Картину Брейгеля можно узнать мгновенно, но… какого Брейгеля? Даже маститые эксперты признаются, что им подчас сложно сориентироваться в творчестве и семейных связях внутри этой династии, не сверяясь с генеалогическим древом. Шестеро художников, носивших эту фамилию, творили на протяжении 150 лет. Они копировали работы друг друга и подписывали их одинаковыми именами, так что иногда бывает трудно узнать, является ли произведение оригиналом Брейгеля или брейгелевской копией оригинального Брейгеля.

Питер Брейгель Старший. Свадебный танец. ок. 1566. 

Кроме того, свою фамилию они писали по-разному, одни — Bruegel, другие — Brueghel, третьи — Breughel. Они также сотрудничали с другими художниками, так что иногда не разберёшь, когда называть Брейгеля Брейгелем, а когда — Рубенсом. Сложности в ситуацию вносят и их семейные связи с другими фламандскими коллегами. А ещё у них были забавные прозвища — Брейгель Мужицкий, Брейгель Бархатный, Брейгель Адский…

Эта семья так же красочна и разнообразна, как персонажи картины «Свадебный танец» Питера Брейгеля Старшего. Из всех семейных династий великих художников эта — самая очаровательная и самая загадочная.

Питер Брейгель Старший

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. Ð¥Ñдожник и ÐнаÑок

Питер Брейгель Старший. Художник и знаток (предполагаемый автопортрет). ок. 1566, 20,3×30,9 см. Галерея Альбертина, Вена.

Всё начинается с Питера Брейгеля Старшего (около 1525/30 — 1569), который до 1559 года писал свою фамилию как Brueghel, а затем — Bruegel (его сыновья взяли первое написание).

Примерно в 1545 году исключительно талантливый художник приехал в Антверпен и поступил в мастерскую Питера Кука ван Альста, в прошлом — придворного живописца Карла V. Наставник стал также тестем своего подмастерья и таким образом заручился тем,что лучший ученик продолжит его дело.

Позже Брейгель отправился в Италию, где впитал влияние Ренессанса, но по возвращении адаптировал его к своему видению культуры Нижних Земель.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. Ðадение мÑÑежнÑÑ Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»Ð¾Ð²

Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. 1562. 117×162 см.

Ранняя манера Брейгеля напоминала живопись Иеронима Босха — и молодого художника действительно называли «новым Босхом». Но, как любой великий живописец, он не хотел быть кем-то, он хотел быть собой. И постепенно его стиль обрёл индивидуальные черты: фигуры в пейзаже, танцующие крепкоголовые мужчины и женщины, визуальные интерпретации пословиц. Эти работы обильно подкреплены отсылками к поэзии, философии, политике и религии.

И, тем не менее, о Питере Брейгеле Страшем известно крайне мало. За свою склонность к изображению крестьянского и городского быта — а не исторических, библейских или мифологических сцен — он получил прозвище Мужицкий. «Северный Вазари» Карел ван Мандер, биограф североевропейских живописцев XV — XVI веков, считал, что Брейгель мог писать крестьян лишь потому, что сам был крестьянского происхождения.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ÐÑеÑÑÑÑнÑÐºÐ°Ñ ÑвадÑба

Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1568, 114×163 см.

Однако нынешние искусствоведы заявляют, что ван Мандер придумал образ Брейгеля, основываясь на его работах: раз писал крестьян — значит, сам был крестьянином. Сейчас эксперты подозревают, что Брейгель вполне мог родиться в семье художника в Антверпене. Маловероятно, что молодого крестьянина приняли бы в гильдию Святого Луки: постороннему было очень трудно войти в круг живописцев и создать мастерскую.

Питер Брейгель Старший скончался приблизительно в возрасте 45 лет, и до наших дней сохранилось около 45 его картин. Его сыновьям — Питеру Брейгелю Младшему и Яну Брейгелю Старшему (его называют так, потому что его собственный отпрыск, Ян Младший, впоследствии был назван в честь отца) — на тот момент было около пяти лет и около года соответственно. Однако оба стали невероятно успешными художниками. Есть различные теории о том, кто их обучал, и наиболее привлекательна версия, что педагогом была их бабушка Майкен Верхюльст — известная миниатюристка и жена Питера Кука ван Альста.

Ряд известных работ Питера Брейгеля Старшего

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ÐгÑÑ Ð´ÐµÑей

Питер Брейгель Старший. Игры детей. 1560, 118×161 см.

.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ÐеÐÑÐ¼Ð½Ð°Ñ ÐÑеÑа

Питер Брейгель Старший. Безумная Грета. 1563, 117,4×162 см.

