Автор части текста : Наталья Полыця

В XIV – XVIII вв. Европа пережила несколько массовых вспышек чумы.

Только эпидемия, известная как «Черная смерть», в четырнадцатом столетии, по подсчетам специалистов, унесла жизни около 50 миллионов человек.

В дальнейшем волны пандемии откатывались и наступали вновь.

Параллельно этому сначала в Италии, а затем в других странах Европы активно развивалось изобразительное искусство, литература и музыка.

Эпоха Ренессанса жила бок о бок с разрушительной силой чумы.

Многие художники Возрождения стали жертвами болезни.

Среди них были Ганс Гольбейн Младший, Тициан, Амброджо Лоренцетти, Андреа дель Кастаньо и Перуджино.

В XIV веке в Италии появляются чумные доктора — врачи, специализирующиеся на лечении чумы.

В исцелении больных они не сильно преуспели, но образ чумного доктора закрепился в венецианских масках и в одноименном образе персонажа комедии дель арте.

Знаменитая «клювастая» маска доктора должна была не только отпугивать болезнь, в ее «нос» закладывались лекарственные травы, которые защищали врача от чумного запаха и препятствовали его заражению.

В итальянской комедии масок, наряду с Арлекином и Коломбиной, появляется и маска Доктора.

И хотя во многих произведениях речь идет не о медике, а о докторе юридических наук, маска его — непременно с длинным носом.

Иллюстрация -Похороны жертв чумы в Турне - из " Хроник Гилля Майзета "1272 – 1352 годы

Слово «лазарет» пришло во многие языки мира из зачумленной Италии — Lazzaretto Vecchio, остров в Венецианской лагуне, был местом захоронения погибших от эпидемии, здесь же проходили карантин суда, которые потенциально могли занести заразу в город.

Кстати, слово «карантин» также относится к эпохе «черной смерти»: quaranta, то есть «сорок» по-итальянски, именно столько дней должно было стоять судно на якоре вдали от берега.

Жюль-Эли Делоне . "Чума в Риме" холст,масло,1869 г.

Юстиниа́нова чума́ — первая в истории зарегистрированная пандемия (мировая эпидемия) чумы, возникшая во время правления византийского императора Юстиниана I, охватившая всю территорию цивилизованного мира того времени и проявлявшаяся в виде отдельных эпидемий на протяжении двух веков (541—750)

источник чумы появился в Эфиопии или Египте, после чего по торговым каналам (Средиземноморье) болезнь достигла Константинополя, и далее из этого центра распространилась на северные, южные и восточные части Византии, после чего перекидывалась и на соседние страны. Позднее эпидемия прошлась по Северной Африке, всей Европе, Центральной и Южной Азии и Аравии, но за всё своё время практически не коснулась Восточной Азии.

В Византийской империи эпидемия достигла апогея около 544 года, когда в Константинополе ежедневно умирало до 5000 человек, а в отдельные дни смертность достигала и 10000.

Прокопий Кесарийский, один из самых знаменитых византийских писателей-историков, оставил такое свидетельство:

"От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил — ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы… Много домов опустело, и случалось, что многие умершие, за неимением родственников или слуг, лежали по нескольку дней несожжёнными. В это время мало кого можно было застать за работой. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы. Вся торговля замерла, все ремесленники бросили своё ремесло"

Особенный ужас наводила на современников первично-септическая чума. Внешне здоровый человек при ней погибал в тот же день, причем до появления каких-либо клинических признаков.

Жертвами чумы на Востоке стало около 66 миллионов человек (погибло 66 % населения Константинополя), в Европе от неё погибло до 25 миллионов человек

(википедия)

Йос Лиферинкс, XVI в. "Святой Себастьян молится за жертв Юстиниановой чумы".

Эпидемия чумы усугубила в европейском искусстве темы смерти, страдания, жестокости и безумия.

В эпоху «черного мора» появляются аллегорические сюжеты «Пляска смерти», «Триумф смерти», «Трое живых и трое мертвых», которые со временем превратились в отдельный синтетический жанр.

Михаэль Вольгемут «Пляска смерти» 1493 г.

