Часть 1-я "От Тайной вечери до Голгофы. Картины русских художников.Стихи.

на нашем сайте здесь

Часть 2-я "Свершилось!".

Открывает вторую часть подборки две картины Нестерова.

Свои труды Михаил Васильевич оценивает достаточно сдержанно и выражает убеждение, что русские художники будущего смогут создать великий образ Спасителя. (Нестеров. Письма Избранное. С.293)

Нестеров видел в русском искусстве огромный потенциал, связанный с православной духовностью.

Нестеров Михаил Васильевич . Несение креста 1912г.

По утверждению римским правителем смертного приговора, Господь Спаситель, в сопровождении римских воинов, веден был на распятие, причем Сам должен был нести крест. 

В этом кресте, по приблизительному расчету, не могло быть менее трех пудов (50 кг). 

Измученный предшествовавшими страданиями, Иисус Христос несколько раз останавливался и падал под бременем креста. 

В это время на встречу Спасителю шел некто Симон Киринеянин и, вероятно, показал на лице своем сострадание к Божественному Страдальцу. 

Воины тотчас остановили его и заставили нести крест Господень, но, чтобы кто не подумал, что Симона ведут на казнь, велели Иисусу Христу идти впереди, а Симон шел за Ним и нес Его крест. 

Несущий крест за Господом Спасителем Симон – это образ каждого христианина: возьми каждый верующий человек тот крест, который для твоего спасения посылает тебе Господь, и иди вслед за Божественным Страдальцем...

Нестеров Михаил Васильевич. Несение креста.

В.Д.Поленов. Вошли на Голгофу.

Крамской Иван Николаевич. Хохот. Радуйся, Царю Иудейский. 1877

Комаров Николай. Голгофа

Карл Штейбен. Привели на Голгофу.1841 168×193 см

М.П.Боткин.  Жены,издали смотрящие на Голгофу .1867 г.

Васильев Дмитрий Юрьевич. Отречение Петра

В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф. 26, 34; см.: Мр. 14, 27; Лк. 22, 34; Ин. 13, 38);

Панов Игорь Геннадиевич. Отречение Петра

Иисус Христос воистину знает, что Петр любит Его. В своей горячей вере Петр опережает других учеников. Он первый исповедуют Христа Богом: Ты Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 26,16); первый прекословит Христу, взывая к Нему пощадить Себя и отказаться от страданий; первый торжественно обещает умереть со Христом и не соблазниться о Нем; первый препятствует Христу омыть ему ноги, обнажает меч против взявших Христа под стражу; кидается к Нему по воде, узнав, что это – Он, как в случае с чудесным хождением по водам, так и тогда, когда узнает в Нем Воскресшего Господа.

И даже уверения Петра: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь (Мф. 26, 33), исполненные самоуверенности и самонадеянности, происходили все же из пламенной любви его к Господу.

Клавдий Лебедев. Отречение апостола Петра

Господь смиряет Петра не за его горячее побуждение, а именно за то, что он хотел противостоять соблазнам собственными силами. «Когда должно было усиленно молиться и говорить: “Господи, помоги нам!” – он совершает троякое преступление: первое то, что противоречил пророку и Иисусу Христу; второе, что предпочитал себя другим; третье, что полагался только на себя, а не на помощь Божию» (Свят. Иоанн Златоуст). 

«Христос попустил ему пасть, чтобы научить его надеяться не на себя, а на Бога, и слова Христовы почитать достовернейшими собственного сознания. Притом же слова: “Если и все соблазнятся, я никогда не соблазнюсь”, – отзываются высокомерием и обнаруживают в Петре гордость и незнание собственной немощи» (Блаж. Феофилакт Болгарский).

Козлов Гавриил Игнатьевич. Апостол Пётр отрекается от Христа. 1762

Таким образом, Петр не уклоняется от соблазнов, но пытается противостоять им своими человеческими силами: он не отрекается от Господа по своей свободной воле, как это сделал Иуда, напротив, его воля состоит в том, чтобы быть со Христом даже до смерти, однако он не может противостоять силой своего человеческого волеизъявления напастям этой ночи. Его отречение – свидетельство его немощи, о которой он сам не ведает и о которой узнает, лишь когда исполняется пророчество Господа.

Николай Константинович Рерих. Отречение Петра

Петр плакал горько и смиренно исповедал свою любовь ко Христу.

Петр покаялся пред Господом и был прощен.

В результате Петр стал первоверховным апостолом, которому вручены ключи Царства Небесного

К.Петров - Водкин. Отречение Петра. 1919

Святой Климент, ученик апостола Петра, повествует, что Петр всю жизнь, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении и просил прощения, хотя оно дано было ему Самим Господом вскоре по воскресении. Глаза святого Петра, по преданию, от частого и горького плача всегда казались красными.

«Это нечаянное и глубокое падение Петра, горько им оплаканное, – говорит святитель Филарет, митрополит Московский, – попущено Провидением Божиим не только для его испытания, но и для наставления всем нам, христианам. Он преткнулся, чтобы мы научились осторожно ступать по пути спасения. «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10:12).

Голгофа. Н.Н.Ге. 1892 г.

Голгофа. Н.Н.Ге. 1893 г.

