Кан Сехван – Kang Sehwang (강세황) корейский мыслитель, критик, чиновник, литератор, художник и каллиграф. Родился Кан Сехван в г. Чинджу в южной части Кореи в благородной семье, был прилично образован и признан одаренным, сочинив свое первое стихотворение ещё в возрасте 8 лет, а картины начал писать чуть ли не в возрасте 10 лет. Когда Кан Сехван достиг возраста, позволяющего сдать экзамен на гражданскую службу, его старший брат был вовлечен в скандал с мошенничеством, и вся семья была лишена возможности занимать правительственные должности.

Автопортрет

С 1744 г. (вынужденно, от бедности) жил вместе со своей женой в городе Ансан (провинция Кёнги), где прослыл образованным и талантливым человеком. В 44-летнем возрасте он на некоторое время съездил в г. Кэсон, а по возвращению из г. Кэсона (ныне город в Северной Корее) создал альбом «Путешествие в Кэсон» (1757), который состоял из 16 картин и трех статей. В своих картинах (в Корее говорят, что впервые) Кан Сехван использовал западные приёмы живописи:

Дневник путешествия в город Сондо. Вход в город Йонтхондон. 1757

- в работе "Дневник путешествия в город Сондо. Вход в город Йонтхондон. 1757" Кан Сехван, неслыханное дело, придал объём тоновой раскраской придорожным валунам;

Дневник путешествия в город Сондо. Город Кэсон. 1757

- в работе "Дневник путешествия в Сондо. Город Кэсон. 1757" появилась перспектива: дома на переднем плане существенно больше, чем аналогичные дома далеко на заднем плане.

Так состоялся первый, дошедший до нас, литературно-художественный опыт Кан Сехвана. Живописная часть этих альбомов выполнена в стиле мунинхва (живопись литераторов). Стиль мунинхва, распространившийся в Корее из южного Китая, где литераторы и учёные интеллектуалы выработали особый стиль живописных иллюстраций своих научных трактатов, считая только себя, носителями высочайшего духовного уровня и способности реализовать своё творческое вдохновение в живописных образах, точно соответствующих их поэтическим образам или научным концепциям - вэньжэньхуа или «живописи интеллектуалов». В противовес художникам-профессионалам, которые, по их мнению, постоянно впадают в ремесленничество, работают по заказу на продажу, заботятся о внешних эффектах в ущерб смысловому и духовному наполнению. Стиль мунинхва характерен мягкими тушевыми размытиями, лапидарностью и эскизностью. Кан Сехван (вопреки мнению авторов википедии) не является создателем художественного стиля мунинхва, а его творческим пользователем, который использовал и "творчески интерпретировал южно-китайский мунинхва [Ю.А. Гутарёва. Корейская пейзажная живопись "учёных-литераторов" (мунинхва)"].

В 1774 году его образованность, таланты и репутация были замечены властью и Кан Сехван в возрасте 61 года оказался на королевской службе. Здесь пригодились все его таланты. Теперь он много путешествовал, но уже по роду службы. В 1778 г. посетил горный хребет Кымгансан, который уже в то время был одним из самых популярных мест отдыха, и оставил подробное описание местности. В 1784 г. посетил Пекин в составе официальной делегации в качестве вице-канцлера.

Ли Мёнги (이명기). Портрет Кан Сехвана (강세황). 1783. Национальное сокровище № 590-2

Кан Сехван в Корее считается родоначальником реалистического пейзажа ("чингён сансухва"). "В то время как ранние художники были озабочены легендарными или историческими пейзажами в китайской традиции, он обратил свое внимание на реальные пейзажи в своей собственной стране". Безусловно, что к этому его подтолкнули его профессиональные обязанности: король хотел (и обязан) ясно представлять, что и как делается в его владениях. Не ставя под сомнение первенство Кан Сехвана в объёмности и перспективе в корейской живописи, я не нашёл дальнейших следов этих методов в его работах после 1757 г. и , особенно после поступления на королевскую службу в 1774 г. Предполагаю, что Кан Сехван перестал использовать полутона для придания объёма из-за трудоёмкости, т.к. служба не давала времени на выписывание деталей и создание художественных эффектов, а применение перспективы снижало информативность объектов на заднем плане, что было не допустимо для королевского внимания. Таким образом, Кан Сехван, находясь на ответственной службе, используя метод мунинхва, создавал ДОКУМЕНТЫ - отчёты, снабжённые описанием и поясняющими рисунками для своего короля.

