Выставка «Младшие Брейгели и их эпоха». Нидерландская живопись Золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз

Выставка представляет произведения XVI–XVII веков одного из крупнейших частных собраний в России.

Работы Брейгелей на выставке дополняет ряд произведений их современников — широко известных фламандских и голландских авторов.

Всего в экспозиции представлено 70 работ, большая часть из которых показаны российской публике впервые.

Этим масштабным проектом музей завершает год своего 100-летнего юбилея.

Большинство работ выставки выполнены в технике масляной живописи на дереве, реже — на меди или холстах. Некоторые работы уже были представлены в крупных федеральных и зарубежных музеях, большую часть работ российская публика увидит впервые.

В «Новом Иерусалиме» Питера Брейгеля Старшего нет — есть его дети, внуки и внучатые зятья. Хотя династия Брейгелей творила на протяжении нескольких поколений, живопись на выставке хронологически умещается в столетие — примерно с конца XVI по конец XVII века.

автор Ольга АНДРЕЕВА

В музее «Новый Иерусалим» проходит выставка «Младшие Брейгели и их эпоха». Она позволяет увидеть, как медленно и неотвратимо большое искусство меняет свой взгляд на жизнь.

Мы давно отвыкли от того вида назидательного и метафорического мышления, которое было свойственно Средневековью и Ренессансу. Оно кажется нам простодушным и мало применимым к жизни. Постмодерн предпочитает метафоре аналитику и старательно поддерживает собственную репутацию самого умного культурного движения в истории человечества.

Однако магия простодушия в сочетании с талантом, как показывает опыт, может быть куда сильнее холодного рационализма. Именно такой вывод можно сделать на выставке в «Новом Иерусалиме» «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз».

Ян Брейгель Старший (1568-1625). «Обезьяний пир (Шалости обезьян)»

Дружное, талантливое и плодовитое семейство Брейгелей целый век (примерно с 1550 по 1650 год) находилось в центре внимания тогдашних любителей живописи. В истории фламандского, а потом и голландского искусства они составили целую эпоху.

Начало династии положил великий Питер Брейгель Мужицкий, имевший обыкновение изображать сценки из сельской жизни, за что и получил свое грубоватое прозвище (есть версия, что он и сам происходил из крестьян).

Давид Тенирс Младший. «Чудесный улов»

За ним последовали два его сына, а затем еще трое внуков. Семейство свято блюло художественное наследие основателя рода и много десятилетий стояло во главе гильдии Святого Луки — главной художественной мастерской Антверпена XVI–XVII веков. Дети и внуки Брейгелей женились на дочерях коллег по художественному цеху, таким образом скрещиваясь с другими славными фамилиями живописцев.

В общей сложности на протяжении столетия дом Брейгелей породил примерно дюжину знаменитых художников, что теперь составляет немалую проблему для экспертов. Ужас в том, что все Брейгели честно популяризировали фамильное творчество и в массовом порядке копировали друг друга.

Только одной работы знаменитого Питера Брейгеля Старшего «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» известно 127 копий, причем 45 из них оставил его сын Питер Брейгель Младший.

Питер Брейгель Младший и его мастерская. «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц»

Понятно, что главная проблема Брейгелей, оставшаяся в наследство искусствоведам, — это атрибуция работ.

В этом смысле коллекция Мауергаузов сомнений не вызывает. Она собиралась в течение 15 лет на ведущих европейских аукционах «Сотбис» и «Кристис».

Процесс установления авторства часто занимал многие годы. Зато теперь можно не сомневаться — перед нами действительно младшие Брейгели.

Ян Ван Гойен (1596-1656) «Речной пейзаж со всадниками и семьей нищих на фоне руин»

Себастьян Вранкс (1573-1647) «Сбор винограда на склонах гор»

Йоос де Момпер Младший. «Пейзаж с мостом через реку»

Адриан Янс ван Остаде. «Сцена в интерьере. Крестьяне и женщина за столом»

Давид Тенирс Младший. «Крестьянская пара, читающая письмо на кухне (аллегория зрения)»

Мауергаузы среди российских коллекционеров явление нетипичное.

