Почему гравюра оказалась для Дюрера предпочтительнее живописи? В чем техническая разница между гравюрой на дереве и гравюрой на меди и почему дерево не подходит для гравюры«Меланхолия»? Как отец Дюрера произвёл удачный нейминг, а его сын укрепил бренд и создал для него логотип? Что зашифровано в подписи Дюрера? Почему дюреровские «Апокалипсис» и «Жизнь Марии» стали мировыми «блокбастерами» и какую роль в их популяризации играли мать,жена и крёстный отец художника? Удалось ли Дюреру отстоять свой копирайт в итальянском суде? Артхив выяснял, каково это — «передавать в двух красках всё великолепие видимого мира».

Гравюра как гарантия независимости

«..Сейчас я займусь гравюрами, — сообщает расстроенный 38-летний Дюрер в письме купцу Якобу Геллеру в 1509 году, — Если бы я сделал это раньше, сейчас был бы богаче на тысячу флоринов!» 

Несколько лет назад богатый и тщеславный Геллер заказал Дюреру алтарь для доминиканской церкви во Франкфурте, пообещав за него 100 флоринов. Это немного, учитель Дюрера Вольгемут заломил бы цену выше раз в пять, но Дюрер, стесненный в средствах, вынужден согласиться. Работа шла трудно, он измучился с этим алтарём, болел лихорадкой,терзался проблемами композиции и колорита. Да он на одну только дорогущую лазурь истратил половину обещанного гонорара, сначала прося, а потом и требуя повысить оплату его работы, ибо, всецело занятый алтарём, он не в состоянии делать что-то еще! Но денежный мешок Геллер непреклонен: он не заплатит ни флорином больше, а Дюреру стоит не искать отговорок, а сделать работу в срок. Кому какое дело до его творческих поисков, если деньги уплачены наперёд?

Гравюры в который раз становятся для художника спасением в отчаянной ситуации,когда он морально измотан и финансово на мели. У живописных работ всегда есть заказчик — купец,патриций,монастырь,монарх — и это часто ограничивает художника в выборе средств. В гравюре же Дюрер свободен,он волен делать то,что интересно ему самому. На живописную доску или полотно истратишь порою больше,чем недовольный заказчик готов заплатить — а вот гравюры,тиражируемые в большой книгопечатной мастерской крестного отца Дюрера Антона Кобергера, разлетаются огромными тиражами и приносят ощутимый доход. Живописная работа,существующая в единственном экземпляре,может сделать тебя известным узкому кругу ценителей,увидят её немногие избранные. Гравюра, доступная даже беднякам, — это всенародное признание и известность,которая очень быстро перешагнет пределы Германии. Живопись в случае Дюрера — рискованные и непростые эксперименты. Гравюра — это деньги,слава и независимость. И если в живописи у Дюрера не счесть соперников,то в области гравюры Дюреру в Европе равных нет. Эразм Роттердамский сказал о Дюрере-гравёре: «Ему достаточно лишь двух красок, чтобы передать всё великолепие видимого мира».

Альбрехт Дюрер. Носорог

Носорог. Гравюра на дереве. 1515.

О гравюре Дюрера с изображением носорога говорили,«ни одно изображение животного не оказывало такого глубокого влияния на искусство». Между тем,живого носорога художнику видеть не доводилось. Носорог был привезён в Европу из Индии и 1 мая 1512 года подарен королю Португалии Эммануилу. Местные художники не могли не зафиксировать такое событие,и Дюрер,по-видимому,опирался на их рисунки. Его носорог покрыт листами брони,словно рыцарь. Анатомические складки кожи носорога действительно совпадают с границами«доспехов». Дюрер изображает носорога так,будто его броня скреплена заклёпками,а ноги,морда и рог — покрыты чешуйками. И хотя эти детали лишь плод его фантазии,вплоть до ХIХ века это изображение считали достоверным и даже включали в учебники.

