Более подробно о творчестве Эль Греко и много картин и песнопений ЗДЕСЬ , у нас на сайте

Доми́никос Теотоко́пулос, более известный как Эль Гре́ко (греч. Δομήνικος Θεοτοκόπουλος, Domenikos Theotokopoulos, встречаются также варианты Доминико, Доменико и Теотокопули по форме мн. числа от фамильного имени; исп. El Greco, буквально «грек»; 1541—1614) — испанский художник. По происхождению — грек, уроженец острова Крит.

На бывшего иконописца Эль Греко большое влияние оказали великие художники позднего Возрождения.

Три года Эль Греко штудировал итальянскую школу живописи, при этом продолжая работать в той технике, которой его когда-то учили на Крите. Он грунтовал холст или доску, затем накладывал несколько слоев краски один на другой.

Именно эта техника позволяла ему создавать эффект свечения (света изнутри) и добиваться неповторимых оттенков.

Такие невозможно было получить смешивая краски на палитре. Через 300 лет в этой же технике будут работать импрессионисты.

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал).

Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения.

Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

1. Эль Греко. «Святой Иероним в образе кардинала». 1590-1600. Лондон. холст, масло. Национальная галерея

2. Эль Греко. «Святой Иероним в кардинальском облачении» (ок. 1595) (Лондон, Национальная галерея)

3. Эль Греко. «Святой Иероним в кардинальском облачении» (30 см. x 24 см.) (Байон, музей Боннат)

4. Эль Греко. «Портрет неизвестного». Ок.1600г холст, масло.

5. Эль Греко. «Портрет монаха-доминиканца ордена тринитарий» (Ученик Эль Греко). 1605. Мадрид. холст, масло.Музей Прадо.

6.Эль Греко. «Святой Иоанн Креститель» (ок.1600) (Сан-Франциско, Музей изящ искусства)

7.Эль Греко. «Христос-Вседержитель» (1610-1614) (72см. x 55см.) (Мадрид, Прадо)

«Апостоладос» (1610-1614)

У Эль Греко Апокалиптизмом пронизаны не только огромные алтарные полотна позднего Эль Греко. Он ощущается во многих его картинах, но более всего после алтарных работ, пожалуй, в потрясающих циклах его «Апостоладос» — неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов.

Эти серии создавались мастером наподобие своеобразного деисиса, возможно в воспоминание о деисисах православных храмов на Крите его времени.

В центре его деисисов (деисис (на Руси — деисус), или деисисный чин (от греч. deesis — моление) — это главный ряд икон православного иконостаса, в котором центральное место занимает икона Христа, а справа и слева ему предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Креститель, апостолы Пётр и Павел, иногда некоторые другие апостолы и особо почитаемые в данном храме святые.) помещалось поясное изображение благословляющего Христа, а по обе стороны от него тоже поясные изображения двенадцати апостолов в достаточно свободных позах с вещественными символическими атрибутами, характеризующими каждого из них согласно христианскому иконографическому преданию.

Многие из этих картин которых ныне рассеяны по различным музеям. Тем не менее самые значительные из них, которые относятся к позднему периоду творчества мастера, можно увидеть в Толедо — в сакристии собора (1605-1610) и в Доме-музее Эль Греко (1610-1614).

В каждой из серий по шесть поясных или погрудных изображений апостолов должны были справа и слева обрамлять изображение Христа. Мастер стремился достичь разнообразия эмоциональных душевных состояний при единстве того общего, что объединяет между собой учеников Христа.

Основной живописный эффект серии апостолов построен на вариации тонов одежд — коричневато-зеленых и бледно-голубых, зеленоватых и серых, желтых и голубых, малиново-розовых и зеленых, голубых и розовых.

Есть что-то отвлеченное, астральное в этих крупных цветовых пятнах, очерченных на темном фоне тающей линией контура. (здесь и далее отсюда)

8. Эль Греко. «Христос Спаситель» . 1610 -1614 гг. Холст, масло. Дом-музей Эль Греко, Толедо.

"Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения" Послание Коринфянам 5:14.

Эль Греко. «Христос Спаситель» . 1610 -1614 гг. ( фрагмент картины)

Серия Апостоладос из Дома-музея Эль Греко из тринадцати картин была задумана как единое целое. Центральное место занимала картина "Христос Спаситель мира", справа и слева от него располагались по шесть апостолов, головы которых были повернуты к центральной фигуре. Предполагают, что эта серия картин так и не была завершена в связи со смертью художника.

Греческое слово apostolos означает вестник, посланник. Господь избрал двенадцать учеников, дабы они пребывали рядом с Ним во время Своего служения на земле, были свидетелями Его смерти, воскресения и вознесения. Господь молился о них:

"Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир" Евангелие от Иоанна 17:18.