«Эта чета московских коллекционеров, как и многие, начинала с увлечения русской живописью,

- рассказывает куратор выставки искусствовед Вадим Садков.

— Однако они пережили очень сильную эволюцию своих эстетических пристрастий и переключились на произведения старых мастеров.

В собрание Мауергаузов сегодня входит около 160 произведений, и в своем сегменте оно считается крупнейшим в России и одним из самых значительных в мире. Картины висят у супругов дома.

Сам факт, что они предоставили почти половину коллекции (70 вещей) на выставку в музее, — удача, так как обычно частные сокровища широкой публике недоступны.

При этом при подготовке показа супруги Мауергауз вели себя по-европейски скромно: не вмешивались в концепцию и развеску, не давали интервью. В каталоге под каждым произведением подробно расписан провенанс, указаны дата и место последней продажи.

Ян Брейгель Младший при участии мастерской. «Корзина с цветами и букет в вазе»

Эта коллекция уникальна не потому, что входит в тройку лучших частных коллекций старой живописи в нашей стране. Она замечательна тем, что является самой целенаправленной.

Если у двух других владельцев это набор первых имен, где представлены произведения разных эпох и школ, то здесь речь идет именно о произведениях младших Брейгелей и их традиции в широком понимании.

Потому эта коллекция не только лучшая в нашей стране по своей цельности, но и входит в число крупнейших мировых частных коллекций в этой исторической нише».

Мауергаузы уже выставляли часть своей коллекции 5 лет назад в небольшом зале ГМИИ им. Пушкина.

Та камерная выставка (всего 29 работ) была чем-то вроде пробы пера. Коллекционеры впервые решились представить свои сокровища на суд зрителей.

Надо сказать, что в русских музеях вообще нет Питера Брейгеля Старшего и почти нет его потомков. До появления Мауергаузов понятие русских Брейгелей просто отсутствовало. Успех выставки был гарантирован. Гарантирован он и сейчас.

Если еще недавно светские ценители живописи с удовольствием ездили в Вену на выставку Брейгелей, то полтора часа на электричке от Москвы до «Нового Иерусалима» не крюк ради того, чтобы взглянуть на 70 роскошных работ XVII века.

Ян ван Кессель Старший (1626-1679).«Лев и вепрь»

«Кто этот новый на земле Иероним Босх, умеющий и кистью и пером с таким искусством подражать игривым мыслям учителя, что даже иногда превосходит и его самого?» — писал фламандский поэт XVI века Лампсониус, имея в виду Брейгеля Старшего.

Последний Босха в живых не застал, но был настолько очарован его работами, что многие годы ревностно их изучал.

Он-то и передал своим детям этот фирменный «босховский» стиль — многофигурные композиции, где число героев может достигать сотен, а вся картина напоминать что-то вроде человеческого муравейника, плюс обязательная сюжетность и назидательность.

Петер Гейзельс Старший. «Зимний карнавал во фламандском городке» .

Но если Босх опирался на библейскую мистику, то Брейгель Мужицкий ориентировался на современную ему жизнь фламандской деревни. Это породило тот «полный остроумия род живописи», который и стал основой для целого направления, существовавшего вплоть до середины XVII века.

Впрочем, ни Питер Брейгель Младший (Адский), ни Ян Брейгель Старший (Бархатный, или Цветочный), великого отца почти не помнили. Когда тот умер, им было соответственно пять лет и один год. Но школа уже была. Чем оба одаренных ребенка и воспользовались.

В залах экспозиции

Ян Брейгель Старший (1568-1625) «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры».

Питер Брейгель Младший (1564-1637/1638). «Бобовый король (Король пьёт!)» 1620

Питер взял на себя ответственность за популяризацию произведений отца. Его наследие — это сотни копий и вариаций на отцовские сюжеты. «Крестьянская свадьба», «Перепись в Вифлееме» — это все копии. Видна и особенность сыновней руки.

Если отца отличала невероятная тонкость письма и то странное мерцание цвета, которое напоминало о подводном мире и его чудесах, то Питер Брейгель Младший куда более прямолинеен и в сюжетах, и в исполнении.

