Масляная живопись — одна из живописных техник, использующая масляные краски для росписи полотна. Чаще всего масляные краски наносят на льняной или хлопковый холст, или на деревянную панель. Первым делом на поверхность будущего произведения наносится грунт, чтобы улучшить адгезию масляной краски с поверхностью и воспрепятствовать растеканию краски по полотну.

Грунт может быть, например, акриловым. Его наносят в 4-5 слоев и дают высохнуть. На это уходит около 1-го дня. Затем акриловый грунт покрывают тонким слоем льняного масла или специально предназначенным для этого клеем. От качества грунта зависит результат работы мастера. Например, яркость красок и долговечность работы: цвет полотна может приобрести жухлость, если грунт излишне впитывает масло.

Фото: yandex.ru

Фото: yandex.ru

Исторически сложились три основные группы красок: высокохудожественные, студийные и эскизные.

К первой группе относятся немецкие Schmincke. Их история похожа на захватывающий арт-детектив. В конце XIX века немецкие химики Д. Горадам и Г. Шминке узнали, что профессору флорентийской Академии Чезаре Муссини известна рецептура изготовления красок из смоляных масел, которую использовали старые флорентийские мастера. До того, как был изобретен тюбик из олова, краски на основе смолы практически перестали использовать, а их рецепт забыли, потому что они не были пригодны для длительного хранения и использования на открытом воздухе.

Художник-академист Чезаре Муссини (1804-1879 гг.) был хранителем рецептуры смоляно-масляных красок и использовал их для всех своих работ, в том числе для работы над картинами для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. С 1845 по 1850 он создал шесть картин, из которых сохранились только три. В нишах пилонов можно увидеть "Обрезание", "Крещение Иисуса Христа" и "Сретение".

Считается, что химики отправились во Флоренцию и купили у художника его формулу. Датой покупки называют 1881 год, хотя Муссини умер в 1879. Скорее всего, Муссини не хотел отдавать рецепт иностранцам, и после его смерти это сделал кто-то менее патриотичный и более меркантильный. Тем не менее, краски были названы в честь профессора: "Масляные краски на основе смолы Муссини".

Как выяснилось после разрушения Бамианских статуй Будды, масляная живопись была в ходу уже в VII веке до н. э.