Пора, пора! Рога трубят;

Псари в охотничьих уборах

Чем свет уж на конях сидят,

Борзые прыгают на сворах.

Выходит барин на крыльцо…

 (Пушкин А. С. “Граф Нулин”).

“Во времена Очакова и покоренья Крыма”русский лес каждую осень полнился собачьим лаем, сигналами охотничьего рожка и азартным улюлюканьем разгорячённых участников любимой дворянской забавой. Главным действующим участником псовой охоты была искусная собака-ловец – русская борзая.

Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту”. Фрагмент.  (Русский музей. Гуашь). В 1898 году генерал Кутепов, полковник в то время, предложил Серову в числе других художников сделать несколько иллюстраций к задуманному им изданию “Царские охоты”. Н. И. Кутепов “Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси, которые чаще всего сокращенно называют “Царская охота”. Воспроизведения должны были исполняться самыми усовершенствованными многоцветными способами, причём сюжет предоставлялось выбирать самим авторам. В иллюстрировании этого также принимали участие Бенуа, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Репин, Суриков и другие знаменитые мастера. Серов, “заражённый” страстью мирискусников к XVIII веку, выбрал эпизоды из времени Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Валентин Александрович для первой акварели выбрал Елизавету Петровну. Сначала он работал без особого воодушевлёния. Ему казалось, что образы исторических персоналий ему не дадутся, но, увлекаясь всё более и более, он написал “Екатерину на охоте”, “Выезд Екатерины зимой” и целый ряд работ, посвящённых Петру Первому. Лишь немногие знают, сколько времени, внимания, труда отдавал Серов изучению исторических документов, собиранию сведений о наружности изображаемого лица, о его характере, привычках, его манерах, образе жизни, обстановке, в которой жил, костюме, о его симпатиях и антипатиях. 

На этой небольшой картине мы видим осенний чисто русский пейзаж c кургузой в синее выкрашенной церковкой, на фоне которого скачут охотники в ярко-красных мундирах, вызывает в нас яркое представление о всей этой удивительной эпохе, о всём этом ещё чисто русском, по-европейски замаскированном складе жизни. Император Петр II со своей тётушкой, в которую он был влюблён, Великой княжной Елизаветой Петровной выезжают верхом из села Измайлова, осенью, на псовую охоту - первая из “кутеповской серии”. Как неожиданно появившийся, “просвистевший” и исчезнувший вихрь изображена кавалькада охотников на серовской картине. Фигуры Петра и Елизаветы грациозны и изящны, как статуэтки саксонского фарфора - художник чутко уловил здесь не столько “дух истории”, сколько характер стилизаторской игры, свойственной мирискусничеству. Пейзаж в картине - столь же тонкая стилизация, что и фигуры всадников, но здесь обыгрывается столь знакомый по картинам передвижников образ русской деревни: церковь с луковичной главкой, шатровая колоколенка, покосившийся сарай, серенькое небо и в нём стая птиц, кружащихся над куполом церкви, дорога, на которой в передвижнических пейзажах обычно можно встретить понуро бредущих крестьян или путников. Пышная кавалькада всадников, во главе которой мчатся будущая царица со своим племянником, с шумом проносится через притихшую деревню. Мы словно чувствуем ветер, от которого развеваются волосы цесаревны и хвосты лошадей, ощущаем стремительность бега борзой... Деревня же и её обитатели, напротив, как будто застыла: покосившиеся домишки, простенькая деревенская церковь под синим куполом, старик-крестьянин, с немым изумлением и восторгом вглядывающийся в лицо цесаревны, и даже дворовая собака…Вся деревня словно расступается, раздвигается, чтобы дать дорогу пышному выезду. Иностранные мундиры совсем не вяжутся с окружающей убогой обстановкой. Они слишком блистательны для неё. Однако же красоты в их блеске и мишурности, на мой взгляд, не больше, чем в золоте полей или возносящемся ввысь церковном куполе…

