Французский художник-импрессионист Фредерик Базиль родился 6 декабря 1841 года.

Его жизнь была очень короткой, всего 29 лет, что заставляет задуматься о том, как дорого наше время.

Как важно не тратить его впустую, а стремиться успеть сделать все для того, чтобы достичь своей мечты.

Родителя Базиля хотели видеть его врачом, поэтому настояли на изучении медицины.

Пока учился, посещал различные выставки и изучал живопись в мастерской Глейра. Там он знакомится с Моне, Ренуаром, Сислеем и многими другими художниками, ставшими в будущем известными во всем мире.

Фредерик Базиль. «Автопортрет» 1865-1866 холст, масло 108.9 x 71.1 см. Чикагский институт искусств, Чикаго

Искусство все больше захватывает Фредерика и занимает все его время в ущерб учебе.

Тяготеющий к живописи Фредерик провалил экзамены, отдав медицине два года.

Вернувшись домой, ему все же удается убедить родителей, что его путь - это творчество.

Его свободное плавание начинается с арендованной студии в Париже. Базиль очень сдружился с выше упомянутыми живописцами, вместе они проводили много времени, учились друг у друга.

Четверка часто посещала кафе «Гербуа», где всегда можно было встретить людей искусства, художников и писателей, в том числе Эмиля Золя, Марселя Пруста и Александра Астрюка.

А из окна своей студии Базиль видел, как пишет свои картины Делакруа. Вдохновения было хоть отбавляй.

Фредерик был из зажиточной семьи, поэтому мог позволить себе помогать своим друзьям, прозябавшим на тот момент в нищете. Делился с ними жильем и едой, и даже купил картину у Моне, чтобы хоть как то помочь ему финансово

Отличным примером бескорыстности для него стал Глейр, который учил живописи бесплатно, потому что на собственной шкуре испытал все тяготы начинающего художника.


Фредерик Базиль. «Семейный сбор». 1867 г. Масло, холст. Музей д’Орсе, Париж, Франция

Солнечный свет, проникающий сквозь листья кроны деревьев, который падает неровными пятнами на землю – этот приём впервые стали использовать именно импрессионисты и достигли в нём филигранности. Достаточно вспомнить Ренуара. Но и Базиль, который стоял у истоков художественного течения, не преминул поэкспериментировать над этим живописным элементом. А заодно и поработать на пленэре, поместив людей в пейзаж (излюбленная тема для мастера).

В качестве действующих лиц художник выбрал свою семью – 10 человек, не забыв при этом и про себя. Зритель может увидеть Фредерика Базиля собственной персоной в дальнем левом углу. Сразу можно заметить некую чопорность присутствующих и отметить их застывшие позы, но сколько здесь самобытного в цветовом плане, а также в трактовке людей. Мы видим индивидуальный портрет каждого из действующих лиц, с индивидуальными чертами и характеристиками.

Группа людей полностью располагается в тени деревьев, а на переднем плане можно заметить лаконичный натюрморт из шляпки и цветов. Известно, что изначально вместо натюрморта Базиль изобразил здесь небольших собачек. Картины даже успела побывать на выставках, но вернувшись в мастерскую, Базиль решил её переработать, изменив передний план.

Роль солнечного света в картине, как водится у импрессионистов, значительна – солнце делает цвет одежды дам ярче и «воздушнее», что резко контрастирует с чёрными костюмами мужчин.

Картина Базиля была принята на выставку в Салон, что можно было считать официальным признанием. Вместе с тем, работы близких друзей, например, Моне, были резко раскритикованы и отвергнуты комиссией, как безвкусные. Базиль, который разделял вкусы импрессионистов, оправдывался перед друзьями, что его работа «В кругу семьи» была принята к выставке просто по ошибке.(описание картины отсюда)

«Действительно очень красивый юноша, аристократичный, надменный, ужасный в гневе, а обычно очень добрый и милый»  Эмиль золя о художнике

Фредерик Базиль «Автопортрет» II Масло, холст. Частная коллекция

Фредерик Базиль «Пейзаж в Эгес-Морте». Описание картины

Фредерик Базиль «Пейзаж в Эгес-Морте».1867 г. Масло, холст. Музей Фабра, Монпелье, Франция

Молодой, но от природы талантливый художник быстро понял, что солнечный свет в его родных местах хоть и особенный, но представляет определенную трудность для пленэрной живописи. Яркое солнце создавало более сильные контрасты, и для художника, работающего в стиле импрессионизма, достигнуть тонального единства создаваемой композиции, становилось иногда проблематичным.

