Джентилески, униженная и оскорбленная...Картины и драма всей жизни замечательного художника

Творчество Артемизии Джентилески долгое время не привлекало особого внимания искусствоведов и коллекционеров. Интерес к картинам и неординарной биографии художницы начал повышаться с 1970-х годов, и сейчас многие называют ее вторым по значению итальянским художником XVII века после Караваджо.

Роман об Артемизии был написан в 1944—1947 годах итальянской писательницей Анной Банти, в окончательной версии он приобрёл форму дневника, имел большой успех, переведён на несколько языков. Затем биография Артемизии легла в основу драмы американской писательницы Венди Вассерштайн «Хроники Хейди» (1988) и пьесы «Жизнь без подсказки» канадской писательницы Салли Кларк (поставлена в 1988 -1991 гг.). В 1997 году фильм «Артемизия» был снят французским кинорежиссёром Аньес Мерле (в заглавной роли Валентина Черви). В 1998 году роман о художнице был написан французской писательницей Александрой Лапьер. В 2002 году стал международным бестселлером роман американской писательницы Сьюзен Вриленд «Страсти по Артемизии», он был немедленно переведён на 20 языков.

«Автопортрет в образе св. Екатерины» (1615)

«Автопортрет в образе св. Екатерины» (1615)

В декабре 2017 года её ранее неизвестная картина «Автопортрет в образе святой Екатерины» была продана в парижском аукционном доме Drouot за рекордную для этого автора сумму в €2 360 600. Предыдущий ценовой рекорд на её полотна составлял $1 200 000, который удалось выручить за картину «Мария Магдалина в экстазе», которая также была найдена во Франции и продана на Sotheby’s в 2014 году.(отсюда)

Артемизия Джентилески (итал. Artemisia Gentileschi, 1593 — ок. 1653/56) — известная итальянская художница эпохи барокко. Первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции — первой художественной академии Европы.

РАННИЙ ПЕРИОД

Артемизия, старшая дочь тосканского художника Орацио Джентилески и его жены Пруденции Монтоне, родилась в Риме 8 июля 1593 года. Мать умерла, когда дочери было двенадцать, и на плечи девочки легли домашние хлопоты и забота о младших братьях.

Отец Артемизии не хотел, чтобы дочь стала профессиональной художницей, и поэтому неоднократно отправлял ее в монастырь, но попытки обеспечить дочери будущее монахини не увенчались успехом.

Артемизия Джентилески (4).jpg

Артемизия Джентилески «Преображение Марии Магдалины» (1615-1616) палаццо Питти, Флоренция)

Артемизия стала изучать живопись в мастерской отца, причём более успешно, чем её братья, которые также работали в мастерской Орацио. Отец видел в таланте Артемизии прежде всего практическую выгоду: она могла помочь ему в работе, это позволило брать больше заказов.

Мастерство Артемизии росло так быстро, что уже к 14 годам она заявила о себе как о серъезной и зрелой художнице: В 1607-1610 годах Артемизия создала картину "Юдифь и её служанка Абра с головой Олоферна" - сюжет, к которому она еще не раз вернётся и которой в определённой мере стал для неё судьбоносным.

B 1609 году Артемизия создала большoe полотно «Мадонна с младенцем».

B 1610 году была начата картина «Играющая на лютне».

«Играющая на лютне»/«Святая Цецилия» (1610-1612). Цецилия Римская (лат. Caecilia Romana, итал. Cecilia a Roma, Кикилия, Чечилия; 200, Рим — 230, Рим) — святая римская дева-мученица III века. В католической церкви с XVI века является покровительницей церковной музыки. С XIV века изображается обычно с небольшим оргАном (позитивом) в руках; другой иконографический атрибут — роза.

«Играющая на лютне»\ «Святая Цецилия» (1610-1612).

В католической церкви с XVI века является покровительницей церковной музыки.

Также в 1610 году была написана картина «Сусанна и старцы», изображающая библейскую историю, в которой группа озлобленных старцев домогалась женщину во время купания. По легенде, к Сусанне — красавице-иудейке, которая с мужем жила при дворе царя Навуходоносора — повадились ходить два старика, прельщенные ее красотой. Домогательствами и шантажом они старались добиться ее внимания. Но Сусанна отказала, и старики публично обвинили ее в прелюбодеянии и разврате. Суд приговорил женщину к смертной казни. К счастью, в дело вмешался пророк Даниил, который вывел старцев на чистую воду и доказал невиновность Сусанны.

Артемизия Джентилески (3).jpg

«Сусанна и старцы» (1610)

Обращает на себя внимание, что Сусанна, написанная Артемизией Джентилески, не пассивная участница событий, не демонстрирующая выраженной реакции на них, как в большинстве картин на данный сюжет, созданных ранее. На картине выразительно показано, что домогательства старцев причиняют героинe страдания.

