На нашем сайте недавно был пост о портретах художника Николай Иванович Фешин: Портреты выдающегося русского живописца.

Те, кому интересно, могут по ссылке пройти и посмотреть портреты, которые в той подборке.. Здесь же помимо портретов и многие другие  работы мастера в разных жанрах и стилях. В основу поста положен материал  из Артархива, но для большего представления о творчестве Н.И.Фешина я использовала и  другие материалы из интернета.

***

Автор: Алена Эсаулова

У художника Николая Фешина (26 ноября (8 декабря) 1881, Казань — 5 октября 1955, Санта-Моника, Калифорния) удивительная судьба. Мировые катаклизмы – война, революция – не поломали его жизнь.

Словно путеводная звезда освещала его путь, а ангел-хранитель непрерывно был с ним. Он шел к своей цели, а вокруг него постоянно оказывались люди, которые могут и хотят ему помочь: замолвить словечко, ускорить получение документов, организовать выставку, купить картину.

Эмигрировал с женой и дочкой. В другой стране его встретили с распростертыми объятьями.

С 13 лет оставшийся без дома, недолго владевший домом в России, внезапно превратившейся в Советскую, даже это он исправил, обрёл, построил своими руками.

Дом, в котором надеялся прожить всю оставшуюся жизнь с двумя самыми любимыми на свете девочками: дочерью и женой. Здесь и подстерегла его самая большая потеря. Впрочем, вернемся к началу. ...

Нужно чудо!

Отец Николая Фешина владел резьбой и отлично золотил иконостасы.

В Казани у него была небольшая мастерская, в которой мальчик проводил целые дни практически с рождения. В четыре года ребенок тяжело заболел менингитом и впал в кому. Доктора разводили руками и рекомендовали родителям готовиться к худшему, оговаривая, что даже если выживет, практически наверняка останется недееспособным. «Молитесь о чуде, мы сделать ничего не можем», – таков был врачебный вердикт.

Отец решил чудо добыть. Помогло его знакомство с церковной сферой. В одном из казанских соборов хранилась особо почитаемая икона Тихвинской Богоматери.

Огромную икону принесли в дом и трижды обошли кровать с почти бездыханным ребенком. Мать Фешина вспоминала, что в тот момент, когда икону наклонили так, что она коснулась мальчика, Коля пошевелился. С того дня дело пошло на лад.

Единственным последствием стала появившаяся у него замкнутость и нелюдимость. К рисованию тоже пристрастился после первой встречи с чудом.

В тот год, когда он окончил публичную школу, в Казани открылась Художественная школа. Отбор в школу мальчик прошел. Но не так всё гладко было: родители развелись, семья разорилась, все разъехались, кто куда. Он в 13 лет остался один в Казани. Жил впроголодь, изредка что-то подбрасывала казанская тетка. Зато учился рисовать, а это было самым важным.

Николай Иванович Фешин "Автопортрет" 1920г. Холст,масло, 66х64 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Как Фешин стал художником

После Казани поехал поступать в Академию художеств. Поступил, приняли, был хорош, хвалили. На что жил? Академия, столь часто упрекаемая в косности и ретроградстве, заботилась о нуждающихся учениках.

Плата за обучение не взымалась, был ресторан, в котором студенты могли бесплатно обедать, постоянно проводились конкурсы с денежными призами, учреждались гранты. Фешин к тому же подрабатывал иллюстрациями.

Мечтой многих студентов было учиться у Репина, всех взять он не мог физически, но Фешина – взял. Влияние Репина на ученика признают все. Это, конечно, в первую очередь интерес к внутреннему миру портретируемого и интерес к народу.

В автобиографии художник вспоминает особое отношение наставника Ильи Репина:

«Ко мне он относился более тепло, чем к другим студентам, ценя точность моих работ. Прежде всего, он ценил мою способность к большим композициям и всегда убеждал меня идти этой дорогой».

Переняв от знаменитого учителя манеру широкого свободного мазка, художник развивает самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры

Но, безусловно, реализация у этих мастеров была совершенно разной.

Репин многому научил Фешина, но, как ни странно, самое интенсивное обучение Фешин проходил после того, как Репин ушел из Академии.

