В 1862 году Василий Пукирев написал свою самую знаменитую картину — «Неравный брак». Сюжет её, казалось бы, очень прост понятен — молодая девушка, совсем того не желая, выходит замуж за состоятельного пожилого человека.

Распространенная ситуация для того времени — молодую девушку против её воли выдают замуж, а общество молчаливо за этим наблюдает. На церемонии присутствуют гости и шафер невесты. За будущим мужем стоит пожилая женщина.

Василий Пукирев написал «Неравный брак» в 1862 году

Дьявол кроется в деталях

Можно предположить, что за плечом жениха стоит сваха. Только свахам не разрешалось так близко стоять к молодоженам, да и сама женщина выглядит странно. На ней венчальный венок и платье, подозрительно напоминающее погребальный саван. На жениха она смотрит не очень дружелюбно. В углу картины, если присмотреться, можно заметить ещё одну пожилую женщину. Как заурядные свадебные гостьи они не выглядят.

Одна из умерших жен жениха стоит за его плечом

Эти женщины — бывшие супруги жениха. В искусствоведении существует несколько теорий, кто это, и почему автор так незаметно вписал их в общую канву сюжета. Скорее всего, это бывшие жены самого жениха. Непонятно, умерли они своей смертью или он их извел, чтобы вновь жениться на молодой девушке.

Ещё одна жена прячется за другими гостями

Девушка Прасковья

У критиков к картине тоже было много вопросов — как художник, до этого особо никому не известный, написал такую картину? Не он ли изображен позади невесты? Может, так хорошо передать чувства ему помогло то, что все это случилось на самом деле?

Девушка на картине — единственный образ, написанный в светлых тонах. Это Прасковья Матвеевна Варенцова. Девушка была внебрачным ребенком одного из состоятельных людей того времени, который принимал посильное участие в её воспитании и налаживании будущей жизни. Возможно, отсюда и брак с человеком старше, но богаче.

Художник, по воспоминаниям современников, был влюблен в Прасковью. На первом эскизе картины именно он изображен за невестой в качестве её шафера. Нельзя сказать, сделала картина счастливее своего создателя или нет. Только вот после её написания он сразу же уехал из города.

Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой писали юную невесту, через 44 года

История любви

Есть ещё одна теория — художник вдохновился историей своего друга Сергея Варенцова. Он был влюблен в Софью Рыбникову — девушку из княжеского рода. Её семья на брак двух молодых людей не согласилась и девушка вышла замуж за другого. С момента этой истории до создания картины прошло 2 года. Сергей уже готовился к собственной свадьбе. Проблема заключалась в том, что именно Сергей в итоговом варианте был изображен шафером. Художник в последний момент отредактировал его фигуру и получился собирательный образ.