.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ТÑиÑÐ¼Ñ ÑмеÑÑи

Питер Брейгель Старший. Триумф смерти. 1563, 117×162 см.

.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ÐейÐаж Ñ Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ ÐкаÑа

Питер Брейгель Старший. Пейзаж с падением Икара. 1558, 73,5×112 см.

.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ÐиÑва ÐоÑÑа и ÐаÑлениÑÑ

Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы. 1559, 118×164 см.

.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. Ðимний пейÐаж Ñ ÐºÐ°ÑаÑÑимиÑÑ Ð½Ð° конÑÐºÐ°Ñ Ð¸ ловÑÑкой Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑиÑ

Питер Брейгель Старший. Зимний пейзаж с катающимися на коньках и ловушкой для птиц. 1565, 37×55,5 см.
.

Питер Брейгель Младший

ÐнÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ð½ Ðейк. ÐоÑÑÑÐµÑ ÐиÑеÑа ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ ÐладÑего

Антонис ван Дейк. Портрет Питера Брейгеля Младшего (начало XVII века). 24,3×15,6 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.

Питер Брейгель Младший (1564/5 — 1637/8) унаследовал дело отца и писал репродукции его самых популярных картин. Например, это более сорока вариаций «Ловушки для птиц». Прожив более 70-ти лет, он создал почти 1000 известных нам произведений. Своё прозвище Адский он получил за ранее увлечение сценами Страшного Суда, пекла и нечисти. Впоследствии художник отошёл от этих сюжетов, но ярлык закрепился за ним на столетия.

По мере развития карьеры Питер Младший начал всё чаще создавать собственные оригинальные композиции, но продолжал придерживаться крестьянских сцен и загородных видов с зашифрованными в них посланиями. Одна из лучших оригинальных композиций Питера Брейгеля Младшего — «Плохой пастух» — представляет собой двойственную интерпретацию знаменитой библейской притчи. Зритель сочувствует неверующему пастырю, который бросил своих овец, хоть и не должен был этого делать.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ ÐладÑий. ÐлоÑой паÑÑÑÑ

Питер Брейгель Младший. Плохой пастух. 1600, 74,6×105 см.

В свою работу «Фламандские пословицы», основанную на одноимённой композиции отца от 1559 года, Питер Брейгель Младший включил более ста поговорок, часть из которых (например, «крыть крышу пирогами») на протяжении веков вышла из обихода.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ ÐладÑий. ФламандÑкие поÑловиÑÑ (ÑолÑÑ)

Питер Брейгель Младший. Фламандские пословицы (холст). 1595, 123×164 см.

Однако при сравнении картин отца и сына,можно заметить, что Питер Брейгель Старший владел кистью более тонко и представлял больше деталей. Различия хорошо видны, например, в монументальных версиях «Вавилонской башни» родителя и отпрыска. Но некоторую разницу между их «Битвами поста и масленицы» можно объяснить тем, что Питер Младший никогда не видел оригинал. Он писал репродукцию по сохранившимся в семье наброскам, а потому использовал другие цвета и добавил некоторые детали, которые Старший закрасил. Например, это труп в тележке — образ, который Питер Мужицкий, вероятно, посчитал слишком жестоким.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ÐавилонÑÐºÐ°Ñ Ð±Ð°ÑнÑ

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. ок. 1563. Музей истории искусств, Вена.

.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ ÐладÑий. ÐавилонÑÐºÐ°Ñ Ð±Ð°ÑнÑ

Питер Брейгель Младший. Вавилонская башня. 1604. Частная коллекция.

А вот сравнение произведений двух братьев — Питера Младшего и Яна — показывает, что они часто брали за основу картины отца, сохраняли основную композицию, но добавляли различные фоны.

Огромное наследие Питера Младшего также даёт хорошее представление о работах, которые были написаны или задумывались его родителем, но впоследствии канули в Лету. Однако, поскольку он в основном делал репродукции, то сейчас как мастер ценится ниже своего брата Яна.

Ряд известных картин Питера Брейгеля Младшего.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ ÐладÑий. ÐиÑва ÐоÑÑа и ÐаÑлениÑÑ (ÑолÑÑ)

Питер Брейгель Младший. Битва Поста и Масленицы (холст). 1611. 119,4×171,2 см.

.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ ÐладÑий. Ðимний пейÐаж Ñ ÑигÑÑиÑÑами и ловÑÑкой Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑиÑ

Питер Брейгель Младший. Зимний пейзаж с фигуристами и ловушкой для птиц. 1601. 40×57 см.