Преподаватели сменяли друг друга, но того, кто занял бы пьедестал Учителя, по крайней мере, на взгляд Фешина, не появилось: «Мы, студенты, были предоставлены сами себе, и эти два последние года были наиболее существенны для меня как для художника».

Фешин дал себе свободу, позволил творить так, как хотелось именно ему. Много экспериментировал, читал, уделяя особое внимание технике. Тогда была заложена база того, что впоследствии назовут фешинским казеиновым грунтом – метод, позволяющий добиться матовости красок.

Николай Иванович Фешин "Черемисская свадьба" 1908 г.

В 1910 году «Черемисская свадьба» была выставлена в США, в Институте Канеги. Там картину увидел и приобрёл крупный американский финансист Уильям Стиммел, котрый с этого момента начал собирать коллекцию работ русского художника.

По свидетельству американской критики, Фешин, «родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий всей мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского <…> пожал полный триумф».

Николай Иванович Фешин "В бондарной мастерской" 1914, холст, масло 54х69 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Николай Иванович Фешин "Натюрморт", 1910-е

Николай Иванович Фешин "Осень "(1900-е)

Николай Иванович Фешин "Чувашские девушки" холст,масло, Волгоградский музей изобразительного искусства им. И.И.Машкова

Николай Иванович Фешин "Крестьянка". Холст, масло 34,5х29 см. частное собрание

Николай Иванович Фешин "Портрет художника Н.К.Евлампиева "(1905)

Николай Иванович Фешин "Портрет девочки" (1910) Холст, масло, 69×61 см

Фешин Н.И. "Портрет Коненкова"

Николай Иванович Фешин "Ия" (1928г.)

К выпуску из Академии Фешин представил картину «Капустница», за которую получил медаль и стипендию, позволяющую в течение года путешествовать по Европе, чем он не преминул воспользоваться: Австрия, Германия, Италия, Франция. Ездил, впитывал и не писал. Хотел в Париже учиться, но понял, что после 13 лет учебы он просто не в состоянии у кого-то еще учиться (на этом месте студенты сочувственно кивают).

Николай Иванович Фешин "Капустница" 1909, Холст, масло. 219×344 см.
По возвращении на родину его пригласили преподавать в Казанскую художественную школу. Уровень образования там катастрофически снизился, Академия требовала принять меры, в противном случае грозила лишить субсидирования. Николай Фешин в качестве преподавателя оказался превосходной «мерой».

Вскоре всю казанскую школу можно было назвать фешинской (собственно, она теперь именно так и называется). Фешин не был теоретиком, в классах он ставил свой мольберт рядом с мольбертами учеников и учил не словами, а собственным примером. Благодарные ученики в будущем не раз смогут выразить свою признательность учителю – тоже не словом, а делом.

Николай Иванович Фешин "Портрет Ии" (в профиль) (1927—1933)

Николай Иванович Фешин "Русская певица (Портрет Е.И.Хатаевой)" (Ок.1924)

Николай Иванович Фешин - "Ия в крестьянской рубахе" (1933)

Николай Иванович Фешин "Весна в степи" (Портрет А.Н.Фешиной). 1913г.

Николай Иванович Фешин "Дама в лиловом" (портрет неизвестной) 1908

Имя Николая Фешина за рубежом стало известно с 1909 года. За «Даму в лиловом» на мюнхенской выставке он получил Золотую медаль. С той поры его картины постоянно появлялись в зарубежных галереях и на международных выставках. Вскоре и Новый Свет принял русского художника.

Открыл его американцам коллекционер Уильям Стиммел. Он же пригласил Фешина представить свои работы в Институт Карнеги.

Так был проложен путь в Америку. С галеристами и коллекционерами необходимо было общаться, а Фешин иностранными языками не владел. Помогала вести переписку ему Александра Белькович, дочь первого заведующего Казанской художественной школой.

Она в совершенстве владела французским, а Фешин – в совершенстве владел кистью и с удовольствием ее писал. В 1913-м ей исполнился 21 год, ему – 32. Самое время пожениться, что они и сделали.