Альбрехт Дюрер. Немезида  

Немезида.Гравюра на меди.1501-1502  

                        

Альбрехт Дюрер. Апостол Фома

Апостол Фома. Гравюра на меди. 1514

Альбрехт Дюрер. Мужская купальня

Мужская купальня. Гравюра на дереве. 

Немецкое искусство не пользовалось услугами обнаженных натурщиков (во всяком случае, так широко и открыто, как итальянское), и потому изображение мужской бани как бы «легализует» понятный интерес Дюрера к человеческому телу. В этой дружеской попойке принимают участие братья-патриции Стефан и Лука Паумгартнеры (в одетом виде их можно рассмотреть на створках «Паумгартеновского алтаря»), гуманист Виллибальд Пиркгеймер, художник Михаэль Вольгемут (предположительно) и, собственно, сам Дюрер.

Апокалипсис сегодня

За год до того как Дюрер появился на свет, его крестный отец Антон Кобергер открыл в Нюрнберге типографию. Она стала уже второй в городе — первую незадолго до этого некто Иоганн Зензешмидт. Его предприятие пошло так успешно,что Кобергер, который, как и отец Дюрера, был искусным ювелиром, бросил«мастерство золотых и серебряных дел» и потратил сбережения на покупку печатных станков. Очень скоро Нюрнберг сделался одним из крупнейших в Европе центров книгопечатания. «Типографы Нюрнберга, — писал Владимир Вернадский, — отличались своей предприимчивостью, они брали заказы из далёких городов, так, например, здесь печатались книги за счет польских ученых и любителей задолго до открытия первых типографий в Польском королевстве. Здесь же изготовлялись и лились буквы для первых русских книг конца XV — начала XVI столетия,издававшихся в Кракове и Праге».

Типография Кобергера станет самой крупной в Германии,на пике там будет работать 24 печатных станка и больше ста человек. Юный Дюрер,разумеется, часто бывал в вотчине своего крёстного. Вдыхал запах свежей типографской краски, учился управляться с тяжёлым прессом,рассматривал многочисленные гравюры — они в те времена преимущественно служили книжными иллюстрациями. Дюрер видел, как работают резчики по дереву — ксилография была очень распространена в Германии. Он мог оценить манеру художников из разных ее уголков.

Искусству гравирования по металлу Дюрера учил отец,который полагал,что сын продолжит ювелирную династию, к тому же нюрнбергские резные блюда, кубки, оправы украшений ценились в Европе. Когда Альбрехт решит, что будет не ювелиром,а художником, это станет шоком для его отца. Именно«отступник» Кобергер сумеет убедить своего друга отдать сына в обучение граверу и художнику Михаэлю Вольгемуту и наполовину оплатит его: если уж из Альбрехта не получится живописца,всегда сможет гравировать иллюстрации для книг кобергеровской типографии.

Завершив учебу у Вольгемута, Дюрер, как и положено начинающему художнику, отправился в «странствия». В Италии ему придётся доказывать местным художникам, что он искусен не только в рисунке (твёрдость руки и идеальный глазомер — важнейшие качества гравёра), но и в красках. Дюрера, в свою очередь, удивляло, что итальянцы так мало внимания уделяют гравюре — по-настоящему ею интересовался разве что Мантенья. В учебных целях Дюрер будет копировать его гравюры.

Андреа Мантенья. Вакханалия с Силеном                         

Андреа Мантенья. Вакханалия с Силеном.1494. Гравюра на меди.        

Альбрехт Дюрер. Вакханалия с Силеном

Альбрехт Дюрер. Вакханалия с Силеном.1494. Бумага, тушь.