Картина «Пейзаж в Эгес-Морте» – один из удачных вариантов решения такой задачи.

Порт-крепость Эгес-Морт место историческое, поместье Базилей Монпелье находилось в 80 км от этого средневекового сооружения. (отсюда )

Фредерик Базиль «Королевский порт в Эгес-Морте»

Фредерик Базиль «Королевский порт в Эгес-Морте» 1867 г. Масло, холст. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Фредерик Базиль - «Терраса в Мерик» 1967 г. холст,масло.97x128 см Музей современного искусства Пти-Пале, Женева

Базиль начал писать "Террасу в Мерик" летом 1866 года, предположительно в то же время или вскоре после завершения "Этюда с цветами". Осенью 1866 года он забрал картину с собой в Париж, чтобы успеть подготовить ее к Салону 1867 года. Композицию полотна можно условно разделить на три группы. Справа в высокой фигуре мужчины можно легко узнать самого Базиля, беседующего со своей тетей Адриенн де Хорс, кузиной Терезой де Хорс, уже знакомой зрителю по холсту "Розовое платье", и, возможно, самой младшей из кузин Камиллой де Хорс. 

На заднем плане уединились будущие владельцы картины, а именно старшая из трех сестер Полина де Хорс со своим будущим супругом Эмилем Теулоном. Слева на переднем плане изображена девочка, играющая с двумя собаками. Ее шляпка лежит на земле рядом. Сидящие на скамейке слева мужчина и женщина наполовину скрыты, так же как и садовник, стоящий перед домом за группой из четырех человек. 

Вероятно, это итальянский отец девочки, занятой игрой. Несмотря на обилие персонажей, картина не считается ни групповым портретом, ни пейзажем. Причиной этого служит масштаб, выбранный Базилем для изображения большого пространства, из-за чего фигуры людей на террасе слишком малы. В картине "В кругу семьи", написанной на следующий год, автор исправил этот недостаток. 

В течении трех лет подряд Базиль посвящает себя полотнам в семейном поместье Мерик под Монпелье, изображающим группы людей или отдельные фигуры на открытом воздухе. Первые два года местоположение не меняется - это терраса, окруженная двумя большими каштанами в конце сада поместья Мерик. Летом 1868 года художник расширяет пространство в работах "Рыбак с сетью" и "Вид на деревню". 

В 1869 году он продолжает это направление со своей "Летней сценой". В апреле 1867 года Базиль предлагает холст Салону, но получает отказ. Вместе с ним жюри Салона рассматривает "Женщин в саду" Моне и "Диану" Ренуара, также содержащие сцену под открытым небом. Но, как и Базилю, работам его друзей отказывают в участии. 

Находясь в частном собрании, край полотна "Терраса в Мерик" страдает от огня, после чего подвергается грубой и неумелой реставрации. И лишь в результате приобретения ее музеем Пти-Пале в Женеве, картина восстанавливает свой вид до первоначального состояния.

Фредерик Базиль. «Пейзаж на берегу Лез» 137.1×200.6 см, 1870 г.

Фредерик Базиль. "Терасса в мерике" (Олеандр) 1867 г. Масло, холст.  56х98 см. Художественный музей Цинциннати, Цинциннати

Эта незаконченная картина представляет террасный сад в родовой усадьбе семьи Базиля в Мерик, неподалеку от Монпелье. Расположенное на юге Франции, обширное поместье включало английский сад, засаженный орхидеями и душистыми средиземноморскими цветами. Близкие отношения художника с Моне и Ренуаром заставили его по новому взглянуть на привычный антураж семейного дома, служившего местом летнего отдыха. Именно здесь было создано грандиозное полотно "В кругу семьи" с портретами родных и знакомых Базиля. Данная работа могла служить одним из эскизов будущего холста, написанного тем же летом.

