«Не перевелись еще мастера на земле русской», - это первое, что приходит на ум, когда знакомишься с работами екатеринбургского камнереза Алексея Антонова и его коллегами по цеху. Вместе они усовершенствовали один из самых сложных и технических приемов резьбы по твердому камню - объемную цветную мозаику. Сочетая объемные фрагменты разноцветных драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, а также золота и серебра группа мастеров создает впечатляющие скульптурные композиции, стоимость некоторых из них на мировом арт-рынке исчисляется миллионами долларов.



Антонов Алексей Николаевич (1973 г.р.) – уральский виртуоз-камнерез, член Союза художников России, заслуженный деятель камнерезного искусства, а также основатель компании «Камнерезный Дом Алексея Антонова». В 2000 году он собрал команду профессионалов, чтобы возродить былую славу уральских мастеров. На сегодняшний день Алексей Антонов один из лучших мастеров не только России, но и мира.

Антонов Алексей Николаевич – уральский камнерез.

Антонов Алексей Николаевич – уральский камнерез.

Объемная цветная мозаика из камня - новейшая техника в ремесле



Нужно отметить, что невзирая на то, что технику объемной мозаики отечественные камнерезы и ремесленники практикуют уже более века, творческая мастерская по обработке камня в Екатеринбурге, которой руководит Алексей Антонов, подняла этот вид искусства на совершенно новый уровень, включив не только драгоценные металлы в необыкновенно детализированные скульптуры, а драгоценные металлы. И вот уже несколько десятилетий мастера изображают своих героев, используя технику объемной мозаики, используя современнейшие технологии, и продолжая камнерезные традиции мастерской легендарного Карла Фаберже.

«Снежная королева». Высота: 500 мм. Диаметр подставки: 350 мм. Камни: кварц, родусит, халцедон, бриллианты, сапфир, топаз, кахолонг, магнезит, родонит, долерит, флюорит, кварцит, хрусталь, лабрадорит, мрамор. Металл: золото, серебро, бронза.

«Снежная королева». Высота: 500 мм. Диаметр подставки: 350 мм. Камни: кварц, родусит, халцедон, бриллианты, сапфир, топаз, кахолонг, магнезит, родонит, долерит, флюорит, кварцит, хрусталь, лабрадорит, мрамор. Металл: золото, серебро, бронза.



«Изначально мы хотели возродить почти забытое искусство обработки камня, но со временем мы поняли, что за эти сто с лишним лет многое изменилось», - сказал Антонов. «Если раньше объем работ ограничивался небольшими размерами дорогого камня, то сегодня мы используем технологию, позволяющую увеличить объем фигуры, сохраняя при этом ювелирное качество».

К слову сказать, уральские мастера являются единственными в мире продолжателями техники камнерезной объемной мозаики, а также продолжателями дела К. Фаберже и Денисова-Уральского.

Технология превращения камней в произведения искусства



Ввиду того, что объемная мозаика являет собой сложнейшую технику с задействованием множества материалов, над одной композицией даже небольшого размера работает 5-6 человек. Причем задействованы не только камнерезы, но и ювелиры, скульпторы, мастера по бронзе, латуни, эмали.

«Лесовичок». Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.

«Лесовичок». Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.



Объемная мозаика для резки камня требует от мастеров не только профессиональных навыков резьбы по камню, но и глубоких знаний о камнях в целом и их физических свойствах. Флюорит, к примеру, имеет внутри белые пузыри, что делает его подходящим для изображения волн и морской пены, тогда как полупрозрачный агат отлично подходит для изображения воды и так далее. Что любопытно, все скульптуры выполняются только из камня, никаких красителей и красок в процессе работы не используется.

Камнерезная работа «Царевна-Лебедь».

Камнерезная работа «Царевна-Лебедь».



«Когда вы работаете с камнем, в нем всегда много загадок: он может рассыпаться или оказаться внутри другого оттенка, чем вы ожидали», - говорит Антонов. «Камень - это часть природы. Он живой. Лучшие мастера слушают его, и он говорит им, что делать. Поэтому работа каменотеса никогда не превратится в механический процесс».