Возможно, в этой картине уже отражена собственная история художницы: 

Видя талант дочери, Орацио Джентилески обратился к пейзажисту Агостино Тасси, с которым в то время сотрудничал, чтобы тот обучил Артемизию искусству перспективы. Тасси, известный своим буйным и жестоким нравом, изнасиловал юную ученицу. В Риме того времени «позор» изнасилования можно было смыть только браком; отец Артемизии, будучи в курсе происшедшего, надеялся, что Тасси женится на его дочери, и долго не мог поверить в вероломство своего компаньона. Только после настойчивых просьб дочери он подал на Тасси в суд. Сама жертва, согласно закону, не могла выступать истицей, поэтому ее представлял отец, его задачей было доказать «повреждение собственности» и снижение «бартерной рыночной стоимости» дочери, вызванное «потерей невинности». Ничего более унизительного женщина того времени не могла представить.

На суде выяснилось, что Тасси давно женат, о чем не подозревали ни Артемизия, ни ее отец; также насильник поначалу все отрицал, а затем, когда скрывать правду стало уже невозможно, уверял, что сама Артемизия небезгрешна, а напротив — отличается легкомыслием и доступностью. Тасси заявил, что это не он изнасиловал Артемизию, а она сама его соблазнила: вела себя развратно и позволяла за собой ухаживать.

«Юдифь и её служанка Абра с головой Олоферна» (1607-1610)

«Юдифь и её служанка Абра с головой Олоферна» (1607-1610)

Последовало восьмимесячное судебное разбирательство, мучительное для Артемизии; её допрашивали в присутствии насильника, дважды подвергали публичному гинекологическому осмотру в присутствии судей и даже пытали, стараясь вырвать признание в клевете: Для доказательства своей правоты Артемизия должна была неоднократно вытерпеть пытку, при которой зажимались в тиски фаланги пальцев. Едва не теряя сознание от боли, она продолжала выкрикивать одно и то же: «Это правда! Правда, правда!» Её насильника, разумеется, не пытали.

«Когда мы стояли у двери, он втолкнул меня в комнату и запер дверь. Ударом в грудь он бросил меня на кровать, рукою схватил за грудь, а ногой раздвинул бёдра так, чтобы я не могла их свести. Он заткнул мне рот обрывками моей же одежды, а рукой давил на горло, чтобы я не могла кричать. Он проник внутрь меня, я чувствовала боль и жжение, и кровь текла не только по моему избитому лицу... Я пыталась отбиться, кричать, но не могла позвать на помощь, потому что он всё еще затыкал мне рот. Я кусала его, била, расцарапала его лицо, но он оказался сильнее меня. Ничто не могло его остановить,» - таковы были показания Артемизии.

Надо было быть очень храброй, чтобы в те времена начать такой процесс. И всё же суд до конца так и не поверил Артемизии и не был строг к Тасси, хотя во время суда оказалось, что он изнасиловал не только Артемизию, но и сестру собственной жены, свою невестку и еще нескольких женщин. Тасси просидел в тюрьме восемь месяцев, а затем был отпущен на свободу, его карьера художника ничуть не пострадала. Судебный процесс Джентилески был не последним в его жизни - позже Тасси обвинили в организации убийства его жены.

Репутация Артемизии была сильно испорчена; отец, чтобы «восстановить честь» дочери, заставил Артемизию выйти замуж, и вместе с мужем она в 1612 году уехала во Флоренцию, где прожила до 1621 года. После свадьбы она взяла фамилию не мужа, а дяди: Джентилески Ломи.

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЕРИОД (1612 — 1621)

Во Флоренции выдающийся талант Артемизии сразу заметили, и она обросла полезными знакомствами: Под свое покровительство ее взял Козимо II Медичи (великий герцог Тосканский с 1609 по 1621 год), с с его дочерью Марией Кристиной* они стали близкими подругами.

В течение всей жизни художница питала особый интерес к изображению женщин - её женские образы необычайно выразительны, зачастую драматичны и нередко внешне похожи на саму художницу. Также известен ряд её автопортретов.

«Автопортрет в образе мученицы» (1615)

«Автопортрет в образе мученицы» (1615)

Её стиль живописи был реалистичным, без распространенных в то время идеализации и пафоса, а изображенные ею женщины были не идеальными проекциями "женской красоты", а конкретными действующими лицами из плоти и крови. Художница часто изображала женщин, подвергшихся мужскому насилию (Сусанна, Вирсавия), и героических женщин, которым удалось одержать верх над мужчинами (Юдифь, Эсфирь, Иаиль). Картины Джентилески обличали мужское насилие и воспевали женский протест и силу духа.

Именно воительница Юдифь, которой удалось расправиться с завоевателем Олоферном, стала самой запоминающейся из героинь Джентилески, а работа "Юдифь, обезглавливающая Олоферна"- самым известным произведением художницы.

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612-1613)

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612-1613)

По легенде иудейка Юдифь проникла в военный лагерь ассирийцев, которые осаждали ее город. Она надела свой лучший наряд и вошла в палатку полководца Олоферна. Красота женщины поразила Олоферна и он «возжелал сойтись с нею», но раньше, чем он успел это сделать, Олоферн напился и заснул. В этот момент Юдифь, ни минуты не мешкая, его же мечом отрубила ему голову.

