Калининградский областной музе́й янтаря́ (ГБУК «Калининградский областной музей янтаря») находится в городе Калининграде. Решение о создании Музея янтаря было принято в 1969 г.]. Тогда же под него было определено здание — «Башня Дона» вместе с Росгартенскими воротами.

Башня Дер-Дона 04.jpg

Музей янтаря был создан в Калининграде потому, что недалеко, в посёлке Янтарном, находится крупнейшее (из разведанных) месторождение балтийского самоцвета — более 90 % мировых запасов.

Карьер в посёлке Янтарный. 

В течение десяти лет с 1969 года шёл процесс реставрации историко-архитектурного комплекса. Первая очередь Музея янтаря была открыта 29 декабря 1979 года в статусе филиала Калининградского областного историко-художественного музея.С 1979 по 1984 годы можно назвать периодом роста музея. Музей янтаря стал одним из самых посещаемых туристами мест города: количество посетителей в год достигало 400 тысяч человек, в том числе за счёт организованного на территории бывшего Советского Союза туризма. Музей был единственной институцией, представлявшей главный уникат области: Калининградский янтарный комбинат находился в закрытой для иногородних гостей зоне. За этот период выставка из собрания музея ездила по России, включая Сибирь и Дальний Восток, побывала в Швеции, Японии, в приграничных польских воеводствах — Эльблонгском и Ольштынском

В 1984 году Музей янтаря провел в Калининграде Всесоюзную научно-практическую конференцию «Естественная история янтаря и проблемы его художественной обработки». Ежегодно проводилась областная выставка «Янтарная осень», которая позволяла отслеживать процессы, происходившие в художественной обработке янтаря в Калининградском крае, и закупать в коллекцию музея лучшие изделия. В 80-х же годах состоялись поездки сотрудников в Латвию, где был отсмотрен большой материал в мастерских художников и приобретена коллекция произведений латышских авторов.

В период перестройки, 1985—1991 годы музей продолжал работать. Драматическим временем стал для музея период 1992—2002 годы: музей потерял статус филиала, превратившись в отдел Калининградского областного историко-художественного музея. Кроме того, ветшало здание, устаревало оборудование, прекратилось пополнение коллекции, то есть росла негативная репутация музея. Всё это привело к тому, что количество посетителей снизилось до 90 тысяч человек в год. При этом надо заметить, что в этой сложной ситуации успешно развивалась научная деятельность музея, сотрудники продолжали представлять его на научных конференциях по янтарю в Польше, Литве, Испании. Кадровый ресурс сохранился

Вид на здание с другой стороны.

В марте 2003 года Управление культуры администрации Калининградской области приняло решение о реструктуризации Калининградского областного историко-художественного музея и выделении Музея янтаря, в самостоятельное юридическое лицо. Началось его второе рождение. Сформировалась новая команда, разработана новая концепция развития музея. В этот период в Калининградской области были проведены выставки и издан ряд книг, которые существенно обогатили культурную жизнь всего региона, в том числе по теме «калининградский янтарь»

Внутренний дворик музея янтаря с фонтаном и бассейном в центре.

За 2007—2008 годы музей развивался благодаря программе «Развитие Государственного учреждения культуры „Калининградский областной музей янтаря“ и культурно-образовательного сектора янтарной отрасли в 2007—2011 годах», которая вошла составной частью в целевую программу «Развитие янтарной отрасли в Калининградской области на 2007—2011 гг.. За это время проведены ремонтные и реставрационные работы: отреставрированы фасад здания, крепостные стены и дамба, проведена гидроизоляция цокольных частей стен здания по всей окружности, сделано наружное освещение башни, отремонтирован и оборудован зал, предназначенный под Центр коммуникаций.

