Крупнейший в России, наряду с Третьяковской галереей, что в Москве, музей русского и советского искусства. Учреждён в 1895 году как художественный и культурно-исторический музей. До 1917 года официально назывался императорский музей русского искусства Александра Третьего. Открыт в 1898 году в бывшем Михайловском дворце, главном здании архитектурного ансамбля площади Искусств. Основу коллекции составили 80 картин из Эрмитажа, 120 – из Академии художеств 200 – из императорских резиденций (Зимний, Гатчина, Александровский в Царском Селе); 1898-1917 – собрание пополнялось путём пожертвований и приобретений. Для размещения коллекций был пристроен западный корпус (1914-1916; закончен в 1917-арх. Бенуа Л. Н.). В 1902 году открыта экспозиция этнографического отдела в специально пристроенном корпусе (арх. Свиньин В. Ф.), в 1913 – историко-бытовой отдел (в 1934 году оба выделены из состава Русского музея). После 1917 года собрание значительно увеличилось за счёт национализированных художественных ценностей, крупных приобретений и перераспределения музейных фондов; Русский музей обогатился материалами народного и декоративно-прикладного искусства. В 1932 году создан отдел советского искусства.

Михайловский дворец великого князя Михаила Павловича, четвёртого сына Павла Петровича и Марии Фёдоровны, младшего брата императоров Александра Первого и Николая Первого. Построен в 1819 - 1825 годах по проекту архитектора К. И. Росси в центре города.

В годы ВОВ часть коллекций была эвакуирована в город Молотов (Пермь), часть хранилась в нижних этажах и подвалах здания. В результате артобстрелов зданиям Русский музей значительный ущерб. После ремонтно-восстановительных работ основная экспозиция открылась 9 мая 1946 года. В 1948-1953 реконструирован западный корпус. Благодаря активной собирательной Русского музея его собрание продолжает расширяться; в сер. 1980-х годов насчитывалось более 320 тыс. единиц хранений. В состав фондов Русского музея входят коллекции русской и советской живописи, богатейшие в России собрание культуры и графики, произведений декоративно-прикладного и народного искусства. В древне-русском отделе представлены выдающиеся памятники иконописи, в том числе работы Андрея Рублёва, Семёна Ушакова, деревянная скульптура, резьба по камню и кости, вышивка, ювелирные изделия. Особенно богата коллекция искусства второй половины XVIII – первой половины XIX веков, включающая работы Никитина И. Н., А. М. Матвеева, Рокотова Ф. С., Д. Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, etc.

Русский музей – одно из крупнейших научно-художественных учреждений России, широко популяризирует свои коллекции, занимается проблемами русского и советского искусства, организует выставки.

Пётр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе”. Николай Ге. 1871 год.

В 70-е годы XIX века в русской исторической картине важное место заняли также сюжеты, связанные с жизнью, судьбой выдающихся исторических личностей. Важнейшей вехой в этом направлении стала картина Николая Николаевича Ге “Пётр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе” (1871. ГРМ). Само название, казалось бы, раскрывает сюжет и общий смысл картины, и вместе с тем она требует от зрителя знания истории, умения размышлять, проникать в суть исторических конфликтов…

Картину мастер написал специально к открытию в 1871 году в столице первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Тему Николай Николаевич выбрал не случайно: приближалось 200-летие со дня рождения преобразователя России. Ещё до официального открытия выставки, работу увидел известный собиратель художественный произведений русских художников Павел Третьяков, и, не торгуясь, купил её. Это было его первое приобретение для своей знаменитой галереи. Так уж случилось, что выставку посетил их величество государь-император, и полотно Ге произвело на Александра Второго Николаевича сильное впечатление… Короче, художнику было предложено сделать копию, а оригинал был приобретён для его величества. Впоследствии работа была помещена в Русский музей им. императора Александра Третьего.

Совремённый вид исторической залы дворца.