«Пляска смерти», наиболее популярный сюжет о ничтожности человеческой жизни и равенстве перед лицом смерти, появляется и в живописи, скульптуре, книжных гравюрах, и в литературе (первые «Пляски смерти» представляли собой рифмованные девизы к рисункам).

Приплясывающая смерть в облике ужасного скелета впервые возникает в композиции фрески, которая в 1424 г. появилась под аркадами Парижского кладбища Невинноубиенных младенцев (des Saints Innocents).

Смерть настигает представителей всех сословий, без исключения: королей и нищих, монахов и пастухов, ростовщиков и проституток.

Обычно это выглядело как изображение скелета, который утягивает за собой человека в характерном одеянии (указание на сословие). Рядом помещалось назидательное стихотворение с примерно одинаковым смыслом: «Не важно, кто ты - мы все там будем».

Позднее к этой теме обращались Гёте, Бодлер, Рильке, Мейринк, Брехт и др.

Британская группа Iron Maiden посвятила этому сюжету 13-й студийный альбом Dance of Death.

Спектакль «Пляска смерти» по одноименной пьесе А. Стриндберга идет на мировых театральных подмостках.

В кинематографе мотив «Плясок смерти» звучит в фильме И. Бергмана «Седьмая печать».

Фреска "Пляска смерти" (XV век) Ораторио деи Дишиплини - Клузоне (Ломбардия, Италия)

Столкновение с такой масштабной бедой и чувство полной незащищенности доводило людей до отчаяния.

«Некоторые полагали, что умеренная жизнь и воздержание от излишеств сильно помогают борьбе со злом», — пишет Боккаччо.

Далее автор говорит о тех, которые «утверждали, что много пить и наслаждаться, бродить с песнями и шутками, удовлетворять, по возможности, всякому желанию, смеяться и издеваться над всем, что приключается — вот вернейшее лекарство против недуга».

Это первые страницы «Декамерона», действие которого разворачивается как раз во время эпидемии. Сам Боккаччо пережил «черную смерть», но потерял отца и дочь. Мрачное время чумы становится фоном для любовных новелл.

Два произведения особенно ярко, хотя и по-разному изобразивших эпидемию чумы, принадлежат перу Даниэля Дефо («Дневник чумного города») и Алессандро Мандзони («Обрученные»).

Действие романа Дефо происходит в Лондоне, в 1665 году. Сам он пережил чуму в возрасте пяти лет. «Обрученные» — первый исторический роман в итальянской литературе, одно из наиболее читаемых произведений XIX века. События романа, любовная драма, разворачиваются в Милане во время эпидемии чумы.

В средневековом искусстве чума изображалась в виде стрел, которые Бог посылает на землю. Возможно, это усилило культ святого Себастьяна как защитника от чумы, ведь стрелы лучников так и не погубили его. Не удивительно, что тема Святого Себастьяна становится популярной в искусстве Возрождения.

Бернт Нотке (1435-1509) - Пляска смерти Музей Нигулисте - Таллин

Otto van Veen (1556-1629) - "Смерть проводит жеребьевку из урны" -1612 г.

Так как причину мора видели в грехах и неправедной жизни, издавалось множество ограничительных законов, в том числе распространявшихся на правила ношения одежды. В некоторых регионах женщинам строжайше запрещалось носить мужское платье: это, кстати, стало одним из тяжких обвинений, выдвинутых Жанне д’Арк.

В русском языке слово «чума» переросло свое основное значение: это и любая повальная болезнь, и бедствие, несчастье, и какое-либо пагубное свойство (например, «коричневая чума» о нацизме).

В словаре В. Даля можно встретить слово «чумить» (одурять, лишать памяти) и «чуметь» (дуреть, бредить).

«Чума» может употребляться и просто как бранное слово, но также и в значении родственного «чумовой» — безумный, сумасшедший, невероятный, зачастую и с положительным оттенком. Восклицательное «очуметь» как выражение удивления и восторга часто употребляется и сегодня.

Теодоро Феррари -Teodoro Ferrari (1878-1945)- итальянский художник - символист, живописец."Танцы смерти"

В средневековом искусстве чума изображалась в виде стрел, которые Бог посылает на землю.