Николай Иванович Фешин - Портрет Е.К.Маковской (дочери художника К.Е.Маковского) (1908)

В поисках утраченного дома: Россия

Николай Фешин с 13 лет, по сути, не имел дома и жил один. Привыкнуть к семейной жизни поначалу было непросто. Иногда казалось, что ничего не получится. Но получилось, период взаимных притирок завершился, родилась дочь Ия – и это еще больше сплотило молодых.

С той поры, как он обосновался в Казани, Фешин писал очень много портретов. Любимыми героями были жена, дочь, отец.

Николай Иванович Фешин "Портрет жены архитектора Сидорченко"(1915)

Фешин "За самоваром. Портрет О.М.Ясеневой"(1913) Холст,масло, 80,6х98 см.Вятский художественный музей им.В.М.и А.М.Ванецовых

Николай Иванович Фешин "Портрет моего отца" (1912)

В 1917 году Фешин не сразу понял, что меняется вообще всё. Благодаря протекции учеников ни его, ни семью не трогали. Впрочем, не от всего могли защитить ученики.

Художник вспоминает...
" В 1919 году людей безжалостно косили голод и тиф. Мне случалось видеть, как ранним утром от госпиталя напротив школы отъезжали несколько повозок, гружённые голыми, скрюченными телами, небрежно прикрытыми рогожей. В этом году я потерял отца, он умер от тифа. Через несколько месяцев умерла моя мать…"
В Первую мировую войну связи с заграницей оборвались, возникли проблемы с реализацией картин. Жена настояла на покупке домика в лесу под Казанью. Там и спасались от житейских и общественных бурь.
Да и привычными темами ограничиться не удалось, с 1918 года приходилось выполнять и политические заказы.
Николай Иванович Фешин "Портрет Ленина" 1917г. холст, масло, 124 х 144 см. Гос.музей Татарстана. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Николай Иванович Фешин "Портрет Карла Маркса" 1918 г.

Николай Иванович продолжал трудится в художественной школе, в 1920 году был избран заведующим учебной частью и председателем художественного совета Казанских государственных свободных художественных мастерских, писал, в рамках плана монументальной пропаганды, портреты политических деятелей, портреты композиторов для Центральной высшей восточной музыкальной школы, портретные миниатюры, обратился к скульптуре, занимался декорациями для городского театра Казани.

В 1921 году в Казань прибыла Американская ассоциация помощи. Фешин понимал, что его проблемы – нет хороших красок, нет возможности писать то, то хочется, – это практически золотая жизнь по сравнению с проблемами, возникающими у многих вокруг. В любой момент всё может стать иначе и для него, и семьи, почвы под ногами нет.

«Мои корни здесь, но я потерял энергию работать, желание жить».

Через ассоциацию он связывается со Стиммелом и сообщает о своем желании уехать в США. Судьба благоволит художнику. Множество людей прикладывают множество усилий для того, чтобы оформить все документы с американской стороны, множество людей помогают ему в России.

(В те времена США ещё не признали СССР и в стране не было американского посольства, выехать можно было только через Ригу.)

На сбор документов и хождение по инстанциям в Казани понадобился год.Только 1 августа 1923 года семья Фешиных оказалась в Нью-Йорке.

Николай Иванович Фешин "Осенний пейзаж". 1910-е

Николай Иванович Фешин "Ранняя весна" Холст, масло. 39х52 см. Вятский худож.музей им. В.М. и А.М.Васнецовых.

Пока еще не лег на снег последний вечер,
пока еще ледок прихватывает след,
остановись со мной, мой самый первый встречный,
поговорим, - пока и воздух есть, и свет.

Пускай в морозный день восходят наши души,
в извечном их родстве свой обретая путь.
Так говорить легко, легко молчать и слушать,
слова находят плоть и раскрывают суть.

За время, что займет случайная беседа,
неуловимо день изменит свой узор,
здесь места больше нет, исчезли мы бесследно,
но в воздухе пустом все длится разговор.

