Альберт Якобс Кёйп (Aelbert (Aelbrecht) Jacobsz Cuyp (Cuijp); крещён 20 октября 1620, Дордрехт — 15 ноября 1691, там же) — голландский живописец, график и гравёр эпохи барокко, известен своими пейзажами. Его именем назван старинный уличный рынок в Амстердаме. Не так давно установлено, что Альберт Кёйп родился в 1620, а не в 1605 г., как утверждается в некоторых источниках.

И дед и дядя Альберта были художниками, специализировавшимися по витражам, отец — Якоб Герритс Кёйп — был известным портретистом.

Вероятно, именно у отца Альберт обучался живописи, а в начале 1640-х гг. отец и сын совместно работали над заказами: Якоб писал портреты, а Альберт снабжал их пейзажным фоном.

Но к этому времени Кёйп-младший уже создавал и самостоятельные произведения.Трудно сказать, были ли у Альберта другие учителя. Версия, что пейзажной живописи художник обучался у ван Гойена, пока подтверждений не нашла. Во всяком случае, творчество последнего заметно отразилось на произведениях Альберта Кёйпа, в особенности ранних.

«Пейзаж с дорогой», 1646 Собрание Тиссен-Борнемиса,Мадрид.

«Валькхоф в Неймегене». 1652-54, 50х75, Музей искусств Индианаполис

Кёйп проявил себя в самых разных жанрах живописи, его кисти принадлежат библейские, мифологические и исторические полотна, натюрморты, портреты (последние свидетельствуют о несомненном влиянии на него Рембрандта), но славу ему принесли именно пейзажи. До начала 1640-х гг., в период, вошедший в историю искусства как тональное направление в нидерландской живописи, художник писал чаще всего картины малого формата, главная тема которых — виды родной Голландии, с фигурами и животными. В цветовой гамме преобладают охристые и зеленовато-коричневые цвета.

«Вечером на лугу» 1650-55, 106х138, Музей Нортона Саймона Пасадена

"Доярка" ок.1655, 97х173, Музей Бойманс-Бенинген Роттердам

В середине 1640-х гг. всё явственнее становится влияние утрехтского мастера Яна Бота.

К этому времени Бот вернулся из Италии, привезя с собой стиль итальянской школы. Некоторые исследователи полагают, что Кёйп бывал в Утрехте и лично общался с Ботом, а через его произведения опосредованно познакомился с художественными открытиями великого французского пейзажиста Клода Лоррена. Вторая половина 1640-х и 1650-е гг. — время создания лучших картин Кёйпа.

В этот период пишутся безмятежные виды берегов Мааса и Ваала возле Дордрехта, с лодками, плывущими по речной глади, стада, расположившиеся на отдых на фоне вечереющего неба, рейнские ландшафты с группами всадников или крестьян.

"Вид Мааса в Дордрехте". ок. 1645, 50х107, Музей Гетти Лос-Анджелес

Художник прославился умением передавать свет и воздушную среду туманного утра, сияющего полдня, золотого вечера. Он с удовольствием запечатлевал теплоту летнего или осеннего неба, янтарную дымку, обволакивающую окрестные холмы, отражения в сонной воде.

Солнечный свет на его полотнах разливается по картине, то и дело выхватывая какую-то небольшую деталь панорамы.Травинка, волосы конской гривы, рог склонившейся над ручьём коровы, шляпа крестьянина — всё купается в желтовато-охристом сиянии.

Лучи света отражаются и преломляются предметами, словно гранями бриллианта, и сами предметы как будто растворяются в лучах света. Учителем Кёйпа в таких случаях являлась сама природа, и в изображении света Кёйп считается предшественником Вермеера.

Иногда Кёйп писал море, и спокойное, и бурное, был одним из лучших в передаче лунного освещения в ночных пейзажах. Его композиции даны, как правило, с низкой точки зрения, создающей ощущение обширного пространства.

"Вид на Дордрехт с охотником и раболовами." 1650-е, Музей искусств Будапешт

Деятельность Кёйпа протекала преимущественно в Дордрехте.После смерти отца в 1651 или 1652 г. Альберт унаследовал значительное состояние и вошёл в число наиболее уважаемых горожан.

Он был активным членом голландской реформистской церкви и занимал важные городские и церковные должности.В 1659 г. он стал деканом реформистской общины, в 1682 вошёл в состав суда. Вообще, складывается впечатление, что его больше ценили за общественные, а не творческие заслуги, хотя художник и получал заказы от влиятельных горожан.

