• Лента публикаций
  • Последние публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
Искусство
Подписаться Войти / РЕГИСТРАЦИЯ
  • Небольшие технические трудности. В ближайшее время мы появимся в сети и сайт станет чуточку лучше

Казимир Малевич и «икона Ничто»

09 сентября 2021
  • 19
  • 11
  • 9
  • 1
  • 2
Показать публикацию

Не хотелось комментировать пост о Малевиче, который недавно вышел на нашем сайте, но подумав, решила собрать интересные для меня материалы, конечно, не полностью, и представить интересующимся философией живописи, хотя, разумеется ,ещё много есть разных точек зрения на творчество художника. Его ранние картины мне нравились, и на нашем сайте я размещала с ними пост. Здесь

ИСТОКИ «ЧЁРНОГО КВАДРАТА»

Первоначальная идея создания «Чёрного квадрата» не принадлежит художнику Казимиру Малевичу. Не принадлежит. Экспериментировали с черным цветом многие – от первобытных цивилизаций до возникновения исследуемого нами экземпляра, и после него – тоже. Разберем несколько картин, которые были написаны в исторических рамках современного европейского искусства.

Роберт Фладд. «Великая тьма».1617 г.

Это изображение иллюстрировало первый день сотворения мира, по мнению Роберта Фладда

Философ, маг и алхимик, Член тайного общества розенкрейцеров - Роберт Фладд.

Мир увидит еще несколько картин в одной и той же стилистике изображения. Работа «Вид на La Hougue» будет написана Жаном-Луи Пети в 1843 году, спустя практически 200 лет после первого упомянутого нами изображения. Картина станет иллюстрацией страшного сражения при Ла-Хог: английские эскадры Рассела и Делаваля, разобьют корабли французов под командованием Турвиля в этом кровавом и жестоком сражении.

Гюстав Доре в 1854 году создаст еще 
одно свидетельство нашествия черноты и даст название своей работе: «Сумеречная история России».

Гюстав Доре 1854г. «Сумеречная история России»

Наглядно, что уже в те времена Россия "не давала покоя", заботила Европу и головы философов...

«Ночная драка негров
в подвале» и «Битва негров в пещере глубокой ночью» будут созданы в 1882-м. Такие названия могут показаться очень комичными, но речь идет о 1882 годе, и говорить о статусе цветного населения в это время не приходится. Символ подвала или пещеры, безусловно, является метафорой подземелья, бесконечной черной земляной безвыходности.(тут)

Это произведение выглядит как шутка, что собственно и хотел продемонстрировать Билхолд.

Французский художник Альфонс Алле. «Битва негров в пещере глубокой ночью» 1882г.

Кто угодно может так же закрасить поверхность серым, и назвать это, к примеру, «Ёжик в тумане», а в современном интернете есть куча забавных картинок-загадок с символичными обозначениями простых сюжетов.

Это всё - игры лишь со смыслами. В работах Фладда и Берталя также есть надуманный сюжет, пожалуй, и не столь остроумный, как у Билхолда и Алле, но все-таки обыгрывающий историю, создающий визуальную остро́ту.
Главное отличие картины Малевича от прочих – отсутствие сюжета. Что бы ни было написано среди слоев, сверху изображен лишь чёрный квадрат, который назван тем, чем он является – черным квадратом.

Альфонс Алле. "Красные кардиналы" 1884г.

Казимир Малевич «Красный квадрат» («Живописный реализм крестьянки в двух измерениях»). 1915 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

Казимир Малевич – первый, кто не играл со смыслами закрашенных поверхностей, а совершенно серьезно создал уникальное на тот момент произведение, точно совпадающее с собой во всем. Мы видим ровно то, что читаем в названии. Любые дальнейшие картины с цветными геометрическими фигурами и идентичными изображениям названиями были и будут лишь повтором оригинальной идеи.

Да, Казимир Малевич не первый закрасил геометрическую фигуру черным, но он первый, кто назвал это изображение тем, чем оно является.

А «Чёрный квадрат» означает чёрный квадрат и представляет собой эталонное живописное произведение, в котором полностью совпадает изображение, изображенное и название без каких-либо сюжетных искажений и дополнительных смыслов.

Одними из главных направлений в духовных поисках 1900-1910-х годов были теософия и антропософия - новые квазирелигиозные системы.

Раннее абстрактное искусство часто толкуют при помощи теософии, поскольку эта традиция придавала исключительное значение символике геометрических форм. В 1913 году американский архитектор и теософ во втором поколении Клод Брэгдон (1866-1946) опубликовал книгу «Первенец высшего пространства: Четвертое измерение».

В этой книге была глава «Человек-квадрат», где автор напоминал читателю, что в «Тайной доктрине» Елены Блаватской (1831-1891), основательницы теософии, «мистический квадрат» рассматривается как проекция куба, символизирующего идеального человека, бессмертное «я», пребывающее в четвертом измерении .(...)

Косвенно влияние теософии, стремящейся соединить важнейшие религии в одно вероучение, то есть прежде всего синтезировать новую метафизику из христианства и буддизма, Запада и Востока, очевидно и в самой попытке Малевича создать супрематическую живопись, и в его комментариях к понятиям «алогизма», «заумного» или «несмысла», которыми описывается беспредметное творчество и одновременно сфера нового божественного начала - новый абсолют.

Именно в «Победе над Солнцем» Малевич впервые с таким пафосом начинает отрицать значение разума, символом которого является Солнце, или свет просвещения..(...) Живопись, стремившаяся к метафизике, неуклонно редуцировала самое себя. Живопись, стремившаяся к метафизике, неуклонно редуцировала самое себя.

В Париже или в Голландии, где, в отличие от СССР или Германии, преследований абстракционизма не было, геометрическая абстракция медленно сползает на периферию художественной жизни в конце 1920 -начале 1930-х годов. Главный признак нарастающего упадка абстракции в 1930-е годы - свертывание ее мессианских претензий и обмельчание идеологии.

А в начале 1920-х годов, когда Малевич открыто стоял против Родченко, спор о путях развития искусства вульгарно превращается в схватку за влияние на государственную идеологию. В этой схватке Малевич вначале проигрывает Родченко, и уже к середине 1920-х годов они оба уступают новой коммунистической культуре, которая возвращается к «припасению мира в картине», предметной и понятной непрофессиональному зрителю, никогда не слышавшему о дискуссиях создателей беспредметного искусства.

Результатом прохождения через кризис начала 1920-х годов становится формирование плюралистического советского искусства, из которого к концу 1920-х выделяется активный идеологический продукт - соцреализм. В 1919 году начинается уже не художественная, а политическая история супрематизма. В это время в напечатанной в Витебске работе «О новых системах в искусстве» Малевич утверждает, что кубизм и футуризм предопределили большевистскую революцию 1917 года. Так он предпринимает безумную попытку по-своему приравнять перо к штыку и выдвинуть «Черный квадрат» в государственные символы.

На фото ученики Малевича под флагом в виде черного квадрата. 1921-23 гг.

Идеи Малевича о Боге-Несмысле лишь на первый взгляд находились в полном противоречии с коммунистической риторикой о победе труда. Ведь на самом деле в той версии коммунизма, которая питала сознание масс, речь шла именно об освобождении труда как об освобождении от труда.