Возможно, это усилило культ святого Себастьяна как защитника от чумы, ведь стрелы лучников так и не погубили его.

Не удивительно, что тема Святого Себастьяна становится популярной в искусстве Возрождения.

Так как причину мора видели в грехах и неправедной жизни...

В русском языке слово «чума» переросло свое основное значение: это и любая повальная болезнь, и бедствие, несчастье, и какое-либо пагубное свойство (например, «коричневая чума» о нацизме).

В словаре В. Даля можно встретить слово «чумить» (одурять, лишать памяти) и «чуметь» (дуреть, бредить).

«Чума» может употребляться и просто как бранное слово, но также и в значении родственного «чумовой» — безумный, сумасшедший, невероятный, зачастую и с положительным оттенком.

Восклицательное «очуметь» как выражение удивления и восторга часто употребляется и сегодня.

Арнольд Беклин " Чума " - 1898 год

Широкое смысловое поле слова «чума» лежит в основе одноименного романа Альбера Камю. Описывая эпидемию, автор аллегорически изображает всё зло XX века: нацизм, войну, фанатизм, «болезни» общества, поражающие человечество.

Одной из популярных иллюстраций к теме эпидемий является полотно швейцарского символиста Арнольда Бёклина «Чума» (1898).

Эмиль-Жан-Орас Верне "Чума в Барселоне" 1822. 65x54 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Фриц Гарейс - Fritz Gareis (1872-1925 ) - австрийский художник - иллюстратор. Флейтист 1920

С самой чумой автор, правда, не сталкивался, но ему и его семье довелось пережить эпидемию холеры в Мюнхене, которая началась в 1873 году, поэтому в 1874 году художник переезжает во Флоренцию.

В Университете Калифорнии есть интереснейшая коллекция из 400 японских гравюр на темы, так или иначе связанные с медициной и здоровьем. Все это богатство выложено на специальном сайте.

Отиай (Утагава) Ёсиику (1833–1904 гг.) - "Лечение оспы " 1862 г.

Отиай (Утагава) Ёсиику (1833–1904 гг.) -" Трое могучих мужчин побеждают оспу " 1870-е гг.

Французский плакат XVIII века " Позаботился о вакцине – победил оспу "

Джеймс Гилрей " Коровья оспа или неожиданные эффекты новой прививки " 1802 год

Ричард Теннант Купер (1885-1957) Ангел смерти бросает смертоносные вещества в реку вблизи города; символизирует тиф (1912).

Тема смерти напрямую связана с темой эпидемий

Питер Брейгель старший -Триумф смерти. 1562 г.

Адриан ван де Венне -Adriaen van de Venne (1589-1662)- голландский художник - миниатюрист, иллюстратор и гравёр

"Танец смерти"

Уильям Блейк "Дом смерти" 1795 г.

Художник Ричард Теннант Купер (1885-1957) 1912г.

Ричард Теннант Купер (1885-1957) "Проказа"

Пабло Пикассо - "Знание и милосердие"

В 15 лет Пикассо написал большую картину, которую можно трактовать и как жанровую, и как символическую – «Знание и милосердие» (1897). Художник, следуя советам отца, пишет огромное полотно - 197 сантиметров в высоту и 249,5 сантиметров в ширину - в академической манере. Без сомнения, именно из уважения к отцу Пикассо, который даже того не понимая, прошлым летом открыл для себя экспрессионизм, написав один из лучших в испанской живописи портретов, портрет набожной и безумной тети Пепы, становится теперь гораздо консервативнее.

Некоторые искусствоведы считают, что «Знание и милосердие» - не более чем обычная картина с бытовым сюжетом. Но это очень глубокая и талантливая работа юного художника, переосмысливающего очень важные темы. Напомню, что Пабло тогда было 15 лет.

Врач (фигуру которого Пабло писал с отца) щупает пульс лежащей на кровати женщины, с другой стороны монахиня, держащая ребенка, подносит стакан воды. Таким образом, медицинская наука и сострадание противопоставляются друг другу. Эта картина показывает не просто разность миров и мировосприятий, но извечную борьбу человеческой души между знанием и верой, прагматизмом и альтруизмом.