Благодаря своей должности при дворе, работы Кан Сехвана (надеюсь, что в своём большинстве), оказались в государственных архивах и в музеях, а не разошлись по частным коллекциям, будь он творческим художником, работающим на заказ, то у любителей корейской живописи возникли бы трудности с ознакомлением с ними.

Правила и метод художественного оформления иллюстрированных документов для короля Кан Сехван передал своему талантливому ученику и преемнику - Ким Хондо, будущему придворному художнику и литератору, видному чиновнику и замечательному мастеру корейской живописи, известному также под псевдонимом Танвон. 

Автопортреты учителя Кан Сехвана и ученика Ким Хондо (Танвона)

Молодой Ким Хондо воспринял школу мастера Кан Сехвана, был очень мобильным, всюду в своём королевстве успевал побывать и отовсюду слал своему королю отчёты с подробными рисунками и лаконичными изящными текстами, чем прославил не только своё имя, но и имя своего замечательного учителя литератора-чиновника-художника-каллиграфа мастера Кан Сехвана.

У водопада вы можете увидеть двух человек.

.

Пейзаж с королевским паланкином (1)

.

Пейзаж с королевским паланкином (2)

.

Пейзаж с королевским паланкином

.

Пейзаж

.

Храм Тэхынса. 1757

.

Чхончхондам. Альбом с рисунками. 1757

.

Дневник путешествия в город Сондо. Каменная стена Тхэанчхана, Мангёндэ. 1757

.

Дневник путешествия в город Сондо. Тхэанчхан, Нагвольбон. 1757

.

Дневник путешествия в город Сондо. Водопад Пакъён. 1757

.

Дневник путешествия в город Сондо.Тхэджондэ. 1757

.

Дневник путешествия в город Сондо. Мадам. 1757

.

Дневник путешествия в город Сондо. Монастырь. 1757

.

Дневник путешествия в город Сондо. Крепость в горах. 1757

.

Дневник путешествия в город Сондо. Зелёная каменная стена. 1757

.

Дневник путешествия в город Сондо. Храм Тэхынса. 1757

.

 

Дневник путешествия в город Сондо. Пэкхвадам. 1757

.

Дневник путешествия в город Сондо. Пэксокдам. 1757

.

Дневник путешествия в город Сондо. Хвадам. 1757

Примечание - Хвадам (화담) - мирная беседа. Возможно, так назван этот павильон (беседка).

.

Затяжной мелкий дождь на весенней реке

.

Снежные горы. 1750

.

Человек, едущий на осле

.

Гора Муисан. Пейзаж девяти поворотов

.

Высокий водопад

.

Летний пейзаж

.

Дымка на реке

.

Пейзаж

.

Рисунок панорамы с лодками. 1750

.

Китайская каллиграфия в десяти книгах. Лицевые стороны обложек. Пейзаж

.

Пейзаж

.

Пейзаж

.

Беседа в деревенском доме

.

.

Пейзаж

.

Национальная каллиграфия. Восьмая книга. Обложка. Пион

.

Необыкновенный камень и хризантема

.

Орхидеи и бамбук. 1790

.

Орхидеи и бамбук

.

Пейзаж золотой краской. Наружная сторона веера

.

Хризантема

.

Хризантема

.

Орхидея

.

Сосна, бамбук, пион

.

Камни и бамбук

.

Альбом рисунков учителя Пхёама. Верхние ветки дерева. 1788

Примечание - Пхёам -표암(豹菴) (Бао янь - леопард маленького буддийского монастыря) - один из псевдонимов Кан Сехвана.

.

Альбом рисунков учителя Пхёама. Хризантемы. 1788

.