И Малевич мыслит в русле этих чаяний народа, предлагая происхождение псевдонима Ленин вести от слова «лень». Он конечно же не был примитивным политтехнологом и этот языковой эксперимент поставил в 1924 году именно потому, что Ленин мог стать чем-то вроде реинкарнации «Черного квадрата», за которым открывались покой, немыслие и абсолют. Малевича по-прежнему влекло бессмертие, а именно Ленин тогда был бесспорным кандидатом на выход в четвертое измерение.

В архиве Стеделийк-музея хранится текст Малевича, датированный 25 января 1924 года, в котором художник предлагает свой проект мавзолея в форме куба и разрабатывает ритуальные объекты нового советского культа:

«Каждый рабочий-ленинист должен держать дома куб в напоминание о вечном, неизменном уроке ленинизма, чтобы создать символическую материальную основу культа. <...> Куб более не геометрическое тело. Это новый объект, в котором мы пытаемся воплотить вечное <...> вечную жизнь Ленина, побеждающую смерть» .

Попытка Малевича была обречена на провал, потому что совершенно не соответствовала реальным задачам советской пропаганды, с которыми так успешно справляется в это же самое время Лисицкий. Ее Малевичу, по всей вероятности, припомнили в июне 1926 года, когда в «Ленинградской правде» появилась статья критика Г. Серого «Монастырь на госснабжении», громящая ГИНХУК как идеологически вредное советской власти учреждение, после чего институт Малевича и последний оплот российского авангарда был ликвидирован.

В борьбе за политическое влияние Малевич потерпел неудачу, но в борьбе за создание художественной идеологии он опередил всех своих советских соперников, войдя в мировую историю искусства.

Сам художник до международного триумфа супрематизма не дожил, но и в последние годы жизни, несмотря на все гонения, сохранял верность «Черному квадрату» как самому себе, продвигаясь все дальше своим особенным путем. Этот путь на рубеже 1920-1930-х годов ведет Малевича к фигуративной живописи.

Казимир Малевич. Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях, 1915.Холст, масло, 80 × 62 см.Из коллекции Городского музея Амстердама. © Stedelijk Museum

На его холстах снова появляются фигуры крестьян, а в 1933 году - портреты близких, соратников, собранные вокруг автопортрета. Изображенные на последних картинах художника его жена и дочь, искусствовед Н.Н. Пунин и сам Малевич предстоят чему-то величественному, подобно святым у божественного престола.

В правом нижнем углу автопортрета Малевич оставляет едва заметный значок - черный квадрат, крохотную иконку - в напоминание о цели всего своего творчества, к которой он теперь физически приблизился вплотную.

Его жизнь закончилась 15 мая 1935 года. Малевич умер дома, в Ленинграде, в бывшей служебной квартире при ГИНХУКе. Ученики устроили у его смертного ложа выставку картин, главной из которых был конечно же «Черный квадрат». К похоронам подготовили супрематический гроб, а когда тело художника перевозили сначала на панихиду, а потом на Московский вокзал, на капоте автомобиля также укрепили символический «Черный квадрат». Это была последняя публичная супрематическая выставка в СССР. Малевича кремировали в Москве и похоронили в деревне Немчиновка, где стоял дом его второй жены, в поле под супрематическим памятником. В войну 1941-1945 годов могила Малевича исчезла.

отсюда

Андрей Белый так сказал о супрематизме: «История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами - нуль!» (Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004. Том 1. С. 108).

Казимир Малевич. Автопортрет, 1907г. Из серии «Эскизы фресковой живописи». Картон,масло,темпера, 69,3×70 см. Государственный Русский Музей

***

Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.(отсюда)

Однажды Малевич написал:

«Цель музыки – молчание».

Его чистые холсты говорят:

«Цель живописи – чистый, пустой холст».

Его соратники в литературе заявили:

«Цель литературы – чистый лист писчей бумаги».

Следуя логике Малевича, мы можем предположить, что по Малевичу: «Цель жизни – аборт». (отсюда)

Казимир Малевич и «икона Ничто»

Верующему человеку несложно согласиться с мыслью, что искусство - это язык Бога. Созерцая прекрасные картины, слушая музыку известных композиторов нельзя в этом усомниться. В наше дни искусство принимает самые разные формы, и порой оно очень неоднозначно, вызывает самые разные чувства: от восторга до равнодушия.

Одним из таких неоднозначных художников является Казимир Малевич и его известная картина "Черный квадрат в белом окладе" (да-да, полное название именно такое).

Сторонники и единомышленники Малевича высоко оценивали его работы и вклад не только в русскую живопись, но и в мировую культуру. В то время, как сам художник гордо называл "Черный квадрат" иконой Ничто, ставя ее в красный угол комнаты.

“Три девушки”, К. Малевич

Были и есть люди, чья точка зрения совсем иная, которые называли работы Малевича «лукавыми и бесчувственными опытами», а изобретенный им стиль суперматизм, «шагом в пропасть» и «мерзостью запустения». Сам же Малевич не раз называл свои картины «убийством живописи».

ЛИЛИЯ РАТНЕР, известный искусствовед, в книге «Искусство: язык Бога. От античности до авангарда», в живой манере рассказывает о альтернативном взгляде на творчество Казимира Малевича. Предлагаем вам отрывок из ее книги:

"Семафоры супрематизма"

Лилия Ратнер. Искусство: язык Бога. От античности до авангарда.

Венцом поисков Малевича стало изобретение супрематизма — абсолютно оригинальной концепции творчества. Супрематизм значит «сверх» всякого другого искусства. Это такая разновидность абстракционизма, которая основана на комбинациях разноцветных плоскостей самых простыхгеометрических очертаний.

Прямая линия, квадрат, круг, прямоугольник — этого достаточно. Эти фигуры скомпонованы так, что они передают внутреннее движение, получается композиция асимметричная, но по-своему уравновешенная. Форматы холстов Малевича тяготеют к квадрату, все выверено, все приведено к геометрическим формулам.

Малевич считал, что супрематисты нашли тайную сущность всего. Им дан цвет, как скульпторам объем, как музыкантам звук, как поэтам буква. По мысли Малевича, краска ставилась на первое место, она «освобождалась» от служения другим целям. И это позволяло художнику заниматься «чистым творчеством», утверждать господство цветовой энергии. Его основные краски — черная, белая и красная. Черная для него символизировала космос, белая — это безмолвная белизна пространства, а в красной воплощено сложное цветение жизни.

Вот цитата из Малевича: «Я прорвал синий абажур цветных ограничений, вышел в белое; за мной, товарищи авиаторы, плывите в бездну, я установил семафоры супрематизма!» Напоминает Маяковского: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу, я иду!» — правда же? Малевич говорил, что в искусстве нужна истина, а не искренность, искренность никому не нужна.

"Сбор урожая"

Супрематизм — единственное созданное в России в начале ХХ века течение, которое так захватило Запад, что там до сих пор полно его обожателей. Но что такое открыл Малевич, что так глубоко проросло в искусстве? Геометрическая абстракция сама по себе нейтральна, с ее помощью можно выразить и зло, и добро. Часто считают, что Малевич — богоборец: разъяв вселенную на элементы, он уничтожает созданный Богом мир. Но есть и другие примеры.

