В 2000-х гг. в журнале "Крестьянка" публиковались замечательные статьи искусствоведов о художниках и музеях мира,можно было создать целую подборку вроде домашнего музея, так как к статье прилагались очень хорошего качества иллюстрации на отдельных листах (просто я плохо на телефон сняла) и у меня есть такая...Недавно  перебирала и увидела статью  Татьяны Карповой* о художнике Сильвестре Щедрине, нашла материал в интернете и предлагаю вам посмотреть.

*(Татьяна Карпова - советский и российский искусствовед, доктор искусствоведения, автор ряда книг по истории русского искусства XIX и XX веков, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе)

***

Сильвестр Щедрин был первым русским художником, который поведал нам о счастье, гармонии и совершенстве, находимых человеком в природе. Картины Щедрина проникнуты глубокой одухотворенностью, лиричностью и поэтичностью, они дарят нам радость и безмятежность. Даже маленькие его этюды согреты теплотой человеческого сердца.

Сильвестр Щедрин "Озеро Альбано в окрестностях Рима" 1824г. Холст, масло. 45х61 см.Государственный Русский музей.
Сильвестр Щедрин "Озеро Альбано в окрестностях Рима" 1824г. Холст, масло. 45х61 см.Государственный Русский музей.

Как легок и крылат его пейзаж!
В тумане — даль, чудес архитектуры
Дворец — свод тайн, красот и вернисаж,
как каменная роза, он фактурен!
Но больше все ж поют здесь небеса!
Орел небесный, лебедь или ангел,
к виденью в сини столь прикован взгляд —
благословенье Божье, видно, с нами!
Серебряное озеро блестит
и отражает гатчинские парки,
пронзителен и легок колорит,
пророчит утро день чудесный жаркий!

Улекса фон Лу

Сильвестр Щедрин «Веранда, обвитая виноградом» 1828г. Холст, масло. 42,5 х 60,8. см.Государственная Третьяковская галерея
Сильвестр Щедрин «Веранда, обвитая виноградом» 1828г. Холст, масло. 42,5 х 60,8. см.Государственная Третьяковская галерея

В природе Щедрина не привлекали сенсации - ветры, штормы, грозы. «Очень пестро и неопрятно», - дошло до нас краткое, слегка ироничное впечатление художника о буре на море. Ясность и гармония духа - эти слова, наверное, полнее всего характеризуют его. Это та внутренняя свобода, счастливое равновесие ума и сердца, которые вообще были свойственны искусству пушкинской поры. Все содержание жизни Щедрина - это его работы, упорство в поиске нового, стремление к идеалу. Художник обладал редким качеством - интуитивным чувством «своего пути».

Он был разборчив в знакомствах, не торопился обрести семью и шел от одной нарисованной картины к другой, от мотива к мотиву, повторяя и варьируя свои работы, постепенно подчиняя кисти зыбкие эффекты света и воздуха, добиваясь совершенного воплощения на холсте своих тонких и кропотливых наблюдений над загадочной природой. Но родившемуся в северной столице России за девять лет до окончания XVIII столетия Щедрину стать творческой личностью, можно сказать, было предначертано на роду.

Отец Сильвестра занимал должность ректора в Императорской Академии художеств в Петербурге и занимался скульптурой, а Семен Щедрин, который приходился художнику дядей, был знаменитым пейзажистом. Но «богемой» Щедрин никогда не был.

Современники еще с ранней юности хвалили в нем благородный характер, отсутствие любых амбиций и напыщенности, завидную усидчивость, а также особый блистательный и рассудительный ум, выражавшийся в тонком остроумии. Щедрин владел прекрасными знаниями благодаря достойному образованию и был прекрасным собеседником, которого всегда радушно принимали в домах князей Голицыных, Гагариных и Меншиковых.