На выставке в Мадриде в 1897 году эта картина вызвала неприязнь критиков: рука больной показалась им недостаточно реалистично выписанной, они назвали ее перчаткой. А ведь именно неправдоподобно длинные пальцы вялой руки – предвосхищение будущей стилистики «голубого периода».

Палау-и-Фабре выяснил, что ребенка, изображенного на картине, дон Хосе брал на несколько часов у бойкой попрошайки за небольшую плату, а монашеское одеяние - в одном из барселонских монастырей, настоятельница которого была родом из Малаги и дружила с тетей Пепой.

Примечательна и судьба картины. Она по-прежнему приводит в восхищение далеких от искусства людей, которые задаются вопросом, как мог пятнадцатилетний подросток написать такое совершенное полотно. Пикассо подарил картину своему дяде Сальвадору вместе со всеми предварительными набросками, и в доме дяди Сальвадора она находилась вплоть до самой его смерти, после чего картину унаследовала Лола Руис Пикассо; в конечном счете, полотно и все наброски оказались в барселонском Музее Пикассо.(отсюда)

Темные улицы переполнены мертвыми и умирающими людьми, тела погружаются на тележку, символизирует вспышки холеры.

Холера, в отличие от чумы, не оставила столь богатого списка интерпретаций средствами искусства, но закрепилось в языке.

Холерой называют язвительного, желчного человека, «холерик» однокоренной «холере» — получил имя по тем же признакам.

«Холера» — ругательство в самом широком смысле. В польском языке «cholera» — один из самых распространенных способов выказать недовольство, как русское «блин».

Крайнюю степень возмущения выражают фразой «cholera jasna!» (буквально – ясная холера).

Они совершают выгодную сделку, но смерть стоит рядом и улыбается...

Чарльз Рамберт-Charles Rambert (1836-1867)-французский художник-символист, график, иллюстратор."Пьянство"1851г.

Эпидемия холеры в 1830 и 1831 годах — первая в истории России вспышка холеры, самого смертоносного в XIX веке инфекционного заболевания. Эпидемия в Российской империи была составной частью второй пандемии холеры , которая началась в долине Ганга в 1829 году.

По официальным данным, из 466 457 заболевших в России холерой умерло 197 069 человек.Пандемии холеры продолжались в Евразии почти непрерывно на протяжении столетия — с 1816 по 1923 годы. Причиной такого распространения малоизвестной прежде болезни могла послужить мутация бактерии-возбудителя, произошедшая в Бенгалии

Неслыханные прежде запреты на передвижение вызывали недовольство всех сословий и порождали холерные бунты...

Борьба с холерой стала вехой в становлении русской медицины.

Первые итоги изучения инфекции были подведены в коллективном труде «Трактат о повально-заразительной болезни — холере, бывшей в России в 1830 и 1831 годах» (СПб, 1831); тогда же была впервые сформулирована «мысль о заразительности холеры и роли людей в её распространении».

Из-за карантинов помещики, разъехавшиеся на лето по своим усадьбам, с наступлением холодов не могли вернуться в Москву и оказались запертыми в деревне.

В числе невольных узников оказались поэты П. А. Вяземский и А. С. Пушкин, который долгими осенними вечерами сочинял в Болдине «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», а также завершил роман «Евгений Онегин» (см. болдинская осень).

Невесёлые мысли поэта о торжестве смерти в окружающем мире отразились в написанном в это время произведении «Пир во время чумы».

Отсутствие надёжной диагностики позволяло в каждой внезапной смерти подозревать холеру.

Федотов Павел Андреевич. «Все холера виновата!» 1848 г. бумага, акварель, 32.8 x 38.2 cм. Государственный Русский музей Санкт-Петербург

В XIX веке в России было несколько волн заболеваний холерой. Интересно на эту тему «пошутил» русский художник Павел Федотов.

Небольшая домашняя пирушка, один гость свалился со стула, перебрав в напитках, а вокруг него суета: женщина растирает ему щеткой грудь, хозяин тянется со стаканом чаю, между двумя дамами идет жаркий, чуть ли не до драки, спор о необходимых средствах, а потерпевший меж тем лежит пластом, раскинув руки,— серьезное перемешано с комическим.

