С 4 ноября по 8 декабря прошлого (2019) года в Центральном выставочном зале «Манеж» была экспозиция «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве».

Около 150 картин и скульптур из 34 городов России впервые выставлялись в едином собрании в центре Москвы, объединенные общей идеей — сохранением исторической памяти о тяжелых годах войны 1941–1945 годов.

Журнал «Фома» подготовил подборку из девяти удивительных полотен, представленных в Манеже.

Организаторы выставки: Патриарший совет по культуре, Правительство Москвы, Министерство культуры Российской Федерации, исторический парк «Россия — Моя история», Российское военно-историческое общество «Память поколений»: 9 поразительных картин,хранящих воспоминания о Великой Отечественной войне

«Память поколений»: 9 поразительных картин, хранящих воспоминания о Великой Отечественной войне

Авторы: ЕШТОКИН Владимир, СПИРИНА Анастасия

Также предлагаю посмотреть интересные публикации на нашем сайте прежних лет по теме ВОВ "Художники блокадного Ленинграда", "С войной покончили мы счёты, бери шинель, пошли домой" , "Автографы войны на телах и душах" графика  ,  "Великие Победы русского духа. Художник Павел Корин", "Ради нашей чести и свободы... "

1. Аркадий Пластов, «Фашист пролетел», 1942 г.

Аркадий Пластов, советский живописец и народный художник СССР, в юности был тесно связан с православным искусством. Будучи сыном потомственных иконописцев, которые видели в мальчике будущего священника, Пластов закончил духовное училище и долгое время помогал отцу расписывать храмы, что позже вспоминал с особым теплом. Юношеские впечатления во многом определили его будущую карьеру. Именно в это время он сказал себе: «Буду живописцем и никем больше».

Одна из главных тем в творчестве художника — сельская жизнь. В 1917 году он создает множество пейзажей и портретов односельчан в своей родной деревне Прислониха Симбирской губернии, куда возвращается после учебы в Москве. Однако в начале войны атмосферу мирного деревенского быта сменяет ощущение трагедии, которая врывается в привычную, размеренную жизнь.

На картине «Фашист пролетел» художник словно маскирует смерть идиллическим пейзажем. Сначала может показаться, что мальчик прилег отдохнуть, а животные пасутся или спят невдалеке. Только когда мы видим еле заметный улетающий истребитель, становится ясно: случилась беда.

Рядом с головой пастушка не ярко-красный цветок — это кровь, которая течет из пробитого черепа. Несколько коров тоже мертвы, а собака жалобно воет рядом с неподвижным телом хозяина.

Картина повлияла не только на развитие советской живописи, но и, возможно, на ход мировой истории.

В 1943 году по распоряжению Сталина полотно привезли на Тегеранскую конференцию и повесили напротив тех мест, где во время переговоров сидели Черчилль и Рузвельт.

Результатом встречи стало открытие «второго фронта», и существует предположение: на решение британского и американского лидеров повлияли не только социально-политические факторы, но и картина Аркадия Пластова «Фашист пролетел».

2. Юрий Пименов, «Фронтовая дорога», 1944 г.

Главное произведение Юрия Пименова эпохи соцреализма — картина «Новая Москва», написанная за 4 года до начала Великой Отечественной войны. Ее сюжет прост: девушка в легком летнем платье за рулем машины проезжает по цветущей Москве, которая к 1937 году украшается новыми постройками в стиле сталинского ампира. Картина передает ощущение беспечности и радости.

Спустя 7 лет, в 1944 году, Пименов создает новую картину, повторяющую сюжет первой, но совсем с другим настроением. Девушка сменила легкое платье на шинель, справа от нее сидит солдат в каске, а вместо летнего московского пейзажа — испещренная следами шин, покрытая лужами и грязью дорога, вдали угадываются силуэты полуразрушенных зданий. На обочинах застыли разбитые танки, и новые силы Красной армии в грузовиках направляются на фронт. По этой дороге зрителю вместе с героиней картины предлагается следовать в Берлин, к победе.

3. Павел Корин, «Александр Невский» 1942 г.

В 1942 году Комитет по делам культуры заказывает Павлу Корину большое полотно, посвященное князю Александру Невскому. Тема оказалась близка художнику. Одной из главных работ, которую он так и не успел создать, должна была стать картина под названием «Реквием», или «Русь уходящая», на которой художник намеревался изобразить, по его словам, «последний парад» Русской Православной Церкви. Один из эскизов все же стал частью завершенного произведения: священномученик Федор (Богорояаленский) появился на триптихе «Александр Невский» в образе юноши. От священнического облачения остался только уменьшенный наперсный крест.

