Бабушка рядышком с дедушкой. Кукольные миниатюры Ирины Верхградской. 
Миниатюрный мир из шелка и пластика.
Автор первого поста - Анна Резникова

Ирина Верхградская из Новосибирска начала делать куклы еще в детстве, но серьезно вернулась к своему увлечению 30 лет назад, когда начала шить кукол для своих маленьких детей. Сейчас в ее коллекции более 1500 миниатюрных работ, но известной ее сделали прежде всего очень точные и трогательные сцены из повседневной жизни.

Ирина Верхградская и ее куклы

«Когда мне было 10 лет, я попала в больницу. Сестра передала мне маленькую шитую куколку – она сама сшила её, крошечную – и к ней халатики, платьица, кофточки. Я стала играть, увлеклась этим. Когда выписалась и пришла домой, кукле понадобились подружки, папа с мамой, бабушка с дедушкой. Сестра две-три куклы сделала, а потом восстала и отказалась. Пришлось мне самой осваивать, – рассказывает Ирина Верхградская. – Потом я так увлеклась что, будучи в последних классах, мои подружки бегали на танцы, а я шила этих кукол. Но уже не для игры, а разрабатывала образы. Например, профессор и его жена. Жена такая красивая, а он, разумеется, старенький. Рисовала ему антикварные книги, фолианты какие-то, а ей – журналы мод».

Учеба, взрослая жизнь, семья и работа отвлекли Ирину Ивановну от увлечения. Снова к нему она вернулась лишь спустя годы, когда подросли её дети.

«Перед перестройкой, в 80-е годы полки опустели, игрушек не было. Я перед Новым годом вспомнила об игрушках, потому что не смогла купить хороших игрушек детям. Уложила детей спать и шила. По одному Деду морозу, по Снегурочке. Сыну сшила шофера и милиционера в фуражке. Дочери – маму с дочкой. Когда они получили их, я заметила, что с утра до вечера у них не заканчивается игра. Потом они начали еще просить: сделать пирата, индианку (по телевизору тогда шла «Зита и Гита»). Я выполняла эти просьбы в силу возможности. Дети не баловались – знали, что если тихо и спокойно дома, то мама сядет шить».

Мастерица из Сибири создает до боли правдоподобные сюжеты из жизни пожилых людей

«Куда же я без тебя!»

Создание целых коллекций началось с одной принцессы, которую попросила дочка Ирины: пираты у детей были, а спасать от них было некого. В принцессу мастерица вложила, как говорится, душу, украсив её платье рюшечками, оборочками, бантиками и бисером. «Мне стало жалко отдавать ее на растерзание, я дала играть, но попросила, чтобы ее ставили на полочку после игры. С этой принцессы все и началось», – говорит Ирина Ивановна.

https://4s-info.ru/wp-content/uploads/sites/2/2020/03/0kQkymWU5Xk.jpg

Детство 50-60-х годов. «Переводные картинки»

Детство 50-60-х годов. «Переводные картинки»

Из серии «Дорогие мои старики». Кавалер. В доме престарелых

«Я никогда не думала, что я зациклюсь, как сейчас, на этих старичках. Мне интереснее было развитие общей истории, а потом как-то я сделала бабулечку, посадила её на скамейку. Она сидит в зимнем пальто, варежку с одной руки сняла. Сфотографировала ее, выложила в интернет и подписала: “Весна”. Столько отзывов получила! Я поняла, что это нашло отклик. И сюжеты не надо придумывать, их очень много: это все реальная жизнь, это все у нас у каждого в памяти. Бытовые сюжеты, который каждый видел в своей жизни», – продолжает она.

Антураж и аутентичность создает не только одежда маленьких персонажей, но и окружающие их детали: зеркало с прикрепленными на нем фотографиями, таз, утюг, занавески, тумбочки и серванты. Все они тоже созданы вручную.

«Это все из нашей жизни. Тут самое главное вовремя остановиться, не переборщить, не перегрузить обстановку. Много в памяти разных деталей интерьера, но лучше сделать меньше, чтобы каждая привлекала внимание. Мне люди пишут: “у нас точно такой сервант был”, “это картина из моего детства”. Купить такое невозможно», – отмечает Ирина Верхградская.

