Музей – самое демократическое учреждение культуры: обязательную программу не навязывает, время посещения почти не ограничено, билет стоит недорого. Остаётся только выбрать, что посетить на этот раз – возможно с нашей темой. На протяжении веков непременным условием всякого путешествия считалось посещение местных достопримечательностей. Среди них музеям отводилась особая роль. Разве можно было вернуться из Москвы, не увидев галерею им. Третьякова? Или покинуть Казань и не заглянуть в Васильева Константина музей? Музеи собирают, хранят, изучают и показывают посетителям памятники искусства, естественной истории, материальной и духовной культуры. В них часто находятся коллекции редчайших документов и книг. Каждый музей по-своему неповторим. Каждый хранит и передаёт будущим поколениям запечатлённые мгновения прошлого. Наряду с музеями-гигантами, такими, как Эрмитаж или Метрополитен, существуют маленькие краеведческие, этнографические музеи или просто собрания курьёзных вещей, например Музей самоваров в Туле или Музей утюгов в Переславле-Залесском. Музеи бывают самых разных профилей: искусствоведческие, исторические, технические, естественно-научные, литературные… К таким, небольшим музеям, принадлежит и музей Васильева Константина.

Фото из INNETa. В 1996 году в Казани открыли картинную галерею, где выставили работы современного художника – Константина Васильева. В 2013 году галерею преобразовали в музей с одноимённым названием. Таким образом, картинная галерея Константина Васильева из обычного выставочного зала преобразовалась в многофункциональную организацию с большим запасом картин, рисунков и архивных материалов художника. Экспозиция расположена на двух этажах, и начинается с детских рисунков художника. 

  Фото из INNETa. Творческое наследие художника насчитывает более 400 (четырёхсот) произведений графики и живописи: портреты, пейзажи, картины батального (тема Великой отечественной войны) и былинного жанров (цикл “Русь былинная”), пробы в направлениях сюрреализма и абстракционизма. В музее представлены портреты и автопортреты, картины на тему Великой отечественной войны, пейзажи. Выставочные площади нового музея позволили разместить не только 160 (сто шестьдесят) работ Васильева, но и архив, библиотеку, фондохранилище и мемориальную комнату, где воспроизведена обстановка, в которой жил и творил Константин Алексеевич, с его мольбертом, палитрой, красками и кистями, которыми он писал картины - уголок с личными вещами художника (площадью 53,3 kv. m). Кроме этого, в новом музее узаконивается научно-исследовательская деятельность: сотрудники музея написали и издали четыре книги – две с воспоминаниями, и две с анализом творчества художника, готовятся к изданию ещё две книги. Провели третью всероссийскую научную конференцию на территории музея. Остаётся добавить, что более 50 (пятидесяти) картин музею передала сестра художника, Васильева Валентина. Пронин же, Геннадий, друг художника, основатель и директор музея, в честь открытия подарил музею принадлежавшие ему 40 (сорок) картин Васильева, и, что долгое время галерея ютилась на окраине города Казань, и в 2013 году обрела новое место в самом центре столицы Татарстана, в здании бывшей пивоварни Петцольда. В этом здании с 1949 по 1976 гг. жил Константин Васильевич. В заключение выражаем благодарность мэру Казани Ильясуру Метшину за помощь оснащения здания музея новейшим оборудованием: кондиционерами воздуха, системой пожаротушения, охранной сигнализацией и видеонаблюдением, компьютерами, новой мебелью и канцтоварами.

 Гуси-лебеди. (1970). В картине “Гуси-лебеди” художник с большой выразительностью обыгрывает тему любви, красоты и супружеской верности, символом которой на Руси издавна считалась пара лебедей. По настроению эта картина очень близка знаменитой Васнецовской “Алёнушке”. Только героиня Васильева Константина не в печали, а в умиротворенном созерцании красоты природы. Константин Алексеевич хорошо знал и любил русские сказки и нередко в свободную минуту бродил по чудесным заволжским лесам и долам, где сами собой рождались образы, навеянные сказкой, песней, легендой. Эти образы не были связаны конкретным сюжетом, но естественно принадлежали языческому лесному миру. В свободной импровизации, словно музыкант, творящий на заданную тему, он развивал подмеченные и задуманные образы уже дома, в мастерской, используя принесённые из лесу этюды и зарисовки. Так возникли картина “Гуси-лебеди”, “Северная легенда” и другие.

Свияжск. (1967). Почти всю свою жизнь Васильев провёл в посёлке Васильево под Казанью (в 30-ти км), что стоит на левом берегу Волги против устья Свияги на виду древнего Свияжска. Давным-давно, когда осаждал Казань Грозный Иван, повелел он выстроить здесь крепость. И была она заготовлена в Нижнем Новгороде, плотами пригнана в Свиягу и построена в две недели на Столовой горе среди богатых заливных лугов – “Казанскому хану как бельмо на глазу”. Часто бывал здесь художник и с высокого берега Волги, с Лысой горы, смотрел на Свияжск, где по преданию, стоял шатёр Ивана Васильевича. Васильев изобразил город-крепость в разливе рек, весной, во время разливов Волги, Свияжск превращался в остров, и ощущение от картины такое, будто он побывал здесь в то далёкое-далёкое время. Девушка в красном сарафане – народный русский костюм XV – XVII веков. Особенностью картин Васильева является малое количество используемых красок: в связи с экономией художник использовал всего два-три цвета. Что придавало полотнам необычный вид. Примером тому служит его полотно “Свияжск”.