Несмотря на отношение советской власти к религиозной теме, Корин вносит в картину образы, связанные с Церковью. Мы видим образ Спаса Нерукотворного на знамени русского воинства, и величественный храм на заднем плане, и огромную икону одного из самых почитаемых русский святых — Николая Чудотворца. Избрав формат триптиха, Корин сознательно обращается к деисусному чину иконы.

Сохранились свидетельства, что солдаты возили с собой небольшие репродукции картины, размещали их в окопах и землянках.

4. Александр Лактионов, «Письмо с фронта» 1947 г.

В 1944 году художник Александр Лактионов вместе с семьей переехал из города Самарканда, где жил в эвакуации, в Загорск, современный Сергиев Посад. Там ему удалось найти необычное временное жилье. Бойницу для пушки в монастырской стене некогда перестроили в келью — туда-то и заселился художник с семьей.

Сюжет картины «Письмо с фронта» был буквально «подарен» Лактионову самим монастырем. Неподалеку от обители художник случайно встретил раненого солдата. Тот искал адрес, по которому нужно было доставить фронтовое письмо. Лактионов решил сам проводить его, таким образом став свидетелем события, которое легло в основу картины.

Картина была написана спустя четыре года. Художник стремился передать подлинные, искренние эмоции от весточки с фронта. Именно поэтому позировать для картины он попросил близких людей: дочь, сына, тетушку, Виктора Нифонтова, художника и друга, с которого был написан солдат, и приятельницу из Загорска.

Картина снискала огромную славу: ее печатали на марках, открытках, в журналах и учебниках. Уже через два года после написания картина была удостоена Сталинской премии I степени — по сути, высшей награды, которую мог получить художник того времени.

5. Михаил Хмелько, «Триумф победившей Родины», 1949 г.

Сюжетный центр картины «Триумф победившей Родины» составляет знаменитый Парад Победы 24 июня 1945 года, в котором приняло участие около 35 тысяч человек. Кульминацией стало низвержение вражеских знамен к ногам военачальников, полководцев-победителей. Одним из важных военных трофеев стало древко штандарта 1-й танковой дивизии СС «Адольф Гитлер».

6. Федор Богородский, «Слава павшим героям», 1945 г.

Некоторые исследователи отмечают в картине советского художника Федора Богородского «Слава павшим героям» параллели с подвигом Христа. Тема спасения мира ценой собственной жизни удивительным образом переплетается с евангельскими событиями.

Художник создает картину, опираясь на канонический сюжет положения Христа во гроб. Деревянные носилки, на которых лежит умерший солдат, напоминают крест. Мать, которая склонилась над ним, ассоциируется с оплакивающей своего Сына Богородицей. Вместо участвовавших в погребении учеников Христа, Иосифа и Никодима — боевые товарищи, которые молчанием чтят память погибшего друга.

7. Борис Неменский, «Безымянная высота», 1960 г.

В 60-е годы в советской живописи происходят перемены: художники переходят к честному, беспристрастному, порой жесткому взгляду на действительность. Параллельно развивается знаменитая «лейтенантская» проза фронтовиков Юрия Бондарева, Василя Быкова, Булата Окуджавы, которые предельно правдиво показали войну без ненужного пафоса, с самого близкого расстояния, .

Одна из работ, которая вызвала споры в культурном сообществе, — «Безымянная высота» Бориса Неменского. Картина написана по личным военным воспоминаниям. «Я шел пешком, с полной выкладкой солдата-художника. Шел долго, устал. И сел на торчащий из-под снега то ли камень, то ли пенек пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Неожиданно заметил, что поземка прямо подо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться от легкого ветра не может. Всмотрелся, встал. Оказалось, что я сижу на мертвом немецком солдате — почти полностью занесенном. Колыхались рыжеватые волосы…». Рядом с солдатом он увидел двух мертвых мальчиков: один из них был русский, другой немец.

Воспоминание долго не давало покоя художнику, но только в 1960 году Неменский создает первый вариант картины «Безымянная высота», представленный на выставке. Положение тела русского мальчика напоминает позу распятого Христа: подогнутые колени, вытянутая рука. На фоне мертвых тел выбиваются из земли редкие первоцветы, символизируя жизнь. Само название картины соотносится с ее идеей. Безымянная высота — это битва не за что-то конкретное, а случайная встреча на одном из бесконечных холмов, которая унесла две молодые жизни.