Вернувшись в конце 1490-х годов в Нюрнберг и ощущая себя вполне сложившимся мастером, Дюрер открыл собственную мастерскую. Время, между тем, наступило тревожное — и уж точно мало подходящее для становления нового бизнеса. Близился конец века, и апокалиптические знамения множились день ото дня. Сначала после сильной засухи на близлежащих к Нюрнбергу землях начался мор. Обезумевшие от голода,нищеты и болезней (чумы и сифилиса) крестьяне бросали жильё и уходили бродяжничать,нападали на помещичью усадьбы,вливались чуждой и страшной лавиной в города. На пороге была реформация, эпоха религиозных войн, а в небе Дюрер своими глазами видел комету.

И вот тут с Дюрером случился настоящий «инсайт» — некое мистическое просветление, когда с неизбежностью понимаешь, что должен делать дальше. Глубоко и страстно религиозный, Дюрер много раз перечитывал «Откровение» Иоанна Богослова и понял: это именно то, что он должен изображать прямо сейчас. Конец света и страшный суд, четыре всадника Апокалипсиса и Звезда Полынь, «жена, облечённая в солнце» и глотающий книгу Иоанн, видение семи светильников и Архангел, бьющийся с драконом… 16 гравюр на дереве большого формата, на обороте каждой из которых разместится стих из Апокалипсиса. Дюрер работал над ними очень быстро, с полным ощущением, что его ведёт невидимая рука. Вырезанные лучшими резчиками и отпечатанные в типографии Кобергера листы Апокалипсиса в ярмарочные дни продавали Барбара и Агнеса Дюрер — мать и жена художника. Невротизированные приближающимся концом света горожане раскупили их мгновенно. Торговцы везли за границу листы «Апокалипсиса» как самый ходовой товар. Со стороны автора это было попадание в «десятку», настоящий, как сказали бы сейчас, «хайп».

Альбрехт Дюрер. Семиглавый дракон и рогатый зверь
Семиглавый дракон и рогатый зверь

Альбрехт Дюрер

1496, 39×28 см

Альбрехт Дюрер. Видение Святым Иоанном семи светильников
Видение Святым Иоанном семи светильников

Альбрехт Дюрер

39.5×27.9 см

Альбрехт Дюрер. Битва архангела Михаила с драконом.Из серии Апокалипсис.
Битва архангела Михаила с драконом.Из серии Апокалипсис.

Альбрехт Дюрер

1498, 39×28 см

Альбрехт Дюрер. Святой Иоанн проглатывает книгу
Святой Иоанн проглатывает книгу

Альбрехт Дюрер

1511, 38.8×27.9 см

Альбрехт Дюрер. Жена, облаченная в солнце
Жена, облаченная в солнце

Альбрехт Дюрер

1511, 39.6×28.2 см

Альбрехт Дюрер. Мученичество Святого Иоанна. Из серии Апокалипсис.
Мученичество Святого Иоанна. Из серии Апокалипсис.

Альбрехт Дюрер

1511, 39×28 см

Альбрехт Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса.Из серии Апокалипсис.
Четыре всадника Апокалипсиса. Из серии Апокалипсис.

Альбрехт Дюрер

1496, 39×28 см

Альбрехт Дюрер. Открытие пятой и шестой Печатей
Открытие пятой и шестой печатей

Альбрехт Дюрер

1511, 38.9×28 см

Альбрехт Дюрер. Ангелы, удерживающие четыре ветра
Ангелы, удерживающие четыре ветра

Альбрехт Дюрер

1496, 39×28 см

Альбрехт Дюрер. Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами
Иоанн перед Богом и двадцатью четырьмя старцами

Альбрехт Дюрер

1511

Альбрехт Дюрер. Поклонение Агнцу
Поклонение Агнцу

Альбрехт Дюрер

1511, 41.4×30.5 см

Альбрехт Дюрер. Семиглавый дракон и рогатый зверь
Семиглавый дракон и рогатый зверь

Альбрехт Дюрер

1496, 39×28 см

Альбрехт Дюрер. Видение Святым Иоанном семи светильников
Видение Святым Иоанном семи светильников

Альбрехт Дюрер

39.5×27.9 см

Недавний итальянский опыт пригодился Дюреру при работе над «Апокалипсисом» — например, его вавилонская блудница с одноименной гравюры одета как венецианка с его же рисунка. Вообще же, манера итальянцев одеваться роскошно, столь отличная от сдержанности нюрнбергских ремесленников и их жен,очень впечатляла Дюрера, свидетельством тому и его рисунки, где он сравнивает платья венецианки и немки, и его знаменитый автопортрет в роскошной итальянской одежде.