Фредерик Базиль «Маленький садовник», Около 1866-1867, холст, масло, Музей изящных искусств, Хьюстон

Сдержанный лиризм, романтика, мастерское владение цветом – вот основные черты стиля одного из родоначальников импрессионизма Фредерика Базиля. Представленная работа как нельзя лучше показывает пристальный интерес живописца к пейзажу, и не просто к природе, а гармоничного нахождения на её фоне человека. Для этого живописец, поклонник барбизонской школы, всегда работал на пленэре.

Картину «Маленький садовник» Базиль начал писать в 1867 году. В это время мастер вместе со своей семьёй отдыхал в загородном доме родителей в местечке Мерик. Это была традиционная поездка в летний отпуск, где художник помимо отдыха продолжал работать и экспериментировать. По левому нижнему углу можно заметить, что произведение так и не было закончено.

На полотне мы видим большой ухоженный сад. Кульминационным центром композиции является цветущий алыми цветами куст олеандра, несмотря на то, что этот элемент физически смещён от самого центра в левую сторону. Разлапистая ель, тяжёлые кроны деревьев на заднем плане гармонируют с идеально ровно постриженной травой. А над всей этой рукотворной красотой раскинулась яркое голубое небо с редкими островками облаков. Зритель не видит самого солнца, однако, явственно его ощущает по залитому его светом саду, который буквально светится изнутри.

Человеку здесь Базиль отвёл роль стороннего наблюдателя – молодой парень, одетый в простую одежду, будто примеривается: какая работа ему предстоит сегодня. Как красноречива его поза! Мы не видим лица садовника, но без сомнения ощущаем эту задумчивость. Он будто на секунду остановился, чтобы «прикинуть», спланировать свой день и вот-вот снова двинется вглубь сада.

Картина очень гармонично решена и в цветовом плане – богатство колорита, контрасты ярких растений и глубоких непроницаемых теней от солнца, объём и динамика, созданная именно цветом, а не линией. Базиль уверенно пробовал «на вкус» только-только созданную им и его друзьями (Моне, Ренуаром) эстетику нового течения в изобразительном искусстве. (описание картины)

Фредерик Базиль. Туалет. 1870.  холст, масло. 132 x 127 см  Музей Фабра, Монпелье

Интересное замечание, из письма художника матери :

"На картине будут изображены три женщины, одна из которых полностью обнажена. Я нашел превосходную модель, которая обойдется мне в 10 франков в день, плюс плата за проезд ее, и сопровождающей ее матери".

Фредерик Базиль. Цветы, 1868. холст, масло. 130 x 97 см Музей изобразительных искусств, Гренобль, Франция

Написанный в родовом семейном поместье в Мерик, этот амбициозных размеров натюрморт поражает обилием цветов самых разных сортов. На мраморном столике эпохи Людовика XV установлена фаянсовая ваза с огромным букетом георгинов, гелиотропов и амарантов, переплетенных между собой. С правой стороны стену прикрывает ветка бигнонии, украшенная мелкими оранжевыми цветками. 

Рядом на столике представлен еще один букет георгинов, бутоны цветов которого подобно водопаду ниспадают вниз. Свет, проникающий в сцену, вибрирует на текстурах цветов, показывая способность художника управлять малейшими цветовыми оттенками. Приняв критику написанного двумя годами ранее "Этюда с цветами", Базиль придал картине большую детальность и декоративность. 

Находясь вдали от влияния Моне и Мане, молодой художник мог написать эту работу, как дань уважения Делакруа, в частности его натюрморту "Ваза с цветами на столике", написанному между 1848-1849 годами. Предназначенный для кузин живописца, натюрморт был написан зимой 1868 года, когда Базиль дорабатывал масштабное полотно "В кругу семьи" для парижского Салона.

Фредерик Базиль - " Натюрморт с виноградом и орехами " 1865 г. холст, масло. 38 x 46 см Частная коллекция

К натюрмортам художник обращался в поисках изучения формы и света и из-за нехватки денег. В его багаже есть изображения угрей и карпов, цаплей, являющихся трофеями семейной охоты, а также букетов из тюльпанов, сирени и роз. Ровные и быстрые штрихи, отсутствие выдумки, резкая бесстрастность, пронизывающая объект рисования, распространяют волнующий реализм.