Питер Брейгель Младший (1564-1637/1638). « Добрый пастырь »

С фотоаппарата зрителя

Он часто упрощает исходную композицию отца, сокращает число персонажей. Его картины напоминают нечто вроде барочной мультипликации — у персонажей большие головы, точно у кукол, особая «крестьянская», то есть неуклюжая пластика, аффектированные жесты, выразительные лица, искаженные гримасами эмоций.

Любовь Брейгелей к крестьянскому быту объяснялась вовсе не стремлением к реализму и не скорбью о тяготах крестьянской жизни.

Балтасар ван дер Аст (1593/1594-1657) при участии Йоханнеса Баумана. «Натюрморт с фруктами, раковинами и обезьянкой»

«В крестьянах в те времена видели прежде всего детей природы, которые демонстрируют своим поведением необузданные страсти, ну и, естественно, вызывают насмешки горожанина, — говорит Вадим Садков. — Художник глядит на крестьян с точки зрения горожанина. Он типичный бюргер. Он показывает чувства, не сдержанные правильным воспитанием.

Здесь с одной стороны, исследование человека, а с другой — ирония».


Ян Брейгель Старший (вообще-то он младший сын своего отца, но так как породил следующего Яна Брейгеля, Младшего, то пришлось брать это прозвище) совершенно другой.

Он был более самостоятелен и куда тоньше брата в живописной манере.

Именно этот Брейгель осмелился выйти из-под пленительного очарования крестьянских сцен и впервые в истории западной живописи заняться натюрмортом и пейзажем.

Его второе прозвище — Цветочный — как раз об этом. Он первый изобрел так называемый букет-сноп, состоящий из множества цветов, чье время цветения не совпадает.

Бархатный — третье прозвище Яна Брейгеля, приставшее к его имени из-за потрясающей тонкости и изящества его работ. Жуки, монеты, раковины, цветы — все это прорисовано не только точно, но и удивительно нежно.

Ян Брейгель Младший. «Аллегория вкуса»

Мастерская Яна в Антверпене процветала, и на выставке много работ его учеников, родственников и позднейших последователей.

Особенно забавны маленькие картины, иллюстрирующие нидерландские пословицы — тут потомки следовали по стопам великого прародителя, Питера Брейгеля Старшего, автора знаменитой доски «Пословицы».

«На выставке пять картин, которые напрямую являются иллюстрациями фламандских пословиц,

— говорит Садков.

— Они все имеют форму круга, потому что изначально имели декоративное предназначение.

Такими вещами декорировали верхние части шкафов и навершия каминов.

Питер Брейгель Младший "Сварливая жена - несчастье мужа"

Потом эти живописные вставки заменит дельфтский фаянс. Тогда были популярны ироничные назидательные сюжеты. Пословицы подходили для этого идеально».

Питер Брейгель Младший «Богач и льстецы», 1592 год.

Работа «Богач и льстецы» впервые представлена отечественному зрителю. Богатый человек присел. Из его рукава высыпаются монеты, а в обнаженный зад заползают жадные людишки. Мотивы картины восходят к Босху, и то, что изображено на картине, по словам куратора выставки, вовсе не срам, а воспитание от противного: вот такими не надо быть. Питер Брейгель-младший эпатирует зрителя, тем самым воспитывая.

Йоос де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший. «Деревенский пейзаж с колодцем»

Если Питер Брейгель Старший учился у вполне средневекового Босха, то Ян Брейгель Бархатный и его мастерская были крепко дружны с Рубенсом.

Выставка в «Новом Иерусалиме» показывает, как постепенно удлиняются и уменьшаются круглые головы персонажей, как условный и насквозь символический средневековый пейзаж становится все более изысканным и вместе с тем реалистическим, как постепенно уходит крестьянская тема, сменяясь портретами и натюрмортами.

Зрелище это настолько воплощает идею движения искусства, что у зрителя создается впечатление, что он поймал за хвост само время.

***  источник

И тем, кому хочется побольше узнать о Брейгелях, предлагаю материал и из других источников

Ставшая основой выставки коллекция нидерландской живописи Валерии и Константина Мауергауз — также явление исключительное.