(отсюда)

Из серии «Дорогие мои старики»

Такие детали создаются из картона, пластмассы, да и вообще из любых подручных материалов. «Раньше что-то из домашних запасов резала. Новые комбинации на кружево отрезала, жертвовала своими вещами. Что-то могла купить. Было даже такое, что я иду по улице и вижу что-то блеснуло – пряжечка у кого-то отвалилась или приколочка какая-то лежит. И вот я стою, жду, когда люди пройдут, чтобы поднять. У меня столько пакетов с этой мелочью! Раньше мне из музея, где выставки проходили, звонили, что с ателье принесли целый пакет обрезков. Я все бросала, бежала, и потом на диван все вываливала, не раздеваясь, и пересматривала», – вспоминает создательница кукол.

«С Новым 1957 годом!»

Мастерица из Сибири создает до боли правдоподобные сюжеты из жизни пожилых людей

«Самый счастливый день»...

Мастерица из Сибири создает до боли правдоподобные сюжеты из жизни пожилых людей

Из серии «Дорогие мои старики».  Самый счастливый день

https://4s-info.ru/wp-content/uploads/sites/2/2020/03/z_65371434.jpg

«Роман о любви»

https://4s-info.ru/wp-content/uploads/sites/2/2020/03/Dizajn-bez-nazvaniya-1-2.jpg

фрагмент

Из серии «Дорогие мои старики». «Дорогой сыночек! У меня все хорошо…»

«Субботний ужин»

Из серии «Дорогие мои старики»

https://4s-info.ru/wp-content/uploads/sites/2/2020/03/F09zn2tdH1w.jpg

Из серии «История одного кресла»

«Разговор с внучкой»

«Разговор с внучкой»

«На балконе»

Из серии «Дорогие мои старики». Поклонница

Мастерица из Сибири создает до боли правдоподобные сюжеты из жизни пожилых людей

«Сыночки! Время не подскажете, сыночки?»

Мастерица из Сибири создает до боли правдоподобные сюжеты из жизни пожилых людей

За пенсией на почту пошла, принарядилась

Мастерица из Сибири создает до боли правдоподобные сюжеты из жизни пожилых людей

Подкидыш

Мастерица из Сибири создает до боли правдоподобные сюжеты из жизни пожилых людей

Актриса провинциального театра? Учительница на пенсии?

Мастерица из Сибири создает до боли правдоподобные сюжеты из жизни пожилых людей

Прогуливалась по бульвару. Устала

Мастерица из Сибири создает до боли правдоподобные сюжеты из жизни пожилых людей

«С легким паром!»

Мастерица из Сибири создает до боли правдоподобные сюжеты из жизни пожилых людей

На веранде

Мастерица из Сибири создает до боли правдоподобные сюжеты из жизни пожилых людей

В доме престарелых. Осень

Мастерица из Сибири создает до боли правдоподобные сюжеты из жизни пожилых людей

«Рио-Рита»

Мастерица из Сибири создает до боли правдоподобные сюжеты из жизни пожилых людей

В доме престарелых. Волонтеры приезжали

Мастерица из Сибири создает до боли правдоподобные сюжеты из жизни пожилых людей

Помощник

Мастерица из Сибири создает до боли правдоподобные сюжеты из жизни пожилых людей

«До свидания!»

источник

Второй пост о мастерице - Автор:Валерия Шаньгина

«Вам под силу петровская ассамблея»

Когда-то будущая кукольница хотела быть искусствоведом, но её судьба сложилась иначе. Однако увлечение историей, историей культуры и историей моды все-таки нашло продолжение.

«Второй куклой стала дама из Средневековья. Я просто для удовольствия делала вот этих кукол именно по истории костюмов. А потом как-то знакомая предложила сходить на круглый стол по интересам в музей. В то время к куклам отношение было легкомысленное – “взрослые люди этим не занимаются”. Но я пошла на эту встречу, там все были серьезные фотографы, художники, коллекционеры. Все начали показывать свои коллекции и фотографии. 