Этот сюжет Федотов довел было до акварельного эскиза, исполненного тщательно,— ни дать ни взять готовая картина, только что мала.

В персонажах изобразил знакомых, из Флуговой родни: возле потерпевшего хлопочут «дядя Паня», иначе Павел Иванович Алексеев, и его сеcтра Елизавета Ивановна, позади с чайником в руке их брат Петр Иванович; спорящие женщины — госпожа Лейшке, урожденная Карякина, и няня, служившая у Флугов и у Павла Семеновича Карякина, дяди Карла Флуга; не забыл художник и самого себя, представив в виде сидящего за столом подвыпившего отставного офицера с беспощадно показанной плешью, кое-как прикрываемой жиденькими прядями волос.

Даже написал на обороте шутливые стишки:

«Как лукавого в грехах
Наш брат вечно укоряет,
Так, когда холеры страх
В городе гуляет.
Все всему она виной,
Всё холера. Так, иной
Чуть до вкусного дорвётся,
Не утерпит - так нажрётся,
Что в здоровую-то пору
Переварить желудку впору.
Так подчас забывши страх,
На приятельских пирах
Выпьют одного вина
По полдюжины на брата.
Смотришь – худо. Кто ж вина?
Все холера виновата»


В этих непритязательных, экспромтом сочиненных стишках он все высказал, и сидеть над картиной стало уже неинтересно.

Как будто и композиция удачно сложилась—отыскался центр, к которому все потянулось, отыскалось и общее движение, связывающее всю группу.

Кое-что еще путалось, мешая друг другу, но все это легко можно было исправить, проверить, перекомпоновать.

Не в том дело было: компонуй не компонуй, а все равно выйдет мелочь, забавный анекдот — потешить компанию, не более того.(описание картины отсюда)

В 1848 году холера, на которую сваливали все неприятности, действительно свирепствовала в Санкт-Петербурге.

В сентябре Федотов представил на выставку в Академии художеств свои главные хиты - "Свежего кавалера", "Сватовство майора" и "Разборчивую невесту", но публика не смогла посмотреть картины - из-за эпидемии выставки и другие многолюдные мероприятия не проводились.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно фиксируется до 4,3 млн. случаев холеры, из них примерно 142 тыс. со смертельным исходом.

Эдвард Дженнер. "Вакцинация".

"Холера" Иллюстрация Мрачного Жнеца, аллегория смерти, о Маньчжурии, опубликованная на обложке журнала Le Petit Journal во Франции в 1911 году. (источник)

Рисунок из журнала начала ХХ века. Холера

Советский плакат.

Ярослав Панушка (Jaroslav Panuška) Смерть на аллее, 1900

Туберкулез, который еще в XIX веке считался приговором, на страницах художественной литературы обрел романтический ореол. Этим «благородным» заболеванием авторы одаряли своих персонажей.
Самые нежные, идиллические новеллы заканчиваются смертью от чахотки (Тургенев, Бунин, Чехов), для придания драматического пафоса достаточно было наделить героиню кровавым кашлем.
Едва ли не у каждого русского автора XIX века можно встретить персонажа, который болен туберкулезом. Это характерно и для зарубежной литературы: роман Ремарка «Жизнь взаймы» начинается с мотива обреченности в соответствующем санатории.
У Пушкина образ «чахоточной девы» выражает особую красоту:
«…Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зова;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива сегодня, завтра нет».
Не стоит забывать, скольких авторов унесла болезнь.
От туберкулеза в разное время погибли Фридрих Шиллер, Джейн Остин, Эмилия и Шарлотта Бронте, А. П. Чехов, Илья Ильф, Франц Кафка, Джордж Оруэлл, Ромен Роллан и другие.

Ричард Теннант Купер (1885-1957) - малоизвестный при жизни британский художник, чьи аллегорические картины изображают связь между демоническими силами и вызываемыми ими болезнями.

Метафорические картины показывают негативные последствия болезни и медицинских лекарств на организм человека.