Лёгконогая и стройная, зоркая и резвая, прославленная на весь мир порода была выведена на просторах средней полосы России специально для травли “красного зверя” – волка и лисицы. Крупная, одна из самых высоких в холке, но при этом чрезвычайно грациозная собака, могла на коротких дистанциях развивать фантастическую скорость – 80 км в час. Русская борзая выслеживает добычу подобно кошке (острым взглядом, а не чутьём) и рывком, буквально в полёте догоняет её. Псовая охота - это большой труд, своего рода искусство, наука и, как каждая наука, она имеет свои законы и свои термины, свой особый колоритный, образный меткий язык псовых охотников прошлых веков. “Собака сердцем бежит, а не ногами”, - говорил о русской борзой Лев Николаевич Толстой. Иван Сергеевич Тургенев и Некрасов Николай Алексеевич тоже были заядлыми охотниками. Грешил старинной русской забавой и Александр Сергеевич Пушкин. Со знанием дела описывают великие русские писатели сцены охоты в своих произведениях.

Денис Никонов "Охота с борзыми" - 2007 год. 

Все, от царя-батюшки до захудалого провинциального помещика, с нетерпением ждали сентября, когда начнётся охотничья потеха и своры борзых устремятся за резвым косым или матёрым серым. Трудно представить себе более азартное спортивное состязание: псовая охота требовала слаженной командной работы, хорошо натренированных и ловких собак, удали молодецкой и, разумеется, везения. Роскошные комплектные охоты дореформенной России (1861) сменялись скромными семейными выездами, однако главное, охота без ружья, оставалось неизменным: ружейный выстрел заменяла стальная хватка борзой. В псовых охотах была форменная одежда, состоящая из кафтана, шаровар, короткого полушубка, сапог, суконного плаща и фуражки с козырьком. Кафтаны выжлятников могли быть ярких цветов, а кафтаны борзятников только темного цвета, чтобы не пугать зверя, вышедшего на лаз из острова. В холодное время под кафтан надевался короткий полушубок. Каждый охотник имел охотничий нож для приёмки волка от собак (чтобы не растрепали в клочья)  и арапник, борзятники - ременные своры и небольшие рожки для подачи сигналов, выжлятники - смычки и позывистые рога.

Хренов Александр Васильевич. "На охоте", акварель. Член правления Общества русских акварелистов. Был отмечен вниманием представителей дома Романовых. Его акварели, посвященные теме охоты, собирал Великий князь Николай Николаевич (Младший).

А. В. Хренов. "На охоте", акварель. Император Николай Второй Александрович заказал художнику серию, посвященную царской охоте.

Страсть графа-борзятника. Чтобы понять, чем была борзая в жизни помещичьей России, достаточно упомянуть, что борзыми щенками не только брали взятки, но и оценивали состояние барина: если помещик не мог позволить себе больше десяти борзых, его называли не иначе, как мелкотравчатый. Таким мелкотравчатым, например, был старик Дубровский в одноимённой повести Пушкина: “Старик Дубровский был горячим охотником. Его состояние позволяло ему иметь двух гончих (один смычёк) и одну свору борзых (3-4 собаки)”. Андрей Гаврилович мог позволить себе лишь охоту “в наездку” – верховые, борзятники и выжлятники, вместе с четвероногими обследовали поля в поисках зайцев, залегших в овражках, ямах, колдобинах и брали свежими, не загнанными гончими. Впрочем, и богатейшие помещики России такую охоту по праву считали самой увлекательной: здесь проявлялись лучшие качества русской борзой – резвость и смекалка, и редкий охотник возвращался без трофея. А, вот, сосед поручика Дубровского, генерал-аншеф Троекуров Кирилла Петрович, обладал комплектной псовой охоты (только борзых на его псарне было 500 животных).

Соколов Пётр П. "Сборы на охоту. У крыльца".

Наш любознательный читатель вправе задать вопрос: что же представляет собой комплектная псовая охота. Комплект самостоятельной псовой охоты должен состоять из стаи гончих (от 9 до 20 смычков; смычок - это две гончие, соединенные специальными ошейниками) и от 5 до 12 свор борзых (по 3-4 собаки в своре) В России на 130 тыс. волков приходится 500 тыс. охотничьих собак. Свора – длинный, до 7 метров, тонкий ремень, пропущенный в кольца на ошейниках борзых так, что всех собак можно было спустить одновременно). Все псовые охотники должны быть верхом. Охотники при борзых называются борзятниками, при гончих - выжлятниками. Старший борзятник - заездной, а старший выжлятник - доезжачий. Руководитель всей комплектной псовой охоты - ловчий, в небольших псовых охотах эту роль выполнял доезжачий. Кроме того, в комплект псовой охоты входили тенетчики с тенетами - специальными сетями, которыми крепкие участники отгораживали острова (лес), через которые зверь мог “слезть” незамеченным для борзятников.