Также произведен капитальный ремонт второго этажа музея, заменены окна и двери, отреставрированы две диорамы, светильники, стенды, витрины, полностью переоборудованы и реконструированы электрощитовая и система пожаротушения. Вновь открыта экспозиция на втором этаже музея, в которой реконструированы некоторые экспозиционные зоны, например, «Включения в янтаре». Появились новые экспозиционные комплексы, такие как «Кёнигсбергская государственная янтарная мануфактура», «Янтарь в творчестве зарубежных художников» и др. Создана материально-техническая база музея: приобретены 30 компьютеров со скоростным выходом в Интернет, телефаксы, копировальный аппарат, сенсорные киоски, телевизоры, DVD-приставки, цифровые фотоаппараты, приборы для осушения и увлажнения воздуха. Ведётся электронный учёт коллекции музея, библиотеки и архива.

Фрагмент нижней панели янтарной комнаты.

Тарелки декоративные 17 век Германия. 

Часы настольные 1920-1940 г.

Шкатулка двухярусная. 17 век Германия. 

Инклюз с ящерицей

Янтарная комната

В числе стран-партнёров можно назвать Латвию, Литву, Польшу, Германию, Швецию, Данию, Японию, США, Италию, Австрию, Францию. В 2007—2008 годах Музей янтаря выставкой «Янтарный берег России» принимал участие в презентации Калининградской области в рамках IX фестиваля российского искусства в г. Канны, Франция. Затем выставка побывала в Германии, Латвии, Литве и Польше.

Янта́рь — окаменевшая ископаемая смола, затвердевшая живица древнейших хвойных деревьев верхнемелового и палеогенового периодов.

Amber Bernstein many stones.jpg

Французское названия янтаря (ambre) было заимствовано из арабского языка ( ʿanbar عنبر). Арабы считали камень затвердевшей росой, упавшей с неба. После трансформации в amber слово вошло во многие современные романские и германские языки. В Германии янтарь назвали нем. Bernstein — от нем. Brennenstein (горючий камень): он легко воспламеняется и горит красивым пламенем, издавая при этом аромат. Средненижненемецкое название распространилось также в Польше (польск. bursztyn), от которого в свою очередь произошли белорусское и украинское название янтаря — бурштын.

Греки называли янтарь электроном — по имени звезды Электра из семьи Плеяд в Созвездии Тельца. У древних греков янтарь вызывал особый интерес своей способностью электризации. Собственно, от греческого слова «янтарь» (др.-греч. ἤλεκτρον) и происходит слово электричество.

В Древней Руси янтарь назывался илектр или илектрон (от др.-греч. ἤλεκτρον, «янтарь»). В азбуковниках илектр описывается как «камень зело честен, един от драгих камней тако именуем, златовиден вкупе и сребровиден». Может быть, горючесть илектра и послужила поводом к появлению мифического «бел горюч камень Алатырь». Под именем «латырь» или «алатырь-камень», «бел-горюч камень» (по гипотезе Н. И. Надеждина это заимствование из греческого языка) встречается в былинах. На Украине его назвали укр. «горілий камінь» или укр. «бурштин».

Собственно слово «янтарь» (в форме «ентарь»), заимствованное, вероятно, из литовского языка (лит. gintaras), в древнерусском языке известно с середины XVI века (впервые засвидетельствовано в 1551 году). Украинское (как синоним слову бурштин), чешское, сербохорватское и словенское названия янтаря заимствованы уже из русского.

Имеет много поэтических названий — «слёзы моря», «дар солнца» "солнечный камень" и т. д.

Инклюз

Одним из существенных критериев различия, важным для технической квалификации, является число хрупкости ископаемой смолы. Оно определяется с помощью микротвердометра, исчисляется в граммах, и варьируется от величин, превышающих 200 г (в случае вязких смол типа сукцинита), до величин порядка 20—50 г — в случае хрупких смол типа геданита.

Картина с янтарём. 

