В XX в. разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме.

Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871

Экономический кризис 30-х гг. Это потрясение вызвало к жизни фашизм, который в свою очередь породил Вторую мировую войну. В то же время кризис изменил характер капитализма и капиталистического производства. Его непосредственной целью становились не только прибыль, но и потребление, в которое теперь включалось подавляющее большинство населения, раньше в нем не участвовавшее.

Однако воспитание общества потребления оказалось чревато тем, что личность начала ощущать мир как повсеместный супермаркет или «сервис», единственной функцией которого является обслужить клиента и, ориентированная таким образом, стала утрачивать потребность и способность к анализу и познанию предмета, сосредотачивая свои усилия исключительно на возможности его приобретения и использования. Человек замыкается на собственном эго. Ощущение сакральности бытия, его значимости и ценности становится для него неактуальным. Потребление делается преобладающим кодом постмодернистского сознания.

Эстонский фотограф Хейкки Лейса (Heikki Leis). Тыква

Эстонский фотограф Хейкки Лейса (Heikki Leis). Свекла

Австралийский фотограф Клаус Питчер (Klaus Pitcher)

Австралийский фотограф Клаус Питчер (Klaus Pitcher)

Экологический кризис, явно обозначившийся в 60-е гг., обесценил великую идею преобразования и покорения природы. Почти достигнутая победа человека над природой оказалась на самом деле мнимой, пирровой, равносильной поражению. Этот кризис парализовал, убил прежний футуризм, устремленность в светлое будущее, ибо это будущее оказалось слишком пугающим. Он как бы отравил положительные и привлекательные стороны такого общества, создал ситуацию, похожую на пир во время чумы. Кризис все сделал хрупким и обреченным.

Упомянутые и другие события и явления и вызвали переход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. В самом общем виде он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс.

.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет с остролистом, 1493
Примечание: Остролист – рождественский символ. Римляне любили это растение, считая его творением Сатурна. Во время буйного празднования Сатурналий (прообраза европейского карнавала), горожане дарили друг другу венки из остролиста и украшали ими же дома.
В греческой мифологии Сатурну соответствует Кронос. Кронос боялся предсказания Урана, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей, свергнет его, поэтому проглатывал их одного за другим. Был свергнут Зевсом (третьим своим сыном) и заключён в Тартар.
В предсказаниях Нострадамуса соединение Сатурна с Юпитером (богу Юпитеру в древнеримской мифологии соответствует Зевс в мифологии древнегреческой), при определенной астрологической комбинации с Солнцем ознаменовывает рождение Антихриста.

Альбрехт Дюрер. Меланхолия, 1514

И в окончании, снова возвращаясь к постмодернизму как явлению, вышедшему далеко за рамки «межсезонного» состояния духа, повторю крайне возмутивший Вас взгляд мой на постмодернизм как Черный хоругвь, взвившийся в пространстве мира человеческого, в пространстве света жизнеутверждающих, животворящих чувств, духовного озарения и откровения, вдохновенного, одухотворенного творчества, вечных традиций Любви, Красоты и Гармонии. И приведу несколько цитат из статьи Сергея Булгакова «Труп красоты». Удивительно, что исследуя природу творчества Пикассо, размышляя над ментальностью, посылом его и демоническим магнетизмом, Сергей Булгаков тогда уже, в 1914 году, предугадывает, предчувствует рождение совершенно особого типа искусства, которое отразит новое мировоззрение, мироотношение и новую, совсем иную духовность:

