Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein). Послы - выдающийся шедевр эпохи Возрождения

ГОЛЬБЕЙН, ГАНС МЛАДШИЙ (Holbein, Hans) (1497–1543), также Ханс Хольбейн Младший, немецкий живописец, один из величайших портретистов в западноевропейском искусстве.

Портреты Гольбейна отличаются реалистической и благородной трактовкой образов. Исключительно разносторонний художник, он был автором композиций на религиозные сюжеты, фресок и декорации интерьеров, создавал эскизы ювелирных изделий и витражей, работал в жанре книжной иллюстрации.

Гольбейн родился в Аугсбурге; он был сыном Ганса Гольбейна Старшего, известного художника, мастера алтарной живописи.

 После обучения в мастерской своего отца в 1514 он уехал в Базель, бывший в то время крупнейшим центром искусства и гуманистической учености. Вскоре Гольбейн приобрел покровителей среди видных горожан, в числе которых был и гуманист Эразм Роттердамский. 

 Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. 

Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. 

В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII. 

За годы, проведенные в Англии, он создал ок. 150 портретов. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.

Гольбейн был портретистом сугубо аналитического склада.

Непосредственной работе над портретом предшествовал краткий период наблюдения, во время которого художник старался определить для себя важнейшие черты характера модели. Каждый раз ему удавалось дать поразительно точную и всестороннюю характеристику личности портретируемого.
Ганс Гольбейн младший. Французские послы (700x686, 247Kb)

Послы. 1533. Дубовая доска, масло. 207×209 см. Национальная галерея (Лондон)

Картина по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Двойной портрет выполнен по заказу Жана де Дентельвиля, посла французского короля в Англии (он слева). 

Второй человек на картине – друг Жана, Жорж де Сельв, епископ французского города Лавура.
lib09b (300x26, 1Kb)
Картина интересна своей композицией и скрытыми смыслами. 

Два молодых человека (обоим нет и 30, это зашифровано в картине) изображены в полный рост, по обе стороны от центра.

Слева - 29-летний французский посол в Англии Жан де Дентевиль (возраст указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала).
Dagger (700x373, 137Kb)
Справа - Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533. 

Молодому человеку 25 лет (его возраст Гольбейн отмечает на книге, о которую тот опирается рукой).
selve_book (700x458, 438Kb)
Дентевиль и Сельв образуют классическую для эпохи Возрождения пару: одна фигура олицетворяет энергичную деятельность, вторая — углубленное созерцание.
lib09b (300x26, 1Kb)
В центре – этажерка, покрытая восточным ковром и уставленная разными предметами – они составляют суть увлечений послов, показывают их миссию и пристрастия. На верхнем ярусе расположены приборы, связанные с небесным (астрономический глобус, гномон, квадрант), на нижнем – с земным (земной глобус, карты, циркуль, лютня, книги).
celestial_globe (599x700, 256Kb)
Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. 

Они отмечают географические точки, имеющие особое значение для Дентевиля. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна.
lib09b (300x26, 1Kb)
Внимание привлекает продолговатое пятно на полу между двух послов. 

Если же смотреть на картину в реальном размере и отойти вправо на 2 м, то пятно принимает свои истинные очертания - это череп. "Персонажи и все их научные приборы исчезают, а на их месте возникает знак Конца. Пьеса завершается". (цитата Юргиса Балтрушайтиса).
1 (400x533, 60Kb)
Гольбейн прибегнул к анаморфозе (намеренное искажение формы). 

И, когда зритель начинает видеть череп – всё остальное уходит на второй план.

 Что хотел сказать Гольбейн?

 Что бы ни было, всегда конец один – смерть? «Memento moгi» (с латинского - «Помни о смерти») – таков девиз Жана де Дентельвиля. 

Гольбейн и это отобразил на портрете.
lib09b (300x26, 1Kb)
На картине можно найти три черепа! 

Один – анаморфоза, другой – брошь на берете де Дентельвиля, а третий – в черепе-анаморфозе, нужно лишь смотреть под определённым углом.
череп -брошь на берете Жана (365x299, 136Kb)

Слева маленькое серебряное распятие, почти затерявшееся в складках зеленой занавеси — символ искупления грехов и надежды на спасение (распятие, в отличие от всей картины – чёрно-белое).
2 (254x550, 33Kb)
Итак, одна сторона картины - земная жизнь, полная открытий в небе и на земле, философских и морально-этических дискуссий. Но есть и вторая, скрытая.
lib09b (300x26, 1Kb)
Богатая коллекция музыкальных, астрономических и научных инструментов символизирует ученость и власть этих двух людей. 

Однако все это великолепие и надменность тщетны - по контрасту с роскошью и богатством посланников Гольбейн изображает символы смерти: разорванную струну на лютне, череп.
4 (590x308, 58Kb)
Сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме "Спаси, Господи, души наши".
3 (590x313, 69Kb)
Солнечные часы точно указывают время действия - 10.30 утра 11 апреля - день Страстной Пятницы в 1533 году.
lib09b (300x26, 1Kb)
Гольбейн расскрыл в этой картине духовное заблуждение множества людей - при обычном взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным размытым пятном, на которое не стоит обращать внимания, - но при правильном, глубоком взгляде все меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер временного, не имеющего настоящей ценности фантома, иллюзии.
lib09b (300x26, 1Kb)
Гольбейн создал знаменитую серию рисунков Пляска смерти (опубликованы в гравюрах на дереве Лионе в 1538); на них изображена смерть, поражающая представителей разных слоев общества.
Ганс Гольбейн (1427—1543) «Пляска смерти» (1524-26) (590x414, 121Kb)
Ганс Гольбейн был придворным живописцем короля Генриха VIII. 

Им написан известный портрет Генриха VIII и его четырех жен (из шести). 

Hans Holbein the Younger (516x700, 245Kb)

Henry VIII (Генрих VIII). Hans Holbein (Ганс Гольбейн Младший)

Генрих VIII был женат шесть раз.
Его жены, за каждой из которых стояла определенная политическая или религиозная группировка, заставляли порой вносить изменения в свои политические или религиозные взгляды.

Генрих VIII. Портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего, ок. 1536-37 гг.

lib09b (300x26, 1Kb)
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне в возрасте 46 лет.
Автопортрет (461x599, 65Kb)

Автопортрет. 1542. Галерея Уффици

Источник