Камнерезная работа «Баба-Яга».

Камнерезная работа «Баба-Яга».



Но прежде чем ремесленники даже коснутся камня, они должны создать макет будущей работы, которую планируется создать, что уже само по себе является трудоемким процессом. Проект обсуждается в коллективе художников, после чего создается черно-белый эскиз утвержденной композиции. Затем создается цветная версия эскиза на основе цвета и текстуры драгоценных камней, которые будут использоваться для его создания.

Камнерезная работа «Кикимора».

Камнерезная работа «Кикимора».



После того, как дизайн определен, создается трехмерный макет, который затем отливается из пластика, при этом некоторые части прикрепляются к корпусу с помощью магнитов. Раньше художник делал макет вручную из пластилина, но новейшие технологии упростили этот процесс. Теперь мастер может отсоединить любую деталь макета для изучения, не нарушая общей композиции и ее пропорций.

«Царь Кощей Бессмертный». Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.

«Царь Кощей Бессмертный». Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.



И лишь потом начинается долгая кропотливая работа над самим произведением. Так, чтобы собрать объемную мозаичную скульптуру, в каждой детали сверлят отверстие и устанавливают металлическую булавку, с помощью которой впоследствии прикрепляют ее к остальной части композиции. Затем произведение отправляется ювелиру, который добавляет необходимые элементы из драгоценных металлов. Этот трудоемкий и очень кропотливый процесс может занять у команды из пяти-шести мастеров два-три года.

«Царь Кощей Бессмертный». Фрагменты.

«Царь Кощей Бессмертный». Фрагменты.



Непосвященному человеку даже в голову не приходит мысль о том, сколько природного материала нужно потратить только на одно изделие. К примеру, резчик по камню может пройти через каменную плиту весом 100–150 кг в поисках единственной точки, которая соответствует его требованиям, чтобы выделить определенную деталь в скульптуре. Например, красноватые шрамы на лице и торсе царя Кощея вовсе не закрашены, это естественная окраска камня, выбранного для этой композиции.

Камнерезная работа «Джокер»

Камнерезная работа «Джокер»



В работе над яркой и динамичной композицией «Джокер» использованы драгоценные и полудрагоценные камни: яшма, малахит, долерит, родонит, лазурит, чароит, флюорит, амазонит, лепидолит, апатит, кахолонг, хрусталь, а также бронза, серебро, серебрение и золочение. Высота фигуры – 90 см. вес – 90 кг.

Камнерезная работа «Джокер». Фрагмент.

Камнерезная работа «Джокер». Фрагмент.

Камнерезная работа «Джокер». Фрагменты.

Камнерезная работа «Джокер». Фрагменты.



Самая загадочная работа Камнерезного Дома - «Тамерлан», где в вечном камне запечатлена история отечества. Над его созданием работала большая команда камнерезов, ювелиров, экспертов по бронзе, металлу, команда художников, специалисты по макетированию, геологи и геммологи.

 Камнерезная работа «Тамерлан» из коллекции «Великие завоеватели».

Камнерезная работа «Тамерлан» из коллекции «Великие завоеватели».

«Тамерлан». Фрагменты.

«Тамерлан». Фрагменты.

Проект «Коррида»

 Триптих «Коррида» («Тореадор», «Танцовщица», «Лазуритовый бык»). (2020 год). Екатеринбург. Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.

Триптих «Коррида» («Тореадор», «Танцовщица», «Лазуритовый бык»). (2020 год). Екатеринбург. Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.



А буквально в прошлом году Камнерезная мастерская Алексея Антонова по истине удивила мир искусства, представив на суд зрителей уникальный триптих «Коррида» («Тореадор», «Танцовщица», «Лазуритовый бык»), выполненного в технике цветной объемной мозаики. Более шести лет потребовалось мастерам, чтобы создать произведения высочайшего уровня. Это событие наделало немало шума и в прессе, и на телевидении. И не удивительно. Не каждый день рождаются истинный шедевры.