Альбрехт Дюрер. Вавилонская блудница    

Вавилонская блудница. Гравюра из цикла "Апокалипсис". 1496. Музей Метрополитен. Нью-Йорк

Венецианка. Рисунок пером.1495. Альбертина, Вена

«Страсти» – большие, малые, зелёные и другие

Если «Апокалипсис» был создан единомоментно (или,как говорили современники,«нашёптан ангелами»), то к теме последних дней земной жизни Спасителя(«страстям») Дюрер обращался в течение жизни вновь и вновь. Он возвращался к «Страстям» в различных состояниях духа,примерял для них разные форматы и техники. Правда,его интерес не был исключительным: евангельские описания мучений Иисуса Христа — вообще ведущая тема искусства XV века. Но Дюрер, решая сложнейшие пластические задачи,привнёс в эту хорошо исследованную другими художниками тему настоящую изощрённость.

Страстных циклов у Дюрера несколько. В 1511 году он выпустил серию из 11-ти гравюр на дереве, так называемые «Большие страсти» (с количеством гравюр есть разночтения — называют числа от 11 до 15). Параллельно с ней художник работал над гравюрами на ту же тему,но на досках небольшого размера — это так называемые«Малые страсти», их всего 36. Примерно с 1507 года Дюрер воплощал сходные сюжеты не только на дереве, но и в гравюрах на меди — за ними закрепилось просто название «Страсти».

Альбрехт Дюрер. Христос в Лимбе. Из цикла "Страсти Христовы"

Христос в Лимбе. Из цикла "Страсти Христовы"

Альбрехт Дюрер

1512, 11.6×7.4 см

Альбрехт Дюрер. Погребение Христа
Погребение Христа

Альбрехт Дюрер

1509, 12.7×9.8 см

Альбрехт Дюрер. Явление Христа Марии Магдалине
Явление Христа Марии Магдалине

Альбрехт Дюрер

1510, 12.7×9.8 см

Альбрехт Дюрер. Предательство Христа
Предательство Христа

Альбрехт Дюрер

39.4×28.1 см

Альбрехт Дюрер. Се человек
Се человек

Альбрехт Дюрер

1499, 41.3×30.6 см

Альбрехт Дюрер. Христос на кресте
Христос на кресте

Альбрехт Дюрер

1508, 13.9×10.4 см

Альбрехт Дюрер. Коронование терновым венцом. Из цикла "Страсти Христовы"
Коронование терновым венцом. Из цикла "Страсти Христовы"

Альбрехт Дюрер

1512, 11.6×7.5 см

Альбрехт Дюрер. Христос несущий крест. Из цикла "Страсти Христовы"
Христос несущий крест. Из цикла "Страсти Христовы"

Альбрехт Дюрер

1512, 11.6×7.4 см

Альбрехт Дюрер. Предательство Христа. Из цикла "Страсти Христовы"
Предательство Христа. Из цикла "Страсти Христовы"

Альбрехт Дюрер

1508, 11.8×7.5 см

Альбрехт Дюрер. "Се человек". Из цикла "Страсти Христовы"
"Се человек". Из цикла "Страсти Христовы"

Альбрехт Дюрер

1512, 11.5×7.4 см

Альбрехт Дюрер. Бичевание Христа
Бичевание Христа

Альбрехт Дюрер

1510, 28.3×27.4 см

Альбрехт Дюрер. Погребение Христа
Погребение Христа

Альбрехт Дюрер

38.7×27.6 см

Альбрехт Дюрер. Воскресение Христа. Из цикла "Страсти Христовы"
Воскресение Христа. Из цикла "Страсти Христовы"