До меня очередь дошла, я думаю, ну всё, сейчас опозорюсь. Вытаскиваю куклы, и присутствующие как начали бегать вокруг стола! И один товарищ сказал: «вам под силу сделать даже петровскую ассамблею». 

И примерно через полгода я сделала первую историческую личность – Петра I и положила начало еще одному моему направлению. Это персонажи истории и культуры: Тутанхамон, Нефертити, Иван Грозный, Екатерина I и Екатерина II и другие», – продолжает новосибирская мастерица.

Всего Ирина Верхградская создала более 1620 кукол


https://4s-info.ru/wp-content/uploads/sites/2/2020/03/i-Z9nvb2bKI.jpg

Обобщенное название – «Маленький мир» – работы Ирины Ивановны получили на одной из выставок. Его придумали для экспозиции, а потом оно так и закрепилось за внушительной коллекцией миниатюрных кукол. «Маленький мир – это отражение нашего большего мира. 

Тут и история костюма, и национальные костюмы, и персонажи истории и культуры, и герои сказок. Всего порядка девяти направлений», – улыбается Ирина. Кстати, на одной из выставок «маленького мира», некая посетительница побывала аж четыре раза. 

В последний из них она попросила наблюдателей оставить её с куклами наедине – чтобы понастальгировать в одиночестве.

https://4s-info.ru/wp-content/uploads/sites/2/2020/03/UnCDUpbuItY.jpg

«Могла бы заработать, но не хочу»

Продать миниатюрных персонажей Ирину Ивановну просили, и не раз. Но ни Усть-Каменогорскому музею, ни Музею игрушки из Сергиева Посада, ни коллекционеру из Израиля мастерица свое творение не продала.

«Я не хочу, чтобы они были разбросаны. Что-то я дарила, что-то продавала, но не коллекциями, а поштучно. Я не делаю кукол именно на продажу, хотя в те  же 90-е могла спокойно освоить тему эротики, всё бы, наверное, у меня уходило, и я стала бы миллионером. Но нет», – добавляет Ирина Ивановна.

Сейчас мастерица – на пенсии и создание кукол – её основное увлечение, которому отдается большая часть времени. А раньше куклы создавались ночами, в свободное от работы время. До трех часов ночи Ирина Верхградская традиционно создавала миниатюры. Начинала, кстати методом проб и ошибок.

https://4s-info.ru/wp-content/uploads/sites/2/2020/03/j7hIO5HPYq0.jpg

«Я начинала свое творчество в то время, когда не было интернета и таких условий для профессионального роста, как сейчас. Все с нуля: книг не было по шитью кукол, ничего. А если и было, то самое примитивное. Поэтому я не могла посмотреть ни у кого, я все это через свой опыт», – отмечает она.

https://4s-info.ru/wp-content/uploads/sites/2/2020/03/RJeH3i4sa00.jpg

Удивительно, но художественного образования у Ирины Ивановны нет – просто испугалась. «Как мама сказала, в год она мне вложила в руку карандаш, и я рисовала кружочки. Я всегда рисовала и в школьной стенгазете, и на работе всегда была редактором такой газеты. А поступать на художественный я испугалась. Испугалась того, что в институте надо будет эскизы на больших листах, на ватманах рисовать, а я рисовала все в миниатюре», – заключает Ирина Ивановна, которая и по сей день создает миниатюры.

источник

и ещё со страницы в соцсети "ВКонтакте"

Помилуй, Боже, стариков,
Их головы и руки!
Мне слышен стук их башмаков
На мостовых разлуки.

Помилуй, Боже, стариков,
Их шавок, Васек, мосек...
Пучок петрушки, и морковь,
И дырочки авосек.

Прости им злые языки
И слабые сосуды,
И звук разбитой на куски
Фарфоровой посуды.

И пожелтевшие листки
Забытого романа,
И золотые корешки
Мюссе и Мопассана.

Ветхи, как сами старики,
Немодны их одежды.
Их каблуки, их парики —
Как признаки надежды.

На них не ляжет пыль веков,
Они не из таковских.
Помилуй, Боже, стариков!
Помилуй, Боже, стариков...
Особенно — московских.

Вероника Долина

1979