Русский музей в Санкт-Петербурге называют “энциклопедией отечественного искусства”. Здесь находятся лучшие собрания русских художников, скульптуры, обширные коллекции графики, декоративно-прикладного и народного искусства, памятники Древней Руси. Переходя из зала в зал и рассматривая живописные полотна, акварели, изваяния, гравюры, рисунки, можно увидеть полную панораму русской художественной культуры на протяжении тысячелетия. Почти все отечественные живописцы XVIII– XIX веков были выпускниками Академии художеств, открытой в Петербурге в 1757 году. В иерархии жанров академия утвердила приоритет исторических композиций, в том числе легендарных и мифических. Первым русским историческим живописцем стал Лосенко Антон. В коллекции декоративно-прикладного искусства насчитывается свыше 12 тыс. экспонатов древнерусского периода: литые образки, складни, кресты; иконы из кости, камня и дерева; золотая и серебряная утварь, изразцы, шитьё. Самые ранние образцы принадлежат домонгольскому периоду, самые поздние – к XVIII веку. Коллекция русского фарфора, фаянсовой посуды, шпалеры, художественного стекла, изделий из металла, мебели… всего 25 тыс. единиц хранения.

Михайловский дворец, в котором размещается Русский музей. Сам же музей был учреждён в 1895 году. Музейное собрание отечественной скульптуры – самое богатое в России, в нём хранятся работы всех известных русских ваятелей. В древнерусском искусстве скульптуре принадлежало ограниченное место, и первые “подмастерья в скульптуре” появились лишь во времена Петра Первого. Развитию светской пластике способствовало искусство Б. К. Растрелли, отца знаменитого архитектора. В музее хранятся работы Растрелли - бронзовый бюст Петра Первого и статуя “Анна Иоанновна с арапчонком”. Золотой век русской скульптуры – вторая половина XVIII века. Его славу составили произведения Шубина, Козловского и Мартоса. После войны Двенадцатого года Россия узнала Пименова, Демут-Малиновского, Толстого. Романтические образы пушкинской поры отобразились в работах Витали и Орловского. В музее представлены работы Клодта, Трубецкого, Голубкиной, Конёнкова. Русский музей – одно из крупнейших научно-художественных учреждений России, широко популяризирует свои коллекции, занимается проблемами русского и советского искусства, организует выставки.

Среди великого множества произведений русских живописцев в Русском музее выставлены работы Акимова Ивана Акимовича. В своё время господин Акимов преподавал в Императорской Академии художеств, позднее он возглавил Императорскую Академию художеств, которую окончил в своё время. Акимов в своём творчестве часто обращался к античным сюжетам и к сюжетам из истории средневековой России. Его работы хранятся в крупнейших музеях России, а написанная в 1792 году картина “Крещение Ольги в Константинополе” – в Русском музее.

5-Константин VII Багрянородный (905 -959) василевсом стал ещё ребёнком (в 913 году). Но фактически единолично управлять империей начал лишь с 945 года. До этого регентом при нём был его отчим – василевс Роман Лакапин. Константин стал крёстным отцом княгини Ольги. Василевс ромеев много внимания уделял развитию культуры и образования: открывал школы для подданных, сам писал трактаты, например. “Об управлении империей”, где изложил основы внешней политики и дипломатии Византии. В заслугу ему создание сборников и энциклопедий.

2-Патриарх Феофилакт. Год крещения княгини Ольги и количество её поездок в Царьград на протяжении многих лет остаются предметом спора среди историков. Если верить “Повести временных лет”, то крещение состоялось в 955 году (при крещении получила имя “Елена”, в честь матери василевса Константина Великого). Патриархом тогда был Феофилакт, сын василевса Романа Первого Лакапина. Феофилакт был слабым управленцем Восточной церкви. Патриархом его избрали, по указанию васиселвса, его отца, когда мальчику было тринадцать лет. А уже в 40 лет жизнь его оборвалась в результате несчастного падения с лошади.