Библейская легенда о Юдифи издавна привлекала внимание художников. Для мужчин она стала олицетворением смертельного соблазна, женского коварства, грозящего крахом и гибелью. Большинство художников, за исключением, может быть, Караваджо, изображали Юдифь уже после убийства, с отрубленной головой Олоферна - смертоносная женственность, торжествующая над поверженным мужчиной, аллегория мужских страхов.

У Артемизии, как можно догадаться, было свое видение. 

Прежде всего ее Юдифь не так юна и соблазнительно-красива - это женщина с жестким лицом и крепкими руками, решительно и быстро выполняющая опасное, но необходимое дело. 

Юдифь изображена на картине в момент, когда она отрубает голову Олоферну, ее решительный взор и твердую руку не останавливают даже потоки крови, хлынувшие на кровать. 

Картина обезглавливания Олоферна подчеркнуто реалистична - мы видим кровь, видим напряженные лица героини и ее служанки, лицо Олоферна, на котором уже застыло смертное безразличие, хотя рука его еще взметнулась в последней попытке сопротивления. Сильный свет падает слева и освещает темное пространство, усиливая напряженность сцены. Страшное и сильное полотно, олицетворяющее справедливое возмездие.

Интересна картина и тем, что в образе Юдифи Артемизия изобразила себя, а в образе Олоферна - своего насильника Тасси.

Позже художница еще не раз обращалась к этому сюжету.

У Джентилески есть также несколько вариантoв картины на тему «Юдифь со служанкой». 

На одной из них, изображающей Юдифь и служанку, скрывающихся после совершённого, мы видим опять-таки не соблазнительную деву с трофеем, но женщин, более похожих на диверсанток или подпольщиц, возвращающихся с опасного задания.

«Юдифь со служанкой» (1612-1614)

«Юдифь со служанкой» (1612-1614)

Юдифь некрасива, ее тяжеловатый профиль выражает силу и внимательную настороженность. Служанка практично придерживает корзину со страшным грузом при помощи полотенца, не дающего крови пролиться на землю и оставить следы. Обе женщины удивительно человечны, они не аллегория патриотизма, красоты или соблазна, а очень живые героини, из плоти и крови.

Похожий сюжет был воплощен в полотне «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1610-1615).

Саломея (ивр. Шломит, 5 год или 14 год — между 62 и 71) — иудейская царевна, дочь Иродиады ((ок. 15 до н. э. — после 39 н. э.) — по сообщению Иосифа Флавия, Иродиада была внучкой Ирода Великого от его сына Аристобула) и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы (правителя Галилеи и Переи с 4 года до н. э. по 39 год н. э)); впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Одна из персонажек Нового Завета. Согласно некоторым евангелиям, Ирод Антипа планировал казнить Иоанна Крестителя («хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14:5)). Танец юной Саломеи на праздновании его дня рождения привёл к тому, что Антипа согласился выполнить любое её желание, и, будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить Иоанна Крестителя, и после казни ей была принесена на блюде его голова.

Саломея (ивр. Шломит, 5 год или 14 год — между 62 и 71) — иудейская царевна, дочь Иродиады ((ок. 15 до н. э. — после 39 н. э.) — по сообщению Иосифа Флавия, Иродиада была внучкой Ирода Великого от его сына Аристобула) и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы (правителя Галилеи и Переи с 4 года до н. э. по 39 год н. э)); впоследствии царица Халкиды и Малой Армении.
Одна из персонажей Нового Завета.
Согласно некоторым евангелиям, Ирод Антипа планировал казнить Иоанна Крестителя («хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14:5)). Танец юной Саломеи на праздновании его дня рождения привёл к тому, что Антипа согласился выполнить любое её желание, и, будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить Иоанна Крестителя, и после казни ей была принесена на блюде его голова.

Значимость Джентилески как художницы выросла настолько, что в 1616 году 23-летняя Артемизия стала первой академикессой флорентийской Академии живописного искусства, что само по себе было исключительным явлением — женщин туда никогда не брали, Артемизия стала первой. Став членом Флорентийской академии, она обрела полную юридическую независимость и получила право распоряжаться всеми своими делами наравне с мужчинами. Она разошлась с мужем, который завидовал известности Артемизии и неоднократно ей изменял, и стала сама растить двоих дочерей, которые сопровождали мать в её путешествиях и тоже занимались живописью; таким образом художница пыталась воплотить в жизнь однажды выраженное ею желание: "Я буду полностью распоряжаться собственной жизнью - до моего последнего вздоха."

Однако не все было так просто, как хотелось бы. Несмотря на свои регалии, Артемизия не имела права писать обнаженное мужское тело: церковь строжайше запрещала и табуировала эту тему. Зато ничто не мешало ей воплощать на холстах сюжеты про легендарных женщин, которых Артемизия скорее всего писала с себя, сидя перед зеркалом. Например, про Вирсавию.

