Предлагаю вашему вниманию статью ,которую я нашла на известном сайте "Артархив",  ( хотя, признаюсь, абстрактная живопись не вызывает интереса у меня). 

Но тем не менее, художник размышляет и о своём творчестве, и об искусстве вообще, можно обсудить это с пользой для себя.

«Красивая культура сломлена и мы не можем её воссоздать» - Герхард Рихтер размышляет о творчестве ...(написано в 2015 г.)

Самым дорогим из ныне живущих художников Европы, чьи работы выставляются на торги, стал Герхард Рихтер (Gerhard Richter).

10 февраля на аукционе Sotheby’s в Лондоне его полотно «Абстрактный образ 1986» (Abstraktes Bild 1986) было продано за 46 млн 300 тыс. долларов. 

/2015 г./

Что за картины стоят так дорого и как оценивает свое творчество сам «дорогой и абстрактный» Рихтер? 

Работы Рихтера приковали внимание всех участников аукциона.

Казалось, его рынок переживает рецессию после резкого скачка цен на абстрактные декоративные произведения.

Но, как выяснилось, это не так.

ÐеÑÑаÑд РиÑÑеÑ. ÐедиÑаÑиÑ

Медитация

По данным Sotheby’s, за «Абстрактный образ» боролись покупатели из трёх стран. Предварительная оценка полотна составляла 21,3 — 30,5 млн долларов. Эта картина, написанная в 1986 году, является одной из крупнейших абстрактных работ Рихтера и одной из первых, выполненной с использованием скребка в качестве инструмента.

Выразительную масштабную абстракцию впервые продали в мае 1999-го за 607 тыс. долларов. Сейчас же анонимный американский покупатель по телефону резко обошёл своих конкурентов, предложив на 2 млн фунтов стерлингов больше, чтобы закончить торги. Победитель делал ставки через представительство Sotheby’s в Кёльне, где работа висела в Музее Людвига (Museum Ludwig) с 1999 года.

Ещё одно полотно Рихтера, к сожалению, вернулось на рынок слишком рано, чтобы принести существенную выгоду своему продавцу. Фотореалистические «Облака» (Wolken), созданные в 1970 году, были куплены полтора года назад за 5,7 млн долларов.

Ныне их приобрёл за 6,2 млн долларов другой американский коллекционер.

В 1982 году Герхард Рихтер стал перебежчиком из коммунистической Восточной Германии в ФРГ. Тогда он описал арт-мир западных соседей как «огромную сцену мелочности, лжи, обмана, разврата, убогости, глупости, абсурда и наглости». Тридцать лет спустя, в мае 2013 года, аукцион Sotheby’s продал его картину «Соборная площадь, Милан» (Domplatz, Mailand) написанную маслом на холсте в 1968 году, за 37 млн долларов. На тот момент это был рекорд для рынка Герхарда Рихтера.

Герхард Рихтер как-то назвал стиль, в котором он работает, «капиталистическим реализмом». Он пробовал себя в минимализме, абстракционизме, пытался соединить фотографию и живопись, перенести на холст фотоснимки, создавал картины замороженной краской на стекле.

Абстрактная живопись. Герхард Рихтер 2005г.

Абсолютный рекорд среди ныне живущих художников удерживает американец Джефф Кунс (Jeff Koons), чья «Оранжевая собака из воздушных шариков» (Balloon Dog (Orange)) ушла с молотка за 58 млн 400 тыс. долларов.

Герхард Рихтер: «Красивая культура сломлена и мы не можем её воссоздать»

83-летний Герхард Рихтер (фото: Observer) довольно противоречив в своём статусе суперзвезды. В некоторых интервью он говорил, что высокие цены на аукционах — показатель «управляемых» людей. Он считает, что такие цены отвлекают публику от замыслов высококлассных художников — это своеобразная замена религии в светском мире.

Красное и синее. Герхард Рихтер

Большое влияние на создание картин оказала ваша дружба с эстонским композитором Арво Пяртом, которому вы посвятили некоторые их них.

— Моя работа «Двойной серый» (Double Grey) посвящена Арво Пярто. Мы пытались создать что-то вместе, — он написал композицию, а я создал полотна. Мне нравится впитывать красивые звуки — Баха, Джона Кейджа, Арво Пярта — они учат меня слышать красоту. Но я работаю в тишине. Музыку я храню «на потом».