.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ ÐладÑий. СвадебнÑе плÑÑки на лоне пÑиÑодÑ

Питер Брейгель Младший. Свадебные пляски на лоне природы. 1610. 39×57 см.

.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ ÐладÑий. Ð¡ÐµÐ¼Ñ Ð´ÐµÑний милоÑеÑÐ´Ð¸Ñ II

Питер Брейгель Младший. Семь деяний милосердия II. 1617. 42,2×56,2 см.

.

ÐиÑÐµÑ ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ ÐладÑий. ÐеÑна

Питер Брейгель Младший. Весна. 1632. 60,5×75,8 см.

.

Ян Брейгель Старший

ÐиÑÐµÑ ÐаÑÐ»Ñ Ð ÑбенÑ. СемÑÑ Ð¯Ð½Ð° ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑего

Питер Пауль Рубенс. Семья Яна Брейгеля Старшего. 1613. 125×95 см. Институт искусства Курто, Лондон.

Если Питер Брейгель Младший был ответственным сыном, то Ян Брейгель Старший (1568 — 1625) был бунтарём. Он почти семь лет прожил в Италии и подружился со многими ведущими художниками, в том числе — Питером Паулем Рубенсом, с которым впоследствии сотрудничал (например,написал циклы «Четыре элемента» и «Пять чувств»). Рубенс называл Яна Страшего своим братом и явно повлиял на то, что тот быстро перешёл от реалистичных крестьянских сцен к воображаемым горным и лесным ландшафтам, населённым аллегорическими фигурами. Зачастую в библейских сценах пейзаж был если не основной темой полотна, то равноправным его персонажем.

Ян ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ÐеÑной пейÐаж Ñ Ð¿ÑÑниками и ÑеÑковÑÑ Ð²Ð´Ð°Ð»Ð¸

Ян Брейгель Старший. Лесной пейзаж с путниками и церковью вдали. 1610. 47,8×66,7 см.

Одним из примеров мастерства Яна Старшего как пейзажиста и автора панорамных видов является «Лесной пейзаж с путниками» (1610). Он входит в число крупнейших работ, которые художник выполнил на меди, придающей краскам дополнительное сияние. Картина относится к тому периоду, когда живописец, прозванный «Бархатным» за свою безукоризненную технику исполнения подробных ландшафтов, служил при дворе эрцгерцога Альбрехта VII и его супруги Изабеллы — соправителей Испанских Нидерландов.

Изображая деревенскую жизнь, Ян Брейгель Старший любил включать в число крестьян и более состоятельных членов общества, например, себя. В картине «Танцующие фигуры на берегу реки с продавцом рыбы и портретом художника на переднем плане» он представляется зрителю не ремесленником, а интеллектуальным, мыслящим творцом.

Ян ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ТанÑÑÑÑие ÑигÑÑÑ Ð½Ð° беÑÐµÐ³Ñ Ñеки Ñ Ð¿ÑодавÑом ÑÑÐ±Ñ Ð¸ поÑÑÑеÑом ÑÑдожника на пеÑеднем плане

Ян Брейгель Старший. Танцующие фигуры на берегу реки с продавцом рыбы и портретом художника на переднем плане. 1616. 25,5×37,5 см.

Яна Брейгеля Старшего называют также одним из пионеров натюрморта — жанра, неизвестного в то время. Способность передавать невероятные детали в небольших масштабах он, вероятно, унаследовал от своего отца или от бабушки. Художник стремился в каждой работе изобразить богатство цвета и фактуры, часто добавлял на лист муху, чтобы запечатлеть определённый момент. Благодаря покровительству эрцгерцогини, Бархатный Брейгель имел доступ в королевские оранжереи, где выращивали редчайшие растения. Он писал их с натуры и подолгу ждал, когда раскроется тот или иной цветок. В связи с этим Ян Старший получил ещё одно прозвище — Цветочный.

Тщательная передача растений и деревьев соотносилась с учением католической церкви в Нидерландах периода Контрреформации. Оно гласило, что окружающий мир есть отражение Бога. Выписывая детали ландшафта с почти научной скрупулёзностью, художник как бы становился ближе к познанию Всевышнего и оценке всех элементов Творения.

Ян ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ÐÑÐºÐµÑ Ð² ваÐе, монеÑÑ Ð¸ ÑаковинÑ

Ян Брейгель Старший. Букет в вазе, монеты и раковины. 1606. 65×45 см. Пинакотека Амброзиана, Милан.

.