Мой друг Эдуард Штейнберг, супрематист, прожил в Париже много лет и там очень популярен. Но он другой, он христианин, и дал пример того, как можно через супрематизм, минимальными средствами, выражать христианские идеи. Говорят, в Польше есть храм, расписанный в стиле супрематизма. Троица, например, там изображается как равносторонний треугольник.

Супрематизм. 191 5г. К.Малевич.

Я думаю, супрематические конструкции дают возможность выразить высокие идеи, если такую задачу поставить. Но Малевич и его последователи не ставили такой задачи, вот в чем беда. Для них творить — означало создавать новые конструкции, ничего общего не имеющие с натурой. А ведь натуру создал Господь!

Хорошо, когда художник смотрит в самую глубину того, что он изображает. Но ведь и поверхность тоже создана Богом! Главное, какими глазами художник ее видит — любующимися или прагматичными. Приведу слова замечательного художника Эрика Булатова, нашего современника: «Художник должен творить, ибо он мировая сила, наряду с природой. Его дело — творчество, а творчество есть жизнь». Это правда, я с ним согласна.

Женский портрет, К.Малевич

«Черный квадрат в белом окладе»

«Черный квадрат» — это самое известное и самое обсуждаемое произведение Малевича. Как он появился? Футуристы очень любили театр. «Победа над Солнцем» — так была названа опера, которую сочинили вместе поэт А. Крученых и композитор М. Матюшин, а декорации и эскизы костюмов делал Малевич. Оперу поставили в 1913 году в Петербургском луна-парке. И вот там впервые в виде одной из декораций оказался прообраз черного квадрата — он появлялся вместо солнечного круга. Правда, квадрат был не совсем черным.

Работы, которые Малевич делал в это время, назывались загадочно: например, «Алогизм», «Станция без остановки», «Скрипка и корова». А еще художник вешал перед своими картинами, например, такую надпись: «Содержание автору неизвестно». Все посетители выставок были заинтригованы — что это значит?

И вот в 1915 году Малевич написал «Черный квадрат». На выставке футуристов, где по стенам было развешано множество супрематических композиций, «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в красном углу, где в русских домах обычно вешают иконы. Малевич таким образом демонстративно декларировал, что это икона Ничто. Он сказал: «Я убил живопись, похоронил ее и запечатал своим „Черным квадратом“!»

Конечно, «Черный квадрат» породил тогда множество версий, толкований, его продолжают интерпретировать на разные лады и сейчас. Сам Малевич писал с пафосом: «Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства. Квадрат живой царственный младенец. Первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были наивные уродства и копия натуры. Наш мир искусства стал иным, беспредметным, чистым».

К. С. Малевич"Чёрный крест". 1915г. холст, масло. 79 × 79 см. Центр Помпиду, Париж

А вот как понял «черный квадрат в белом окладе» художник Александр Бенуа, тонкий ценитель серьезного искусства, сам прекрасный художник: «Несомненно, это и есть та „икона“, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер, это и есть то „господство над формами натуры“, к которому с полной логикой ведет не одно только футуристическое творчество с его окрошками и ломом „вещей“, с его лукавыми бесчувственными, рассудочными опытами, но и вся наша „новая культура“ с ее средствами разрушения и еще более жуткими средствами механического „восстановления“, с ее машинностью, с ее „американизмом“, с ее царством уже не грядущего, а пришедшего Хама».

И далее: «Черный квадрат в белом окладе — это... не случайный маленький эпизодик, это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели».

То есть это разрушение, «убийство живописи», которым гордился Малевич и его сподвижники, уже современниками понималось как шаг в пропасть, в богопротивную сторону. «Черный квадрат» совершил подлинную революцию в мировой живописи. Это был скачок в беспредметность. За ним последовали еще две части триптиха: «Черный круг» и «Черный крест».

Белое на белом (Белый квадрат). 1918

Потом появился «Красный квадрат», «Белый квадрат» и множество их вариантов. Супрематические фигуры составляли основу нового языка, который мог выразить целую систему мировоззрения. Малевич утверждал: «Супрематические три квадрата есть установление определенных мировоззрений и миростроений… черный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие».

Открытие супрематизма дало новый импульс русской и мировой художественной культуре, оно было очень созвучно устремлению людей начала ХХ века — их пафосу отрыва от земли, покорения пространства. В художественном высказывании «Черного квадрата» можно уловить невиданное высокомерие, богоборчество, но можно — и свидетельство своеобразного богоискательства. Это был шаг, который ставил человека перед лицом всего — и ничего. Этим Малевич подытожил весь период символического мышления в европейской культуре.

источник

Антиискусство. Записки очевидца.Часть 1. Малевич

Книга художника Андрея Яхнина «Антиискусство. Записки очевидца», посвященная анализу истоков и эстетики контемпорари арта, о котором автор, в прошлом художник-авангардист, судит не со стороны.

Предваряя свое исследование, А. Яхнин писал о «потребности в осмыслении этого системообразующего феномена современной культуры, которая агрессивно доминирует в сегодняшнем мире.

О Казимире Малевиче

[1. Из главы: «Французская революция, немецкий летчик Йозеф Бойс и другие». ]

Если Пикассо, несмотря на свой талант, был, в сущности, соллогубовским мелким бесом, который благодаря своей природной смекалке встроился в разрушительный культурный мейнстрим, а Дюшан уже вполне мог претендовать на роль «аггела» – правой руки сатаны, то третий важнейший персонаж новой культуры первой половины XX века – Казимир Малевич – это, скорее, чуть ли не сам падший ангел.

Малевичу присущи все признаки Мефистофеля, начиная со вполне внешнего сходства с литературным героем и заканчивая сознательным и последовательным исповеданием зла как свойства своей личной природы. К апофеозу этого исповедания – «Черному квадрату» – автор шел последовательно шаг за шагом; и это не было неожиданным «прозрением» или фактом заключения завета с темными силами – что окончательно подводит к мысли, что зло, зависть и ненависть вкупе с болезненной до шизофрении гордыней были онтологически присущи художнику с самого начала его «творческой» деятельности.

Казимир Малевич. Автопортрет. ок.1910. ГТГ. Бумага, акварель, гуашь, 27 × 26,8 см

Малевич родился в провинциальной польско-католической семье на Украине. Несмотря на свое полукрестьянское происхождение, он уже в молодости стал стремиться в столицу, где бурлила предреволюционная жизнь, полная духа терроризма как в политике, так и в интеллектуальной жизни. Оказавшись в Москве, Малевич окунулся в уже зарождавшуюся интернациональную среду и последовательно проштудировал все стилистические направления того времени – от импрессионизма до кубизма и футуризма.

Штудирование это не стало лишь школьным изучением внешних стилистических приемов или даже сколько-нибудь заинтересованным проникновением в суть каждого направления. Малевич стремился последовательно расправиться с новейшими стилями в искусстве, удивительным образом схватывая их на метафизической глубине и обнаруживая при этом свое тайное родство с мрачными духовными стихиями, безвольными медиумами которых подчас являлись некоторые художники.

Объясняя, например, работы импрессионистов, он писал: «…когда художник рисует, он высаживает краску, как растение, и предмет исчез, поскольку это всего лишь основа для видимой краски, при помощи которой предмет нарисован»

[2. Цит. по: Нере Ж. Малевич. М., 2003. С. 13.].