Есть мнение, что большинству современных музыкальных произведений не нужны слушатели. Ещё большему числу картин, написанных сейчас, не нужны зрители.

— У музыки есть преимущество, — смеётся Рихтер. — Можно сказать, что человек немузыкален, но у нас нет такого же синонима для изобразительного искусства. Можно сказать «у него нет глаз», но это не настолько точно.

Vox Clamantis: Hommage to Arvo Pärt in the Gerhard Richter Exhibition

…У меня есть замечательная запись «Хорошо темперированного клавира» Баха в исполнении Андраша Шиффа(András Schiff).

Один писатель сказал,что музыка настолько хороша,что не нуждается в нас. Это выше нашего понимания и выше нас самих. Возможно,это прекрасный сон,но это то качество,которое нам нужно. Может быть,я приближаюсь к этому…

В чём разница между «настоящим искусством» и «украшениями»? Делали ли вы украшения?

— Кто угодно может назвать украшением любую работу, даже картину Рембрандта. Я создал витраж в соборе Кёльна в Германии.

Он простой и… это художественное украшение, всё же — украшение. Но меня это не беспокоит.

Когда рухнула организованная религия? Почему люди нуждаются в искусстве в качестве замены?

— Надежда и вера… это присуще только людям. Животные не топчутся вокруг надежды. [Религия] медленно ломалась в течение долгого времени. Возможно, это началось незадолго до Ницше. И ныне уже не так много верующих.

Но есть непрерывная тяга верить, — будь то вера в Prada, или какую-либо другую марку одежды, или во что-нибудь.

Г. Рихтер, "Victoria I", 1986

Г. Рихтер, "Victoria II", 1986

Вы не употребляли и не употребляете наркотики. Как считаете, они влияют на художественные качества?

— Когда ты хорош, то, что ты делаешь, будет хорошим, независимо от наркотиков. Можно отключаться только до определённой степени. Но сидеть в размышлениях о том, что бы такого вы хотели сотворить — это полная фигня. Вы должны просто делать то или это. Употреблять наркотики — плохая идея.

Тициан Вечеллио, "Благовещение", 1535 год

Г. Рихтер, "Благовещение. Вслед за Тицианом", 1973 год

Вы создали серию по Тициану в 1973 году, где пытались переписать его «Благовещение», но неудачно. Вы расстроены тем, что художник, подобный вам, — которого многие считают величайшим из ныне живущих, — не может творить, как Тициан?

— Я решил создать серию Тициана, чтобы оплакать тот факт, что эта красивая культура сломлена и ушла. Мы не можем её больше воссоздать. Я хотел сделать это для себя, для своего дома, но не смог. Это невозможно. Конечно, есть фальсификаторы как Бельтракки (Wolfgang Beltracchi), но даже они не могут подделать всё. Они подделывают многих экспрессионистов. Это проще.

Г. Рихтер. "Благовещение. Вслед за Тицианом", 1973 год

Г. Рихтер. "Благовещение. Вслед за Тицианом", 1973 год

Вы в значительной мере несёте ответственность за движение конца 60-х годов от фигуративных композиций к абстракциям. Вы запустили огромные изменения. Завсегдатаи музеев часто задают вопрос, глядя на абстрактные полотна:

«В чём смысл?..» Итак?

— Абстрактные произведения действительно что-то показывают, просто это вещи, которых не существует. Но они по-прежнему следуют тем же требованиям, что и фигуративные работы: им нужны порядок и структура. Вы должны посмотреть на полотно и сказать: «Это практически что-то». Но это не на самом деле не представляет ничего! Оно вытягивает из вас чувства, даже изображая сцены, которых там технически нет.

На самом деле, создание абстрактных полотен занимает довольно много времени. Например, я начинаю, полотно уже выглядит хорошо, но через три дня я возвращаюсь к нему и думаю: «Вообще-то это совсем не хорошо». И так проходят следующие четыре недели.

В своё время вы были непреклонны в создании фигуративных композиций. Теперь, что бы вы ни делали, это всегда абстракция. В чём дело? — Даже в начале [карьеры] я пытался найти прорыв к абстрактному искусству. Если я случайно создавал что-то абстрактное, что выглядело как собака или ещё что-то, я сразу же это выбрасывал.

Морской пейзаж. Герхард Рихтер

От Сезанна до Рихтера

Как и положено художнику его уровня, Герхард Рихтер активно участвует в экспозициях по всему миру.