Сильвестр Щедрин «Грот Матроманио на острове Капри» 1827 г. Холст, масло. 35,5 х 46,2.Государственная Третьяковская галерея Сильвестр Щедрин «Грот Матроманио на острове Капри» 1827 г. Холст, масло. 35,5 х 46,2.Государственная Третьяковская галерея

Благодаря сохранившейся обширной переписке С.Ф. Щедрина с родными, друзьями и заказчиками, полной метких и остроумных наблюдений, мы можем получить живое, непосредственное представление о днях и трудах одарённейшего живописца, сумевшего открыть новые свойства и неизведанные возможности искусства пейзажа.

Сильвестр Щедрин «Вид Неаполя. Ривьера ди Кьяйя» 1826г. Холст, масло. 45,7х67 см.Государственная Третьяковская галерея Сильвестр Щедрин «Вид Неаполя. Ривьера ди Кьяйя» 1826г. Холст, масло. 45,7х67 см.Государственная Третьяковская галерея

Русский живописец, пейзажист. Сын профессора скульптуры и ректора Императорской Академии Художеств Феодосия Федоровича Щедрина (1751-1825). С 1800 учился в Академии Художеств по классу пейзажной живописи у М. М. Иванова.

В 1811 году, оканчивая академический курс, за исполненную конкурсную картину художник был удостоен Большой золотой медали. В 1812 получил аттестат 1-й степени на звание классного художника и право на пенсионерскую поездку в Италию. В связи с неблагоприятной политической обстановкой в Европе, находившейся под властью Наполеона, отъезд за границу состоялся только в 1818.

Сильвестр Щедрин "Терраса на берегу моря. Каппуччини близ Сорренто" 1827г. Холст, масло 47,5х60Государственный Русский музей, инв. Ж-5107. Сильвестр Щедрин "Терраса на берегу моря. Каппуччини близ Сорренто" 1827г. Холст, масло 47,5х60Государственный Русский музей

До 1818 г. Щедрин был оставлен при Академии на положении пенсионера, жил в Петербурге, участвовал в академических выставках, давал уроки рисования в частных домах.

С 1818 по 1825 гг. Сильвестр Щедрин пенсионер Академии Художеств в Италии. Жил и работал в Риме и его окрестностях (Тиволи, Субиако, Альбано), с 1825 по 1830 в Неаполе и его окрестностях (Сорренто, Амальфи, Вико, Капри, Поццуолли, Иски).

Сильвестр Щедрин «Малая гавань в Сорренто с видом на острова Искью и Прочиду» 1826 г. Холст, масло. 45х60,7 см. Государственная Третьяковская галерея Сильвестр Щедрин «Малая гавань в Сорренто с видом на острова Искью и Прочиду» 1826 г. Холст, масло. 45х60,7 см. Государственная Третьяковская галерея

Живя в Италии, Щедрин совершал поездки в такие города как Сорренто, остров Капри, коммуну Виго – ди - Фасса и Амальфи. Совершая пешие прогулки, Щедрина восхищала богатая растительность и мягкий климат чудотворных мест. Его серии картин на темы природного и морского ландшафта входят в число лучших пленэрных работ, где художник решает проблему пленэра, и пишет на открытом воздухе. Моментально видна перемена в манере написания картин. Естественный свет воздействует в естественных условиях на форму и цвет предметов. Теплые и серые тона красок вытесняются более холодными.

Это мастерство ясно бросается взору в пейзажах морского жанра. Передачей изменчивости атмосферы в картине «Берег Сорренто с видом на остров Капри» (1826) Щедрин решился на смелую комбинацию и варьирование явлений, не свойственных для первой половины XIX века.

Силой обстоятельств, Щедрину не суждено было вернуться на родину. Щедрин скончался в расцвете творческих сил, молодым, не дожив до сорока лет. Он умер 8 ноября 1830 года в Сорренто от тяжелой болезни. Похоронен в Сорренто.

Сильвестр Щкдрин "Большая гавань в Сорренто". 1827 г. Холст, масло. 42,5 х 59,2 см. Сильвестр Щкдрин "Большая гавань в Сорренто". 1827 г. Холст, масло. 42,5 х 59,2 см.