И это было не просто эволюцией автора, «в ходе которой он последовательно радикализовал все, что попадалось на его пути»

[3. Деготь Е. Русское искусство XX века. М., 2002. С. 25.], – скорее это можно отнести к всеобщности духовного плебейства, захватившего тогда все стратегические высоты в культуре, и устремленности последнего к своему первообразу, одну из личин которого представлял сам Малевич. Он как бы постепенно накапливал стратегический запас ненависти, не только аккумулируя в своем творчестве весь негатив новейших стилей, но и порождая свои жутковатые симбиозы вроде кубофутуризма

[4.Кубофутуризм – направление, объединившее принципы кубизма и футуризма; было распространено среди деятелей русского авангарда, в том числе таких авторов, как К. Малевич и Д. Бурлюк. Существует версия, согласно которой этот термин был предложен К. Чуковским в 1913 г. ].

Казимир Малевич. Голова крестьянина. 1928. ГРМ

К супрематизму [5] Супрематизм (от лат. supremus – наивысший) – стопроцентное изобретение Малевича, его неоспоримый «вклад» в развитие как русского авангарда, так и глобального контемпорари арта. Если внешне супрематизм выглядел всего лишь разновидностью абстракционизма, то сущностно он, конечно, претендовал на роль сверхбытия, что и подтверждается этимологией самого этого термина. ] Малевич двигался, последовательно и хладнокровно демонтируя самые смыслы и символы всей предшествующей культуры.

Последним визуальным провозвестником супрематической революции Малевича стала его серия живописных работ из крестьянской жизни. В этих картинах изображены страшные человекоподобные существа, состоящие из грубых геометрических предметов с белыми пятнами вместо лиц. Изображения полны темного магического символизма, и поскольку лик – это то, что связывает его – как образ – с первообразом, подобное «обезличивание» сродни духовному убийству.

Две мужские фигуры (В белом и красном). Начало 1930-х
Казимир Северинович Малевич. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вообще вызывает удивление (смешанное с естественным духовным отвращением) откровенная – последовательная и хирургически точная – операция, произведенная Малевичем над всем, что связывало традиционную культуру с христианскими истоками. Хорошо зная иконографию, он создавал все работы на основе принципа замещения иконографической христианской символики сатанинской. Например, им был вполне сознательно введен термин «всевидящее око» – как определение скрытого от непосвященных некоего образа, смотрящего с картины на зрителя.

Портрет И.В. Клюна (1913 г.)

В свое время Маркаде[6. Маркаде Жан-Клод — историк искусства, специалист по русскому авангарду.] так прокомментировал это «изобретение» Малевича: «На иконах это око принадлежит Христу: Его глаза широко распахнуты и глядят из глубины души сквозь видимый мир, различая подлинную реальность.

Однако в“Портрете И.В. Клюна” это характерное для икон “око” – иконографический архетип, называемый “всевидящим оком”, – претерпевает смещение.

Перспектива становится “заумной”. На рисунке одна часть глаза сдвинута относительно другой, это око упирается в ось носа, представленную в виде продолговатого параллелепипеда. Благодаря этому становится ясным параболический смысл двойного видения: внутренний и внешний глаз, видящий видение и знание, восприятие и познание…» [7. Цит. по: Нере Ж. Малевич. С. 32].

Выставка 0,10 и супрематизм Малевича.

В связи с этим необходимо также упомянуть нашумевшую выставку под названием «010» в галерее Надежды Добычиной, где Малевич соорудил настоящий «домашний иконостас» из супрематических полотен, водрузив в нем на главное место свой «Черный квадрат».

Сам автор неоднократно отсылал свои супрематические эксперименты в область традиционной иконописи, называя истоки своих красных и белых квадратов в цветах «новгородской школы иконописи: белая грудь лошади и ярко-красное одеяние святого Георгия Победоносца либо белое епископское одеяние, усеянное черными крестами, в которое облачен Николай Угодник»[8. Там же. С. 56].

Исходя из подобных высказываний Малевича, многие искусствоведы приписывают ему цветовой и пространственный эстетизм, чуть ли не преемственность иконописной художественной традиции, что является крайне поверхностной, да и просто кощунственной точкой зрения.

На самом деле в интеллектуальном отношении примитивно плоские, супрематические антииконы являли собой результат темного духовного опыта общения художника с преисподней, о котором сам Малевич свидетельствовал так: «…я сам переносился в пустынную бездну, в которой ощущаешь творческие сгустки Вселенной вокруг себя… Здесь, на этих плоских поверхностях, можно постичь течение самого движения, словно при соприкосновении с электрическим проводом» [9. Цит. по: Там же. С. 61.].

Казимир Малевич. "Супрематизм (черный крест на красном овале)" (1921-1927) 60x100.5 см Холст, масло Стеделик музеум (Городской музей), Амстердам

Такая не просто культуроборческая, но и богоборческая, антихристианская позиция художника поражает и многое объясняет. Например – факт его продолжительного сотрудничества с большевиками в ряду своих единомышленников и одновременно конкурентов, таких как Татлин, Родченко и другие. И в свете подобной общей оценки творчества Малевича риторический вопрос уже наших дней: может ли современное искусство свидетельствовать о Свете и Истине, если оно имеет в своем истоке откровенно сатанинское начало, – становится гораздо менее риторическим.

И напоследок цитата из К. Малевича, который и поныне остается «гуру» и частью предания современного искусства, цитата, в которой он выражает удовлетворение тем, что он и его сподвижники-авангардисты наконец-то «сорвали завесу святая святых Культуры и изрезали ее на портянки, разбили чашу тайн и причастие растоптали ногами; были сорваны венцы сияний авторитетов Искусства и брошены в ящик лома» (Малевич К. Собрание сочинений: В 5-и т. М., 2000. Т. 5. С. 119).

Ангел Златые власы. Вторая половина XII в. Древнейшая икона из собрания Государственного Русского музея, Санкт-Петербург

источник

+37
  • 19
  • 11
  • 9
  • 1
  • 2
Галина
просветленный
  • Активность: 151k
  • Репутация: 16k
  • Пол: Женщина
Галина просветленный
Публикации месяца
Перуанский фотограф делает снимки диких животных, давая возможность увидеть их с близкого расстояния
Перуанский фотограф делает снимки дик...
3733 16
Когда в сердце живёт сказка: потрясающие иллюстрации художника Владислава Ерко
Когда в сердце живёт сказка: потрясаю...
4448 26
Топ-5 самых загадочных полотен Третьяковки
Топ-5 самых загадочных полотен Третья...
4216 8
Чем покоряют шедевры из муранского стекла художника-чародея, который использует «тростниковую» методику
Чем покоряют шедевры из муранского ст...
2475 13
Зимой особенно хочется летать… Уральский художник Леонид Баранов
Зимой особенно хочется летать… Уральс...
2597 39
Картины, написанные душой: или невероятно искренний спектр эмоций
Картины, написанные душой: или неверо...
3748 13
Обман зрения: гипнотические объёмные иллюстрации от камбоджийского художника Висота Каквея
Обман зрения: гипнотические объёмные ...
2965 9
Михаил Васильевич Нестеров. К 160-летию со дня рождения художника
Михаил Васильевич Нестеров. К 160-лет...
5425 85
Искусство сильнее физики: скульптуры, презревшие закон всемирного тяготения
Искусство сильнее физики: скульптуры,...
2465 14
Солнечные картины Галлы Абдель Фаттах: тайны, интриги и страсти
Солнечные картины Галлы Абдель Фаттах...
3267 26

