Карл Улоф Ларссон (швед. Carl Olof Larsson; 28 мая 1853 — 22 января 1919) — шведский художник, известный своими многочисленными полотнами, фресками и акварелями и считающийся одним из самых почитаемых шведских живописцев.

Автопортрет
1891; Швеция

Главная тема его картин, акварелей и рисунков — это жизнь его большой и дружной семьи. Вместе с женой Карин у него было восемь детей. Карл и Карин считаются основателями типично шведского стиля жизни, основой которого является светлое жизнеутверждающее начало.

Сезон раков.

1897; Швеция

Комната маленьких девочек.

Автопортрет

Интерьер с кактусом.

Портрет Альмы

Старик и новые деревья

Тыквы

Роза де Ноэль

Свечи в руках.

Отдых.

Крестьянский интерьер.

Сюзанн и другие.

Пастушка на лугу.

Сбор яблок.

Сбор яблок. Фрагмент.

Завтрак под большой березой.

Подсолнухи

Рыбалка, акварель.

Завтрак.

На ферме.

Кухня.

Карин и Керсти.

Маленькая девочка с куклой.

Во фруктовом саду.

Осень.

Ноябрь.

Леди, читающая газету.

Карин и дочь Сюзанна в Париже.

Вильгельмина Хольмгрен.

Девушка в цветущем боярышнике.

Деревья.

Сад в Греце.

Карин в Греце.

Зимняя жертва.

1915, 640×1360 см


"А король-то голый!" - и мы смеемся, вспоминая сказку Андерсена, и думаем о наказанном тщеславии. Не все так просто. Оказывается, "голый король" может быть более сложным символом. Думаю я, что многие это знают, но не задумываются об этом в первую очередь.
С подачи Астрид Линдгрен полезла я читать разное о Швеции и набрела на знаменитую картину, которой раньше не знала - "Зимнюю жертву" Карла Ларссона. (Название картины 'Midvinterblot' буквально переводится как "Жертвоприношение середины зимы"). Репродукция картины сперва произвела на меня угнетающее впечатление. Мрачной торжественностью. Изображены полуказнь-полупраздник. Вероятно, самое тяжелое на ней - это пустые или отвращенные от зрителя глаза при напряженных лицах и позах. Она очень театральна, напоминает русское театральное оформление начала ХХ века, но это, должно быть, лишь следствие одной эпохи.
Значит, жертвенного короля, в сопровождении свиты воинов, при наблюдающих со стороны придворных втаскивают на санях под нож жреца. Король встал и, видимо, сбрасывает укрывавшую его шкуру медведя. Без нее он совсем голый (и орган мужского достоинства также открыт). Но на голове у него корона и на руках - золотые браслеты, показывающие, кто он. Ну и жертве полагается быть украшенной, хотя нагота на первый взгляд унижает - приравнивает человека к жертвенному животному. В свои последние мгновения король в экстазе смотрит в небо.
Изучив репродукцию, я некоторое время погрустила из-за того, что вообще видела ее. Так опечалилась, что вообще ничего не могла делать, только переживать передавшееся мне настроение. Потом мне внутренний голос сказал: ты чего, дура, это же подвиг, поэма величия! Король пожертвовал собой для спасения народа.
И тут до меня дошло, во-первых, что я видела голого короля и из скандинавской страны, но этот образ не смешон и относиться к нему следует не с презрением, а с восхищением. Я наблюдаю диалог со сказкой Андерсена, который сообщает образу неожиданное прочтение.
Во-вторых, в истории культуры и искусства можно назвать много "голых королей" скорее в смысле этой картины, смысле высокой патетики. Давид Микеланджело - это "будущий король", который голым отражает врага своей родины. Но он уже помазан на царство, и впоследствии он будет "голым королем", когда будет скрываться от преследований. Спаситель во время Страстей - это тоже, можно сказать, обнаженный Король, переносящий издевательства, приносимый в жертву. Правда, его обычно изображают с закрытыми чреслами. Но частью Страстей является издевательство палачей именно над образом предполагаемого царя.
Из интересных мне литературных персонажей принц Хал - хотя он уже не принц, а король Генрих в этой сцене - оказывается таким "голым королем" в сцене монолога "Upon the King'' - "Все на короля", когда рассуждает о том, что королевский церемониал в действительности ничтожен. И характер Гамлета, кстати, принца Датского, описан как "Голый" и в постскриптуме он говорит "Один". К королю на картине "Зимняя жертва" применимо то же описание. Вокруг него все в одеждах и он единственный, кто готовится сейчас встретить смерть.
Вообще "голый король" - это образ, построенный на внутреннем противоречии. Король - это всегда какая-то форма. Без соблюдения определенной внешности нельзя установить, что кто-то - король. Корона, мантия, двор, определенные правила обращения - в общем, ритуал. Вы мне скажете, что современные короли в повседневности корону не носят, но я имею в виду, что в понятие "формы" включаются правила обращения к королю и с королем, благодаря которым можно его отличить как такового. А "голый король" - это кто-то, кто этой формы лишился, сам или вынужденно, но, может быть, он остается королем по своим человеческим качествам. В том числе по способности к жертвованию. Или же внешности короля он предпочитает сущность человека. Оттенки этого образа могут быть от унизительного до величественного.
Это не открытие, конечно, также и для меня. Но о такой сложности образа стоит напомнить.

Источник