Среди ранних работ данный натюрморт с виноградом и грецкими орехами, выполненный в 1865 году, демонстрирует несравненное мастерство в живописи, которое приобрел Базиль. Это поразительное полотно контрастирует с другими картинами, наивность которых удивляет, среди них "Этюд в Сен-Совёр" 1863 года, "Лежащая обнаженная" 1864 года и "Сен-Совёр" 1865 года.

Выбор предметов в натюрмортах очень часто имел религиозное или литературное значение, в данном случае с церковной точки зрения виноград - символ Святого причастия, грецкие орехи - символ самого Христа, с повседневного взгляда эти предметы могут символизировать время года осень. На полотне царит свет, который исходит от винограда и орехов. 

Последние залиты солнцем благодаря богатому материалу, используемому Базилем. Сочный спелый виноград с зелеными веточками лежит на еле заметной белой тарелке, стол и стена на заднем фоне окрашены в коричневато-желтый цвет с зеленоватыми мазками. Художник уже обращался к бытовым темам в картинах "Бульонные крышки" и "Две селедки" в 1864 году.

Этот натюрморт напоминает работы Мане, к которому Базиль приблизился, особенно в своих картинах негритянок с пионами. Базиль - художник исключительного таланта, способный рисовать все, но его прогресс навсегда останется неизвестным.

Фредерик Базиль - "Тереза читает в парке Мерик " холст, масло. 92 x 59.2 см частная коллекция

Моделью для настоящей работы стала Тереза де Хорс, одна из кузин Базиля и главный персонаж его самых известных полотен, в том числе "Розовое платье" и "В кругу семьи". 

Семейства Базиля и де Хорс собирались вместе в поместье Мерик, великолепной усадьбе в Кастельно-ле-Лез недалеко от Монпелье. Мерик имел центральное значение для обеих семей, служа им не только летней резиденцией, но и источником дохода, учитывая тридцать акров виноградников, высаженных на его обширных угодьях. Как однажды написал Габриэль Сарраут: "Мерик для Базиля всегда был синонимом божественно длительных каникул". 

Именно здесь художник сделал большинство из своих величайших вкладов в исторический канон импрессионизма, а его сады послужили фоном для многих шедевров, включая масштабное полотно "В кругу семьи", которое было написано тем же летом, что и "Тереза читает в парке Мерик".

Написанная всего за три года до смерти художника в 1870 году, эта работа является одной из 60 картин Базиля, созданных за его короткую карьеру. 

Тема чтения на открытом воздухе была частым мотивом у художников-импрессионстов, позволяя им уловить гармонию между погруженным в книгу человеком и окружающей его природой. 

Эдуард Мане, Клод Моне и Мэри Кассат демонстрируют эту взаимосвязь, помещая женскую фигуру с модным журналом или газетой в руках в их естественную среду обитания. 

Франсуа Дауде, описывая повседневную жизнь в Мерик, точно воссоздал показанную сцену: "Замечательные кузины! Еще несколько лет назад они разделяли игры и мечты с Фредериком. А теперь они завораживают его глаза... Они блуждают прохладным утром или теплым вечером, свободны и защищены под сосновыми террасами, где эхо продолжает их смех. Или сидя у любимого дерева, они читают, беседуют или вышивают."

Он очень любил писать природу, мог часами смотреть на быструю речку, а так же восторгался человеческой красотой, что заметно в его работах.

Все его картины красочные и живые, яркие представители классики мировой живописи.

В своих картинах он хотел запечатлеть все свои чувства и ощущения. Но в те времена публика не воспринимала новое направление – импрессионизм (естественность). Поэтому действительную популярность и известность многие художники того времени приобрели посмертно.

Фредерик Базиль «Натюрморт с рыбой». 1866 г. холст, масло Институт искусств, Детройт

Фредерик Базиль «Лежащая обнаженная» 1864 г. холст, масло. 70.5 x 190.5 см Музей Фабра, Монпелье

Картина "Лежащая обнаженная" была написана летом 1864 года и стала одной из первых больших работ Базиля. В июле этого года он проваливает экзамен и фактически бросает учебу в медицинском училище, чтобы полностью заняться живописью. Вскоре после поездки с Моне в Нормандию Базиль приступает к "Лежащей обнаженной", чтобы завершить картину до своего возвращения в Монпелье в августе.