Христос предназначил двенадцать ученикам распространять евангельскую весть по всему миру:

И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

9. Эль Греко. «Святой Иоанн Евангелист» (1590-1595) (Даллас, Музей искусства)

Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

Впоследствии к апостолам причисляли и других выдающихся христианских деятелей, несших апостольское служение. Большую роль в распространении христианства сыграли Павел, апостол язычников, Св. Мартин, апостол апостол Галии, Св. Бонифаций, апостол Фризии и Германии, Свв. Килил и Мефодий, апостолы славянских народов и другие.

В Евангелиях списки первых учеников Христа незначительно отличаются.

10. Эль Греко. «Святой Пётр» (ок 1613) (Мадрид, Эскориал)

После предательства Иуды Искариота ученики выбрали на его место Матфия. Господь же присоединил Петра, явившись тому на пути в Дамаск. Другие ученики признали Петра как апостола язычников, неевреев.

Благодаря свидетельству апостолов церковь постоянно росла. Их благочестие, страстное служение, пламенный огонь веры зажигали сердца. Ни угрозы, ни гонения, ни пытки, ни мученическая смерть, не могли остановить распространение Благой Вести

.Согласно преданию, Петр и Филипп были распяты головой вниз, Андрей на косом кресте, мученически погибли Иаков и Павел (возможно, обезглавлены мечом), Варфоломей (распят вниз головой, затем живьем содрана кожа и обезглавлен), Фома (проткнут 5 копьями) как и остальные, кроме Иоанна.

(отсюда)

11. Эль Греко. «Иоанн Евангелист».1595-1604. 90 x 77 см, холст, масло. Музей Прадо, Мадрид.

12. Эль Греко. «Святой Лука», (1605-1610) 1605 г. холст масло, (98 х 72) Толедский собор,

Евангелист Лука считается первым иконописцем и создал около 10 икон Богородицы. Его имя носила гильдия художников, в которой состоял Эль Греко.

Мастер хотел подчеркнуть роль святого в создании Евангелия и первых икон. Возможно,поэтому для воплощения образа Луки он использовал свое лицо и руки. Хотя для подобных картин Эль Греко позировали ученики.

13. Эль Греко. «Святой Лука, 1600-1605, холст, масло, 70,5х54,0 см. Музей исторического общества, Нью-Йорк (Historical Society, New York)

14. Эль Греко «Святой Лука», 1610-1614, холст, масло, 28,25 х 21,63 дюйм. Индианаполисский Музей искусств

15. Эль Греко. «Святой Апостол Петр» 1610-1614гг. Холст , масло 81 x 100 см. Дом-музей Эль Греко, Толедо.

Перед нами действительно не портреты в подлинном смысле слова «портрет» земных, малообразованных и «нищих духом» учеников Иисуса, но яркие и индивидуализированные образы уже вознесённых на какой-то иной, неземной план бытия пророков, знающих судьбу человечества, каждый из которых по-своему реагирует на неё.

16. Эль Греко. «Святой Апостол Петр» 1610-1614гг. (фрагмент) Холст , масло 81 x 100 см. Дом-музей Эль Греко, Толедо.

17. Эль Греко. «Святой Пётр» между 1590 и 1595 гг. холст, масло, 125.1см.х 107.6см. музей Сан-Диего

18. Эль Греко. «Святой Апостол Павел» (1610-1614) (97 х 77) (Толедо, музей Эль Греко)

19. Эль Греко. «Святой Апостол Павел » (1610-1614) (фрагмент) (97 х 77) (Толедо, музей Эль Греко)

20. Эль Греко. «Святой апостол Иаков» (Старший, Зеведеев, тот самый - испанский Сантьяго), Музей Эль Греко в Толедо, 1606

21. Эль Греко «Апостолы Пётр и Павел» Барселона. Национальный музей Каталонии.

22. Эль Греко. «Святой Апостол Варфоломей (1610-1614) (97 х 77) (Толедо, музей Эль Греко)

23. Эль Греко. «Святой Апостол Андрей (ок. 1600) (71,12 x 54,6 см.) (Лос-Анжелес, LACMA)

24. Эль Греко. «Святой Апостол Филипп (1610-1614) (97 х 77) (Толедо, музей Эль Греко)

25. Эль Греко. «Святой Апостол Фома (1610-1614) (97 х 77) (Толедо, музей Эль Греко)

26. Эль Греко. «Молитва святого Доминика» 1586-90. холст, масло.Частная коллекция

27. Эль Греко. «Мария Магдалина». 1578. Музей изящных искусств, Будапешт. 157 х 121 см, холст, масло