Янтарь характеризует также степень прозрачности, связанная с неодинаковой концентрацией в его теле микроскопических пустот. По этому признаку янтарь может называться:

  • «прозрачный» — без пустот, высшего качества
  • «облачный» — полупрозрачный, с густотой полостей 600/мм2
  • «бастард» — непрозрачный, с густотой полостей 2500/мм2
  • «костяной» — непрозрачный, напоминающий по цвету слоновую кость, с густотой полостей 900 000/мм2
  • «пенистый» — непрозрачный, напоминающий внешне морскую пену, с разнообразными полостями от мельчайших до весьма крупных, в несколько мм[

Янтарь различают и по цвету: оттенков янтаря ничуть не меньше, чем цветов в спектре. Причиной такого разнообразия обычно становится присутствие в теле янтаря посторонних по отношению к смоле веществ и минералов. Например, серный колчедан или водоросли придают янтарю зеленоватый оттенок. Некоторые минералы могут даже обеспечить янтарю особый серебристый отлив.

Экспонат музея янтаря. 

Голый янтарь — это свежий, невыветренный самородок, первоначальный цвет которого ещё не изменился, либо камень, потемневший, имеющий красноватый поверхностный слой, который естественным образом был отшлифован морским песком в процессе волнения моря.

Согласно прочим характеристикам иногда выделяют «вскрышной янтарь» — залегает в пластах более поздних, чем типично несущий слой, образцы отличаются толстой коркой выветривания; «гнилой янтарь» — разновидность, являющаяся как бы переходной от сукцинита к геданиту (гедано-сукцинит), иногда «гнилым янтарём» ошибочно называют геданит; «незрелый янтарь» — иначе крантцит.

В янтаре нередко находят включения, так называемые инклюзы — частицы флоры и фауны, чаще всего насекомые, прилипшие к капле смолы, который затем покрывались новыми порциями смолы, что обеспечивало хорошую сохранность мельчайших деталей. Согласно российскому законодательству, инклюзы размером более 10 мм позволяют отнести камень к драгоценным.

Использование человеком янтаря известно с глубокой древности. Установлено, что янтарь был известен верхнепалеолитическому человеку: куски янтаря обнаружены внутри жилища этого времени в Межиричи (Днепропетровская область Украины

Прибалтийский янтарь очень активно разрабатывался в эпоху неолита. На Восточном побережье Балтийского моря известны исторические центры добычи и обработки янтаря эпохи неолита: район Куршской косы и Паланги в Литве и Сарнате(лат. Sārnate) в Западной Латвии, а также центр в Лубанской низменности (там находят пуговицы, цилиндрические пронизки, подвески, фигурные украшения, изображения, кольца, прочие типы изделий).

Древние египтяне использовали янтарь как для украшений, так и для мумификации. В Египетском музее Каира хранится корона Тутанхамона (1400—1392 гг. до н. э.) с жёлтым балтийским янтарём, окружённым бриллиантами, изумрудами и рубинами.

Уже в XVI века до н. э. янтарь был ценным предметом обмена и как товар завозился финикийскими торговцами в Вавилонию, а также в области микенской и италийской культур. Центром торговли янтарём тогда была Аквилея. В VI в. до н. э. янтарь с берегов Северного моря уже не морским, а сухопутным путём доставляли в Тартесс.

В III тысячелетии до н. э. существовал высокоразвитый промысел по обработке янтаря на восточной окраине Балтики, на озёрах Любаннер в Литве. В этой местности было найдено большое количество незаконченных изделий, а один круглый диск с крестообразным узором даже оказался в Дании. Характерными изделиями этого тысячелетия являются простые гладкие диски, а также диски с крестообразными узорами.

До конца XVI века большая часть янтаря использовалась для изготовления чёток и различных сосудов. Основными центрами по обработке янтаря были Брюгес — основанный в 1302 г. и Любек — основанный в 1360 г. (всего два цеха изготовителей чёток). Считается также, что янтарь обрабатывали и в Вейсмаре, но письменных источников, подтверждающих это, нет. Ручки столовых приборов из янтаря делали в течение всей эпохи Возрождения. Изготавливали и гораздо более сложные предметы (рельефы, фигурки и др.). В Померании в XV веке был основан цех Столпа. В Данцинге в 1477 году был основан цех по обработке янтаря. Продолжалось производство чёток из янтаря (такие чётки часто встречаются на картинах этого времени), а также изготовление и более крупных изделий (рельефы, библейские сюжеты и символы).