С 10 января по 8 февраля 2015 года проходила его персональная выставка в Galerie Son в Берлине.

Четыре полотна представлены ныне в Базеле («От Сезанна до Рихтера: шедевры Музея современного искусства» — с 14 февраля 2015 по 21 февраля 2016).

Исследование 50-летнего творчества Рихтера анонсировал Городской музей и Арт-галерея в британском Плимуте (Plymouth City Museum and Art Gallery).

Лестница. Герхард Рихтер

В 2014 году в Аполлоновом зале Малого Эрмитажа выставлялось одно из самых известных фотореалистических полотен немецкого живописца 

— «Эма, обнажённая на лестнице». 

Оно было написано в 1966 году с цветного поларойдного снимка.

 Моделью была супруга художника Марианна Ойфингер. Произведение привезли в Петербург из Музея Людвига в Кёльне.

инсталляция «7 панелей стекла (Карточный дом)», 2013

Запредельные цены и абстрактное «зазеркалье»… «Нынешние времена — такие… неспокойные» — говорит Герхард Рихтер. И строит «карточные домики из стекла.

Источник

вот ещё немного его картин разных лет

Portrait Liz Kertelge 1966 год. 65 cm x 70 cm  Холст,масло

Portrait Liz Kertelge 1966год  65 cm x 70 cm  Холст,масло

28.12.77- 1977год  (21.9 cm x 17.4 cm) - Акварель на картоне

Vorlage für Abstraktes Bild .1977год  21 cm x 29.7 cm  Акварель,цветной карандаш, фломастер,бумага.

Strip.2015 220 cm x 1100 cm. Digital print on paper between Alu Dibond and Perspex (Diasec)

ÐеÑÑаÑд РиÑÑеÑ. ÐаÑÑ Ð¸ Ñебенок

«Мать и ребенок»

Павел Лебедев так пишет о художнике...

Герхард Рихтер – художник современной немецкой школы живописи. Он работает на стыке фотографического и изобразительного искусств, создавая работы, далекие от традиционного представления о художественных картинах. Его произведения продаются за миллионы евро, а сам автор является одним из наиболее успешных модернистов мира. - 

Герхард Рихтер

Герхард Рихтер биография

Родился художник 09.02.1932 в Дрездене (Германия). Детство его прошло в сельской местности, где отец работал учителем. Семье удалось пережить непростой военный период, и в 1948 году повзрослевший Герхард поступил в ремесленную школу города Циттау.

Герхард Рихтер всерьез увлекся изобразительным искусством. С 1952 года он обучался в Дрездене по специальности «художник», однако его творческие идеи в ГДР не одобрялись. Работы Герхарда называли «слишком буржуазными». По этой причине он бежал в западный Берлин в 1961 году, за несколько месяцев до строительства печально известной стены. Попросив политического убежища, Рихтер переехал в Дюссельдорф (ФРГ) и продолжил обучение в местной Академии искусств. Первые шаги

Еще будучи учеником Дрезденской художественной школы, Рихтер искал новые формы изображения действительности. Они были далеки от соцреализма, культивировавшегося в Восточной Германии, и не находили признания со стороны более взрослых коллег.

В рамках дипломного проекта он участвовал в росписи стен своей альма-матер и некоторых помещений городского музея Дрездена. Также им был написан ряд портретов. Об этом жизненном этапе не любит вспоминать Герхард Рихтер. Картины того периода почти не сохранились. Власти уничтожили их, заклеймив автора «предателем». герхард рихтер картины

 герхард рихтер картины

Свобода

Оказалось, именно свободы творчества не хватало молодому автору, чтобы проявить «необузданную индивидуальность». Оказавшись в Западной, «капиталистической» Германии, Герхард Рихтер – художник, скульптор, фотограф – начал эксперименты с визуализацией дорожных знаков и рекламных работ в духе поп-арта. Его попутчиками по поиску нового стиля в искусстве стали Конрад Фишер-Лойг и Зигмар Польке.

Наигравшись с трендовым поп-артом и набравшись опыта, Герхард сосредоточился на поиске себя как аутентичного художника. Его работы представляли нечто среднее между живописью, графикой и фотографией. Впрочем, не многие тогда знали, кто такой Герхард Рихтер. Выставка 1963 года прошла незаметно, но спустя 4 года автор получил премию «Молодое дарование Запада», во многом благодаря картине «Эма» (1966). Абстрактные 70-е

В 70-е поиски нового продолжились. Герхард Рихтер начал эксперименты с воздействием цвета на зрителя, обратившись к традициям абстракционистов. Был создан цикл картин под общим названием «Серое». Это были полотна с различными оттенками серого цвета, ставшего для художника любимым.