… В небольшой комнате, освещённой дневным светом, в кресле сидит царь. В резком движении запечатлена его фигура. Одной рукой он сжимает ручку кресла, другая, сжатая в кулак, лежит на колене. Голова Петра Алексеевича обращена к сыну. Энергия, несокрушимая сила и вместе с тем гнев, презрение написаны на лице царя. Он видит в царевиче врага государства, врага России, изменника. Сын отвечал ему взаимностью. Окружённый боярством и духовенством, сопротивлявшимся реформам Петра, Алексей Петрович возглавил заговор, направленный против царя. Заговор был раскрыт, наследник бежал за границу, прося помощи у цесарсцев. Возвращённый в Россию, он был объявлен государственным изменником. Пётр Первый сам руководил расследованием дела, сам допрашивал сына. Сенат вынес царевичу смертный приговор за то,что “он намерен был овладеть престолом через бунтовщиков. Через чужестранную цесарскую помощь и иноземные войска с разорением всего государства”. На картине изображена сцена последнего допроса Петром Алексеевичем своего сына.

1- Реформатор или деспот? Николай Николаевич Ге вспоминал, что в процессе работы над картиной старался глубже вникнуть в подробности правления Петра Первого. В итоге восторженное восприятие русского царя сменилось более критической оценкой.

2-Под взглядом отца. Живописец изобразил царевича как человека. неспособного прямо смотреть в глаза отцу. То есть как заведомо виноватого, но при этом молчащего, а значит, не желающего раскаиваться в содеянном.

3-Улики. В центре картины изображены бумаги. Это документы, изобличающие коварные замыслы Алексея Петровича. Часть допросных листов упали на пол.

4-Интерьеры. Художник достаточно точно изобразил интерьеры дворца Монплезир в Петергофе. Но на самом деле нет никаких документов, подтверждающих факт допроса наследника в этой загородной резиденции. Более того в 1718 году строительство дворца даже не было закончено. Художник сюжет картины выдумал. Не смотря на мастерски достоверно написанный интерьер комнаты дворца Монплезир, нет документов, указывающих на то, что допросы происходили в Петергофе, по доставке царевича в Россию, наследник был сразу заточён в Петропавловскую крепость. Нет данных и о том, что император лично допрашивал своего сына, хотя допросные листы составлял собственноручно. Возможно и присутствовал во время допроса, сидя за ширмой.

И если царь предстаёт перед зрителем сильным и уверенным в своей правоте. То царевич показан совсем юным. Алексей Петрович, высокий, худой, в чёрных, почти монашеских одеждах. Бессильно опустив руки, с поникшей головой, с потупленным взором. Ноги полусогнуты в коленях.Всё говорит о его слабости и обречённости. Николай Николаевич хорошо показал внешнюю покорность царевича и его коварство, хитрость и жестокость. Только страх перед отцом делает его жалким и беспомощным. На наших глазах совершается глубокая драма, происходит безмолвная и упорная борьба двух несовместимых мировоззрений, двух противоположных жизненных начал, старого и нового, Руси и России. Для Ге оба, и Пётр, и Алексей – носители двух враждебных жизненных начал; для Ге оба искренне убеждены в справедливости своей позиции. Для Ге именно это определяет трагизм происходящего. Известный русский писатель Салтыков-Щедрин писал: “… всякий, кто видел эти две простые фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти”.

Alexius Petrowitz – der Czaarischer cron Printz von Moscau. (1690-1717). Долгие годы старший сын Петра Первого в массовом сознании воспринимался как трусоватый предатель отечества, не заслуживающий прощения. Но в реальности царевич Алексей Петрович в первую очередь человек, преданный горячо любимой женщиной и павший жертвой собственной наивности и доверчивости.

Царевич Алексей Петрович. (Иоганн Готфрид Таннауэр. 1715год). Противоречивая репутация. В кинематографе царевич Алексей предстаёт в диаметрально противоположных образах. В фильме “Пётр Первый” (1938 год) – это истеричный трус и предатель родины. В картине “Царевич Алексей” (1997 год) наследник престола – богобоязненный и добрый молодой человек. В реальной жизни он не был ни злодеем, ни праведником. Это был слабый, зависимый, но вовсе не подлый человек и уж тем более не коварный интриган.В какой-то степени ему просто не повезло. От царевича отреклись и родной отец, и страстно любимая женщина. Мать же его была заточена в монастыре. Император Священной Римской империи германской нации тоже бросил его.

Пётр Первый хотел видеть в сыне свою копию. Во-первых, это означало идейное единение в вопросах европеизации России. И тут особенных разногласий не имелось. Любовь к “старым порядкам” у царевича была только на словах. Он не собирался носить окладистую бороду и рядиться в охабень. Но, во-вторых, царь ждал от сына усердия по реальному воплощению в жизнь своих грандиозных замыслов. Однако по части кипучей энергии Алексей Петрович не соответствовал отцу. Царевич не хотел проводить своё время в дороге, строить корабли, прокладывать каналы, воевать. Но и Пётр Алексеевич не собирался терпеть “трутня” в своём окружении.