«Купание Вирсавии»

Джентилески написала несколько вариантов «Купания Вирсавии», которые сегодня хранятся в разных музеях мира. По библейской легенде, Вирсавия, которая на тот момент была замужем за воином Урией Хеттеянином, совершала омовение в своем саду, когда ее заметил прогуливающийся на соседнем балконе царь Давид. Царь был сражен ее красотой и приказал доставить Вирсавию к нему во дворец. Незадачу, что дама замужем, Давид решил просто: велел направить ее мужа в самую гущу военных событий и там оставить, чтобы он был поражен врагом. Устранив супруга, Давид женился на Вирсавии.

Во флорентийский период жизни Артемизией были созданы прекрасные картины: «Святая Катерина»…

«Св. Екатерина Александрийская» (1614-1615). Екатери́на Александри́йская (287—305) — христианская великомученица родом из Александрии, мученическую кончину которой относят ко времени правления римского императора Максимина. К ней восходит женское имя Екатерина и его производные. Xудожественно-символически изображается увенчанная короной, с книгой, символом её знаний, с пальмовой ветвью, знаком мученичества на колесе с шипами; иногда с мечом, которым её обезглавили.

«Св. Екатерина Александрийская» (1614-1615). Екатери́на Александри́йская (287—305) — христианская великомученица родом из Александрии, мученическую кончину которой относят ко времени правления римского императора Максимина. К ней восходит женское имя Екатерина и его производные. Xудожественно-символически изображается увенчанная короной, с книгой, символом её знаний, с пальмовой ветвью, знаком мученичества на колесе с шипами; иногда с мечом, которым её обезглавили.

«Св. Екатерина Александрийская» (1620). Родилась Екатерина в Александрии в 287 году. Согласно житию, она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того, она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия».

«Св. Екатерина Александрийская» (1620)

Родилась Екатерина в Александрии в 287 году. Согласно житию, она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того, она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия».

…«Минерва»…

«Минерва» (1615). Мине́рва (лат. Minea) — древнеримская богиня мудрости и войны, покровительница ремесленниц, писательниц, актрис, поэтесс, художниц, учительниц, учащихся и врачинь. Входила в триаду наиболее важных божеств Древнего Рима вместе со своим отцом Юпитером и его женой Юноной. Её культ имеет этрусское происхождение и ведёт историю от местной богини Менрвы, которая в свою очередь взяла многое от древнегреческой Афины.

«Минерва» (1615).(лат. Minea)
— древнеримская богиня мудрости и войны, покровительница ремесленниц, писательниц, актрис, поэтесс, художниц, учительниц, учащихся и врачинь. Входила в триаду наиболее важных божеств Древнего Рима вместе со своим отцом Юпитером и его женой Юноной. Её культ имеет этрусское происхождение и ведёт историю от местной богини Менрвы, которая в свою очередь взяла многое от древнегреческой Афины. " 

...«Магдалина»…

«Мария Магдалина в экстазе» (1613). Мари́я Магдали́на — последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при его распятии и была первой из людей, удостоившейся явления воскресшего Иисуса. Традиционно для западного искусства и символики изображается с непокрытой головой и распущенными волосами.

«Мария Магдалина в экстазе» (1613). 
— последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при его распятии и была первой из людей, удостоившейся явления воскресшего Иисуса.
Традиционно для западного искусства и символики изображается с непокрытой головой и распущенными волосами.

«Кающаяся Магдалина» (1615-1616)

«Кающаяся Магдалина» (1615-1616)

… «Аллегория склонности (природного таланта) к искусству» …

Артемизия Джентилески (2).jpgАллегория природного таланта, 1615– 1616, роспись. Каза-Буонарроти — музей во Флоренци

( Микеланджело Буонарроти младший (племянник великого Микеланджело) пригласил ее совместно с другими художниками создать роспись потолка в Casa Buonarroti. Каждому из художников было предложено изобразить аллегорию одного из качеств, связанных с Микеанджело. Артемизия изобразила «Аллегорию природного таланта» (Allegoria dell'Inclinazione) в образе обнаженной девушки, держащей компас. Как и во многих других случаях, она наделила изображенную девушку собственными чертами. Allegoria dell'Inclinazione)

Как и во многих других случаях, она наделила изображенную девушку собственными чертами.

… «Портрет сидящей дамы (возможно, Катерины Савелли)» (1620)

Савелли - старинный дворянский род, игравший важную роль в истории Рима со Средневековья и до 18-го века. Савелли - старинный дворянский род, игравший важную роль в истории Рима со Средневековья и до 18-го века.  … «Лукреция» (1620-1621)…

Лукре́ция (лат. Lucretia; ум. ок. 510-508 гг. до н.э.) — легендарная римская матрона. По сообщению античных историков, царский сын Секст Тарквиний в 510/508 году до н. э. пленился красотой Лукреции и, угрожая оружием, изнасиловал её. Лукреция рассказала обо всём своему мужу и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом, и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению республики. В литературе и изобразительном искусстве Лукреция является символом доблести, не покоренной тиранией, часто ее фигура символизирует Рим (или шире — родину), а насильник — образ тирана (или врага).