В письмах своим родителям он неоднократно упоминает, что должен отложить дату своей поездки в Монпелье из-за возникших сложностей с завершением "Обнаженной". Возможно, что картина предназначалась его родителям в качестве демонстрации серьезной приверженности к живописи в тот момент, когда он забросил свои занятия по медицине. 

Выбор темы ню для подобной цели может удивить, однако родители Базиля конечно же не были художественными ханжами и хорошо знали своего соотечественника Кабанеля, чье полотно "Рождение Венеры" было столь же откровенным. К тому времени картина уже была хорошо известна, получив главный приз в Салоне 1863 года и обратив на себя внимание Наполеона III. Хорошо известно, что Базиль презирал Кабанеля, и это могло стать причиной его отказа от мифологической или исторической формы. 

Даже взгляд обнаженной модели устремлен в сторону от наблюдателя. Девушка лежит на спине отвернувшись от зрителя, ее ноги скрещены, кусок материи наброшен на бедра, чтобы сохранить хоть каплю скромности. Интересно, что на предварительном наброске к этой работе Базиль изобразил женщину абсолютно обнаженной. 

Источником вдохновения для автора могли служить две работы: картина семнадцатого века "Юная мученица" Гвидо Каньяччи, хранящаяся в музее Фабра с 1852 года, и набросок обнаженной вакханки, который Базиль мог видеть в мастерской своего учителя Шарля Глейра. Антураж с тканью, подушкой и туфлей можно с некоторой натяжкой интерпретировать, как незначительное заимствование из "Алжирских женщин" Делакруа. В то же время картина является доказательством огромной неоднородности скромного творчества Базиля. 

В работах его молодых коллег нет ничего подобного. Лишь у Кайботта в его ранних произведениях можно найти откровенное ню, но это произошло почти десять лет спустя

Фредерик Базиль «Купальщики (летняя сцена)» 1869 г. Масло, холст. Художественный музей Фогга, Гарвардский университет, Кембридж, США

Базиль старается так выстраивать композицию, чтобы «модели» выглядели непринужденно, как, например, мы это можем видеть на картине «Летняя сцена. Купальщики». Картина интересна и тем, что на ней Базиль раньше других импрессионистов начал писать на пленэре обнаженные фигуры (торсы). На полотне семеро мужчин и мальчик купаются, загорают, меряются силами, а вокруг — красота прекрасного летнего дня! Картина была показана на выставке Салона в 1870 году.(описание картины отсюда)

Фредерик Базиль «Этюд с цветами» 1866 г. 98 x 88 см. Масло, холст. Частная коллекция 

Не все творчество Базиля имело успех. Строгие жюри Салона принимали его работы довольно избирательно.

В 1866 году он предложил Салону две свои картины: «Девочка у пианино» и «Натюрморт с рыбой». Утвердили только последнюю.

Самой популярной его работой стала картина – «Семейное воссоединение», где изображена вся его семья.

Картина была выставлена в Салоне в 1869 году, наряду с картиной «Вид деревни», изображающей девочку, сидящую на холме, у подножия которого расстелилась деревня. В 1870 так же отвергли картину «Мастерская художника на улице Кондамин» в пользу «Купальщиков».

Базиль и его друзья многократно обсуждали идею создать собственную выставку, не зависящую от мнений жюри Салона. Идея воплотилась в реальность через четыре года после смерти Фредерика.

Фредерик Базиль. Портрет Ренуара, 1867.Частное собрание

Жан Фредерик Базиль. В « В деревне » («Вид на Кастельнуа-ле-Лез»)1868. 130 x 89 см. Холст, масло Франция. Монпелье. Музей Фабра.

Полотно «В деревне» («Вид на Кастельнуа-ле-Лез») представляет типичную для его творчества картину, на которой изображена девушка на фоне летнего пейзажа.В совершенстве овладев цветопередачей, Базиль сделал еще один шаг в творческом развитии, и добился того, что мог правдиво донести до зрителя материальную сущность изображаемых в произведениях предметов.

Несмотря на постоянные колебания в своей живописной технике, а также заимствование приемов у коллег по цеху, по своей сути, художник придерживался традиционности.