Альбрехт Дюрер

1512, 11.7×7.4 см

Альбрехт Дюрер. Христос на горе Елеонской. Моление о чаше
Христос на горе Елеонской. Моление о чаше

Альбрехт Дюрер

1510, 12×9 см

Альбрехт Дюрер. Пилат, умывающий руки
Пилат, умывающий руки

Альбрехт Дюрер

1509, 12×9 см

Альбрехт Дюрер. Святые Пётр и Иоанн исцеляют расслабленного. Из цикла "Страсти Христовы"
Святые Пётр и Иоанн исцеляют расслабленного. Из цикла "Страсти Христовы"

Альбрехт Дюрер

1513, 11×7 см

Альбрехт Дюрер. Сошествие во ад
Сошествие во ад

Альбрехт Дюрер

1509, 12×9 см

Альбрехт Дюрер. Христос, несущий крест
Христос, несущий крест

Альбрехт Дюрер

1497, 39×28 см

Альбрехт Дюрер. Христос-страстотерпец у колонны. Из цикла "Страсти Христовы"
Христос-страстотерпец у колонны. Из цикла "Страсти Христовы"

Альбрехт Дюрер

1509, 7×11 см

Альбрехт Дюрер. Неверие апостола Фомы
Неверие апостола Фомы

Альбрехт Дюрер

1510, 12×9 см

Альбрехт Дюрер. Титульный лист. Малые страсти
Титульный лист. Малые страсти

Альбрехт Дюрер

1511, 9×12 см

Альбрехт Дюрер. Христос перед Каиафой
Христос перед Каиафой

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер. Погребение Христа
Погребение Христа

Альбрехт Дюрер

1509, 12.7×9.8 см


«Просто Мария» Альбрехта Дюрера

Пожалуй, самой популярной темой среди простого народа (основных покупателей ксилографий Дюрера) станут не «Апокалипсис», не «Страсти» и, уж конечно, не отрада интеллектуалов — его мастерские гравюры. Самыми востребованными станут дюреровские гравюры о жизни Девы Марии (у Дюрера есть и законченный цикл 1511 года с таким названием, и отдельные гравюры, выпускавшиеся в разные годы). Вот престарелые Иоаким и Анна стоят обнявшись: бездетность покрывает их позором в глазах соотечественников и они молятся о даровании ребенка. А вот ангел сообщает Иоакиму: у вас родится дочь. Вот девочку вводят в Храм. А вот Анна смотрит на уже взрослую Марию, родившую Сына… То, чего не было в Евангелиях, с удовольствием описывала апокрифическая литература (например,«Золотая легенда» Якоба Ворагинского), и Дюрер использовал эти сюжеты. Как какой-нибудь современный «жизненный» сериал, «Жизнь Марии» отвечала всем потаённым сентиментальным зрительским чаяниям.

Альбрехт Дюрер. Посещение Марией Елизаветы

Посещение Марией Елизаветы

Альбрехт Дюрер

1503, 30.5×21.3 см


Альбрехт Дюрер. Мария и младенец Иисус
Мария и младенец Иисус

Альбрехт Дюрер

1519, 11×7 см

Альбрехт Дюрер. Прославление Девы Марии
Прославление Девы Марии

Альбрехт Дюрер

1502, 29.9×21.3 см

Альбрехт Дюрер. Святой Иоаким и Ангел
Святой Иоаким и Ангел

Альбрехт Дюрер

1504, 30×21 см

Альбрехт Дюрер. Святое семейство с двумя ангелами
Святое семейство с двумя ангелами