Лукре́ция (лат. Lucretia; ум. ок. 510-508 гг. до н.э.) — легендарная римская матрона.
По сообщению античных историков, царский сын Секст Тарквиний в 510/508 году до н. э. пленился красотой Лукреции и, угрожая оружием, изнасиловал её. Лукреция рассказала обо всём своему мужу и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом, и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению республики. В литературе и изобразительном искусстве Лукреция является символом доблести, не покоренной тиранией, часто ее фигура символизирует Рим (или шире — родину), а насильник — образ тирана (или врага).

…а также знаменитое полотно «Иаиль и Сисара». В библейской Книге Судей Иаиль была женщиной из родственного еврейкам племени кенеек, а Сисара — военачальником враждебного еврейкам ханаанского царя. В битве с израильтянами он потерпел поражение и бежал с поля боя.

«Иаиль и Сисара» (ок. 1620)

«Иаиль и Сисара» (ок. 1620)

Укрывшись в шатре Иаили, Сисара прилег отдохнуть, а когда заснул, женщина «взяла кол от шатра, и взяла молот в другую руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле». Данный поступок сделал из Иаили национальную героиню древнего Израиля.

Артемизия Джентилески (1).jpgДаная

ГЕНУЯ И РИМ (1621-1630)

С 1621 года Джентилески работала в Генуе. Затем Артемизия перебралась в Венецию, где познакомилась с художницей Софонисбой Ангиссолой**. 

В 1622 году Джентилески вернулась в Рим, где ее считали выдающейся художницей и первоклассной портретисткой; в Риме был закончен заказанный вариант картины «Юдифь со служанкой»…

«Юдифь и её служанка с головой Олоферна» (1623-1625)

«Юдифь и её служанка с головой Олоферна» (1623-1625)

…выполнена картина «Магдалина как аллегория меланхолии»...

«Магдалина как аллегория меланхолии» (1621)

«Магдалина как аллегория меланхолии» (1621)

...еще один вариант сюжета «Сусанна и старцы» (1622)…

"Я ПОКАЖУ ВАМ, НА ЧТО СПОСОБНА ЖЕНЩИНА" - ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АРТЕМИЗИИ ДЖЕНТИЛЕСКИ, изображение №26

…полотно «Аврора» (1625-1627)…

Аврора (лат. Aurora «утренняя заря» от aura «предрассветный ветерок») — древнеримская богиня зари. Соответствует древнегреческой богине Эос.

Аврора (лат. Aurora «утренняя заря» от aura «предрассветный ветерок») — древнеримская богиня зари. Соответствует древнегреческой богине Эос.

…и еще один вариант «Женщины, играющей на лютне» (1628-1629).

"Я ПОКАЖУ ВАМ, НА ЧТО СПОСОБНА ЖЕНЩИНА" - ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АРТЕМИЗИИ ДЖЕНТИЛЕСКИ, изображение №28Артемизия буквально покорила Вечный город, создавая портреты многих известных личностей, а также огромные полотна на исторические и библейские темы.

Однако очень часто большие, действительно важные заказы уходили художни кам. Сама Джентилески в своем письме меценату от 13 ноября 1649 года писала следующее о том, каково это – быть художницей: «Я торжественно поклялась никогда больше не посылать никому своих рисунков, потому что меня обманывали. Например, только сегодня я узнала, что мой рисунок чистилища для епископа сан-гатского тот, чтобы потратить меньше денег, передал другому художнику, чтобы он нарисовал картину на базе моего рисунка. Если бы я была мужчиной, не могу себе представить, чтобы такое могло произойти».

НЕАПОЛИТАНСКИЙ ПЕРИОД (1630-1656)

В 1630 году Джентилески переехала в Неаполь, с которым связан поздний период ее творчества. Неаполь того времени был одним из важнейших городов Европы и имел площадь, в три раза превышающую площадь Рима. Примерно в это же время художница создала один из ее наиболее известных автопортретов - «Автопортрет в образе аллегории живописи».

«Автопортрет в виде аллегории Живописи» (1630-е)

«Автопортрет в виде аллегории Живописи» (1630-е)

В Неаполе Артемизия открыла собственную мастерскую и стала получать за свои работы более высокие гонорары, чем её коллеги-мужчины. Она стала столь знаменитой, что ей заказывали полотна знатные особы, среди которых были король Филипп IV Испанский, король Людовик XIII, представители духовенства. Ее работы были настолько популярны, что многие заказчики просили их повторить: так появились авторские копии «Юдифи», «Клеопатры» и «Магдалины». Именно в Неаполе Джентилески впервые поручили расписать храм — украсить стены церкви в городке Поццуоли под Неаполем.