28. Эль Греко. «Святой Франциск и брат Лео размышляют о смерти» . 1601-1605. Холст, масло. 102х65. Национальная галерея, Оттава

29. Эль Греко. «Святой Людовик, король Франциии паж ». 1592-1595. 120 x 96 см, холст, масло. Музей Лувр, Париж

30. Эль Греко. «Святой Бенито» . 1577-1579 гг. холст, масло.116 x 81 см.Музей Прадо

31. Эль Греко. «Портрет молодого джентльмена» .1600-1605 гг

32. Эль Греко. Портрет «Портрет монаха Гортенсио Парависино» 1609г. 112 x 86 см, холст, масло. Бостон, Музей изящных искусств

33. Эль Греко. «Портрет доктора Родриго де ла Фуенте» 1580, холст,масло, 93х82 см. Музей Прадо

34. Эль Греко «Портрет мужчины» 1600-1605 гг..

35. Эль Греко «Дама в мехах» 1577-1580 гг. 62 x 51 см, холст, масло.Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго

Сезан полагал эту картину лучшим женским портретом во всей мировой живописи, и неоднократно копировал.
Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и вермя создания произведения, и свободная, даже интмная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.

36. Эль Греко. «Сенбернар» 1579 г. холст, масло

37. Эль Греко. «Святой Антоний» падуанский.1580г. Холст, масло

38. Эль Греко. «Святой Бернард» .1603 г. Холст, масло

39. Эль Греко. «Портрет Диего де Коваррубиаса». 1600. Холст, масло. Толедо. Музей Эль-Греко

40. Эль Греко. «Портрет джентльмена» Около 1586 г. Холст, масло

41. Эль Греко. «Рыцарь с рукой на груди» 1584, масло,холст, 81х66 см. Прадо, Мадрид, Испания

42. Эль Греко.« Портрет Antonio de Covarrubias» между 1597 и 1600 гг. Холст, масло. 68 х 57 см.

43. Эль Греко. «Портрет сына художника, Хорхе Мануэль Теотокопулос». 1603г., Холст, масло. 74×51.5 см

44. Эль Греко. «Портрет дамы» 1577-80гг. 39.7 x 32.1 см. Художественный музей Филадельфии

45. Эль Греко. «Дама с цветком в волосах». 1590-1600гг. Частная коллекция

46. Эль Греко. «Херонимо де Чеваллос». 1613г. Холст, масло

47. Эль Греко. фрагмент картины «Святой Мартин и нищий»

48. Эль Греко. «Портрет художника Джулио Кловио», хорвата по национальности 1571-1572 г. Масло, холст 56,0 х 86,0см, (Неаполь,Национальный музей Каподимонте)

49. Эль Греко «Портрет Дона Родриго Васкеса (c.1605) ГМИИ им.Пушкина

50. Эль Греко. «Портрета кардинала дона Фернандо» 1600 г. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

51. Эль Греко. «Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72гг.) -Дующий-(-Soplуn-).

Одна из "ночных" картин Эль Греко.
Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э.) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что "Антифилуса почитают за его картину, изображающую юношу, дующего на огонь. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши". Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в.

52. Эль Греко «Басня».1580 г.

53. Эль Греко. «Мальчик, раздувающий лучину, в компании дурачка и обезьянки». 1590-1592. 67 х 89 см, холст, масло.Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

54. Эль Греко. «Портрет каноника Босьо». 1600-1610 гг. Холст, масло, 116х86см.

55. Эль Греко. «Портрет Папы Пия V» 1605г. Холст, масло. ГМИИ им.Пушкина

56. Эль Греко. «Святой Идельфонс» (ок 1600) (242 х 162 5) (Мадрид, Прадо)

57. Эль Греко. «Святой Идельфонс» (ок.1607) (Вашингтон, Национальная галерея)

58. Эль Греко. «Святой Франциск на молитве» (музей Лазаро Гальдиано)

59. Эль Греко. "Святое семейство со св.Марией Магдалиной» 1590-1595 гг. холст, масло,130 x 100 см. Художественный музей Кливленда

Эль Греко. "Святое семейство со св.Марией Магдалиной» 1590-1595 гг. холст, масло,130 x 100 см. Художественный музей Кливленда

фрагмент вышепреведенной картины

Эль Греко. (Пресвятая Дева Мария). Фрагмент картины "Святое семейство» (ок. 1585 г.) (Нью-Йорк, Музей Испанского общества Америки)

60. Эль Греко «Портрет старика» Предположительно автопортрет Эль Греко, 1595–1600гг. Холст, масло.

Эль Греко. «Эсполио» (фрагмент). Эль Греко. Церковь Санто Доминго эль Антигуо, Толедо Снятие одежд со Христа

Руку Эль Греко всегда легко определить — по рукам его героев.

Источник