Французский плакат времен Первой мировой войны Плакат Американской комиссии по профилактике туберкулеза во Франции, 1917 год: «Немецкий орел будет повержен, и туберкулез тоже!».

Еще один французский плакат первой половины ХХ века призывает покончить с туберкулезом «как с самой зловредной рептилией».
Усилиями Антанты Германская империя была разгромлена в 1918 году, а туберкулез — нет.
По данным ВОЗ, в настоящее время в мире от туберкулеза ежедневно умирают до 5 тысяч человек. От укусов змей гибнет гораздо меньше людей.
Еще один плакат с устрашающей рептилией призывает итальянцев поддержать Красный крест и помочь больным туберкулезом. В 1920 году красный лотарингский крест был утвержден как главный символ борьбы с туберкулезом. Марки с этим символом продавались, например, в США.

Несмотря на огромный прогресс в профилактике и лечении, в 2016 году туберкулезом инфицировались более 10 миллионов человек. И этот показатель не снижается! (что-то пандемию по туберкулёзу ВОЗ не объявляет....)

Художник-Пандора Янг " Харон и Пассажир пересекают реку Стикс "

Испанский грипп, поразивший мир в 1918–1919 годах, считается самой обширной пандемией гриппа за всю историю человечества: за полтора года число заразившихся достигло 550 млн человек. Австрийский художник Эгон Шиле перед смертью создал одну из самых мрачных картин — «Семья». На холсте он изобразил свою жену, которая погибла от «испанки» на шестом месяце беременности, своё неродившееся дитя и себя. Художник умер от гриппа через несколько дней после супруги.

Датский плакат .Туберкулёз

Советский плакат 1920-х годов о борьбе с туберкулезом

Россия.1922 Плакат

Смерть как образ, не так уж редко присутствует у разных художников в их работах, не всех имён авторов нашла, но привожу для примера некоторые картины.

Себ Маккиннон (Seb McKinnon), Канада. Иллюстрация к компьютерной игре Soulherder (англ. - пасущий души).

Антонио де Переда (1632-1636) "Аллегория тщеславия"

Эвелин де Морган (Evelyn De Morgan), 1855-1919, Великобритания. Ангел смерти (Angel of Death), 1881.

Леонор Фини (Leonor Fini), 1907-1996, Франция. Дружба (L'Amitié), 1958, холст, масло, 60х91 см

Анн-Луи Жироде де Русси-Триозон "Погребение Атталы"

Марсель Ру -Marcel Roux (1878 - 1922)- французский художник - символист, гравёр, иллюстратор.- "На праздник" 1904г

Юми Крум (Yumikrum). Путешествие без движения (Travelling without Moving), коллаж, 2019.
Примечание - Коллаж с использованием работы неизвестного фламандского художника "Спаситель мира" (Salvator Mundi), 1750-1775, холст, масло, 93,3х79,8 см

Кнут Магнус Энкель - Magnus Knut Enckell (1870 - 1925) "Мальчик с черепом"

В 1960 годы в СССР из Китая проникла опасная инфекция.

Одна из форм менингококка вызывала тяжелое поражение головного мозга. При этом 30% зараженных умирали, многие преодолевшие болезнь оставались глубокими инвалидами. Существовавшие на тот момент вакцины против этой инфекции были бессильны, ни у кого из жителей страны не было к ней иммунитета.
Борьба с эпидемией заняла у врачей три-четыре года и требовала экстраординарных усилий — больных выявляли везде, в том числе на поездах, и спешно изолировали. Еще одна вспышка менингита случилась в 1996 году, но тогда медики были к ней готовы и сумели ее быстро купировать, не дав перерасти в эпидемию.
Разносчиками инфекции стали вьетнамские челноки, ездившие за товаром в Китай.
Вспышку тогда удалось довольно быстро ликвидировать, потому что МИИТ по совету врачей срочно закупил вакцину и сделал прививки всем вьетнамцам.
Но, как сообщают инфекционисты, заболеваемость менингитом по Москве тогда все же была превышена в два раза.