Там же, в Неаполе, Артемизия основала свою художественную школу. Но времени на все не хватало, и она попросила братьев ей помочь. Откликнувшись на просьбу, братья приехали в Неаполь, но любовь к деньгам оказалась сильнее братской, и они порой без зазрения совести обманывали сестру, кладя в собственный карман ее заработки — так, известно, что они самым наглым образом присвоили 200 пиастров, полученных от герцога де Гиза.
А между тем конкуренция среди неаполитанских художников была невероятно остра, и в дело порой шли самые низкие методы — тут и порча красок, и поножовщина, и отравления. Артемизия попросила у городских властей разрешить ей иметь в своем доме оружие. «Я должна суметь защитить себя и своих дочерей!» — убеждала она.

Художница довольно много работала над заказами на алтарные композиции и была по-прежнему весьма оригинальна даже в трактовке самых традиционных сюжетов. 

Так, в «Благовещении» (1630, Неаполь, музей Каподимонте) ангел с мощными крыльями и вздымающимися драпировками буквально врывается в пространство картины, он очень похож на властных женских героинь картин Джентилески флорентийского периода, а Мадонна смиренно принимает благую весть.

«Благовещениe» (1630)

«Благовещениe» (1630)

К неаполитанскому периоду относится и полотно «Эсфирь перед Артаксерксом» (1630-1635)…

Эсфирь (ивр. ‏אסתר‏‎, Эсте́р) — главная героиня одноимённой книги Танаха (Ветхого Завета) и событий, связанных с праздником Пурим. Одна из знаменитых библейских женщин. Эсфирь была родственницей, а потом и приёмной дочерью еврея Мардохея (Мордехая), жившего в Сузах и однажды спасшего жизнь персидскому царю Артаксерксу. Когда царь выбирал себе новую жену, выбор его пал на Эсфирь. Возвышение иудейки возбудило зависть и злобу у некоторых придворных и особенно у Амана — амаликитянина, пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом. Раздражённый тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ, и добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эсфири, чтобы она заступилась перед царём за свой народ. Отважная Эсфирь под страхом потерять своё положение и жизнь вопреки строгому придворному этикету явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. Узнав, в чём дело, царь приказал повесить Амана на той виселице, которую он приготовил для Мардохея

Эсфирь (ивр. ‏אסתר‏‎, Эсте́р) — главная героиня одноимённой книги Танаха (Ветхого Завета) и событий, связанных с праздником Пурим.
Одна из знаменитых библейских женщин.
Эсфирь была родственницей, а потом и приёмной дочерью еврея Мардохея (Мордехая), жившего в Сузах и однажды спасшего жизнь персидскому царю Артаксерксу. Когда царь выбирал себе новую жену, выбор его пал на Эсфирь.
Возвышение иудейки возбудило зависть и злобу у некоторых придворных и особенно у Амана — амаликитянина, пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом.
Раздражённый тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ, и добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эсфири, чтобы она заступилась перед царём за свой народ. Отважная Эсфирь под страхом потерять своё положение и жизнь вопреки строгому придворному этикету явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. Узнав, в чём дело, царь приказал повесить Амана на той виселице, которую он приготовил для Мардохея

…«Клио, муза истории» (1632)…

Кли́о (др.-греч. Κλειώ, лат. Clio, «дарующая славу») — муза истории в древнегреческой мифологии. Дочь Зевса и богини памяти Мнемозины.

Кли́о (др.-греч. Κλειώ, лат. Clio, «дарующая славу») — муза истории в древнегреческой мифологии. Дочь Зевса и богини памяти Мнемозины.

…«Нимфа Кориcка и Сатир» (1633-1635)…

"Я ПОКАЖУ ВАМ, НА ЧТО СПОСОБНА ЖЕНЩИНА" - ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АРТЕМИЗИИ ДЖЕНТИЛЕСКИ, изображение №33

... «Клеопатра» (1633-1635) …

Клеопа́тра VII Филопа́тор (др.-греч. Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ; 69—30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев. В последние годы её правления Египет был покорён Римом, сама Клеопатра покончила жизнь самоубийством, чтобы не стать пленницей тогдашнего правителя Рима - Октавиана. Была и остаётся одним из наиболее популярных античных персонажек в искусстве. По одной из версий, после захвата Египта римской армией влюблённый в Клеопатру римский офицер Корнелий Долабелла сообщил ей, что её через три дня отправят в Рим для триумфа Октавиана. Вскоре после этого известия Клеопатру нашли мёртвой - в царском уборе, на золотом ложе. Поскольку перед тем к Клеопатре прошёл крестьянин с горшком смокв, не вызвавший подозрений у стражи, было решено, что в горшке Клеопатре пронесли ядовитую змею, которая и умертвила царицу. Смерть Клеопатры 12 августа 30 года лишила Октавиана блестящей пленницы на его триумфе в Риме. В триумфальном шествии везли лишь её изваяние.

