"Осенние поля"

БродÑÐºÐ°Ñ Ð›Ð¸Ð´Ð¸Ñ ÐÑааковна фото

Лидия Исааковна Бродская (1910-1984) принадлежит к числу видных советских художников – пейзажистов. Будучи дочерью выдающегося художника и деятеля советской культуры Исаака Израилевича Бродского, Лидия Исааковна с детства росла в художественной среде и воспитывалась в мире искусства. Она рано начала рисовать, с трехлетнего возраста у нее был собственный уголок, где она рисовала и писала кукол, клоунов, цветы, придуманные пейзажи. Но на первых порах в её увлечениях победили танцы. В одиннадцать лет Л.И.Бродская поступила в прославленное Ленинградское хореографическое училище, где она воспитывалась вместе с такими выдающимися мастерами балета, как Галина Уланова и Татьяна Вечеслова, Вахтанг Чабукиани и Константин Сергеев. Восемь лет в училище были порой непрерывного труда, кропотливых занятий под руководством замечательного педагога Агриппины Яковлевны Вагановой. Утро начиналось с урока классического танца, затем шли общеобразовательные предметы, чередуясь с занятиями мимикой, характерным и бальным танцем, музыкой, фехтованием. Она окончила это училище, но балериной не стала и в течение ряда лет выступала на эстраде и в мюзик – холлах.

"Весна на полях", 1983 г.

Богато одарённая от природы, Лидия Исааковна увлечённо отдавалась танцевальному искусству и акробатике, не сразу найдя своё истинное призвание. Но постепенно влияние отца и семейное воспитание начало сказываться. Её потянуло к живописи. В 1935 году Бродская начала посещать вольнослушательницей Всероссийскую Академию художеств в Ленинграде, которую возглавлял её отец. Он и его ассистент В.А.Серов стали её первыми учителями. Впоследствии, переехав в Москву, она пользовалась также советами Н.П.Крымова и Ф.П.Решетникова. Начав с натюрмортов, с непритязательных натурных изображений, Л.И.Бродская, благодаря таланту, упорной воле и точным методическим советам своих учителей, постепенно овладела всеми секретами профессионального мастерства. В 1943 году она стала членом Союза художников. С этого времени начался её самостоятельный творческий путь как профессионального художника-пейзажиста.

"Апрель"

Если не считать ранних натюрмортов, Бродская пишет исключительно пейзажи. Художественное богатство этого жанра не менее велико. И раскрывается оно прежде всего в самом характере, образном строе живописи. Лидия Бродская не пишет ни городских, ни индустриальных пейзажей.

Две её картины – «Москва с Ленинградских гор» и «Вдали Москва» - единственные, в которых «участвует» город ( да и то в последней из них он лишь виднеется на горизонте и основу изображения составляет природа). Нет у неё и деревенских пейзажей, а также картин с производственными мотивами (линий электропередач, железнодорожных мостов и т.п.).

"Вдали Москва", 1952

Всё её творчество посвящено нетронутой человеком, хотя и обжитой им природе. Ленты убегающих в бесконечные просторы рек, извивающиеся лесные ручейки, привольные поля и широкие лесные поляны, весенние перелески и сумрачные лесные чащи – эти и многие другие привычные мотивы составляют главное содержание творчества Бродской.

Лидия Исааковна Бродская - настоящий и глубокий художник – реалист. Она не придумывает декоративные гармонии, а в самой натуре стремится увидеть, выявить и перенести на полотно свойственную этой натуре красоту. При этом она не ограничивается передачей внешнего облика видимого, а всегда вскрывает своей живописью суть природного образа. Эта суть в том, что мир прекрасен, что слияние человека с окружающим миром возвышает и облагораживает его.

Творчество Бродской продолжает традиции русского пейзажа. В нём как бы связываются линии, идущие от лирических пейзажей А.К. Саврасова, Ф.А Васильева, И.И.Левитана и объективно – повествовательных пейзажей И.И.Шишкина и А.М.Васнецов. Не чужды ей элементы цветовой напряжённости и обобщений пейзажей А.И.Куинджи. Из советских пейзажистов более всего повлияли на неё Н.П.Крымов и В.В.Мешков. Бродская является современницей таких «чистых» пейзажистов, как Н.М. Ромадин, А.М. Грицай, Б.В.Щербаков, Е.И.Зверьков и другие.

Лидия Исааковна больше всего писала Подмосковье, Оку и Волгу, Урал и Сибирь. Пробовала писать также Кавказ, горные пейзажи, но они ей меньше удавались, как и изображения экзотических пейзажей зарубежных стран. В традицию же реалистического изображения природы среднерусской полосы Л.И.Бродская внесла свою, особую ноту. Ей почти не свойственно изображение природы в смятённых, драматических состояниях, бурно – романтических, ночных пейзажей и т. п. («Гроза»,

«Радуга над Днепром» - немногие исключения).

"Колхозное поле"

Пейзажи Лидии Бродской обычно являются композиционно сложными и многоплановыми. Обычно они крупноформатны, а высокий или низкий горизонт позволяет охватить большое пространство. Пейзажам свойственны грамотная композиция , верность и выверенность цвето–световых отношений. Для них обычно чёткое деление на планы, выделение композиционного центра. Пейзажи эти обладают большой художественной целостностью. В то же время они очень конкретны и отличаются богатством деталей. Творчеству Бродской присущи искренность, взволнованность. Эти качества, в сочетании с национальными мотивами и традициями, сообщают ее произведениям глубоко русский колорит.

