«Спасителя Мира», (Изображение Иисуса, выходящего из темноты и благословляющего мир одной рукой, а в другой держащего хрустальный шар) который поразил воображение миллионов не столько своим мрачным видом, сколько ценой и международной интригой, в последний раз публика видела в конце 2017 года.

Это было на аукционе Christie’s в Нью-Йорке, где он был продан за колоссальные 450,3 миллиона долларов.

Но даже до своего исчезновения работа породила споры между искусствоведами, многие из которых отказывались согласиться с её атрибуцией. Одни считают, что её автор — сам Леонардо да Винчи, другие — что он и его мастерская, а третьи заявляют, что она полностью выполнена учениками. Кураторы выставки заявили, что не примут решения об атрибуции «Спасителя Мира», если произведение не войдёт в показ.

После того, как картину приобрёл в 2017 году анонимный покупатель — по слухам, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман — было объявлено, что она будет выставлена в Лувре Абу-Даби в сентябре 2018 года. Однако презентацию отменили без объяснения причин— и больше не возвращались к этой теме. От этого интрига усилилась... Все следы ведут к яхте бен Салмана.

Такая странная ситуация породила сомнения в принадлежности, местонахождении и подлинности картины. Многие искусствоведы заявили, что её писал не лично итальянский мастер, а его ученики.)

Первой о том, что картина была куплена саудовским принцем Бадром бин Абдаллой, сообщила газета Wall Street Journal.

По информации издания, покупатель действовал от имени наследного принца Саудовской Аравии, известного по инициалам MBS.

Эр-Рияд никогда не подтверждал и не опровергал это сообщение.

Информационное агентство AFP не смогло подтвердить слова Шахтера, который описал непрозрачные отношения в сфере международных продаж произведений искусства словами «в мутных водах Ближнего Востока нет ничего кристально чистого».

« Спаситель Мира» (Сальватор Мунди) Леонардо да Винчи (?) 1500,  65.7 × 45.7 см

И вот появилось новое в изучении этого вопроса...

Итальянский учёный утверждает, что обнаружила новое изображение Иисуса Христа, выполненное Леонардо да Винчи.

Оно подтверждает сомнения в том, что мастер эпохи Возрождения написал «Спасителя Мира» — самое дорогое произведение искусства в мире.

Анналиса Ди Мария — исследовательница Леонардо, ассоциированный член Центра ЮНЕСКО во Флоренции.

Частный коллекционер из Лекко показал ей рисунок Иисуса Христа, выполненный красный мелом, и она сразу же увидела в наброске руку Леонардо.

«Это — настоящее лицо „Спасителя Мира“, — сказал Ди Мария в интервью газете La Stampa.

— Он напоминает все рисунки Леонардо: это его язык, и он звучит громко и ясно».

Она добавила, что при первом взгляде на работу у неё перехватило дыхание.

Недавно обнаруженный рисунок, который может быть наброском для «Спасителя Мира» Леонардо.

Источник: Международный комитет Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи, «Туринский автопортрет» (ок. 1513). Королевская библиотека, Турин

Ди Мария сравнивает рисунок с самым известным автопортретом Леонардо, отмечая, что на обоих лица представлены в три четверти — как предпочитал художник.

А на картине «Спаситель Мира» Иисус изображён смотрящим прямо на зрителя.

Эта панель, которая несколько веков считалась утраченной, на протяжении многих лет после обнаружения приписывалась художнику Джованни Антонио Больтраффио, который был учеником Леонардо.

Леонардо да Винчи (?), «Спаситель Мира (Сальватор Мунди)», ок. 1500. Частная коллекция

Но после того как арт-дилер из Нью-Йорка Алекс Пэрриш купил картину за 10 тыс. долларов в 2005 году, эксперты пришли к новому консенсусу — это работа самого Да Винчи. В 2011 году было объявлено о новой атрибуции, и «Сальватор Мунди» был представлен публике на крупной ретроспективе Леонардо в Национальной галерее в Лондоне.

Но даже когда картину выставили на торги Christie’s в Нью-Йорке в 2017 году, некоторые учёные сомневались в авторстве тщательно отреставрированной панели.

Однако вопреки критике, она была продана за 450 миллионов долларов, вероятно, наследному принцу Саудовской Аравии Мохаммаду бин Салману.

С тех пор работу не видели. Её не было и на недавней мега-ретроспективе в Лувре, посвящённой художнику, несмотря на то, что она, якобы, была куплена для аванпоста этого музея в Абу-Даби.

По словам искусствоведа, научное исследование показало, что бумага была сделана в начале XVI века, а борода и глаза фигуры полностью соответствуют стилю Леонардо. Но, несмотря на её уверенность, окончательный вердикт относительно подлинности рисунка — и того, что это значит для «Спасителя Мира» — ещё не вынесен.

«Я бы не стал отрицать это сразу, просто ничего не могу сказать, не увидев рисунка и научных доказательств, — сказал в интервью Telegraph Мартин Кемп, крупнейший британский эксперт по Леонардо.

— Мне нужно увидеть, нарисован ли Иисус левой рукой. Леонардо все рисовал левой». источник

Многие специалисты считают, что это так называемая держава (распространенный символ власти монарха), однако, по мнению других экспертов, речь идет совсем о другом.