Впоследствии художник постоянно возвращался к этому сюжету: существуют пять вариантов картины, последний из которых получил название «Это мы, Господи!».

8. Михаил Савицкий, «Поле», 1973 г.

Михаил Савицкий ушел на фронт девятнидцатилетним. Он оборонял Севастополья все 250 дней, пока город держался. Когда Севастополь был взят, он попал в плен, прошел через 3 концлагеря: Дюссельдорф, Бухенвальд, Дахау.

Художественное образование получил после демобилизации из армии. Большую часть работ художника составляют картины военной тематики. Одна из наиболее выдающихся работ — «Поле», написанная в 1973 году. Название подразумевает двойственность изображаемого: с одной стороны, это поле жатвы, где колосятся хлеба, а с другой стороны, это поле военных действий. Багровое небо символизирует пожары, которые постоянно вспыхивали на полях, подожженных или немецкими военными, чтобы голод помогал им в борьбе с Красной Армией, или советскими людьми, чтобы урожай не доставался врагу.

Искусствоведы отмечают ярко выраженные христианские мотивы, которые проявлялись в разных работах на протяжении всего творческого пути художника. Золото колосьев неслучайно находится в цветовом сочетании с образами советских солдат. Очевидна аллюзия на слова Христа: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Теми семенами, которые падают в поле и, умирая, приносят новый урожай, становятся жизни советских солдат. Они жертвуют собой ради последующих поколений.

9. Александр Виноградов и Владимир Дубосарский «За отвагу» 2014 г.

Картина «За отвагу» представляет собой громадное произведение и по смысловой насыщенности, и по своему фактическому размеру. Главными героями монументального полотна являются, как их называли сами художники, «праведники русской земли», то есть русские люди, воевавшие в Великой Отечественной войне.

Пейзаж перекликается с темой райского сада: цветущая природа, светлое небо, река, которая, согласно книге Бытия, вытекает из рая и разделяется на четыре рукава. Картина напоминает о том, что победа творилась обычными людьми, которых после войны ждала зрелость и старость, но которые благодаря своим внутренним качествам стали героями, поставив на кон собственные жизни.




И от меня ещё одна подборка картин, "Эх, дороги! Пыль да туман..."

Юон Константин Федорович (1875 - 1958) - Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года (1949)

Константин Федорович Юон – это один из немногих художников I-ой половины ХХ в., которому удалось не попасть в жернова репрессий и войти в ряды плеяды лучших советских живописцев.

Одним из самых примечательных полотен Константина Юона является панорамная картина «Парад на Красной Площади 7 ноября 41-го года», созданная в те дни, когда немецкие войска подходили к Москве и, казалось, остановить эту черно-серую массу не сможет никакая сила.

Проводить парад в эти дни многие политические деятели считали глупостью, пустой затратой средств, которых и так не хватало для нужд Красной Армии, но, он все-таки состоялся. И этот факт лучше всего свидетельствовал о том, что русский народ не сломлен и что Москва «не будет отдана на попирание вандалам».

История создания картины

Проведение парада воодушевило москвичей. Каждый из них старался сделать все, что от него зависит, чтобы помочь Родине в эти суровые дни. Не стал исключением и художник Константин Юон, которому на то время уже было более 65 лет. Он решил написать картину, посвященную параду, чтобы зафиксировать в памяти поколений этот момент.

Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года

(Фотография парада на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года)

Работа длилась целый год, причем, сложней всего художнику давался образ Москвы, которая по его замыслу, должна была стать не столько фоном, сколько композиционной составляющей картины и действующим лицом, наряду с ровными шеренгами солдат, шагающими по боусчатке.

Наконец, в 1942 году работа была окончена и представлена членам художественных объединений, которые высоко оценили полотно мастера.

Кстати, мало кто знает, но в 1949 году Юон написал еще одну картину под этим же названием, в которой парад на Красной Площади был представлен в другом ракурсе, но в той же цветовой палитре и стилистике.

Описание картины

Сюжет картины прост – на Красной площади выстроились в шеренги солдаты, которые гордо чеканя шаг, пройдут почетный круг по площади и отправятся на фронт, защищать подступы к Москве. Но в этой простоте скрывается величие и торжественность момента – видно, что этот парад не пафосное мероприятие, призванное подчеркнуть мощь Советского Союза, а демонстрация несломленного духа, веры в правое дело, любви к своей Родине.

