Мы сможем увидеть лучшее, что есть в России. О выставке «Сокровища музеев России» 

4 ноября, в День народного единства, в столичном Манеже открылась беспрецедентная по своему масштабу экспозиция «Сокровища музеев России», в которой собрано около 280 самых значимых экспонатов из 50 музеев России.

Выставка подготовлена Патриаршим советом по культуре при поддержке Правительства Москвы и Министерства культуры РФ.

В ней представлены лучшие картины из музеев Крыма, Махачкалы, Перми, Екатеринбурга, Владивостока, Калининграда, Грозного, Омска, Твери и других российских городов.

О значении этого события и той радости, что ждет посетителей выставки, рассказывают ее организаторы и участники.

Михаил Нестеров. Явление отроку Варфоломею. 1923 г. Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»

Михаил Нестеров. Явление отроку Варфоломею. 1923 г. Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»

Символ единства музейного и культурного пространства России

Владимир Мединский, министр культуры РФ:

– Эта выставка является продолжением цикла «Россия. Моя история».

Она приурочена к Дню народного единства и откроется в рамках форума «Православная Русь» в Манеже.

И жители, и гости столицы, пожалуй, впервые в истории получат уникальную возможность увидеть на одной площадке собранную экспозицию музейных сокровищ из 50 региональных музеев России.

Всего 280 экспонатов. Я бы назвал эту выставку символом музейного единства, единства музейного и культурного пространства России, поскольку географический ее охват действительно грандиозен: от Владивостока до Калининграда, от Ханты-Мансийска до Феодосии.

Достаточно сказать, что общая протяженность маршрутов по сбору экспонатов составила почти 150 тысяч километров.

Александр Лактионов. Письмо с фронта (авторская копия). Нач. 1950-х гг. Калининградский областной историко-художественный музей

Александр Лактионов. Письмо с фронта (авторская копия). Нач. 1950-х гг. Калининградский областной историко-художественный музей

Экспозиция призвана разрушить стереотипы о коллекциях провинциальных музеев. Я назову лишь несколько имен из представленных на выставке. Это Брюллов, Венецианов, Кипренский, Тропинин, Левитан, Кустодиев. Это подлинные, мирового уровня шедевры, большая часть которых столичной публике неизвестна. Десятилетиями и столетиями провинциальные музеи их собирали, хранили и изучали. Большая часть экспонатов будет нами, кстати, параллельно отреставрирована.

Выставка стала результатом эффективного взаимодействия Патриаршего совета по культуре Русской Православной Церкви, Министерства культуры, Правительства Москвы. Операционную работу проводило межмузейное объединение РОСИЗО и Третьяковская галерея. И мы намерены этот проект развивать и далее. У нас уже есть планы очень интересной выставки на следующий год.

От икон XVII века и до живописи 70–80-х годов XX века

Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи:

– Я думаю, что эта выставка, идея которой принадлежит владыке Тихону, станет не просто очень значимым событием в культурной жизни столицы и страны.

Она будет и замечательным подарком многим десяткам тысяч людей, принесет огромные художественные и эмоциональные впечатления тем, кто на протяжении этих трех недель сможет прийти в Центральный Манеж.

Кузьма Петров-Водкин. Две девушки. 1915 г. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Кузьма Петров-Водкин. Две девушки. 1915 г. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

На выставке можно будет поклониться иконе «Умиление» из Псково-Печерского монастыря

Что же посетители увидят на выставке? Это огромный временной диапазон, начиная с икон XVII века и заканчивая живописью 70–80-х годов XX века. Вся экспозиция делится на несколько разделов. Как только люди войдут в здание Манежа, они сразу же смогут поклониться иконе «Умиление» из Псково-Печерского монастыря, а потом пройдут в центральный зал. Там мы попытались представить самые интересные, эффектные и яркие работы из музеев тех 39 регионов, которые участвуют в этом проекте. Этот зал мы назвали «Зал Россия», потому что в нем представлен собирательный образ нашей страны, какой она была в позапрошлом столетии, самых различных городов и географических точек, от севера и до юга.