"Выжлятник". Слово произошло от названия гончей собаки - выждец. Так правильно назывались эти животные в охотничьей среде.

Степанов Алексей "Охота на волка с борзыми".

Русскую комплектную охоту никак нельзя сравнивать с западной парфорсной (от фр. Par forceсилой. Охота, когда зверя гонят, меняя уставших собак на свежих, до полного его, зверя, изнемождёния) псовой охотой. Знаменитым русским охотам, на псарных дворах которых содержались сотни гончих и борзых, просто было бы тесно в угодьях Западной Европы: просторы не те.

Тихменев Евг. А. (1869-1934). "Охота на волка с борзыми". Учился в Петербурге в Императорской Академии художеств. Заядлый охотник с ружьём и псовой охоты.

И снова, предвидя вопрос нашего любознательного читателя, сразу ответим чем же функции гончей на псовой охоте отличаются от функций борзой. Гончая выгоняет зверя из леса, а борзая травит его на открытом пространстве (Стиль работы борзых и гончих неодинаков. Борзые - скоростные собаки, бегущие на короткие дистанции; гончие же бегут не так быстро, но дольше (выносливые, в этом они напоминают волков), они способны гонять зверя чуть ли не целый день. Борзые, пользуясь зрением, преследуют зверя на открытой равнине, не рискуя разбиться о деревья, и делают это молча, а гончие гонят зверя в лесу по следу, пользуясь чутьем и отдавая голос. Борзые сами ловят зверя, а гончие обычно лишь подводят его под выстрел охотника или, как в нашей теме, выгоняют на открытое пространство). В псовую охоту допускались и ружейные охотники, которые обычно располагались по краям установленных тенет и стреляли зверя, идущего вдоль сетей. В комплект псовой охоты, по приглашению владельца, допускались и другие охотники со своими борзыми собаками и лошадьми. Охотники, которым полный комплект псовой охоты был не по карману, державшие 1-2 своры борзых, назывались мелкотравчатыми.

Гончие полдня гоняли серого и наконец-то выгнали его на открытое пространство, где уставшего зверя, в стрессовом состоянии перенимают свежие борзые, причём, как правило на одного волка спускали свору, 3-4 собаки.

Вышла эта порода, борзых, из роскошных княжеских и царских охот, имевших наработанную столетиями тактику и церемониал. Собак сопровождала целая “свита”: доезжачий – главный псарь; выжлятники, ведавшие стаей гончих псов; борзятники, ведавшие сворой борзых. Такую комплектную охоту держал отец великого русского писателя Л. Н. Толстого, и полвека спустя писатель обессмертил её во всемирноизвестном романе “Война и мир”: “Всего гончих было выведено 54 собаки, под которыми выехало доезжачими и выжлятниками 6 человек. Борзятников, кроме господ, было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами в поле выехало около 130-ти собак и 20-ти конных охотников”. Лев Николаевич и сам был заядлым борзятником: как только наступали осенние дни с тёплым летним дождём, его тянуло на охоту. Пока длился сезон охоты с борзыми, писатель не садился за роман. Охотился граф ловко: травил по 55 зайцов и 10 лисиц за сезон. Этой “варварской страсти” писатель не смог противостоять даже в период своего духовного перерождения. Однажды осенью 1903 года семидесятипятилетний Лев Николаевич ехал верхом по полю в сопровождении двух борзых и, увидев зайца, не смог сдержаться – натравил на него собак и помчался галопом следом за животными.

Ворошилов Сергей С. (1865-1911). "Борзые взяли волка". Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Писал картины со сценами охот, купанием лошадей, мчащихся троек и пр. Работы художника имеются во многих музеях Поволжья и Сибири, а также в музее коневодства в Москве.