Геннадий Калашников

Николай Иванович Фешин "Ранняя весна" (1916)

Николай Иванович Фешин "Портрет Вари Адоратской" 1914 Холст,масло, 135х145 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

" Своим творчеством, особенно портретами, он, можно сказать, подвел итоги развития русской станковой живописи второй половины XIX века."
Искусствоведы напишут об этом явлении так: «Ученик Репина Фешин смог смешать в своей манере академизм рисунка и передвижнические сюжеты, импрессионистский мазок и экспрессионистский взгляд на мир»...


Портреты художника сочны и гармоничны по свету. В каждом из них автор передаёт тонкие движения человеческой души, раскрывает характер в повороте фигур, наклоне головы, жесте рук, выразительности взгляда...
Портрет Вари Адоратской продолжает трогательную по восприятию цепочку детских образов вслед за Алисой Л.Кэрролла (1865) и Верой Мамонтовой («Девочка с персиками» В. Серова, 1887)...


Из воспоминаний В.Адоратской:«Это было в марте-апреле 1914 года в Казани…

Я очень любила тетю Надю ( Сапожникова Н.М., ученица и друг Н. И. Фешина) и часто бывала у нее в мастерской, и она предложила, чтобы Николай Иванович написал меня. Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика…

Было решено, что Н.И. будет писать меня у тети Нади в мастерской… Сперва он посадил меня в плетеное кресло около стола, но потом решил посадить на стол. Мне это очень не понравилось, потому что было неудобно и даже больно сидеть – постоянно немели ноги. Но спорить с Н.И. было невозможно и приходилось покоряться. Сперва на мне был надет широкий шелковый пояс с синими, желтыми и красными клетками. Но Н.И. это не нравилось и он нашел кусок матовой шелковой материи, где было больше блеклых тонов и переделал то, что было написано сначала.

То же самое он сделал с платьем куклы-японки, которая лежала рядом со мной. Помню, что когда я начала позировать, он сперва нарисовал на холсте углем, затем стал рисовать лицо, а все остальное только наметки. Затем все время продолжал работу над лицом, постепенно докончил всю картину.

Натюрморт он писал иногда без меня. Когда он писал, то пользовался большой палитрой; у него было много кистей. Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть, и снова бежит к холсту. Движения у него были порывистые, и работал он с большим темпераментом и увлечением».

На картине Фешина изображена десятилетняя девочка, сидящая на столе среди разбросанных в живописном беспорядке игрушек и сладостей.Девочка сидит на белой скатерти в белом же батистовом платье, с голубовато-зелёным бантом,в комнате со светлыми стенами.
Художник прекрасно передал своеобразную посадку гибкой фигуры девочки. Золотисто-русые волосы двумя косичками струятся за спину.


Вся картина пронизана ощущением счастливой беззаботности детства, растворенной в рассеянном свете дня.
Варя и сама смотрелась бы как ожившая игрушка, если бы не серьезный взгляд ее темных глаз.

Глаза Вари задумчивы и внимательны, будто тысячи мыслей одновременно одолевают ее сознание, заставляя ее грустить...Но о чем?
Варя Адоратская родилась в Казани в 1904 году, в тот год, когда ее отец Владимир Викторович Адоратский вступил в партию большевиков.


А с 1914 года они были в плену в Германии, в 1918 году, по предложению Ленина, Советское правительство обменяло их на немецкое семейство. Семья вернулась в Россию и поселилась в Москве...
Десятилетняя Варя едва ли знает об этом...Скорее чувствует,как непрост окружающий ее взрослый мир...
Но портрет производит впечатление необыкновенной чистоты...


Если сюжет портрета Вари Адоратской -традиционный, в русле реалистической живописи передвижников, то формообразующие живописные компоненты картины, такие как смещенный влево центр композиции и лицо, помещенное в оптически активную часть холста,а особенно натюрморт на первом плане, — новаторские.
Анализируя возможности натюрморта,как жанра , Фешин пытается отразить характер девочки, уклад жизни и даже настроение через предметы,окружающие ее на столе. Художник как бы рассказывает нам историю семьи Адоратских...
Отец Вари Адоратской В.В.Адоратский отказался от портрета, приобрела его Н.М. Сапожникова. С ней он был в счастливые и тяжелые времена ее жизни, а она завещала портрет после своей смерти самой модели, то есть, Варе Адоратской.
В ГМИИ РТ портрет был передан только в 1964 году и по сей день остается одним из самых гармоничных портретов художника Николая Фешина. отсюда