Самое удивительное, по словам исследователей, что таинственный шар на картине полностью игнорирует законы преломления и отражения света.

Эксперты, изучающие жизнь и творчество да Винчи, утверждают, что гений эпохи Возрождения, которого называли даже, мог оставить на этом произведении искусства загадку, которую человечеству еще предстоит разгадать.

Тем не менее, стеклянный артефакт в руке Сына Божьего не демонстрирует ни дифракции света, ни отражения руки. Да Винчи, по мнению специалистов, не мог бы допустить такой ошибки и оставить шар выглядящим нереалистично. Выходит, он упустил столь важные для него детали специально?

Может, он показал таким образом, что предметы в руках Иисуса Христа способны были нарушать известные законы физики? Или, быть может, все дело в мистических свойствах артефакта, и такой шар существует в самом деле?

Наконец, выдвинется теория, что за слоем краски в этой части полотна может находиться какое-либо скрытое изображение - послание для потомков, отчего картина якобы и была куплена за столь баснословную цену.

По мнению экспертов, картина «Salvator Mundi» написана в конце XV века, сам Леонардо да Винчи умер в 1519 году.

Однако работа Николая Коперника о гелиоцентрической системе мира («О вращении небесных сфер») была опубликована только в 1543 году, более того, прежде чем Земля приняла сферическую форму в представлении ученых, потребовались столетия после этой публикации ученого.

Ведь в то время, обратите внимание, сам Николай Коперник был изображён в таком же ракурсе, как и Христос на «Salvator Mundi».

При этом Коперник держит в руке плоскую модель мира, а Христос – уже сферическую, что Леонардо да Винчи не мог просто знать в принципе, а потому изобразить.

Сферическая модель Земли стала традиционной только в XVIII- XIX веках.

Именно к этому периоду можно отнести написание «Спасителя мира», из чего следует, что знаменитый итальянский художник не имел к ней никакого отношения… ( Андрей Тюняев, главный редактор газеты «Президент»)

Однако столь «убедительные» рассуждения никак не вяжутся с общеизвестными данными, что Леонардо да Винчи рисовал чертежи вертолетов, подводных лодок,... из чего некоторые смелые умы даже сделали предположение, что знаменитый художник и ученый был путешественником во времени. Если да Винчи рисовал в XV веке вертолеты, которые появятся только в середине XX столетия, почему он не мог изобразить тогда сферическую Землю?

Леонардо да Винчи (1452-1519).

А теперь вспомним историю с картиной

О САМОЙ ДОРОГОЙ КАРТИНЕ. «СПАСИТЕЛЬ МИРА» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Вечер 15 ноября 2017 года ознаменовался сенсацией в художественных кругах: картина «Спаситель Мира» или «Сальватор Мунди», уверенно приписанная Леонардо да Винчи, стала самым дорогим на планете произведением живописи.

На аукционе Christie’s в Нью-Йорке неизвестный покупатель выложил за него немыслимую сумму – 450,3 млн долларов. Это стало логичным завершением 11-летней эпопеи с переоткрытием, исследованием, реставрацией и перепродажей панели – истории более увлекательной, чем любой триллер.

Изображение Христа соотносится со стихом из Евангелия: «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (Иоанна 4:14). Иисус с каштановыми локонами пристально смотрит на зрителя. В его левой руке покоится хрустальная сфера, а правая поднята в благословляющем жесте.

По словам профессора Мартина Кемпа из Оксфорда, «Спаситель буквально держит на ладони благополучие мира и его обитателей». При этом Леонардо однозначно представляет Искупителя не божеством, а человеком – что крайне необычно для того времени – без короны или нимба.

Шар – символ властителя и одновременно эмблема самого мира. Он сделан из горного хрусталя, чистейшей разновидности кварца, на что указывают крошечные крапинки и включения, которые кропотливо воспроизвёл да Винчи.

В эпоху Возрождения было широко распространено поверье, что этот минерал обладает огромными магическими силами. Его кристаллы устанавливались в реликвариях времён Средневековья. Таким образом, сам материал и совершенство непрерывной формы наделяют сферу чудесными свойствами.

Точно известно, что «Спаситель Мира» принадлежал королю Карлу I Английскому (1600 – 1649). Запись о картине содержится в реестре королевской коллекции, составленной через год после казни монарха.

В период с 1763-го по 1900 годы о панели ничего не известно.

За это время её происхождение, авторство Леонардо и «королевское» прошлое были полностью забыты.

На заре XIX века работу приобрёл Фрэнсис Кук, посчитав её произведением живописца Бернардино Луини, последователя да Винчи.

К этому времени Христу дописали более густую бороду, а его лицо и волосы были настолько перекрашены, что образ изменился практически до неузнаваемости.

Впоследствии коллекция Кука рассеялась, и в 1958 году «Спаситель Мира» был продан с молотка всего лишь за 45 фунтов стерлингов (60 долларов США в ценах 2017 года). Далее панель вновь исчезла почти на полвека и появилась только в 2005 году на региональном американском аукционе уже безо всякой атрибуции.

Новые владельцы шедевра проявили заботу и внимание, заказав его реставрацию доктору Диане Модестини из Института изящных искусств Нью-йоркского университета. Она обнаружила, что первые вмешательства в изображение датируются ещё 1600-ми годами. За время существования картины оригинальный чёрный фон был заменён зелёным, а позже — грязно-коричневым.