Далее, проходя из зала в зал, посетители сначала увидят живопись конца XVII – начала XVIII века. Там будут парсуна, купеческий и крестьянский портрет.

В самом начале экспозиции представлены удивительные иконы из собраний ряда региональных музеев. Потом зрители попадут в зал первой половины XIX века и увидят замечательные работы Карла Брюллова, Алексея Венецианова, Ивана Хруцкого, Григория Сороки.

А до этого в зале XVIII века они смогут увидеть малоизвестные работы и таких величайших русских портретистов XVIII века, как Дмитрий Левицкий, Федор Рокотов, Владимир Боровиковский.

Неизвестный художник круга Рисса. Мальчик с собакой. 1840-е гг. Ярославский художественный музей

Неизвестный художник круга Рисса. Мальчик с собакой. 1840-е гг. Ярославский художественный музей

Мы постарались подобрать состав этой выставки таким образом, чтобы представить портреты всех царей династии Романовых, начиная с Михаила Федоровича Романова и заканчивая императором Николаем II.

Это было очень непросто, потому что, как считается, эти портреты сосредоточены в музеях Москвы и даже в первую очередь Петербурга.

Но оказалось, что и наши региональные музеи обладают удивительными собраниями, где можно найти действительно все.

Архипов А.Е. Лед пошел. 1895 г. Рязанский художественный музей

Архипов А.Е. Лед пошел. 1895 г. Рязанский художественный музей

Потом мы попадаем в эпоху передвижников. В региональных музеях также оказалось очень значимое количество работ и по этому направлению. После 1917 года более 500 из 3500 картин, собранных Третьяковым, были отправлены в региональные музеи. Поэтому уровень этих собраний – это уровень Третьяковской галереи и других ведущих центральных музеев.

Из второй половины XIX века представлены работы таких великих художников, как Репин, Шишкин, Левитан, Поленов, Рябушкин, Серов.

Киселева Е.А. На балконе (портрет Виктории Федяевской). 1910 г. Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского

Киселева Е.А. На балконе (портрет Виктории Федяевской). 1910 г. Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского

Потом вы попадаете в зал, где представлено искусство рубежа конца XIX – начала XX века, искусство Серебряного века. В региональных музеях хранится огромное количество работ художников этого времени. В этот момент в таких центрах, как, например, Саратов, уже возникали свои художественные школы. Мы знаем, что именно выходцы из Саратова стали основателями одного из самых главных художественных движений и обществ того времени – общества «Голубая роза».

Следующий раздел – это раздел, посвященный новейшим течениям.

Мы остановились на этой выставке в рамках фигуративного искусства, не затрагивая коллекции авангарда.

Эти коллекции были сформированы уже после 1917 года за счет специальных закупок в Государственный музейный фонд, который поставил своей задачей формирование коллекций современного искусства во всех региональных центрах уже советской России.

Мильман. Натюрморт. 1911 г. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Мильман. Натюрморт. 1911 г. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Что касается 1930-х годов, то мы постарались выбрать работы из региональных музеев, которые мало знакомы московским зрителям и которые с трудом известны даже специалистам.

Они создают удивительно разнообразную картину, которая, я думаю, позволит покончить с представлением об искусстве 1930–1950-х годов как искусстве сплошного тоталитарного соцреализма.

Попков В.Е. На работу. 1961 г. Ульяновский областной художественный музей

Попков В.Е. На работу. 1961 г. Ульяновский областной художественный музей

И последний раздел выставки представляет выдающихся художников, которые начали работать в эпоху оттепели.

Это, например, Дмитрий Жилинский и Виктор Иванов. Последнему сегодня 92 года, и он один из двух или трех последних художников так называемого «сурового стиля», который сформировался в те годы.

Это очень яркий, свободный и открытый взгляд на мир, создавший образ человека интеллектуального труда, который творит новую жизнь и новую страну.