В 1533 году герцог Пруссии, гроссмейстер Тевтонского ордена Альберхт Гогенцоллерн, принявший лютеранство, передал право монопольно торговать балтийским янтарём Паулю Яски из Данцига, который начал развивать торговлю янтарём (но сохранил за собой права на весь белый янтарь побережья по всей Северной Европе, включая такие города, как Кёнигсберг, Аугсбург, Бреслау, Любек, Антверпен и т. д. за исключением своего родного города. Иногда Яски продавал янтарь в цеха города Данцига, но взаимоотношения с ними не были дружественными.

В XVI веке были основаны и другие цеха — в Кослине и Кольберге в Померании и в Эльбинге, но на передний план выдвинулся город Кёнигсберг, имевший развитые ювелирные традиции и пользовавшийся покровительством двора. Из-за высокой конкуренции с этим городом в середине 80-х годов XVI века был создан Союз янтарных цехов, объединивший города Кольберг, Столп, Данциг и Эльбинг, с центром в Данциге. В Кёнигсберге впервые широко стали изготавливать предметы из янтаря нецерковного назначения, например, сосуды с крышками. Это были закрытие сосуды на тонких ножках с основанием из янтаря, украшенные круглыми янтарными «шишечками», подобные серебряным изделиям XVI века из Антверпена. Семья Яски имела крепкие деловые связи в Антверпене и сохраняла монополию торговли янтарём в районе Балтики с середины XVI века до середины XVII века. В 1580 году по всему побережью были построены виселицы, чтобы положить конец воровству янтаря.

Шахматы из янтаря. Экспонат в музее янтаря.

Древнерусское государство

Янтарь был в ходу в виде украшений и в Древней Руси. Находили археологи его в Новгороде. На Рязанской земле была найдена мастерская по обработке янтаря с сырьём и соответствующими инструментами.

При археологических исследованиях Новгорода обнаружено большое количество кусков необработанного янтаря, изделий, заготовок и их обломков, всего не менее 7000 единиц. Это говорит о широком использовании янтаря в Новгороде. По мнению ряда исследователей янтарь поступал в качестве сырья из Приднепровья и Прибалтики]. Часть попавшего посредством торговли в Новгород янтаря шла как поделочный материал на нужды самих новгородцев, а часть шла на продажу в Среднюю Азию и на Восток.

Новгородские ремесленники подвергали янтарь механической и, возможно, термической обработке. Применяли следующие технологические операции: сортировка, раскройка, шлифование, полировка и сверление, огранка, гравировка. Предположение о производстве янтарного лака в Новгороде также подтверждают археологические данные.

Изделия, пользовавшиеся спросом показывает классификация находок из янтаря, например, Неревского раскопа датируемых серединой X — серединой XV вв.: бусины, кресты тельники, перстни, прочие изделия (пуговицы, серьги, кулоны).

Янтарные бусы — самые распространённые изделия этого периода. По форме различают

  • круглые в продольном сечении (с середины X в. до середины XIV в.);
  • эллипсоидные уплощённые (начало второй четверти XIII в. до начала второй четверти XV в.);
  • бипирамидальные (третья четверть XIII в. до конца XIV в.);
  • призматические (с середины второй четверти XIII в. до середины XV в.).

По форме лопаток и срединной части крестов в плане, их можно разделить на следующие типы:

  • стилизованные или с криновидными концами;
  • с прямоугольными концами (лопатками — с середины первой четверти XIV в. до середины XV в.);
  • с расширяющимися концами (два периода распространения: с конца второй четверти до начала четвёртой четверти XIII в. и с начала четвёртой четверти XIV в. до конца первой четверти XV в.);
  • срединно-выпуклые (с середины второй четверти XII в. до конца XIII в.).