Показать комментарий

[[comment.formatted_mark_curval]]
[[comment.formatted_mark_curval]]
Астра Алксне
мастер
  • Активность: 2065
  • Репутация: 50
  • Пол: Женщина
Астра Алксне мастер
8 месяцев назад

Как отрадно видеть зримую работу проделанную автором, пусть и компилятивную, но зато явно трудозатратную. Столько источников! Я не поклонница Малевича. Я тоже вижу в нем эту "бесноватость", эту провинциальную манию величия и беспринципную борьбу за лежак под солнцем, за кусок пирога, за местечко на Олимпе. Ну, не люблю я его. И неясность его мышления, проистекающая из отсутствия понятия о предмете разговора (ибо отсутствует сам предмет) меня раздражает во всех его пяти томах. Кстати в противовес теоретических работ Кандинского, который понимал, о чем он пишет, и излагал это потому стройно и ясно.
И безбожное отсутствие элементарной скромности... И это явное и мерзкое присутствие претензии на богоподобие... Мне брезгливо... Неприятный человек! Не Пикассо был "мелким бесом", а именно К.М. Да простят меня поклонники К.М. - это моё личное частное мнение.
А Галине - еще раз спасибо...

+19
Алекс м
ученик
  • Активность: 623
  • Репутация: 6
  • Пол: Мужчина
Алекс м ученик
8 месяцев назад

Кто умеет рисовать - пишут картины, кто не умеет - изобретают новые, прибыльные направления в искусстве.

+11
Пётр Карелин
мастер
  • Активность: 34k
  • Репутация: 230
  • Пол: Мужчина
Пётр Карелин мастер
8 месяцев назад

skovadim, главное - не перепутать верх и низ, вешая на стену!

+8

157 комментариев

Виктор Танюкевич
гуру
  • Активность: 39k
  • Репутация: 1604
  • Пол: Мужчина
Виктор Танюкевич гуру
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Ну, вот, одно из толковых рассуждений на тему «Малевич-квадрат-супрематизм». Знаю, Галина, Ваше отношение к рассматриваемому предмету, но, видимо, Вашей рукой повело Провидение: охуляя – возносить! Вот некоторым учебное пособие по уровню рассмотрения… Любой «изм» тесно связан с общественными веяниями – он их отражает. Это сложнейшие процессы в общественном мировоззрении, отраженные через художественные формы.
Но, кому-то доступнее, пооблизываясь на очередные «губки-вушки», начать швыряться собственным дерьмом! Отходы «реализьма»))).

Да, и Леонардо да Винчи не ПЕРВЫЙ Мадонну написал – но КАК написал!
Вот и «квадрат» Малевича не первый, но НЕПОВТОРИМЫЙ!

+3
skovadim
мастер
  • Активность: 6489
  • Репутация: 94
skovadim мастер Виктор Танюкевич
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Виктор, Вот и «квадрат» Малевича не первый, но НЕПОВТОРИМЫЙ!.....НЕповторимый??????...Самому-то не смешно???

+7
Пётр Карелин
мастер
  • Активность: 34k
  • Репутация: 230
  • Пол: Мужчина
Пётр Карелин мастер skovadim
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

skovadim, главное - не перепутать верх и низ, вешая на стену!

+8
skovadim
мастер
  • Активность: 6489
  • Репутация: 94
skovadim мастер Пётр Карелин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Пётр, Да говорят уже путали)))))

+2
Виктор Танюкевич
гуру
  • Активность: 39k
  • Репутация: 1604
  • Пол: Мужчина
Виктор Танюкевич гуру skovadim
8 месяцев назад

Комментарий скрыт, потому что многим пользователям он не понравился.

Показать комментарий

skovadim, вот, если собрать всех (согласно последней переписи) внуков, племянников, дядьев, сватьев… ну, и вы присоединяйтесь… Собрать и попросить нарисовать каждому сто…нет, тыщу черных квадратов - как думаете, сколько квадратов из нарисованных станут ТЕМ, ЧЕМ стал «Черный квадрат» - манифестом художественного направления? Попробуйте, потом вместе посмеемся)))

-4
skovadim
мастер
  • Активность: 6489
  • Репутация: 94
skovadim мастер Виктор Танюкевич
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Виктор, Ещё ПИкассо сказал как-то..."Я потому такой богатый...Что ДУРАКОВ много".

+5
Виктор Танюкевич
гуру
  • Активность: 39k
  • Репутация: 1604
  • Пол: Мужчина
Виктор Танюкевич гуру skovadim
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

skovadim, вот и я про то - умнеть пора, 21 век на дворе.

-1
Виктор Танюкевич
гуру
  • Активность: 39k
  • Репутация: 1604
  • Пол: Мужчина
Виктор Танюкевич гуру
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

да, так квадратов сколько планируете за отчетный период?

-1
Астра Алксне
мастер
  • Активность: 2065
  • Репутация: 50
  • Пол: Женщина
Астра Алксне мастер
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Как отрадно видеть зримую работу проделанную автором, пусть и компилятивную, но зато явно трудозатратную. Столько источников! Я не поклонница Малевича. Я тоже вижу в нем эту "бесноватость", эту провинциальную манию величия и беспринципную борьбу за лежак под солнцем, за кусок пирога, за местечко на Олимпе. Ну, не люблю я его. И неясность его мышления, проистекающая из отсутствия понятия о предмете разговора (ибо отсутствует сам предмет) меня раздражает во всех его пяти томах. Кстати в противовес теоретических работ Кандинского, который понимал, о чем он пишет, и излагал это потому стройно и ясно.
И безбожное отсутствие элементарной скромности... И это явное и мерзкое присутствие претензии на богоподобие... Мне брезгливо... Неприятный человек! Не Пикассо был "мелким бесом", а именно К.М. Да простят меня поклонники К.М. - это моё личное частное мнение.
А Галине - еще раз спасибо...

+19
Виктор Танюкевич
гуру
  • Активность: 39k
  • Репутация: 1604
  • Пол: Мужчина
Виктор Танюкевич гуру Астра Алксне
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Астра, о какой «скромности художника» Вы говорите?! «Плох рядовой, не мечтающий стать генералом» - давно сказано. Позеры… игруны…клоуны…бунтари – художники ИГРАЮТ, творя свои миры, подобно играющим богам, строящим вселенную. Скромность в искусстве – состояние холуя, боящегося быть выше барина (общественного мнения). Вселенная творится взрывами – искусство творится бунтарями/революциями! Вспомните «высокомерие» к «свету» Пушкина, Лермонтова, Байрона. «Бесовство» художников – это адекватное отражение общественной «образины».
У Малевича отсутствовал «предмет», зато присутствовала «форма» - предтеча предметности. Так же, как и нашей телесности предшествует «квантовая неопределенность». Можете себя представить «пустотой»? Представить сложно, но это – реальность. Вот и «квадрат» об этом.

«…присутствие претензии на богоподобие…» - хе, так человек и есть божеские «образ и подобие». Будем развивать или будем подавлять?

Что по поводу "зажимов" думает психиатрия?... О, нашел:
"Телесные зажимы могут служить основой хронических болей, являются препятствием для избавления от невроза, психопатии". - вот Вам и "бесы".