Она сформировалась в течение последних 15 лет в результате покупок на аукционах и в галереях. Это была большая удача: цены на картины Брейгелей за тот же период взлетели.

Если в 1990-е Питер Брейгель Младший продавался за $1,5 млн, то в 2011 году на аукционе Christie’s в Лондоне его работа ушла за $10,7 млн!

В 2015 году коллекцию Мауергаузов уже показывали в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

В тот раз, как и сейчас, куратором экспозиции был профессор, доктор наук Вадим Садков.

Но пять лет назад публика увидела только 29 работ — ныне же нашему вниманию предложено 70 произведений: порядка 19 картин Питера Брейгеля Младшего (1564–1638), 2 работы Яна Брейгеля Старшего (1568–1625), произведения его сына Яна Брейгеля Младшего (1601–1678) и многое другое.

Начало активному семейному брейгелеведению положила в 1997-м выставка Breughel —Brueghel, которую курировал немецкий исследователь Клаус Эртц. На ней впервые рядом висели работы двух братьев, сыновей Брейгеля Старшего.

Среди натюрмортов выделяется громадный и, как всегда, написанный с драматической силой холст Яна Снейдерса «Натюрморт с лобстером, битой дичью, корзиной фруктов и белкой» (1625–1630).

Ян Давидс де Хем. «Натюрморт с кубком-наутилусом (и проч.)»

В 2002-м в нескольких европейских городах прошла выставка Brueghel Enterprises («Предприятия Брейгелей») — и о феномене заговорили в полный голос. Самый горячий вопрос, который интересовал всех: а как, собственно, эти копии появились?

Современному зрителю, живущему в цифровой век, когда для копирования изображения достаточно нажать кнопку телефона, непонятны сложности XVI столетия. Чтобы представить себе драматизм ситуации, надо перенестись в 1569 год, когда в Брюсселе неожиданно умирает 45-летний преуспевающий художник Питер Брейгель. У него остались молодая вдова и трое детей — дочь и два сына: старшему было около пяти лет, младшему — год.

Питер Брейгель Младший (1564-1637-1638) «Крестьянский праздник»

Активный творческий период Брейгеля Старшего занял последние 16 лет жизни. За это время он создал около 50 работ. Большинство из них хранились в частных коллекциях; еще в XVI веке на них наблюдался ажиотажный спрос (император Священной Римской империи Рудольф II давал задания своим посланникам искать и приобретать работы Брейгеля). То есть наследие художника высоко котировалось и было доступно ограниченному кругу богатых и влиятельных людей, но отнюдь не ближайшим родственникам.

Как в такой ситуации два маленьких мальчика выросли и стали не просто художниками, а точными копиистами отца, оставалось загадкой. Их мать Майкен Кук умерла через девять лет после мужа. Есть версия, что Питера и Яна воспитала бабушка Майкен Верхюльст, художник-миниатюрист и вдова Питера Кука ван Альста. Но даже если ты растешь в семье художников, этого недостаточно, чтобы воспроизводить картины отца, которых ты часто вообще не видел, с феноменальной точностью.

Питер Брейгель Младший (1564-1637-1638) «Крестьянский праздник» (детали)

Только современные методы исследования (съемка в инфракрасном спектре) позволили увидеть, что на грунтованные доски — основу будущих картин — Питер Брейгель Младший переносил изображения с картонов. Метод назывался «припорох»: на картоне по контурам рисунка имелись дырочки, по ним проводили мешочком с угольной пылью, рисунок отпечатывался на доске. По всей видимости, картоны и предварительные эскизы были тем наследием, которое хранилось в семье и на основе которого возникла династия. До наших дней этот рабочий материал не дошел.

Питер Брейгель Младший (1564-1637-1638) «Крестьянский праздник» (детали)

Питер Брейгель Младший — первенец Брейгеля Мужицкого — посвятил практически всю жизнь популяризации творчества отца. Его работы стоили на порядок дешевле: если старший Брейгель продавался за 700 гульденов, то копии сына — за 70. (Такие цифры назывались в 2002-м в связи с выставкой Brueghel Enterprises.)