Альбом рисунков учителя Пхёама. Цветы и птица. 1788

.

Альбом рисунков учителя Пхёама. Вода и камень. 1788.

.

Альбом рисунков учителя Пхёама. Три листа и цветок. 1788

.

Альбом рисунков учителя Пхёама. 황휴한장. 1788

.

Альбом рисунков учителя Пхёама. Корни орхидеи. 1788

.

Альбом рисунков учителя Пхёама. Пейзаж. 1788

.

Альбом рисунков учителя Пхёама. Бамбук

.

Альбом рисунков учителя Пхёама. 방황공망부춘산도. 1788

Примечание - Всё, что не удалось перевести на русский язык, оставляю без перевода. Может, кто-нибудь поможет...

Альбом рисунков учителя Пхёама. 방미 우인 소상 백설도. 1788

.

Альбом рисунков учителя Пхёама. 방소 동성 강산청 공도. 1788

.

Альбом рисунков учителя Пхёама. 방동기창 산수 (豹菴繪畵帖). 1788

.

Дневник путешествия в Китай. Страница цимбидиума. 1784

.

Дневник путешествия в Китай. Могила Ли Джэ в Чуксоне

.

Десятиглавый альбом. 헌요월제풍광 (軒邀月霽風光). до 1758

.

Десятиглавый альбом. 분려시과 류매 강사. до 1758

.

Десятиглавый альбом. 장려 혹소요 과천동 (杖藜或逍遙瓜川洞). до 1758

.

Десятиглавый альбом. 별 노류 우론 유포 (弊노留友論幽抱). до 1758

.

Десятиглавый альбом. 만흥휘유한 (漫興揮柔翰). до 1758

.

Десятиглавый альбом. Мудрый призыв к смирению. до 1758

.

Десятиглавый альбом. Урожай готов. до 1758

.

Десятиглавый альбом. Гадание на судьбу по пению птиц. до 1758

.

Десятиглавый альбом. Домашнее пиво. до 1758

.

Десятиглавый альбом. Десять обращений к древним книгам. до 1758

.

Турецкая гвоздика и кузнечик

.

Целозия гребенчатая и кузнечик

.

Альбом рисунков Пхёама. Гвоздика

.

Альбом рисунков Пхёама. Камень причудливой формы

.

Альбом рисунков Пхёама. Камень причудливой формы. 1784

.

Альбом рисунков Пхёама. Слива и бамбук. 1784

.

Альбом рисунков Пхёама. Хризантема. 1784

.

Альбом рисунков Пхёама. Слива. 1784

.

Альбом рисунков Пхёама. Бамбук. 1784

.

Альбом рисунков Пхёама. Орхидея. 1784

.

Орхидея. Слива. Бамбук. Хризантема. 1781

.

Альбом рисунков Пхёама. Пион

.

Альбом рисунков Пхёама. Лотос

.

Альбом рисунков Пхёама. Белая редька

.

Альбом рисунков Пхёама. Виноград

.

Альбом рисунков Пхёама. Цветы и птица

.

Альбом рисунков Пхёама. Японский банан

.

Альбом рисунков Пхёама. Пейзаж

.

Альбом рисунков Пхёама. Пейзаж

.

.

Альбом рисунков Пхёама. Пейзаж с человеком

.

Атлас цветов учителя Пхёама. Пион и бабочка

.

Атлас цветов учителя Пхёама. Турецкая гвоздика и кузнечик

.

Атлас цветов учителя Пхёама. Крокус и бабочка

.

Атлас цветов учителя Пхёама. Каллистефус китайский и бабочка

.

Атлас цветов учителя Пхёама. Недотрога бальзаминовая и жук

.

Атлас цветов учителя Пхёама. Цветы персика

.

Альбом рисунков Пхёама. Пейзаж с человеком

.

Старческие слезы

.

Альбом рисунков Пхёама. Всадник

.

Гробница Кан Сехвана в Мавзолее учителей Чинчхон

.

Кан Сехван – Kan Se Hwang (강세황) (1713-1791)