Бегство наследника. Когда царевичу было всего восемь лет, его разлучили с матерью, единственным человеком, который его любил – царь развёлся с супругой, Евдокией Фёдоровной Лопухиной. Алёшу окружали учителя и слуги, люди простые, грубые, без чинов. Отец появлялся лишь затем, чтобы проверить, как продвигается обучение сына, отругать, а то и побить. Учился наукам царевич только из страха перед отцом. “Обучение, - признавался наследник престола, “мне было зело противно, и чинил то с великой ленностию”. Отца он боялся так сильно, что однажды едва не прострелил себе руку (пуля лишь обожгла ладонь), чтобы избежать экзамена по черчению.

Алексей Петрович так боялся отцова гнева, что в итоге решился на уникальный в истории династии Романовых поступок: царевич сбежал за границу. Решение 26-летнего Алексея о побеге не было спонтанным – его он вынашивал много лет. Однако толчком к стремительному развитию событий послужил ультиматум отца, царя Петра Первого, в котором тот упрекал “непотребного” отпрыска за дурной нрав, лень и грозил лишить наследства “яко уда гангренного”.

Ныне в свете начинают говорить: царевич пропал. По словам одних, он ушёл от свирепости отца своего; по мнению других, лишён жизни его волею”. Такие слухи об исчезновении царевича Алексея Петровича, сына Петра Первого, будоражили русский двор в конце 1716 года. Позже выяснилось: наследник бежал за границу. В Европу его высочество бежал налегке, прихватив с собою любовницу, девку Ефросинью, её брата и трёх слуг. Что заставило сына русского государя тайно, подобно преступнику, искать убежище за границей? Пётр Алексеевич хотел во что бы то ни стало вернуть сбежавшего царевича. Но не всё так было просто: во время побега в Европу царевич путал следы, менял имена, наряды, даже внешность. Останавливаясь на постоялых дворах, Алексей Петрович представлялся сначала русским офицером Кохановским, затем польским шляхтичем Кременецким. Он даже отрастил бороду, а любовницу для маскировки переодел в мужское платье (petite page).

Для поимки сына-беглеца царь отправил своих верных холопей: Петра Толстого и Александра Румянцева.

(Толстой. Художник Иоганн Готфрид Таннауэр. 1715 г.). Пётр Андреевич Толстой. (1645-1729). Прославился как ловкий дипломат, разведчик и ушлый интриган. Его характеризовали как человека, способного на всё. Это особо ценилось царём Петром. Долгие годы Толстой был послом в Стамбуле, выполняя поставленную царём Петром сверхзадачу – не допустить нападения османов на Россию. Граф организовал в Стамбуле широкую шпионскую сеть, не гнушался ни подкупом, ни убийством ради достижения цели. За успешное выполнение задания по возвращению царевича Пётр Алексеевич назначил Петра Андреевича главой Тайной канцелярии и получил в подарок обширные поместья.

Александр Иванович Румянцев (1680-1749). Граф с 1744 года. Генерал-аншеф (1737). Женилсе на Марии Андреевне Матвеевой, и дал свою фамилию сыну Марии Андреевны от царя Петра Первого, будущему фельдмаршалу, Румянцеву-Задунайскому Петру Александровичу. Был адъютантом государя и его личным поручёнцем. Начал службу в Преображенском полку, сопровождал царя во всех военных кампаниях. Отвага, смекалка, обаяние и преданность – за эти качества Пётр Первый любил Румянцева и доверял ему самые щекотливые поручения, которые тот выполнял, зачастую рискуя собственной жизнью. За участие в спецоперации по возвращении на родину царевича капитан Румянцев получил звание майора и чин генерал-адъютанта, а также был пожалован деревнями.

В марте 1717 года русская внешняя разведка напала на след царевича: Алексей Петрович с любовницей жил в Тироле в горном замке Эренберг под видом государственного преступника. Толстой и Румянцев немешкотно прибыли в Вену, добились аудиенции у императора Карла Шестого и “всяким образом домогались” возврата “блудного сына”. Цесарцы перепрятали беглого наследника в Неаполь в замок св. Эльма. Его высочество Алексей не верил отцу и панически боялся возвращаться на родину. Толстой и Румянцев всех вокруг царевича подкупили и перекупили. В том числе и любовницу его высочества (девушка оказалась зело сребролюбива, весьма и весьма).