Перед продажей в 2005 году кто-то – возможно, владелец или местный любитель – нанёс на поверхность новый слой лака, «клейкий и неровный, с грубой подкраской».


В процессе реставрации доктор Модестини заподозрила, что работает с произведением Леонардо да Винчи. «Я шла домой и думала, что сошла с ума. У меня дрожали руки», – вспоминала учёный.

По мере того, как её уверенность крепла, было решено показать картину группе международных экспертов по Леонардо. Панель тщательно и по нескольку раз изучали искусствоведы, кураторы и реставраторы из институтов Флоренции и Милана, национальных галерей в Вашингтоне и Лондоне, из Оксфордского университета, Метрополитен-музея и университета Лестера.

Они единодушно пришли к выводу, что перед ними – творение величайшего художника в истории, но разошлись во мнениях по поводу даты создания. Большинство учёных отнесли картину к концу проживания Леонардо в Милане (поздние 1490-е годы), когда он писал «Тайную вечерю».

Другие же посчитали, что «Спаситель Мира» появился несколько позже, уже во Флоренции, куда мастер переехал в 1500 году, а, значит, относится к периоду «Моны Лизы».

В 2011 году «Спаситель Мира» впервые был показан публике на выставке «Леонардо да Винчи. Художник при дворе Милана» в Национальной галерее в Лондоне.

Тем самым был признан его статус как одной из всего двух десятков известных нам живописных работ мастера Ренессанса. Открытия подобного уровня не случались с начала XX века, когда вновь была обретена панель Леонардо «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»), ныне принадлежащая Государственному Эрмитажу.

Казалось бы, владельцы «мужской Моны Лизы», потратившие столько времени, денег и усилий на реставрацию и идентификацию, должны дорожить своим сокровищем. Помимо прочего, это единственная живописная работа самого знаменитого на планете художника, остающаяся в частной коллекции.

Однако в 2013 году «Спаситель Мира» вновь оказался на аукционном подиуме. Тогда его купил за 80 млн долларов швейцарский арт-дилер Ив Бувье и через несколько дней перепродал российскому магнату Дмитрию Рыболовлеву уже за 127,5 миллиона.

На фото: миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев

Спустя несколько лет миллиардер заподозрил арт-дилера в мошенничестве при сделках с произведениями искусства и подал в суд. «Сальватор Мунди» стал одним из камней преткновения в юридических сражениях. Бувье все обвинения отметает.

Рыболовлев снова решил продать картину. Её беспрецедентная история и грамотный маркетинг аукционного дома Christie’s создали ажиотаж на рынке.

В результате «Спаситель Мира» возглавил два списка самых дорогих картин на планете – как проданных на публичных торгах, так и в закрытых сделках. Его стоимость в 2,5 раза превысила предыдущий рекорд «Алжирских женщин (версия О)» Пабло Пикассо (174,9 млн долларов на распродаже в 2015 году), и в полтора раза – «Обмена (Interchange)» Виллема де Кунинга (300 млн долларов в частной продаже в том же 2015-м).

Автор: Влад Маслов

Есть и более подробная информация о картине , её я сейчас и предлагаю тем, кому интересны детали

Что такое вообще «Спаситель мира»?

Это прямоугольная картина размером 65,7 x 45,7 см, написанная маслом на доске примерно в 1500 году.

На картине по пояс изображен мужчина с длинными вьющимися волосами в небесно-голубом одеянии — Иисус Христос, — держащий в левой руке хрустальную сферу, а двумя пальцами правой руки как бы благословляющий зрителя. Лик Спасителя стилистически и внешне похож на лицо Моны Лизы — безусловно, это портретное сходство и становится первым аргументом в пользу атрибуции работы Леонардо да Винчи.

Когда речь заходит о произведениях искусства, первый вопрос, которым следует задаться, звучит так: «А какой провенанс?»

Провенанс — это происхождение работы, вся ее история, в идеале — от создания до сегодняшнего дня.

Кто автор, продал он ее кому-то или подарил, как дальше работа переходила из рук в руки, нет ли слепых пятен (например, отсутствия сведений в период с 1939 по 1946 год, что могло бы указывать на нацистский трофей), не опущены ли сведения о купле-продаже.

Второй вопрос — это изучение отчета о состоянии работы: есть ли повреждения, были ли они отреставрированы, кто делал реставрации и как (профессиональные реставраторы всегда документируют свою работу как с технической, так и с этической точки зрения).

Надо отметить, что каждому владельцу ценного произведения искусства рекомендуется исследовать провенанс и отчеты о состоянии с нуля, поскольку нет гарантий, что на какой-то из стадий биография работы не была отредактирована.

Если посмотреть на провенанс «Спасителя» (он доступен в каталоге Christie’s), то работа предстает перед нами обладательницей весьма трудной судьбы. Тот факт, что Леонардо писал «Спасителя мира», известен искусствоведам давно: в 1650 году знаменитый гравер Вацлав Холлар сделал с картины с таким сюжетом и композицией копию, подписал и отметил Леонардо как автора оригинала.

Ученики и последователи да Винчи (так называемые леонардески) также делали со «Спасителя мира» дошедшие до нас копии, а в Британской королевской коллекции в Виндзоре хранятся подготовительные наброски Леонардо, на которых сангиной изображены различные детали одеяния Христа.