Ворошилов Сергей Семёнович. "Охота с борзыми на лисицу". Один из немногих русских художников, целиком посвятивших своё творчество изображению охоты и лошадей. В настоящее время работы С. С. Ворошилова представлены в ряде государственных музейных собраний России и частных коллекциях. Произведения художника имеются во многих музеях России, в том числе в Государственном музее коневодства в Москве, Омском художественном музее, Тульском областном художественном музее, а также Чувашской, Тюменской и Самарской областных картинных галереях.

Денис Никонов член Союза художников России, член Творческого Союза художников России, преподаватель школы ружейного мастерства им Л.М. Васева при Ижевской школе ружейного мастерства.

Альфред Ковальский. (1849-1915). Вот так, бережа собак, передвигались на охотничьем маршруте. Подготовка охоты производилась заблаговременно, особенно если предстояло охотиться в отъезжих полях, когда день за днём, передвигаясь от острова к острову, т. е. от леса к лесу, по определённым охотничьим маршрутам, набрасывалась стая в остров (лес) и травили выгнанного зверя. Иногда охотничьи маршруты отъезжих полей прокладывались вдоль рек, брали лесные острова на обоих берегах, а псовая охота перевозилась судами. Охоты в отъезжих полях продолжались до нескольких месяцев. Они велись строго по определённым правилам, обязательным для всех участников, любое нарушение этих правил могло привести к срыву всей, даже очень хорошо подготовленной, охоты. Охотились с комплектной псовой охотой, как по чернотропу, так и по белой тропе (по снегу), охота различалась только объектом - заяц, лиса или волк. Проводили охоту около дома или в отъезжих полях.

Валентин Александрович Серов Валентин – "Выезд Екатерины Второй на соколиную охоту". 1902. В псовой охоте также использовались специальные одноконные полевые тележки-двуколки и различные лёгкоконные экипажи. Основные требования к ним - это прочность и мягкость на ходу при езде по пересеченной местности.

Подозретьи неоттопать”. Все псовые охотники должны быть конными. Охотничья лошадь - это отдельный разговор. В псовых охотах использовались в основном мерины и кобылы: они более спокойные, чем жеребцы. На лаз, где неспокойно ведет себя конь, зверь никогда не выйдет. В каталогах охотничьих выставок XIX века для охоты указывались лошади в основном отечественных пород. Конь должен спокойно стоять, не бояться вдруг выскочившего зверя, в том числе и волка, не пугаться выстрела, преодолевать водоемы вброд или вплавь, ходить по узким местам, а также должен быть спокоен и смирен, чтобы на него можно было приторочить добытого зверя. Охотники говорят: “Ездить верхом - искусство, охотиться верхом - неустрашимость”. Хороший конь на псовой охоте незаменим. Он должен быть крепким и сильным, лёгким на ходу. Такой конь - очень большой помощник при сосворивании борзых, приездке и нагонке стаи гончих. Конный охотник должен “подозреть” (обнаружить) и не “оттопать” (не вспугнуть) зверя и спустить собак вовремя. Задача гончих псов или выждецов (так правильно назывались эти животные в охотничьей среде), сводилась к тому, чтобы обессилить зверя длительной погоней и вывести его во чисто поле. И вот уже здесь, на открытом пространстве, происходила кульминация охоты – травля зверя борзыми. С улюлюканьем охотники спускали свои своры.

Кищенко А. Д. "Спускаю свору".

Но вернёмся к барской охоте. Дело это требовало ловкости и быстроты реакции. Великий русский писатель Лев Толстой в своём всемирноизвестном романе “Война и мир” так описал сцену на охоте в Отрадном. Псарь Данила поучал Николеньку Ростова: “Вы, барин, можете вылететь из седла, если вовремя не выпустите конец своры. Если вы сразу не отпустите конца из руки, они так рванут вас, что можно вылететь из седла”. Русские борзые в броске уподоблялись ружейному выстрелу, и молниеносно настигали зверя (весьма уставшего и напуганного к тому времени), сопровождавшему погоню охотнику оставалось только “принять” добычу. Считается, чьи собаки “взяли” зверя – тому он и доставался, живьём или мёртвым.