Эренберг - всё, что осталось от некогда грозной твердыни.

31 янв. 1718 году царевич был уже в Москве. Самый громкий политический процесс в русской истории XVIII века – дело царевича Алексея Петровича. Наследник 3 февраля 1718 года покаялся, и отец его публично простил, а затем огласил манифест, которым лишал сына престола, а наследником объявил своего младшего сына Петра Петровича. После провозглашения манифеста царь повелел начать следствие по делу царевича. Пётр Алексеевич лично составил список вопросов к сыну. Царь не удовлетворился признательными показаниями сына. Царевича подвергли страшным пыткам, которые продолжались даже после того, как был вынесен смертный приговор. Фактически Алексея Петровича запытали до смерти. Во время следствия, как человек слабовольный, старался выгородить себя, свалить всю ответственность за побег на приближённых, якобы склонивших его к измене. Он оболгал десятки невинных людей, которых, вырвав ноздри и поставив на лбу клеймо "ВОРЪ", сослали на каторгу в Сибирь. Кой кого и казнили казнью лютой (Кикина, например или дядю царевича, брата его мамы, царицы Евдокии - Абрама Лопухина). 14 июня 1718 года Алексея перевели в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. Суд из ста двадцати семи человек – сенаторов, генералитета, церковных иерархов. Пётр Алексеевич, простив сына, не хотел нарушать своё отцовское и царское слово. Суд придавал процессу видимость справедливости и создавал России имидж просвещённой державы. 24 июня суд постановил, что царевич Алексей достоин смерти.

История с бегством царевича Алексея Петровича от отца-деспота сделала его весьма популярным в Европе и за её пределами. В частности, восковая фигура старшего сына русского царя Петра Алексеевича имеется в калифорнийской галерее историка и художника Джорджа (Георгия) С. Стюарта. (Фигурка изготовлена в четверть роста изображаемой персоны).

Сын Петра Первого скончался при загадочных обстоятельствах 26 июня 1718 года в Петропавловской крепости, не дожив до своей казни. Сразу после смерти царевича начались споры, как именно его убили: отравили, отрубили голову или задушили? В официальную версию, смерть от апоплексического удара, мало кто верил: наследник был совсем молод и на здоровье не жаловался, это первое. Второе, следствие по его делу велось не открыто, а в тайне, в том числе и от европейских дипломатов. Муссировался слух, что царевич жив и скрывается. А это уже была почва для появления очередного, в истории России, самозванца (напомним нашему любезному читателю судьбу Бориса Годунова и Екатерины Второй). Иностранные дипломаты и царские придворные сходились на том, что царевич – мёртв. Расхождение было только лишь в способе убиения. Имперский резидент Отто Антонов Плейер доносил в Вену, что генерал Вейде отрубил голову его высочеству, а некая девица Крамер, дабы скрыть злодейство, искусно пришила голову к туловищу невинно убиенного. Шотландец Генрих Брюс, однако, докладывал Даниэлю Дефо, основателю и шефу английской внешней разведки, в Лондон, что царевича отравили микстурой и, вынув из него все внутренности, положили в гроб. Швейцарский же дипломат Гийом Ламберти, со слов одного из придворных царя Петра, отписал своему начальству, что-де сам царь отрубил голову сыну. Датский посланник при русском дворе Георг Грунд утверждал, что денщик царя, Александр И. Румянцев, подушкой задушил царевича в камере во время его сна. Ганноверский резидент Вебер докладывал курфюрсту, что царевича забили кнутом до смерти. Смерть стала следствием истязаний и потрясений, выпавших на долю царского сына за последний месяц: он потерял всё, что имел, а впереди его в любом случае ожидала только казнь.