Ян ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ÐаÑÑÑмоÑÑ Ñ ÑвеÑами в ÑÑеклÑнной ваÐе

Ян Брейгель Старший. Натюрморт с цветами в стеклянной вазе. 1625. 24,5×19 см. Рейксмузеум, Амстердам.

Ян Брейгель Старший внёс очередное изменение в написание своей фамилии, поменяв местами буквы e и u — Breughel. Так теперь обозначают младших членов этой династии.

Художник умер от холеры, которая также унесла жизни его троих детей. Остался в живых лишь его первенец и ученик — Ян Брейгель Младший.

Некоторые известные работы Яна Брейгеля Старшего.

ÐиÑÐµÑ ÐаÑÐ»Ñ Ð ÑÐ±ÐµÐ½Ñ  и Ян ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ÐÑÑÐание

Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший. Осязание. 1617. 64×111 см.

.

Ян ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ЦвеÑÑ Ð² ваÐе и бабоÑки

Ян Брейгель Старший. Цветы в вазе и бабочки. 1600-е. 48×35 см.

.

Ян ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ÐейÐаж Ñ Ð²ÐµÑÑÑной мелÑниÑей, лÑдÑми и лоÑадÑми на подвоÑÑе

Ян Брейгель Старший. Пейзаж с ветряной мельницей, людьми и лошадьми на подворье. 1606. 11,8×16,7 см.

.

Ян ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. Ðоклонение волÑвов

Ян Брейгель Старший. Поклонение волхвов. 1600. 26,5×35,2 см.

.

Ян ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ЭдемÑкй Ñад Ñ Ð³ÑеÑопадением лÑдей (Ñовм. Ñ Ð ÑбенÑом)

Ян Брейгель Старший. Эдемскй сад с грехопадением людей (совм. с Рубенсом). 1615. 74,3×114,7 см.

Младшие члены семьи

В третьем поколении семьи Брейгелей талант родоначальника династии начал угасать. Ян Брейгель Младший (1601 — 1678), сын Бархатного, находился в Италии, когда получил известие о смерти отца. Он немедленно вернулся на родину, чтобы возглавить мастерскую, и достиг уважаемого положения в гильдии Святого Луки, став её деканом в 1630 году.

На протяжении всей своей карьеры Ян Младший подражал своему родителю, создавая (возможно со своим единокровным братом Амброзием) пейзажи, натюрморты, аллегории и другие работы, полные мелких деталей. Подчас он писал репродукции картин отца и продавал их за его подписью. И хотя его собственные произведения — особенно масштабные пейзажи — превосходны, такое копирование, а также наличие множества учеников, которым художник перепоручал заказы, вносит путаницу в его наследие. В основном работы Яна Младшего отличают от работ Яна Старшего по немного более низкому качеству исполнения и освещённости.

Ян ÐÑÐµÐ¹Ð³ÐµÐ»Ñ ÐладÑий. ÐейÐаж Ñ Ð¦ÐµÑеÑой, или ÐллегоÑÐ¸Ñ Ðемли (Ñовм. Ñ Ð¥ÐµÐ½Ð´Ñиком ван Ðаленом)

Ян Брейгель Младший. Пейзаж с Церерой, или Аллегория земли (совм. с Хендриком ван Баленом). 1630-е , 52×81 см.

Дети Яна Младшего — Ян Питер и Ян Батист Брейгели — практически неизвестны,как и его племянник Питер Брейгель III (сын Питера Адского). Последнему в наши дни приписываются две работы — «Святой Игнатий в молитве» и «Несение креста».

Исключение составляет лишь второй сын Яна Брейгеля Младшего — признанный мастер натюрмортов Абрахам Брейгель. Он также начал обучение у своего отца и первую картину продал в 15 лет. Десятилетие спустя молодой человек отправился в Италию, где женился и остался до конца жизни. Его покровителем был князь Антонио Руффио из Сицилии, а историограф Андреа Петруччи в 1695 году причислил Абрахама Брейгеля к когорте лучших живописцев Неаполя.

ÐбÑаÑам ÐÑейгелÑ. ÐенÑина, беÑÑÑÐ°Ñ ÑÑÑкÑÑ

Абрахам Брейгель. Женщина, берущая фрукты.1716. 128×149 см.

.

Члены династии – не-Брейгели

Ðавид ТениÑÑ ÐладÑий. СемейнÑй конÑеÑÑ Ð½Ð° ÑеÑÑаÑе ÐагоÑодного дома. ÐвÑопоÑÑÑÐµÑ ÑÑдожника Ñ ÑемÑÑй

Давид Тенирс Младший. Семейный концерт на террасе загородного дома. Автопортрет художника с семьёй. 1640-е. 42×35.3 см. Частная коллекция.

