Два года назад я публиковала пост "Страстная Седмица в картинах западных и русских художников. Песнопения" на нашем сайте Это здесь

Скорбный путь... Часть 1-я "От Тайной вечери до Голгофы. Картины русских художников.Стихи.

Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685. Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

И. Репин. Если все, то не я… Эскиз. 1896 г.

Н.Н.Ге "Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад" 1889 гг. холст масло 142х192 ГРМ СПТб

А.А.Иванов. 1859г. 26х40 Выход после Тайной вечери ГТГ

Н. Н. Ге. 1869–1880 гг. В Гефсиманской саду Холст, масло, 258х198,5. ГТГ

Куинджи А.И. Христос в Гефсиманском саду. 1901 Русский музей.

Айвазовский Иван Константинович. Моление о чаше. Моление о чаше 1897 В.

Г. Перов. Христос в Гефсиманском саду 1878 г. Холст. Масло. 151,5х238.  ГТГ

В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы. Христос в Гефсиманском саду. Холст (дублирован), масло. 67,5х98,5.

В. Д. Поленов. Прискорбна душа моя. Выставка 1909–1910 гг. Упоминается в собрании Чарльза Крэна США.

Моление о чаше

И прешед мало, паде на лицы Своем,
моляся и глаголя: Отче Мой,
аще возможно есть,
да мимоидет от Мене чаша сия:
обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты.
Мф. 26, 39-47

День ясный тихо догорает;
Чист неба купол голубой;
Весь запад в золоте сияет
Над Иудейскою землей;
Спокойно высясь над полями,
Закатом солнца освещен,
Стоит высокий Елеон
С благоуханными садами.

И, полный блеска, перед ним,
Народа шумом оживленный,
Лежит Святой Ерусалим,
Стеною твердой окруженный,
Вдали Гевал и Гаразин,
К востоку воды Иордана
С роскошной зеленью долин
Рисуются в волнах тумана.

И моря Мертвого краса
Сквозь сон глядит на небеса.
А там, на западе, далеко,
Лазурных Средиземных волн
Разлив могущий огражден
Песчаным берегом широко…
Темнеет… всюду тишина…
Вот ночи вспыхнули светила, —
И ярко — полная луна
Сад Гефсиманский озарила.

А. Л. Витберг. Моление о чаше . Начало XIX века. Холст, масло.

В траве, под ветвями олив,
Сыны Божественного Слова,
Ерусалима шум забыв,
Спят три Апостола Христовы.
Их сон спокоен и глубок;
Но тяжело спал мир суровый:
Веков наследственный порок
Его замкнул в свои оковы,
Проклятье праотцев на нем
Пятном безславия лежало
И с каждым веком, новым злом
Его, как язва, поражало…

Василий Петрович Верещагин. Моление о чаше. 1875–1880 гг.

Но час свободы наступал —
И чуждый общему позору,
Посланник Бога, в эту пору,
Судьбу всемирную решил.
За слово истины высокой
Голгофский Крест предвидел Он
И, чувством скорби возмущен,
Отцу молился одиноко:

Ф.А.Бруни. Середина 1830-х Моление о чаше . Холст, масло. 246х134,5

«Ты знаешь, Отче, скорбь Мою
И видишь как Твой Сын страдает,
О, подкрепи Меня, молю,
Моя душа изнемогает!
День казни близок: он придет,
На жертву отданный народу,
Твой Сын безропотно умрет.

Умрет за общую свободу…
Проклятьем черни поражен,
Измученный и обнаженный,
Перед толпой поникнет Он
Своей главой окровавленной,
И те, которым со Креста,
Пошлет Он дар благословенья
Поднимут руку на Христа…

Врубель Михаил. Христос в Гефсиманском саду. 1887—1888

О, да минует чаша эта,
Мой Отче, Сына Твоего!
Мне горько видеть злобу света
За искупление его!
Но не Моя да будет воля,
Да будет так, как хочешь Ты!
Тобой назначенная доля
Есть дело всякой правоты.
И если Твоему народу
Позор Мой благо принесет, —
Пускай за общую свободу
Сын человеческий умрет!»

Молитву кончив, скорби полный,
К ученикам Он подошел,
И увидав их сон спокойный,
Сказал им: „встаньте, час пришел.
Оставьте сон свой и молитесь,
Чтоб в искушенье вам не впасть,
Тогда вы в вере укрепитесь
И с верой встретите напасть".

М. В. Нестеров. Моление о чаше 1898 г. Бумага на картоне,графитный карандаш,гуашь,темпера,бронза 34х27,5

Сказал — и тихо удалился
Туда, где прежде плакал Он,
И той же скорбью возмущен,
На землю пал Он и молился:
«Ты, Отче, в мір Меня послал
Но сыне мір Твой не приемлет:
Ему любовь Я завещал,
Моим глаголам он не внемлет;
Я был врачом его больным,
Я за врагов Моих молился, —
И надо Мной Иерусалим
Как над обманщиком глумился!
Народу мир Я завещал, —
Народ судом мне угрожает,
Я в міре мертвых воскрешал, —
И мір Мне Крест приготовляет!..
О, если можно, от Меня
Да мимо идет чаша эта!
Ты Бог любви, начало Света,
И все возможно для Тебя!
Но если кровь нужна Святая,
Чтоб землю с Небом примирить.
Твой вечный суд благословляя,
На Крест готов Я восходить!»

Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). Моление о чаше. 1885–1896 гг. Фреска. Владимирский собор, Киев

И взор, в тоске невыразимой,
С небес на землю Он низвел
И снова, скорбию томимый,
К ученикам Он подошел.
Но их смежившиеся очи
Невольный сон отягощал;
Великой тайны этой ночи
Их бедный ум не постигал.

И стал Он, молча, полный муки,
Чело высокое склонил
И на груди Святые руки
В изнеможении сложил.
Что думал Он в минуты эти.
Как человек и Божий Сын,
Подъявший грех тысячелетий,—
То знал Отец Его один,
Но ни одна душа людская
Не испытала никогда
Той боли тягостной, какая
В Его груди была тогда,
И люди верно б не поняли,
Весь грешный мир наш не постиг
Тех слез, которые сияли
В очах Спасителя в тот миг.

Котарбинский Вильгельм Александрович. Моление о чаше

И вот, опять Он удалился
Под сень смоковниц и олив,
И там колена преклонив,
Опять Он плакал и молился:
«О, Боже Мой! Мне тяжело!
Все человеческое зло
На мне едином тяготеет.
Позор людской — позор веков; —
Все на Себя Я принимаю,
Но Сам, под тяжестью оков,
Как человек, изнемогаю…
О, не оставь Меня в борьбе
С Моею плотию земною,
И все угодное Тебе,
Тогда да будет надо Мною.
Молюсь, да снидет на меня
Святая сила подкрепленья,
Да совершу с любовью Я
Великий подвигъ примиреня!»

Кошелев Николай Андреевич. Конец XIX в. Эскиз. Бумага, масло, 31х16,8.

И руки к небу Он подъял,
И весь в молитву превратился,
Огонь лице Его сжигал,
Кровавый пот по Нем струился.
И вдруг с безоблачных небес,
Лучами света окруженный,
Явился в сад уединенный
Глашатый Божиих чудес.

Был чуден взор его прекрасный,
И безмятежно, и светло
Одушевленное чело,
И лик сиял как полдень ясный:
И близ Спасителя он стал
И речью свыше вдохновенной
Освободителя вселенной
На славный подвиг укреплял;

Сорокин Е. Моление о чаше 1904

Николай Шаховской. 1883-1907 гг. 72,5x51,5. Моление о чаше Эскиз для мозаики

И сам, подобный легкой тени.
Но полный благодатных сил.
Свои воздушные колени
С молитвой пламенной склонил.
Вокруг молчало все глубоко;
Была на небе тишина, —
Лишь в царстве мрака одиноко
Страдал безплодно сатана.

Он знал, что в міре колебался
Его владычества кумир,
И что безславно падший мір
К свободе новой приближался.
Виновник зла, он понимал,
Кто был Мессия воплощенный,
О чем Отца Он умолял,
И, страшной мукой подавленный,
Дух гордый, молча изнывал,
Безсильной злобой сокрушенный…

Шаховской Н.П. Моление о чаше. Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови),Санкт-Петербург

Спокойно в выси голубой
Светил блистали мириады,
И полон сладостной прохлады
Был чистый воздух.
Над землей,
Поднявшись тихо, небожитель
Летел к надзвездным высотам,—
Меж тем всемірный Искупитель
Опять пришел к ученикам.

И в это чудное мгновенье
Как был Он истинно велик,
Каким огнем одушевленья
Горел Его прекрасный лик!
Как ярко отражали очи
Всю волю твердую Его,
Как радостно светила ночи
С высот глядели на Него!

Ученики, как прежде, спали
И вновь Спаситель им сказал:
«Вставайте, близок день печали,
И час предательства настал»…
И звук мечей остроконечных
Сад Гефсиманский пробудил,
И отблеск факелов зловещих
Лицо Иуды осветил.

Иван Никитин
1854 

Семчук Володимир. Моление о чаше

Глазунов Илья Сергеевич. Поцелуй Иуды

Поцелуй Иуды. Пещерный храм. Свято-Успенская Почаевская Лавра  

Н.Ге "Голова Иуды". 1863

И. Репин. Иуда - 1885

Николай Мухин.Поцелуй Иуды Холст, темпера, масло. 116 х 114. 1995

Николай Мухин.Поцелуй Иуды 

Предательство Иуды. И. Айвазовский. 1834г.

Попов Павел Петрович. Взятие Христа под стажу.

Ге Николай Николаевич. Иуда

Ге Николай Николаевич. Совесть (Иуда).

Пулькив Юрий Михайлович -Иисус и Пилат 

Суд Пилата. В. Котарбинский, П. Сведомский. 1887–1895 гг. Фреска Владимирского собора в Киеве

В. Поленов. Повинен смерти. 1906

Ге Николай Николаевич. Суд синедриона

Н. Бодаревский - Христос перед Пилатом. между 1895 и 1907

В. П. Верещагин. Се, Человек.1875–1880

П. Чистяков. Се Человек (Христос и Пилат). 1871

К. Брюллов. Спаситель в темнице в терновом венке. 1834

Христос в терновом венце. И. Крамской. 1881.

К. Брюллов.Голова Христа в терновом венце. 1849

Господь в терновом венке. Мастерская "ЛИК"

И. Репин. Иисус в терновом венце. 1913г.

А. Егоров.Истязание Спасителя.1814

Кошелев Н.А. Шествие Христа на Голгофу

Поленов. Повели на казнь

Кошелев Н. А. Не плачьте, дщери Иерусалимские!

Сведомский П.А- Шествие Христа на распятие

Источник

часть 2-я следует...