+2
Liudmila Zabavskaja
мастер
  • Активность: 4710
  • Репутация: 173
  • Пол: Женщина
Liudmila Zabavskaja мастер Виктор Танюкевич
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Виктор, сколько б мы не спорили...сколько б пик не ломали...но факт остается фактом: именно Малевич стал основателем нового течения-супрематизма!
А кто-нибудь заметил,что это течение идеально ложится под цифровые технологии!
И это спустя полвека...
Так что гений -и в космосе Гений!
А мы кто???

+1
Виктор Танюкевич
гуру
  • Активность: 39k
  • Репутация: 1604
  • Пол: Мужчина
Виктор Танюкевич гуру Liudmila Zabavskaja
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Liudmila, «А мы кто???» - возможно, и поймем спустя полвека))). Видите ли, даже если более чем за столетие стороны так и не смогли договориться, то глупо было бы надеяться сделать это здесь и сейчас. Главное, что бы не дать «художественному огороду» зарасти ретроградными сорняками – полоть и корчевать, «и никаких гвоздей»!
И до космоса народ еще не дотянулся: выше цокольного этажа – только «херня»)))
Присоединяюсь к «спасибо» Галине с присвоением ей звания «черная ворона»)))

-1
Астра Алксне
мастер
  • Активность: 2065
  • Репутация: 50
  • Пол: Женщина
Астра Алксне мастер Liudmila Zabavskaja
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Liudmila, "это течение идеально ложится под цифровые технологии!" А что конкретно вы имеете в виду? Не могли бы вы уточнить?

+1
Галина
просветленный
  • Активность: 151k
  • Репутация: 16k
  • Пол: Женщина
Галина просветленный Астра Алксне
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Астра, спасибо, рада, что разделяете и мою точку зрения!

+6
skovadim
мастер
  • Активность: 6489
  • Репутация: 94
skovadim мастер Астра Алксне
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Астра, +++++Да ужжжж....А король-то голый.

+2
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру Астра Алксне
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Астра, ну, Кандинский все-таки юрист по образованию-ему по-штату положено ясно излагать свои мысли...

+6
skovadim
мастер
  • Активность: 6489
  • Репутация: 94
skovadim мастер Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей, Ему по штату положено манипулировать словами как ему выгодно....И вешать лапшу на уши другим.

+1
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру skovadim
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

skovadim, К юридической практике Кандинского(экономика и право) его теории не имели ни малейшего отношения.Он был из состоятельной семьи и в деньгах не нуждался. Живописью начал заниматься поздно -после учебы в школе Эшби .....Ну подучите же матчасть, прежде чем делать безапелляционные заявления насчет лапши .....

+4
skovadim
мастер
  • Активность: 6489
  • Репутация: 94
skovadim мастер Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей, Ему по штату положено манипулировать словами как ему выгодно....И вешать лапшу на уши другим.

-1
Валера Ткачев
знаток
  • Активность: 12k
  • Репутация: 334
  • Пол: Мужчина
Валера Ткачев знаток
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Не понятое искусство, но однако, это новая метафизика, для рассуждений типа: что, и, к чему

+2
Иван Ермолаев
ученик
  • Активность: 12k
  • Репутация: 34
  • Пол: Мужчина
Иван Ермолаев ученик
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Как давно не было на этом сайте такого автора! Спасибо! Хоть что то дает повод к размышлениям! "И в свете подобной общей оценки творчества Малевича риторический вопрос уже наших дней: может ли современное искусство свидетельствовать о Свете и Истине, если оно имеет в своем истоке откровенно сатанинское начало, – становится гораздо менее риторическим." Согласен на тысячу процентов! Куда и зачем ведет современное искусство? В Москве поставили глину №, Это уже не для эпатажа,,, Спасибо Галине и автору источника Андрею Яхнину.

+6
Галина
просветленный
  • Активность: 151k
  • Репутация: 16k
  • Пол: Женщина
Галина просветленный Иван Ермолаев
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Иван, спасибо.

+3
Альбина Альбиони светлакова
мастер
  • Активность: 1194
  • Репутация: 79
  • Пол: Женщина
Альбина Альбиони светлакова мастер
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Развлечения бездельников

+1
Татьяна Рубцова
новичок
  • Активность: 1015
  • Репутация: 0
  • Пол: Женщина
Татьяна Рубцова новичок
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

На мой взгляд, исходя из теории Малевича, "цель жизни-пустая матка".

+1
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Очень грамотная публикация.Практически все, что здесь указано в качестве источников мне пришлось в той или иной степени изучать-и не от сильного желания проникнуться идеями супрематизма, а для того чтобы, хоть , понимать о чем толкуют его последователи.....Но если небо оставим птицам ,а сами обратимся к картинам (артефактам),то обнаружим забавную закономерность: любая абстрактная картина не существует без ее толкования. История, которая прилагается к картине ,неотъемлемая часть самой картины и одно без другого не существует. Конечно, для искусствоведов появился новый источник дохода(что всегда неплохо) потому что художники красноречием не отличаются а абстрактные художники не обращаются к зрителю по, якобы, принципиальным соображениям Я об этом писал в комментах недавно-не хочу повторяться.Но Малевич сильно переоценил себя в качестве палача искусства, убил его (искусство) один французский художник-шутник Марсель Дюшан, выставив писсуар в качестве скульптуры под названием ,,Фонтан,,....И никто особо не удивился-и действительно: почему бы и нет ?Я могу про телефонную будку сочинить философский трактат( со ссылками на Фрейда и Юнга, а может даже на Аристотеля и Платона) и доказать эстетическую (и коммерческую )ценность сего предмета.....Возвращаясь к супрематизму все-таки нужно признать ,что некоторые новые подходы к восприятию искусства они наметили.Прежде всего - картина работает как индийская мандала - инструмент для погружение в поле Акаши или подключает к коллективному бессознательному(если по Юнгу) или погружает в глубины ноосферы (по Вернадскому)....Вероятно , овладение этим инструментарием добавляет качества ощущениям и от созерцания академической живописи, потому что ничто не происходит случайно и любое явление имеет как положительную так и отрицательную сторону

+8
Наталья Волкова
мыслитель
  • Активность: 50k
  • Репутация: 3804
  • Пол: Женщина
Наталья Волкова мыслитель Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

"любая абстрактная картина не существует без ее толкования. История, которая прилагается к картине ,неотъемлемая часть самой картины и одно без другого не существует. Конечно, для искусствоведов появился новый источник дохода(что всегда неплохо) "
- Согласна, Сергей, тоже всегда появляется такая мысль, когда читаю искусствоведческие опусы...
Одно понятно: "Чёрный квадрат" нас всех переживёт.

+7
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру Наталья Волкова
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Наталья, в абстрактной живописи (в отличие от фигуративной) крутится великое множество жулья. Нет точки отсчета-предмета, потому что предметом (фигурой) является сама по себе картина, как источник самых различных толкований и интерпретаций. Искусствоведы (настоящие а не интерпретаторы) основывают оценку прежде всего на чутье-ну вроде как грамотные искусствоведы определяют ,,на глаз,, подделку от оригинала а потом проверяют догадку техническими средствами....Но самое главное время. Если о Черном квадрате говорят уже без малого сто лет, значит в нем заложен высший смысл ,хотя может быть этот смысл к искусству имеет косвенное отношение....Имеет значение только первый ,, Черный квадрат,, который он вырезал из задника сцены к спектаклю-по моим ощущениям....

