Привет, друзья!

Сегодня посмотрим на веера из ткани. Они тоже складные, так называемые «плие».

Один из вееров Марии Федоровны, супруги императора Александра III, выполнен из гренадина - шелковой полупрозрачной ткани. На раскрытом экране две дамы исполняют музыкальное произведение.

Веер императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Дерево, гренадин, гуашь. Источник hermitage.guide

Лицевая пластина веера выполнена в виде ветки шиповника - очень тонкая резьба по дереву.

И еще одна примета времени - края экранов вееров, выполненных из ткани, стали обрабатывать на краеобметочной машине цепного стежка, к этому времени она уже была запатентована.

Веер императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Дерево, гренадин, гуашь. Источник  hermitage.guide

Веер императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Дерево, гренадин, гуашь. Источник hermitage.guide

Пасторальные сюжеты, которыми с такой охотой расписывали экраны вееров раньше, уже постепенно уходят - мода изменилась. Теперь на раскрытых веерах все чаще можно видеть пейзажи или цветы, а в технике росписи наряду с гуашью (или без нее) используют акварель.

К концу XIX века веер в руках дамы уже утратил способность одним своим положением решать судьбу кавалера и вновь обрел свое первоначальное предназначение.

Акварельные краски полупрозрачные, поэтому сюжеты, написанные в акварельной технике, выглядят особенно нежно и романтично. И несмотря на основание еще в середине XVIII века московской веерной фабрики, веера для высшей знати поставляет Франция.

Веер императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Перламутр, шелк, газ, акварель, гуашь; позолота. Источник hermitage.guide

Незабудки, так тонко изображенные на чудесном экране веера производства французской фирмы «Rodien», выполнила художница Мари Корнелиус. Пластины изготовлены из перламутра, украшены гравировкой с позолотой.

Веер императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Перламутр, шелк, газ, акварель, гуашь; позолота. Источник hermitage.guide

Еще один чудесный букет цветов на фоне пейзажа - работа фирмы «Faucon».

Веера пришли к нам с востока. По традиции, в китайских веерах было четное количество пластин, а в японских - нечетное. Судя по всему, веера Марии Федоровны таят в себе китайские корни))

Веер императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Слоновая кость, газ, акварель, гуашь; гравировка, позолота. Источник hermitage.guide

А вот этот веер мне нравится больше всех! На заднем плане угадывается пейзаж - восходящее солнце, горы, море. На переднем - великолепная ветка хризантем. Автор росписи - французский художник Луи Биллотей.

Японский сюжет, без сомнения. И опять четное количество пластин))

Веер императрицы Марии Федоровны. Франция, 1890-е. Перламутр, газ, акварель, гуашь; гравировка, позолота. Источник hermitage.guide

При изготовлении вееров существовало разделение труда - художник расписывал экран, один мастер изготавливал пластины, другой собирал весь веер воедино. В итоге - вот такое произведение искусства!

Каждую пластинку, каждый цветок можно разглядывать долго, настолько тонко и красиво все сделано. А хризантемы на лицевой пластине просто как живые!