Иво Залигер (Ivo Saliger), 1894-1987, Австрия. Врач и смерть (Der Arzt und der Tod), 1940, гравюра, 66х50 см

Иво Залигер (Ivo Saliger), 1894-1987, Австрия. Врач, смерть и девушка (Arzt, Tod und Mädchen), 1920

Тема СПИДа не обрела канонических форм в искусстве. Большинство культурных инициатив, связанных с ВИЧ-инфекцией, несут деятельный и акционный характер, так как проблема эпидемии до сих пор актуальна и имеет социальные причины, современные художники используют новые формы: инсталляции, перформансы. Основная их цель — привлечение внимания.

Несмотря на довольно частое появление в кинематографе ВИЧ-инфецированных персонажей, лишь в немногих из картин вирус становится темой (как правило, сопряженной с другими: наркомания, гомосексуализм, социальные трудности).

К таким относятся многие фильмы Педро Альмадовара, оскароносный «Даллаский клуб покупателей», «Близкий друг» Нормана Рене, «Джиа».

Джон Болтон-John Bolton (род. 1951)-британский художник комиксов и иллюстратор.-Конгресс смерти-1985 г

Джордж Клосен(George Clausen)(1852-1944)-английский художник-живописец,акварелист, гравёр."Скорбь"1916 г.

Майкл Кербоу (Michael Kerbow), художник из Сан-Франциско.

Мотив эпидемии, пандемии, мгновенного распространения болезни, нашел свою нишу в кинематографе и лег в основу сюжетов триллеров и фильмов-катастроф.

Необходимость в кратчайшие сроки создать противоядие, обнаружить очаг вируса, не допустить распространение заразы — всё это способно невероятным образом нагнетать напряжение.

К классическим образцам этого жанра можно отнести «Эпидемию» Вольфганга Петерсена, «Заражение» Стивена Содерберга и легендарный «Перевал Кассандры» с Софи Лорен. Тема вируса звучит и в картинах, повествующих о зомби, инопланетном вторжении и биологическом оружии.

Заболевание, о котором много говорилось в своё время, было проиллюстрировано мировым кинематографом: режиссер фильма «Синдром Эбола» Хермана Яу (1996 год, Гонконг) использует вирус Эбола как орудие мести своего героя.

За 2014 год в сфере документального кино появилось много лент, посвященных лихорадке Эбола, которые наводят страху не меньше, чем художественные триллеры на тему пандемии.

Картина, изображающая вирус Эболы в стиле Энди Уорхолла

Корбис (Corbis). "Смерть нависла над загородным домом" (Death looming over suburban house).

Примечание - Кто скрывается под именем Corbis выяснить не удалось, но ясно, что это не известный фотобанк, не лекарство, а некий малоизвестный дизайнер. С латинского языка Corbis переводится как - корзинка.


В нынешнее время, (весна 2020 года) пока ещё о коронавирусе картин не написано.

На тему самоизоляции и карантина, когда закрыты для посещений большинство предприятий и организаций появилось уже много смешных картинок.

Социальные сети уже не первый год занимают важное место в жизни общества, и не так давно они стали прочно ассоциироваться с понятием «мемы».

Для молодежи слово «мем» чаще всего означает популярную смешную картинку с надписью, однако в общем понимании это понятие имеет гораздо большее значение.

Сегодня многие люди не совсем верно интерпретируют понятие «мем», а некоторые и вовсе не понимают, что это означает.

Мем – это, прежде всего, инструмент массовой информации, а не просто забавная картинка в интернете. Он является важной составляющей современной культуры, однако его происхождение берет истоки в те времена, когда о компьютерах еще никто не слышал.

В широком значении понятие «мем» является единицей культурной информации. Сюда можно отнести любое высказывание, символ, звук, картинку или фото, которые переходят от одного человека к другому. При этом все вышеперечисленное становится мемом только тогда, когда начинает использоваться в различных ситуациях, то есть утрачивает какой-либо контекст.

Термин «мем» впервые был употреблен в книге «Эгоистичный ген», написанной профессором Докинзом из Оксфорда еще в 1976 году. Автор книги описал мем, как единицу культурной информации, которая имеет способность распространяться. Следовательно, это понятие имеет очень широкое значение и важную роль в формировании общественной культуры.