+7
Наталья Волкова
мыслитель
  • Активность: 50k
  • Репутация: 3804
  • Пол: Женщина
Наталья Волкова мыслитель Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей, люблю анекдот: Пять раз из музея был похищен "Черный квадрат" Малевича… и пять раз сторожу дяде Васе удавалось восстановить эту картину до рассвета…
( Надеюсь, Виктор Танюкевич на меня не обидится - у него хорошее чувство юмора)))))

+6
Виктор Танюкевич
гуру
  • Активность: 39k
  • Репутация: 1604
  • Пол: Мужчина
Виктор Танюкевич гуру Наталья Волкова
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Наталья, да за что же, помилуйте, обижаться!? Квадрат вошел в народное творчество, как Василий Иванович и Петька...и Анка!
Квадрат и жизнь неразделимы!!!

+3
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру Наталья Волкова
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Наталья, дядя Вася конечно молодец, но беда что самому дяде Казимиру так и не удалось создать что-то схожее по силе воздействия с экземпляром 0.10 , хотя он их сделал с десяток....

+3
Наталья Волкова
мыслитель
  • Активность: 50k
  • Репутация: 3804
  • Пол: Женщина
Наталья Волкова мыслитель Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей,

+3
Виктор Танюкевич
гуру
  • Активность: 39k
  • Репутация: 1604
  • Пол: Мужчина
Виктор Танюкевич гуру Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей, в посте «Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах» я Наталье Волковой и Олегу Дембо задал вопрос в рамках прояснения продвижения.
Хочу попросить ответить и Вас:
Какими Вы видите формы изобразительного искусства через 100 – 150 лет на основании современных тенденций?

+2
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру Виктор Танюкевич
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Виктор, насколько я понимаю будут все формы что существуют сейчас, плюс возникнут новые, с новыми средствами выражения.Сейчас нет доминирующих направлений в искусстве-оно атомизировано и у каждого направления есть (и будет)свой зритель и свой покупатель.

+5
Виктор Танюкевич
гуру
  • Активность: 39k
  • Репутация: 1604
  • Пол: Мужчина
Виктор Танюкевич гуру Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей, я в ответе Наталье немного попрогнозировал. Да, как теперь гончарное искусство не исчезло, так и плоские статичные картинки останутся (ну, про картины в музеях и речи нет – нетленная валюта). А вот с «плюс возникнут новые, с новыми средствами выражения» - вот здесь и понадобится «новый взгляд», успевающий за динамикой, которая будет возрастать. Вот, психоз в отношении «квадрата» - это есть иллюстрация того, что будет сопровождать новые «измы»… "Закаляйся, если хочешь быть здоров"....реалистов вот жалко...

+2
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру Виктор Танюкевич
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Виктор, а что их жалеть? Они прекрасно себя чувствуют. Ну испугались маленько когда фотографию изобрели, но освоили и фотографию....Фигуративное искусство существует со времен кроманьонцев и по качеству рисунки в пещерах Ласко не уступают современному искусству.....Ну а психоз -это когда человек сталкивается с чем-то непонятным:иногда это вызывает любопытство ,но чаще неприятие -непонятное несет в себе опасность.Знаете сколько легенд ходит о первом квадрате (010) в Третьяковке ?Одно время его даже заменили на авторскую копию по просьбе сотрудников....Ну а измы конечно будут, но 90% из них (как правило) пустоцветы

+5
Наталья Волкова
мыслитель
  • Активность: 50k
  • Репутация: 3804
  • Пол: Женщина
Наталья Волкова мыслитель Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей, да: пустоцветы появляются и исчезают, а реализм в искусстве бессмертен. Для знакомства с нашей планетой, её людьми и её искусством пошлём в Космос не квадраты и не абстрактные фантазии, а пейзажи и портреты землян, выполненные хорошими художниками-реалистами.

+6
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру Наталья Волкова
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Наталья, это в европейской культуре реализм бессмертен. В восточных культурах он есть , но на третьих ролях, как заимствованный из европейской культуры. А есть пласт африканских культур, которые мы мало знаем и почти не понимаем-а вот наше абстрактное искусство они воспринимают сходу.....

+4
Пётр Карелин
мастер
  • Активность: 34k
  • Репутация: 230
  • Пол: Мужчина
Пётр Карелин мастер Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей, а как они его воспринимают? Что такое в данном случае "воспринимание", как и в чём оно выражается? Поясните, пожалуйста, если можно. Правда, очень интересно!

+3
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру Пётр Карелин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Пётр, орнамент. В основе любого орнамента лежит линия, точка и простая геометрическая фигура.Подробнее у Клода Леви-Стросса ,,Первобытное мышление,, Леви-Стросс этнограф, но его методики применимы, например, для анализа китайских иероглифов или африканского батика....Он сформулировал структуралистский подход к культурной антропологии которым пользуются до сих пор при анализе абстрактных произведений искусства.Потому что иногда абстрактное искусство формулируется как ,,назад к корням(первооснове),,вода, как утверждают, в реке чище, чем ближе к истокам....

+4
Пётр Карелин
мастер
  • Активность: 34k
  • Репутация: 230
  • Пол: Мужчина
Пётр Карелин мастер Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей, спасибо за ответ! Но у меня остаются вопросы. Насколько я знаю, в традиционном народном искусстве (славянском, африканском, любом) орнамент (узор) несёт смысловую нагрузку, условно изображает что-то конкретное (из природы). В этом смысле он не является абстракцией, и этим принципиально отличается от современного абстрактного искусства. Или я неправ?

+4
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру Пётр Карелин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Пётр, любую фигуру на плоскости можно свести к комбинации простейших фигур и линий-этим занимались еще кубисты.Наиболее простая-треугольник,многоугольник, стремящейся к бесконечному количеству вершин-круг. Теоретическая часть восходит поиском гармонии пифагорейцами. Ну а орнамент включал в себя подражательную часть как объяснял Леви Стросс ,,тотемную,,и это мог быть растительный орнамент, который легко свести к простейшим формам ,ну, а солнце ,к примеру, обозначалось кругом практически во всех культурах, вода-волнистой линией дом -треугольник и т.д.Я не силен в структурном анализе, хотя прослушал курс лекций и имею общее представление что это такое.....Первоэлемент в живописи -это вроде философского камня у алхимиков, считалось, что из первичных элементов можно создать новую реальность или же наиболее адекватно понять и отобразить существующую. В искусстве тоже есть своя мифология как и в любой другой сфере деятельности человека ....

+4
Пётр Карелин
мастер
  • Активность: 34k
  • Репутация: 230
  • Пол: Мужчина
Пётр Карелин мастер Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей, я так и не понял...
У меня два вопроса:
1. Как представители африканских культур воспринимают наше абстрактное искусство? Как именно они его воспринимают? Как орнамент ничего не означающий? Или как орнамент им непонятный (означающий непонятно что)?
2. Какая связь между современным абстрактным (в полном смысле этого слова - отвлечённым, не связанным ни с чем конкретным) искусством (или "искусством"...) и наполненным смыслом, условно изображающем что-то конкретное, орнаментом (узором) в традиционном народном искусстве?