Клеопа́тра VII Филопа́тор (др.-греч. Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ; 69—30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев.
В последние годы её правления Египет был покорён Римом, сама Клеопатра покончила жизнь самоубийством, чтобы не стать пленницей тогдашнего правителя Рима - Октавиана.
Была и остаётся одним из наиболее популярных античных персонажек в искусстве. По одной из версий, после захвата Египта римской армией влюблённый в Клеопатру римский офицер Корнелий Долабелла сообщил ей, что её через три дня отправят в Рим для триумфа Октавиана. Вскоре после этого известия Клеопатру нашли мёртвой - в царском уборе, на золотом ложе.
Поскольку перед тем к Клеопатре прошёл крестьянин с горшком смокв, не вызвавший подозрений у стражи, было решено, что в горшке Клеопатре пронесли ядовитую змею, которая и умертвила царицу.
Смерть Клеопатры 12 августа 30 года лишила Октавиана блестящей пленницы на его триумфе в Риме. В триумфальном шествии везли лишь её изваяние.

…«Cамсон и Далила» (1630-1635)…

"Я ПОКАЖУ ВАМ, НА ЧТО СПОСОБНА ЖЕНЩИНА" - ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АРТЕМИЗИИ ДЖЕНТИЛЕСКИ, изображение №35

…«Лот и его дочери» (1636-1638)…

Лот — библейский ветхозаветный персонаж, живший в Содоме. Согласно библейской легенде, когда Лот сидел у ворот Содома, к нему пришли два ангела; Лот пригласил ангелов к себе в дом переночевать. Однако не успели они ещё лечь спать, как жители всего города пришли к его дому с требованием вывести к ним гостей, чтобы содомляне «познали их». Лот вышел к содомлянам с отказом, предложив взамен двух своих девственных дочерей, чтобы те делали с ними, что им вздумается.

Лот — библейский ветхозаветный персонаж, живший в Содоме.
Согласно библейской легенде, когда Лот сидел у ворот Содома, к нему пришли два ангела; Лот пригласил ангелов к себе в дом переночевать. Однако не успели они ещё лечь спать, как жители всего города пришли к его дому с требованием вывести к ним гостей, чтобы содомляне «познали их».
Лот вышел к содомлянам с отказом, предложив взамен двух своих девственных дочерей, чтобы те делали с ними, что им вздумается.

«Купание Вирсавии» (1637-1638)

«Купание Вирсавии» (1637-1638)

…и еще два вариантa картины на тему Давида и Вирсавии. Вирсавия обернулась вправо, чтобы взглянуть на драгоценности, которые ей принесла одна из служанок. Она пока еще не ведает, что ее уже ожидает вторая служанка, которая стоит слева, держа в руке письмо царя Давида.

«Купание Вирсавии» (1636-1638)

«Купание Вирсавии» (1636-1638)

Покинув Неаполь, художница работала в Венеции и Париже. 

В 1638 году Артемизия получила письмо от отца, работавшего при дворе английской королевы Генриетты Марии***. 

«Я стар, а мне нужно закончить росписи потолка большого вестибюля в королевской резиденции в Гринвиче. Это «Аллегория Мира и Искусства», и я задумал написать огромное количество муз. Только ты способна мне помочь воплотить в жизнь мой замысел», — писал Орацио Джентилески. 

Артемизия приехала в Лондон и, создавая то, что задумал отец, превзошла его в мастерстве.

«Аллегория Мира и Искусств под английской короной» (1638-1639)

«Аллегория Мира и Искусств под английской короной» (1638-1639)

С 1642 года, вернувшись в Неаполь, Артемизия много работала, создавая такие произведения, как еще один вариант «Юдифи со служанкой»...

«Юдифь и её служанка Абpа с головой Олоферна» (1645-1650)

«Юдифь и её служанка Абpа с головой Олоферна» (1645-1650)

...еще один вариант «Лукреции» (1642-1643)…

"Я ПОКАЖУ ВАМ, НА ЧТО СПОСОБНА ЖЕНЩИНА" - ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АРТЕМИЗИИ ДЖЕНТИЛЕСКИ, изображение №41

… «Святая Луция» (1642-1644)…

Луци́я Сираку́зская (лат. Lucia Syracusana, также известная как святая Лучия, итал. Santa Lucia; около 283 — около 303) — раннехристианская святая и мученица, покровительница слепых. Художественно-символически изображается с мечом в руках и пальмовой ветвью (символами мученичества), книгой и масляной лампой (Имя Lucia образовано от латинского lux, lucis — «свет»); иногда несущей на блюде свои глаза. Согласно ряду источников, Луция была дочерью богатого римского гражданина из Сиракуз, который рано умер. Её мать, Евтихия, хотела выдать дочь замуж, но Луция принесла обет безбрачия и не согласилась на помолвку. После исцеления матери на могиле святой Агаты в Катании от кровотечений она согласилась с обетом дочери. Отвергнутый жених возбудил против Луции жестокое преследование. Судья Сиракуз Пасхазий хотел отдать её в публичный дом, но ни повозка, запряженная быками, ни тысяча мужчин не могли сдвинуть Луцию с места. После разнообразных пыток и чудес она была убита ударом меча. Другие легенды сообщают и о том, что ей вырвали глаза.