Кроме того, картина с таким сюжетом и да Винчи как ее автор упоминаются в описи произведений искусства, принадлежавших Карлу I (опись составили люди Оливера Кромвеля по итогам продажи коллекции гильотинированного короля).

В провенансе проданной Christie’s картины c 1650 до 1958 года — наследования различными аристократическими отпрысками и не слишком выгодные перепродажи, поскольку в некий момент работа приписывалась леонардескам.

Джованни Антонио Больтраффио (Бельтраффио) (итал. Giovanni Antonio Boltraffio (Bеltraffio); 1466 или 1467, Милан — 1516, там же) — итальянский художник Высокого Возрождения.

В 1958 году «Спаситель» уходит с молотка как работа ученика Леонардо — Больтраффио — на лондонском Sotheby’s за 45 фунтов стерлингов и отправляется в США. Там, как пишет в своей книге о Леонардо да Винчи профессор Мартин Кемп, спустя полвека, когда с ней могло происходить что угодно, она всплывает в 2005 году на некоем луизианском аукционе.

Ее покупают через посредников два нью-йоркских дилера: Роберт Саймон и Александр Пэрриш, которым кажется, что это вполне может быть настоящий Леонардо.

Работа в тот момент находится в сложном состоянии: на лике Спасителя много отсебятины от предыдущих реставраций (например, появились игривые усы и эспаньолка), оригинальная ореховая доска треснула, ее повело, часть краски провалилась в трещины, дерево изрядно исчервлено.

«Спасителя» отдают в руки Дианы Дуайр Модестини, консерваторки и реставраторки нью-йоркского Института изящных искусств, а на многочисленные консилиумы по атрибуции приглашают именитых искусствоведов и леонардоведов.

на фото Диана Дуайр Модестини

Первое громкое публичное появление «Спасителя мира» в наши дни датируется 2011 годом — тогда полотно было с большой помпой показано в лондонской Национальной галерее на выставке «Леонардо да Винчи: придворный живописец в Милане».

Этот показ, по сути, легитимизировал провенанс работы — сложно сказать, что «Спаситель» не леонардовский, после того, как полмира в течение трех месяцев смотрело на него как на вторую «Мону Лизу».

Однако ряд скептиков арт-мира, среди которых и реставраторский журнал ArtWatch UK, яростно критикует результаты работы Модестини, говоря, что реставраторка не слишком этично обошлась с картиной, дописала много лишнего и «Спаситель мира» теперь совершенно непонятно чей.

Кроме того, жесткой критике подвергается атрибуция «Спасителя»: дескать, слишком статична его иератическая поза, слишком мало истинно леонардовских элементов в картине («верят» струящимся волосам и двум благословляющим пальцам, не верят примерно всему остальному), слишком велика вероятность того, что Леонардо дай бог если пару элементов поправил, а вот остальное точно написал кто-то из леонардесок: либо Бернардино Луини, либо Джованни Больтраффио.

В частности, известный скандалист арт-мира, пулитцеровский лауреат, критик Джерри Зальц высказался в следующем ключе: «Картина совершенно мертвая. Ее поверхность инертна, залакирована, она тусклая, отчищенная и перекрашенная столько раз, что выглядит одновременно новой и старой».

Гравюра Вацлава Холлара (1650). Иисус изображен с усами и бородой. Надпись «Leonardus da Vinci pinxit. Wenceslaus Hollar fecit Aqua forti, secundum originale. Ao 1650.» («Леонардо да Винчи нарисовал. Вацлав Холлар сделал офорт согласно оригиналу. Год 1650»).

Часть искажений первоначального облика картины была убрана при реставрации в начале XX века, но далеко не все.

Вид картины в 1912 году.

Это не помешало Sotheby’s приватно продать картину в 2013 году примерно за $80 миллионов широко известному в узких кругах дилеру, организатору арт-ярмарок (в частности, Московского международного салона изящных искусств) и владельцу сети фрипортов (зон свободной торговли. — Esquire) Иву Бувье, который спешно загоняет «Спасителя» русскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву за сумму почти вдвое выше.

Бувье проворачивает так называемый flip, быструю спекулятивную перепродажу.

Такие действия рынок не любит, потому что они чернят провенанс работы — получается, что не так велика ее ценность, раз владелец спешит с ней расстаться.

Разъяренный Рыболовлев, уличив Бувье в нечестной игре, заводит с ним до сих пор идущий суд, а «Спасителя мира» передает в 2017 году аукционному дому Christie’s, назначая его своим агентом в продаже картины на вторичном рынке.

Забегая вперед, скажем, что неизвестно, какая сумма из итоговых $450 миллионов досталась господину Рыболовлеву в итоге аукциона. Финальная стоимость продаваемой на аукционе работы состоит из так называемой цены ухода с молотка и комиссии покупателя, которая отходит аукционному дому. Объем этой комиссии считается по определенному сложному проценту, у каждого аукциона он свой. При этом продавец также платит аукциону определенный процент — и эта сумма конфиденциальна.

Christie’s включает маркетинговую машину необычайной мощи: тут и «последний Леонардо», и «вторая «Мона Лиза», и традиционные экспонирования картины в Лондоне, Гонконге и Нью-Йорке.