Николай Иванович Фешин "Эройо Секко" (1927—1933)

В поисках утраченного дома: Америка

1 августа 1923 года семья Фешиных впервые увидела небоскребы Нью-Йорк. Его встречают, его ждут, он уехал с любимой женой и дочерью. Конечно, эмиграция в любом случае задача не из простых, но разве можно сравнить условия, в которые попал Николай Фешин после отъезда, с драмой Зинаиды Серебряковой, к примеру?

Фешин моментально включился в художественный процесс в США. Он снова много писал, был организован класс, в котором он преподавал другим художникам, также вел занятия для студентов в Академии искусств при Гранд Сентрал Галлерис (правда, был этим недоволен, жаловался, что, когда он что-то подправляет на ученическом холсте, его немедленно просят поставить автограф!). Жена на занятиях выступала как переводчик.

Николай Иванович Фешин "Лето "(Портрет А.Н.Фешиной с дочерью Ией) (1924)

Дом, милый дом

Нью-Йоркский период Фешина был успешен: обучение, персональные выставки, внимание коллекционеров. Он писал портреты преуспевающих американцев, организовал мастер-классы, стал преподавателем Нью-Йоркской Академии искусств.

Впрочем, с педагогической деятельностью как-то не заладилось.Американские картины очень жизнерадостны. Но у художника обнаружили туберкулез, пришлось искать более подходящий климат.

В итоге Фешины приехали в Таос, город в Нью-Мексико. Таос – сплав различных культур: американцы, индейцы, испанцы, мексиканцы. Чем-то он напоминал многонациональную Казань.

Осмотрелись, купили участок, на котором было два дома. В маленьком поселились, а над большим Фешин работал 6 лет.

Этот дом и поныне открыт для посетителей, теперь там музей Фешина, дом включен в перечень национальных исторических памятников США. Дом, безусловно, является одним из художественных произведений Фешина, а еще это гимн его любви к жене и дочери.

Он трудился над ним как художник, строитель, плотник, резчик, скульптор.

Мальчик, у которого с 13 лет не было дома, обрел его. И надеялся провести в нем жизнь рядом со своими самыми любимыми женщинами – взрослой и маленькой. Фешин прожил в Таосе 7 лет. Его талант в этот период достиг предельного накала, расцвел максимально. В Таосе он нашел всё… и всё потерял.

Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, то они просят их подписывать».

Фешин экспериментирует с пейзажами, выезжает на пленэры. Но более всего пишет портретов.

Николай Иванович Фешин "Ла Эбуэла" (1927-1933) Холст, масло.

Николай Иванович Фешин "Мальчик". 1927-1933, Холст, масло.

Николай Иванович Фешин "Старый индеец". 1927-1933, Холст, масло

Николай Иванович Фешин " Обнажённая женщина", 1923г. Холст,масло.

Николай Иванович Фешин "Портрет балерины В.П.Фокиной" (1925)

Николай Иванович Фешин "Старый патриарх" (1933-1940)

Николай Иванович Фешин "Дитя Таоса" (1927—1933)

Николай Иванович Фешин "Портрет писателя (Н.Н.Евреинов)". 1926

Николай Иванович Фешин "Тори Пайнз" (1925)

Николай Иванович Фешин "Малая вода в лагуне"

В Таосе Фешин много писал, занимался резьбой и увлёкся керамикой – художник брал уроки у местной индейской мастерицы Марии Мартинес. В этот период художник создал несколько деревянных и гипсовых скульптур. Художественная общественность Таоса тепло приняла семейство Фешиных в свои ряды, дочь Ия смогла получить приличное образование, художники помогли Фешину организовать сбыт своих работ и цена за них удвоилась.