Атмосферу картины создают не фигуры солдат, которые являются действующими лицами любого парада, а образ Москвы. Неуютная, холодная, неприветливая, спрятавшаяся под сумрачным небом со свинцовыми тучами, Москва уже не кажется беззащитной и растерянной, как в первые дни войны. Она собралась, мобилизовала все свои силы, гордо выпрямилась и замерла, готовясь отразить врага.

Обратите внимание, насколько безжизненной выглядит площадь – художник специально подчеркнул отсутствие зрителей, ведь на всех советских парадах, эта территория всегда была забита людьми со знаменами, гвоздиками и воздушными шарами в руках. И эта пустота ясно подчеркивает, насколько сильно война изменила жизнь москвичей.

Торжественность и приподнятость полотна усиливается благодаря хорошо прорисованным архитектурным памятникам и главным символам Москвы – Храму Василия Блаженного и Спасской башне. Они напоминают, что никто и никогда не смог покорить Москву, свидетельствуют о прошлых победах и о ратных подвигах отцов.

На заднем фоне можно рассмотреть линию фабрик и заводов из труб которых валит дым – художник ненавязчиво показывает подвиг тех людей, которые остались в тылу и не жалели сил для приближения светлого дня Победы.

Художественные способы

Написанная маслом картина «Парад на Красной площади» относится к панорамной живописи в направлении соцреализма. Художник использует мрачные, темные краски, воссоздавая не столько картину хмурого ноябрьского дня, сколько настроения людей. Но багряные и красноватые тона, в которые окрашен Кремль, ровные линии самой площади, четко выверенная геометрия солдатских шеренг и ряды елей придают полотну тожественную строгость, которая подчеркивает важность момента и затрагивает самые глубокие уголки человеческой души.

Отсутствие лишних деталей, подчеркивающе безжизненный пейзаж, лаконичность и четкость выражают настрой советских людей – сражаться до последней капли крови и непреклонность в достижении принятого решения.

Рейнер Ю. П. - Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года

художник Ирина Балдина "Героиня Сталинградской битвы Наташа Качуевская", 1984 ,холст,масло. (Ирина - одноклассница Наташи)

Эта 20-летняя красивая девушка - студентка престижного московского вуза ГИТИС, актерский факультет. Коренная москвичка, родилась и выросла на Малой Никитской улице, мама и родная тетя замечательные актрисы известных московских театров.

В августе 1942 вслед за мужем Наташа Качуевская отправляется на фронт медсестрой. Если и было в то время самое страшное место на земле – то это был точно Сталинградский фронт, куда она и попала…
20 ноября 42 года. Контрнаступление наших войск. Линяя фронта прорвана – батальон уходит в прорыв, в блиндаже с ранеными неспособными самостоятельно передвигаться остается Наташа. 20 человек, которых она совсем недавно сама вынесла из огня, остались дожидаться транспорта для эвакуации.

Но вместо помощи в тылу появляется группа немецких солдат под командованием офицера. Они идут прямо на блиндаж. Наташа мгновенно принимает решение - подсумок с гранатами, автомат на плечо и бегом по траншее. Неожиданный огонь сбоку останавливает гитлеровцев, но ненадолго. Слишком неравны силы. Раненые вслушиваются к звукам скоротечного боя. Вот и замолчал автомат Наташи.
Убита или кончились патроны?

Глухой взрыв гранаты. И почти сразу же дружное "Ура!" вдалеке. Через пять минут в дверях рослая фигура нашего солдата: - Живы, курилки?
На плащпалатке пропитанной кровью вносят Наташу. Она чудом еще жива и даже в сознании. Когда патроны закончились, Наташа выдернула чеку из гранаты и крепко сжала ее. После того как немцы подошли почти вплотную и потребовали поднять руки, она просто разжала ладонь и граната выкатилась прямо им под ноги. О чем она думала в те три долгие секунды до взрыва? О муже, от которого не было весточки уже полгода, или о маме, что останется совсем одна?

Последняя запись из ее записной книжки: "Я вот что думаю. Каждый человек для чего-то на свет родился. Один, чтобы всю жизнь полезное дело творить, другой, чтобы только один раз встать во весь рост и крикнуть:"Вперед!"
Это ничего, что он мало прожил. Важно, что он сделал. Важно, что в общую книгу людскую ляжет пусть даже одна его безымянная запятая. Надеюсь, я смогу поставить свою запятую…"
Наташа умерла, так и не доехав до медсанбата.