В Нью-Йорке за раму картины устанавливают видеокамеру, которая пишет реакции приходящих полюбоваться на «Спасителя» людей. Затем из отснятого материала монтируется пропагандистский фильм длиной 4 минуты 14 секунд — это отсылка к Посланию от Иоанна, главе 4, стиху 14, гласящему: «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.»

И наконец, «Спасителя» включают в вечерний аукцион послевоенного и современного искусства, а не в торги старых мастеров. Обычно аукционы собираются по тематике либо по периодизации работ.

И «Спаситель» мог бы попасть по этой логике либо в аукцион старых мастеров, либо в продажу, например, работ с религиозным сюжетом. Однако рынок старых мастеров — это удел знатоков и коносьеров, специалистов, людей, хорошо разбирающихся в предмете. Там случаются большие продажи, однако рынок довольно стабильный, скачков цен и рекордов там ждать не приходится.

Но Christie’s ставили на «Спасителя» все фишки, и поэтому продавать его надо было на аукционе, где собрались бы все самые богатые люди планеты.

Таким аукционом традиционно являются вечерние торги послевоенного и современного искусства.

Этот рынок привлекает к себе максимум внимания так называемых высокосостоятельных частных лиц — High Net Worth Individuals, которые обычно не очень интересуются старыми мастерами.

Чтобы привлечь внимание богачей к Леонардо, аукционный дом совершил беспрецедентный шаг и включил картину, написанную в XV веке, в торги, где в тот вечер также были представлены работы Энди Уорхола, Марка Ротко и Сая Твомбли.

фрагмент картины

Лоик Гузер, председатель нью-йоркского департамента послевоенного и современного искусства Christie’s, так откомментировал это удивительное решение:

«Salvator Mundi — это портрет самой культовой личности в мире, написанный самым знаменитым художником на свете. Возможность представить эту работу рынку — честь, которая выпадает раз в жизни. Несмотря на то что картина написана Леонардо около 500 лет назад, она все так же важна для искусства, что создается сегодня, как она была важна для современников в XV и XVI веках. Мы решили, что представить эту картину в рамках вечерних торгов послевоенного и современного искусства будет признанием вневременной актуальности этой работы.»

Стратегия оправдывает себя полностью — в итоге 19-минутного биддингового марафона глобальный резидент Christie’s Юсси Пилкканен фиксирует ударом молоточка о кафедру стоимость «Спасителя мира» на рекордной отметке $400 миллионов (финальная цена состоит из стоимости последней ставки и комиссии покупателя).

Последние несколько минут между собой торгуются два неизвестных покупателя, за которых ставки по телефону принимают доверенные сотрудники аукциона. Как говорит ряд источников, за картину боролись представители саудовского принца Мухаммеда ибн Салмана и фактического правителя ОАЭ Мухаммеда ибн Саида.

на фото арт-критик Бен Льюис

Причем, как говорит в своей новой книге The Last Leonardo: The Secret Lives of the World’s Most Expensive Painting арт-критик Бен Льюис, ставки росли неравномерно: один из игроков поднимал цену спокойным шагом по $2 миллиона, а второй шел крупными скачками, не всегда оправданными — поднял цену то на $10 миллионов, то на $18.

По окончании аукциона Департамент культуры и туризма Абу-Даби выпустил заявление о том, что именно он приобрел работу для Лувра Абу-Даби — амбициозного культурного проекта, музея, спроектированного Жаном Нувелем и получившего от великого французского музея право делить с ним название «Лувр» в течение 30 лет.

Музей пообещал выставить покупку на обозрение в сентябре 2018 года — и, по словам The Times, обещание свое без лишних объяснений не сдержал.

Следующее появление «Спасителя мира» на публике (было) запланировано на октябрь 2019 года в рамках ретроспективы работ Леонардо да Винчи в честь 500-летия со дня смерти художника.

Но создалось впечатление, что сотрудники ни парижского, ни абу-дабийского Лувров не знали, где на самом деле находится картина..

Скорее всего, картина хранится в швейцарском фрипорте, куда ее отправили через некоторое время после продажи.

Реставратор Диана Модестини говорила нескольким изданиям, что в декабре 2018 года с ней связался швейцарский специалист и попросил совета о хранении и транспортировке картины в парижский Лувр.

Однако работа, судя по всему, так и не покинула фрипорт.

Модестини не раз высказывала опасения относительно сохранности работы. Она говорила, что упаковала «Спасителя» в специальный конверт для перевозки, однако такую упаковку нельзя использовать на постоянной основе — она не сохранит картину от перепадов температуры. Картина крайне хрупкая, и, если ее держать в некорректной среде (Модестини советует 45% относительной влажности), доску снова может повести, краски могут отслоиться, словом, «Спаситель» может оказаться в опасности.

Но почему же владелец картины, кто бы он ни был, не хвастается публично своей великолепной покупкой?

Скорее всего, первоначальный восторг от приобретения прошел и покупатель понимает, что солидная часть арт-рынка крайне скептически смотрит на вложенные в «Спасителя» деньги.

Кроме того, есть вероятность, что «Спасителя» снова спешно реставрируют — может быть, уже не команда Модестини, а какие-то еще сохраняющие анонимность мастера. В целом не стоит забывать, что картина куплена хоть и в собственность музея, но частным лицом, и мы не в полной мере понимаем расстановку сил между арабским принцем и арабским Лувром.