Никулин А.О. Голубой Алтай. 1808-09 гг. Государственный художественный музей Алтайского края. Барнаул

Никулин А.О. Голубой Алтай. 1808-09 гг. Государственный художественный музей Алтайского края. Барнаул

Даже для нас, тех, кто работал над этой выставкой, возможность проанализировать, что хранится в музейных собраниях 50 региональных музейных центров и отобрать из них 280 работ, было открытием огромного количества произведений и изрядного количества новых имен.

Я уверена, что те, кто в течение трех недель придут на эту выставку, увидят очень много нового, и одновременно перед ними явится вся панорама развития отечественного искусства с XVIII века по вторую половину XX века.

В частности, они смогут увидеть образы тех святых, которые являлись покровителями той или иной губернии, того или иного географического места, точки или части России.

Для меня было большой радостью работать над экспозицией в качестве приглашенного куратора вместе с командой РОСИЗО.

Макаров И.К. Портрет великой княгини Марии Александровны. Перв. пол. XIX в. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой

Макаров И.К. Портрет великой княгини Марии Александровны. Перв. пол. XIX в. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой

Я хочу обратить внимание еще на то, что к выставке издан богато иллюстрированный каталог, и все это было сделано в какие-то невероятные кратчайшие сроки.

Также я благодарна моим коллегам из Третьяковской галереи, которые обеспечили научное сопровождение проекта, написали замечательные тексты и для каталога, и для аудиогидов, и оказывали всяческое содействие, консультируя нас и специалистов из региональных музеев.

Огромное спасибо Министерству культуры, Патриаршему совету по культуре и всем, кто помогал в работе над этим проектом. И, конечно же, Правительству Москвы, потому что делать такую выставку в Центральном Манеже – это действительно особый уровень и особый вызов.

Радость искусства

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), глава Патриаршего совета по культуре:

– Уже несколько лет существует сотрудничество Русской Православной Церкви и музеев на уровне комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом при Патриаршем совете по культуре и Министерства культуры.

Мы решаем много порой довольно тяжелых проблем, но не только эти проблемы являются нашим общим делом.

Василий Поленов. Ранний снег. Бехово. 1891 г. Ярославский художественный музей

Василий Поленов. Ранний снег. Бехово. 1891 г. Ярославский художественный музей

Выставка, которую мы вскоре открываем, – это тоже проект взаимодействия Русской Православной Церкви с музейным сообществом.

Как вы знаете, в Манеже каждый год открываются очень интересные экспозиции.

Четыре из них были посвящены периодам русской истории начиная от древних времен и заканчивая нашими днями. И, конечно же, мы понимали, что нельзя снижать уровень, что должно быть нечто действительно очень интересное.

Ведь выставку открывает и Президент России, и Патриарх, приходит множество официальных лиц. Но также москвичи и гости столицы привыкли к тому, что здесь проходит нечто очень важное и совершенно особое и для Москвы, и для России.

И вот в нынешнем году мы предложили собрать из провинциальных музеев России те шедевры живописи, что хранятся там.

Я не боюсь слова «провинция»: оно милое и хорошее, тем более что я и сам сегодня провинциальный архиерей.

Иван Крамской. Портрет Рофтопуло О.А. 1884 г. Пермская государственная художественная галерея

Иван Крамской. Портрет Рофтопуло О.А. 1884 г. Пермская государственная художественная галерея

Главная идея – показать совершенно ни с чем не сравнимое художественное богатство нашей страны

Имена этих великих художников известны всей стране и всему миру. Часть их работ находится и в Третьяковской галерее и других центральных музеях. Но собрать все самое лучшее, что есть в России, в одном месте и дать возможность нам всем посмотреть и открыть это для себя – это, собственно, и есть главная идея данной экспозиции: показать совершенно ни с чем не сравнимое художественное богатство нашей страны – от Калининграда и до Дальнего Востока.

И это получилось. Огромное спасибо Министерству культуры и Владимиру Ростиславовичу, который лично контролировал исполнение этого проекта. Также огромная благодарность Зельфире Исмаиловне и РОСИЗО, которые провели огромную работу по подбору этих шедевров и по тому, чтобы просто их транспортировать и доставить в столицу.

