Пейзажная реалистическая живопись всегда была, есть и будет очень близкой и понятной для обычного зрителя. И великолепная галерея атмосферных пейзажей шведского живописца-классика Арвида Маурица Линдстрема - является тому подтверждением. Даже по истечении целого века затрагивают тонкие струны души зрителя и заснеженные дали, и мощные вековые сосны, и тонкие нежные березки, озарённые лучами низкого северного солнца, которые с таким трепетом изображал шведский художник в стиле классического реализма в сочетании с проникновенной живописной лирикой.

Осень. Березовая роща. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.

Осень. Березовая роща. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.


К слову сказать, у многих зрителей, сталкивающихся с творчеством Арвида Маурица Линдстрема, часто складывается впечатление, что сдержанная красота скандинавской природы, отраженная на его полотнах, очень уж напоминает ландшафты русского севера, с их тихой грустью, поэтичным настроением и сдержанной палитрой красок. А действительно ли это так - судите сами.

Творческий путь

 Арвид Мауриц Линдстрем - шведский художник-пейзажист.

Арвид Мауриц Линдстрем - шведский художник-пейзажист.



Путь профессионального становления большинства скандинавских художников, творивших на рубеже XIX-XX столетия, был достаточно стандартен. Художественное мастерство они, как правило, осваивали у себя на родине, а затем отправлялись на учебу и стажировку в страны континентальной Европы. И чаще всего это были Италия, Германия, Франция, где художественную среду буквально будоражили новые идеи, стили, новомодные течения. Разумеется, что многие скандинавские художники увлеклись этой волной новшеств, поглотившей мир изобразительного искусства в конце позапрошлого века.

Проселочная дорога. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.

Проселочная дорога. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.



Но, были среди них и такие, которые все же остались верны той творческой манере, которую выбрали для себя еще в молодости. Среди них и был Арвид Мауриц Линдстрем, творивший в стиле классической скандинавской школы живописи 19 века. Его творения, написанные в реалистичной манере, в эпоху взлета абстракционизма и модерна вызывали немало протеста и негативных откликов у влиятельных критиков и искусствоведов. Тем не менее, это не помешало художнику сказать свое веское слово в искусстве, войдя в историю живописи великолепным мастером реалистического пейзажа.

И на сегодняшний день Линдстрем один из известнейших пейзажистов Швеции, он также входит в золотую десятку тысяч лучших живописцев мира.

Очарованный красотой родной природы

На рыбалке. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.

На рыбалке. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.



Первозданность красоты и чистоты природы буквально царит в пространстве каждого полотна шведского мастера, который зорким взглядом живописца сумел подметить изменчивый мир природных явлений, а потом так достоверно воссоздать их с помощью красок. Причем так, что иногда, кажется, будто слышны даже запахи и звуки, которые соответствуют тому или иному состоянию окружающей среды.

Закат на реке. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.

Закат на реке. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.



Пейзажи Линдстрема будто ведут зрителя по атмосферным местам из реальной жизни. Болотистые вересковые пустоши, густые леса и рощи, водная гладь озер и рек — всё выдержано в приглушённой, земляной палитре, свойственной Скандинавским землям. Исключением является одна деталь - пленительные колоритные закаты, которые освещают лучами заходящего солнца природу.

Зимний закат. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.

Зимний закат. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.



Именно они таинственным образом преображали полотна художника в некий сказочный мир. И именно с их помощью художник придавал некоторым своим работам желаемый яркий вид, которого порой не доставало в серой действительности.

Туманное утро. Охота на уток.

Туманное утро. Охота на уток.



Особенно впечатляют туманные пейзажи автора. Так и хочется иногда шагнуть в них, как в зазеркалье, и оказаться за картинной плоскостью, чтобы воочию насладиться удивительным зрелищем утренней дымки, вдохнуть влажный прохладный воздух и услышать шорох травы под ногами, мелодичное щебетание певчих птиц иль кряканье уток.

Поздняя осень. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.

Поздняя осень. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.

Затишье. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.

Затишье. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.

Зимний вечер. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.

Зимний вечер. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.

На опушке леса. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.

На опушке леса. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.



В заключение хотелось бы отметить, что дышащая спокойствием и умиротворением природа, воздушная атмосфера, запечатленная в пейзажах, невероятным образом оказывает очень тонкое воздействие на настроение зрителя, которому так порой не хватает в суете жизни именно этого спокойствия и умиротворения.

 Альпийский пейзаж. Хост, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.

Альпийский пейзаж. Хост, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.

Несколько фактов из жизни художника


Арвид Мауриц Линдстрем родился в 1849 году в местечке Бьёркста в Вестманланде, Швеция. Обучался в Королевской академии художеств в Стокгольме в 1869–1872 гг. Для продолжения обучения и стажировки отправился в Мюнхен, затем в Париж. С начала 1880-х годов жил в Англии, где вступил в Художественную ассоциацию европейских художников и стал активным участником коллективной оппозиции Академии художеств. В 1885 году он участвовал на выставке в Парижском салоне с картиной «Пейзаж. Мотивы из Шотландии», которую приобрел Национальный музей.

Прогулка по реке. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.

Прогулка по реке. Холст, масло. Художник: Арвид Мауриц Линдстрем.



Со временем Линдстрем перешел в Ассоциацию шведских художников, идеям которых весьма симпатизировал. Но, не найдя точек соприкосновения с современными ему соотечественниками, вскоре вышел из Ассоциации и в итоге избрал собственное оригинальное творчество. Арвид Мауриц Линдстрем вернулся в Швецию в 1889 году и поселился в Энгельсберге. Там он построил дом рядом с озером и, живя в близости с первозданной природой, художник с упоением писал реалистические пейзажи на протяжении всей своей жизни. Умер гений атмосферного пейзажа в 1923 году.
Источник