Безусловно, такие покупки во многом делаются напоказ — как роскошные яхты или баснословно дорогие автомобили. Поэтому было бы только логичным в некий момент показать приобретение публике.

Во взвинчивании общественного волнения играет также роль и то, что, предположительно, работа одного из величайших европейских художников, изображающая бога европейской цивилизации, уплывает на глазах изумленной публики в арабский мир.

Все та же Диана Модестини сокрушается: «Это настоящая трагедия. Лишить любителей искусства и многих других глубоко тронутых этой картиной столь редкого шедевра — колоссально нечестно.» (Модестини фактически единственная, кто имел доступ к данным технологических исследований, а без них высказываться об авторстве не вполне корректно.)

Безусловно, сейчас на наших глазах разворачивается одна из самых интересных арт-интриг XXI века, которая сигнализирует, впрочем, не только о непрозрачности рынка искусства и об условности его механизмов, но и о том, как много символической ценности может с ходом времени приобрести портрет мужчины, написанный маслом на ореховой доске.

(Анастасия Ландер 25 апреля 2019 г. источник)

Вопрос о принадлежности кисти Леонардо Да Винчи картины из Лувра-Абу-Даби до сих пор вызывает сомнения у некоторых экспертов.

По сообщению интернет-издания ARTnews (на 2011г.), тогдашний директор Национальной галереи Николас Пенни и Люк Сайсон, прежде чем принять решение о включении работы в выставку, пригласили четырех экспертов посмотреть картину:

куратора отдела живописи и графики Метрополитен-музея Кармен Бамбах,

ведущего реставратора фрески «Тайная вечеря» в Милане Пьетро Марани,

автора книг по истории Ренессанса, в том числе биографии Больтраффио, Марию Терезу Фьорио,

а также почетного профессора Оксфордского университета Мартина Кемпа, более 40 лет посвятившего изучению наследия Леонардо да Винчи.

Вроде бы работу приняли, однако публично в пользу атрибуции «Спасителя мира» Леонардо высказался лишь Кемп

КТО НЕ СОГЛАСЕН (и теперь) ?

Ведущий искусствовед из Оксфорда Мэтью Ландрес заявил, что её автор — не Леонардо да Винчи. Мэтью Ландрес, эксперт по творчеству гения итальянского Возрождения, считает, что значительную часть работы выполнил ученик художника Бернардино Луини. Собственные работы этого живописца обычно оцениваются примерно в миллион долларов .Мэтью Ландрес, научный сотрудник Колледжа Вулфсона в Оксфорде, опубликовал множество книг о художнике.

«Это картина Луини, — цитирует Ландреса газета The Guardian. — Изучая различные версии творений учеников Леонардо, можно обнаружить, что Луини пишет именно в той манере, в которой выполнен „Спаситель Мира“».

Учёный считает, что самому Леонардо да Винчи принадлежит от 5% до 20% работы, но Луини был «главным художником».

Для доказательства, говорит Мютью, достаточно сравнить „Спасителя Мира“ с его работами».

Описывая Луини как одного из самых талантливых учеников Леонардо (вторым был Джованни Антонио Больтраффио), он сопоставил «Спасителя Мира» с «Христом среди врачей» из Национальной галереи в Лондоне. В результате эксперт пришёл к выводу, что Луини был «единственным разумным кандидатом на значительную часть авторства».

«Согласно традиционным стандартам, мы можем назвать ["Спасителя Мира"] „картиной студии Леонардо“», — заключил Ландрес.

Бернардино Луини. «Христос среди врачей» 1530г. 72.4 х 85.7 см.

Ландрес выделил стилистические сходства, в том числе изображение золотых лент и ткани мантий, подчеркнув: «Можно наблюдать схожий орнамент на обеих золотых полосах и аналогичное исполнение драпировки. Луини написал другие картины, на которых очень хорошо просматривается золотой узор. Кроме того, на обеих картинах лицо Иисуса имеет схожее строение, хотя причёски несколько различаются. Кроме того, есть сходство в плечах Христа».

Фрагмент картины «Спаситель Мира »

Фрагмент картины «Христос среди врачей»

Ландрес полагает, что Леонардо если и приложил руку к «Спасителю Мира», то лишь применив сфумато, то есть приём для смягчения очертаний фигур и предметов, позволяющий передать воздух вокруг них.

«Спасителя Мира» изначально приписали Бернардино Луини ещё 1900 году, когда картину приобрёл сэр Чарльз Робинсон для коллекции Кука. «Это более точно, чем просто назвать её работой Леонардо», — считает Ландрес.

Автора,автора!

Денежные вопросы – не единственное, что смущает в связи со «Спасителем мира».

Многие в индустрии вообще сомневаются в том, что картина принадлежит кисти Леонардо. Нью-йоркский критик Джерри Сальц подверг сомнению подлинность «Спасителя мира».

Сходу задавшись вопросом, что делает картина Леонардо на аукционе «Послевоенное и современное искусство», он цитирует одного из посетителей: ««Все дело в том, что 90% этой картины создано в последние 50 лет».