Портретные работы Базиля характеризуются лиризмом, не выходящим за рамки сдержанности, и человек в пленэре представлял для него огромный интерес; эту тему он постоянно развивал и совершенствовал.

Фредерик Базиль «Портрет Эдмонда Мэтра» 1869 г. холст, масло. 83 x 64.2 см Национальная галерея искусства, Вашингтон

Со схожим для высшего класса воспитанием, общими интересами в искусстве, а особенно страстью к музыке, Фредерик Базиль и Эдмонд Мэтр быстро стали друзьями после встречи в Париже в 1865 году. 

Неудовлетворенный фронтальным портретом Мэтра, который он сделал за два года до этого, (тот портрет в подборке ниже) Базиль принимает другой подход для этого более интимного изображения своего друга. Сидящий в профиль, откинувшийся на стуле, Мэтр читает книгу, держа ее на коленях. Погруженный в чтение, он явно забыл о тлеющей сигаре в правой руке. Одежда элегантна, но не совсем обычна: теплые коричневые брюки и темно-синий шелковый галстук уравновешивают тяжесть его черного пиджака. Веточка фиалки, спрятанная в лацкане пиджака, добавляет нотку цвета в излишне мрачную композицию.

Фредерик Базиль «Портрет Эдуарда Блау»

Фредерик Базиль «Портрет Эдуарда Блау» 1866 г. 59,5х43,2 см. Масло, холст. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Фредерик Базиль "Луис Ореоль ловит рыбу " 1870, 103×55 см Частная коллекция 

К 28 годам до гибели на Франко-прусской войне в 1870 году Фредерик Базиль  успел написать около 60 работ.

Самая известная картина Базиля "Розовое платье" написана в 1864 году. На картине кузина Фредерика Базиля, Тереза де Орс, семья которой часто летом гостила в поместье Базиля в Мерик. Дом и окружающая его территория были чуть повыше, с видом на деревню. Базиль изобразил Терезу на террасе в дальнем конце сада. Она одета в простое платье с вертикальными розовыми и серебристо-серыми полосами, и черный фартук. Тереза сидит спиной к зрителю, и смотрит в сторону деревни, крыши домов покрыты оранжевой цветной черепицей, типичной для той местности.


Фредерик Базиль. Розовое платье, 1864  холст, масло. 147 x 110 см  Музей Орсе, Париж

На холсте изображена Тереза де Хорс, одна из кузин автора. Базиль и семья де Хорс проводили каждое лето в имении Мелик, в Кастельно-ле-Лез, деревне недалеко от Монпелье. Дом и окружающий его сад находились на небольшом возвышении, давая чудесный вид на деревню. 

Базиль разместил Терезу на террасе в дальнем конце сада. Она одета в простое платье с вертикальными розовыми и серебристо-серыми полосами, и черный фартук. Она сидит спиной к зрителю и смотрит в сторону деревни, крыши домов покрыты типичной оранжевой черепицей. Базиль обрамляет центр картины деревьями, чтобы подчеркнуть контраст между дальним видом и передним планом.

 Эта техника часто использовалась живописцами Барбизонской школы. В предварительном наброске Тереза повернута лицом к зрителю, представляя традиционный портрет. Интересно отметить, что художник наконец решил показать свою модель со спины, тем самым создав в своей картине атмосферу спокойствия и сопереживания.

Фредерик Базиль. "Мастерская художника на улице Кондамин, 9 в Париже," 1870 г. холст, масло. 98 x 128.5 см Музей Орсе, Париж

В мастерской Шарля Глейра Фредерик Базиль подружился с Моне, Ренуаром и Сислеем, которые разделяли его восхищение Мане. Мастерская Базиля позволяет взглянуть на близкие отношения этих художников. Действие картины происходит в мастерской на улице Ла Кондамин, которую Базиль делил с Ренуаром с 1 января 1968 года по 15 мая 1870 года. Базиль находится в центре с палитрой в руке. 

В письме отцу он пишет: "Мане нарисовал меня". В высокой и стройной фигуре молодого человека можно действительно увидеть энергичный стиль Мане. И действительно, Мане в шляпе смотрит на холст, размещенный на мольберте. 