 Васильев Константин Алексеевич. Автопортрет.  Константин Алексеевич Васильев родился в сентябре 3-го числа 1942 года в городе Майкоп. После войны его отца – Алексея Александровича, бывшего партизана, направили налаживать производство на один из заводов под Казанью. Там, на берегу Волги, в посёлке, окружённом богатыми лесами, и вырос художник. Чутким воспитателем и большим другом Кости была его мама, внучатая племянница художника Шишкина (вероятно талант предка перешёл и к Константину Алексеевичу). Клавдия Пармёновна человек незаурядного природного ума, она всё свободное от работы время отдавала детям – сыну и двум дочерям. За многие годы она собрала хорошую библиотеку и познакомила детей с шедеврами мирового искусства и литературы.

Рисовать Костя начал рано. Когда ему исполнилось одиннадцать лет, юный художник, пройдя конкурсные испытания, поступил в Московскую среднюю школу-интернат при Институте имени В. И. Сурикова. Позже он перевёлся в Казанское художественное училище, которое окончил с красным дипломом по специальности театрального декоратора. Дипломной работой Васильева, в 1961 году, стали эскизы к драме Островского “Снегурочка”, где ему удалось мастерски соединить в одно целое сценическую условность, лаконизм выразительных средств с тонкой лирической достоверностью пейзажа. Первые видимые успехи принесли Васильеву удовлетворение, но не охладили неуёмную жажду познания и творческого совершенствования. Учится Костя неустанно, работая в библиотеках, архивах, изучая произведения великих мастеров: Васнецова, Нестерова, Рёриха. В процессе творческих поисков художника всё более привлекают яркие, сильные характеры, созданные гениальной фантазией народа. Рождается идея широко отразить героев народного эпоса, выстроив образы-символы в единый ряд цикла “Русь былинная”. Работал Васильев над этой ключевой темой до последних дней, постоянно развивая образы и сюжеты, поднимаясь до философских обобщений. На полотнах художника предстают герои русских былин – Муромец Илья, Святогор, Селянинович Микула, Вольга, Садко, Буслаев Василей… Герои былин у Васильева не фэнтезинйные великаны, а живые люди, реальные в такой же мере, как и литературно-фольклорные прототипы. Близость к фольклору ощущается у него не только в трактовке образов, но и в особенности стилевого решения картин. Большое внимание уделял в них художник орнаменту. Чтобы лучше изучить и выверить детали заинтересовавших его древних рисунков, элементов, старинной одежды, резьбы, соответствующих именно той эпохе, когда действуют герои, он обращается к архивам, много работает с различными документальными источниками. Чрезвычайно важную роль в былинных сюжетах Васильева играет пейзаж – конкретное место жизни и деятельности героев, во многом определяющее своеобразие их характеров. Для художника русская природа не только величава и раздольна, но ещё и лирична, задушевна. В этом лиризме, по мысли художника, кроется источник душевной отзывчивости и доброты былинных героев, олицетворяющих собой русский народ так же, как пейзажи на его картинах олицетворяют представление художника о Родине. Вот как отозвался о картинах Васильева из цикла “Русь былинная” известный историк, герой социалистического Труда, академик Рыбаков Б. А.: “Многие художники воскрешали полусказочный, полуисторический мир былин. Художнику Константину Васильеву удалось увидеть этот богатый мир по-своему, избежать стандарта, дать новую трактовку этой вечной патриотической темы”. Развивая любимую тему, Васильев не оставляет, однако, поисков и экспериментов. Ярко раскрылся талант Васильева-живописца в созданных им портретах. Его герои проникнуты глубоким внутренним психологизмом, полны эмоционального звучания. Многие портреты дают образ человека в органическом единении с природой. Человек у Васильева- это высшее проявление творческих сил природы. Создаёт он и прекрасный цикл графических работ. Среди которых особое место занимает галерея портретов известных музыкантов. Художник пишет эти портреты не случайно. Всю жизнь любил музыку. С ней он не разлучался и в часы творчества, работая над полотнами. Почти все свои картины Константин Алексеевич мечтал показывать со специальным музыкальным сопровождением. Постоянно влечение к литературе, в особенности к произведениям устного народного творчества, привело его к более глубокому осмыслению мировой классики, народного эпоса, северных саг и мифов Эллады, Древней Греции. Появляются иллюстрации к любимым музыкальным и литературным произведениям: рисунки к повестям и романам Достоевского, Мельникова-Печерского, Габдулы Тукая; серия иллюстраций к тетралогии Вагнера “Кольцо Нибелунга”, созданной по мотивам скандинавских эпических сказаний, etc. Константин Алексеевич не успел осуществить всех своих замыслов. Трагически погиб в зрелом возрасте. Но прожив недолгую жизнь, он всё же оставил после себя несколько сот живописных произведений (400), пользующихся неизменным успехом у зрителей.

Просим вас ответить на вопросы:

1- в чём, как вы поняли, различие между картинной галереей и художественным музеем?

2- что объединяет картины "Гуси-лебеди" Васильева и "Алёнушка" Васнецова?

3-о чём вы думаете, глядя на репродукцию картины Васильева К. А. "Свияжск"? 

С ув.