«Картина напоминает выдуманную кем-то версию утраченного оригинала, кроме того, на рентгенограммах видны трещины, разрушения красочного слоя, вздувшееся дерево, стертая борода и другие детали, скорректированные, дабы сделать эту копию более похожей на оригинал», — цитирует Джерри Сальца портал «Артгид».

На фото: критик Джерри Сальц

Критика смущает и качество самой работы.

Он утверждает, что великий художник никогда не писал портретов людей в таких простых статичных позах, да еще и фронтально; что картин Леонардо да Винчи в мире насчитывается 15-20, и ни одна из них не представляет собой «портрет» Спасителя; что использованное в картине правило «золотого сечения», на которое ссылается маркетинговый отдел Christie's, слишком очевидно для художника, находившегося в 1500 году на пике славы.

Кроме того, Сальца смутила масштабная маркетинговая кампания, запущенная аукционным домом перед торгами —

роскошный 162-страничный буклет с цитатами из Достоевского, Фрейда и самого Леонардо, рекламные ролики, на которых запечатлены восторженные зрители на предаукционном показе (среди зрителей были и знаменитости, в частности, Леонардо Ди Каприо и Патти Смит).

«Обязательно посмотрите расширенный клип, где три сотрудника компании рекламируют картину гонконгским клиентам, описывая ее как «святой грааль нашего дела, мужской образ Моны Лизы последнего да Винчи, наше детище, настоящий блокбастер, сопоставимый с открытием новой планеты, более ценный, чем нефтеперерабатывающий завод», — пишет Джерри Сальц (цитируем по порталу «Артгид»).

Помимо картины Леонардо да Винчи, на аукционе была продана работа Энди Уорхола «Тайная вечеря» — она ушла с молотка за $60 млн.

Энди Уорхол и его интерпретация Тайной вечери

Появление работ вместе должно было обосновать тот факт, что картина старого мастера продается на аукционе «Послевоенное и современное искусство», который традиционно приносит дому самую большую выручку. В этот раз она составила $785 млн. это отсюда)

***

Также английский искусствовед, хранитель британской королевской коллекции Десмонд Шоу-Тейлор поставил под сомнение происхождение картины "Спаситель мира":

"Описи времен Карла I и Карла II содержат упоминания некоего произведения Леонардо, которое с одинаковой вероятностью может быть как недавно проданным на Кристи "Спасителем мира", так и картиной из Пушкинского музея, которая сейчас приписывается Джампетрино, или еще какой-то неустановленной работой". (www.theartnewspaper.ru)

Спаситель мира из России

В настоящее время на звание "Спасителя мира" кисти Леонарда да Винчи претендуют две картины - одна находится в Лувре-Абу-Даби, а другая - спокойно висит в зале Итальянской живописи эпохи Возрождения, XV-XVI вв., Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Вот туда мы и отправились, чтобы посмотреть ещё раз на этот шедевр.

Картина из Пушкинского музея ранее принадлежала дворянскому роду Мосоловых и считалась произведением Леонардо, но в XX веке авторство Да Винчи поставили под сомнение.

В каталоге музея говорится "...Картина из собрания ГМИИ была исполнена как молельный образ для личного благочестия, и в этом качестве в период её нахождения в России она как бы обрела свою вторую жизнь. Около ста лет картина, считавшаяся тогда произведением Леонардо да Винчи, оставалась в доме Мосоловых.

Согласно семейному преданию, Мосолов-старший, державший картину в спальне, скончался, не сводя глаз с любимого образа...". Указано также и благородное происхождение картины: в XVII веке - в собрании Карла I Стюарта, Англия;

возможно, происходила из Галереи Гонзага в Мантуе, которую приобрёл Карл I в 1627 году;

затем, по преданию, находилась в галерее Людовика XVI, разграбленной во время Великой Французской революции;

в XIX веке - в собрании Мосоловых, Москва;

1914 год - дар Н.С. Мосолова в Румянцевский музей,

с 1924 года находится в ГМИИ.

Джампетрино. «Спаситель» (Salvator Mundi). Первая половина XVI в., 50×39 см. Темпера, Дерево. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

На картине молодой Христос без бороды и усов, держит в левой руке земной шар, а второй рукой показывает два пальца, символ того что "Он одновременно и Бог и Человек".

О том, что "Спаситель мира" из коллекции Пушкинского принадлежал Карлу I, говорит отметка "Король Карл" на обратной стороне доски, а вот на обратной стороне ореховой основы картины из Абу-Даби пометок нет.

Н.С. Мосолов не принадлежал к тем коллекционерам, весьма многочисленным во второй половине XIX - начале ХХ веков, для которых собирание произведений искусства было неожиданной страстью, никак не подготовленной средой, из которой они вышли.

Коллекция Н.С. Мосолова образовалась еще в XVIII веке. Основу ее заложили братья Мосоловы, происходившие из старинного и богатого рода, заставшие еще екатерининское время. У Ф.С. Мосолова была картинная галерея в Петербурге, а картины Н.С. Мосолова находилась в его имении.
До самой смерти он продолжал дело своих дедов и отца.

В 1880 году коллекция отца полностью перешла в руки Николая Семёновича, и он стал сознательно ориентировать ее на голландскую школу, составив уникальное для России собрание гравюр Рембрандта и Дюрера.