А еще нужно отметить, что этим полутораметровым работам нет равных в мире, так как до этого размер подобных скульптур, изготавливаемых уральскими мастерами, не превышал тридцати сантиметров.

«Тореадор»
Уральские мастера создали полутораметровую скульптуру тореадора из драгоценных металлов, жемчужин и камней. Стоимость работы оценили в пять миллионов долларов (на мировом арт-рынке ее могут продать в разы дороже).

 Проект «Коррида». «Тореадор». Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.

Проект «Коррида». «Тореадор». Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.



Скульптуру два года создавала команда из 20 мастеров. Сто пятьдесят килограммов драгоценного и полудрагоценного камня, 10 000 жемчужин, золото и серебро. "Ткань" камзола сделана из родусита - редчайшего ярко-синего с шелковистым отливом цвета камня, запасы которого иссякли в природе (в основном он использовался в космической промышленности). Ярко-малиновые гольфы - из особого сорта родонита, добыча которого не ведется уже более ста лет. Ткань, которую держит тореадор, собрана из миллиона частей, но смотрится как одно целое. А на создание лица и кистей рук у мастеров ушла целая глыба кремния редчайшего телесного цвета.

 Проект «Коррида». «Тореадор». Фрагменты. Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.

Проект «Коррида». «Тореадор». Фрагменты. Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.



Стоит так же сказать и о самом персонаже, который настолько точно всем своим естеством передает суровый образ тореадора, замахивающегося клинком на быка. Главное в этой скульптуре действительно то, что она и в самом деле выглядит, "как живая": полное сходство с реальным человеком, точное воспроизведение фактуры кожи и ткани, абсолютно переданное напряжение перед боем, гримаса напряжения, искажающая красивое мужественное лицо.

«Лазуритовый бык»

 Проект «Коррида». «Лазуритовый бык». Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.

Проект «Коррида». «Лазуритовый бык». Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.



Бык, на создание которого ушло 300 килограммов афганского лазурита, выполнен в запатентованной авторами каркасной технологии в технике объемной каменной мозаики с эффектом золотого кракелюра. Персонаж наделен мощью, угрозой и силой дикой природы.

«Танцовщица»

Проект «Коррида». «Танцовщица». Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.

Проект «Коррида». «Танцовщица». Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.



«Танцовщица» изготовлена из кварца, топаза, яшмы, окаменелого дерева, бронзы, серебра... Её томная грация, соблазн, холодные голубые глаза в тени длинных ресниц затягивают словно в ледяной омут.

Стоимость каменного чуда на арт-рынке


Эксперты оценивают скульптуры «Тореадора» и «Танцовщицы» в пять миллионов евро каждую, а Быка - около 500 тысяч евро. И это только экспертная, аукционная же цена при продаже может вырасти в разы. Учитывая время и усилия, которые затрачиваются на создание этих замысловатых каменных чудес, неудивительно, что стоимость их непомерно высока.

Высота самых небольших скульптур составляет около 23 см, а их стоимость начинается от $20 тысяч. Средние фигуры при весе 15-20 кг и высоте около 30 см, оцениваются в $100 тысяч. Ну а экземпляры, достигающие метра высотой и центнера весом - в среднем оцениваются до миллиона долларов.

Русские богатыри. Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.

Русские богатыри. Изготовлено: Камнерезная мастерская Алексея Антонова.



Но для Алексея Антонова и его команды мастеров искусство объемной мозаичной резки камня - это больше, чем финансовая выгода, это наследие. "Мы продавать не собираемся, - говорит глава камнерезного дома Алексей Антонов. - Говорят, что искусство объединяет - вот мы и хотим заняться дипломатией: у нас уже есть предложения от ведущих музеев мира и есть меценаты, готовые организовывать выставки. Но они останутся на Урале, и мы будем гордиться талантом наших мастеров, которые сохраняют многовековые традиции уральского камнерезного искусства и сегодня поднимают его на новый уровень".
Источник