+3
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру Пётр Карелин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Пётр, галерея Саатчи(я там когда-то работал) проводила в Найроби серию выставок.Одна из них была полностью посвящена абстрактному искусству и имела большой коммерческий успех.Я читал отзывы в местной прессе и отчеты ее устроителей.Меня заинтересовал этот случай , хотя я работаю в другой области(японская гравюра эпохи Эдо) Искусствоведы которых я спрашивал-отсылали меня к исследованиям Леви-Стросса....По мнению Умберто Эко абстрактная живопись это не нечто новое ,а ,скорее ,возвращение к архаике, к простейшим формам и символам присущим ,,коллективному бессознательному,,(по Юнгу) В Африке и Южной Америке архаика сохранилась в более чистом виде (по мнению Леви -Стросса) Орнамент как таковой наносился на ткань(в Африке) не в качестве украшения(это вторично) а в качестве оберега или тотемного знака принадлежности к определенному племени или сословию.Как африканцы это объясняют ? Глубинным родством культур и своим первородством(антропологически человечество родом из Африки), а европейское искусство, побродив по ложным путям, возвратилось в виде абстрактного искусства к своим корням....Насчет первооснов и базиса говаривал и Казимир Малевич-поэтому я вспомнил африканский феномен

+4
Пётр Карелин
мастер
  • Активность: 34k
  • Репутация: 230
  • Пол: Мужчина
Пётр Карелин мастер Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей, спасибо, всё это очень интересно. Но ответов на поставленные мной вопросы я так и не получил...

+3
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру Пётр Карелин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Пётр, откровенно говоря, это не моя тема.... Малевича и все что связано с супрематизмом мне пришлось изучать по работе в свое время. Работа есть работа , я к работе отношусь серьезно ,но это не означает ,что я проникся идеями супрематизма.....В каком направлении ,,копать,,(если интересно) я Вам сказал, но в двух словах Вам не объяснит никто-тема не для статьи и, тем более, не для краткого коммента. Удачи в Ваших исследованиях!

+4
Виктор Танюкевич
гуру
  • Активность: 39k
  • Репутация: 1604
  • Пол: Мужчина
Виктор Танюкевич гуру Наталья Волкова
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Наталья, а если эти «пейзажи и портреты землян» встретят какие разумные Квадраты? Ведь чертыхаться начнут – ну, как мы… вы на «черный квадрат». Войной пойдут, чтоб туземцев образумить…
Дождетесь межпланетного конфликта….

+1
skovadim
мастер
  • Активность: 6489
  • Репутация: 94
skovadim мастер Наталья Волкова
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Наталья, "любая абстрактная картина не существует без ее толкования. ...И засерания мозгов...Говоря, что это вы не понимаете..это шедевр до которого надо ещё и дорасти....

-2
Галина
просветленный
  • Активность: 151k
  • Репутация: 16k
  • Пол: Женщина
Галина просветленный Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей, Да,ничто не происходит случайно, сразу после публикации тяжело ангиной заболела,прямо черная дыра этот чёрный квадрат! всё, на Малевиче ставлю точку.

+3
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру Галина
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Галина, в Третьяковке мне о нем много чего по-рассказывали. А уж ,,общественная деятельность,, Малевича сильно смахивала на сатанизм.Заигрался парень....

+5
Галина
просветленный
  • Активность: 151k
  • Репутация: 16k
  • Пол: Женщина
Галина просветленный Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей, Да уж!бедная его душа!

+4
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру Галина
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Галина, каждому воздастся по вере его....

+3
Галина
просветленный
  • Активность: 151k
  • Репутация: 16k
  • Пол: Женщина
Галина просветленный Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей, да.

+2
Виктор Танюкевич
гуру
  • Активность: 39k
  • Репутация: 1604
  • Пол: Мужчина
Виктор Танюкевич гуру Галина
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Галина, а если честно, Вы ведь этот пост разместили, зная, что Малевича опять начнут оплевывать. Вам захотелось сделать это еще раз. Вы сделали эту провокацию сознательно… Вот и (по закону бумеранга) – не рой другому яму… Так что, ставьте лучше квадрат.... продолжение следует!

0
Галина
просветленный
  • Активность: 151k
  • Репутация: 16k
  • Пол: Женщина
Галина просветленный Виктор Танюкевич
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Виктор, нет, не было у мня цели оплевать Малевича,в посте Кристины завязался разговор, и хотя я не читала сам пост, пришлось прочитать, потом добавились комментарии разных людей и я поняла, надо отразить более ясно точку зрения на тёмную сторону творчества Малевича. Что и сделала. Сама так не умею сказать, поэтому нашла хороших авторов, благо профессия библиотекаря обязывает, и теперь рада, что услышаны все практически точки зрения. Вы разделяете взгляды Каземира, ну это Ваше дело, все мы свободной волей обладаем. Как бы потом не пожалеть, да поздно будет...

+5
Виктор Танюкевич
гуру
  • Активность: 39k
  • Репутация: 1604
  • Пол: Мужчина
Виктор Танюкевич гуру Галина
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Галина, верить в милосердие божье никогда не поздно! И знаете почему (я пытаюсь говорить христианским языком)? Потому, что Бог "читает в сердцах наших" и я открыт ему - правда, не боюсь....Сами сказали, что я человек хороший))) Хотя ошибки готов признать и грязь присутствует, но ..кто из нас не грешен?
И причины моего "невоцерковления" понятны: не доверяю я душу свою ручкам с пыльцой от тельца. Уж как-нибудь без посредников...

0
Галина
просветленный
  • Активность: 151k
  • Репутация: 16k
  • Пол: Женщина
Галина просветленный Виктор Танюкевич
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Виктор, Всё проще, для Вас Господь Иисус Христос не Бог ,в этом причина,ну да святой Амвросий Оптинский сказал : "Не потщись немощной рукой остановить неверие", так что умолкаю, и Вам не надо мне ничего отвечать

+6
KozaKoza
ученик
  • Активность: 1410
  • Репутация: 18
  • Пол: Женщина
KozaKoza ученик Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей,
" убил его (искусство) один французский художник-шутник Марсель Дюшан, "
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
А Роза Селяви убила женщину. Причем перед этим Марсель спустил её с лестницы! Т.е. не Розу, а ту, другую

+1
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру KozaKoza
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

KozaKoza, французы шутить умели: один ухо свое подарил женщине (тоже кстати Розой звали), другой по улице голый гулял.... Ну да Бог с ними -может лучше колыбельную? Очень креативная да и художник в клипе хорош, а то застряли в унитазе с прошлого века вместе с Марселем https://www.youtube.com/watch?v=yF9IbDGKSRk&list=RDMMyF9IbDGKSRk&start_radio=1

+4
Астра Алксне
мастер
  • Активность: 2065
  • Репутация: 50
  • Пол: Женщина
Астра Алксне мастер Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей, Боуи я художнику не прощу!

+1
Сергей Левин
гуру
  • Активность: 25k
  • Репутация: 1768
  • Пол: Мужчина
Сергей Левин гуру Астра Алксне
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Астра, я уже ничему не удивляюсь.....

+2
Астра Алксне
мастер
  • Активность: 2065
  • Репутация: 50
  • Пол: Женщина
Астра Алксне мастер Сергей Левин
8 месяцев назад

None

Показать комментарий

Сергей,

+1