На фото: Н.С. Мосолов

В 1884 году Н.С. Мосолов стал почетным членом Румянцевского музея, входил в Совет музея, а когда возникла мысль об образовании Общества друзей музея, Н.С. Мосолов вошёл в число его учредителей. Он ежегодно дарил в музей книги из своей библиотеки, рисунки и гравюры.

По завещанию Н.С. Мосолова, вся его коллекция была передана в Румянцевский музей. Кроме графики, коллекция Николая Семёновича включала картины, собрание китайской и японской бронзы, нецкэ и ряд бронзовых европейских скульптур. (germanprints.ru)

***

Несмотря на отсутствие на выставке в Лувре, посвященной 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи самой дорогой в мире картины, посетители останавливались, чтобы поломать голову над похожей работой, которую Лувр атрибутирует «мастерской Леонардо да Винчи».

(Во время пресс-показа кураторы уклонялись от ответов на вопросы о местонахождении знаменитой картины, выражая надежду, что она появится к моменту публичного открытия. Теперь можно с уверенностью сказать, что самое дорогое произведение искусства из когда-либо проданных на аукционе пропало без вести.Музей тогда подготовил два каталога для показа — один с репродукцией панели, другой без.)

Это менее известный «двоюродный брат» «Спасителя Мира» — так называемая «версия де Гане» (раньше картина входила в коллекцию маркиза де Гане в Париже.)

Ранее её приписывали ученику Леонардо Марко д’Оджо или — что более спорно — самому Леонардо. По крайней мере, на последнем настаивала искусствовед Джоан Сноу-Смит, которая в 1978 году написала в статье, что изображение было создано «между 1507-м и 1513 годами, когда художник находился на службе у Людовика XII».

Картина почти того же размера, что и пропавшая, и обе они написаны на панелях из ореха.

«Спаситель Мира (версия де Гане)», представленный в Лувре на выставке к 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи

Однако на «версии де Гане» борода Христа гораздо более заметна, чем на «исчезнувшей» картине, и прописана более тонко. Лувр считает, что менее известная работа датируется 1505 — 1515 годами.

На выставке её окружают два наброска Леонардо красным мелом с изображением рукава одеяния Спасителя. Они предоставлены для выставки Королевской коллекцией Великобритании.

И завершая свой пост, составленный из десятков других постов и статей, приведу и такие любопытные факты, уже не напрямую связанные с основной темой о картине....

Загадки Леонардо

Также будет интересным отметить, что некоторые конспирологи считают, что в своих картинах Леонардо да Винчи скрыл свою веру в существование инопланетян. Одной из таких картин является "Мона Лиза".

С помощью зеркального отражения, конспирологи также нашли изображение инопланетянина в картине Леонардо "Иоанн Креститель".

Чтобы четче отобразить изображения инопланетян в картинах да Винчи, были использованы специальные фильтры.

Несомненной представляется сегодня следующая духовная установка: с какими бы физическими или духовными сущностями, выдающими себя за инопланетян, представителей космического разума, параллельного мира и т. д., современные люди ни встретились, нужно иметь ясное представление о демоническом происхождении всех подобных явлений, - о чем писал, например, иером. Серафим (Роуз) в книге «Православие и религия будущего».

P.S.

Когда я сама впервые увидела картину, мне она показалась странной и мрачной, а "Спаситель " смотрел как-то странно, мне было даже не по себе, что-то демоническое показалось во взгляде. И когда я столкнулась - сначала на одном форуме с такой же точкой зрения о картине, а потом ещё и на странице  у одного батюшки, стало понятно, что я не одинока в своих ощущениях...

цитата одного протоиерея  и иконописца " Мне кажется (крещусь), что в этом образе есть нечто скрыто демоническое, как и в Моне Лизе. Особенно настораживают разные глаза с каким-то мутным взглядом. Или я ошибаюсь?"

Далее этот же священник продолжает:

" Когда-то давным-давно я купил большую репродукцию Джоконды, повесил в своей комнате, время от времени любуюсь. Вскоре заметил, что в комнате стало как-то неуютно, но мало ли что - показалось. Далее появилась какая-то беспричинная тревога в душе, сижу и думаю, что не так, все вроде бы в порядке.

И тут мой взгляд встретился со взглядом Джоконды, он был по-настоящему живой, причем насмешливый, издевательский, и такая же улыбка дополняла это ощущение. Я резко встал, снял плакат и сунул его под матрас. И тут же почувствовал облегчение. С тех пор у меня с Джокондой личные неприязненные отношения. Подчеркиваю - личные."

Из той же оперы Иоанн Креститель.

Напоминает не скажу кого. И тот же странный взгляд разными глазами: левый его глаз (от нас правый) смотрит в сторону, а его правый вроде бы тоже в сторону, но если присмотреться, то прямо на вас! И о-о-очень пристально смотрит, прямо не по себе становится. И улыбочка подстать.

Не представляю Иоанна Крестителя - проповедника покаяния - лукаво улыбающегося, и вообще улыбающегося.

Не думаю, что Леонардо настолько не понимал образ Предтечи...

Отсюда напрашивается страшный вывод: произошла сознательная подмена, перед нами анти-креститель, демон в образе Иоанна Крестителя!

ниже фреска

многочисленные источники , по которым составлен мой пост, в тексте.Фотографии взяты из открытых источников.