Чтобы понятнее тем, кто не в теме (есть сейчас такие?)

/Закрыты все парикмахерские, маникюрные салоны, и те, кто был в других странах должны находиться на усиленом режиме карантина Италия - одна из стран-лидеров по количеству инфицированных и умерших от короновируса Ковид 19/

В целом можно сказать, что мемы в интернете стали заметной составляющей сетевого фольклора. Авторы мемов распространяют их в сети, чтобы вызвать у пользователей положительные эмоции и желание рассказать об этом друзьям. Обычно создатели стараются выбирать тематику, близкую большинству людей – политическую, медицинскую, бытовую или же спортивную.

Мем можно назвать общественным инструментом для выражения своего мнения, для свободного творчества. Мемы могут видоизменяться и скрещиваться между собой в процессе распространения, и в итоге изначальный автор уже не будет являться единственным. Главная цель создания мема – вызвать улыбку, смех, спровоцировать обсуждение и передачу от одного человека к другому.

Следовательно, можно сделать вывод, что мемы в социальных сетях – это инструмент для развлечения, общения и творчества. Такой контент пересылают друзьям, чтобы посмеяться вместе, коллективно обсуждают в комментариях, и иногда вносят свои коррективы. Несмотря на то, что некоторые мемы уже стали «классикой», в основном они переживают пик популярности какое-то время, а затем сменяются новыми. (о мемах - отсюда)

Совсем свежий пример:

Владимир Владимирович Путин когда во второй раз обратился к народу в связи с пандемией коронавируса, рассказав о введении новых мер, которые должны помочь бизнесу и гражданам, в том числе оставшимся без работы, президент РФ захотел вселить надежду в россиян. В завершении своего выступления он напомнил о том, что Россия сталкивалась со многими бедами и смогла все преодолеть, но сделал это, неожиданно вспомнив про печенегов и половцев.

«Наша страна не раз проходила через серьезные испытания: и печенеги ее терзали, и половцы — со всем справилась Россия. Победим и эту заразу коронавирусную. Вместе мы все преодолеем»

Однако интернет не понял, к чему президент РФ вспомнил про печенегов. Пользователи стали активно шутить и превратили выступление Путина в мем.

в самом низу ещё подпись, но так как она нецензурная, я её обрезала. Смысл -как он ненавидит печенегов.))

Отметим, что на самом деле Владимир Путин цитировал легендарного русского адвоката Федора Плевако.

Полностью его речь, произнесенная в позапрошлом веке, звучит так:

«Много бед, много испытаний пришлось перенести России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары и поляки. Двунадесять языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... Старушка украла старый чайник, стоимостью в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно»

(источник цитаты)

Майкл Кербоу (Michael Kerbow), художник из Сан-Франциско

Уже более двадцати лет при помощи кисти, карандаша, красок и современных компьютерных технологий американец создает огромные многометровые полотна. Его картины – настоящие предвестники апокалиптического будущего. Майкл всерьез намекает на то, что совсем скоро промышленные конгломераты выйдут из-под контроля. А планета Земля окажется царством стали, стекла и бетона, навсегда поглотивHomo sapiens в своих механических жерновах.

Вот как сам художник объясняет свое творчество:

Мне интересно исследовать взаимосвязь человека с окружающей природой. Вполне понятно, что на сегодняшний день прогресс зашел слишком далеко. Индустриализация набрала бешеный темп, ее не остановить. Многие страны страдают от перенаселения. Поэтому возникает резонный вопрос: если так все пойдет и дальше, то каким будет наше будущее и будет ли оно вообще?

Художник создает бесконечный водоворот из машин разных марок и конфигураций, имитируя многокилометровый трафик. Помещает в самый центр мегаполиса огромную черную дыру,которая постепенно разрастается и поглощает дома в свое бездонное нутро. Вполне возможно, что именно так и выглядит конец света, о котором сегодня столько говорят, пишут и спорят.

Майкл Кербоу (Michael Kerbow) "Пустые погони" акрил на холсте, 54×54 см.

Название картины я не знаю, но мне она очень напоминает новый коронавирус...


источник