В цикле картин «Цвета» эксперименты продолжились: к серому цвету как основе Рихтер стал примешивать цветную палитру. В итоге им было получено свыше 4000 тонов, которые легли в основу серии полотен «Абстрактная живопись». В 1972-м Герхард стал триумфатором Венецианской биеннале, а спустя год прошла первая выставка в США.

Герхард Рихтер биография

Признание

К концу 70-х ценители искусства уже хорошо знали, кто такой Герхард Рихтер. Картины с его подписью выставляются в лучших галереях Европы, их покупают коллекционеры и музеи. Впрочем, сам художник настороженно относится к славе, он представляет рабочий процесс как активное действие, ментальный поиск «реальностей сегодняшнего дня».

В 1981 году он становится лауреатом премии им. Арнольда Боде, в 1985 году - премии Оскара Кокошки. В 2002 году Нью-Йорк стал центром ретроспективы «Творчество за сорок лет». На выставке экспонировалось 188 работ - по масштабам Музея современного искусства, это рекордное число картин. Природная скромность

Хотя это имя (Герхард Рихтер) и ассоциируется с самыми популярными и дорогими картинами на рынке современного искусства, как человека его мало кто знает по-настоящему. Он живет в тиши спокойного квартала Кельна и не любит давать интервью, объяснять свои картины и показываться на публике.

Когда приходится выступать, делает он это с явной неохотой, что принесло художнику славу зазнавшегося грубияна. Это не так. Рихтер просто не любит публично выступать, да и вообще говорить. В одном из немногих данных им интервью он сказал: «Мои картины умнее меня, пусть они говорят сами за себя».

Герхард Рихтер художник

Личная жизнь

Семейные отношения оказались столь же непостоянными, как и творческая карьера. Генрих Рихтер трижды был женат. Брак с первой супругой Марианной был заключен в 1957 году, она родила дочь. Второй женой стала скульптор Иза Генцкен (1982). В 1995 году уже состоявшийся художник женился третий раз на Сабине Моритц. От этого брака родились сын и дочь. Связь с Родиной

В творческом наследии этого художника Дрезден занимает особое, почетное место. Еще в 2006 году Герхард завещал свой архив государственным музеям Саксонии. В дополнение к двум залам в «Галерее новых мастеров», полностью отведенным под работы Рихтера, архив располагает полным собранием книг, каталогов, статей и рецензий, а также неопубликованных материалов художника. Это уникальное хранилище имеет право совместно с другими музеями организовывать выставки работ немецкого мастера.

Сегодня Герхард Рихтер - это... понятие. Искусствоведы дружно поклоняются его картинам, ценители искусства готовы платить за его работы миллионы, а молодые художники завидуют и его богатству, и тому перфекционизму, с которым он подходит к своему делу.

Герхард Рихтер выставка

«Атлас»

Под таким названием выставляются работы особенной выставки Рихтера. «Атлас» - это географическое собрание отображений земли для ориентации, которое между строк подразумевает ориентацию в многолетнем творчестве художника.

На выставке представлены эскизы, фотографии, газетные вырезки и рисунки, послужившие Герхарду источниками вдохновения, основой для его работ. «Я вижу 100000 ландшафтов, фотографирую лишь один из них, а рисую только несколько из ста сфотографированных», - так описывает Рихтер свою работу с обширным материалом и ограниченные возможности искусства.

Свои хранившиеся в многочисленных ящиках фотографии Рихтер впервые решил выставить в 1972 году в Голландии. С тех пор каждый последующий «Атлас» комплектуется и выставляется по-новому, в измененной форме. Выставка включает в себя более 700 мотивов, разбитых по темам и картинам и подготовленных к выставке собственноручно автором.

«Атлас» действительно помогает сориентироваться в творчестве мастера, а многим - понять, за что же специалисты так ценят его работы. По расположенным рядом друг с другом фотографиям легко проследить ход мысли художника-перфекциониста в его вечных поисках совершенства. Видя, как долго, как интенсивно он готовится, какую немалую работу проделывает для создания картины, поневоле проникаешься глубоким уважением к его творчеству.

Источник 2