Икона Богородицы «Умиление» Псково-Печерская

Икона Богородицы «Умиление» Псково-Печерская

Уже по традиции выставку предваряет одна из известных и важных для Русской Православной Церкви и истории России икон.

В этом году из Псково-Печерского монастыря, единственного мужского монастыря, который никогда не закрывался на территории России в советское время, будет привезена икона по типу «Елеуса», которую по-русски называют по-разному: «Умиление», «Милостивая», «Дающая силы».

Эта икона является одной из главных святынь древнего Псково-Печерского монастыря.

Вообще, быть может, большая часть картин или икон могли бы стать в том же Манеже, может, правда, не на таком большом пространстве, экспозициями одной картины.

Чего стоят, например, произведения Зинаиды Серебряковой, которая действительно была нашим великим художником.

Или совершенно удивительный портрет-парсуна матери царя Петра I Натальи Кирилловны.

Зинаида Серебрякова. Автопортрет с дочерьми. Август 1921 г. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Зинаида Серебрякова. Автопортрет с дочерьми. Август 1921 г. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Икон среди прочих произведений относительно немного, но все они достаточно значимы.

Я бы хотел закончить словами Василия Дмитриевича Поленова, одного из любимых моих русских художников, картина которого «Ранний снег» также будет представлена на выставке: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». Я думаю, что эта экспозиция как раз даст и счастье, и радость тем, кто посетит Манеж. Все мы, москвичи и гости столицы, увидим, я уверен, нечто совершенно потрясающее.

Патриотов воспитывает культура

Татьяна Гайдук, директор Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского:

– От нашего музея в выставке будут участвовать картины Айвазовского «Смольный монастырь» и «Море. Коктебель», написанные в ранний период творчества великого русского художника.

Иван Айвазовский. Море. Коктебель. 1852 г. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым

Замечательно, что к участию в выставке привлечено очень большое количество музеев, и это не только и не столько центральные музеи. Я думаю, это важный показатель того, что культура у нас развивается во всех регионах страны.

Чтобы вызвать чувство гордости за свое Отечество, нужно, чтобы люди лучше знали культуру родной страны

Искусство, даже такое, которое на первый взгляд практически не имеет отношения к социальной жизни и каким-то общественно-политическим процессам, на самом деле часто, напротив, пусть неявно, но очень тесно связано с социальными проблемами и историческими судьбами страны.

Например, то, что в советский период довольно сильно насаждалось в качестве идеологии, было неоднозначным и помимо очевидных негативных моментов имело и свои положительные стороны.

Помимо прочего это воспитывало патриотизм у наших граждан.

Как я это вижу, особенно после событий «Крымской весны», для того, чтобы воспитать патриотов, нужно проводить не только военно-патриотическое воспитание.

Чтобы вызвать чувство гордости за свое Отечество и его историю, нужно, чтобы наши люди лучше и больше знали и культуру родной страны.

И эта выставка этому будет, безусловно, способствовать.

Собрать вместе 50 музеев из 50 городов – это на моей памяти впервые

Сергей Сарченков, директор Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника:

– Мы с огромной радостью и желанием принимаем участие в этой выставке. От нас там будут представлены картины таких выдающихся художников, как Б.М. Кустодиев и В.А. Серов. Картины последнего из нашего музея, кстати, принимали участие и в знаменитой выставке Серова в Третьяковке, на которой был настоящий аншлаг.

Борис Кустодиев. Возмущение слобод против бояр. 1897 г. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Борис Кустодиев. Возмущение слобод против бояр. 1897 г. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Я думаю, что на выставке в Манеже будет представлена на самом деле лишь небольшая часть того, чем богаты музеи нашей страны. Но, тем не менее, это само по себе просто колоссальное мероприятие. Наш музей сотрудничает и с Третьяковкой, и с Русским музеем, но чтобы вот так – собрать вместе 50 музеев из 50 городов – это на моей памяти впервые. Я думаю, организаторам проекта надо сказать огромное спасибо.

И в провинции были свои Третьяковы и Щукины

Ирина Перова, директор Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина:

– Это, безусловно, один из крупнейших и значительнейших проектов современной российской культуры последних лет.