Крайне редко мастера-янтарщики использовали имитационные операции для изменения цвета изделия, такие как «отпуск» и «осветление» Операцию «отжиг»они применяли в своей работе уже на рубеже X и XI вв., а «осветление» — с конца X в. до конца первой четверти XIII в.[56]

Вот так рискуя жизнью в шторма, с сачком добывают янтарщики камешки. Его можно выгодно продать с рук, хотя и не законно. Дома уже выбирая янтарики из водорослеймелких ракушек камней обычных.  

Механические часы с крутящимся циферблатом, в янтарном корпусе

Фигурка черепахи из бронзы и янтаря

Янтарь издревле применялся для изготовления всевозможных украшений и предметов быта. Из янтаря делали не только носимые украшения, но и практичные предметы, такие как портсигары, пепельницы, шкатулки, ларцы и даже часы. Особое место в искусстве занимает знаменитая Янтарная комната.

После Второй мировой войны секреты мастерства создания крупных янтарных изделий в большинстве своём были утрачены. Возрождение этих традиций в прибалтийских странах пошло разными путями. Также и в России образовались различные художественные направления. Их условно можно разделить на две «школы» — санкт-петербургская и калининградская. Последняя появилась, как результат многолетней самостоятельной практической работы с янтарём, где прежде всего ценится естественная красота солнечного камня.

Янтарь — хрупкий материал, его обработка приводит к существенному уменьшению первичного размера и веса камней, что в свою очередь приводит к удорожанию ювелирного изделия.

В настоящее время существуют оригинальные технологии обработки для придания янтарю желаемых цвета и фактуры: осветление, каление, нагрев, химическая обработка, шлифовка, огранка, резьба по камню и другие. Также особо стоит отметить прессованный янтарь.

Осветление янтаря проходит в специальных автоклавах, где из янтаря выпаривается влага (примерно 5-10 %). Полупрозрачные и прозрачные камни держат под давлением в азоте при температуре 250оС в течение 16 часов. Посредством осветления янтарь уплотняется, становится более прозрачным и менее хрупким, что благоприятно сказывается на его дальнейшей обработке, в том числе на сверлении (реже раскалывается).

Чтобы придать прозрачному янтарю более искрящуюся фактуру, применяют каление. В янтаре всегда присутствуют мельчайшие пузырьки воздуха, при калении в автоклаве они лопаются и образуют сверкающие линзы, диски или чешуйки.

Для изменения цвета янтаря применяют различные методы окисления (химический, термический). При окислении янтарь покрывается тонкой корочкой коричневого цвета. Окисление янтаря происходит не только искусственным способом, но и естественным — фотостарение. При лёгкой полировке корочка сохраняется, при шлифовке она снимется и янтарь становится таким, каким был от природы.

Если нагревать калёный янтарь, то получится тёмный камень с искорками. При нагреве янтаря до температуры 100—250 оС цвет прозрачного камня меняется со светло-жёлтого на более тёмный — вишнёвый. Нагревают янтарь только после осветления, иначе он разбухает и трескается.

При нагревании кусочки янтаря становятся очень пластичными. Это свойство используют при горячем прессовании, когда измельчённый в порошок натуральный янтарь рассыпают в пресс-формы. Под воздействием температуры и давления порошок превращается в вязкую массу. После охлаждения и затвердевания в фигурных формах получаются изделия из прессованного камня. Камень, полученный таким способом, носит название «амброид» (от англ. amber — янтарь). Янтарный порошок может быть смешан с различными красителями, что даёт возможность получать яркие контрастные цвета (белый, чёрный, красный) и оттенки близкие к натуральным (полупрозрачный зеленоватый, вишнёвый). При прессовании вместе с янтарным порошком могут использоваться отшлифованные кусочки янтаря различных фракций для придания эффекта мозаичности. Изделия из прессованного янтаря не уступают по красоте изделиям из монолитных камней, однако могут стоить значительно дешевле.

Та или иная техника обработки янтаря может быть использована не только для раскрытия природной красоты камня, но и быть данью моде, или маскировать дефекты (слоистость, трещины, мутность).

В старину для придания необходимой чистоты и оттенка янтарь прогревали в мелком песке или соли, держали в печи, варили в меду, масле или жиру. Старинные семейные рецепты до сих пор используются как эксклюзивные при производстве ювелирных украшений в Прибалтике.