Не оставляет ощущение прохлады, выраженной в серо - серебристых тонах. Далеко, в середине бескрайнего моря, запечатлена небесная пучина, и, как будто по взмаху дирижера, изливается косыми потоками с небес дождь. Природа в картине «Берег Сорренто с видом на остров Капри» и в написанном им в 1827 году пейзаже «Большая гавань в Сорренто» живописная флора счастливыми моментами сочетается с человеком, у которого природная и созерцательная жизнь идет своим чередом.

Сильвестр Щедрин "Терраса, обвитая виноградом". 1828 г. Холст, масло. 42,5 х 60,8 см.

Сильвестр Щедрин "Терраса, обвитая виноградом". 1828 г. Холст, масло. 42,5 х 60,8 см.

В безмятежной нирване сливается с человеком всей своей полнотой счастья природный образ Италии. Самым лучшим своеобразным «природным интерьером» выполнен пейзаж «Терраса, обвитая виноградом» (1828). Свет и цвет играют основную роль в изображениях знаменитых «террас», наиболее полно воплощающих творческое кредо Щедрина, стремившегося связать воедино естественность натуры и возвышенность художественного идеала. Эта картина по праву считается одной из жемчужин коллекции, купленная П.М. Третьяковым.

В ней, как и в других изображениях подобного рода, Щедрин сочетает «интерьерное» пространство самой террасы на первом плане и бескрайние морские дали в глубине. Пластичная «осязаемость» каменных стен террасы, погруженной в глубокую тень, контрастирует с залитым солнечным светом и кажущимся почти нереальным водным и воздушным простором. Обитатели террасы – итальянские простолюдины, охотно позировавшие художнику за небольшую плату, – наслаждаются покоем и негой, разлитыми в окружающей природе. 

Являясь почитателем гармонии и ясности, художник на протяжении своей короткой и удивительно цельной творческой жизни к подобному мотиву уже не вернется.

Сильвестр Щедрин "Вид в окрестностях Сорренто. Вечер." Около 1828 г.. Холст, масло. 27,5 х 40,1 см.

Сильвестр Щедрин "Вид в окрестностях Сорренто. Вечер." Около 1828 г.. Холст, масло. 27,5 х 40,1 см.

Этот мир с бесконечным простором водной глади и синевой неба соединяются на полотнах с обыденной, но с красивой человеческой жизнью. Недолгая бренная человеческая жизнь сочетается здесь с вечной и гармоничной жизнью природы, всегда сохраняющая естественность и бесконфликтность. Позволяя пользоваться своей отзывчивостью, люди принимают от нее дары, ласку и оберег. Колорит этих картин более праздничный, более звучный, краска становится светоносной, мазок кисти сочным и фактурным, а мастерство художника все более свободным и раскованным.

Сильвестр Щедрин "Набережная Мерджеллина в Неаполе" 1827 г. Холст, масло 65х88 см. Государственный Русский музей

Сильвестр Щедрин "Набережная Мерджеллина в Неаполе" 1827 г. Холст, масло 65х88 см. Государственный Русский музей

(Мерджеллина - одна из главных неаполитанских набережных; расположена в западной части города. Отсюда отходит дорога на Позиллипо, в начале которой стоял большой придорожный крест.)

Сильвестр Щедрин "Вид с гор на Неаполь и Везувий" 1825 г. Холст, масло. 28х41 см .Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени Сильвестр Щедрин "Вид с гор на Неаполь и Везувий" 1825 г. Холст, масло. 28х41 см .Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

Творческий путь Щедрина был недолог, он приходится на 1810 и 1820-е годы, но эволюция его весьма значительна. Наивысшего расцвета творчества Щедрин достиг во второй половине 1820-х годов во время пребывания в Неаполе. В это время художник создал большое количество видов неаполитанского побережья, воплотивших лучшие стороны его живописного дарования.

Сильвестр Щедрин "Колизей в Риме" 1822 г. Холст, масло 97 х 137см. Государственный Русский музейСильвестр Щедрин "Колизей в Риме" 1822 г. Холст, масло 97 х 137см. Государственный Русский музей

Щедрин был первым русским живописцем, кто начал писать этюды маслом на природе. До Сильвестра, художники, работая в традициях классицизма, делали только предварительные наброски для будущей картины. Постоянно работая на пленэре, он одним из первых среди русских художников стал передавать в изображениях влияние окружающей световоздушной среды на форму и цвет предмета.