Такие выдающиеся музеи России, как Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Русский музей – это уже всемирно известные и зарекомендовавшие себя во всем мире сокровищницы живописи.

А вот нынешняя выставка в Манеже наглядно демонстрирует, что и в российской провинции, порой за тысячи километров от Москвы и Петербурга, есть свои художественные сокровищницы.

Аполлинарий Васнецов. Гроза идет. 1911 г. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина

Аполлинарий Васнецов. Гроза идет. 1911 г. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина

50 провинциальных музеев представят на этой выставке шедевры из собственной коллекции. Однако думаю, что это на самом деле далеко не весь список городов, где есть свои выдающиеся художественные музеи.

Среди меценатов и коллекционеров, живших в небольших городах, тоже были свои Третьяковы и Щукины, ратовавшие за сохранение национального культурного наследия.

Если взять наш музей, то его собрания являются одними из лучших на юге России и в Нижнем Поволжье.

Астраханская картинная галерея ведет свою историю с 1918 года и в этом году торжественно отмечает столетие со дня своего основания.

Картинный фонд галереи составляет более 20 тысяч единиц хранения, а в ее название вписано имя ее основателя и первого ее директора – потомственного астраханского купца, увлеченного коллекционера произведений искусства Павла Михайловича Догадина. Картины, принесенные Догадиным в декабре 1918 года, составляют сердце нашей галереи. В том числе тогда, сто лет назад, он передал и собственный дом на набережной, где и был открыт наш музей.

Илья Репин. Портрет мальчика. 1867 г. Таганрогский художественный музей

Илья Репин. Портрет мальчика. 1867 г. Таганрогский художественный музей

На этой выставке мы представляем настоящие жемчужины Астраханской картинной галереи. Это, например, такие картины, как «За Волгой» Михаила Нестерова, которую Догадин приобрел непосредственно у автора в 1916 году после долгой переписки; «Сенокос» Льва Каменева и «Гроза идет» Аполлинария Васнецова.

В целом мы очень признательны устроителям проекта за возможность представить шедевры Астраханской галереи на выставке в столице.

И надеемся, что, увидев эту небольшую, но, безусловно, яркую часть нашего собрания, многие зрители впоследствии приедут в Астрахань ради посещения картинной галереи им. П.М. Догадина.

Межмузейные проекты всегда очень интересны

Фарида Буреева, директор Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля:

– Этот проект, конечно, грандиозен по своему замыслу и масштабу, потому что он позволит представить действительно все самое лучшее из того, что хранят наши региональные музеи.

Боголюбов А.П. Иллюминация Кремля. 1883 г. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Боголюбов А.П. Иллюминация Кремля. 1883 г. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Для участия в этой выставке мы отбирали знаковые произведения великих русских художников XIX–XX столетий. Из нашего музея представлены 12 полотен, среди которых работы Врубеля, Репина, Зубовского и др.

Это те произведения, которые действительно занимают особое место в нашем собрании, те работы, которыми мы по праву гордимся. Поэтому мы очень рады, что они будут представлены московской публике.

Исупов А.В. Урал. 1912 г. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Исупов А.В. Урал. 1912 г. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Всегда отрадно, когда возникают такие интересные межмузейные связи и проекты, которые объединяют не только наше музейное сообщество, но и дают всем людям увидеть удивительное и многогранное культурное богатство нашей страны.

Общность в многообразии

Татьяна Куюкина, директор Тверской областной картинной галереи:

– Это поистине уникальная выставка, потому что она охватывает всю страну.

Мы теперь сможем увидеть картины со всей Родины, в том числе из ее самых отдаленных регионов, собранные вместе, что вряд ли мы могли видеть раньше еще где-то и когда-то.

Виноградов С.А. В передней. 1911 г. Тверская областная картинная галерея

Виноградов С.А. В передней. 1911 г. Тверская областная картинная галерея

Очень интересно будет увидеть, как в местных коллекциях отразились местные вкусы

Эти картины собирали разные люди, некоторые из них живут за шесть тысяч километров друг от друга. Но, собранные вместе, они дают представление о том, что мы все – одна нация.