Достижения ювелиров в янтарной отрасли демонстрируются на различных торгово-выставочных площадках, таких как «Балтик-Экспо» в Калининграде (Россия), «Amber trip» в Вильнюсе (Литва).

В России

Ожерелье «Зимушка».
1982 г. Эдуард Корбах, главный художник (1991—1992) Калининградского янтарного комбината. Янтарь, металл. Длина — 47 см.

Начиная с 1960-х годов шагом вперёд послужил выпуск Калининградским янтарным комбинатом брошей из камней неправильной, естественной формы. В них металл не играет декоративной роли: это янтарь на заколке. Такие украшения не утомляют однообразием, так как каждый янтарь отличается от другого. Перестали считать браком интереснейшие янтари с инклюзиями (включениями), проявлено некоторое внимание к мелким янтарям. Например, ожерелья и браслеты из мелких шлифованных, но сохраняющих естественную форму самоцветных камешков, снизанных на нит.

Ещё одна особенность калининградских мастеров 1970-х годов — создание многокомплектных гарнитуров, в состав которых входили кулоны, колье, броши, кольца, серьги. Отдельное внимание стали уделять сувенирной продукции: сказочным персонажам, историческим композициям (например, комплект «Русь»), романтическим и др. Творческая группа комбината из ремесла превратила обработку янтаря в искусство. Чаще стали изготавливать изделия с металлической оправой, с резьбой. Увеличился ассортимент, изделия изготавливали с большим разнообразием и индивидуальными чертам.

В 1990 годах мастера активно стали использовать красоту янтаря в сочетании с золотом, серебром и мельхиором[61].

Прежде чем браться за янтарь, художник работает с пластилином, карандашом и бумагой — ищет формы. Иногда сам камень подсказывает тему. В каждом случае нужна особая технология обработки[прояснить]янтаря.

  • В Оружейной палате Московского Кремля хранится более тридцати изделий из янтаря: сосуды, шахматы, подсвечники, блюда, ларцы. Многие из них преподнесены русским царям герцогами и королями Пруссии.

Мелкие зёрна, отходы ювелирного производства и загрязнённый некондиционный янтарь являются ценным химическим сырьём для производства янтарных кислот, масла и канифоли, применяющихся в парфюмерной, фармацевтической и лакокрасочной промышленности.

Янтарная кислота (двухосновная предельная карбоновая кислота) — вещество, впервые полученное в XVII веке методом перегонки янтаря. Поначалу использовалось в фармацевтике и парфюмерии, как стимулирующее процессы поступления кислорода в клетки и обладающее общеукрепляющими и восстанавливающими свойствами. Позже научились получать искусственную янтарную кислоту (как побочный продукт при производстве адипиновой кислоты или методом гидрирования малеинового ангидрида), что позволило значительно расширить сферы её применения: она применяется в пищевой промышленности, в растениеводстве, птицеводстве и животноводстве; в пищевой промышленности используется в качестве пищевой добавки E363.

Ещё в Древнем Египте использовали янтарь для мумификации фараонов. Это связано с тем, что янтарь способствует длительному сохранению животной и растительной плоти. Янтарь препятствует разрушению красных кровяных телец (гемолизу) и свёртыванию крови. Поэтому из него изготавливают медицинскую посуду, инструменты, приборы, связанные с переливанием и консервированием кров

создания декоративных внутренних трещин.

Некоторые имитации янтаря можно отличить визуально по своеобразным подтёкам смолы, образующим «капиллярную сетку». В шлифованных изделиях отличить подделку можно через годы, имитация не меняет цвет так, как меняет его натуральный (даже прессованный) янтарь.

Кроме того существуют технологии подделки инклюзов, когда насекомое или даже ящерица запрессовывается или запекается в специально подготовленную янтарную массу. Отличить такую подделку смогут только профессионалы. Если потереть о натуральную ткань запахнет смолой.

Можно и просто гуляя найти на берегу солнечный камень и взять на память.