« … Произведения среднего, кубистического периода … производят наиболее сильное впечатление и составляют кульминационный пункт творчества художника … далее идут уже демонические образы. Вот «Нагая женщина с пейзажем», изогнувшаяся в уродливо-эротической позе, — ноги словно лопасти амфибии, грузная, тяжелая, расползающаяся на части: злобный цинизм и вызов растления, бунт трупности и гнили. Вот «Женщина после бала», грузно сидящая на кресле ... — как идут здесь эти красочные глыбы, между собою не спаянные, для изображения этого вампира, у которого от тела осталась одна злоба да геометрия. Вот «Дама с веером», вся из треугольников и геометрических фигур, злобная, насмешливая и нечеловеческая. Вот три женщины, словно кошмарные видения в багрово пламенеющих тонах, тяжело застыли в пляске. Вот ужасная «Фермерша», состоящая из нескольких геометрических булыжников, вся — тяжесть и косность. Здесь тело потеряло свою теплоту, жизнь и аромат, превратившись в фигуры, в геометрию, в глыбу; жизнь утратила движение и застыла в какой-то гримасе; плоть с каким-то демоническим аскетизмом иссушена и обескровлена. Это — духовность, но духовность вампира или демона; страсти, даже и самые низменные, взяты здесь в чисто духовной, бесплотной сущности, совлеченные телесности. Здесь проявлен совсем особый, нечеловеческий способ видения и восприятия плоти, дурной спиритуализм, презирающий и ненавидящий плоть, ее разлагающий, но в то же время вдохновляющий художника…

Пабло Пикассо. Женщина с веером (После бала), 1907

Пабло Пикассо. Фермерша, 1908

Женственность, Душа мира, есть материнское лоно искусства, а вместе и его любовь. Она предстает в творчестве Пикассо в несказанном поругании, как уродливое, отяжелевшее, расползающееся и разваливающееся тело, вернее сказать, труп красоты, как богоборческий цинизм («Женщина с пейзажем»), дьявольская злоба («После бала»), разлагающийся астральный труп («Дама») с змеиною насмешкой колдуньи («Дама с веером»). И все эти лики живут, представляя собой нечто вроде чудотворных икон демонического характера, из них струится мистическая сила; если долго смотреть на них, испытывается род мистического головокружения…

Пабло Пикассо. Дама с веером, 1909

Пабло Пикассо. Дриада (Обнаженная в лесу). 1908

Это есть все же искусство, и ... при болезненности своей, при всей своей растленности. Получается ужасающий парадокс: гнусное искусство, уродливая красота, бездарная талантливость. Ибо талантлив же художник такой мощи, такой мистической и художественной подлинности и убедительности, и если он пленен и связан, то не затронут в самой природе своей, не до конца преображен злом. Иначе он сделался бы бездарностью, ибо бездарен, метафизически бездарен (в смысле подлинного, неворованного творчества) самозванный соперник Творца, и являть вид творчества он может, лишь развращая чужие творческие индивидуальности, дабы их силами высказывать себя. Полная победа зла убивает художника и обнаруживает подлинную бездарность, пустоту и напыщенность «демона»… Мне рисуется фантастический образ, что либо картины Пикассо испепелятся, оставив после себя только вонь и копоть, либо через демонские искажения просветлеет их художественная правда и под чешуей наглой срамоты «женщины» с пейзажем» окажется... «жена, облеченная в солнце». Метафизически это так и есть … ибо ему ведомы ритмы красоты и явлен ее лик. Он видит ее пакостно, рисует ее клеветнически (διαβολος, диавол, и есть клеветник), как гнусную карикатуру, но рисует именно этот, подлинный лик красоты, который он видит, и эта-то подлинность видения и спасает его как художника, но она же и делает его таким страшным.

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907

Пикассо дано исповедать тот неведомый и таинственный, ноуменальный грех, благодаря которому он сделался игралищем его обдержащего духа, художественным и потому столь убедительным advocatus diaboli. Поэтому искусство Пикассо представляет собой могучее религиозное искушение, испытание веры. Демонизм в искусстве, конечно, есть наиболее интимная, тонкая и потому опасная форма люциферического заражения творчества, ибо искусство связано с самыми глубинными слоями духа, сравнительно, напр., с философией или, тем более, наукой… Преодолеть же его, искренно посчитаться с ним, с его образом мира, нелегко. Пикассо страшен, ибо демонически подлинен.»

И будучи не только философом, – богословом, православным священником, Булгаков пишет: «Одержимость снова становится распространенным явлением современности, борьба с ней требует трезвости, духовного здоровья, самособранности, но прежде всего камня веры, опоры не в своей субъективности и уединенности, но в соборности и церковности. Только именем Христовым, которое есть Церковь, заклинаются бесы.» (ссылка на статью Сергея Булгакова «Труп красоты»: http://www.picasso-pablo.ru/library/trup-krasoti.html)

.

Источник: по материалам интернета