Ее муж лейтенант Павел Качуевский, командир партизанского отряда, как потом выяснится, погиб еще раньше своей любимой – в июле 1942 года.
Встретились – 23-летний лейтенант и его красавица-жена уже на том свете...

На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
- Я еще, ребята, не жила...

И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать - это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть...

Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.

Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко -
В сорок первом он сейчас году.

Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
- Я еще, ребята, не жила...

(Юлия Друнина)

«Мать партизана»картина советского живописца Сергея Васильевича Герасимова, созданная в 1943—1950 гг. Холст, масло. 184 × 229 см Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина по праву является одной из самых сильных картин художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени.

К моменту наступления Великой Отечественной войны Сергей Васильевич Герасимов был уже достаточно знаменитым художником, большинство его полотен были посвящены жизни русской деревни, не стала исключением и картина «Мать партизана», раскрывающая тему героизма рядового советского человека в годы войны.

В центральной части картины, с гордо поднятой головой стоит мать партизана.

Как выразился сам художник: «Я хотел показать в её образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей».

Женщину не могут запугать немецкие захватчики. За её спиной родная земля, оскверненная врагами и залитая кровью родных, священная родная земля. Великую силу народного гнева ощущают на себе фашисты.

На фоне русской женщины немецкий офицер кажется жалким.

Светлая и сильная, стоит она на фоне дымного пожарища. Её лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека. В контраст с образом матери вступает образ гитлеровца, лишенный яркой индивидуальной характеристики, выделяются лишь низкий лоб и тяжелая челюсть фашиста, придающие его облику нечто звериное. Остальные персонажи согласно задумке автора вторичны и прорисованы лишь в общих чертах (Вики)

Виктор Константинович Дмитриевский (1923-2006), "Письмо из 41-го".

Братья Алексей Петрович (род.1925) и Сергей Петрович Ткачёвы (род. 1922), народные художники СССР. "Дорогами войны", 2002, холст, масло, 150х193 см.

Махов Б.И. "Солдаты Сталинграда"

Кривоногов Петр Александрович (1910 - 1967) - "Победа". 1945 (1948)

Любаев Пётр Сергеевич - "Лидия Русланова.Песня Победы" (2013-2015)

Новоселов Александр Юрьевич - "Победа" (2014)

Баскаков Н. - "Победа" (1974)

Мочальский В. - "Победа. Берлин 1945 года" (1947)

Ткачёв Г. - "Победа " (1985)

Окороков Б. В. - "Первый день мира" (1975)

Любаев Пётр Сергеевич - "Лидия Русланова.Песня Победы" (2013-2015)

Воробьева И.Н. - "День Победы. Из серии -Русская женщина"- (1970 - 1978)

Бондаренко Ю. - "Победа" (1985)

Евсей Евсеевич Моисеенко - "Победа"

Харламов Владилен Митрофанович (1935 - 1987) - "Победа" (1985)

Присекин Сергей Николаевич - "Маршалы Советского Союза Г.К.Жуков и К.К.Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 г." (1985)

Антонов Константин Михайлович - "Победители" (1985)

Алексеев Адольф Евгеньевич ( 1934 - 2000) - "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года"

Хмелько Михаил Иванович (1919 - 1996) - "Триумф победившей Родины. Диптих.1" (1960)

Хмелько Михаил Иванович (1919 - 1996) -" Триумф победившей Родины. Диптих.2" (1960)

Китаев А. - "Возвращение с Победой"

Чуприн Николай - "Празднование Дня Победы "(1970-е)

Савинов Глеб Александрович - "День Победы "(1972-1975)

Антонюк Андрей Данилович (1943 - 2013) - "Победа" (1980)

Швелидзе Б.К. - "В День Победы" (1971)

Савинов Глеб Александрович - "День Победы" (1972-1975)

Кравцов Игорь Михайлович (1964 - 2010) - "Память". Об этом художнике ЗДЕСЬ, на нашем сайте был пост.

Данчев Сергей Александрович - "Ветеран. День Победы" (2015)

Кокин Михаил Александрович (1921 - 1985) - "9 мая"

Псарев Виктор Пантелеевич - Сад памяти. 9 мая (1988)

1.источник

2.источник