Автопортрет с мерцающей бородой ( около 1907-1908)

Поль Серюзье(фр. Paul Sérusier,9 ноября 1864,Париж,Франция — 7 октября 1927,Морле,Финистер,Франция) — французский художник-символист,основатель и вдохновитель художественной группы«Наби». Именно Серюзье встретился с Полем Гогеном в 1888 году,написал этюд«Талисман» по его рекомендациям и привез эту работу друзьям в качестве ориентира для поисков новой художественной истины. Серюзье,харизматичный,убедительный и блестяще образованный,собирает молодых художников в группу«Наби». Позже он пишет трактаты о рисунке и живописи и преподает теорию искусства в академии Рансона.

Особенности творчества художника Поля Серюзье: Серюзье,бакалавр философии и математики,ищет в живописи духовный идеал,который можно было бы свести к простым формулам и фигурам. Он остается верен бретонским пейзажам и жителям,пишет здесь пейзажи и фигурные композиции,находит медитативные,символические,магические,мифологические смыслы в гармонии цветов и линий. Из всех набидов он технически и колористически глубже других развивает концепцию искусства,унаследованную от Гогена. И больше других оправдывает звание«пророка»(на древнееврейском — «наби»): увлекается теософией,ездит в бенедиктинский монастырь в германском Бойроне в поисках«священной меры» и идеальных пропорций.

( https://artchive.ru/artists/1081~Pol_Serjuze/biography)

Талисман.

1888 г. Масло, дерево. 21,5 x 27 см. Музей д’Орсе, Париж, Франция

Картина «Талисман» Серюзье являлась для него наиболее ценной и важной, по утверждению самого мастера. Программа полотна далека от содержания – работа отображает пейзаж. Название картине дал сам художник, имея в виду, что она — знаковая для него, обеспечившая ему удачу на стезе творческого самоопределения.

Работа была создана 1888 году под чутким руководством Поля Гогена, которого Серюзье считал своим главным учителем, определившим почерк художника, его индивидуальный стиль. С первого взгляда на полотно зритель сразу может отметить нечто общее с картинами Гогена, а именно, отношение к цвету роднило двух великих импрессионистов. Чистые, яркие цвета составляют картину, делая неважным сюжет, выдвигаясь на первый план, занимая главенствующее место.

Природу Серюзье изобразил теми колерами, которые и представали перед глазами художника, разглядывающего живописный пейзаж. Если тень от деревьев отдавала голубизной, то и отразилась она на картине свежим ультрамарином, если сами деревья представали в жёлтом цвете, то и на картине их объёмная крона передаётся буйством жёлтого.

Таким образом, работа «Талисман» стала квинтэссенцией основного принципа живописи мастера, который когда-то растолковал ему Гоген: художник не должен копировать природу, он предназначен преобразовывать её, расцвечивать чистыми красками, создавая волшебную динамику. Картину «Талисман» Серюьзье бережно хранил всю свою жизнь, как напоминание о начале творческого пути и роли в нём великого Гогена.

Колдовство ( Священный лес )

1891 г. Масло, холст. 72 x 91,5 см. Музей изобразительных искусств, Кемпер, Франция

Меланхолия.

60×73 см • Масло, Холст. Частная коллекция. Париж.

Ливень.

1893, 73.5×60 см • Масло, Холст. 

Музей д’Орсе, Париж. Франция.

Портрет Эмиля Бернара во Флоренции

1893 г. Темпера, холст. 73 x 56.5 см. Частная коллекция

Одиночество

1892 г. Холст, масло. 60 x 75 см. Музей изобразительных искусств, Ренн, Франция

Бретонское воскресенье

1890 г. Холст, масло. Частная коллекция

Две бретонки под цветущей яблоней

1890 г. Холст, масло. Частная коллекция

Блюдо с яблоками

1891 г. 36,5 x 53,5 см. Холст, масло. Частная коллекция

Вдова французского художника

1919 г. 92.5 х 71 см. Частная коллекция

Предложение Мадлен

1892 г. Холст, масло. 92 x 73 см. Холст, масло. Частная коллекция

Борьба бретонцев

1893 г. 73 x 92 см. Холст, масло. Музей д’Орсе, Париж, Франция.

Продавец

1894 г. Холст, масло. Частная коллекция

Ожидание у колодца

1897 г. 110,5 x 69,2 см. Холст, масло. Частная коллекция

Жатва в Понт-Авене

1910 г. Холст, масло. Частная коллекция

Купальщицы

1912 г. Холст, масло. Частная коллекция

 Молодая бретонка с кувшином

 1892, 92.5×73.5 см

Грамматика (1892)

Швея

1892 г. 46 x 37,6 см. Холст, масло. Частная коллекция

Мастерская бретонского ткача

1893 г. Масло, холст. 59 x 72 см. Музей искусства и археологии, Санлис, Франция

Бретонские женщины, встреча в священной роще. 1891-93. Частная коллекция.

Бретонский танец (1890)

Поль Серюзье