Сильвестр Щедрин «Вид с Петровского острова на Тучков мост и Васильевский остров в Петербурге» 1815 г. Холст, масло. 77,5х111,5см.  Государственная Третьяковская галерея Сильвестр Щедрин «Вид с Петровского острова на Тучков мост и Васильевский остров в Петербурге» 1815 г. Холст, масло. 77,5х111,5см. Государственная Третьяковская галерея

Соединив в своих работах классическую традицию с чертами романтического искусства, Щедрин открыл новую эпоху в развитии отечественной школы пейзажа. Благодаря Сильвестру Щедрину стала возможной реалистическая русская пейзажная живопись 19 начала 20 века.

В России допетровского времени пейзажа как свободной и независимой жанровой живописи не было, а появился он в XVIII веке с видом Петербурга и новых загородных императорских дворцов в Царском Селе, Павловске и Гатчине. В направлении творчества видятся парки и сады усадеб. Своей декоративностью, статичностью композиций и верховенством коричневых отягощающих тонов, в пейзажах не чувствуется неповторимого восприятия природы. Тогдашняя мода приживалась трудно, поэтому такие полотна писались для украшений резиденций и интерьера особняков, где преследовалась единственная цель - следовать «стандартам». Но уже на рубеже веков, в эпоху романтизма, начинается настоящий подъем пейзажной живописи. Свобода самовыражения, искренность, естественность и раскованность нашли полное свое выражение в творчестве Пушкина, Кипренского, Байрона, Шопена - и Сильвестра Щедрина.

Водопад в Тиволи. 1822  Холст, масло. 59,2 х 46,8 см.

Романтизм наилучшим образом проявляется как и в музыке, так и в поэзии, так и в живописи, - передавая внутренний мир переживаний человека.

Грянула начальная творческая ступень жизненного этапа: девятилетний Сильвестр Щедрин в 1800 году поступает в художественную академию. Под влиянием дяди выбирает живописный класс, которым заведовал Михаил Матвеевич Иванов. Между учителем и учеником возникают дружеские отношения. Приверженец классицизма, Иванов тем не менее питал слабость к малым голландцам и заразил своим увлечением Сильвестра.

Благодаря замечательным учителям и его наставнику М.М. Иванову, одаренный ученик в 1811 году с великолепными успехами оканчивает Академию по ландшафтному классу. За дипломную работу выпускника «Вид Петровского острова в Петербурге» (1811) был удостоен поездкой за казенный счет в Италию и большой золотой медалью.

Сильвестр Щедрин «Вид с Петровского острова в Петербурге» 1816 г. Холст, масло 68х95,5 см. Государственный Русский музей, Сильвестр Щедрин «Вид с Петровского острова в Петербурге» 1816 г. Холст, масло 68х95,5 см. Государственный Русский музей,

Но попасть в «землю обетованную» всех романтиков он смог спустя только семь лет: в 1812 году вмешалась война с Наполеоном. Правда, и в эти годы Щедрин много и настойчиво работал. Его любимые темы - Петербургский вид Петровского острова.
Этот в то время малонаселенный район был любим Щедриным и очень хорошо ему знаком: здесь находился дом его родителей. Крупный пейзаж «Вид с Петровского острова на Тучков мост» (1815) указывает на следы влияния любимого дяди, который отображал работы древности, продолжая их успех.
Пейзаж, при всех своих композиционных условных приемах и цветовом решении, проникнут тонким чувством природной красоты и интересом к передаваемой местности. Но творчество Щедрина еще под прессом жесткой академической системы.

Сильвестр Щедрин "Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо" 1829 г. Холст, масло. 50х75,3.см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина Сильвестр Щедрин "Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо" 1829 г. Холст, масло. 50х75,3.см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина


Сильвестр Щедрин «Неаполь ночью» (1810-е годы) Холст, масло. 26х36.см. Тульский областной художественный музей. Сильвестр Щедрин «Неаполь ночью» (1810-е годы) Холст, масло. 26х36.см. Тульский областной художественный музей.