4-Относительно происхождения Ольги существует много версий. В хронологии её биографии путаница. Родилась на Псковщине, по одной версии. По другой – не была славянкой: на это указывает её имя Ольга (Хельга, т. е. “святая”). Об участии Ольги в политической жизни до гибели её супруга, князя Игоря Рюриковича, нет ни каких сведений. В 945 году, зимой, князь Игорь Рюрикович со дружиною совершал полюдье, стандартная, рутинная операция. Собрав дань немалую с древлян, возвращался князь восвояси. По дороге в Киев посчитал, что дань с древлян малая, и, отправив обоз под охраной старшей дружины домой, с молодшей дружиной вернулся в Коростень, cтолицу древлян, за данью сверх прежней. Древлянам это показалось против обычая: побили смертно они дружину молодшую. Князя же, Игоря, согнув два молодых дуба, привязали за ноги к тем деревьям и, отпустив дубки, разорвали князя Игоря. Став правительницей, регентом при малолетнем сыне Святославе Игоревиче, княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть супруга, и начала заниматься внутренним обустройством своего государства. Не забыла и о внешних связях, отдавая предпочтение дипломатии, а не военным походам.

1-Собор Святой Софии – шедевр зодчих Византии Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. Величественный храм возвели в 532-537 годах по повелению василевса Юстиниана Первого. В 537 году патриарх Мина в присутствии василевса торжественно освятил храм святой Софии – премудрости Божией. Летописец Прокопий назвал Анфимиоса "образованнейшим человеком своего времени", а Исидора - "человеком высочайшего ума". Новый храм превзошёл все построенные к тому времени здания в мире. В работах принимали участие десятки тысяч строителей. Затраты на строительство были сопоставимы с годовым бюджетом империи. После завоевания османами Константинополя в 1453 году собор по повелению султана Мехмеда Фатиха был трансформирован в мечеть, к ней пристроили минареты. Мустафа Кемаль распорядился из мечети сделать музей (1935 год). Президент Турции Эрдоган, отменил решение президента Кемаля, и вернул памятнику статус мечети.

3-Христианство начало свой путь на Русь ещё в IX веке (уже среди бояр старшей дружины Игоря и Ольги были христиане), а к середине X века стали возводиться первые храмы (первый каменный православный храм, Десятинная церковь, был возведён в Киеве при княжении Владимира Красно Солнышко). При желании священника для таинства крещения или отпевания можно было найти и в стольном граде Киеве. Визит княгини Ольги в Константинополь и её крещение не ускорили процесс христианизации Руси. Язычники к новой вере и её приверженцам относились издевательски. Сын княгини Ольги, князь Святослав, отклонял все просьбы матери креститься. Однако усилия княгини не прошли даром – в 988 году её внук Владимир КрАсно Солнышко крестил киевлян, горожан дружинники княжие насильно загоняли в Почайну. “КрАсно Солнышко” – принёс свет Веры на Русь.

Иван Акимович Акимов (1748-1814). Родился в Санкт-Петербурге в семье наборщика Сенатской типографии. Будущему живописцу и академику Акимову Ивану не было ещё и десяти лет, когда он, осиротев, написал письмо в Академию художеств, приложил рисунки и попросил взять его на обучение за казённый счёт. В 1764 году его приняли в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, в класс под руководством Лосенко А. П. – основоположника русской исторической живописи. Учился успешно (в 1769 году получил две серебряные медали, а в 1772 году – малую золотую медаль). В 1773 году получив образование с большой золотой медалью, отправился в путешествие по Европе. В 1778 году Акимова избрали “назначенным” в академики Академии художеств. Вернувшись в Россию, продолжил писать и стал преподавателем натурных классов в той же Императорской Академии (1779 год), которую впоследствии несколько лет возглавлял (1793-1799). Обучал цесаревен, дочерей Павла Петровича, рисованию. К старости большую часть времени уделял ученикам, а после смерти всё нажитое и заработанное (15 тыс. рублей ассигнациями) завещал опять же Академии для поддержки малообеспеченных студентов. Похоронен на Смоленском православном кладбище города Санк-Петербурга.

1-В каком году была написана картина, упоминаемая в теме?

2-В каком году был учреждён Русский музей?

3-Что летописец Прокопий написал об Исидоре и Анфимиосе?