Альбрехт Дюрер

1503, 21.5×15.1 см

Альбрехт Дюрер. Святое семейство в Египте
Святое семейство в Египте

Альбрехт Дюрер

1511, 30.2×21.3 см

Альбрехт Дюрер. Смерть Марии
Смерть Марии

Альбрехт Дюрер

1510, 29.3×20.5 см

Альбрехт Дюрер. Успение и коронация Богородицы
Успение и коронация Богородицы

Альбрехт Дюрер

1510, 29.1×20.8 см

Альбрехт Дюрер. Святые Иоаким и Анна у Золотых Ворот
Святые Иоаким и Анна у Золотых Ворот

Альбрехт Дюрер

1504, 29.7×21.3 см

Альбрехт Дюрер. Мария с младенцем и обезьянкой
Мария с младенцем и обезьянкой

Альбрехт Дюрер

1498, 19.1×12.1 см

Гравюра на дереве и гравюра на меди: в чем различия?

Во времена Дюрера существовало две основных техники гравюр — гравюрана дереве и гравюра на меди, ксилография и калькография (от греч. ξύλον - дерево,Χαλκός - медь и γράφω - пишу). Художники,как правило, специализировались на одной из техник, Дюрер был единственным, кто с равным успехом владел обеими.

Сама процедура исполнения гравюр на дереве и на меди, по сути, противоположна. И в том, и в другом случае всё начинается с рисунка, который выполняет художник. Потом в дело вступает резчик — и вот его действия будут уже различаться в зависимости от выбранного материала. Если матрица с рисунком деревянная, то резчик начинает углублять незаполненные пространства вокруг рисунка. Таким образом, контуры становятся выпуклыми, а фон — углублённым. Оттиск с такой матрицы называется техника высокой печати. Если же резчик работает с металлической пластиной, то он проходится резцом непосредственно по рисунку. Рисунок углубляется, а фон остаётся нетронутым. Это — техника глубокой печати.

Понятное дело, что, работая по металлу, можно получить гораздо более дифференцированные и тонкие штрихи, а значит, гораздо более детально проработанные изображения. В то же время у гравюры на дереве свои преимущества и своя эстетика — шрих здесь более мощный, более выразительный. В народе ксилография очень популярна, в то время как калькография — это часто гравюра для ценителей и интеллектуалов.

Трудно(а то и вовсе невозможно) представить, например, «Меланхолию» Дюрера выполненной на дереве: подобная тонкость рисунка и дробность штрихов может быть достигнута только на металле. В то же время для графической выразительности Апокалипсиса нужна мягкая и податливая деревянная панель.

Делая гравюры на дереве, Дюрер пользовался услугами высокопрофессиональных резчиков. Рисунок на медную пластину он всегда наносил сам.

Преимуществом высокой печати было то, что с деревянной матрицы можно было снять больше отпечатков — до тысячи, тогда как медная матрица обычно позволяла без окончательной потери «резкости» снять всего около двухсот. Соответственно, гравюра на меди стоила дороже.
Альбрехт Дюрер. Художник, рисующий лютню

Художник, рисующий лютню

Альбрехт Дюрер

1512, 13×18 см

У нюрнбергских ремесленных гильдий было правило: резать по дереву имели право художники, а по металлу — ювелиры, это была их монополия, за которую иногда даже велись судебные разбирательства. Вот почему в Германии в качестве и книжной иллюстрации, и своего рода «народных картинок» процветала именно ксилография, гравюра на дереве. В то же время в Италии, наоборот, была более популярна гравюра на меди. Дюреровские первые гравюры на меди отражают его приобщение к итальянской культуре и ее античным корням. Правда, не везде художнику легко даются мифологические сюжеты, и довольно быстро Дюрер отходит от них. Библию, как говорят биографы, он читал гораздо чаще, чем Вергилия или Гомера.
Альбрехт Дюрер. Геркулес на перекрестке    

Геркулес на перекрёстке. 1498. Гравюра на меди.  

     

Альбрехт Дюрер. Разговор трех крестьян

Разговор трёх крестьян.1497. Гравюра на дереве.

Источник