Художник Ангелика Кауфман родилась в 1741г. в маленьком швейцарском городке Кур (Хур). Спустя год ее отец, небогатый немецкий художник Иоганн Иосиф Кауфман с женой и крошечной дочкой перебрался в Италию, где, переезжая из города в гoрод, расписывал небольшие церкви и делал заказные портреты.

С шести лет Ангелика училась и работала с нагрузкой и упорством взрослого мужчины.
В 1754г. Кауфманы переехали в Милан, и вскоре дворцовая знать выстроилась в очередь, чтобы заказать у юной художницы свои портреты.После смерти матери в 1757г. отец увез дочь к себе на родину в Шванценберг (территория нынешней Австрии). Но здесь никто не интересовался галантными картинами, и Ангелика выполнила фрески для приходской церкви.

4fdc31bfcbc1 (546x700, 104Kb)

"Portrait Of A Woman Dressed As Vestal Virgin"

("Портрет женщины в костюме весталки"), 1785

0_8d57c_fdcdab49_L (289x76, 11Kb)

Затем она работала при дворе графа Монфорта, а в 1763г. вместе с отцом переехала в Рим, где попала в художественную среду, увлеченную античностью.

Огромное влияние на формирование дарования Ангелики оказал известный немецкий ученый-археолог и историк И.И.Винкельман.
Его находки при раскопках в Помпеях и Геркулануме открыли перед восхищенной девушкой античное искусство и направили ее художественное мировоззрение в сторону классицизма. Винкельман высоко ценил талант Кауфман:
«Мой портрет для одного друга сделан исключительной личностью, одной немецкой художницей. Она очень сильна в портретах...».

0b07e405bf5a8fb5ec4c187b08a43d1d (586x700, 154Kb)

Автопортрет, 1780

76×63 см
Санкт-Петербург, Эрмитаж

Парадный портрет археолога (1764 г.) искусствовед Ханне Гагель считает более тонким и психологичным, чем другие изображения Винкельмана, исполненные мужчинами, так как он «подчеркивает не столько официальный фасад, сколько внутренние свойства изображенного лица».
Полное профессиональное признание Кауфман получила в 1765г., когда в 24 года была принята в члены Академии Св. Луки в Риме, а спустя три года — Французской Королевской академии.

76d235e6ed74 (552x700, 98Kb)

"Portrait Of A Woman", 1795

В 1766г. Ангелика Кауфман, заручившись многочисленными приглашениями, переезжает в Лондон. Пятнадцать лет, проведенные в Англии, были самыми плодотворными в ее жизни.
Успех и слава Кауфман бы ли ничуть не меньше, чем у таких прославленных английских живописцев, как Гейнсборо и Рейнолдс. К тому же хорошенькая девушка, прекрасная певица, музыкантша и художница была богата, независима, принята в высшем свете и не знала отбоя от женихов.

634px-Angelika_Kauffmann_-_Self_Portrait_-_1784 (577x700, 61Kb)

Автопортрет, 1773

Президент Английской академии художеств Рейнолдс предлагал Ангелике заключить блестящий союз, но она отказала ему.
Дальнейшие события больше похожи на детективный роман. Именно они впоследствии послужили сюжетом для драмы В. Гюго "Рюи Блази".
Обиженный отказом, художник воспользовался путаницей в документах внебрачного сына графа Горна, Фредерика Брандта. Он оказал поддержку неутвержденному в правах мнимому наследнику и представил его Ангелике как своего друга и графа. Юноша был красив, воспитан, умен.

52858730_67reynolds (540x675, 34Kb)

"Портрет Джошуа Рейнольдса" ,1767

Молодые люди полюбили друг друга и обвенчались, и тогда мстительный Рейнолдс вскрыл обман. Эта сенсация наделала много шуму. За присвоение чужого имени Ф. Брандт был арестован. Ангелика не смогла простить обмана и через два месяца, в феврале 1768г., использовав все связи, получила развод.
В результате потрясения она перенесла горячку, стала нелюдимой.

52856869_84self (548x699, 39Kb)

Автопортрет, 1784

Но из Лондона Кауфман все же не уехала. Она активно работала там еще тринадцать лет, со всех сторон получая многочисленные заказы и знаки внимания. Высшим признанием ее таланта стал факт избрания художницы в 1768 г. членом Английской академии художеств.
Личная трагедия отдалила Ангелику от высшего общества, теперь она общалась только с узким кругом интеллигенции и продолжала много работать.

52857229_58peter (530x693, 32Kb)

"Святой Петр", 1758

Ее престарелого отца очень волновало, что дочь после его кончины остается совершенно одинокой и беззащитной. B 1781г. он настоял на ее браке с Антонио Дзукки(Лукки), гравером и посредственным венецианским художником. С ним Ангелика вернулась в Италию.

52857370_58pavel (530x681, 35Kb)

"Святой Павел", 1758

Живописное наследие Кауфман велико и по-настоящему не изучено. Она была разносторонней художницей, писала на мифологические и библейские, аллегорические и исторические сюжеты. Картины на мифологические темы ей не всегда удавались, так как требовали умения писать обнаженную натуру, а знаний анатомии ни женской, а тем более мужской, Ангелика не получила. Но там, где сюжет не требовал изображения обнаженных тел, художница отличалась тонкой моделировкой композиции, виртуозным исполнением и прекрасным чувством колорита.