Последний приют Алексея Петровича – Петропавловский собор, между захоронениями его супруги, принцессы Шарлоты-Кристины и тётки царевны Марии Алексеевны, единородной сестры его отца. (Единородная сестра или брат – общий отец, Алексей Михайлович, например, и разные матери, опять же например, Мария Илинична Милославская у царевны Марии, и Наталья Кирилловна Нарышкина – у царя Петра). На похороны Алексея Петровича было затрачено 414 рублей. Средства были взяты из денег, конфискованных у казнённых по делу царевича. Траур по царевичу в стране не объявляли. Супруга царевича Алексея, Шарлотта-Кристина Брауншвейгская умерла в 1715 году, от “огорчения” и “непорядочного жития” супруга, не вынеся стыда и позора, когда наследник русского престола начал открыто жить с любовницей-чухонкой, Ефросиньей, купленной им в Карлсбаде. Ефросинья разрешилась мёртворожденным ребёнком, получив по указу Петра Первого за предательство 3000 рублей из денег царевича, по одним данным была выдана замуж за офицера столичного гарнизона, по другим – пострижена в монахини.

Евдокия Фёдоровна Лопухина (из коллекции, более 4-х сот экспонатов, калифорнийской галереи художника и историка Георгия (Джорджа) С. Стюарта. Фигурка сделана в четверть от натурального роста царицы). Нелюбимая жена – мать нелюбимого сына. Судьба Евдокии Фёдоровны Лопухиной (1669-1731) сложилась драматично: она долгие годы (тридцать лет) провела в заточении, пережила мужа, сына, внука. В конце жизни могла стать императрицей, но выбрала жизнь в монастыре. Жизнь её напоминает жизнь другой русской царицы – Марии Фёдоровны Нагой (1553-1611). отношения между супругами (ей- 19, а ему – 16 лет) были прохладными, а с годами ещё ухудшились. По описанию царского свояка Бориса Ивановича Куракина царица Евдокия была “нравом не сходным к своему супругу, отчего всё счастие свое потеряла, и весь род свой сгубила”. Евдокия была воспитана в почитании родителей, мужа и старших. Часто стыдила супруга своего за разгульную жизнь, не разделяла его проевропейских взглядов. Сама же водила дружбу со “старорежимными” вельможами, противниками реформаторской политики царя. В 1698 году царь постриг супругу в Покровский монастырь, что в Суздале (традиционное место пострига русских цариц и великих княжон). В 1718 году по повелению царя инокиню Елену перевели в Успенский монастырь, что в Старой Ладоге. По смерти её супруга Петра Алексеевича в 1725 году по повелению императрицы Екатерины Первой Алексеевны была переведена в Шлиссельбургскую крепость. В 1727 году с воцарением её внука Петра Второго Алексеевича, была переведена в Новодевичий монастырь. 60 тысяч рублей в год было положено ей внуком на содержание, что равнялось годовому доходу России от разработки железных и медных руд. Для сравнения, Пётр Первый положил содержание своей сестре Софье Алексеевне, тоже сидевшей в Новодевичьем монастыре, – 2600 руб. в год (400 тыс. руб. по-совремённому). После преждевременной смерти внука в 1730 году у инокини Елены был реальный шанс стать русской императрицей.

Классическая работа. Во времена СССР работа Николая Николаевича Ге стала одним из самых узнаваемых классических полотен. Картина попала в школьные учебники и воспроизводилась миллионными тиражами на почтовых марках. А, вот Стасов В. В. не смог по достоинству оценить работу мастера: nа Всемирной выставке в Вене в 1873 году даже не проявил интереса к картине Николая Николаевича.

В конце 1869 года Николай Николаевич вместе с семьёй вернулся из творческой командировки в Италию, и поселился на Васильевском острове в СПб. В 1870 году господин Ге сблизился с передовыми и прогрессивными художниками и писателями того времени, стал одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Приехав из Италии, как писал Николай Николаевич, видел и чувствовал во всём влияние и следствия петровской реформы. Художник увлёкся Петром Первым, в следствие чего надумал написать свою картину о царе-преобразователе. С головой погрузился мастер в изучение архивов той эпохи, посещал Эрмитаж, где изучал костюмы, обувь тех лет, консультировался с историком Костомаровым Николаем Ивановичем. Постепенно Николай Николаевич изменил своё романтичное мнёние о первом императоре России, пришло понимание жестокости, которой были оплачены реформы, страданий людей того времени.

1-Почему царевич Алексей Петрович решился на побег?

2-Где, в каком дворце, происходит действие, отображённое на полотне Николая Николаевича Ге “Пётр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича”?

3- Кто ещё из коронованных особ враждовал со своими сыновьями?