Справа Эдмонд Мэтр, друг Базиля, сидит за роялем. Над ним висит натюрморт Моне - напоминание о том, что Базиль помогал ему материально, покупая его работы. 

Три персонажа слева более сложно определить, возможно это Моне, Ренуар и Захария Аструк. 

Вокруг Мане и его почитателей висят различные картины Базиля, в частности отвергнутые Салоном, это "Туалет" над диваном и "Рыбак с сетью" выше и слева. 

Справа от окна висит большой обрамленный холст Ренуара "Пейзаж с двумя людьми", не принятый Салоном в 1866 году.

Фредерик Базиль - " Негритянка с пионами " холст, масло. 60 x 75 см Музей Фабра, Монпелье

В начале 1870 года Базиль, работая в Париже, нарисовал две версии композиции, изображающей чернокожую девушку с букетом пионов. Поводом для их создания стала возможность показать способности Базиля в изображении цветов и демонстрация красивой модели, которую он нашел для своего амбициозного полотна "Туалет". 

К тому времени Курбе и Дега уже создали жанровые картины, в которых женщины и цветы соперничали за внимание зрителя, однако Базиль без всякой видимой иронии отсылает нас к чернокожей служанке с цветами в знаменитой "Олимпии" Мане. Это вторая, безусловно улучшенная версия картины; свет падает по диагонали, что более убедительно показывает глубину пространства и обеспечивает возможность манипулировать светом и тенью для создания большего рельефа.

Фредерик Базиль - Пейзаж реки Лез 1870 холст, масло. 137.1 x 200.6 см. Институт искусств Миннеаполиса, Миннеаполис

Этот наиболее известный пейзаж стал последней работой Базиля, погибшего 28 ноября 1870 года во время Франко-прусской войны.

 В июне 1870 года Базиль приступил к работе над картиной, а уже 16 августа записался добровольцем в третий полк Зуавов. В письме своему отцу в июне он писал: "Я начал работу над большим пейзажем", а спустя всего два месяца в письме Эдмонду Мэтру: "Я почти закончил ландшафтный холст". 

Вдалеке от Парижа, ни на что не отвлекаясь, Базиль создал картину в рекордно короткие сроки. "Я живу в деревне совершенно один. Мои кузины и брат на курорте, мой отец и мать сейчас в городе. Это одиночество неимоверно радует меня, оно заставляет меня много работать и много читать", пишет он Мэтру. 

Из письма брату можно точно определить место в Монпелье, изображенное на картине: "берег реки Лез близ мельницы у Навилау и дороги в Клапье". 

На полотне изображен южный пейзаж с типичной для юга растительностью и интенсивным светом с контрастными тенями. Действительно, эта работа сильно отличается от пейзажей, сделанных художником около пяти лет назад.

***

Подводя итог, процитирую кратко о художнике:

" Базиль долгое время был неизвестен публике, и только в 1950-1960-х годах его полотна вышли из семейных коллекций и стали достоянием общественности. Его картины современны, выразительны, ярки, композиционно сконструированы, где каждая деталь отражает ясность и правдивость. 

Все мотивы, предлагаемые природой, позволяют Фредерику раскрыть свои способности художника, которые расширяются до всех жанров, пейзажей, натюрмортов, сюжетов на открытом воздухе, где солнце управляет контрастами, и интерьерных сцен, где модели оживляют их.

Творчество Базиля в начале карьеры очень разнородно. Его стиль, по молодости лет, еще не был зафиксирован, техника не была единообразной и линейной. Воспитываясь на работах Курбе и Делакруа в музее Фабра, беря уроки рисования в мастерской Шарля Глейра, Базиль в своих работах осуществил переход от французского классицизма к импрессионизму. 

Воспитываясь в буржуазной семье, Фредерик создавал свою слишком короткую карьеру между Монпелье и Парижем, между двумя полюсами своей жизни, географически и психологически далекими друг от друга. Край реки Лез, бастион Эг-Морт, семейное поместье в Мерик, являясь незабываемой территорией юношеских лет, составляли исходную точку его творчества...."

В указанном ниже источнике, откуда я взяла материал, картин мало, поэтому добавила от себя и , как всегда , добавила  сведений  из некоторых разных источников, ссылки в теме.

Источник-1(идея поста)

Источник -2 (описание картин)