БродÑÐºÐ°Ñ Ð›Ð¸Ð´Ð¸Ñ ÐÑааковна : Таежный мороÐ

"Таежный мороз"

В большой галерее пейзажей, созданных Л.И.Бродской, представлены все времена года. Есть у нее и произведения, запечатлевшие переходное состояние природы, - например, стремительный приход весны. Бродская любит эту пору года и с увлечением переносит ее на холст. Таковы картины: «Весеннее поле», «Весна», «Пришла весна». С неменьшим удовольствием пишет она и русскую снежную зиму. Картины «Заснеженный лес», «Зимние сумерки», «Морозное утро», «Зимний вечер». «Зима», «Мороз», «Зимняя дорога», «В лесу зимой», «Зимка», «Зимняя сказка», «Лес в снегу» и многие другие передают сказочное величие лесов и полей, покрытых серебристым снегом. Художница увлекается причудливыми формами деревьев, переплетающимися ветвями и сучьями, необыкновенной тишиной, Умиротворяющим покоем… Она пишет зиму утром, на закате и освещенной призрачным светом луны. С годами совершенствуется искусство Л.И.Бродской. Многочисленные ее пейзажи привлекают убежденностью в правильности избранного ею пути. Она - достойный наследник великих традиций школы русского реалистического пейзажа. В этом убеждаешься вновь, встречаясь с ее полотнами «Баргузинский заповедник», «Забайкалье», «Зима таежная», «Южный Урал».

Л. БродÑкаÑ. «ВеÑенний раÐлив». МаÑло. 1979.

"Весенний разлив", 1979

Л. БродÑкаÑ. «ВеÑна на пашне». МаÑло. 1950.

"Весна на пашне", 1979

"Весна на полях", 1983

Л. БродÑкаÑ. Â«Ð—Ð¾Ð»Ð¾Ñ‚Ð°Ñ Ð¾Ñень». МаÑло. 1972.

"Золотая осень", 1972

Л. БродÑкаÑ. «Байкал. У иÑтоков Ðнгары». МаÑло. 1962.

"Байкал. У истоков Ангары",1962 г.

Л. БродÑкаÑ. «МороÐное утро». МаÑло. 1957.

"Морозное утро", 1957 г.

Зима.

"Зима", 1950-е гг.

Рожь.

"Рожь"

У реки.

"У реки", 1964

ПейÐаж Ñ Ñ€ÐµÐºÐ¾Ð¹.

"Пейзаж с рекой", 1958

"Сибирская река", 1960-е гг.

"Урал. Усть-Ильменский заповедник"

"Зимний день"

"Лес зимой в снегу"

"Морозное утро"

"Над Днепром"

"Март"

"Утро"

За картины «Весна», «Над просторами России», «Байкал" художница была удостоена Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина за 1977 год.

Лидия Исааковна Бродская об искусстве:

«Искусство – главное в моей жизни. Звание «художник» - большая честь, но оно и ко многому

обязывает. Каждый художник выбирает свой путь в искусстве. Я выбрала жанр пейзажа и

всю жизнь работаю в этом жанре, написала сотни картин и более тысячи этюдов.

Ответственное отношение к искусству, по-моему, заключается в том ,что художник не

признаёт случайного в изображении родной природы, тщательно выбирает мотив для

пейзажа и старается сделать законченное во всех отношениях произведение.

Я не признаю «нашлёпков» и сделанных на «скорую руку» этюдов. Этюд должен быть хорошо

проработан во всех его частях, тогда с него легко можно писать картину. Люблю писать

большие многоплановые картины, но пишу и лирические пейзажи тех мест, которые

привлекли моё внимание, чем-то заинтересовали меня и понравились. В моих пейзажах нет

человека, я не пишу людей. Мне хочется другого, чтобы зритель вслед за мной вошёл в этот

лес, прошёл по тропинке, извивающейся между деревьями, залюбовался вместе со мной

лёгкими холодными лучами луны или тёплым розовым светом, золотящим летнюю зелень.

Я против авангардизма и псевдоноваторства в пейзажной живописи ,против схематизма,

примитивизма, стилизации. Уверена, что все эти выверты и так называемые поиски

пройдут, а настоящее реалистическое искусство будет развиваться и дальше, радуя

зрителей, ждущих от художников правдивого и высокохудожественного изображения

окружающего мира."

Портрет Лидии Бродской работы Фёдора Павловича Решетникова (советский живописец и график, один из

главных представителей социалистического реализма, Народный художник СССР, действительный член

Академии художеств СССР с 1953 года, вице-президент Академии художеств в 1974-1987 гг., лауреат двух

Сталинских премий, муж Лидии Бродской).

Источники:

https://www.na-vasilieva.ru/khudozhniki_brodskaja_..._i_otec_na_khudozhnik_vasilev/

https://studopedia.su/15_189977_lidiya-isaakovna-brodskaya.html

http://www.chernorukov.ru/articles/?article=415