Николай Иванович Фешин "Александра" 1930

Николай Иванович Фешин "Джон Вудраф"

Николай Иванович Фешин "Большой Иван (отец)". 1927-1933

Николай Иванович Фешин "Салватулла". 1920-е

Жизнь после любви

Жена, Александра Белькевич, была единственной любовью Николая Фешина. И когда она потребовала развод, мир рухнул. Есть версия, что Александра захотела самостоятельности, мечтала проявить себя как писатель. Она действительно написала две книги, достаточно хорошего уровня, но славы и богатства они ей не принесли. Впрочем, был еще один фактор. Александра увлеклась молодым поэтом Спадом Джонсоном.

Отношения с ним в серьезные так и не переросли. А дальше… Дочь не могла простить матери ее предательство и осталась с отцом. Они уехали в Нью-Йорк, где им пришлось учиться самим решать бытовые вопросы, которыми всегда занималась Александра. Она же оказалась без средств к существованию. Не в силах платить за отопление отстроенного мужем дома, она снимала дешевое жилье, ела бесплатно в ресторане, хозяин которого раз в год приходил в дом и выбирал любую из картин Фешина. 

Сам Фешин неоднократно пытался вернуться и восстановить отношения, но это так и не удалось.

Николай Иванович Фешин "Индейское ожерелье" холст, масло 51,5х41 см. частное собрание

В Нью-Йорке дела шли не очень, а вот переезд в Калифорнию оказался удачным. Фешин даже предпринял еще одну попытку создать свой дом – но и в нем жил недолго. Ия выросла и вышла замуж, дом оказался велик для художника, он его продал и приобрел студию в Санта-Монике. «Потерявши дом и семью, я и до сих пор не могу найти место, где бы я мог работать так же легко, как у себя в студии дома», – с горечью пишет он брату в Россию.

Тем не менее, жизнь после любви была: он подолгу путешествовал, побывал в Мексике, на Бали, в Японии. Впрочем, страстью путешествия для него не стали, и последние двадцать лет жизни он жил и работал в Санта-Монике. 

Писал портреты, преподавал ученикам, гулял со своей собакой и переписывался с дочкой. В письмах брату говорил, что жалеет об отъезде из России. Хотя очень может быть, что это была не столько эмигрантская тоска по родине, сколько тоска по жизни, о которой он мечтал: жизни в настоящем доме, с любимыми людьми рядом. Умер Николай Фешин во сне, оставив на мольберте неоконченный пейзаж.

Николай Иванович Фешин "Автопортрет" (середина 30-х гг.)

Николай Иванович Фешин "Берёзки" (до 1923)

Николай Иванович Фешин "Зимний пейзаж"

Николай Иванович Фешин "Зимний пейзаж с санями. Этюд "(1917) холст, масло, 47х37см.

Николай Иванович Фешин "Сельский пейзаж". Этюд (1900-е)

Николай Иванович Фешин "Вершины Тручас" (1927—1933)

Николай Иванович Фешин "Цветы во дворе дома Хенри Шарпа" (1927—1933)

Николай Иванович Фешин "Бобровая плотина" 1927-1933

Бежит вода, шумит вода,
Не иссякая никогда,
Сквозь толщу каменных пород,
За часом час, за годом год.

И каждый раз, придя к ручью,
Гляди в бегущую струю:
Увидишь зыбкий образ свой,
Мгновенно схваченный водой.

И каждый раз заметишь ты
Давно знакомые черты,
Но всё туманней, всё тускней
Их отразит в себе ручей.

И будет день, когда в воде
Себя не сыщешь ты нигде.
И будет течь и течь вода
Сквозь бесконечные года
И не иссякнет никогда.


1919 г.  Александр Чижевский

Николай Иванович Фешин "Залив Монтерей "(1925)

Николай Иванович Фешин "Уличный деревенский вид "(задник). Иллюстрация к книге 3.М.Славяновой (1921)

Николай Иванович Фешин "Ранчо в горах Таоса" (1927-1933)

Очень точно об удивительной атмосфере фешинского творчества сказал наш соотечественник С.Т. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе».

«Цель мастера живописца, - отмечает Фешин, - заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их… Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим, ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе».