Перед пригвождением ко кресту, дали Ииcycу Христу пить уксус смешанный с миррою, горькой как желчь. 

Это питье, несколько притупляя чувства, облегчало страдания. Испытав и этой горечи, Спаситель не захотел ее пить, потому что хотел страдать и умереть с полным сознанием. 

По римскому обычаю, над головой распятого прибивалась дощечка с указанием вины его. 

Пилат, желая хоть чем-либо отомстить иудеям, велел на трех языках – еврейском, греческом и латинском – написать на дощечке к кресту Господню:

 «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Е.С Сорокин. Распятие. 1873

Днесь висит на Древе, 

Иже на водах землю повесивый;

венцем от терния облагается, 

Иже Ангелов Царь;

в ложную багряницу облачается,

Одеваяй небо облаки;

заушение прият, 

Иже во Иордане свободивый Адама;

гвоздьми пригвоздися 

Жених Церковный;

копием прободеся 

Сын Девы.

из антифона 15-го Утрени Великой Пятницы

Иванов А.А. Богоматерь, ученики Христа и женщины, следующие за Ним, смотрят издали на распятие

Поленов В. Стояла у гроба 

Нестеров М. Распятие 1908г.

Нестеров М. Распятие

Карл Штейбен. Распятие. 1843

Боровиковский В.Л. Распятие 1824г.

В.М.Васнецов. Распятие. 1896–1904 гг.

Васнецов. Распятый Иисус Христос. эскиз 

Нестеренко Василий. Распятие

Когда приближался час смерти Господа, Он произнес: “Свершилось”. Это слово означало то, что наступал конец Его земному подвигу.

То, через что надлежало Ему пройти, заканчивалось, заканчивалось Его земное страдание, наступала Его небесная слава.

Господь был распят, потому что так было необходимо, так было предсказано в писании.

А необходимо это было опять же для нашего спасения. Когда Господь сказал: “Свершилось”, – это значит, что наше спасение совершилось, это значит, что врата рая отверзлись, и для каждого из нас, а в том числе и для тех, кто находился в аду.

Ибо сразу же после своей смерти Господь сошел во ад.

В.П.Верещагин. Ночь на Голгофе. 1869

Кошелев Н.А.. Прободение ребра Иисуса воином

Стерегли. В.Д. Поленов

После того, как Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу Отцу, Иосиф, богатый человек из города Аримафеи, член синедриона, пошел к Пилату и испросил у него позволение похоронить Его в саду своем, находившемся близ Голгофы. 

Иосиф был до сих пор тайным учеником Спасителя и не принимал участия в Его осуждении. Получив дозволение Пилата, он принес чистое полотно (плащаницу), а другой знаменитый член синедриона, Никодим, который приходил к Нему ночью и также был тайным Его учеником, принес в изобилии благовонных мастей, смирны и алоя. Они с благоговением сняли тело Иисуса Христа со креста, помазали его мастями, обвили плащаницею и с погребальным пением отнесли в пещеру Иосифа и вход в неё загородили большим камнем.

Н.А.Кошелев. Снятие с креста. Картина Холст, масло ХIХ в.

Пещера эта была изсечена из цельной скалы, и никто еще не был в ней погребен.

При обряде погребения были Мария Магдалина, Мария Иосиева и некоторые другие благочестивые женщины.

К.А.Штейбен. Положение во гроб 1843 г.

Снятие с креста. Холст, масло. 150. 5x242 ГТГ. Василий Григорьевич ПеровСнятие с креста. В. Г. Перов. 1878 г. Холст, масло. 150,5×242. Государственная Третьяковская галерея

В.М.Васнецов. Снятие с креста. Эскиз наружной мозаики для храма Воскресения в Петербурге. 1888–1901 г. Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

Николай Мухин.Царь славы.1996г.Смешанная техника. Синтетическая масса, темпера. 60 х 45

Васнецов.В.М. Плащаница

Предположительно Васнецов

Врубель. Надгробный плач 

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 1140-е гг

Икона Оплакивание Христа

Русская икона

В.Л.Боровиковский.Христос во гробе. 1820-е

Боткин Михаил Петрович. Скорбящая Богоматерь

Ге Н. Возвращение с погребения

— Великая Суббота — 

В тот день празднуется победа над адом, над смертью: Христос сходит в ад и изводит души праведников: «Днесь ад, стеня, вопиет…» — поется в стихире. 

Преодолено грехопадение Адама. Кроме того, Великая Суббота — это день покоя. 

Бог-Слово почил от Своего земного служения.

 Великая Суббота словно находится между великой скорбью и величайшей радостью.

 Мы приобщаемся к состоянию Божественного покоя и ожидаем Воскресения. Не только праздник, но и ожидание делает нас счастливыми.

Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет; 

Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным.

 Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя

Кошелев. Сошествие во ад. 1900

Воскресни, Боже, суди земли; яко Ты наследиши во всех языцех (81, 8).

Сошествие во ад. Эскиз образа иконостаса храма Воскресения Христова в Петербурге (Спас на Крови). М. В. Нестеров. 1895 г. Б.на к., темпера, тушь, бронза, соус, графитный карандаш. 40,4×51,2 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сошествие во ад. По оригиналу М. В. Нестерова Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург

Источник