Сохранилось мало сведений о деятельности мастерской Кёйпа. Известно, что его учеником был Барент ван Калрат, и, возможно, его брат, Абрахам ван Калрат, который настолько скрупулёзно следовал живописной манере Кёйпа, что позднее последнему приписывались многие картины Абрахама, тем более что инициалы в подписях на их полотнах одинаковы — «А. К.».

"Всадники и пастухи со стадом". 1655-60, 120х171, Нац. гал. Вашингтон

Документальных свидетельств о том, что Кёйп куда-либо выезжал из Дордрехта, нет, но судя по местностям, изображённым на его пейзажах, он скорее всего путешествовал по Голландии, бывал в верхней части Рейна, возможно, в Вестфалии. В 1658 г. художник женился на Корнелии Босман, богатой вдове военного моряка Йохана ван де Корпюта, происходившего из уважаемого в городе семейства. У жены к тому времени уже было трое детей, а годом позже она родила Альберту дочь.

После женитьбы творческая деятельность Кёйпа практически сошла на нет — видимо, по причине активного участия в церковных делах (Корнелия была очень набожной), а может быть, из-за отсутствия финансовых трудностей. Жена умерла в 1689 г., и последний год своей жизни Кёйп жил у своей дочери и её мужа, владельца пивоваренного завода. Под конец жизни Кёйп создавал мало картин. Умер он в 1691 г. и похоронен в августинской церкви в Дордрехте.

"Маленькая охотница". 1650-е, 69х48, Частное собрание

"Девочка с овцой". 1655, 65х55, Частное собрание

"Девушка в соломенной шляпе". ок. 1640, 56х45, Музей Бойманс-Бенинген Роттердам

"Портрет мальчика" (принц Виллем III Оранский в детстве)

"Маас в Дордрехте в грозовую погоду". 1645-50, 50х74, Нац. гал. Лондон

"Маас в Дордрехте". ок. 1650, 115х170, Нац. гал. Вашингтон

"Корабли на Маасе"

"Лодки у пристани" - 1650-е, 124х145, Королевская коллекция Англия

"Утренний пейзаж с всадником и пастухами". 1655-60, 101х153, Королевская коллекция Англия

"Склад пиломатериалов близ Дордрехта"

"Семейный портрет в пейзаже" (совместно с Якобом Кейпом). 1641, Музей искусств Иерусалим

Речной пейзаж с семью коровами и руинами башни Мерведе


«Вид на Дордрехт с дояркой, пастухами и коровами»

Речной пейзаж с мельницами на горизонте

Речной пейзаж с всадниками. 1653-57, 128х227, Гос музей Амстердам

Рассвет над рекой. 1650-е, 78х53, Эрмитаж

Привал охотников

Портрет офицера. 1640-60, 82х70, Гос музей Амстердам

Портрет Анны Блокен. 1649, 67х56, Институт искусств Миннеаполи

Холмистый пейзаж с руинами замка

Дорога у реки. ок. 1660, 113х167, Картинная галерея колледжа Далвич Лондон

Музыцирующие пастухи

Начало охоты. 1650-55, 110х156, Метрополитен Нью-Йорк

Дама и кавалер верхом. 1655-65, 123х172, Нац. гал. Вашингтон

Пастушок с коровами. ок. 1650, 112х132, Метрополитен Нью-Йорк

"Орфей, очаровывающий животных", ок. 1640, 113х167, Частное собрание

Пейзаж с замком Берген. ок. 1655, 32х54, Нац. гал. Лондон

Овцы в хлеву

Едок мидий. ок. 1650, 92х111, Музей Бойманс-Бенинген Роттердам

Крещение евнуха. 1640, 108х151, Музей искусств Хьюстон

Речной пейзаж

Хлев. 66х92, Музей Дордрехт

Домашняя птица. 44х54, Музей Гронинге Брюгге

"Петух и курицы" Вторая половина XVII века. Дерево, масло. 48x45,1.Музей изящных искусств. Гент.

Портрет трех девочек с овцами на фоне пейзажа

Мужской портрет

"Портрет Якоба Матейсена с женой"

«Всадник на фоне пейзажа» 117х170, Музей Дордрехт

"Панорама Арнема" 1645-1650гг.

"Море при лунном освещении".

портрет художника

Картины Кейпа не пользовались большой популярностью при его жизни. Спрос на его картины возник лишь в 18 веке у англичан, поэтому большинство произведений художника находится в Англии

источник текста

картины из разных открытых источников