Сильвестр Щедрин "Лунная ночь в Неаполе " 1828г. Холст, масло. 42,5 х 59,6  см. Сильвестр Щедрин "Лунная ночь в Неаполе " 1828г. Холст, масло. 42,5 х 59,6 см.

В предсмертные годы жизни пейзажист обращается к ночным пейзажам: «Лунная ночь в Неаполе» (1828), «Окрестности Неаполя. Вид на Везувий из грота ночью» (1827 - 1828).

Ночь для искусства романтизма - пора, когда природа обнажает свои тайны, когда скрадываются границы миров, пора мистических откровений в природе, приобщения мира реального к миру высшему. Изображая в картине «Лунная ночь в Неаполе» ночной город, художник сочетает два источника освещения – призрачный свет луны, окруженной клубящимися облаками, и яркий красноватый свет пламени костра, разожженного рыбаками на берегу. 

В картине усиливается острота колористических сочетаний. Контраст теплых и холодных тонов придает особую выразительность темным силуэтам зданий на набережной и замка на горизонте. Перед зрителем предстает уже не лирический, а скорее драматический образ, красота которого вызывает чувство тревоги и смутной печали.

Сильвестр Щедрин "Окрестности Неаполя. Вид на Везувий из грота ночью". 1827 – 1828 гг.. Бумага на картоне. 11,8 х 18,5 см. Сильвестр Щедрин "Окрестности Неаполя. Вид на Везувий из грота ночью". 1827 – 1828 гг.. Бумага на картоне. 11,8 х 18,5 см.

Меланхолический оттенок этих работ, возможно, связан и с болезненным состоянием Щедрина в то время. Несмотря на серьезное, прогрессирующее заболевание, художник не терял жизнерадостности и чувства юмора. Его последние письма из Италии были полны надежды на выздоровление и возвращение домой. Но он никогда не вернется в родную страну.

Хотевший жить и создавать, в результате художник не смог совладать с болезнью (предполагают, инфекционной желтухи). 8 ноября 1830 года умирает в Сорренто, в гостинице «Тассо», где жил. Эту гостиницу он много раз рисовал в своих картинах, она была расположена над крутыми прибрежными скалами. Сохранился памятник над его могилой на городском кладбище — бронзовый горельеф по рисунку его друзей, русских скульпторов Самуила Гальберга и Петра Ставассера.

Сильвестр Щедрин был первым, кто русский пейзаж вывел на европейскую дорогу. Уехав из России в 27 лет, Италия стала для него второй родиной, которая начиналась в Венето. «Пора уже выехать из Венеции. Вотюрин нанят для нас консулом, итак, сели в карету и полетели в Падую по дороге гладкой и прекрасной своими виллами, и тут мы совершенно очутились в Италии...».

После смерти художника его личность в Италии была окружена легендами. Щедрин много общался с простыми людьми, крестьянами, рыбаками.

Сильвестр Щедрин «Вид Амальфи» 1827-1828 гг. Холст, масло. 44 х 61,5.Государственная Третьяковская галерея Сильвестр Щедрин «Вид Амальфи» 1827-1828 гг. Холст, масло. 44 х 61,5.Государственная Третьяковская галерея (Амальфи – город, расположенный на берегу Салернского залива. По преданию, был основан Константином Великим.)


Сильвестр Щедрин "Вид в окрестностях Неаполя". Холст, масло. 37,7 х 50,5 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Сильвестр Щедрин "Вид в окрестностях Неаполя". Холст, масло. 37,7 х 50,5 см. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров.


Сильвестр Щедрин "Александр I у Шафгаузенского водопада" Сильвестр Щедрин "Александр I у Шафгаузенского водопада"

(Изображена встреча Александра I с его сестрой великой княгиней Екатериной Павловной, принцессой Ольденбургской 26-29 декабря 1813 (7-10 января 1814) в Швейцарии, близ Шафгаузенского (Рейнского) водопада.

Картина была написана в Петербурге. Главные персонажи изображены на основании их портретов, водопад - с гравюры, деревья первого плана - с натуры на Петровском острове.)