Нескольких фламандских художников,не носивших фамилию Брейгель, искусствоведы также причисляют к знаменитой династии в силу брачных уз с членами семьи. Наиболее известным и талантливым из них был Давид Тенирс Младший (1610 — 1690), муж Анны Брейгель, дочери Яна Бархатного. Благодаря этому браку художник получил не только солидное приданое, но также дружбу и покровительство Рубенса, чьё влияние очень заметно в его пейзажах.

Протекция тестя и его ближайшего друга, несомненно, сыграли роль в карьере Тенирса Младшего. Он стал деканом антверпенской гильдии Святого Луки в возрасте 34-х лет и пользовался популярностью у европейских правителей. В частности, был придворным художником и хранителем коллекции Леопольда Вильгельма Австрийского, наместника Испанских Нидерландов, писал картины по заказам Филиппа IV Испанского, Кристины Шведской, Вильгельма II Оранского и членов монарших семей.

На пике карьеры Давид Тенирс Младший создавал тщательно прописанные идиллические сцены крестьянского быта, религиозные композиции в жанровом духе, портреты со скрытой иронией. В XVIII веке сюжеты его полотен часто воспроизводились на французских гобеленах.

Ðавид ТениÑÑ ÐладÑий. ЭÑÑгеÑÑог ÐеополÑд ÐилÑгелÑм в каÑÑинной галеÑее в ÐÑÑÑÑеле

Давид Тенирс Младший. Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в картинной галерее в Брюсселе. 1650.123×163 см.

Давид Тенирс III (1638 — 1685), сын Давида Тенирса Младшего, был уже потомком сразу двух значительных художественных династий, внуком Питера Брейгеля Мужицкого и Давида Тенирса Старшего.

В 1661 году он уехал в Мадрид,где зарекомендовал себя как портретиста и создателя эскизов для гобеленов. После возвращения в Антверпен художник работал в мастерской отца,но,судя по всему,конфликтовал с ним по поводу размеров выплат за некоторые совместные работы.

Гобелен «Игроки в шары» по эскизу Давида Тенирса III в замке Шеверни во Франции. Источник: Wikipedia

Родоначальником второй побочной ветви династии Брейгелей считается Иероним ван Кессель (1578 — 1636), который примечателен лишь тем, что был мужем Пасхаcии Брейгель (дочери Яна Бархатного), отцом Яна ван Кесселя и дедом Фердинанда и Яна ван Кесселя Младшего.

Его сын Ян ван Кессель Старший (1626 — 1679) писал продуманные,подробные и колоритные изображения птиц, цветов, мифологические и религиозные сюжеты, пейзажи и посредственные портреты. Часть картин художника находится в Париже и питерском Эрмитаже. Наследие этого мастера достаточно сложно идентифицировать из-за путаницы с художниками-тёзками, которые работали в то же время.

Ян ван ÐеÑÑÐµÐ»Ñ Ð¡ÑаÑÑий. ТÑи бабоÑки, жÑк и дÑÑгие наÑекомÑе Ñ ÑеÑенком кÑеÑÑовника

Ян ван Кессель Старший. Три бабочки, жук и другие насекомые с черенком крестовника. 1650. 9×13 см.

Его дети Ян ван Кессель Младший (1654 — 1708) и Фердинанд ван Кессель (1648 — 1696) тоже оставили заметный след в истории искусств. Первый служил придворным художником испанских королей в Мадриде и прославился как портретист, очень близкий по стилю к своему соотечественнику Антонису ван Дейку.

Фердинанд хоть и не достиг уровня отца, завоевал известность тем, что после смерти своего двоюродного деда Яна Брейгеля Младшего был единственным художником в Антверпене, продолжавшим традицию дома Брейгелей-Кесселей. Он писал пейзажи, натюрморты, жанровые сцены с обезьянками, а также выполнял заказы польского короля Яна III Собеского и Вильгельма III Оранского.

Ян ван ÐеÑÑÐµÐ»Ñ ÐладÑий. СемейнÑй поÑÑÑÐµÑ Ð² ÑадÑ

Ян ван Кессель Младший. Семейный портрет в саду. 1679. 127×167 см.

Наследие династии Брейгелей настолько ярко и узнаваемо, что на протяжении столетий они оказывали влияние на других художников и вдохновляли не только своих коллег, но и таких знаменитых творцов, как российский режиссёр Андрей Тарковский (Артхив рассказывает об этом), англо-американский поэт Уистен Хью Оден и даже британский певец, художник и актёр Дэвид Боуи. 

Источник