Питер-младший подписывал вещи семейной фамилией, но практически всегда ставил год, что помогает в атрибуции.

То есть он производил действительно копии, а не подделки. Объем производства у наследников был на порядок выше: 50 картинам отца семейство противопоставило почти 1,5 тыс. копий, некоторые композиции повторялись до 50 раз!

Питер Брейгель Младший (1564-1631-638) «Посещение крестьянского дома», 1611

Ян Брейгель Старший, второй сын основателя династии, выбрал собственный путь: он на семь лет уехал в Италию, где и сформировался как художник. Его картины носили более камерный характер, почерк отличался маньеристической утонченностью, а живописный слой — из-за лессировок — прозрачностью.

Питер Брейгель Младший (1564-1637-1638), «Перепись в Вифлееме»

Что такого притягательного было в творчестве Питера Брейгеля Старшего, что даже его копии имели и имеют такой бешеный спрос? В истории искусств есть ключевые фигуры, вокруг которых формируется священный культ. (В русском искусстве таким является, например, Казимир Малевич.)

Хендрик ван Бален. Ян Брейгель Младший (вопрос). «Аллегория четырех стихий»

Брейгель Старший явно в их числе. Ярчайший представитель Северного Возрождения, он совершил переход от религиозной живописи к светской: насытил религиозные сюжеты житейскими подробностями и одновременно возвысил своих современников до уровня библейских героев.

Он придумал Землю (или даже Вселенную): подарил плоской как блюдце Голландии виды бескрайних гор и долин. И это были не просто топографические красоты, а Земля как творение Бога. Брейгель жил во времена Реформации, буржуазной революции, раздела Нидерландов на испанскую Фландрию и независимую Голландию, и ужас и жестокость этих потрясений явно нашли отражение в его творчестве.

Ян Брейгель Младший. «Пейзаж с путниками на дороге возле леса».

Наконец, картины Брейгеля Старшего работают как фрактал: сколько их ни увеличивать (а современные проекторы позволяют увеличивать их в десятки раз), на любом уровне обнаружатся новые и новые сюжеты — занятия, детали, выражения лиц, отношения людей, нюансы одежды.

В этот мир погружаешься как в бездонный колодец. Выдающиеся открытия были достойны того, чтобы их копировали и распространяли.В мир увлекательных и запутанных семейных и художественных историй предстоит погрузиться зрителям выставки в музее «Новый Иерусалим».

Ян Брейгель Младший. «Улица в деревне».

Выставка станет и поводом поговорить об организации арт-бизнеса в Нидерландах в XVI–XVIII веках.

В стране первой в мире победившей буржуазной революции возник большой класс потребителей искусства — зажиточных горожан, но в то же время существовала монополия на производство и, главное, на продажу картин: этим бизнесом могли заниматься только члены гильдии святого Луки.

Оба сына Питера Брейгеля Старшего (не говоря уже об их детях) как потомственные живописцы стали членами этой гильдии в 20-летнем возрасте и имели большое рыночное преимущество в воспроизведении и распространении семейного стиля-бренда.

источник

Ну а драгоценностью среди пейзажей стал «Прибрежный пейзаж с деревянным мостом, мельницей и замком на вершине горы» (1670-е) Якоба Исаакса ван Рёйсдала. Ближайший аналог этой картины — пейзаж с той же горной вершиной, но с другого ракурса — хранится в Эрмитаже. И это обстоятельство свидетельствует об очень высоком уровне как коллекции Мауергаузов, так и выставки

Нельзя не отметить превосходную, в кои-то веки, подсветку - никаких бликов, все с любой точки обзора хорошо видно! Выставка пользуется огромной популярностью и билеты раскуплены на месяц вперед, заранее приобретайте электронные билеты, в кассе билетов нет.

Вход платный, цена билета только на данную выставку составляет 400 рублей, льготный билет (школьники, студенты и пенсионеры) - 200 рублей. За дополнительные деньги можно заказать экскурсию, но учитывая ситуацию, группа должна быть не более 5 человек. Фотографировать разрешается только без вспышки. До 11 апреля 2021 года выставка ждёт вас!

источник