Очень интересно посмотреть, как в местных коллекциях отразились местные вкусы. Например, наши тверские коллекции собирали тверичи исходя из того, что они считали особенно важным в русском искусстве.

Поэтому, думаю, нам всем будет интересно поискать и то общее, что нас роднит, и те оттенки и различия в нюансах восприятия, которыми мы отличаемся друг от друга. Удивительно, что в этом единстве никто не потерял своей индивидуальности.

Вот это многообразие, сливающееся в единое целое, как раз и говорит о единой стране.

Выставка объединяет музеи, объединяет людей, объединяет регионы

Михаил Шаромазов, директор музея Кирилло-Белозерского монастыря:

– Выставка уникальна, прежде всего, своим беспрецедентным охватом.

Я просто не помню подобных проектов за последние годы, в которых участвовало бы такое количество музеев от столицы страны до ее окраин и которые представляли бы столь широкий пласт художественной культуры.

Жуковский С.Ю. Брошенная терраса. 1911 г. Историко-краеведческий и художественный музей Тулы

Жуковский С.Ю. Брошенная терраса. 1911 г. Историко-краеведческий и художественный музей Тулы

От нашего музея в выставке участвуют три иконы, в том числе образы равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги, а также образы Митрофана Воронежского и Нила Сорского. Это был выбор организаторов выставки.

Они отобрали образы тех святых, которые наиболее значимы для русской истории и русской святости.

Мы на сегодняшний день, к сожалению, достаточно разобщенная нация, но подобные проекты объединяют музеи, объединяют людей, разные регионы и всю страну.

Васнецов В.М. Витязь на распутье. 1878 г. Серпуховский историко-художественный музей

Васнецов В.М. Витязь на распутье. 1878 г. Серпуховский историко-художественный музей

Константин Юон. В провинции. Торжок. 1910-е гг. Калужский музей изобразительных искусств

Константин Юон. В провинции. Торжок. 1910-е гг. Калужский музей изобразительных искусств

Виллевальде Б.Л. Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде. 1862 г. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Виллевальде Б.Л. Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде. 1862 г. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Архипов А.Е. Рязанская пригородная девица. 1928 г. Рязанский художественный музей

Архипов А.Е. Рязанская пригородная девица. 1928 г. Рязанский художественный музей

Илья Машков. Советские хлебы. 1936 г. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова

Илья Машков. Советские хлебы. 1936 г. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова

Варнек А.Г. Портрет Веры Ивановны и Софьи Ивановны Мартос, дочерей скульптора И.П. Мартоса. 1-я пол. XIX в. Ивановский областной художественный музей

Иван Билибин. Витязь (Алеша Попович). 1902 г. Ярославский художественный музей

Иван Билибин. Витязь (Алеша Попович). 1902 г. Ярославский художественный музей

Исаак Левитан. Вечерние тени. 1891-94 гг. Таганрогский художественный музей

Исаак Левитан. Вечерние тени. 1891-94 гг. Таганрогский художественный музей

Аполлинарий Васнецов. Старорусский город. 1899 г. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

Аполлинарий Васнецов. Старорусский город. 1899 г. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

***

Добавлю ещё несколько иллюстраций картин с выставки (от себя)

Илья Машков.Новодевичий монастырь (фрагмент) 1912-1913гг. Волгоградский  областной музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова

Владимир Плотников.Игра теней (фрагмент) 1911г. Пермская государственная художественная галерея.


Иван Горюшкин-Сорокопудов. Сцена из ХVII столетия (фрагмент) 1932 г. Пермская государственная художественная галерея 

Кившенко А.Д. Жнитво. 1878 г. холст, масло.

План экспозиций выставки «Сокровища музеев России»

План экспозиций выставки «Сокровища музеев России»

Выставка проводится в Манеже с 4 по 25 ноября. Открыта она с 11:00 до 22:00 без перерывов.

Вход на выставку свободный.

Подготовил Юрий Пущаев

Источник