Лебедев Клавдий Васильевич. До крестьянской реформы (1861 год) роскошные псарни с сотнями борзыхбыли делом обычным. Такая псарня стала причиной раздора между Дубровским и Троекуровым: “Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на свой собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под приглядом штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили щенят”.

Великий русский поэт не приукрашивал – действительно борзым псам жилось гораздо лучше, чем крепостным крестьянам. Любимые питомцы, чаще всего заслуженные добытчики, и вовсе проживали в барских покоях, всюду следуя за хозяином и ложась у его ног, вытянув длинные морды. Удивляться здесь нечему: в начале XIX века борзых предлагали “500 рублей ассигнациями да две дворовые семьи на выбор”, в то время, как цена крепостного редко когда превышала 200 рублей.

Великий князь-селекционер. После крестьянской реформы (1861 года) содержание большого “штата” собак и обслуги стало делом затратным. Имения закладывались, перезакладывались и уходили с молотка, псарни мельчали, а вскоре появлялись новые хозяева, почитавшие непромысловую охоту баловством. “Cзапустением помещичьих усадеб разведение собак специально-охотничьих пород – борзых, гончих и легавых пришло в упадок, и этого рода спорт почти прекращает своё существование…” – отмечалось в обзоре собаководства страны в 1880 года.

Русскую борзую спас от исчезновения Великий князь Николай Николаевич Младший. Внук Николая Первого, блестящий офицер, оставивший след в русской истории прежде всего как наместник на Кавказе и как Верховный главнокомандующий. Современникам он запомнился как “простой русский барин и любитель псовой охоты” и, как бы сейчас сказали, заводчик охотничьих собак. Именно его борзые стали эталонными при составлении первого стандарта в 1888. В селе Першино Тульской губернии он завёл псарню, о которой слагались легенды. Для борзых были отстроены каменные псарни и разбит огромный парк-выпуск “с широкими песчаными дорожками, роскошным лугом и клумбами цветов”. Великолепные борзые из собственной его высочества Великого князя псарни очень скоро стали заметным явлением светской жизни Старого Света.

В 1917 году борзые были обречены на исход или гибель. Некоторые оседали в крестьянских хозяйствах. Однако, уже в 1921 году владельцы борзых попали под грабительскую развёрстку отлавливаемых зверей и поэтому вынуждены были избавляться от собак. К счастью в государственных питомниках уникальную породу удалось приспособить под промысловую охоту, и благодаря этому сохранить.

К сожалёнию, в нашей стране полностью утеряна вся культура настоящей псовой охоты, а ведь это историческое явление, присущее только России. Ушли из жизни знатоки - ловчие, доезжачие, выжлятники, стремянные, тенетчики и другие участники этого увлекательнейшего действия, некому им было передать традицию псовых охот,опыт приездки и нагонки стай гончих, сосворивания борзых.Детали же, тонкости, секреты слаживания, приездки и нагонки стай гончих собак и организации псовых охот утеряны, многие - навсегда. По крупицам собираются эти сведения усилиями истинных любителей лошадей, охоты с гончими и борзыми собаками. В совремённой России снова появились частные конюшни и псарные дворы (есть, есть ещё у русских людей денежки), значит, будет и псовая охота. Одним из важнейших условий создания псовой охоты - это должны быть достаточно обеспеченные люди, ведь содержать псовую охоту - накладное мероприятие, но очень престижное, говорящее о высокой культуре и статусе владельца охоты, о его стремлении возродить и сохранить русскую национальную культуру. Борзые собаки для псовой охоты должны быть хорошо сосворены, лошадь выезжена, стая гончих приезжена и нагонена. Всё это требует от любителей и профессионалов, занимающихся псовой охотой, громадного труда и денег.

Перов В. Г. "Охотники на привале". В 1877 году художник написал повтор картины, хранящийся в Русском музее. Третья авторская копя выставлена в Николаеве в художественном музее им. В. В. Верещвгина.

1-Назовите русских писателей, увлекавшихся охотой (не обязательно псовой).

2-Какую функцию выполняют гончие собаки на охоте, какую функцию на охоте выполняют борзые?

3- Внимательно посмотрите на последнюю иллюстрацию в теме (Перов “Охотники на привале”) и ответьте себе на вопрос, после псовой ли охоты отдыхают охотники. Почему вы так считаете?