52857735_64vink (530x692, 37Kb)

"Портрет Иоганна Иоахима Винкельмана" (1731-1808), 1764

52857878_63konsul (542x699, 38Kb)

"Портрет консула Исаака Джаминео (Jamineau)", 1763

52857955_64david (517x669, 30Kb)

Портрет Дэвида Гаррика
Дэвид Гаррик (1717-1779) — известный английский актер, драматург и режисёр, 1764

52858097_73self (581x699, 43Kb)

"Автопортрет с бюстом Минервы", 1773

52859184_75boy (548x699, 35Kb)

"Эдмунд Бастард", 1775

52859404_69hektor (650x663, 56Kb)

"Прощание Гектора и Андромахи", 1769

52859732_81dzukki (540x696, 35Kb)

Портрет Антонио Дзукки мужа Ангелики, 1781

52859908_85james (550x689, 43Kb)

"Портрет сэра Джеймса Хэл Дугласса" , химика и геолога
(1761-1832), 1785

52860087_77maria (600x623, 52Kb)

"Безумная Мария", 1777


Картина написана по сюжету романа Л.Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768). Здесь представлен эпизод, когда во время поездки, главный герой, Йорик, встречает безумную Мэри, которая сошла с ума из-за несчастной любви.

52860257_82ferdinand (583x699, 45Kb)

"Портрет Фердинанда IV, короля Неаполя и Сицилии", 1782-83

Кауфман увлекалась энкаустикой (живописью восковыми красками) и прекрасно справлялась с этой сложной техникой восковой живописи, выполняемой горячим способом и расплавленными красками. Она отлично гравировала и много работала в области разработки мебели и интерьера, создавала сложные графические узоры для росписи посуды, была настоящим мастером портрета.

52860316_81shakesp (500x636, 40Kb)

"Идеальный портрет Шекспира", 1781

52860374_95canova (603x699, 44Kb)

"Портрет скульптора Антонио Кановы", 1795-96

52860457_87gete (493x683, 33Kb)

К числу самых тонких и психологических изображений относится «Портрет И.В.Гете» (1787 — 1788 гг.), хотя сама Кауфман считала, что не сумела передать все многообразие творческого гения поэта, и оставила работу незавершенной.

Ангелика познакомилась с Гете в Риме, и они стали близкими друзьями, беседовали об искусстве, ходили на выставки. Единственный дом, который поэт посещал в Риме, принадлежал Кауфман. Гете не пропустил ни одного музыкального и литературного вечера в ее салоне. Он видел, как эта родственная ему душа, эта модная и хорошо оплачиваемая художница была одинока и скучала в обществе бесталанного, скупого, старого супруга, но не роптала на судьбу.
Поэт высоко ценил профессионализм, талант и богатый внутренний мир этой интересной женщины и ей первой читал только что написанные строки. Эта встреча и дружба долгое время согревала душу стареющей Ангелики.

52860561_83famaly (700x531, 47Kb)

"Фердинанд IV, король Неаполя, и его семья", 1783

52860648_99tamburin (564x699, 44Kb)

"Девушка в венке с бубном", 1801

52860727_89anna (700x569, 67Kb)

"Анна Амалия фон Саксен-Ваймар
с А.Кауфман и друзьями в парке загородного дома в Tиволи", 1789

52860790_94self (542x699, 38Kb)

Автопортрет, 1794

Кауфман умерла 5 ноября 1807 г. в Риме. Вся Академия Св. Луки проводила ее в последний путь, а за гробом, как на похоронах Рафаэля, несли две последние картины, написанные ее рукой. В Римском пантеоне впоследствии был установлен бюст Ангелики Кауфман — красивой женщины и талантливой художницы.

49fdada30210bf3111d5b053ae90222b (563x700, 59Kb)

"Портрет Генриетты Луиз Кэмпбелл"

06ab4e19d42a82cefc8174591da7d466 (700x562, 47Kb)

"Дети с птенцами и цветами"

560cb5f50d7e196a54cce5e6e2d1b6c4 (700x551, 53Kb)

"Портрет Филиппа Тисдала с семьей"

3ca1db05d86a944b8cd4995f047b5206 (691x700, 76Kb)

"Забота"

9578c2a4ecc41e9b9660c8fcbf8ca57d (700x557, 66Kb)

"Венера уговаривает Елену любить Париса"

d89312eb445148615de8a81487524b35 (685x700, 68Kb)

"Поэзия обнимает Живопись", 1782

833b684b33ebde01d6e17a646254c8fc (700x699, 41Kb)

"Прощание Абеляра и Элоизы", 1780

c534d198a7830b8d6bac9919e188064d (500x700, 42Kb)

"Портрет графини Анны Протасовой с племянницей", фрагмент
1788, 123×159 см
Санкт-Петербург, Эрмитаж

4e5fe189ecaca19e9698ce2e05af819d (700x549, 54Kb)

"Сцена с Мирандой и Фердинандом", 1782

35×45 см

5a778facfaaf06e5773ba53cbb3d5b0d (700x579, 55Kb)

"Четверо детей с корзиной фруктов"

6a9c331ed5d386178fb1badf779a3016 (700x546, 55Kb)

"Вергилий, читающий Энеиду Октавии и Октавиану-Августу"

Источник