Художник много работает над созданием своей особой манеры письма. Традиционные приемы кистью и мастихином сочетаются с соединением красочных мазков и старательным их втиранием пальцами рук в холстовый грунт. Как результат – почти эмалевая поверхность многокрасочного слоя.

Николай Иванович Фешин "Выход из катакомб после моления" (1903)

Живопись Фешина мощная, неистовая и парадоксальная, очень гармоничная! Широкие , свободные мазки, основанные на на подлинном владении рисунком... и мгновенно схваченная композиция. Зрителю чуть ли не на физиологическом уровне передаётся энергия живописной кисти мастера.

Николай Иванович Фешин "Мальвы"

Николай Иванович Фешин "Маки"

Николай Иванович Фешин "Бабье лето " (1927-1933)

Николай Иванович Фешин "Лилии с раковиной"

Николай Иванович Фешин "Натюрморт" 1920

Николай Иванович Фешин "Натюрморт"

Николай Иванович Фешин "Натюрморт с подсолнухами"

Николай Иванович Фешин "Натюрморт"

Николай Иванович Фешин "Ромашки" 1930-1940 гг. холст, масло, 110х100см.

Николай Иванович Фешин "Натюрморт с чайником" (1948)

Николай Иванович Фешин "Натюрморт"

Николай Иванович Фешин "Натюрморт с апельсинами" 1925

Николай Иванович Фешин "Натюрморт с цветами"

Николай Иванович Фешин "Фуксии"

Николай Иванович Фешин "Подсолнухи"

Фешин Н.И. "Натюрморт с грейпфрутом" 1923

Фешин Н.И. "Абстрактная композиция", ок.1937 г.

В России Николая Фешина, ученика И. Е. Репина, можно поставить в один ряд с Филиппом Малявиным, Абрамом Архиповым, Сергеем Малютиным и другими мастерами Серебряного века.

В масштабе европейского и американского искусства творчество русского мастера входило в направление, которое представляли Андерс Цорн, Георг Брейтнер, Джон Сарджент, круг художников Мюнхенского Сецессиона и многие другие.

Оказавшись в эмиграции, он не потерял свою творческую личность, более того, его имя органично вошло в контекст американской культуры. Фешина прочно связывают с региональной художественной школой Юго-Запада и Таосской художественной колонией.

Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из самых плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке. В Таосе индивидуальность художника полноценно раскрылась во всех областях – в живописи, рисунке, скульптуре, резьбе по дереву и архитектуре.

Существенным фактором для Советской России явилась эмиграция художника в США в 1923 году, которая предопределила игнорирование имени Фешина на родине вплоть до хрущевской оттепели конца 1950-х–середины 1960-х годов, времени второго «открытия» художника.

У художника примерно до 2000 произведений,(по некоторым оценкам американских арт-дилеров).

Они не просто разделены между Россией и Америкой, но и рассредоточены по музеям и частным коллекциям, немало весьма значительных работ художника утрачено.

В России его произведения хранятся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галерее, но, главным образом, в художественном музее Казани, хотя даже русский период художника коллекция музея отражает не в полной мере.

Поскольку с 1910 по 1914 год, время исключительно плодотворное, Фешин отправлял произведения на выставки в Германию, Италию, Голландию и особенно активно в Америку. С выставок произведения приобретались и, соответственно, не возвращались. Американские коллекционеры покупали произведения Фешина и другим способом – отбирая их по фотографиям. Кроме того, большое количество работ художник забрал при отъезде из России.

Созданное в Америке находится не только в коллекциях более чем 30 музеев, но и в многочисленных частных собраниях.
Фешин – художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления.

Ясно читаются и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции, но все трансформировано в единую систему, где основным является открытое соединение натурных впечатлений с условной режиссурой.

Это стиль модерн, переходный стиль переходного времени. В XIX веке художники стремились к отображению реальности, весь XX век будет стремиться к ее преображению и созданию новой реальности ради постижения сути вещей. Переходность модерна и выражает дуалистичность художественного языка. 

Для художников модерна необходима натура, но также необходимо ее преобразование ради выявления главного, а главное – это Красота.

Текст по книге : Г.П.Тулузакова. Николай Иванович Фешин. Спб., 2007

источник

основной источник текста