Сильвестр Щедрин "Колизей" 1819г. Холст, масло 62,5х48,7 см. Государственная Третьяковская галерея Сильвестр Щедрин "Колизей" 1819г. Холст, масло 62,5х48,7 см. Государственная Третьяковская галерея


"Пейзаж с руинами."1799. Бумага, сепия, тушь, кисть, перо. 48 х 37


Простое и дружественное обращение, готовность всегда помочь в беде снискали к нему любовь и уважение. Старик-рыбак вспоминал: «Я крепко любил его, я его любил более моего сына. Добрейший был человек, да и кто из нас не помнит его благодеяний…как помогал он бедным, больным, несчастным, как содержал целые семейства, отдавая часто просящим все, что имел».

Автопортрет 1817. Холст, масло. 46,8 х 35,5.Приобретена П. М. Третьяковым в 1870 г. у Е. И. Щедриной, вдовы А.Ф.Щедрина, брата художника, С.-Петербург.Государственная Третьяковская Галерея. Автопортрет 1817. Холст, масло. 46,8 х 35,5.Приобретена П. М. Третьяковым в 1870 г. у Е. И. Щедриной, вдовы А.Ф.Щедрина, брата художника, С.-Петербург.Государственная Третьяковская Галерея.


Художника похоронили в церкви монастыря Сан Винченцо, затем могила была перенесена на городское кладбище Сорренто. Верный друг Щедрина - скульптор Самуил Гальберг создал памятник. Щедрин сидит в античном кресле, около него на полу – ящик с красками, в руке он держит палитру и кисти. Его лицо полно грусти при расставании с жизнью и искусством, которому он был предан до кончины…

марка,выпущенная к юбилею художника марка,выпущенная к юбилею художника


Щедрин не оставил после себя школы, его манера оказалась неповторимой, но его влияние сказалось на творчестве маринистов и пейзажистов более широкого профиля. Молодые художники учились на его произведениях живописному мастерству. И. Айвазовский и А.Боголюбов начинали с копирования или подражания произведениям мастера.

Начатое Щедриным продолжили и развили М.Лебедев, Ф.Васильев и завершил И.Левитан.Признание Щедрин получил еще при жизни. Он стал почетным членом Неаполитанской Академии художеств. Полотна Щедрина высоко ценились и нарасхват покупались русскими соотечественниками и иностранцами.

Сильвестр Щедрин «Неаполитанская сцена» 1827 г. Холст, масло. 29х20,5 см. Государственная Третьяковская галерея Сильвестр Щедрин «Неаполитанская сцена» 1827 г. Холст, масло. 29х20,5 см. Государственная Третьяковская галерея


Сильвестр Щедрин "Храм Сераписа в Поццуоли" 1828(?) Холст, масло 25х31,5см. Государственный Русский музей Сильвестр Щедрин "Храм Сераписа в Поццуоли" 1828(?) Холст, масло 25х31,5см. Государственный Русский музей


Сильвестр Щедрин «Развалины в Байях близ Неаполя». Вторая половина 1820-х. Холст, масло. 48 х 59.см. Государственная Третьяковская галереяСильвестр Щедрин «Развалины в Байях близ Неаполя». Вторая половина 1820-х. Холст, масло. 48 х 59.см. Государственная Третьяковская галерея


(Байи – древний город в окрестностях Неаполя, расположенный на берегу залива Поццуоли. Изображенные на картине развалины древнего храма, возможно, являются остатками античного храма Венеры.)

Прежде пейзаж был провинциальным явлением. «Первым космополитом русского искусства» назовет художника историк искусства А. Эфрос. Никто и никогда прежде так открыто не показывал уникальную природу Италии. Она как будто скрывалась от чужих глаз людей, и только, настоящий пейзажист мог увидеть все прекрасное и чарующее в природе Италии. Жители этой страны окружили Щедрина ореолом святости и причислили к лику святых. Регулярные выставки картин Щедрина говорят о непомеркнувшей славе художника.  

ИСТОЧНИК

Много цитат из других постов с разных сайтов к основному источнику добавила.