Луци́я Сираку́зская (лат. Lucia Syracusana, также известная как святая Лучия, итал. Santa Lucia; около 283 — около 303) — раннехристианская святая и мученица, покровительница слепых.
Художественно-символически изображается с мечом в руках и пальмовой ветвью (символами мученичества), книгой и масляной лампой (Имя Lucia образовано от латинского lux, lucis — «свет»); иногда несущей на блюде свои глаза.
Согласно ряду источников, Луция была дочерью богатого римского гражданина из Сиракуз, который рано умер. Её мать, Евтихия, хотела выдать дочь замуж, но Луция принесла обет безбрачия и не согласилась на помолвку.
После исцеления матери на могиле святой Агаты в Катании от кровотечений она согласилась с обетом дочери. Отвергнутый жених возбудил против Луции жестокое преследование. Судья Сиракуз Пасхазий хотел отдать её в публичный дом, но ни повозка, запряженная быками, ни тысяча мужчин не могли сдвинуть Луцию с места. После разнообразных пыток и чудес она была убита ударом меча. Другие легенды сообщают и о том, что ей вырвали глаза.

… «Святая Аполлония» (1642-1644)…

Аполло́ния Александри́йская (Аполлиния; III век, Александрия) — раннехристианская мученица, пострадала в гонения императора Деция.

Аполло́ния Александри́йская (Аполлиния; III век, Александрия) — раннехристианская мученица, пострадала в гонения императора Деция.

…несколько вариантов «Купающейся Вирсавии»…

«Купание Вирсавии» (1640-1645)

«Купание Вирсавии» (1640-1645)

«Купание Вирсавии» (1645-1650)

«Купание Вирсавии» (1645-1650)

… «Изнасилование Лукреции» (ок. 1645-1650)…

"Я ПОКАЖУ ВАМ, НА ЧТО СПОСОБНА ЖЕНЩИНА" - ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АРТЕМИЗИИ ДЖЕНТИЛЕСКИ, изображение №46

...полотно «Аллегория астрономии» (1640-е)…

"Я ПОКАЖУ ВАМ, НА ЧТО СПОСОБНА ЖЕНЩИНА" - ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АРТЕМИЗИИ ДЖЕНТИЛЕСКИ, изображение №47

…еще два вариантa сюжета «Сусанна и старцы»…

«Сусанна и старцы» (1649)

«Сусанна и старцы» (1649)

«Сусанна и старцы» (1652)

«Сусанна и старцы» (1652)

… и полотно «Триумф Галатеи» (1650).

Галате́я (др.-греч. Γαλάτεια) — в греческой мифологии нереида (дочь Нерея и Дориды).

Галате́я (др.-греч. Γαλάτεια) — в греческой мифологии нереида (дочь Нерея и Дориды).

Художница продолжала писать до конца своих дней.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ. СМЕРТЬ, ЗАБЫТЬЕ И ПРИЗНАНИЕ

До конца жизни Артемизию сопровождали непонимание, несправедливость и денежные затруднения. Интерес к художнице, гордой и независимой, добившейся европейского признания, постепенно угас. Ее могила в Неаполе потеряна. Долгое время считалось, что умерла художница в 1652 или 1653 годах, но поиски в архивах показали, что она получала заказы еще в 1654 году. Сейчас полагают, что Артемизия стала жертвой эпидемии чумы 1656 года, унесшей жизни многих неаполитанок.

Интерес к творчеству Артемизии Джентилески и её неординарной биографии начал пробуждаться в 20-м веке в связи с активным развитием феминизма. Сила, мощь, страсть и экспрессия живописи итальянской художницы, ее непростая судьба, пережитое насилие, упорство, с которым она завоевывала себе место в профессиональном мире, где царили исключительно мужчины, сделало эту незаурядную женщину иконой феминистского движения. Ее слава достигла пика в 1980-х годах и с тех пор не утихает. Сейчас многие называют первой по значению итальянской художницей XVII века.

Сегодня полотна Артемизии Джентилески украшают лучшие музеи мира, ими гордятся самые известные частные галереи, их за очень большие деньги продают на аукционах. 

Она снова знаменита, эта женщина, сумевшая защитить свою честь и стать в искусстве вровень с мужчинами тогда, когда это было практически невозможно. "Я покажу вам, на что способна женщина" - эта фраза Артемизии была девизом всей её жизни.

Картины Артемизии Джентилески хранятся в Римской галерее Спада, в палаццо Питти, галерее Уффици и музее Каза-Буонарроти во Флоренции, в Национальном музее Прадо в Мадриде, в Будапештском музее изобразительных искусств, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, в Сент-Луисском художественном музее (США), в Галерее Уодсворт Атенеум (США), в Детройтском институте искусств (США), Виргинскиом музее изобразительных искусств (США), Художественном музее Толедо (США).

До нас дошли 82 её картины.